Изображения преподобного Арсения Комельского в сонме вологодских чудотворцев сохранились на нескольких иконах " Собора вологодских святых " XVIII века, которые происходят из храмов города Вологды. На иконе " Спас Великий Архиерей " (ВОКМ. 6520, происхождение неизвестно) Христос представлен в окружении избранных вологодских святых. Это святители - иерархи церкви, преподобные - основоположники монашества и основатели знаменитых монастырей Русского Севера. Торжественная композиция, изображающая святых, предстоящих Христу, приобретает в данном случае особое звучание. Склоненные в сторону Христа головы, протянутые к нему в молитвенном жесте руки, сосредоточенность взоров - все это служит выражением сложного эмоционального чувства. В центре композиции изображен Спас на престоле, правой рукой он благословляет, левой придерживает раскрытое Евангелие с текстом. Взгляд его пристален, благословляющий жест руки направлен на зрителя. Христос облачен в золотистый саккос с крупными цветами, омофор розовый с крестами, на голове - фигурной формы митра с золотым окаймлением. Престол сложной формы с тонкой серебристой решеткой, позем темно-коричневый, фон золотой, нимбы отделены от фона графьей. Преподобный Арсений Комельский изображен в левой части композиции, во втором ряду сверху, рядом со святителем Николаем Чудотворцем, человеком средних лет, в традиционном монашеском одеянии с откинутым куколем, с темными курчавыми волосами и длинной лопатообразной бородой. На иконе " Вседержитель с предстоящими и припадающими вологодскими святыми " (ВОКМ. 7566, из семинарской церкви города Вологды) в центре помещено фронтальное изображение стоящего Христа. В его левой, отведенной в сторону руке - раскрытое Евангелие. Спокойно стоящую фигуру облегают закрученные, ломающиеся складки одежд. С двух сторон к ногам Спаса припадают коленопреклоненные, с простертыми руками Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Позы и жесты их согбенных, силуэтно читающихся фигур, облаченных в монашеские одеяния, симметричны: святые представлены как бы застывшими в вечном молении о божественном снисхождении. В иконографическом составе избранных вологодских святых, помещенных по сторонам фигуры Христа, ощутима продуманность идейного замысла: изображенные святые объединены общностью своего духовного подвига. Подобное изображение обретало значение высшего покровительства вологодским святым, а через них - и самой Вологде. Данный иконографический извод сохранялся на протяжении второй половины XVII-XIX века. Преподобный Арсений Комельский обычно представлен в левой группе святых, в нижнем ряду, рядом с преподобным Сергием Нуромским и Иннокентием Комельским, с характерным удлиненным лицом, темными волосами и длинной бородой. В монументальной живописи Вологды изображений преподобного Арсения Комельского не зафиксировано.

