«Арсений, зачем ты сюда пришел? Не на покой, но на труды; не на леность, но на подвиг. Итак, подвизайся, трудись и не ленись. (В житии прп. Арсения). Говорил святой Арсений сам о себе: «Много раз о слове, которое говорил, я каялся, но о молчании – никогда». Пою Тя: слухом бо Господи, услышах и ужасохся; до мене бо идеши, мене ища заблуждшаго. Епарх Рустик говорил мученику Иустину: «Итак, ты думаешь, что взойдешь на небеса и примешь некую награду от Бога твоего?» Отвечал мученик: «Не думаю, но точно знаю и без сомнения на это надеюсь» (В житии мученика Иустина 2-го, июня 1). «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» ( Гал. 5:22–23 ). «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» ( 1Ин. 4:12–13 ). «Глубоко сердце человека более всего, и он человек, и кто познает его?» ( Иер. 17:9 ). «От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и великое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его» ( Пс.129:5–6 ). «Взыщите Господа и укрепитесь, ищите лица Его всегда» ( Пс. 104:4 ). «Господи Боже наш, мир дай нам, ибо Ты все дал нам. Господи Боже наш, стяжи нас, Господи, кроме Тебя иного не знаем, имя Твое именуем» ( Ис. 26:12–13 ). «Господи, милость Твоя вовек; дел рук Твоих не презирай» ( Пс. 137:8 ). «Скажи о беззакониях твоих прежде, чтобы оправдаться» ( Ис. 43:26 ). «Вышел Семей и злословил, и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида. И все люди, и все сильные были по правую и по левую сторону царя. И так сказал Семей, проклиная его: «Уходи, уходи, убийца и беззаконник. Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, поскольку ты воцарился вместо него, и дал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот ты в беде кровавой, ибо ты кровопийца». И сказал Авесса, сын Саруин..». – и прочее. «И сказал царь ко Авессе: «Что мне и вам, сыны Саруины? Оставьте его, и так пусть проклинает, ибо Господь сказал ему проклинать Давида...» и прочее. «Может быть, Господь призрит на уничижение мое»... и прочее ( 2Цар. 16:5–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Арсения, Митроп. Киевского.   Почему именно в сей день, а не в другой какой-либо благоугодно было Богу ниспослать Пресвятого Духа на Апостолов? — Причина того заключается в таинственном сближении прообразования с истиною прообразуемою. Закон Моисеев был, по намерению Божию, прообразовательною сенью закона духовного, христианского: сень бо имый, говорит Апостол, закон грядущих благ, а не самый образ вещей (Евр. 10, 1). О даровании человеческому роду сего второго совершительного закона ясно и неоднократно предсказано было через пророков — Иеремию (31, 33), Иезекииля (11, 20) и Захарию (8, 7), о чем вспоминая, апостол Павел в послании к евреям пишет: укоряя бо их глаголет: се дние грядут, глаголет Господь, и совершу на дом Израилев и на дом Иудов завет нов: не по завету, егоже сотворих отцем их, яко сей завет, егоже завещаю дому израилеву по оных днех, глаголет Господь, дая законы Моя в мысли их и на сердцах их напишу их: и буду им Бог, и тии будут Мне людие. Зане милостив буду неправдам их, и грехов их и беззаконий их не имам помянути ктому. Внегда же глаголет, нов, объясняя сии пророческие слова, прибавляет Апостол, обветши перваго: а обветшавающее и состаревающееся, близ есть истления (Евр. 8, 8-13). Значит, существенное отличие сего нового закона от прежнего будет состоять в том, что он свойства совершенно примирительного между Богом и человеком, ибо Бог обещает в нем забыть все их неправды. и беззакония и стать для них Отцом, а их нарещи своими людьми, между тем, как прежний закон был свойства обличительного и обвинительного: Вемы же, говорит Апостол, яко елика закон глаголет, сущим в законе глаголет: да всяка уста заградятся, и повинен будет весь мир Богови. Зане от дел закона не оправдится всяка плоть пред Ним: законом бо познание греха (Рим. 3, 19, 20); во-вторых — в том, что он, по выражению Апостола, написан не чернилами и не на скрижалех каменных, как прежний, но Духом Бога жива, и на скрижалех сердца плотяных (2 Кор. 3, 3), — в самых мыслях и чувствах: ибо в пророческом слове Господь глаголет: по днех онех сей завет дому израилеву дал законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди (Иер. 31, 33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Будучи кровожаднейшим разбойником с наследственной злобой, он, едва лишь уверовал в Бога, сразу покаялся, стал подвизаться, все страсти его покинули, а Благодать Божия посетила. Он даже удостоился приятия пророческого дара, а чуткостью превзошел и самого Арсения Великого, который происходил из великосветского римского семейства, имел наследственные добродетели и обладал большой внешней ученостью. — То есть, Геронда, в чем конкретно заключается смысл этой жизни? — В чем? В том, чтобы подготовить себя для нашего Отечества, для неба, для рая. Суть в том, чтобы человек уловил этот глубочайший смысл жизни, иже есть спасение души. Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой загранпаспорт для жизни иной. Мы забываем о том, что всем нам предстоит уйти. Корней здесь мы не пустим. Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять следующая цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог призовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда. Когда Христос благословил пять хлебов и насытил столько тысяч людей, народ тут же сказал: “Царь бы из Него вышел что надо!” Съели пять хлебов и две рыбы и воодушевились. Однако Христос сказал им не заботиться о сей пище, потому что здесь мы не останемся. В этой жизни каждый из нас подвергается испытаниям: соответствует ли он тому, чего требует Бог. — Геронда, что человек должен всегда иметь в своем уме для того, чтобы творить волю Божию? — Он должен иметь свой ум в Боге, думать о том, ради чего он вступил в эту жизнь. Мы пришли сюда не для того, чтобы заниматься всем на свете и устраиваться по теплым местечкам. Мы пришли, чтобы подготовиться к жизни иной. Итак, наш ум должен непрестанно находиться там, в будущей жизни, и в том, что способно помочь нам ее достичь. С любочестием относясь ко всему, любочестно и смиренно подвизаясь, человек понимает смысл жизни духовной. Духовная жизнь есть безудержная отвага, духовный

http://pravmir.ru/o-glubochajshem-smysle...

В декабре 2012 года в Абаканской епархии прошли X Свято-Иннокентьевские чтения. Мы предлагаем вам текст доклада игумена Арсения (Соколова) «Слово Божие — реальность, созидающая церковную жизнь». Источник — «Татьянин день» Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их. (Пс 33/32:6). В новозаветной Книге Деяний Апостолов, по единодушному свидетельству Предания написанной евангелистом Лукой и представляющей собой не что иное, как первую историю Христианской Церкви, мы дважды читаем слова, которые могут представлять определенную трудность для понимания. Первый раз — в 6-й главе: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме» (Деян 6:7); второй раз — в 12-й: «Слово же Божие росло и распространялось» (Деян 12:24). Нет сомнений, в обоих этих местах Лука говорит о росте апостольской Церкви, об увеличении числа уверовавших во Христа и ставших Его последователями. Но почему автор Деяний, говоря о количественном росте христианских общин, предпочитает описывать его именно этими словами — «слово Божие росло»? Какая реальность стоит за этим? Каково значение божественного слова в рождении и формировании церковных общин? И какое значение придаем ему мы, православные христиане XXI от Рождества Христова века? На эти вопросы я постараюсь ответить в сегодняшнем докладе. Для того чтобы понять, о чем хочет нам сказать автор Деяний, следует обратиться к другой составленной им книге — к Евангелию от Луки. Внимательный структурный и содержательный анализ этих двух книг говорит нам: Евангелие от Луки и Деяния Апостолов — единое произведение в двух частях. Обе книги так тесно между собой связаны, что, составляя предисловие ко второй, автор напоминает о первой: «Первую книгу написал я, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся» (Деян 1:1-2). С описания вознесения, то есть, с того, чем завершается Третье Евангелие, начинается и книга Деяний. Итак, обратимся к Евангелию от Луки. В последней главе этого Евангелия содержится пространный эпизод, отсутствующий у других евангелистов: явление воскресшего Христа двум путникам, возвращающимся домой из паломничества в Иерусалим (Лук 24:13-35). Из других Евангелий только эпилог Марка (текстологи этого эпилога, Мк 16:10-20, заставляет предположить знакомство автора эпилога с Евангелием от Луки) кратко, как бы вскользь упоминает о том, чтó Лука описывает столь подробно: «Явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим» (Мк 16:12-13). Матфей и Иоанн вовсе об этом не упоминают. Прочтем этот прекрасный рассказ, оставленный нам евангелистом Лукой (Лк 24:13-35):

http://bible.predanie.ru/igumen-arsenij-...

