Так и сбылось. Авраамий в 1680 г. из казначеев Савво-Сторожевского монастыря (Описание сего монастыря, изд. 1888, стр. 86) был игуменом Давыдовой Вознесенской пустыни, московской епархии; в 1685 г. переведен в Спасо-Андрониев монастырь архимандритом, в 1687 г. 9 января посвящен в сан митрополита Рязанского, но в марте 1700 г., по клевете одного из бывших при нем клириков (у Строева: «за старостию») отрешен от управления епархией и жил на покое в московском Знаменском монастыре, † 27 февраля 1708 г. (Душепол. Чт. 1867, апрель, стр. 273). Арсений Костюрин (1687–92) в день рукоположения Авраамия, т. е. 9 января 1687 г., переведен из Спасо-Ярославского монастыря (где настоятельствовал он с 1684 г.); в 1690 г. 24 августа был на поставлении патриарха Адриана; в следующем году 21 февраля, на сырной неделе в субботу патриарх ходил в монастыри и в тех монастырях пожаловал милостыни... в Спасове Андроньеве монастыре архимандриту Арсению с братией 5 руб. (Материалы Забелина, ч. I, стр. 980. Сн. стр. 130 и 132); 22 октября Арсений провожал иконы от Казанского собора до Тверских ворот и по Белому граду (Патриаршие выходы. М. 1869, стр. 20). Переведен, 12 февраля 1692 г., в Чудов, а 2 июля 1704 г. хиротонисан в епископа Воронежского, † в сане архиепископа 18 июля 1712 г. (История Российской Иерархии I, 197). Примечание. В синодике записан род Архангельского (вместо Воронежского?) архиепископа Арсения (Верещагина). Трифиллий Инихов (1692–95) с 1691 г. был игуменом (менее года) Угрешского монастыря; переведен: в 1692 г. в Андроньев, в 1695 г. 4 мая в Новоспасский; в 1697 г. 17 января, как близкий ко двору Патриаршему, хиротонисан в митрополита Нижегородского. Переведен, 23 июля 1699 г., в Крутицкую епархию и в качестве наместника Патриаршей области, управлял ей (областью) при патриархе Адриане и некоторое время по смерти его († 15 октября 1700 г.), проживая в Москве на Крутицах; здесь и скончался 28 июня 1702 г. (История Нижегородской иерархии. Спб. 1857, стр. 24–25). Феодосий (1695–1709) до поступления в монашество был священником при соборной Троицкой церкви в Серпухове; с 1692 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

С. 294). Библиотека и архив В б-ке М. В. м. имелось ок. 3 тыс. экз. книг. Основу б-ки составляли печатные книги XVII в. Часть из них были собственностью свт. Митрофана (надписаны: «Сия книга [такая-то] преосвященнаго Митрофана епископа Воронежскаго»), нек-рые были куплены им для соборной ризницы. Среди них: Патерик Печерский (К., 1678), Требник митр. Петра Могилы (К., 1646), Евангелие учительное воскресное (М., 1681), «Книга о священстве» свт. Иоанна Златоуста (М., 1664), «Повесть об Иоасафе, царе Индийстем» (М., 1681), «Деяния церковные и гражданские Георгия Кедрина» (М., 1694), «Обед душевный» Симеона Полоцкого (М., 1681) и др. В числе книг был Архиерейский Чиновник свт. Тихона Задонского - единственная вещь святителя, хранившаяся в М. В. м. Монастырская б-ка и архив были уничтожены в 20-30-х гг. XX в. Некрополь Под Благовещенским собором была устроена усыпальница для погребения архипастырей Воронежских. Здесь покоились архиеп. Арсений (Костюрин; † 