Один из Вологодских купцев по имени Гавриил, человек богобоязненный, много раз посещавший обитель еще при жизни преподобного и пользовавшийся его любовью, – плыл однажды по озеру по своим торговым делам, как вдруг поднялась страшная буря и волны грозили потопить утлую ладью его. Находясь в крайности и каждую минуту ожидая себе смерти, Гавриил стал призывать на помощь угодников Божиих и в числе их преподобного Стефана, тогда уже скончавшегося. Едва только он произнес молитву и призвал преподобного на помощь, как тотчас же увидел на корме своей лодки святолепного старца, который сказал ему: «не бойся сын смирения, внял Господь твоей молитве и послал меня избавить тебя от потопления». – Кто ты? спросил Гавриил, пришедший в ужас от предстоящей ему неминуемой смерти и от внезапного видения старца. «Разве ты забыл, сколько милостыни подавал в обитель святителя Николая, что на озере Комельском и мне смиренному строителю ее Стефану»? отвечал явившийся и стал невидим. Буря тотчас же утихла и Гавриил, благополучно достигши берега, поспешил в пустынную обитель отправить панихиду над гробницею преподобного, которую он в благодарность за свое избавление, покрыл богатою пеленою. Преподобный Арсений Комельский Комельский лес, простиравшийся по южной окраине Вологодской страны на сотни верст и служивший жилищем диких зверей и притопом разбойников, – издавна казался какою то обетованною землею любителям безмолвия, стремившимся сюда со всех сторон. С легкой руки афонского пришельца Сергия, променявшего голубое небо и благорастворенный климат своей прекрасной родины на болота и дебри сурового и сумрачного севера и прежде всех водрузившего в нем свою кущу, монашеская секира в продолжении двух веков то там, то инде почти не переставала рубить вековые сосны и ели, пролагая новые пути и обращая в иноческие обители берлоги медведей и становища разбойников. По течении одной только незначительной речки Нурмы было несколько инческих обителей, а сколько было разсеяно пустынь и уединенных келий по громадному пространству леса? Там, в непроходимых чащах леса, за мхами и болотами жили люди, проникнутые древним христианским духом и составлявшие свой особый мир, не похожий ни на какие другие миры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло», – неспроста говорилось на Руси. Этот острый недостаток справедливого суда на земле иногда восполняли монастыри, служа как бы прообразом будущего справедливого Божьего суда. Както раз преподобный Александр Свирский встретил в окрестностях своего монастыря местного рыбака. Преподобный носил старую и залатанную свитку так что по внешнему виду мало походил на игумена. Рыбак спросил его, где ему найти игумена. На вопрос преподобный ответил вопросом:«А зачем он тебе? Игумен у нас блудник и винопийца». Но рыбак возразил: «Того не знаю. Знаю только, что многих он избавил от печали и напасти». И тут он поведал монаху свое горе. Оказалось, что три года назад выпала ему редкая удача. Он поймал большого осетра и продал купцу. Судья тех мест, узнав об этом, стал притеснять его. Но сколько ни старался рыбак, поймать такого же осетра ему не удавалось. Преподобный Александр повелел ему снова закинуть невод. К радости рыбака, ему попался большой осетр. Он отнес его к судье, и на том его мытарства закончились (РГБ. Тр. 629). Жил около обители преподобного Арсения Комельского некто Иван, по прозвищу Ядреный. Был он холопом одного боярина. Когда стало ему совсем невмоготу, Иван ушел от хозяина и скитался по разным местам. Слышал он от людей, что боярин грозился убить его, если поймает. Иван горячо молился Пречистой Деве и преподобному Арсению. Однажды во сне, а было это в 1650 году, он увидел святого Арсения, который повелел ему написать икону Божией Матери и Арсения Комельского, всегда зажигать перед тем образом свечи и молиться. Иван исполнил повеление, вскоре боярин сжалился над ним и отпустил на свободу (РГБ. Вологод. 