Я вспоминаю один удивительный случай. После выхода книги «Одна ночь в пустыне Святой Горы» я встретился с одним афонским монахом. Он сказал мне: «Многие меня спрашивают, не я ли тот монах, с которым вы беседовали. Я отвечаю: не пытайтесь узнать, кто он. Постарайтесь следовать совету и жить в молитве, о которой говорится в книге». А затем этот монах сказал мне: «Пойдемте, я расскажу вам еще несколько вещей, которые вы сможете добавить к книге позже». И, к моему бескрайнему удивлению, он стал рассказывать мне об опыте видения нетварного света; что предшествует этому видению и что следует за ним; в каком состоянии находится при этом человек; какое отношение имеют слезы к боговидению и т.д. Я был поражен и благодарил Господа за великий дар, который Он подает Святой Горе и Своей Церкви, а также мне лично за то, что мне удалось встретиться с такими великими подвижниками, которые даже в наше время живут среди нас. Поэтому я могу с уверенностью сказать: «И мы слышали и видели и прикасались своими руками " 651 . Современные афонские свидетели обожения К счастью, мы записали свидетельства о видении нетварного света. Несколько афонских монахов по разным причинам, главным образом, чтобы помочь христианам со слабой верой, поведали о своем опыте. И мы записали их свидетельства. Я приведу четыре таких свидетельства, показывающих значение Святой Горы. Первое свидетельство принадлежит старцу Паисию. Он описывает, как преподобный Арсений Каппадокийский явился ему в тот момент, когда он закончил писать его Житие. Это был опыт боговидения ( μπειρα το Θεο), ибо святые являются в нетварном свете. Кроме того, святые созерцают рай и Царство Божие, что является видением нетварного света. Характерно, что на Фаворе Илия и Моисей явились в Божественном свете. Старец Паисий пишет: «Отец Арсений таил себя и иными подобными путями, но мои собственные духовные руки скованы многими грехами, и я не в силах пока раскрыть его добродетели, помолитесь же за меня. Да простит меня за это милосердный отец Арсений, как и за то, что я запятнал имя, данное им мне. Это правда, как правда и то, что я ни в чем не подражал ему. И хотя я вел себя по отношению к нему недостойно, терпеливый отец Арсений, истинный подражатель Христа, вознаградил меня своей любовью. Кажется, он собирал свою любовь долгие годы, чтобы разом отдать мне всю ее и тем самым потрясти и пробудить меня, беспечного и бесчувственного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Старец не любил фотографироваться. «Он позволял себя фотографировать только для тех людей, кто был очень болен или должен был скоро умереть», – рассказывает Ментесидис Николаос, который был близко знаком со старецем и возил его на своей машине с Афона в Суроти Старец Паисий Святогорец, в миру Арсений Езнепидис, родился в Фарасах Каппадокийских (в Турции) в 1924 году. Кроме маленького Арсения в семье было еще девять детей. Через две недели после рождения Арсения фарасийские греки бежали из Турции в Грецию. Перед отъездом святой Арсений Каппадокийский (1841-1924), бывший тогда приходским священником в селе, окрестил мальчика и дал ребенку свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха». Больше всего маленький Арсений любил читать жития святых, так что его старший брат даже отбирал и прятал от него книги. Юность Арсения прошла в городе Коница, где он выучился в школе и получил профессию плотника. Но с началом Гражданской войны в Греции (1944-1948) был призван в действующую армию. Отслужив, Арсений ушел на Афон, в 1954 году принял рясофор с именем Аверкий. А через два года был пострижен в малую схиму с именем Паисий. С 1958-го по 1962 год он прожил в Коницком монастыре в селении Стомио, после чего отправился на Синай. Два года провел в скиту святых мучеников Галактиона и Епистимии на Синайской горе, где и сейчас сохранилась его келья, но потом из-за болезни легких вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту. В 1966 году болезнь развилась так сильно, что отцу Паисию отняли большую часть легких. Когда старец лежал в больнице, к нему обратились несколько женщин, желающих строгой иноческой жизни, с просьбой помочь им основать монастырь с афонским уставом. Старец получил благословение архиерея на открытие женского монастыря, нашел хорошее место для строительства, и уже в 1967 году в Суроти поселились первые сестры. Отец Паисий специально приехал с Афона и два месяца прожил в общине – помог наладить строй обители. «Он вникал во все стороны жизни – начиная от самых простых, житейских, вплоть до самых серьезных и духовных, – пишет в одной из первых книг о старце, изданных в Суроти, игуменья Филофея. – Ему было всего 43 года, но уже тогда отец Паисий обладал поистине старческой мудростью. Старец помогал нам и своею молитвой, а также письмами, которые присылал с Афона разным сестрам лично или же всем вместе». Навещая «своих сестер» дважды в год, он опекал монастырь до самой своей смерти 12 июля 1994 года. Старец умер и похоронен не на Афоне, где он прожил большую часть своей жизни, а в основанном им монастыре, в Суроти. «Это было промыслительно, – считают монахини, – если бы геронда был похоронен на Афоне, женщины не могли бы приходить к нему!»