В крипте собора помещены фотокопии (негатив и позитив) Туринской плащаницы в натуральную величину, освященные в 1997 г. патриархом Алексием II как Нерукотворные образы Иисуса Христа. Рака с мощами сщмч. Илариона (Троицкого). Фотография. 2014 г. Рака с мощами сщмч. Илариона (Троицкого). Фотография. 2014 г. 17 июля 2008 г. группой паломников из Греции обители была подарена икона прп. Арсения Каппадокийского с частицей мощей, написанная в мастерской скита св. Анны на Афоне; рядом с преподобным на иконе коленопреклоненно изображен прп. Паисий Святогорец. В М. С. м. особенно почитаются сщмч. Иларион (Троицкий), мощи к-рого в мае 1999 г. поставлены на солее собора у юж. стены (25 мая 2017 торжественно перенесены на солею храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской); прп. Мария Египетская (частица мощей принесена 25 марта 2004 из монастыря свт. Николая Чудотворца на греческом о-ве Андрос, находится в Мариинском приделе); Царственные страстотерпцы имп. Николай II Александрович с супругой и детьми, к-рые изображены на редкой иконе «Снятие пятой печати» (1997), помещенной в иконостасе собора. Сюжетом образа послужили слова ап. Иоанна Богослова: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр 6. 9-11). Поскольку образ был написан до канонизации семьи Романовых, то имена членов царской семьи на иконе дописаны в 2000 г. В музейных собраниях сохранилось неск. реликвий, ранее принадлежавших М. С. м. Ковчег, в к-ром с нач. XVIII до сер. XIX в. хранились частицы мощей прп. Марии Египетской и блгв. кн. Михаила Ярославича, представляет собой серебряную шкатулку прямоугольной формы на 4 ножках-шариках (весом «4 фунта 38 золотников») с гравюрами на внешней и внутренней крышках.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

В Новом Завете – в послании к Ефесянам, из которого читается отрывок при бракосочетании мужа и жены, эта подчиненность жены мужу особенно подчеркивается в словах: а жена да боится своего мужа ( Ефес. 5:22–23 ). К. П. Победоносцев перевел эту фразу: а жена да чтит своего мужа; но в подлинном тексте эта мысль выражается сильнее и глубже. Почему же жена должна так относиться к своему мужу? Потому, объясняет апостол, что муж есть глава жены, якоже и Христос глава Церкви; но как Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем. В знак подчинения мужу, ей заповедано быть с покрывалом на голове – не с обнаженной головой и не стриженой, а с покрывалом ( 1Кор. 11:3–15 ). Жене не позволено в Церкви и говорить: она должна молчать, в знак своей подчиненности мужу. Если же она хочет чему-то научиться, спрашивает о том дома у своего мужа, ибо неприлично жене говорить в церкви ( 1Кор. 14:34–35 ). Ибо прежде создан Адам, а потом – Ева , и не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление, – еще раз объясняет различие мужа и жены ап. Павел ( 1Тим. 2:13–14 ). Главной обязанностью жены должно быть материнство, чадородие. За это преимущественно ей обещается и спасение: спасется же чадородия ради, говорит апостол, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием (15)... Крепость брачного союза Сам Христос Спаситель определяет так: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает ( Мф. 12:3–9 ). Бывают браки неудачные; но тогда сторона страждущая должна смотреть на свой союз как на крест, посланный ей от Господа, – как на подвиг крестоношения, и с верой и упованием, а также с молитвою нести свой крест до конца. Только претерпевый до конца спасен будет ( Мф. 10:22 ; Лк. 21:19 ): это может быть усвоено и страждущей жене. Вот в кратких чертах учение о браке, как таинстве, и о семейном союзе. Женщина, не желающая нести на себе иго брачной жизни, может оставаться девой; такое состояние не осуждается христианством ( 1Кор. 7:25–40 ). Теперь хотят развалить этот союз, освященный Самим Богом, упразднить само таинство брака и ввести какое-то равноправие и почти совершенную независимость жены от мужа...