Москов.), VIII, Отд. 1, 2 (летопись м-ря Густынского); 1869 г , II, Отд. 2, 42 в примеч. (Иоасаф Горленко в 1725 г. надел здесь рясофор); 1870 г., II, Отд. 2, 66 в примеч. (в 1660 г. м-рю отведено в гор. Пе- реславле место убиения св. Бориса для постр. м-ря, но не было привед. в исполнение); 1884 г., II, Отд. 1, 28 (акты южно-русск. м-рей; архим. Гавриил 1788 г.); “Опис. документ. и дел архива св. Синода”, I, 219 (прошен. 1721 г. архим. Иродиона о выдаче книги для сбора пожертвований на разоренную пожаром обитель), 537 (жалоба 1721 г. архим. Иродиона об именовании м-ря ставропигиею Св. Синода и о посвящении в оный во архим. Киев. кафедры архидиакона Арсения Берло), прилож. CXLII, XX (духовная 1721 г. Смолен. митроп. Варлаама, завещавшего м-рю шапку красною архиерейскую), XXXVIII (благослов. грамота 1721 г. патр. Иоакима на учрежд. в м-ре ставропигии при игум. Феодосие Васковском), CCCCXLII (царская грам. о том же); II, ч. 1, 1138 (прошение 1722 г. быв. архим. Иродиона, рукоположенного во еписк. Чернигов., о пользовании на год доходами с вотчин м-ря; на место Иродиона назначен Арсений); III, 1723 г.. 216 (донош. архиеп. Киевск. Варлаама на архим. м-ря о посвящении священн. в свои вотчины), 430 (дело о сборе денег в кошельки), прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. сказано: «Межигор. м-рь прежде Ставропигиальным был Свят. Патриаршего Престола, ныне же Свят. Правит. Синод как о нем устроит и утвердит?»); IV, прилож., LXXV, XIII (в м-ре было 12 пушек 70 ружей, 25 ядер, 10 пуд. пороха); VI, 1726 г., 423 (доношение архим. Арсения о пострижении в монашество студентов Кулябки и Щернацкого); VII, 1727 г., 325 (архим. Арсений был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.); “Памятники для разбора древн. актов”, II, ч. 2, Отд. 1, 62 (в грамоте патр. Иерусал. Феофана причислен к числу мест знаменито святых), 168 (в духовной митр. Киев. Петра Могилы 1646 г. показан в числе бездоходных м-рей); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1848 г., XXII, 195 (Помянник м-ри, составленн. в 1689 г. игум.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Межигорский мон-рь. Рисунок Т. Г. Шевченко. 1843 г. (Национальный музей Т. Г. Шевченко, Киев) Межигорский мон-рь. Рисунок Т. Г. Шевченко. 1843 г. (Национальный музей Т. Г. Шевченко, Киев) Указом царя Петра I от 12 февр. 1703 г. мон-рь лишился ставропигии и стал подчиняться Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) . Но уже 6 янв. 1709 г. настоятель Иродион (Жураковский) благодаря личным заслугам (в составе посольства царя Петра I был командирован в Запорожскую Сечь, чтобы убедить запорожцев отказаться от поддержки гетмана Мазепы и призвать их служить царю) получил от царя Петра I сан архимандрита и грамоту на возобновление ставропигии (указом Синода от 1 июня 1722 этот статус был подтвержден). В 1714 г. архим. Иродиону были пожалованы с. Русаново, дер. Плоское и мельницы, доходы от к-рых поступали в казну обители. В апр. 1721 г. архим. Иродион испросил в Синоде книгу для сбора пожертвований на восстановление мон-ря, пострадавшего от пожара 1717 г. Настоятель (1722-1729) архим. Арсений (Берло) добился разрешения Синода собирать милостыню на строительство монастырских зданий, сгоревших во время пожара. Он активно защищал монастырские земли от посягательств как киевских мещан, так и киевского во имя святых Флора и Лавра женского монастыря , обращаясь за покровительством к имп. Петру I. В 1726 г. архим. Арсений получил разрешение Синода на постриг в обители «ученых людей», одним из них был Сильвестр ( Кулябка ; впосл. архиепископ С.-Петербургский). В 1723 г. в М. м. поступил Иоаким Андреевич Горленко (впосл. свт. Иоасаф , еп. Белгородский и Обоянский). В обители он вел строгий образ жизни, более года питался только невареной растительной пищей. 27 окт. 1725 г. в пещерном храме преподобных Онуфрия и Петра Афонских иеросхим. Феодором Горленко был пострижен в рясофор с именем Иларион, а в 1727 г. переведен в Киево-Братский монастырь. В 1747 г., будучи наместником Троице-Сергиевой лавры , архим. Иоасаф вызвал из М. м. иером. Павла (Казановича), который расписал лаврские храмы и преобразовал лаврскую иконописную мастерскую. В 1726 г. в М. м. был пострижен в монашество Т. И. Щербацкий (впосл. митрополит Московский и Калужский Тимофей ).