1712), митр. Пахомий (Шпаковский; † 1723), еп. Иоаким (Струков; † 1742), еп. Вениамин (Сахновский ; † 1743), еп. Феофилакт (Губанов; † 1757), еп. Иоанникий (Павлуцкий; † 1763), еп. Иннокентий (Полянский; † 1794), еп. Арсений (Москвин ; † 1810), еп. Епифаний (Канивецкий; † 1825), свт. Антоний (Смирницкий; † 1846), архиеп. Парфений (Чертков ; † 1853), архиеп. Серафим (Аретинский; † 1886), еп. Вениамин (Смирнов; † 1890), архиеп. Иосиф (Кобыльский-Богословский; † 1892), архиеп. Анастасий (Добрадин ; † 1913), архиеп. сщмч. Тихон (Никаноров ; † 1920). Останки митр. Пахомия (Шпаковского), еп. Арсения (Москвина), свт. Антония (Смирницкого), архиеп. Серафима (Аретинского), еп. Вениамина (Смирнова), архиеп. Анастасия (Добрадина), архиеп. Тихона (Никанорова) в авг. 1956 г. были перезахоронены на Коминтерновском кладбище г. Воронежа. В 1993 г. они были перенесены на монастырское кладбище в Акатов во имя святителя Алексия монастырь. Благотворительные, церковно-просветительские и научные учреждения Митрофанов в честь Благовещения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

2 июля 1704 года хиротонисан во епископа Воронежского с возведением в сан архиепископа . Он первый из Воронежских архиереев, который стал именоваться Воронежским и Елецким. В присвоении архиерею звания архиепископа следует видеть не только личное расположение Петра I к Арсению, но и, прежде всего, стремление царя-реформатора повысить церковный статус тогдашней корабельной “столицы” России. Таким образом, молодая Воронежская епархия , единственная епископия после присоединения Тамбовской епископии к Рязанской митрополии в 1701 году, была уравнена в иерархическом отношении со старинными русскими епархиями. Новопосвященный воронежский архиерей поместился на Воронежском подворье и проживал в Москве долго. 2 декабря 1704 года по его указанию в Москву был послан денежный сбор из архиерейской домовой казны. Значительную часть денег, полученных из Воронежа, он употребил в Москве на приобретение архиерейской ризницы, так как епископам с 1705 года предписывалось служить в саккосах (до этого патриаршей привилегии), а не в ризах и мантии носить митрополитные, а клобуки черные. По указу нового владыки от 1 сентября 1705 года были составлены “Книги переписныя домовой архиерейской ризницы”. В первой части перечислялось то, “что построено в прошлых годех по семьсот четвертой год” при епископе Митрофане, во второй – “строение” ризницы в начале архиепископства Арсения. При следующем архиерее, митрополите Пахомии, книги были доведены до конца правления епископа Арсения. В них перечисляются саккосы, ризы, подризники и другие атрибуты церковного служения. Некоторые саккосы были переданы из риз святителя Митрофана, но большая часть облачений сделана вновь. В “Воронежской старине” (выпуск IX) Т.М. Олейников, сравнивая по приходно-расходным книгам быт архиерейского дома при святителе Митрофане и архиепископе Арсении, замечает, что он уже не имел той простоты, которая была характерна для времен святителя. Однако, к чести архиепископа Арсения, он высоко чтил своего предместника и постоянно совершал помин по нему, согласно его завещанию.