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Во всех случаях следует помнить признание преподобного Арсения Великого: «После бесед я часто раскаивался, а после молчания – никогда» [ 10 ]. Не пожелай… Десятая заповедь Ветхого Завета гласит: Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего [ 1 ]. Она похожа на мост, перекинутый между Пятикнижием Моисея и Евангелием. Если первые девять заповедей десятисловия имели в виду главным образом общественную этику и были даны в форме запрещений, похожих на сеть, набрасываемую охотником на дикого зверя – на человеческие страсти (по сути, их цель и заключалась в ограничении и обуздании греха), то десятая заповедь относит понятие нравственности к внутренней, невидимой глазами жизни человека, к области его духа, к источнику его желаний и помыслов, к самому центру человеческого бытия, к его уму и сердцу. Десятая заповедь учит бороться с грехом в самом начале, в самом его зародыше, когда греховный помысл, выплывая из глубины сердца, как спрут из глубин моря, принимает форму образа или еще не высказанного слова. В ней выражено главное аскетическое правило: стоять умом и вниманием у своего сердца и уничтожать греховные помыслы, как садовник вырывает в своем саду первые побеги сорняка, пока они еще не пустили глубоких корней. Святые отцы говорили: Новый Завет в Ветхом скрывается, а Ветхий в Новом открывается. В десятой заповеди сокрыта мораль и нравственность Нового Завета, где главное – состояние человеческого сердца, а дела, поступки лишь проявление и отражение внутренней, сокровенной жизни человека. Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что сердце – это в действительности сам человек. Основа всей аскетики – очищение сердца для того, чтобы в нем воцарился Господь. Десятая заповедь говорит о том, что человек не должен желать чужого, не принадлежащего ему, но в высшем, сакральном значении она запрещает желать всего, что чуждо человеческому духу,– страстно желать вещественного, преходящего, обреченного на тление и смерть. С этой заповедью смыкаются слова апостола Иоанна Богослова: Не любите мира, ни того, что в мире [ 2 ]. Страсти – это болезненные наросты души, это извращенные и деформированные чувства, это как бы ткань души, наполнившаяся гноем. Не желать чужого – значит не отдавать свое сердце страстям, так как страсти всегда желают чужого. Помыслы и страсти вращают наш ум, как ветер или поток воды – мельничные жернова. Страсти подобны пологу, скрывающему от нашей души свет Божества. Страсти и грех – враги Бога, препятствующие Ему войти в человеческое сердце, как в Свою обитель. Христос, словно нищий странник, стоит за дверями нашего сердца, которые закрыты нами для Него [ 3 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2179...

Во всё время беседы публика не раз проявляла весьма сознательное отношение к её содержанию и это служит лучшей преградой от проникновения в её среду сектантских плевел. Описанная нами беседа была типичной миссионерской беседой и потому она, без сомнения, ввела воспитанников семинарии в курс миссионерского дела. Атмосфера миссионерских бесед здесь царила полностью. Духовенство г. Харькова с любовью посещает эти беседы, что вполне понятно: где идёт борьба Церкви с ересями, борьба публичная, – там действительно место усиленного бодрствования пастырей Церкви Христовой... Духовенство и православное население благословляют чуткого к духовным запросам и веяниям времени своего благостного владыку, архиепископа Арсения, за его заботы о благолепии церковных служб и св. деле миссии, которая ныне должна служить единственным оплотом Церкви в её борьбе с религиозными лжеучениями. Μ. Вестник „Миссионерского Обозрения“ Речь высокопреосвященного Антония, митрополита С-Петербургского, к рабочим Путиловского завода 249 //Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 392–393 „Боже, милостив буди нам грешным! Простите меня, возлюбленные братия христиане, что буду говорить с вами, как и все теперь, о постигшем нас в лукавые дни наши несчастии. Слишком больно отозвалось оно в сердцах наших, чтобы скоро можно было забыть его и не говорить о нём. Всех нас поразило оно и своей роковой неожиданностью, и своими невинными кровавыми жертвами. Среди обычно мирного течения нашей жизни оно разразилось над нами, как всегубительное вулканическое извержение, похоронившее под пеплом своим жизни многих людей. Как во дни Ноя люди ели, пили, женились и замуж выходили, пока не пришёл потоп, или как было во дни Лота, пока не пролился с неба дождь огненный и серный и не истребил всех ( Лк.17:26–29 ), так и над нами совершился внезапно праведный суд Божий. О, Господи долготерпеливый, буди милостив нам, грешным! Невольно все мы спрашиваем: за что