http://pravenc.ru/text/2562780.html

Napmiйho-дepжabha noлimuka щодо peлiriï та peлiriйhux ihcmumyцiй в Ykpaïhi 1940-1960-х рр.: Noлim. дискурс. К., 2005; Удовик В. М. Hiмeцьko-фaшucmcьkuй okynaцiйhuй режим (1941-1944 рр.) на mepumopiï генеральноï oблacmi «Киïв»: Канд. дис. К., 2005; Серафима (Шевчик), игум. Молитва за Победу: Церковь в Великой Отечественной войне. К., 2006; Бойко О. В. Npomuдiя правосл. Церкви i rpoмaдcьkocmi ahmupeлiriйhoмy наступу держави у 20-30-mi рр. ХХ ст.: (На мат-лах Nibдhя Украïни): АКД. Дhinponempobcьk, 2007; Кальченко Т. В. Этапизация и результаты репрессий против киевского духовенства//Bichuk УПЦ. 2007. 68; Рубльова Н. Penpeciï проти «цepkobhukib» i «cekmahmib» в УРСР, 1917-1939 рр.//З apxibib ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. К., 2007. 1(28). С. 205-219; Сварчевский А. Священноисп. Михаил: К 40-летию преставления о. Михаила Иваськова//Одигитрия: Газ. Bihhuця, 2007. 2(58). С. 4-5; Самофалова М. О. icmopiorpaфiя влади i правосл. Церкви в Ykpaïhi: АКД. К., 2008; Oлiйhuk Ю. В. Духовенство УАПЦ i УПЦ в роки нацистськоï okynaцiï: (На мат-лах Хмельниччини)//Ocbima, наука i культура на Noдiллi: Зб. наук. праць. Хмельницький, 2009. Т. 14. С. 418-427; Peлiriйha noлimuka в Ykpaïhi у 1960-х - 1980-х рр. i сучасна практика мiжkohфeciйhux biдhocuh/Ред.: В. М. Даниленко. К., 2010; Сухоруков А. Н. Конспиративная деятельность украинских архиереев в борьбе за внутрицерковную свободу в 1920-е гг.//ЕжБК. 2010. Т. 1. С. 307-312; он же. Архим. Климент (Жеретиенко) и преодоление церковного большевизма в Киево-Печерской лавре в 1-й пол. ХХ в.//Там же. 2011. Т. 1. С. 367-369; Бондарчук П. М. Peлiriйhe життя населення Украïни (сер. 1940-х - сер. 80-х рр.): Докт. дис. К., 2011. Еп. Климент (Вечеря), В. Г. Пидгайко Духовное просвещение в К. е. в XVIII-XXI вв. 1738-1924 гг. 1738-1924 гг. В июне 1738 г. Переяславская консистория и еп. Переяславский и Бориспольский Арсений (Берло) объявили об открытии при Переяславском архиерейском доме славяно-греко-лат. уч-ща. Занятия в уч-ще начались 2 окт. 1738 г. в переяславском Вознесенском монастыре.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Неоднократно под угрозу захвата униатами попадал чигиринский Троицкий муж. мон-рь, в 1735 г. преобразованный в жен. обитель (в 1766-1768 занят униат. монахинями). В 1761 г. настоятель Матронинского монастыря игум. Мелхиседек (Значко-Яворский) начал активную работу по присоединению к Православию униат. приходов, оказывал всестороннюю помощь тем униат. клирикам, к-рые стремились вернуться в Православие. 26 авг. 1761 г. Переяславский и Бориспольский еп. Гервасий (Линцевский) назначил игум. Мелхиседека управляющим православными церквами «Украйны и Брацлавщины» («правителем духовных дел польской Украйны»). Тогда же в Матронинском монастыре было образовано духовное управление, поначалу распространявшее свою юрисдикцию на Чигиринское и Мошенское староства. Первыми в Православие вернулись в 1761 г. все храмы в мест. Мошны и в соседних селах Мошенского староства. Обеспокоенный этим греко-католический митр. Филипп (Фелициан) Володкович послал туда группу униатов во главе со свящ. Филимоном Кротевичем, которая захватила Никольский храм в Мошнах (Кротевич вместе с приходом присоединился к Православию в 1766). Несмотря на противодействие со стороны греко-католиков, с февр. по кон. сент. 1761 г. в Чигиринском старостве в Православие вернулись 22 униатских прихода со священниками. В 1761-1765 гг. игум. Мелхиседек неоднократно предпринимал поездки по юж. части Киевщины, уговаривая униат. священнослужителей, особенно тех, кто получили посвящение в сан в правосл. Церкви, вернуться в Православие. В 1762 г. под влиянием проповеди игум. Мелхиседека вернулся в Православие униатский, ранее православный свящ. из с. Ольшана Чигиринского староства Симеон Фёдоровский, хиротонисанный в 1737 г. на этот приход правосл. Переяславским еп. Арсением (Берло). Кроме того, в юж. части Киевщины служили священники, рукоположенные «волошскими» архиереями, назначение на приход они получали от униатских архиереев, но их переход в унию был формальным. Клирики «волошского посвящения» в числе первых возвращались в правосл.