http://sobory.ru/article/?object=53930

•  Места, где подвизался и преставился святой преподобный, находились в ведении Новгородской епархии. Ныне это Олонецкий р-н Карелии, Петрозаводская епархия.   •  Успенский монастырь, основанный прп. Афанасием, расположен на холме между Сяндемским и Рощанским озерами, в 25 верстах от Олонца. В XVIII в. обитель была приписана к Свирепому монастырю, в XIX в. — к Андрусовскому (Ондрусовскому), что на берегу Ладожского озера (основан прп. Адрианом). С 1909 г. и до закрытт в послереволюционные времена обитель была преобразована в женский монастырь с просветительско-миссионерскими целями. Преподобный Арсений Комельский (+ 1550) Память его празднуется 24 авг. в день преставления и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Арсений происходил из московского боярского рода Сухоруковых и в юные годы ушел в Троице-Сергиеву лавру, где он преуспевал во всех иноческих добродетелях, особенно же в послушании. Занимался он переписыванием священных книг, и до нашего времени сохранялось в лаврской ризнице переписанное им Евангелие. Братия любила его и избрала игуменом, и он руководил примером своей жизни. Он любил посещать приписанный к лавре Махрищский монастырь, чтобы молиться у гроба его основателя — прп. Стефана (память его 14 июля). После того как игумен обители Иона увидел свет, воссиявший от могилы прп. Стефана, прп. Арсений устроил над ней богатую гробницу, совершил соборное над ней служение и благословил творить память его.  Ревнуя о святоотеческих преданиях, прп. Арсений носил худые ризы многошвейные. Вел. князь Василий Иоаннович, чтивший его, был сильно поражен, увидев его в этом виде.  Братия же сказала ему: «Наставник наш — раб Божий, он живет истинно по Богу и только о том и мыслит, чтобы удалиться в пустынь, ибо возлюбил паче всего безмолвие!» Очень огорчился вел. князь, узнав желание преподобного, а прп. Арсений тогда, уступая братии, отложил свое намерение на несколько лет, а потом ушел в  Комелъский лес,  за 20 верст к югу от Вологды, на Олонов Конец, около монастыря прп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

В сане игумена богатого монастыря Арсений не изменил своей любви к нищете и посту и честь игуменства своего поставлял в том только, чтобы служить всем и трудиться более других. Отечески заботясь о довольстве и успокоении братии, Арсений забывал о самом себе; в качестве игумена встречая и принимая приходивших в монастырь князей и бояр, не замечал того, что одежда его покрыта заплатами и хуже всех. «Что это значит, что игумен ваш ходит в такой худой одежде?» – спрашивал братию великий князь Василий Иоаннович, увидевший Арсения во время посещения обители едва не в рубище. «Наставник наш истинный раб Божий и живет в Боге; он думает только о том, как бы оставить нас и удалиться в пустыню на безмолвие», – сказали в ответ братия и просили великого князя, чтобы убедил Арсения остаться с ними. Василию Иоанновичу и самому жаль было, если обитель лишится такого настоятеля, поэтому он стал просить игумена остаться в обители, на что тот и согласился, не желая огорчить отказом высокого просителя, хотя и сильно желал удалиться в пустыню. Наслышавшись о неизмеримых лесах севера, куда еще при жизни преподобного Сергия и с его благословения из Троицкого монастыря ушли некоторые иноки и основали там собственные монастыри и пустыни, преподобный Арсений в 1527 году тайно оставил обитель и ушел в Вологодские леса. Здесь незадолго перед тем временем (около 1525 года) в расстоянии сорока верст к северо-западу от города Вологды, в верховьях малой речки Бабайки, явилась чудотворная икона Божией Матери Одигитрии. Услышав об этом новом знамении милосердия Божия, преподобный Арсений пошел в то пустынное место, где явилась икона, и, соорудив себе малую келлию, стал подвизаться в ней в посте и молитве. Но со времени явления святой иконы пустынное место перестало быть безмолвным от множества приходивших туда богомольцев; поэтому, пробыв здесь несколько времени, он снова пошел странствовать по болотам и дебрям Комельского леса, усердно прося Господа, чтобы Он Сам указал ему место для жительства. Направившись к юго-востоку, он пришел в так называемый Олонов конец Комельского леса, где сливаются речки Лежа и Кохтыш, в тридцати шести верстах от города Вологды.