—168— 20 лет, и когда в бытность короля Яна Собесского в Могилеве православные горожане просили назначить им епископа, то король отвечал, что если они желают иметь униатского епископа, то он прикажет поставить такового, а православному епископу никогда в Могилеве быть не позволит, и что желательно королю, дабы они, Могилёвцы, были униатами, и к тому приступили-бы добровольно; в противном-же случае будут в унии и поневоле. 2427 С избранием в 1704 году князя Сергия Святополк-Четвертинского белорусским епископом, под именем Сильвестра, восстановился прерванный ряд белорусских епископов. 2428 – После смерти епископа Сильвестра в 1728 году в Могилеве белорусскую кафедру занимали епископы: Арсений Берло, Иосиф Волчанский, его брат Иероним Волчанский и, наконец, Георгий Кониский, при котором, как известно, несчастные белорусцы дождались лучших дней. Все эти епископы непрестанно вели борьбу с врагами православия и русской народности, подвергались тяжким оскорблениям и нападениям, терпели всякие беды и досаждения, и все поголовно просили у св. Синода, как милости, снять с них непосильное и несносное иго управления белорусской епархией, и отпустить их на покой. Мы не станем здесь подробно перечислять всех захватов церквей и монастырей и всех насилий, учиненных в Белоруссии поляками и униатами (разными шляхтичами и шляхтянками, их управителями, разными приорами, плебанами и ректорами-иезуитами) православному населению и православному духовенству за все время XVIII века, и укажем только, в виде примера, на следующие выдающиеся случаи: на нападение могилевских иезуитов со своими студентами в 1721 году на братскую церковь , сопровождавшееся побоями и кощунствами, 2429 – на отвратительную резню в Кричеве в 1744 году, 2430 – на избиение —169— 70-летнего священника Исидора Царыкевича в Могилеве в 1746 году, 2431 – на неистовства плебана Симона Гриневича в том же Могилеве в 1748 году, желавшего быть вторым Иосафатом Кунцевичем, 2432 – на разбойническое нападение иезуитов, униатов и помещиков-поляков на православных в г. Слуцке в праздничные дни в 1747 году, сопровождавшееся истязанием священников и отнятием церквей и на забрание в том же городе в 1750 году учителей православных школ в солдаты, 2433 – на нападение Минского плебана на религиозные процессии православных в г. Минске в 1753 году, 2434 и на сотню подобных возмутительных насилий, по своему изуверству и жестокости, нисколько не уступавшим тем фактам проявления злобы и вражды, которые омрачили западную Русь при введении унии. 2435

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После кончины Петра I миссия Рудаковского была отменена и его отозвали в Москву, что очень опечалило православных. Преемником еп. Сильвестра стал архим. Межигородского монастыря Арсений Берло, но он не был признан королем, потому, что не являлся шляхтичем. В 1732 году епископом Белорусским был избран шляхтич Иосиф (Волчанский), игумен киевского Пустынно-Николаевского монастыря. Польский король Август III, избранный при поддержке России, обязался при коронации в 1734 году сохранить православным все их привилегии. Но при слабом короле обещания оставались на словах. Епископ Иосиф в 1740 году молил Синод о защите, поскольку “самому собой удержать ежечасно умаляющегося святого православия невозможно”. Тогда же новый московский представитель Глембовский писал во все инстанции об обидах православных, но ответа не получил. В 1742 году епископ Иосиф был назначен архиепископом Московским. Белорусским епископом стал с 1744 года его брат Иероним (Волчанский). Императрица Елисавета старалась заступаться за православных. В 1743 году она поручила Глембовскому сделать польскому правительству заявление о гонениях на православных, с угрозой применить силу. В том же году она послала грамоту, требуя “совершенной по трактату