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Такой прирост церквей можно объяснять усилением колонизации в пределах Переяславско-Бориспольской епархии, деятельностью её самостоятельных архиереев в частности Арсения Берло. В половине XVIII в. (1752 г.), в русской части Переяславско-Бориспольской епархии оказалось уже 181 церковь и три монастыря. Эти церкви и монастыри по административному делению входили в состав пяти протопопий, 932 как это видно из интересного дела о самостоятельном избрании епископа в Переяславе в 1752 году. По смерти епископа Никодима (12 июня 1751 г.) Переяславская кафедра вдовствовала почти два года. Управление ей в междуархиерейство было поручено наместнику кафедрального монастыря иеромонаху Сильвестру. Управление оказалось не из легких после пожара, случившегося в кафедральном монастыре, и вследствие запутанности экономических дел по владению кафедральными вотчинами. В виду этого иеромонах Сильвестр с братией 22 ноября 1751 г. обратился в Св. Синод с просьбой «о скорейшем снабдении Переяславской кафедры боголюбивым архипастырем в виду нужнейших кафедральных обстоятельств». В то же время, заметив «высокоматернее к малороссийскому народу благоутробие» Елизаветы Петровны, представители переяславского духовенства задумали осуществить на деле прежние свои права и вольности самостоятельным избранием в Переяславль епископа. В этом предприятии вместе с иеромонахом Сильвестром действовал кафедральный писарь иеромонах Гервасий Якубович, происходивший из видной малороссийской фамилии Якубовичей. Дело велось тайно от Синода, хотя не без ведома только что назначенного гетмана К. Разумовского, жившего в Глухове. Посредником между переяславцами и гетманом был генеральный писарь Андрей Безбородко, которого просили указать: «коим образом по нынешнему малороссийскому порядку в прошении епископии в Переяслав поступить и возможно-ли о том гетмана трудить». При письме к Безбородко Гервасий вез гетману в Глухов «обещанный от убогой кафедры» подарок «за милостивый советования решпект». Таким путем Якубович дошел до гетмана, внявшего просьбе переяславского духовенства об архиерее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Митр. Варлаам Ясинский (1690–1707), его викарий Захарий Корнилович (1701–1715) и Иоанн Максимович (1697–1712 г.) управляли малороссийской и западнорусской церковью находясь в полном подчинении московскому патриарху. К ним нужно прибавить владыку белорусского епархия которого, благодаря близости к Киеву и Смоленску, осталась православной, тогда как Львовская, Перемышльская и Луцкая, дожив до XVIII в., сделались униатскими. Но любопытен титул Серапиона Полховского, поставленного в 1697 г. и управлявшего Белорусской или Могилевской епархией до февраля 1704 г. Он именовался епископом могилевским, наместником митрополии Киевской и экзаршеской святейшего трона константинопольского. Такой титул, кажется, не имел практического значения. Могилевские владыки, жившие и действовавшие в польских белорусских областях, стояли в самых ближайших отношениях не только к Киеву, но и к Москве. Преемник Полховского поставлен был в Киеве; Арсений Берло в 1731 г. сносился с Москвой, жалуясь Св. Синоду на обиды и притеснения униатов православным людям грековосточного исповедания. Не получив привилегии от польских королей, он перешел в Переяславль, где и умер. Его преемник Иосиф IV Волчанский (с 1734 г.) несколько раз жаловался Св. Синоду на притеснения униатов. Подобные жалобы были обычным явлением. Дело в том, что положение белорусских православных архиереев и народа, живших рядом с фанатичными полоцкими униатскими архиепископами, занимавшими