http://pravoslavie.ru/37233.html

Воспитание детей надо вести с малого возраста, потому что тогда душа с легкостью впитывает хорошие начала и благие семена, которые дадут впоследствии добрые плоды. Все мы по опыту знаем, как сильно влияет детский возраст на нашу последующую жизнь, поэтому, когда психологи исследуют многочисленные проблемы современного человека, они всегда обращаются к его детству, чтобы найти там причины и травмы, оказавшие влияние на всю его оставшуюся жизнь. Родитель должен знать, что воспитание подобно медицинскому искусству, которое, с одной стороны, должно бороться с микробами, а с другой – укреплять организм с помощью лечебной терапии, чтобы он функционировал нормально. Старец Паисий описывает, как святой Арсений Каппадокийский (житие которого он составил) применял подобные упражнения с детьми. Кроме того, что святой Арсений обучал их грамоте, будучи сельским учителем, он еще и смирял их страсти, развивал в них мужество. Преподавал он детям и умную молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», – или: «Во имя Христа и Богородицы», – а когда они порой грешили или совершали какую-нибудь пакость, учил их обращаться к Богу со словами: «Согреших Ти, Господи». Говорил он им, и чтобы нарезали кусочки виноградных прутиков, нанизывали на веревочку и делали себе четки (наподобие плетеных четок), чтобы отсчитывать молитвы и поклоны, имевшиеся у каждого в качестве правила, и так ум детей очищался непрестанной молитвой 11 . В случае с детьми надо отметить важность подвига, чтобы они могли обрести мужество и не боялись страданий, поскольку им предстоит стяжать благо, стяжать добродетель. Боязливость души – это порождение себялюбия, а по святым отцам себялюбие является порождением маловерия. Святой Арсений практически помогал детям стяжать мужество, чтобы они потом благодаря мужеству, как говорил старец Паисий, могли смирить свои страсти и очистить ум непрестанным призыванием имени Христа, а также поклонами единственно истинному Богу и Спасителю нашему. Еще очень важно, что преподобный Арсений учил детей возлагать надежду и черпать силу в имени Христа и Богородицы, а также признавать и исправлять свои ошибки, говоря: «Согреших, Боже мой». Как плохо, к сожалению, бывает сегодня, когда родители постоянно стараются оправдать своих детей, думая, что таким образом оказывают им любовь. Воспитание происходит в иллюзорном мире самохвальства и самооправдания, что, увы, в какой-то момент сокрушит ребенка, когда он встанет перед своими ошибками и их последствиями как перед непреодолимой стеной в нашей жестокой и мстительной реальности.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