65. Л. 50 об. – 51). Ивану и рыбаку помогли молитвы святых, а преподобный Дионисий Глушицкий просто дал некоей женщине сто серебреников, чтобы заплатить выкуп из холопства (РГБ. Тр. 603. Л. 36 об. – 37 об.). В любые трудные времена монастыри приходили на помощь местному населению. Когда князь Димитрий Шемяка разорял окрестности Вологды, множество людей сбежалось в обитель преподобного Григория Пельшемского, и преподобный кормил всех, не отвергая никого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В завершающей части Заключения сформулировано обвинение: крестьянам Ф. Колесникову, В. Зеленову, П. Борисову, Я. Желтову – в нанесении побоев Королеву; настоятельнице Арсениева Комельского монастыря – в неподчинении распоряжению местной власти; казначее – в хранении крупной суммы денег, принадлежавших ее брату, и сокрытии лично ей принадлежавших вещей , а также «в агитации на собрании с призывом к защите святыни». Заключение было передано Неволиным на рассмотрение Коллегии Губчека. 22 марта 1920 г. Вологодская губернская Чрезвычайная комиссия передала в Вологодский губернский Революционный Трибунал дело 196 «о противодействии, оказанном гражданками Червонцевой и Бараковой, гражданами Ильинским, Колесниковым и другими, постановлению Грязовецкого исполкома о закрытии Арсенье-Комельского монастыря» . 18 июня 1920 г. Вологодский Революционный Трибунал постановил: «обвинение казначеи С. Бараковой и других лиц в неподчинении советской власти и избиении членов Уисполкома считать доказанным». Казначея София изначально была приговорена к 1 году лишения свободы, однако с учетом предварительного заключения и в связи с амнистией ВЦИК от 1 мая 1920 г. наказание для казначеи и двоих крестьян отменили, еще двоим обвиняемым срок наказания сократили до 6 месяцев (см. Приложение, документ 7) . 19 июня 1920 г. П. Миньков и Г. Воронин обратились с прошением в Революционный Трибунал отложить исполнение приговора до окончания летних полевых работ, чтобы иметь возможность прокормить свои семьи и скот . 21 июня 1920 г. на Распорядительном заседании Вологодского губернского Революционного Трибунала ходатайство Минькова и Воронина было удовлетворено , а 24 июля того же года их досрочно освободили от наказания .   Арсениев Комельский монастырь первым в Грязовецком уезде разделил судьбу многих монастырей России тех лет. Остальные три монастыря уезда – Павлов Обнорский, Корнилиев Комельский и Николо-Озерский – были закрыты позднее, в 1924 г. . В отличие от других грязовецких монастырей закрытие Арсениева Комельского монастыря вызвало активное неповиновение власти не только монашествующих, но и крестьян, проживавших в окрестных деревнях.

http://sedmitza.ru/lib/text/9906600/

61); по своем возвращении в обитель он преследует те же цели: „да не токмо сами свой хлебъ ядятъ, но да и неимущих питаютъ» (л. 86). Не отказывает, конечно, Корнилий никому и в духовной помощи, хотя для себя и любит уединение и безмолвие; биограф отмечаетъ ту ласковость и любовность, с какой преподобный „дapobahieмъ бoжiuмъ приходящихъ къ нему съ верою вся разрешаше, и вся сказоваше, и всехъ благословляше и утешаше, и обаче ciя добре имяху ему» (л. 65 об.). В отношении к светской власти Корнилию не приходится обнаруживать той независимости, какую мы видели у Григория Пельшемского или Мартиниана Белозерского; но все же следует отметить его возражения Василию III как по вопросу о даровании монастырю сел, так, и гораздо более, на просьбы вновь вернуться к управлению обителью, от чего Корнилий хотел удалиться: великому князю стоило больших трудов убедить его; в обоих случаях преподобный уступает великому князю, очевидно потому, что видит доброе желание последнего. Главным же образом, согласно вышеизложенному, в житии Корнилия Комельского, я полагаю, нашли себе отражение: дух кротости, снисхождения и благоволения к людям (широкое милосердие к нуждающимся является одним из его проявлений); предпочтение внутреннего совершенствования соблюдению