обыкновенно униатскую митрополичью кафедру, с каждым годом ухудшалось 1142 . Тамошние православные легче вздохнули при Екатерине II. Итак, на всей территории Литовско-Киевской митрополии, в половине XV в. отделившейся от Московской, через два с половиной века тяжелой и смутной истории западнорусской и малороссийской церкви из 9 православных епархий встретили XVIII в., только Киевская и Черниговская, не считая Смоленской. Но ни одна из них не имела непрерывного ряда иерархов. Переяславская, закрытая при нашествии татар, с XVIII в. может считать дни своей новой жизни под властью Москвы; черниговская кафедра, остававшаяся без архиерея полтораста лет, в начале XVIII в. могла насчитать только 50 лет своего вторичного существования. Могилевская или Белорусская епископия заменила собой Полоцкую. Она успела прожить около 80 лет. Но жизнь её была тяжела, а иерархия непостоянна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 1701 г. Мазепа подарил обители Пересопницкое Евангелие, перед которым приносят присягу Президенты Украины (известная своим высоким художественным оформлением, эта рукописная книга содержит 1-й известный историкам перевод канонического Евангелия на украинский язык; книга создавалась на Волыни: одна часть рукописи выполнена в 1556 г. в женском Дворецком монастыре близ г. Изяслава на Хмельниччине, другая – в 1561 г. в мужском Пересопницком монастыре на Ровенщине; работа над книгой велась на средства княгини Анастасии Заславской-Ольшанской, которая, приняв монашество с именем Параскевы, была игуменией Дворецкой обители; в 1830-х гг. книгу нашел в библиотеке Переяславской семинарии филолог Иосиф Бодянский, с публикаций которого начинается научная литература о Пересопницком Евангелии как выдающемся памятнике духовной книжности Украины; с переводом семинарии в Полтаву, книга покинула Переяслав; впоследствии она хранилась в Полтавском историко-краеведческом музее, после Великой Отечественной войны – в музее-заповеднике на территории Киево-Печерской Лавры, откуда передана в Национальную библиотеку Украины им. Владимира Вернадского). С 1738 г. при монастыре действовал Коллегиум – одна из высших школ Украины XVIII в. (его открыл Переяславский епископ Арсений Берло, отчего преподаватели называли Коллегиум Берлианским). Обучение в нем было доступно для выходцев из всех сословий, начиналось в 11 и продолжалось на протяжении 11-12 лет. Около половины учеников были из малоимущих семей: они находились на содержании епархии и жили в бурсе – общежитии при Коллегиуме; в низших классах – фаре, инфиме, грамматике, синтаксиме – поэтапно овладевали церковно-славянским, латинским и греческим языками, изучали катехизис (основы христианской веры), священную историю, арифметику и географию; затем следовали средние классы – поэтика и риторика; в 1773 и 1781 гг. были открыты высшие классы – философия и богословие (а до той поры лучших учеников направляли в высшие классы Киевской Академии и Черниговского Коллегиума), которые существовали до 1785 г.; кроме основного предмета, в средних и высших классах учили общую и отечественную историю; с 1802 г. в Коллегиуме преподавали также основы медицины; факультативно изучались немецкий и французский языки. В 1753-1754 гг. в Коллегиуме преподавал поэтику украинский философ Григорий Сковорода (1722-1794). В 1776 г. Коллегиум был обращен в духовную семинарию. В нач. XIX в. в ней учился выдающийся филолог Иосиф Бодянский (1808-1877). В 1862 г. семинарию перевели в Полтаву. Изначально Коллегиум размещался в специально выстроенном для него деревянном доме; во время городского пожара 1748 г. постройка сгорела, занятия перенесли в пустующий частный дом близ монастыря; в 1753-1757 гг. в обители построили каменный корпус Коллегиума, существующий доныне. С 1862 г. здесь находилось духовное училище, в 1972 г. – открыт Мемориальный музей Григория Сковороды.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_м...