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Любитель безмолвия, поручив не безмолвную «Арсениеву пустынь» одному из учеников своих, решился водвориться опять в Комельском лесу. Он отправился в Москву искать защиты от своеволия людей. Вел. князь Василий столько уважал старца Арсения, что в февр. 1530 года выдал грамоту в ограждение покоя его. Грамотою строго запрещалось всем «около пустыни старца Арсения Сухарусова, в Комельском лесу на р. Кохтыже», рубить дрова, ставить новое поселение, гоняться за зверьми и обращать в свое владение землю или лес 218 . Огражденный такою грамотою, преп. Арсений поселился с учеником своим Герасимом там, где прежде водружал он крест свой, и стал расчищать лес. Его стали тревожить не люди, а зверино молитвою своею он смирил их и медведи уступили ему свои берлоги. Когда собралось к нему несколько учеников: он, по благословению вологодского епископа Алексия, поставил храм в честь положения ризы Богоматери во Влахерне. В 1539 году в. князь Василий выдал еще старцу Арсению несудимую грамоту, с тем, чтобы никакое светское начальство не простирало своей власти не только на живущих в пустынной обители Арсения, но и на крестьян, которые стали бы селиться под ведением обители его, не дальше 5 верст от обители 219 . В 1543 г. в. князь Иоанн Васильевич пожаловал игумена Арсения грамотою своею, которою обитель его с ее имениями освобождалась как от подсудности властям мирским, так и от постоев 220 . Преп. Арсений не забывал и Шилегонской своей пустыни. По временам он посещал ее. На пути из одной пустыни в другую он имел обычай беседовать о спасении души с встречавшимися с ним останавливаясь в селениях, назидал простых людей словом спасительным. Если замечал, что кто-либо трудится в поле в праздник, или в день воскресный: то строго обличал за то. Раз поселяне ослушались его, – не перестали работать в праздник и внезапно поднявшийся ветер разметал все снопы их. Проведя долгую иноческую жизнь 221 в посте, молитве и непрестанных трудах, преподобный пред кончиною приобщился св. Таин и мирно предал дух свой Господу, 24 авг. 1550 г. 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При монастыре имеются: гостиница для богомольцев, больница, богадельня на 5 человек и школа имени прп. Стефана. Заведено обширное образцовое хозяйство. Подворье Стефано-Ульяновского монастыря в Устьсысольске. Место для подворья пожертвовано монастырю в 1866 г. При подворье один храм, освященный в 1877 году. Женские обители Горне-Успенский Вологодский монастырь. Горне-Успенский монастырь расположен в западной части города Вологды, на правом, нагорном берегу реки, отчего и получил свое наименование. Основание обители относится ко времени царствования Феодора Иоанновича, т. е. к 1590 году. Устроительницей монастыря была благочестивая старица Домникия, управлявшая обителью в течение долгого ряда лет. Первоначальная история монастыря мало известна; по тому, что большая часть относящихся сюда документов погибла во время пожара в 1762 г. Храмов в обители три: соборный, в честь Успения, во имя прп. Сергия Радонежского с двумя приделами и во имя св. Алексея, человека Божия. В 1869 году в монастыре учрежден епархиальный учебно-воспитательный женский приют, который затем был преобразован в епархиальное женское училище. В 1902 году епархиальное училище было переведено отсюда в город, а на месте училища был устроен детский приют. По количеству инокинь обитель довольно многочисленна. Грязовецкий Арсениево-Комельский монастырь в Грязовецком уезде. Носящий также другое название: Ризположенская Сухарусова пустынь, – находится в 22 верстах от уездного города Грязовца и в 40 верстах от Вологды. Он расположен в красивой, живописной местности на самом берегу реки Контыша, невдалеке от впадения ее в реку Лежу. Основана обитель в 1530 году прп. Арсением и первоначально была мужским монастырем. Прп. Арсений, происходивший из знатного рода бояр Сухарусовых, был долгое время игуменом Троице-Сергиева монастыря. В 1529 году он, стремясь к уединенной жизни, пришел в знаменитый Комельский лес и здесь основал мужскую обитель. В этом деле он встретил деятельную поддержку со стороны грязовецких жителей и некоторых бояр, поэтому новооснованная обитель получила возможность существовать. Между прочим, она пользовалась большим благоволением царя Михаила Феодоровича за то, что игумен ее Иосиф, в эпоху междуцарствия присутствовавший на земском соборе, подписал акт об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова. Монастырь продолжал существовать в качестве мужского до 1904 года, когда, по определению Св. Синода, он был обращен в женский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Рассмотрев