формальных предписаний и исполнению внешних подвигов; идее иноческой нестяжательности и пропитания от своих трудов; наконец, в житии чувствуется высокое почитание личности Кирилла Белозерского и его заветов, чувствуются связи, соединяющие Корнилиеву обитель с Кирилловой. Выше отмечено, что подобное же тяготение к Кирилловой обители и связь с ней, как и почитание личности Кирилла констатируется и у Мартиниана и Ферапонта Белозерских их житием. Сравнительно поздно написано житие третьего Комельского подвижника, Арсения († 1550 г., память 24 августа), написано уже в XVII веке, может быть в первой его половине 391 , иноком Арсениевой же обители Иоанном (по просьбе игумена и братии), после пожара, истребившего в 1596 году прежде написанное житие. Впрочем, и сам Иоанн пользовался какой-то монастырской записью („хартией»), найденной в монастырской кладовой; руководился он и рассказами о святом; таким образом основами своими и его житие восходит к более раннему времени. И в этом агиобиографическом памятнике, довольно незначительном по объему, можно найти интересные черты. Так, заслуживает, по моему мнению, упоминания наставление преподобного Арсения собирающимся к нему инокам: самое первое, чему он учит своих новых учеников и последователей, это – любить друг друга; наставление сопровождается ссылкой на слова апостола Иоанна Богослова о том, что не любящий своего ближнего, которого видит, „Бога Его же не виде, како можетъ любити?» 392 . Конечно, мы не можем здесь видеть точного воспроизведения какой-нибудь отдельной речи преподобного; но, по-видимому, составитель жития и его источники придавали значение именно этой заповеди и своего наставника чтили, как человека, учившего их божественной заповеди любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19       Сергий Радонежский, Павел Обнорский, Кирилл Белозерский, Стефан Озерский, Паисий Угличский, Геннадий Любимский, Феодосий Тотемский, Даниил Переяславский – дети бояр, боярских детей, дворян без обозначения фамилии. Савва Вишерский из рода тверских бояр Бороздиных; родители Кирилла Новозерского были дворяне Белые, Нила Сорского – Майковы, Иннокентия, основателя обители на р. Еде – Охлебинины, Арсения Комельского – Сухарусовы, Корнилия Комельского – Крюковы, Григория Пельшемского – Лопотовы, Ферапонта Можайского – Поскочины, Иона Климецкий – сын посадника Иоанна, Варлаам Шенкурский– посадник Своезенцева. Антоний Леохновский – сын Тверских боярских детей Вениаминовых. Макарий Колязинский – сын боярина Кожина. Отец Пафнутия Боровского был внук крещеного татарина, вотчинник села Кудинова. Внук Литовского выходца Сани, отец Иосифа Волоцкого , владел селом и деревнями. 20       Елеазар Анзерский – сын Козельского купца Севрюкова, Дмитрий Прилуцкий и некоторые другие. 21       Мартиниан Белозерский, Александр Свирский , Александр Ошевенский, Герасим Болдынский в миру был кожевенным мастером, Никодим Кожеозерсий, Леонид Усть-Недумский, Си-мон Воломский (последние трое принадлежат XVII веку). Из священнических семейств вышло также несколько святых. По своему происхождению стоят отдельно три пришельца: Кассиан, основатель обители в 15 верстах от Углича, Тихон Луховской и Серапион Кожеозерский. Первый из них прибыл в Москву в свите Софии Палеолог; второй пришел из Литвы с князем Бельским, которому был дан в удел город Лух; наконец, последний – Серапион, был прежде мусульманин – Мурза Туртас и проживал у боярина Захара Ивановича Плещеева. 23       Чтение вслух одним вельможей жития Симеона Столпника произвело на отрока Димитрия (Даниила Переяславского) такое впечатление, что он побежал к реке и увидел ладью привязанную к берегу канатом, взял этот канат и перетянул им тело. Канат врезался в тело, образовались раны, впоследствии в них завелись черви, пока, наконец, родители, услыхав, что сын их во сне болезненно стонет, открыли ужасные, смрадные язвы на теле отрока. Юное воображение Сергия Радонежского поразил благословивший его старец пустынник.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