С избранием в 1704 году князя Сергия Святополк-Четвертинского белорусским епископом, под именем Сильвестра, восстановился прерванный ряд белорусских епископов. 93 – После смерти епископа Сильвестра в 1728 году в Могилеве белорусскую кафедру занимали епископы: Арсений Берло, Иосиф Волчанский, его брат Иероним Волчанский и наконец Георгий Кониский, при котором, как известно, несчастные белорусцы дождались лучших дней. Все эти епископы непрестанно вели борьбу с врагами православия и русской народности, подвергались тяжким оскорблениям и нападениям, терпели всякие беды и досаждения, и все поголовно просили у св. Синода, как милости, снять с них непосильное и несносное иго управления белорусскою епархией, и отпустить их на покой. Мы не станем здесь подробно перечислять всех захватов церквей и монастырей и всех насилий учиненных в Белоруссии поляками и униатами (разными шляхтичами и шляхтянками, их управителями, разными приорами, плебанами и ректорами-иезуитами) православному населению и православному духовенству за все время XVIII века, и укажем только, в виде примера, на следующие выдающиеся случаи: на нападение могилевских иезуитов со своими студентами в 1721 году на братскую церковь , сопровождавшееся побоями и кощунствами, 94 – на отвратительную резню в Кричеве в 1744 году, 95 – на избиение 70-летнего священника Исидора Царыкевича в Могилеве в 1746 году, 96 – на неистовства плебана Симона Гриневича в том же Могилеве в 1748 году, желавшего быть вторым Иосафатом Кунцевичем, 97 – на разбойническое нападение иезуитов, униатов и помещиков-поляков на православных в г. Слуцке в праздничные дни в 1747 году, сопровождавшееся истязанием священников и отнятием церквей и на забрание в том же городе в 1750 году учителей православных школ в солдаты, 98 – на нападение Минского плебана на религиозные процессии православных в г. Минске в 1753 году, 99 и на сотню подобных возмутительных насилий, по своему изуверству и жестокости, нисколько не уступавшим тем фактам проявления злобы и вражды, которые омрачили западную Русь при введении унии. 100

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В первую четверть XVIII века с унии также была сброшена маска и эта затея предстала в своем натуральном виде, т. е. как способ к окончательному совращению в латинство. В 1720 году был созван униатским митрополитом Львом Кишкой в г. Замостье поместный униатский собор, который провозгласил унию единственною законною церковью греческого обряда в Польше, при чем, как известно, допустил большие перемены в православных обрядах, а также нововведения в храмах, с целью сблизить униатов с католиками. 30 К этому времени, как было выше сказано, южнорусские епархии были уже униатскими и все гонения и преследования направлены были главным образом на области белорусские и литовские. Олатинившееся униатское духовенство, имея во главе шляхту и иезуитов, подвергало всяческим насилиям и оскорблениям не только низшее православное духовенство, но не щадило даже самих Белорусских православных епископов; так, униаты открыто нападали на епископа Сильвестра, князя Святополк-Четвертинского, и в схватке его ранили. Эти фанатики делали вооруженные наезды на русские церкви и имения, разоряли их, увечили священников, разгоняли паству, отнимали у русских имущество. Но все эти грустные подробности о всех обидах и