сатисфакции православным и возвращения отнятых на унию монастырей и церквей с их имениями”. Король обещал прекратить эти беззакония. Но католические и униатские власти сообщили королю, что жалобы православных неосновательны (известный прием всех лгунов и насильников). Ни к чему не привела и созданная Комиссия для разбора приносимых православными жалоб. После кончины Иеронима (1754), папа настаивал не допускать избрания ему преемника. И все-таки в августе 1755 года в Киеве епископом Белорусским был поставлен архим. Георгий Конисский . В 1762 году владыка Георгий присутствовал на коронации Екатерины II и в трогательной речи изобразил тяжелое положение православных в польских областях. Императрица решительно выступила в защиту православных. В 1764 году, при ее поддержке, на польский престол был избран Станислав Август. Владыка Георгий с ярким красноречием изобразил перед ним всю тягость страданий православного населения и всю несправедливость польского правительства по отношению к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Могилевская Основана 01.11.1632 (выделена из Полоцкой епархии). Это дата подписания королем польским Владиславом «Статей для успокоения народа русского греческой религии, живущего в царстве Польском и вел. Княжестве Литовском», по которым Православным разрешалось открыть епископию в Могилеве ( Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 6. M., 1996. С. 492). Архиепископия с 22.09.1783. С 1795 г. обычно замещалась епископами. С 1733 г. архиереи перемещались на другие кафедры. В 1959–1989 гг. управлялась архиереями Минскими. Возобновлена 23.06(06.07)1989. Именовалась (по ААО. Т. 1. С. 21; Н.Д. Иерархия... С. 333 и др.); Оршанская, Мстиславская и Могилевская (или Мстиславская, Оршанская и Могилевская); с 14.12.1772 (по др. 1755 г.) – Могилевская, Мстиславская и Оршанская; с 19.01.1795 – Могилевская и Полоцкая; с 01.09.1797 – Белорусская-Могилевская; с 04.12.1803 – Могилевская и Витебская; с 30.04.1833 – Могилевская и Мстиславская. Викарные кафедры: Оршанская, Гомельская, Мстиславская. 01.10.1633 07.04.1635 08.1635 18.01.1649 Сильвестр Коссов 12.07.1650 Игнатий Оксенович-Старушич 02.05.1650 25.02.1653 Иосиф II Кононович-Горбацкий /1654 (1655?) в/у Каллист Дорофеевич-Рыторайский 04.05.1661 03.08.1661 04.03.1664 Иосиф III Нелюбович-Тукальский 19.06.1669 11.03.1678 Феодосий Василевич 1680 (?) 03.1686 07.1686 07.1686 30.09.1697 30.09.1697 02.1704 14.02.1728 08.12.1728 12.12.1728 12.12.1728 28.01.1733 Арсений Берло 08.01.1735 01.09.1742 Иосиф IV Волчанский 20.03.1743 14.10.1754 20.08.1765 13.02.1795 05.03.1795 27.08.1797 01.09.1797 24.10.1797 20.12.1797 20.12.1805 20.12.1805 05.12.1812 01.05.1813 06.07.1813 06.07.1813 31.05.1821 03.07.1821 01.03.1827 19.03.1827 07.08.1831 Павел Морев-Павлов (Платонов) 26.08.1831 05.06.1837 05.06.1837 06.04.1840 19.04.1840 12.11.1844 12.11.1844 29.08.1860 29.08.1860 06.10.1882 06.10.1882 14.05.1885 07.06.1885 21.11.1892 Сергий Спасский 21.11.1892 19.12.1892 Павел II Вильчинский 19.12.1892 17.07.1893 Ириней II Орда

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Курская (Белгородская) Учреждена в 1666 году Белгородская и Обоянская Кафедра в Белгороде Феодосий митрополит, бывший митр. Сербский и Архангельский с 17.05.1667 † в ночь 19/20.08.1671 Мисаил митрополит, бывший еп. Коломенский и Каширский с 14.09.1671 † 23.02.1684 Авраамий (Юхов) митрополит, рукоположен с 13.07.1684 † 6.08.1702 Иустин (Базилевич) митрополит, рукоположен с 23.01.1704 † 17.08.1709 Иларион (Властелинский) митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский с 11.03.1711 †4.04.1720 Епифаний (Тихорский) епископ, рукоположен с 9.07.1722 † 2.07.1731 Досифей (Богданович- Любимский) епископ, рукоположен c 06 .08 .1731 архиепископ с 28.11.1731 до сентября 1733 отстранен; † 23.03.1736 