7 декабря), которого особенно чтила Супруга Грозного, благочестивая Царица Анастасия, и служба коему составлена ее старшим сыном, Иоанном. Просветители лопарей: преподобные Лазарь Мурманский († 1391. 8 марта), Феодорит, Митрофан и Трифон Печенгский или Кольский († 1583. 15 декабря). Преподобные: [преподобномученик] Галактион Вологодский († 1612. 24 сентября), приковавший себя к стене, убитый поляками; Иринарх, затворник Ростовский († 1616. 13 января), носивший длинную цепь; Симеон Верхотурский († 1642. 12 сентября); Иов, игумен Почаевский († 1651. 28 октября), все ночи проводивший в молитве в пещере, от великих подвигов покрытый язвами и гнойными струпьями, пятьдесят лет подвизавшийся на Почаевской горе и скончавшийся на сотом году подвижнической жизни; [священномученик] Макарий, игумен Каневский († 1678. 7 сентября); Дионисий, архимандрит Троицкий († 1633. 12 мая) и сонм других угодников Божиих, просиявших за это время на Русской Земле... Огромное влияние на русскую жизнь оказывали монастыри. «За стенами монастыря, – писал историк Соловьев, – грубым страстям давался полный разгул при первом удобном случае; в стенах монастыря один ест через день просвиру, носит власяницу, никогда не ляжет спать, но вздремнет иногда сидя, не выходит на свет из пещеры; другой не ест по целым неделям, надел вериги и закопался по плечи в землю... Неудивительно, что монастырь привлекал к себе многих и лучших людей». Из боярского рода происходили: Преподобный Сергий (ростовских бояр), святые – митрополиты: Алексий (черниговских Бяконтов-Плещеевых), Филипп (Колычевых); архиепископы: Казанские: Гурий (Руготиных) и Герман (Полевых); преподобные: Савва Вишерский (Борозды), Нил Сорский (Майковых), Кирилл Новоезерский († 1532 г., из дворян Галича), Галактион Новгородский (кн. Вельских), Григорий Пельшемский (из галичских бояр Лопотьевых); Корнилий Комельский (из ростовских бояр); Арсений Комельский († 1550. 24 августа; из рода бояр Сухаревых); Иаков Железноборовский († 1442. 11 апреля; из рода бояр Аносовых); Адриан Андрусовский († 1549.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

16 Преосв. Евлампий называет ректора Адриана своим воспитанником вероятно потому, что во время учения Адриана в Московск. дух. академии Евлампий был в этой академии инспектором. 17 Адриан Тяжелов, старший кандидат VI курса Моск. дух. акад. Определен в 1828 году инспектором Вятской семинарии. В 1833 г. ректор Тамбовской семинарии; в 1841 г. ректор Черниг. семин.; в 1848 г. ректор Волог. семинарии; в 1849 г. уволен на покой и помещен на жительство в Александроневскую лавру; потом быль настоятелем Старицкого, Тверск. губ., монастыря. В 1868 г. назначен настоятелем Астраханского Преображенского монастыря; в 1870 г. перемещен в Волынскую епархию, но не достигши места назначения, скончался в Угрешском монастыре близ Москвы.–Бывшие воспитанники Волог. семин. 40-х годов, вероятно хорошо помнят этого ректора–чудака. 18 Афанасий Борисович, из воспитанников и профессоров Киевск. дух. академии, назначен ректором Волог. семинарии в 1841 году (в один год с прибытием в Вологду преосвященного Иннокентия); в 1846 г. переведен в ректоры Черниговской семинарии и там в 1847 году скончался от холеры. 20 Профессор Московской дух. академии, протоиерей Петр Спиридонович Делицын, ревизовавший Вологодскую семинарию в 1848 году дважды, сперва в Июле, а потом в Сентябре. Следствием этой ревизии было увольнение ректора Адриана в Марте 1849 года от должности ректора и от настоятельства в Спасоприлуцком монастыре. 21 „Ваши аввы“: так названы ниже упоминаемые игумены Арсений, настоятель Корнильево-Комельского монастыря и Палладий, настоятель Арсениево-Комельского монастыря, потому, что они поступили в Вологодскую епархии в один год с прибытием в Вологду Преосв. Иннокентия, и по его приглашению. 22 Буде не окажется препятствие со стороны сочинения; что будет препятствовать в сочинении, то, по Вашему усмотрению, благоволите устранить. Примеч. автора. 23 Перевод „Первой седмицы“ на французский язык сделан быль в 1845 году известным Александром Скарлатовичем Стурдзою, который впоследствии перевел эту седмицу и на греческий язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