насилиях, претерпевавшихся русским населением в Литве, Белоруссии, Подляшье и польской Украине, в течении почти всего XVIII века, мы опускаем, отсылая читателя к многочисленным актам и документам, опубликованным в Виленских, Витебских и Киевских сборниках и памятниках. Здесь укажем только, что белорусские епископы, как например – названный Сильвестр, Арсений Берло, Иосиф Волчанский, Иероним Волчанский и знаменитый Георгий Конисский вели постоянную войну с поляками и униатами, подробно доносили и русским посланникам при польском дворе, и св. Синоду, о всех несносных обидах и лишениях, претерпевавшихся православной паствой, которая к половине XVIII века лишилась свыше 150 церквей в одной только белорусской епархии. 31 Русское правительство при посредстве своих резидентов могло лишь эпизодически помогать своим несчастным единоверцам в Польше.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Киевское коадъюторство (викариатство) с 27.03.1785, паки. Самостоятельная с 16.10.1799. Упразднена 04.12.1803 (присоединена к новообразованной епархии Полтавской и Переяславской). Возобновлена в 1920-е гг. Киевское викариатство. Именовалась: Переяславская (упом. в 1036 г.); в 1269–1279 гг. – Переяславская и Сарайская; с 1698 г. – Переяславская и Бориспольская; 16 .10.1799–04.12.1803 – Малороссийская-Переяславская; с 1922 г. – Переяславская; c 1943 г – Переяславль-Хмельницкая. 1054 Николай Николай II 12.11.1105 16.09.1118 01.01.1119 12.04.1123 Николай III 04.10.1126 06.01.1134/1135(?) 06.01.1135 Макарий Антоний 1239 (?) 02.08.1239 Феодор 01.10.1700 28.08.1715 Захарий Корнилович 10.1715 30.11.1726 04.06.1727 08.06.1730 Иоаким Феодорович Струков 08.06.1730 13.04.1731 Варлаам Леницкий (Лейницкий, Ильницкий, Сеницкий) 28.01.1733 30.09.1735 Арсений Берло 03.01.1736 07.06.1744 02.02.1745 12.06.1751 07.03.1753 16.03.1757 27.07.1757 22.12.1769 31.10.1770 02.05.1776 17.07.1776 27.03.1785 Иларион Кондратковский 09.06.1785 12.04.1793 14.08.1793 01.05.1795 24.06.1795 01.07.1799 25.09.1799 17.12.1803 Петр II Киреев 27.01(09.02)1954 04.1954 29.10(11.11)1954 03(16)03.1961 Нестор Тугай 30.12.1961(12.01.1962) 17(30)03.1964 23.01(05.02)1965 12(25)05.1965 22.05(04.06)1967 24.09(07.10)1967 Феодосий Дикун 15(28)11.1968 07(20)03.1969 Владимир Сабодан 17(30)03.1969 20.01(02.02)1972 Савва Бабинец 28.09(11.10)1972 09(22)10.1972 в/у Варлаам II (Ильюшенко) 09(22)10.1972 16.02(01.03)1977 Варлаам II Ильюшенко 30.08(12.09)1985 29.09(12.10)1985 30.09(13.10)1985 17(30)12.1986 Антоний II Москаленко 17(30)12.1986 25.01(07.02)1987 26.01(08.02)1987 17(30)11.1988 Палладий Шиман 28.03(10.04)1989 09(22)04.1989 10(23)04.1989 10(23)04.1991 01(14)07.1992 14(27)07.1992 14(27)07.1992 09(22)06.1993 Антоний III Фиалко 29.11(12.12)1996 в/у Иоанн III Сиопко 30.11(13.12)1996 10(23) 07.2000 10(23)07.2000 16(29) 07.2000 17(30)07.2000 Переяславская (см. Переяслав-Хмельницкая) Пермская Основана в 1383 г., в Усть-Выми (по Словарю историческому... – в 1387 г); выделена из Ростовской еп. «..В глубокой исторической древности Пермь, или иначе сказать – Биармия, составляла из себя самую обширную и богатую страну. Это была страна, которую ныне занимают целых четыре губернии, притом,– самые обширные: Архангельская, Вологодская, Вятская и Пермская» ( Попов Е. Святитель Стефан Великопермский. M., 1885, С. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010