При, казалось бы, столь малом образовании он был удивительно осведомлен в святоотеческом понимании церковных истин. Благодать Божия всегда была с ним. Кто же из современников мог содействовать его духовному росту? Оказывается, духовным наставником Паисия Святогорца был в свое время русский иеромонах Тихон (Голенков), он же постригал Паисия в великую схиму в 1966 году. Когда иеромонах Тихон служил литургию, он всех удалял из алтаря. Литургия служилась неимоверно долго, только пение Херувимской длилось два часа, но так как в алтаре никого не было, было ясно, что это пели ангелы. Иеромонах Тихон знал о времени своей кончины. Однажды он рассказал Паисию, что ему явилась Божия Матерь с чудотворцами Сергием и Серафимом, и известила его, что он отойдет ко Господу через день после Ее рождества – 23 сентября. Так и произошло. Преемник Арсения Каппадокийского Протопресвитер Михаил (Макридис) Старец Паисий родился в Фарасе, в Кападокии (Малой Азии) и был крещен знаменитым подвижником — Арсением Каппадокийским. В то время случился обмен населения — фарасийские греки уезжали из Турции в Грецию, а турки из Греции в Малую Азию. И перед отъездом святой Арсений Каппадокийский окрестил будущего подвижника, дав ему свое имя. Святой Арсений считал своей миссией перевезти в Грецию людей, чтобы спасти их от репрессий Ататюрка. Так Арсений – будущий старец Паисий, возрастал в сложных условиях, так как его родные и семья были беженцами, жили в бедности и терпели настороженное отношение местных жителей. В 1940 году началась война Греции с Италией, затем Вторая мировая война и гражданская война в Греции. В 1945 году Арсений был призван в действующую армию, где три с половиной года служил радистом. Именно из-за войны он не имел возможности получить образование, хотя никогда не относился к образованию плохо. Протопресвитер Михаил (Макридис) Молитва старца Паисия В молодости я не очень хорошо относился к священству, так как встречал священников столь же страстных, как я. У меня не было перед глазами духовного примера, хотя я слышал о старце Паисии от друзей. В молодости я увлекался восточными религиями и восточными единоборствами, и вот однажды, после одного чуда, произошедшего со мной во время летних каникул 1991 года, я решил отправиться на Афон и познакомиться со старцем Паисием.

http://pravmir.ru/10-istoriy-o-svyatom-s...

Ближе чем родной отец. Старец Паисий и его чада Путь на Афон открыт только мужчинам. Но в Греции есть и женский монастырь, где живут по строгим афонским правилам и служат без электричества при свечах. Этот монастырь в селении Суроти основал афонский старец Паисий Святогорец, книги которого так полюбили в последние годы в России. Корреспондент «НС» отправилась в Суроти, чтобы встретиться с людьми, которые помнят старца Паисия. 21 июля, 2009 Путь на Афон открыт только мужчинам. Но в Греции есть и женский монастырь, где живут по строгим афонским правилам и служат без электричества при свечах. Этот монастырь в селении Суроти основал афонский старец Паисий Святогорец, книги которого так полюбили в последние годы в России. Корреспондент «НС» отправилась в Суроти, чтобы встретиться с людьми, которые помнят старца Паисия. Путь на Афон открыт только мужчинам. Но в Греции есть и женский монастырь, где живут по строгим афонским правилам и служат без электричества при свечах. Этот монастырь в селении Суроти основал афонский старец Паисий Святогорец, книги которого так полюбили в последние годы в России. Корреспондент «НС» отправилась в Суроти, чтобы встретиться с людьми, которые помнят старца Паисия. Старец Паисий Святогорец, в миру Арсений Езнепидис, родился в Фарасах Каппадокийских (в Турции) в 1924 году. Кроме маленького Арсения в семье было еще девять детей. Через две недели после рождения Арсения фарасийские греки бежали из Турции в Грецию. Перед отъездом святой Арсений Каппадокийский (1841-1924), бывший тогда приходским священником в селе, окрестил мальчика и дал ребенку свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха». Больше всего маленький Арсений любил читать жития святых, так что его старший брат даже отбирал и прятал от него книги. Юность Арсения прошла в городе Коница, где он выучился в школе и получил профессию плотника. Но с началом Гражданской войны в Греции (1944-1948) был призван в действующую армию. Отслужив, Арсений ушел на Афон, в 1954 году принял рясофор с именем Аверкий. А через два года был пострижен в малую схиму с именем Паисий. С 1958-го по 1962 год он прожил в Коницком монастыре в селении Стомио, после чего отправился на Синай. Два года провел в скиту святых мучеников Галактиона и Епистимии на Синайской горе, где и сейчас сохранилась его келья, но потом из-за болезни легких вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.