299 О саккосе Архиепископов ист. иер. 1, 573. 574. Акт. эксп. 4. 230. О прочем собор. опред. 1675 г. 300 При Патриархе Иове (1589–1605) в первый раз изданы обе триоди (1589 и 1592), октоих (1594), архиерейский чиновник, общая минея (1600) и служебник (1602). При Патриархе Гермогене начали издавать служебные минеи и издали на сентябрь (1607), октябрь (1609) и ноябрь (1610), также издан был устав. О последнем см. § 26; о прочих у Строева в описаниях староп. книг. Новые праздники при Патриархе Иове: а) в 1591 г. написан канон и исправлена служба самим Иовом преподобному Иосифу Волоколамскому, а собор положил праздновать память его во всех Церквах (волокол. ркп. 191. 192); б) в 1600 г. установлено праздновать везде преподобному Корнелию Комельскому (акт. эксп. 2, 222). 301 В послесловиях к книгам того времени говорится только о славянских списках; см. прим. 305–307. 310. 320. При Иове и Гермогене жил в Кремле и совершал службы за упокой почивших князей в архангельском соборе Арсений эллассонский (ист. акт. 2, 422. Акт. эксп. 2, 148. 3, 4–7. Палицын сл. 78); ни послесловия книг, печатавшихся в то время, ни другие памятники не показывают, чтобы поручено ему было исправление книг. Стефан суздальский архиеп. в 1668 писал к Патр. Иоасафу «в мимошедших летах, по нахождении на московское государство и на православных христиан безбожных и богоненавистных Ляхов, благословением Божиим и избранием освященного собора был в Суздали в дому пречистые Богородицы на архиерейском престоле греческие страны Гелассонского града архиепископ Арсений, о немже в житии пр. Сергия (в опис. осады лавры) и в прологе в октябре месяце, на праздник пресв. Богородицы, еже нарицается Казанская, в избавлении вел. града Москвы и всего российского государства от безбожных Ляхов, воспоминается. И будучи он арихепископ Арсений в Суждале, на своем престоле волею Божиею преставися и погребен в соборной Церкви Рождества пресвятыя Богородицы, в прошлом 7133 (1625) году, на левой стране подле столпа». (Ркп.). На соборе 1613 г. подписался Арсений архиеп. Архангельский и Тверский. (Акт. эксп. 3, 4. 7) и Герасим Суздальский. Потом в 1617. 1619. 1622 видим Арсения архиеп. Суздальским (Акт. Ист 1, 369. Акт. эксп. 3, 176. 484). Сл. прим. 305. В ист. иер. 1, 339. 340 ошибки. По словам ключаря Анания, Арсений переведен в Суздаль в 1613 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Характер редактирования текстов ТМ до сих пор точно не определен. Все собранные Жития иером. Герман стремился дополнить новейшими Чудесами святых. Так, Житие прп. Корнилия Комельского в майской Минее (РГБ. Троиц. 676) сопровождается подборкой чудес, неизвестной по другим источникам ( Сергеев А. Г. История текста Жития св. Корнилия Комельского//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2000. Вып. 3. С. 240). В июньской Минее (РГБ. Троиц. 677) помещена особая редакция Жития прп. Александра Куштского, содержащая в дополнение к остальным известным вариантам текста чудо 1599 г. ( Семячко С. А. Житие Александра Куштского//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 236). Тот же принцип, т. е. дополнение Жития новейшими чудесами, характерен и для подготовленной иером. Германом редакции Жития прп. Сергия Радонежского (вне Миней, в особом сборнике РГБ. Троиц. 699). «В основу редакции положен Основной вид Пространной редакции, дополненный описанием чуда о зачатии Василия III и чуде о победе над литовцами у Опочки» ( Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 224). Открытым остается вопрос об источниках этих дополнений. Исследование ноябрьской Минеи привело В. Н. Алексеева к заключению, что одним из ее источников стал протограф сборника, из которого в московские списки ВМЧ извлекались дополнительные (по отношению к Софийскому) статьи ( Алексеев. 