Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Арсений Комельский. Русская икона (2-я пол. XVII в. 32×26,5 см.) из Казанской церкви с. Порошино Вологодской обл. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Арсений Комельский (+ 1550 ), игумен , преподобный Память 24 августа , в Соборах Вологодских и Радонежских святых Родился в Москве, происходил из дворянского рода Сахарусовых. В молодости он принял иноческий постриг в Троице-Сергиевом монастыре . Там он занимался книгописанием. Известно Евангелие , переписанное им в 1506 году. В 1525 - 1527 годах преподобный был игуменом Троице-Сергиева монастыря. Часто он удалялся в уединенный Махрищский монастырь . Великий князь Василий IV ( 1505 - 1533 ), посетивший в то время монастырь, был удивлен, увидев на игумене богатой обители ветхую одежду, покрытую заплатами. Братия объяснила, что преподобный Арсений желает удалиться в пустынь. Отойдя вместе со своим келейным старцем в Комельские леса, расположенные в 50 верстах от Вологды , преподобный Арсений сделал большой деревянный крест и с этим крестом на плечах отправился через лес искать место будущей пустынной обители. Проходя болотистое место по трясине, преподобный споткнулся под тяжестью креста и упал. Небесный луч, озаривший в ту же минуту подвижника, заставил его остановиться на этом месте. Он водрузил крест и поставил первую келью. Местные жители, приходившие сюда для звериной ловли, убили келейника преподобного Арсения, а его самого вынудили удалиться в Шилегонский лес. Вскоре в его новую пустынь собралось несколько иноков, а затем в ней поселились бежавшие от татарского набега окрестные жители. Преподобный Арсений, ища безмолвия, пожелал жить в более глухом месте. В 1530 году великий князь Василий выдал ему грамоту на землю в Комельском лесу на реке Кохтыше. Со своим учеником Герасимом преподобный начал расчищать здесь лес. Молитвой святой приручал зверей. Когда к нему собралось несколько иноков, он поставил храм в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Посещая Шилегонскую пустынь, преподобный поучал крестьян, которые поселились в окрестностях монастыря. Он заповедовал им свято чтить праздники и воскресные дни. Когда однажды крестьяне ослушались его и стали работать в праздник, внезапно поднявшийся ветер разметал все снопы.

http://drevo-info.ru/articles/6803.html

стр. 109). Мощи почивают под спудом, в каменном Благовещенском храме обители его, закрытой в 1764 г. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием седина вчерне, брада аки Власиева, покороче и не раздвоилась, ризы преподобническия» (Филимонов, стр. 16). 256. Преподобный Арсений игумен Комельский, иже бысть во обители Святыя ризы Господни положения не Лежи реце, преставися в лето 6058 месяца августа в 24 день Из рода дворян Сухарусовых, родился в Москве и еще в юных летах постригся в обители преп. Сергия Радонежского. Здесь он обучал себя благочестию послушаниями; здесь же в 1506 г., со списка Печенгского, добытого князем Юрием (ум. 1434 г.) «писао Евангелие «многогрешный чернец Арсенышко Сухарусов» которые ныне находится в Комельской обители. В послесловии сказано: «аще будет, по грехом, опись в ведении или неведении: исправите Бога ради, зане многи пословицы приходили новгородския. Аз окаянный скуден умом, разсудити на се груб и невеглас, тесен разумом» (Волгод. губ. Ведомости, 1848, N 40). Вот наставление святого для нерассудительных чтителей старины! В обители Сергия, Арсений также преуспел в жизни иноческой, что не только удостоен был сана священства, но и поставлен был в игуменв Сергиевой обители. Это было в 1525 году. Но в конце 1527 г. он оставил игуменство и отошел в Комельский лес. Там в 50 верстах от Вологды, он водрузил крест, поставил себе хижину и стал подвизаться в безмолвном уединении. Место это, в 36 весртах от ВОлогды, еще и поныне окружено трясинами и болотами. Крестьяне, ходившие сюдя то для рубки леса, то для звериной ловли, сочли помехою себе келью Арсения и разорили ее. Давая место гневу, преподобный прошел в Шелегонский лес, на речку Шингорь и здесь стал подвизаться. К нему стали приходить за наставлениями ревнители благочестия. Огражденный грамотою великого князя Василия (1530 года), преп. Арсений возвратился на прежнее место. Когда собралось к нему несколько учеников, он поставил храм в честь Положения ризы Богоматери во Влахерне. Ум. 24 августа 1550 года. Память празднуется в день преставления. Мощи почивают под спудом, в храме обители его, приходском с 1764 года села, называемого доныне Арсеньевою пустынью, в 24 верст. от г. Грязовца. Древнее житие погибло в пожар, бывший в монастыре в 1596 году, но тогда же восстановлено по памяти и найденной