дело о казначее Арсениево-Комельского монастыря Софии Бараковой и др. (в отношении Минькова Павла заочно), обвиняемых в неподчинении советской власти и избиении членов Уисполкома и принимая во внимание собранный по сему делу следственный материал и показания на суде обвиняемых и вызванных по сему делу свидетелей постановил обвинение считать доказанным и приговорил: Борисова Петра в виду его смерти дело прекратить; Зелонова Василия, заявившего на суде себя больным, направить для экспертизы в Кувшиновскую лечебницу и в отношении его дело рассмотреть дополнительно; Баракову Софию 62 лет и Колесникова Федора Петровича 58 лет подвергнуть лишению свободы сроком на один год каждого; Желкова Якова Кировича 48 лет подвергнуть общественно-принудительным работам сроком на шесть месяцев; Воронина Григория Федоровича 36 лет и Минькова Павла 36 лет подвергнуть общественно-принудительным работам сроком на два года каждого с содержанием в лагере принудительных работ. Но, принимая во внимание их предварительное заключение и амнистию ВЦИК от 1 мая с/г, Баракову, Колесникова и Желкова дальнейшему наказанию не подвергать; Воронину Григорию и Минькову Павлу срок наказания сократить до шести месяцев каждому. Настоящий приговор вступает в законную силу с 18 июня с/г. Председатель: Силин. Члены: Бовыкин, Соболев.   8   21 января 1938 г. – Выписка из протокола заседания «тройки» при управлении НКВД по Вологодской области   Слушали Постановили Дело 12200-37 г. Лежского р[айонного] о[тдела] НКВД по В[ологодской] [области] по обв[инению]: Куликова Павла Александровича, 1870 г. р. кр[естьяни]на твердозаданца, церковного старосты, б[ывшего] участника к[онтр]р[еволюционного] восстания в 1922 г. в том, что являлся участником к[онтр]р[еволюционной] вредительской группы, систематически вел к[онтр]р[еволюционную] агитацию. Верно: Нач[альник] 8 отдела УГБ УНКВД по В[ологодской] о[бласти] лейтенант гос[ударственной] безопасности Фамилия Куликова Павла Александровича расстрелять. Дело сдать в архив.

http://sedmitza.ru/lib/text/9906600/

Наиболее ранняя икона такой иконографии (3-я четв. XVII в. под записью XIX в., ВГИАХМЗ) происходит из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре. На иконе 1-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Преображения на Болоте (ВГИАХМЗ) И. находится между преподобными Григорием Пельшемским и Галактионом Вологодским, у него высокий лоб и прямая борода до середины груди. На иконе из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (2-я пол. XVIII в., ВГИАХМЗ) по сторонам ростового образа Спасителя И. изображен в числе 81 святого, он имеет широкую длинную бороду и волнистые с проседью волосы. Образ И. (высокий лоб и длинная клинообразная седая борода) помещен в правой части иконы «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» (2-я пол. XVIII в., ВГИАХМЗ). На иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» (3-я четв. XVIII в., ВГИАХМЗ) И. изображен в правой части иконы во 2-м регистре сверху, вполоборота влево, рядом с прп. Герасимом Вологодским, напротив - прп. Арсений Комельский и свт. Николай Чудотворец. И.- средовек с тонкими чертами лица, почти без седины в лежащих «шапкой» волосах, борода широкая и пышная, с проседью. Одеяния писаны по золоту, складки обозначены коричневым цветом, параман и куколь темно-синего цвета с белыми крестами. На иконах 1778 г. кисти Лазаря Ершова «со товарищи» (из кафедрального Троицкого собора Архангельска, АМИИ) и 1779 г., написанной вологодскими мастерами Димитрием и Иваном Сумароковыми (из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды, ВГИАХМЗ), И. представлен в левой части композиции коленопреклоненным, руки сложены крестообразно на груди, волосы с проседью, спускаются на шею короткими волнистыми прядями, борода на конце раздвоена. На иконе из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (нач. XIX в., ВГИАХМЗ) И. также показан в земном поклоне (вместе с преподобными Сергием Нуромским и Арсением Комельским), в темно-вишневой мантии и красной рясе, куколь и параман синие. На иконе XVIII в. «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из ц. Преображения на Болоте Вологды (ВГИАХМЗ) И. показан коленопреклоненным справа в нижнем ряду предстоящих. В иконостасе вологодской ц. свт. Лазаря, еп. Кипрского, между северными и царскими вратами имеется писанная маслом икона нач. ХХ в.- на золотом фоне изображена Богоматерь с Младенцем и предстоящие прп. Корнилий Комельский и И.