http://drevo-info.ru/articles/12254.html

1887. С. 17). Воронежские архиереи, особенно свт. Антоний, использовали его на торжественных богослужениях в дни памяти святого ( Савостьянов. 1852. С. 82, 84, VII). В нач. XX в. историк-краевед Н. И. Поликарпов усомнился в подлинности реликвии, полагая, что жезл принадлежал преемнику М. архиеп. Арсению (Костюрину) ( Поликарпов Н. И. Арсений I Костюрин, архиеп. Воронежский и Елецкий (1704-1712): Мат-лы для его биографии//Воронежские ЕВ. 1902. 16. С. 334. Примеч. 1). Тем не менее на протяжении XIX в. именно такой жезл являлся своего рода иконографическим атрибутом М. на иконах, эстампах и в храмовых росписях. Прп. Михаил Малеин и свт. Митрофан Воронежский со Смоленской иконой Божией Матери. Икона. Сер. XIX в. Оклад 1861 г. (частное собрание) Прп. Михаил Малеин и свт. Митрофан Воронежский со Смоленской иконой Божией Матери. Икона. Сер. XIX в. Оклад 1861 г. (частное собрание) Вероятно, с подобного раннего изображения или, скорее, его прототипа скопирована аналойная икона М. предположительно 30-60-х гг. XIX в. из церковного собрания. Согласно надписи на обороте, образ выполнен М. В. Маляревым (Маляровым) в слободе Алексеевке; поставленная дата 1735 г., возможно, относится к воспроизодимому оригиналу. Она дает отсылку к историческим событиям: в 1735 г. гроб с телом М. был возвращен из ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» под колокольней в заново отстроенный кафедральный собор. По преданию, при перенесении гроба тело воронежского святителя видели нетленным. Сохранившийся образ с ранней датой, исполненный маслом на иконной доске, с легким контуром нимба и указанием на святость в надписи, по иконографии и чертам лица очень похож на живописный портрет на картоне 1830-1832 гг. Первая известная датированная икона с единоличным образом М. данного извода написана в окт. 1832 г. (ЯИАМЗ); в цветовом решении и моделировке личного письма мастер ориентировался на традиции кон. XVIII в. Возможно, по заказу Воронежского архиерейского дома писали небольшие иконы святого в иконописной манере на темном фоне, с использованием разбеленных, охряных и красных оттенков.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

В колониях и следственных изоляторах Воронежской обл. освящено 13 храмов (последний освящен в июне 2003 в колонии в г. Семилуки), открыты часовни или молитвенные комнаты, воскресные школы, совершаются богослужения, проводятся беседы, оказывается благотворительная помощь медикаментами, продуктами питания и духовной лит-рой. В 2001 г. в В. е. была учреждена должность тюремного священника, введенная в штат Управления исполнения наказаний. С 1999 г. реализуются договоры В. е. с Фондом социальной поддержки населения, Управлением здравоохранения и миграционной службой Воронежской обл. об оказании помощи беженцам и вынужденным переселенцам и о духовном окормлении стационарных больных. В 3 воронежских храмах организованы благотворительные столовые. При воронежском Тихвино-Онуфриевском храме действуют катехизаторские курсы для сестер милосердия. В пос. Каменка в 1996 г. при Казанском храме открыт дом призрения для престарелых и одиноких церковных работников-мирян. В 1997 г. освящен домовый храм в больнице НПО «Электроника», в 1998 г.