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Безмолвная пустыня Арсения обратилась в шумное, тысячное поселение. Такое многолюдье утруждало Преподобного, и он, в сопровождении одного инока, по имени Герасима, переселился к реке Леже и Кохтыже, в лес Комельский, в 36 верстах от города Вологды. Место, на котором водворился преподобный Арсений с сотрудником своим Герасимом, было в непроходимой, совершенно безлюдной части леса, обитаемой дикими зверями. IIocmpoub небольшую хижину, Преподобный и инок Герасим начали расчищать лес и разводить огороды для будущей обители. Не долго трудился Св. Арсений с единственным своим сотрудником, вскоре пришло к нему нисколько иноков и тогда он, получив благословение Епископа Пермского Алексия, своим иждивением построил (около 1530 г.) церковь во имя Положения Честных риз Богоматери в Влахерне и монастырь, в котором, и был назначен Игуменом. Преподобный Арсений преставился в глубокой старости, 1550 года, августа 24. Мощи Св. Арсения починаю под спудом в каменной, монастырской церкви во имя Положения Риз Божьей Матери в приделе, устроенном во имя Преподобного. Сам монастырь в память основателя, именуется Арсеньев, Комельский – Ризположенский. Пустынь, основанная преподобным на реке Масляне, в 40 верстах от Вологды, упразднили. Церковь обращена в приходскую, село которое носит до ныне название Арсеньевой пустыни. Со времени принятия иноческого образа, преподобный Арсений имел обычай все свободное время от молитвенных упражнений и трудов монастырских, посвящать переписке Божественных книг. В Ризположенном монастыре хранится Евангелие, писанное Преподобным частым полуставным письмом. В конце Евангелия подпись: писал Евангелие многогрешный чернец Арсеньишко Сахарусов. Другое Евангелие, им же переписанное, хранится в Троицко – Сергиевой Лавре. Вследствие множества чудотворений, от гроба преподобного Арсения истекших, установлено в XVII веке, праздновать память его. Житие преподобного князя Иоасафа Кубенского Преподобный Иоасаф, в мире Князь Андрей Вологодский, родился в 1439 году. Князь Андрей был единственным сыном Димитрия Васильевича, Князя Заозерского, меньшего сына Великого Князя Василия Темного, и благочестивой Княгини Марии, из знаменитого дома Князей Ярославских.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ (в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис);ок. 1468-1535), митр., греческий ученый и переписчик рукописей АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРСЕНИЯ (Добронравова Анна Гавриловна, в схиме Фома; 1879-1939), игум., прмц. (пам. 10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) АРСЕНИЯ (Серебрякова Анна Михайловна; 1833-1905), игум. усть-медведицкого в честь Преображения Господня мон-ря АРТЕМИЙ (Снигур Александр Николаевич; род. 5. 09. 1962), митр. Хабаровский и Приамурский, глава Приамурской митрополии АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства

http://pravenc.ru/rubrics/121236_31.html

Преподобный Арсений Коневский основал обитель на Коневском острове Ладожского озера. Жил он в XV столетии. Происходил из Новгорода от благочестивых и трудолюбивых родителей. Постригся в иноки в обители на Лисьей горе, близ Новгорода. Отсюда путешествовал на Афонскую гору, где обошел все монастыри, трудясь безвозмездно над ковкой сосудов из меди, чему он был научен еще в родительском доме. Стосковавшись по родине, св. Арсений возвратился снова в Новгород и возымел намерение устроить собственную обитель. С Афонской горы он принес монашеский устав и икону Пресвятой Богородицы (празднование иконе 10 июля). Чтобы отыскать место для обители, св. Арсений отправился в лодке по Ладожскому озеру. Во время путешествия поднялся сильный ветер и пригнал лодку к Коневскому острову. Св. Арсений увидел в этом указание свыше и поселился здесь на высокой горе, в устроенной им небольшой келье. На острове был большой утес, называемый Конь-камень, который язычники признавали за божество и ежегодно приносили ему в жертву коня, чтобы оставался в целости их скот (отчего и произошло название острова Коневским). Св. Арсений молитвой прогнал демонскую силу с острова. Когда узнали о св. подвижнике в окрестностях, то стали собираться к нему ученики. Поставлены были кельи, устроена церковь Рождества Богородицы, и таким образом положено основание обители. Новгородцы любили святого, часто посещали его обитель и помогали ее благосостоянию. Св. Арсений принимал радушно всех своих посетителей. В трудах и подвигах преподобный достиг глубокой старости и скончался в 1447 г. После кончины он еще более прославился, творя много разнообразных чудес. Святые Иоанн, Андрей, Иракламвон (Ираклемон) и Феофил подвизались в Египте в IV веке. Преподобный Стефан происходил из рода Ярославских князей. Родители готовили его в придворные вельможи, но он, увлекшись рассказами св. Дионисия Глушицкого (память 1 июня) о строгой подвижнической жизни, тайно ушел из дома родителей и постригся в Глушицком монастыре. Отправившись странствовать, он остановился при истоке реки Комели, на восточном берегу Комельского озера, в 35 верстах от г. Вологды. Здесь построил себе келью и начал подвизаться в безмолвии. Много всяких лишений перенес здесь св. подвижник. Страдал он и от рыболовов, которые боялись, что он завладеет рыбной ловлей на озере. Но Господь утешал подвижника. Однажды Сама Пресвятая Богородица и святитель Николай, как живые, предстали пред ним, и Пресвятая Богородица повелела ему соорудить обитель на месте его подвижнической жизни. Так скоро и устроилось, когда стали селиться вокруг его кельи иноки, в 1534 г. Перед смертью, облачившись в погребальные ризы при помощи своих учеников и приняв св. таин, он лег на одр и скоро скончался. В 1860 г. монастырь св. Стефана был восстановлен и обращен в женскую обитель. Здесь под спудом почивают его мощи. От места устроенной обители св. Стефан называется Комельским, или Озерским чудотворцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Аполлоний, муч. Италийский, с еписк. Валентином, своим учителем. 30 июля. Аполлоний, или Аполлос, пустынник Фиваидский, ум. ок. 395. 31 март. Аполлон, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Аполлос, или Аполл, ап. из 70, и Лукий. 10 сент. с Сосфеном и др. 8 дек. Аполлос, муч. Никомидийский ок. 303 г., с Исакием и Кодратом. 21 апр. Апропиан комментарисий, муч. Римский ок. 305 г , с Маркеллом папой и др. 7 июня. Апфия равноапостольная, мученица Колосская при Нероне, с апп. Архиппом и Филимоном. 19 февр. и 22 ноября. Ардалион, муч. из лицедеев при Максимиане. 14 апр. Арефа и др. с ним Негранские мучч. от Дунаана, ок. 522 года. 24 окт. Арефа, преп. Печерский 13 века. 24 окт. Аристарх, ап. из 70, с Пудом и Трофимом. 15 апр. и 27 сент. Аристион, еп. Смирнский, ученик Господа. 4 янв. Аристион, священномуч. Александрийский (в Килик.). 3 сент. Аристовул, ап. из 70, еписк. Британский. 10 марта и 31 окт. Аристоклий пресв., Димитриан диакон, и Афанасий чтец, мучч. Кипрские при Максимиане. 20 июня. Арис Египтянин, муч. Палестинский от Фирмилиана, с Илией и Провом. 19 дек. Арис, преп. Египетский. В субб. с. Ариадна, мученица Фригийская при Адриане. 18 сент. Арий, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Аркадий, преп. Кипрский, сконч. во второй половине 4 века, 6 марта. Аркадий, преп. Палест. 5 века, сын препп. Ксенофонта и Марии. 26 янв. Аронос, муч. Кампанийский, с Лукией дев. и др. 6 июля. Арпила монах, из 26 мучч. Готфских, 4 века. 20 марта. Арриан, муч. Египетский при Диоклетиане, с Филимоном и др. 14 дек. Арсений Великий, преп. Египетский, ум. ок. 450. 8 мая. Арсений, преп. Латрский. 13 дек. Арсений, еписк. Сербский, 13 века. 28 окт. Арсений, еписк. Тверской, ум. 1409. 2 марта. Арсений, преп. Коневский, ум. 1444. 12 июля. Арсений, преп. Комельский, ум. 1550. 24 авг. Артема, ап. из 70, с Тертием и др. 30 окт. Артема, муч. Кизический, с Феогнием и др. 29 апр. Артемий, еписк. Фессалонитский, рукополож. ап. Павлом. 24 марта. Артемий, муч. Антиохийский при Иулиане. 20 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Образ нового чудотворца встречается в книжной миниатюре (Собрание проповедей Д. 1759 г.- ГИМ. Увар. 183), в редкой технике живописи на стекле - икона 1758 г. (частное собр.), написанная ко дню памяти святителя 28 окт., с ростовым изображением и текстами в картушах; тогда же выполнен погрудный образ Д. на стекле в монохромном колорите в графической манере (ГМЗРК). Шитый покров на раку святителя 2-й пол. XVIII в. и летняя рака с др. покровом запечатлены на фотографиях 1911 г. Прокудиным-Горским (Б-ка Конгресса США), 20-х гг. XX в. (ГМЗРК). Сохранилось неск. шитых пелен с ростовым прямоличным образом Д. XIX в., в т. ч. с разведенными руками (ГМЗРК, возможно, предназначались для раки святого), его ростовым изображением 2-й пол. XVIII в. (ЦМиАР, иконография близка к иконам-портретам), фигурой святого в коленопреклоненном молении с живописным ликом 1-й трети XIX в. (ГМЗРК). На оплечье фелони XIX в. из Спасо-Иаковлевского мон-ря (ГМЗРК) вышиты фигуры свт. Иакова Ростовского, Д. и его небесных покровителей (прор. Даниила и вмч. Димитрия Солунского) под Ватопедской иконой Божией Матери. Свт. Димитрий Ростовский, прп. Арсений Комельский и свт. Николай Чудотворец. Фрагмент иконы " Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими святыми " 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Свт. Димитрий Ростовский, прп. Арсений Комельский и свт. Николай Чудотворец. Фрагмент иконы " Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими святыми " 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Поскольку Ростов являлся центром производства финифтяных образков, сохранилось множество изображений Д. 2-й пол. XVIII - нач. XX в. в этом виде художественного творчества (ГИМ, ЦМиАР, ГМЗРК, ЯИАМЗ, частные собр.). Нек-рые из них являлись мощевиками или реликвариями для хранения святынь (образок кон. XVIII в., ЦАК МДА). Художники-эмальеры, как правило, предпочитали поясные изображения святого вполоборота влево, в саккосе, омофоре и митре, нередко с элементами интерьера и келейной иконой (образок 2-й пол. XIX в., ЦМиАР), иногда - с преувеличенно большой благословляющей десницей (миниатюрная икона 3-й четв. XVIII в., ГМЗРК), на обороте писались даты преставления и обретения мощей. Встречаются иконки с поясным изводом Д. в мантии и клобуке (икона 60-х гг. XIX в., ГМЗРК), отдельную группу составляют эмали с видами Ростовского кремля или Спасо-Иаковлевского монастыря с молящимися на коленях в небесах Ростовскими чудотворцами (образки 1-й пол., кон. XIX в., ЦМиАР, ГМЗРК).