1981. С. 129). Алексеев предположил, что благодаря посредничеству архим. Дионисия иером. Герман мог пользоваться рукописями Патриаршей б-ки. Кроме того, книжнику была доступна б-ка Чудова мон-ря, где в годы работы иером. Германа жили справщики Печатного двора, бывш. троицкие старцы Антоний (Крыло) и Арсений Глухой (Там же. С. 131-132). Следует отметить, что список Жития прп. Кирилла Новоезерского, выполненный Германом, содержит чудо 1627 г., отсутствующее в других списках редакции; в тексте говорится, что эти сведения были доставлены царю и патриарху. Поэтому намеченная Алексеевым связь иером. Германа с Патриаршей б-кой представляется весьма перспективной.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

Младая, как роса, но мудростью обильная, И верой, и надеждою, и кротостью всесильная, Се Сира дева, от Персиды воссиявшая И во Христе распятом Бога Вышнего познавшая. Она молилась Господу нередко до рассвета, Примером благочестия была на свете этом, Молитвами святыми душу щедро богатила; Беседуя с Творцом, любовью сердце веселила. Христовым миром дева неизменно исполнялась, Но жречество и царство на нее уж ополчалось. Однако с кем Христос, тому победа подобает – Хотя в сырой темнице Сира пребывает И тьма вокруг, но в сердце – свет небесный, То райские лучи искрятся в подземелье тесном. Христос грех человечества навеки искупил – И свет угасший верным людям паки возвратил. Кто крест берет и вслед за Господом идет, – Тот горним светом озарен, и лик его цветет. И Сира воссияла, как звезда благословенная: Вкусила смерть – и поспешила в жизнь нетленную. 4. Преп. Арсений Комельский . Родом из Москвы, из семьи знатных [граждан]. Юношей принял иночество в обители преподобного Сергия Радонежского. В качестве примерного монаха был избран в игумены, однако, желая молитвенного уединения, удалился он в Комельский лес, где подвизался до смерти, мужественно отражая великие демонские искушения. Упокоился в Господе в 1550 году. 5. Преп. Георгий Лимниот (Озерный) . Исповедник. Великий подвижник на горе Олимп. Пострадал в 716 году от иконоборцев. В ту пору ему было 95 лет 126 . Рассуждение Если вы спросите многих людей, почему не идут они в храм на молитву, то обычно они вам ответят: «Нет у нас времени! Мы должны работать!» Посмотрите на тех людей, которые только и знают, что работают и не ходят в церковь , надеясь лишь на плоды собственных трудов, и сравните их с теми, которые уделяют время и труду, и молитве, – и вы быстро убедитесь, что сии вторые более состоятельны, а главное – они довольнее первых. Рассказывают о двух соседях, у которых не было равенства ни в работе, ни в молитве, ни в имуществе, ни в довольстве [жизнью]. У одного из них была большая семья, а другой жил в одиночестве. Тот первый имел обыкновение каждое утро ходить в церковь на молитву, а сей второй никогда не переступал церковного порога. Тот первый не только меньше работал, но и мастерством уступал сему второму. Однако у первого всего было вдосталь, а второй терпел нужду. [И тогда] второй спросил первого, как это живет он в полном достатке, хотя и трудится меньше его. А тот богомолец ответил, что ежедневно идет он в храм и по дороге туда находит потерянное кем-то золото. Позвал он и своего соседа утром на церковную молитву, обещав ему, что если найдут они золото, то поделят его поровну. [С той поры] оба соседа стали исправно ходить в церковь и вскоре сравнялись один с другим в достатке и довольстве. Разумеется, никакого золота на дороге они не находили, однако Божие благословение приумножало изобилие благ обоим богомольцам. Тем, кто ищет прежде Царства Божия и правды Его ( Мф. 6:33 ), Бог подает и с преизбытком доставляет всё прочее, что нужно им для телесной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010