- храм в Воронежской обл. клинической больнице, молитвенные комнаты в Центре социальной помощи «Забота», детском приюте «Радуга», детской обл. клинической больнице. Святыни В воронежском Покровском соборе почивают мощи свт. Митрофана и др. святых, хранятся частицы древа Животворящего Креста Господня. В Акатовом мон-ре находятся частицы мощей мн. святых, в т. ч. архиеп. сщмч. Петра (Зверева). В храмах епархии почитаются мн. иконы Божией Матери, прославившиеся чудотворениями. Местами паломничества в епархии являются пещерные мон-ри - Дивногорский, костомаровский и Белогорский. Почитаются более 160 источников и колодцев, среди к-рых Митрофанов в Воронеже, Тихонов (Константиновский) в Толшевском мон-ре, Спиридоновский в с. Терновом Острогожского р-на и др. Архиереи еп. св. Митрофан (2 апр. 1682 - 23 нояб. 1703); архиеп. Арсений (Костюрин; 2 июля 1704 - 18 июля 1712); в 1712-1714 гг. епархией временно управлял Рязанский митр. Стефан (Яворский); митр. Пахомий (Шпаковский; 23 апр.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Наконец, при Преосвященном митрополите Воронежском Пахомии, когда в 1718 году отстроен нынешний Благовещенский Кафедральный Собор, то, наконец, тело его погребено в правом крыле сего Собора близ самой южной стены в вышнем первом месте к углу, где складена была над ним и томба, но ныне оной нет. При обоих перенесениях тело его оказывалось еще невредимо. Погребение его совершалось Воронежскими архимандритами и прочим духовенством. II. Арсений архиепископ О сем Преосвященном дальних известий не отыскалось. Известно только, что он был родом из великороссийских дворян, по фамилии Костюрин. Был с государем в походах и любим был от него. Хиротонисан прямо в архиепископа на Воронеж из архимандритов Московского Чудова монастыря. На посвящении его, совершавшемся 1704 года июля 2 в Москве, были: Стефан митрополит Рязанский и Муромский, Иларион митрополит Сарский и Подонский, Исаия митрополит Нижегородский и Алатырский, Иосиф архиепископ Вологодский и Белозерский, Евфимий архиепископ Устюжский и Тотемский. Всего 5. Сей Преосвященный правил паствой 8 лет и полмесяца; скончался в Троицком загородном подворье 1712 года июля 18, в 12 часу дни, от рождения бывши 75 лет 5 месяцев и 3 дней. Из загородного подворья перенесено тело его в город Акатовским архимандритом Иоасафом с прочим духовенством и поставлено в Соборной деревянной старой церкви святых Апостолов Петра и Павла. Августа же 26 того же 1712 года по указу государеву погребено Воронежским вышеупомянутым архимандритом, игуменами и духовенством в Соборной каменной первой Благовещенской церкви в выходе, потом перенесено под деревянную колокольню. По отстроении же нынешнего каменного Благовещенского Собора вместе с телом Преосвященного Митрофана перенесено тело и сего Преосвященного в оную и погребено в правом крыле, близ южной стены, ниже Преосвященного Митрофана, где и ныне опочивает. Преосвященному Арсению первому из Воронежских епископов пожалована привилегия служить в саккосе. Ибо предместник его, так как и все Российские епископы до 1705 года, служили в священнических ризах с омофором только, саккос же собственно принадлежал патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Арсений, архиепископ Воронежский и Елецкий (Костюрин) Родился около 1637 года в дворянской семье. Время пострижения его в монашество и рукоположения неизвестно. С 1684 года – архимандрит Ярославского Спасо-Преображенского монастыря. 9 января 1687 года переведен в Московский Спасо-Андроников монастырь. 12 февраля 1692 года назначен в Чудов монастырь. 2 июля 1704 года хиротонисан во епископа Воронежского с возведением в сан архиепископа. Он был первый из архиереев, который стал именоваться Воронежским и Елецким. Архиепископ Арсений имел привилегию служить в саккосе, принадлежащую в то время только митрополитам и патриарху. Преосвященного Арсения любил император Nemp I, которому архиепископ иногда сопутствовал в походах. Скончался он 18 июля 1712 года. Погребен в Благовещенском соборе Митрофаниевского монастыря, близ гроба святителя Митрофана (память 7/20 августа; 23 ноября/6 декабря). Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 170, 338, 837. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 839. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 552. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.: М.. 1896–1913, т. 2. – С. 310. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 61. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Андроник , ученик св. Сергия Радонежского; † 13 июня 1374. Святой. Савва упом. 24 окт. 1403; † между 1410–20. Святой. Александр , преемник; † не ранее 1427. Ефрем и Исаак , записаны в Синодике. . Архимандриты Иоанн упом. 8 мар. 1474. Митрофан упом. с 1504; 7 февр. 1507 хирот. в еписк. Коломенского. Симеон Стремоухов 21 авг. 1509 хирот. в еписк. Суздальского. Сергий 12 февр. 1517 хирот. в еписк. Рязанского. Игнатий , в сент. 1519. Ефрем , в февр. 1525. Зосима , в 1531–34. Авраамий , в 1547 и 48. Иосиф в февр. 1555–1566, июля; потом в Симонове митре, на покое. Феодосий Вятка , в 1567–70; перев. в Троицкий Сергиев мнтрь. Евфимий , в 1571–81. Феодосий , 20 июля 1584. Гурий , в мае 1589. Вассиан , 1598. Авраамий , 1606. Сергий , в 1612–14. Геннадий , 1625 и 26. Евфимий , с янв. 1627; 26 окт. 1628 хирот. в еписк. Тверского. Серапион 8 июля 1634 перев. в Владимиро-Рождественский мнтрь. Макарий , 1635 и 36. Порфирий в 1637 перев. из Псково-Печерского монастыря; † 1640 … Иосиф , бывший Новоспасский архим., с 1641 по 48. Сильвестр , с 1648; 10 июля 1653 хирот. в митрополита Сарской епархии. N ... N ... † 13 сент. (sic) 1654, в мор. Гермоген , в 1654–56. Дионисий , в 1656–60. Пафнутий , в 1661–68; † 27 сент. 1676, на покое. П ахомий , в июне 1669. Никандр в 1673 перев. в Колязин мнтрь. Макарий 29 авг. 1674 перев. в Новоспасский мнтрь. Симеон Милюков 14 сент. 1674 перев. из Нижегородского Печерского монастыря; 9 апр. 1676 хирот. в архиеп. Смоленского. Никон , в 1676–79. Иосиф , в февр. (sic). 1681. Никифор в 1681 перев. из Новинского монастыря, и 27 июня хирот. в митрополита Астраханского. Авраамий , с 1681, а 13 июля 1684 хирот. в митрополита Белогородской епархии. Пахомий , 19 авг. (sic) 1685. Авраамий , 1686, из игум. Давидовой пустыни; 9 янв. 1687 хирот. в митрополита Рязанского. Арсений Костюрин 9 янв. 1687 перев. из Спасо-Ярославского монастыря, а 12 февр. 1692 – в Чудов. Трифиллий Инихов в 1692 перев. из Угрешского монастыря, а 4 хая 1696 – в Новоспасский. Феодосий 4 мая 1695 перев. из Угрешского монастыря; 30 июля 1709, за беспорядки, отрешён.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXVIII. Епархия Воронежская Воронежская епархия упреждена в 1682 г. Одиннадцатая в третьеклассных. I. Епископы Воронежские и Елецкие 1. Митрофан , «епископ Воронежский» (sic), 2 апр. 1682 хирот. из игум. Макариева на Унже монастыря; † нояб. 1703; в лике святых с 1832. 2. Арсений Костюрин , архиепископ, хирот. 2 июля 1704 из архим. Чудовских; † 18 июля 1712. 3. Пахомий Шпаковский , митрополит, хирот. 25 апр. 1714 из архим. Бессериканского (в Валахии) монастыря; † 23 сент. 1723. 4. Иосиф хирот. 31 окт. 1725 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; † 27 дек. 1726. 5. Лев Юрлов хирот. 1 мар. 1727 из архим. Переяславского Горицкого монастыря; 8 июня 1730 назначен в Астрахань, но 2 окт., по суду, низложен и 3 дек. сослан в Крестный мнтрь; 22 апр. 1742 возвращён ему сан и отвезён в Москву; † 28 янв. 1755, в Знаменском мнтре. 6. Иоаким Струков 8 июня 1730 перев. из викариев Киевских: † 26 сент. 1742. 7. Вениамин Сахновский 2 дек. 1742 перев. из Вятки; † 28 мар. 1743. 8. Феофилакт хирот. 14 сент. 1743 из архим. Костромского Ипатиевского монастыря; † 30 нояб. 1757. 9. К ирилл Ляшевецкий хирот. 6 авг. 1758 из архим. Новоспасских; 19 окт. 1761 перев. в Чернигов. 