Арсений (Берло) епископ, бывший еп. Переяславский, викарий Киевской епархии с 30.09.1735 по 1736 заболел и кафедрой управлял заочно † 6.06.1744 Петр (Смелич) архиепископ, рукоположен с 20.06.1736 по 11.09.1742 на покое; † 27.11.1744 Антоний (Черновский) митрополит, бывший митр. Черниговский и Новгород-Северский с 6.09.1742 † 1.01.1748 Иоасаф (Горленко) епископ, свт., рукоположен со 2.06.1748 † 10.12.1754 Лука (Коношевич) епископ, бывший еп. Казанский и Свияжский с 9.10.1755 † 1.01.1758 Иоасаф (Миткевич) епископ, рукоположен с 26.04.1758 † 30.06.1763 Порфирий (Крайский) епископ, бывший еп. Коломенский и Каширский с 29.10.1763 † 7.07.1768 Самуил (Миславский) епископ, рукоположен с 28.12.1768 по 24.09.1771 en. Сарский и Подонский (Крутицкий) Аггей (Колосовский) епископ, рукоположен с 9.02.1774 по 28.11.1786 на покое; † 24.10.1792 Белгородская и Курская Феоктист (Мочульский) епископ, бывший еп. Севский и Брянский, викарий Московской епархии с 9.02.1787 по 16.10.1799 переименован еп. Курский и Белгородский Курская и Белгородская С 16 октября 1799 года Феоктист (Мочульский) епископ, бывший еп. Белгородский и Курский, с 16.10.1799 архиепископ с 15.09.1801 † 30.04.1818 Евгений (Казанцев) епископ, рукоположен с 14.07.1818 по 19.02.1822 еп. Псковский, Лифляндский и Курляндский Владимир (Ужинский) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXII. Епархия Курская Курская епархия учреждена в 1666 г. Четвертая в третьеклассных. I. Митрополиты Белоградские и Обоянские 1. Феодосий , митрополит Сербский, назначен 1666, возведён 17 мая (sic) 1667; † 20 авг. 1671. 2. Мисаил 14 сент. (sic) 1671 перев. из Коломны; † 23 февр. 1684. 3. Авраамий хирот. 13 июля (sic) 1684 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; † 6 авг. 1702. 4. Иустин Базилевич назначен 1702 186 хирот. 23 янв. (sic) 1704, из иеромонахов Киево-Печерских; † 17 авг. 1709. 5. Иларион Властелинский 11 мар. 1711 перев. с епархии Крутицкой; † 4 апр. 1720. II. Епископы Белоградские и Обоянские 6. Епифаний Тихорский хирот. 9 июля 1722 из архим. Нежинского Благовещенского монастыря; † 2 июля 1731. Погребён в Нежинском Назарете. 7. Досифей Богданович-Любимский , архиепископ, хирот. 28 нояб. 1731, из архим. Саввина Сторожевского монастыря; в 1735, по суду, отставлен; † 22 мар. 1736, в Курском Знаменском мнтре. Арсений Берло , викарий Киевский, назначен 30 сент. 1735, но не был. 8. Пётр Смелич , архиепископ, хирот 20 июня 1736, из архим. Александро-Невских; 16 сент. 1742 оставил епархию; † 27 нояб. 1744, в Новом Иерусалиме. 9. Антоний Черновский , митрополит Молдавский, 6 сент. 1742 перев. из Чернигова; † 1 янв. 1748. 10. Иоасаф Горленко 2 июня 1748 хирот. из наместн. Троице-Сергиевой Лавры; † 10 дек. 1754. 11. Лука Конашевич 9 окт. 1755 перев. из Казани; † 1 янв. 1758. 12. Иоасаф Миткевич 26 апр. 1758 хирот. из архим. Хутыня монастыря; † 3 июня 1763. 13. Порфирий Крайский 29 окт. 1763 перев. из Коломны; † 7 июля 1768. 14. Самуил Миславский 28 дек. 1768 хирот. из архим. Киево-Николаевского монастыря; 24 сент. 1771 перев. на Крутицкую епархию. 15. Аггей Колосовский 9 февр. 1774 хирот. из архим. Нижегородского Печерского монастыря; 28 нояб. 1786 уволен на покой; † 24 окт. 1792, в Переяславском Михайловском мнтре. 16. Антоний Румовский , архиепископ, назначен 28 нояб. 1786, но, за смертью , не был. III. Епископы Курские и Белоградские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н. инициировал учреждение крестного хода из Казанской церкви на Невском проспекте в Александро-Невский мон-рь 30 авг., в годовщину перенесения в столицу мощей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского . В письме на имя А. Г. Разумовского от 29 авг. 1743 г. Н. просил его доложить императрице, не соизволит ли она повелеть «завтрашнего дня… быть крестному ходу». В тот же день императрица запросила Синод «о пристойности того дела». Синод дал положительное заключение, и 30 авг. состоялся первый в С.