http://pravmir.ru/blizhe-chem-rodnoj-ote...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Паисий Святогорец Схимонах Паисий Святогорец. Фото. Прп. Арсений Каппадокийский и старец Паисий Святогорец. Греческая икона, написанная до канонизации прп. Паисия Задолго до его прославления, почитание старца Паисия распространилось далеко за пределы родной Греции и греческого народа. Сочинения святого были переведены на много языков. 13 января 2015 года Священный Синод Константинопольского Патриархата после подробного изучения представленных фактов единогласно постановил причислить схимонаха Паисия Святогорца к лику святых с установлением памяти в день его преставления - 12 июля н. ст. (29 июня ст. ст.) . 5 мая того же года Священный Синод Русской Православной Церкви включил имя преподобного и в месяцеслов Русской Церкви с определением празднования его памяти 29 июня (12 июля н. с.). На заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви 3-4 июня того же года его имя было внесено в месяцеслов Румынской Церкви для ежегодного почитания начиная с 2016 года, с установлением памяти 12 июля н. ст. Сочинения Написал книги " Афонский старец Хаджи-Георгий " , " Отцы святогорцы и святогорские истории " и " Арсений Каппадокийский " . Однако наибольшую известность он получил как духовный советник и пастырь. Его наставления, собранные сподвижниками и учениками, составили обильное собрание писаний. По благословению ближайших сподвижников старца Паисия издательский дом " Святая Гора " начал публиковать его творческое наследие в 2001 году. Особенно известна пятитомная серия книг " Слов " святого Паисия - " С болью и любовью о современном человеке " , " Духовное пробуждение " , " Семейная жизнь " , " Страсти и добродетели " , " Духовная борьба " . Также примечательны книги " Отец Паисий мне сказал " Афанасия Раковалиса, " Письма " старца Паисия и " Житие Паисия Святогорца " иеромонаха Исаака Афонского.

http://drevo-info.ru/articles/13672870.h...

Надежда 2015/07/12, 00:04:59 о.Паисие Святогорец! Помолись о р.Б.Елене , что б я избавилась от гордыни и тщеславия . р.Б. Елена 2015/05/21, 06:27:50 Преподобный Отче Паисие, моли Бога о нас! Гибну, Отче! Душа и ум во мраке. Спаси, батюшка! Помоги моей семье, Отче Паисие! Прости нас, грешных и помолись о нас Господу, да простит нас Всещедрый Господь! Да исправится наша жизнь горькая, Отче! Помоги молитвою своей, угодной Богу, разрешить все наши проблемы, защити нас от сил зла и злых намерений человек недобрых! Спаси нас, Отче, не дай погибнуть душам нашим и добрым намерениям! Моя старенькая мама р.Б. Евдокия, лежит уже 3,5 месяца с переломом шейки бедра, разум совсем покинул ее голову. Гниет заживо, а с миром отойти ко Господу - не может. Отче Паисие, помолись, ради Христа, о ней грешной: да простит Господь грехи ее нераскаянные, да подаст мирное разрешение проблемы ея. Я с ней один на один. Устала, Отче! Душа погрязла во мраке. Силы недобрые путают меня. Спаси нас, Преподобный Паисие! Разрушь зло, защити и помоги, молю Тя, Отче! Батюшка Паисие, помолись о моих чадах: р.Б. Кирилле, р.Б. Максиме. Отче Паисие, молю Тя о здравии душевном и телесном для своих детей! Да отпадет от них всякое зло, разрешатся все их проблемы благополучно. Отче, Паисие, спаси моих чад от нечаянной и напрасной смерти! Защити их в пути, отжени от них скорби и беды, зависть людскую и защити их от сил зла! Да дарует Господь Милосердный им благодать Свою! Благодарю Тя, Батюшка Паисие, что выслушал крик души моей. Благодарю Тя, Отче Паисие, за помощь скорую Твою! Слава Богу за все! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь! р.Б. Фотиния 2015/03/27, 23:48:47 Преподобные Арсений Каппадокийский и Паисий Святогорец молите Бога о нас. Отцы мои молитесь за меня грешного и ленивого Раба Божия Валерия. Раб Божий Валерий 2015/02/27, 22:48:26 Святые Прп. Арсений Каппадокийский и Паисий Святогорец ! Молите Бога о нас! Помогите Анне , чтоб легко прошла комиссия и ревизия . Аминь. Аминь. Аминь. раба Божья 2015/02/05, 10:30:49