10. Иоанникий Павлуцкий 6 дек. 1761 хирот. из архим. Саввина Сторожевского монастыря; † 2 янв. 1763. 11. Тихон Соколов 3 февр. 1763 перев. из викариев Новгородских; 17 дек. 1767 уволен на покой, в Задонск; † там 13 авг. 1783. Святой с 25 мая 1861. 12. Тихон Якубовский 17 дек. 1767 перев. из викариев Московских (епископов Севских), а 19 мая 1775 – в Суздаль. 13. Тихон Малинин 21 июня 1775 хирот. из архим. Колязина монастыря, а 6 мая 1788 перев. в Тверь. 14. Иннокентий Полянский хирот. 29 июня 1788 из архим. Петергофской Троицкой пустыни; † 15 апр. 1794. Он именовался просто «Воронежский». II. Епископы Воронежские и Черкасские 15. Мефодий Смирнов хирот. 21 мая 1795 из архим. Новоспасских: 10 апр. 1799 перев. Тулу. 16. Афанасий Иванов 10 апр. 1799 перев. из Коломны, а 1 окт. – в Екатеринославль.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А внизу, в шестьдесят четвертом номере, всегда было так весело, беззаботно и шумно. Оттого, что в номере много пили водки и курили, много пели и кричали, спали на полу и на диванах, воздух в нем был сизый, тяжелый, сильно пахло спиртом и селедкой, и всегда царил беспорядок, такой прочный и непобедимый, что Чистякову он иногда казался особенным порядком. И хозяева комнаты, Ванька Костюрин и Панов, были похожи на свою комнату: беспорядочные и прочно утвердившиеся в своем беспорядке, по утрам вместо чая они пили водку или пиво, ночью бодрствовали, а днем спали. Имущества у них было очень мало, но на окнах всегда стоял ряд порожних бутылок, по росту, начиная от четверти и кончая соткой, а на стене висели бубен и треугольник, и лежала хорошая гармония. С тех пор как один из товарищей по номерам, серб Райко Вукич, однажды ночью прошелся с бубном по коридору и страшно напугал всех жильцов, подумавших про пожар, каждый вечер в одиннадцать часов приходил коридорный Сергей и отбирал бубен до утра. А утром приносил его вместе с парою пива, и длинноусый Ванька Костюрин, по утрам очень мрачный, исполнял на бубне короткую песнь – тоже почему-то очень мрачную. А потом звонкой и веселой трелью рассыпалась гармония – и начинался бестолковый и непонятный Чистякову день. Когда вечером в шестьдесят четвертый номер приходил Чистяков, узкогрудый, болезненный, неся на себе следы трудового дня и строго определенной жизненной цели, компания встречала его с легкой насмешкой и недоброжелательством. – Иностранец ползет! – возвещал Ванька Костюрин. И студенты смеялись, так как всем своим лицом, длинными волосами, синей рубашкой, выглядывавшей из-под тужурки, Чистяков менее всего походил на иностранца. Да и говор у него был самый великорусский: мягкий, округлый и задумчивый. Не любили его студенты за то, что он был совершенно равнодушен к их жизни, не понимал ее радостей и похож был на человека, который сидит на вокзале в ожидании поезда, курит, разговаривает, иногда даже как будто увлекается, а сам не сводит глаз с часов. О себе он ничего не рассказывал, и никто не знал, почему в двадцать девять лет он только на втором курсе, но зато много и подробно говорил он о загранице и тамошней жизни. И всем, кого видел в первый раз, сообщал с тихим восторгом где-то и когда-то услышанную им новость: что в Христиании, на самой лучшей площади, народ воздвиг два прекрасных памятника: Бьернсону и Ибсену, еще при жизни последних, и когда Бьернсон и Ибсен проходят по площади, они видят свое изображение отлитым из вечного чугуна и бронзы и так радуются любви народа, что оба плачут. И, рассказывая это, Чистяков глядел в сторону, и веки его наливались слезами и краснели.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-leonid...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010