-Петербурге крестный ход в день памяти блгв. кн. Александра. В шествии участвовали императрица, а также «министры и кавалеры, генералитет и придворный обоего пола стат». 7 сент. того же года имп. Елизавета Петровна повелела совершать «оное крестное хождение» в мон-рь к литургии ежегодно. Указом Н. от 4 февр. 1744 г. статус собора получила Андреевская ц. на Васильевском о-ве. 30 янв. 1745 г. он благословил строительство каменной 2-этажной церкви в Славянской мызе гр. М. К. Скавронского (ныне в черте Пушкинского р-на С.-Петербурга). В Александро-Невской ДС, находившейся в распоряжении Н., начался самый важный период становления. Школа при Невском мон-ре лишь с кон. 30-х гг. XVIII в. получила «прочное устройство» как полноценная семинария. В 1743 г. в ней открылся богословский класс, 20 сент. того же года ректором утвержден иером. Гавриил (Кременецкий; буд. митрополит Киевский и Галицкий). Вслед за учреждением столичной епархии Сенат 10 сент. 1742 г. поручил архит. П. А. Трезини возглавить «строение» Александро-Невского мон-ря, где работы остановились. В 1744 г. был заложен фундамент юго-вост. Феодоровского корпуса. Тогда же выстроенный в 20-х гг. XVIII в. Троицкий собор был признан аварийным и предназначен к слому. С 1742 г. казначеем обители состоял иером. св. Софроний (Кристалевский), который был в 1734-1741 гг. казначеем Переяславского архиерейского дома (в 1735-1736 он находился по делам Переяславской епархии в С.-Петербурге, когда Н. служил там же). Очевидно, специфика пребывания на кафедре «царствующего града» тяготила Н.: заложив прочную основу епархии, он при первой возможности оставил С.-Петербург. В июне 1744 г. скончался еп. Переяславский и Бориспольский Арсений (Берло), и 2 февр. 1745 г. вышел Высочайший указ: «В Переяславской праздной епархии быть епархиальным архиереем преосвященному Никодиму, епископу Санкт-Петербургскому, по желанию его…» В Переяславскую епархию был переведен и наместник (с 1737) Александро-Невского мон-ря иером. Досифей (Лебедевич): в мае 1745 г. он стал настоятелем Золотоношского Красногорского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря в сане игумена.

http://pravenc.ru/text/2565596.html

В 1735-м году, в августе, Святейший Синод, проектируя перемещение нескольких архиереев, предназначал архимандрита Петра на Переяславскую кафедру, а на Александро-Невскую архимандрию Заиконоспасского архимандрита Стефана, ректора Московской Академии, которому быть и синодальным членом, причем новому архимандриту давалось поручение, «избрав из Богословских своих искуснейших учеников некоторое число, которые-бы Монастыря Невского школьников могли учить, тем же ученикам своим в особливые, каковые от Синода определены будут времена преподавать учение Богословское». Всеподданнейший доклад Синода заканчивался следующими словами: «если же сие о Невской архимандрии определение покажется неприятно и в Александро-Невском Монастыре быть Петру архимандритом же по-прежнему заблагорассудится, то быть ему, Петру архимандриту, синодальным членом по-прежнему». На всеподданнейшем докладе последовала высочайшая резолюция: «о произведении в епархии архиепископов и епископов учинить по сему докладу, а Троицкого Александро-Невского Монастыря архимандриту Петру быть в том Монастыре по-прежнему архимандритом и притом присутствовать в Синоде. Анна» 1940 . Перемещенный, по этому синодальному докладу, на Белоградскую кафедру Переяславский епископ Арсений (Берло) в ноябре 1735-го года донес. Святейшему Синоду, что вследствие вывиха правой ноги он не может отправиться в Белоградскую епархию, и добавлял: «а ежели и в предбудущее время благосердием Божиим не будет мне якого послабления в помощи моей, то (по силе Духовного Регламента) буду благодарити Ее Императорскому Величеству, всемилостивешей Государыне, и вашему святейшеству и за Переяславскую епархию» 1941 . По словесном докладе об этом от Святейшего Синода, Государыня, указом 3-го января 1736-го года 1942 , объявленным духовником Государыни, Троице-Сергиевским архимандритом Варлаамом архиепископу Феофану в присутствии Нижегородского архиепископа Питирима повелела «в Белоградскую епархию во архиепископа произвесть Александро-Невского архимандрита Петра». 