http://isihazm.ru/?id=1337&c_pid=1

Убежденность апологетов вполне объяснима. Решения, принятые собором во Флоренции, собором и должны, казалось бы, быть отвергнуты. Для православных апологетов такой собор был бы очень нужен, равно как для католических он был нежелателен. Позиция православных авторов того времени отражала потребность в авторитетном отвержении канонического статуса Флорентийского собора (так, например, в Антирретике Иоанна Евгеника, построчном опровержении ороса собора, 10% текста посвящено именно опровержению его каноничности). Между тем православные византийские полемисты – современники Иерусалимского собора – о нем не упоминают. Не опубликовал его определения в своих многотомных собраниях антилатинских текстов и Иерусалимский патриарх Досифей в XVII столетии. И все же в Новое время собор начинает восприниматься как главный акт церковного отвержения Флорентийской унии. Каким же предстает Иерусалимский собор в его определении? Во-первых, его представительность достаточно ограничена. В нем принимали участие три восточных патриарха (все находящиеся под мусульманским владычеством), а также митрополит Кесарии Каппадокийской Арсений. Об участии других архиереев речи не идет. Митрополит Арсений прибыл в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам, разделить вместе с патриархами «великую тайну православия и христианского благочестия», а также обсудить проблемы своей епархии, связанные с униатской политикой константинопольских властей. Основная проблема заключалась в том, что униатский патриарх Митрофан 6 , как это следует из текста, поставил в Малой Азии четырех единомысленных себе епископов, к тому же в непосредственной близости от епархии митрополита Арсения. Возможно, при этом могли быть попраны его права на поставление соседних епископов. Поскольку митрополия Кесарии Каппадокийской относилась к Константинопольскому патриархату, то апеллировать к любому другому патриарху было бессмысленно. Вероятно, по этой причине митрополит решается апеллировать к собору остальных восточных патриархов, хранящих православие и к тому же неподвластных константинопольскому императору. Вероятно, в рассмотрении этой жалобы и была причина созыва Иерусалимского собора. Был ли этот вопрос единственной причиной встречи трех восточных патриархов в Иерусалиме, или были другие темы, не попавшие в дошедшее до нас определение, этого мы не знаем. Но ясно, что не просто опровержение решений Флорентийского собора, как такового, привело патриархов в Иерусалим. Собор в Иерусалиме состоялся в апреле, а Пасха в тот год приходилась на 21 апреля. Вряд ли Александрийский и Антиохийский патриархи, а также митрополит покинули свои церкви на Пасху или сразу после нее. Собор, вероятнее, состоялся в начале месяца, так, чтобы иерархи успели вернуться к себе к Страстной седмице.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Надо к ребенку относиться как к дару Божиему. Это не твоя собственность, это образ и подобие Божие, дар Божий, благословение Божие, это святынька, которая Богом тебе дана на хранение, на развитие. Уважительное — это благоговейное отношение друг к другу. Советы старца Арсения Каппадокийского Однажды к отцу Арсению принесли бесноватого ребенка из Синасоса. Взглянув на ребенка, он велел родителям немедленно развязать его. Однако те боялись это сделать. Отец Арсений снова повторил: “Быстро развяжите его”. Тогда родные измученного ребенка сказали: “С вашего благословения, Хаджифенди, но мальчик безумен и причинит нам беду. Мы с большим трудом его связали”. Но отец Арсений сказал им: “Освободите его и не бойтесь”. Как только они его развязали, бес покинул мальчика, и тот исцелился. Он подошел к отцу Арсению и тихо, как агнец, сел рядом с ним. После этого отец Арсений наложил на родителей мальчика епитимию поститься сорок дней, как в Великий пост, ибо понял, что они виноваты — как в том, что ребенок родился бесноватым, так и в жестокости по отношению к невинному (чтобы как-то сдерживать и физически ослабить бесноватого сына, они оставляли ребенка голодным). Из книги старца Паисия Святогорца “Преподобный Арсений Каппадокийский ”, Троице-Свргиева лавра, 1997. – Где золотая середина чтобы не стать нянькой для ребенка, но и не перегрузить его домашними делами? – Распорядок жизни должен быть у него, как и у взрослого: время — работе, время — отдыху. Конечно, ребенок должен иметь и свое личное время. О взаимоотношении с другими детьми Ребенок учится у родителей. Их уважительное, учтивое, благоговейное отношение к людям и ребенка учит. Как противостоять в воспитании детей разлагающему воздействию на них современного мира? – Мы не всегда понимаем, что быть верующим, благочестивым — это и значит быть всегда современным. Мы же часто называем современным человека распущенного, мирского, безрелигиозного. И порок, и святость живут одновременно. И носители этих качеств живут одновременно. Просто подобное тянется к подобному. Святость — к святости, а развращенный разврата ищет. Соблазн придет в мир, но человек не должен быть источником соблазна для другого. И в этом смысле, я думаю, всегда современен благочестивый.