же, за что так ужасно скончали дни своей жизни эти безвременно погибшие? За что? – Но что говорит Господь? Думаете ли вы, – говорит Он, – что те галилеяне, которых плоть смешал Пилат с жертвами их, были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк.13:1,2,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во второй строфе возникает музыкальный мотив. В цветущем кусте, несмотря на кажущийся звуковой разнобой, спрятано стройное, гармонически организованное музыкальное начало («Едва калитку отворяли,/В его корзине сам собой,/ Как струны в запертом рояле,/Гудел и звякал разнобой» c. 228]). В третьей строфе перед нами разворачивается удивительное действо: сонм снующих насекомых в световом луче превращается (преображается) в нисходящих и восходящих по лествице ангелов. Самого слова «ангел» в стихотворении нет, но присутствует образ лествицы - лестницы («ступени светотени») и слово «видение», которые и отсылают нас к видению Иакова из Книги Бытия: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят на ней. И вот Господь стоит на ней и говорит...» (Быт. 28, 12-13). Видение насекомых-ангелов окутано радужным сиянием, а радуга является в Библии знаком Завета Бога и мира. В книге Бытие после потопа появляется радуга, и Господь говорит: «Я полагаю радугу мою в облаке, чтобы она была знамением вечного завета между мною и между землёю» (Быт. 9, 13). Кстати сказать, с точки зрения оптики в реальном плане бытия радуга сама по себе - «преображение» белого цвета. Характерно, что и сам белый цвет, как в православной иконографии, у А. Тарковского устойчиво соотносится с образом рая. Возвращаясь к «радуге видений», снующей «вдоль и поперёк луча», из стихотворения «Шиповник», мы должны напомнить о двойном смысле этого образа. Это, как мы уже сказали, и образ, имеющий библейские корни, и реальный образ переливающихся разными цветами крыльев бабочек и мотыльков. Радужное «сплетенье линий, лепет пятен» - воплощение любви, которой пропитан весь воздух стихотворения. Куст шиповника, явленный нам в стихотворении А. Тарковского, - это ещё и весть, послание читателю, благая весть о рае. Перед нами мир в его преображённом состоянии. Человек - и его телесная природа, и духовная ипостась тоже предстают перед нами в поэзии А. Тарковского в свете преображения.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/30/...

Вот его речи: «Так говорит Господь: непременно предан будет город сей в руки царя Вавилонского, и он возьмет его». Тогда князья сказали царю: «да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такие слова, ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия». И сказал царь Седекия: «Вот он в ваших руках, потому что царь ничего не может делать вопреки вам». Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках: в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь» ( Иер. 38:3–6 ). Еврейскому народу никогда не нравилась правда: они и святых пророков, обличавших и проповедывавших истину, гнали, убивали и подвергали поношениям. Указанный ров, по всей вероятности, в свое время был большой цистерной – хранилищем для воды. Мы же нашли его в печальном состоянии. У ворот св. Стефана сохранились остатки Овчей купели (Вифезды). Еще и доселе видны здесь притворы, упоминаемые в св. Евангелии ( Ин. 5:2 ). В общем, этот памятник теперь также производит впечатление заброшенного места, куда свозят всякий мусор. Против Елеона находятся всегда запертые Золотые ворота, ведущие на гору Мориа. По преданию и верованию турок, ими войдет в Иерусалим новый завоеватель. Внизу, вдоль стены, по долине обозначается русло Кедронского потока, наполняющегося водой только в дождливое осеннее и зимнее время. Далее идут Навозные ворота, именуемые так потому, что ими вывозили из города нечистоты. Против них вдали видно селение прокаженных, мимо которого лежит дорога в монастырь св. Саввы Освященного. Прокаженные! Как они известны всем из Библии и св. Евангелия. И теперь сия болезнь не исчезла в Палестине. Когда мы проходили близ места убиения св. первомученика Стефана, нам попадались люди, похожие на названных страдальцев; вообще, нищие на Востоке поражают путешественников своим несчастным видом: между ними много слепых, с воспаленными глазами, хромых, а главное, полураздетых и крайне грязных.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010