http://pravenc.ru/text/178011.html

Местный епископ дал ему благословение основать здесь общежительную обитель с церковью в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы (празднование 2 июля) и снабдил его иконами, книгами и утварью. Тогда прп. Арсений стал расчищать лес и обрабатывать землю для монастыря. Часто он ходил в Шилегодскую свою пустынь, стоявшую в 30 верстах от Комельского леса. По дороге он беседовал со встречными, заходил к поселянам, даже жил у них по нескольку дней. Он наставлял их на путь спасения, причем запрещал им трудиться в праздничные дни, и раз, когда крестьяне его ослушались, сильный ветер разметал все их снопы. Хозяевам, в избах которых он останавливался, он не позволял готовить для себя особую пищу и раз обличил своего ученика, когда тот сделал это от лица хозяина дома. Так прошло много лет его подвижнической жизни. Он изнемог и, чувствуя приближение смерти, собрал братию и заповедал им взаимную любовь и хранение церковных и монастырских уставов, а сам, причастившись Святых Христовых Тайн, тихо скончался 24 августа 1550 г. Погребли его близ алтаря монастырской церкви. Через 100 лет была воздвигнута в обители, вместо первоначальной деревянной, каменная церковь с приделами во имя прпп. Сергия Радонежского и Арсения Комельского. Обитель прп. Арсения существовала до наших дней. На могиле прп. Арсения творилось много чудес. • Среди подвизавшихся в Комельском лесу, на юге Вологодской земли, прп. Арсений был последним основателем в этих местах новых обителей. Освоение этого края монашествующими было начато и закончилось выходцами из Троице-Сергиевой лавры. • В 1527 2. преподобный вышел из лавры и направился в Комельский лес. При слиянии речек Лежа и Кохтыш (ныне Грязовецкий р-н Вологодской обл.) была устроена первая келья святого. • После оставления этой пустыни — под давлением недобрых людей — преподобный обосновался в Шилегодском лесу на р. Шингур, где провел 7 лет до вторжения в эти места в 1538 г. казанских татар. • В 1541 г. по благословению епископа Вологодского был освящен храм в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы и основана Комелъская Ризоположенная обитель (в 25 верстах от совр. г. Грязовца).