11-го января 1736-го года, в воскресенье, архимандрит Петр был хиротонисан, и присутствии Государыни, в придворной Сретенской церкви. В числе участников Богослужения, за которым совершена была хиротония архимандрита Петра, был и его преемник, архимандрит Стефан (Калиновский) 1943 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Собор во имя арх. Михаила. 1743–1749 гг. Фото: azbyka.ru Сложился в сер. XVIII в. Собор во имя архангела Михаила, заложенный в камне 1 апр. 1743 г. по инициативе еп. Переяславского и Бориспольского Арсения (Берло) , стал его доминантой ( Житель города Переяслава. 1868. С. 512). В 1749 г. строительство собора было завершено, а в 1750 г. он был освящен еп. Никодимом (Сребницким) ( Юрченко. 2006. С. 133). Храм - прямоугольный в плане, с гранеными выступами на торцах - с вост. 3-гранной алтарной апсидой и зап. 5-гранным притвором. Достоверно неизвестно, каким было первоначальное завершение храма. К нач. XIX в. он имел деревянный купол, который в 1823 г. был заменен новым ( Стороженко. 1900. С. 59). В 1815 г. храм был расписан (Там же). Колокольня с келейным корпусом были возведены северо-восточнее собора в 1745-1747 гг. Комплекс представляет собой одноэтажный каменный корпус, вытянутый с севера на юг. В центре его сев. части находится сквозная проездная арка, над к-рой разместился 4-гранный квадратный в плане каменный ярус звона, завершавшийся 8-гранным деревянным шатровым куполом с маковкой. В корпусе находилась церковь во имя преподобномученика Макария Овручского (упразднена в 1786). Деревянные кельи Деревянные кельи и трапезная (Там же. С. 54-55) были построены благодаря усилиям игум. Германа (Прохоровича-Кукутовича) в 1734-1737 гг. В трапезной размещалась церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (упразднена в 1786 - Житель города Переяслава. 1868. С. 521). По всей видимости, эти здания были разобраны до кон. XVIII в. ( Юрченко. 2006. С. 135). 1786-2011 гг После закрытия монастыря собор во имя арх. Михаила был обращен в городской, в 1864 г. утратил статус собора, затем действовал как приходская церковь ( Стороженко. 1900. С. 59; Юрченко. 2006. С. 135). Колокольня с келейным корпусом первоначально отошли в ведение казны и использовалась под различные учреждения, некоторое время там размещалось переяславское уездное казначейство. В 1790 г. колокольня, а позднее и келейный корпус были возвращены Русской Церкви ( Житель города Переяслава. 1868. С. 535). В 1795 г. храму во имя арх. Михаила было выделено 4 участка в окрестностях Переяслава общей площадью ок. 43 дес. (ок. 47 га) (Там же. С. 537). К 1845 г. была заложена проездная арка колокольни. В 1850 г. обновлен храм во имя арх. Михаила (в т. ч. вновь заменен купол), одновременно перестроено деревянное завершение колокольни (Там же. С. 515). В 1934 г. храм был закрыт, купол сломан, в здании размещены склады. В 50-х гг. XX в. в бывшем храме открыта этнографическая экспозиция (позднее - Музей народной одежды Ср. Поднепровья). При реставрации колокольни в 1951-1953 гг. были восстановлены 8-гранный шатровый купол с маковкой и проездная арка. В 1979 г. над сев. фундаментом домонг. собора был сооружен подземный павильон (в 1982 в нем открыт Музей архитектуры древнего Переяслава), юж. и вост. фундаменты были обозначены на поверхности бутом.