http://pravenc.ru/text/389625.html

При сем храме приделы: во имя Св. Николая Чудотворца и во имя Св. Пророка Илии. Монастырь сей много пострадал во время нашествия в 1812 году Французов, но ныне помощью Пресвятой Богородицы паки возобновлен. Колязин Троицкий мужеский, 1-го класса, Степенью 12-й, Тверской Епархии, в городе Колязине, построен около половины XV столетия Преподобным Макарием, и прозван Колязинским по имени прежнего владетеля сего места Коляги, который отдал оное преподобному Макарию для сооружения обители. В сем монастыре 4 церкви: 1) Соборная во имя Св. Троицы, в которой почивают в серебряной раке мощи Св. Макария, обретенные в 1521 г. мая 26 дня; 2) трапезная теплая во имя Благоверных Князей Бориса и Глеба; 3) больничная во имя Свят. Алексея Божия Человека; 4) над святыми воротами во имя Преподобного Макария. Комельский  и Корнилиев Комельский мужеский, 3-го класса, Вологодской Епархии, Грязовецкого Уезда, в Комельской волости; построен в 1497 году Преподобным Корнилием, которого Святой мощи находятся в приделе соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Коневский мужеский, возведенный в 1825 году, в 3-го класса, С. Петербургской Епархии, на острове Ладожского озера именуемом Коневце; построен в 1393 году. В нем церковь соборная во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в которой находится Чудотворный образ Коневской Божией Матери, принесенный из Афонской горы Преподобным Арсением, основателем сея обители; – празднество сему образу совершается июля 10 дня. При сем храме в приделе почивают Св. мощи Преподобного Арсения Коневского Чудотворца, преставившегося в 1447 году июля 12 дня. Корельский Николаевский мужеский, 3-го класса, Архангельской Епархии, в 24 верстах от города Архангельска, близ Белого моря, основанный Марфой, Посадницею Новгородской, на том месте, где погребены дети ее Антон и Феликс, и которому грамотой своей утвердила она вотчины, сенокосные луга, тони и солеварницы. В нем 3 церкви каменных: 1) Соборная во имя Святителя Николая; 2) во имя Успения Пресвятой Богородицы; 3) во имя Входа Христова во Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Наиболее ранние известия о проникновении нового населения относятся к скандинавским преданиям о посещениях скандинавами («Бьярмаланда», «Бьярмии») в IX-XI вв. Однако эти посещения носили характер отдельных военно-торговых экспедиций-набегов и не имели никаких существенных последствий. Курганные погребения, городища, селища датируемые VIII-XII вв., свидетельствуют о языческих верованиях и образе жизни местного населения того времени (большая курганная группа X-XI вв. близ д. Степаново на берегу р. Вешары, городище Княжья могила, XI-XIII вв в б. д. Ильинское и др.). Самые ранние известия о северных городах относятся к Белоозеру, племенному центру Веси (в «Повести временных лет» упоминается под 862 г), и Устюгу (первое упоминание — 1147 г.) — свое название он получил в связи с размещением близ устья реки Юг. Более раннее селище находилось на высоком холме, носившем название Гледен (позднее здесь основан Троице-Гледенский монастырь). Прилагательное Великий в названии появляется в XVI-XVII вв. Период христианского просвещения и развития По своему характеру, славянская колонизация вологодских земель, условно подразделяется исследователями на «монастырскую» и «крестьянскую». При «монастырской» колонизации сначала появлялся скит или небольшой монастырь, который в результате миссионерской и хозяйственной деятельности монахов осваивал окрестную территорию и привлекал на нее крестьян. Для «крестьянской» колонизации характерно освоение земель путем их простого заселения непосредственно крестьянами-земледельцами. Особенностью исторического развития Вологодского края является именно его мирное освоение путем христианского просвещения местных жителей и привлечения славянского населения на основе монастырского строительства. В XII-XVI вв. в крае создается большая сеть православных обителей: Спасо-Прилуцкий, Корнилиево-Комельский, Арсениево-Комельский, Павло-Обнорский монастыри — вокруг Вологды; Кириллов, Ферапонтов, Горицкий монастыри — в Белозерье; Спасо-Каменный и Дионисиевы Глушицкие монастыри — в Кубеноозерье; Спасо-Суморин, Николо-Маркушевский — в Тотемских землях; Троице-Гледенский, Михайло-Архангельский в Великом Устюге, и др.

http://patriarchia.ru/db/text/258103.htm...

в руке свиток с надписью: «Б[огороди]це Дво, христïаномъ прибжище, Ты намъ помози на Тебе надемс». Преподобные Агапит Киево-Печерский и Корнилий Комельский. Икона. Кон. XIX в. (собор Рождества Пресв. Богородицы в Вологде) Преподобные Агапит Киево-Печерский и Корнилий Комельский. Икона. Кон. XIX в. (собор Рождества Пресв. Богородицы в Вологде) Известны изображения К. в ряду избранных святых: напр., на иконе преподобных 2-й четв.- сер. XVIII в. (частное собрание в Москве) - напротив прп. Адриана Пошехонского. Некоторые иконы имеют патрональный характер, напр. образ «Ангел-хранитель, с прп. Корнилием Комельским и мц. Параскевой» 2-й трети XIX в. относительно крупного размера (ЦМиАР). К. написан в нижнем регистре справа от ангела-хранителя на Иверской иконе Божией Матери, с избранными святыми нач. XIX в. (надвратная ц. свт. Николая Чудотворца Псково-Печерского мон-ря). На образе кон. XIX в. из собора Рождества Пресв. Богородицы в Вологде запечатлены прп. Агапит Киево-Печерский и К. (его волосы со значительной сединой разделены на прямой пробор, в руке свиток с текстом: «Потщитес уб братï мо дховнïи»). Образ К. иногда вводился в майские минейные циклы (как правило, изображен вместе со сщмч. Патрикием Прусским): напр., на гравированных святцах 1714, 1722 гг. Г. П. Тепчегорского , 1730 г. И. К. Любецкого (раскрашенные экземпляры 2-й четв., сер.- 2-й пол. XVIII в. в РГБ; см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. С. 37, 43-44, 48-49, 52. Кат. 33. 9, 34. 9, 35. 8); на эмалевых святцах на май посл. трети XVIII в. (ГМИР), 2-й пол. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии). Редкое изображение К. в виде средовека в схимническом куколе имеется на палехской или вязниковской минее 1-й пол. XIX в. предположительно письма Т. И. Гагаева (комплект икон-святцев из собрания А. Глезера в Германии, с 2007 - в собрании М. Е. Елизаветина; см.: Рус. иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина): Кат. выст./Авт.-сост.: Н. И. Комашко и др. М., 2009. С. 232, 335, 339. Кат. 135. 9). К. со свитком в руке (надпись: «п kophuлiu ко(м)») представлен рядом с прп. Арсением Комельским на одной из минейных икон рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ).

http://pravenc.ru/text/2458683.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010