http://azbyka.ru/semya/pravoslavnaja-sem...

Какой он, преподобный Паисий Святогорец? Наверно, это и есть главный ответ на вопрос, каким он был. Всё время стремящимся ко Христу. 20 января, 2015 Наверно, это и есть главный ответ на вопрос, каким он был. Всё время стремящимся ко Христу. 13 января 2015 года старец Паисий, чьи поучения очень любимы православными христианами в России, Священным Синодом Вселенского Патриархата причислен к лику святых Православной Церкви «Хочу оставить монаха» Преподобный Паисий родился в 1924 году в семье, из которой происходил еще один греческий святой — преподобный Арсений Каппадокийский. Он и дал будущему старцу имя при крещении — Арсений. Родители хотели назвать ребенка в честь деда — Христос. Однако преподобный Арсений сказал: «Хорошо, вы хотите оставить кого-то, кто пошел бы по стопам деда. А разве я не хочу оставить монаха, который пошел бы по моим стопам?». Уже в детстве Арсений был уверен в своем будущем пути. Когда его спрашивали, кем он станет, когда вырастет, он с твердостью отвечал: «Монахом». В школьные годы он много читал Священное Писание и жития святых, собрал целую коробку житий. Даже если Он был просто Человеком… Старец Паисий вспоминал один эпизод из своего детства: «С одиннадцатилетнего возраста я читал жития святых, постился и совершал бдения. Мой старший брат отбирал у меня жития и прятал их. Но ему не удалось добиться своего. Я уходил в лес и продолжал читать. Тогда один из друзей моего брата, Костас, сказал ему: “Я тебе его исправлю”. Костас пришел к нам в дом и начал рассказывать мне теорию Дарвина. Тогда я поколебался и решил: “Пойду помолюсь, и если Христос — Бог, то Он явится мне, чтобы я перестал колебаться в вере. Он даст знак — тенью, голосом или чем-то подобным”. Э, настолько в те годы у меня хватало ума. Уединившись, я начал класть поклоны и молиться несколько часов подряд. Но я ничего не увидел и не услышал. Совершенно выбившись из сил, я остановился. Тут я вспомнил одну сказанную Костасом фразу: “Я признаю, что Христос был Человеком выдающимся — праведным, добродетельным. Его соплеменники позавидовали Его добродетели и осудили Его на смерть”. Тогда я решил: “Раз Христос был таким, то — даже если Он был просто Человеком — Его стоит полюбить, послушаться и принести себя в жертву ради Него”». Связь с главштабом и с Богом

http://pravmir.ru/kakoy-on-prepodobnyiy-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010