http://pravenc.ru/text/2580020.html

1698-1699), Сильвестр (Святополк-Четвертинский; 1707-1728), Арсений (Берло ; 1730-1732), Иосиф (Волчанский ; 1735-1742), Иероним (Волчанский; 1744-1754), свт. Георгий (Конисский; 1755-1795, с 1783 архиепископ), Афанасий (Волховский; 1795-1797), Иларион (Кондратовский; 1797), Анастасий (Братановский-Романенко ; 1797-1805, с 1801 архиепископ), Варлаам (Шишацкий; 1805-1813, с 1808 архиепископ), Ириней (Фальковский; 1812-1813, в. у.), Даниил (Натток-Михайловский; 1813-1821, с 1816 архиепископ), архиеп. Иоасаф (Сретенский; 1821-1827), Павел (Павлов-Морев; 1827-1831), Гавриил (Городков ; 1831-1837, с 1834 архиепископ), архиеп. Смарагд (Крыжановский ; 1837-1840), Исидор (Никольский ; 1840-1844, с 1841 архиепископ), Анатолий (Мартыновский; 1844-1860, с 1853 архиепископ), архиеп. Евсевий (Орлинский ; 1860-1882), Виталий (Гречулевич; 1882-1885), Сергий (Спасский; 1885-1892), Ириней (Орда ; 1892-1893), Евгений (Шерешилов; 1893-1896), Мисаил (Крылов; 1896-1904), Стефан (Архангельский; 1904-1911), Константин (Булычёв; 1911 - июнь 1922, с 1915 архиепископ), Мстиславский еп. Варлаам (Ряшенцев; июнь-июль 1922, в. у.); Нифонт (Фомин; 1922-1924), Никон (Дегтяренко; 1924-1927), Иоасаф (Шишковский-Дрылевский; 1927-1928), Феодосий Ващинский (1929, 1933), архиеп. сщмч. Павлин (Крошечкин; 1933-1935), Александр (Раевский ; 1936), сщмч. Иоасаф (Жевахов ; 1936), архиеп. Филофей (Нарко; 1942-1944), архиеп. Максим (Кроха; 1989-2002), Софроний (Ющук; с 7 окт. 2002). Монастыри. Действующие Успенский Пустынский (мужской, в урочище Пустынки близ Мстиславля, основан в XIV в., с 1605 в унии, с 1839 православный, в 1925 упразднен, возрожден в 2003), Николаевский (женский, в Могилёве, учрежден в сер. 30-х гг. XVII в., с 1719 мужской, упразднен в 1754, возрожден в 1991 как женский). Упраздненные мстиславский Николаевский (мужской, в Мстиславле, известен с 1506, упразднен в 1877), могилёвский в честь Преображения Господня (мужской, в Могилёве, известен со 2-й пол. XVI в., перешел к униатам в 1618, с 1649 православный, закрыт в 1918), Мстиславский Онуфриевский при Натопе (мужской, на погосте Онуфрево (ныне с.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Пророки Западной Руси Однако, несмотря на титанические усилия по окатоличиванию, насаждению унии, расколу с остальной Русью, православная Западная Россия жила и выпестовала своих святых и пророков. Жизнь и дела наиболее выдающихся из них мы рассмотрим подробнее. Святой игумен Афанасий (Филиппович) - выходец из кругов западнорусской аристократии. Получил блестящее образование в иезуитской коллегии в Вильне. Затем был приглашен польским королем быть воспитателем, как потом оказалось, одного из Лжедмитриев. Узнав об этом, будущий игумен был потрясён. В знак покаяния в том, что он, хотя и по неведению, был использован против св. Православной Церкви и России, он принимает монашество и становится борцом за Православие. Афанасий избирается игуменом монастыря св. Симеона в Бресте. Это был бесстрашный человек, нелицеприятный. " ...Чтобы настоящая греческая вера всемерно почиталась, проклятая же уния была унижена и обращена в ничто " - вот его программа действий. 18 сентября 16 48 года после пыток св. Афанасий был расстрелян поляками. Он проклинал унию, даже стоя над своей могилой. Знамя св. Афанасия, несмотря ни на какие гонения, народ Белой Руси нес до победы - воссоединения с остальной Россией. Это знамя несли такие выдающиеся православные иерархи, как Климент Тризна, Сильвестр Волчанский, Гедеон и Сильвестр Четвертинские, Арсений Берло, епископ Виктор Садковский, проведший годы в польских застенках и освобождённый только под давлением России, святитель Георгий Конисский (уже канонизированный РПЦ). Но наиболее выдающимся борцом за православие на западе был архиепископ Иосиф Семашко. Этот человек, по сути, равен святому равноапостольному князю Владимиру и мы, православные христиане, просто обязаны ходатайствовать о его канонизации. Иосиф Семашко родился 25 декабря 17 98 года в семье униатского священника на Киевщине. В звании магистра закончил Главную униатскую семинарию при Виленском университете. В 1822 году Семашко назначается членом униатского департамента римо-католической коллегии при российском правительстве. Вскоре он стал играть там главную роль, и, благодаря его стараниям этот департамент, до того времени подчинённый католикам, обрёл полную самостоятельность и равноправие с римо-католической коллегией, что фактически выводило униатскую церковь из под непосредственной опеки римо-католиков.

http://pravoslavie.ru/5195.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010