http://sedmitza.ru/lib/text/437585/

Ныне здесь четыре каменные церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы; 2) Павла Обнорского, где и св. мощи его почивают под спудом; 3) Сергия Радонежского, построена каменная в 1546 году; при копании рвов для этого храма обретены мощи Преп. Павла и еще 6 других нетленных мощей угодников Божиих, которых имена неизвестны; 4) Успения Богородицы, при настоятельских кельях. – На монастыре показывают колодезь, ископанный Преподобным Павлом, и дупло в дереве, где он жил три лета; а в ризнице хранится медный крест, которым благословил его св. Сергий Радонежский. С 1694 по 1764 монастырем управляли архимандриты. КОМЕЛЬСКИЙ-ВВЕДЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в 5 верстах от уездного города Грязовца, на реке Нурме, в так называемой Комельской волости. Основан в 1497 году Преподобным Корнилием, по благословению митрополита Всероссийского Симона. Здесь две церкви: 1) Соб. Введения Богородицы, которая была первоначально, еще до основания обители, построена малая деревянная Преподобным Корнилием; а потом им же, в 1517, увеличена; при ней ныне придел Корнилия Комельского, где и святые мощи его почивают под спудом; 2) Антония Великого , также построенная Препод. Корнилием. – В этой обители приняли иночество Преподобные: Даниил Шужгорский, Иродион Илоезерский, Симон Сойгнинский и Филипп Ирапский. – Настоятельство здесь было сначала игуменское; 1693 установлена патриархом Адрианом архимандрия; а в 1764 году переменено опять на игуменство. Из числа бывших в древности игуменов известен по благочестивой жизни ученик св. Корнилия, Лаврентий, который здесь и погребен. – При обители бывают ежегодно две ярмарки: 17 января и 21 ноября. КОМЕЛЬСКИЙ-РИЗПОЛОЖЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в 20 верстах от уездного города Грязовца, при реках Кохтыше и Леже, в Комельском лесу; находится под управлением игумена. Основан около 1530 года, по грамоте царя Иоанна Васильевича, Преподобным Арсением, бывшим прежде в Троицком Сергиевом мон. игуменом. – Здесь соб. церковь Положения Ризы Богородицы, с двумя приделами, из коих один во имя Арсения Комельского, где и святые мощи его почивают, под спудом; а другой во имя Сергия Радонежского. В ризнице хранится Евангелие, писанное самим Препод. Арсением. – До XVII века управляли этой обителью строители.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

К концу XV и в начале XVI столетий явились новые светила в русском монашеском мире: Иосиф Волоколамский, Нил Сорский , Инокентий Вологодский, Александр Свирский , Корнилий Комельский, которые также, если даже не более, благодетельно действовали и на своих учеников, и на все русское монашество, и на всю отечественную церковь . Вслед за ними, и отчасти вместе с ними, в течение всей первой половины XVI века, подвизались и светили для всех своим высоким благочестием другие основатели и устроители монастырей – Даниил Переяславский, Кирилл Новоезерский, Герасим Болуинский, Арсений Комельский, Антоний Сийский. Даже во второй половине XVI века, в среде монашества не прекращался ряд строгих подвижников и настоятелей монастырей, каковы были: Филипп Соловецкий, впоследствии митрополит, Трифон Кольский – просветитель Лопарей, Феодосий Тотемский, Арсений Новгородский, – словом, мы могли бы поименовать до пятидесяти черноризцев, и преимущественно настоятелей, которых воспитали наши тогдашние обители и которые за свое благочестие или причислены Церковью к лику святых, или доселе чтутся местно. Справедливость требует присовокупить, что в числе этих достойных черноризцев находились не одни, жившие в монастырях, но и пустынники, между которыми особенно замечательны два пострижинника Крипецкого монастыря: преподобный Нил Столобенский, подвизавшийся 27 лет в пещере близ Осташкова, и преподобный Никандр Псковский, проведший много лет, и до пострижения и после пострижения своего, в глубокой пустыне между Порховом и Псковом на реке Демьянке 26 . В 1864 г. отобраны были церковные и монастырские имущества в ведение государства. Поводом к такой мере усиливаются выставлять только одни злоупотребления духовных властей в управлении имениями; 28 но не то говорят лица, достойные полного внимания и уважения, с спокойствием историков вполне исследовавшие этот щекотливый вопрос. Так, преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, в своей истории русской церкви, в томе пятом, стр. 15, пишет: «Ни кафедры, ни монастыри не увеличивали числа своих деревень ни покупкою, ни принятием пожертвований; но имения росли от того, что слишком берегли церковную собственность: если беднел крестьянин, его наделяли всем нужным – лошадью, двором и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010