В болотах под Белозерском в самом деле много железа. Но его там достаточно и сегодня, и болота с названием Гледен там нет. Гледен — это древнерусский город, располагавшийся на горе Гледен при слиянии рек Сухона и Юг на месте финно-угорского поселения. На месте этого города, на правом берегу Сухоны сейчас стоит Троице-Гледенский монастырь. А часть жителей переселилась на другой берег Сухоны, где был основан Устюг (теперь — Великий Устюг). Какой монастырь не относился к Вологодским землям: Павло-Обнорский Спасо-Каменный Важеозерский Спасо-Преображенский Николо-Маркушевский Свято-Троицкий Павло-Обнорский православный мужской монастырь расположен в селе Юношеском Грязовецкого района Вологодской области. Он относится к Вологодской епархии РПЦ. А вот Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. Это уже не Вологодская область. Один из древнейших монастырей Русского Севера, Спасо-Каменный мужской монастырь расположен на небольшом острове Каменном в Кубенском озере в Усть-Кубинском районе Вологодской области. А вот Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. Это уже не Вологодская область. Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен не в Вологодской области, а в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. Агапитов Маркушевский Николаевский монастырь располагался на территории Тотемского уезда Вологодской губернии. В свое время знаменитая крупная обитель Вологодчины до наших дней не дошла — упразднена вместе с приписными пустынями в 1764 году. Из монастырских деревень образовались Маркушевский и Лондужский приходы. В настоящее время Маркушевская и Лондужская церкви и часовни не существуют. А вот Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен не в Вологодской области, а в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/znaesh-li-t...

XVI в.), во имя св. Иоанна Кущника (в с. Перемиль совр. Гороховского р-на; основан в нач. XVI в.), Волославский Онуфриевский (во Владимире-Волынском; упом. с 1550), Васильевский (во Владимире-Волынском; упом. с 1558), Дубищенский Введенский (мужской, в совр. пос. Дубище Рожищенского р-на; упразднен в сер. XVI в.), Чернчицкий Преображенский (женский, в с. Чернчицы, ныне в черте Луцка; упом. с 1566, упразднен в нач. XVIII в.), Гороховский Замковый (в г. Горохов; упом. с 1571, упразднен в кон. XVI в.), Ильинский (мужской, во Владимире-Волынском; основан до 1579, разорен униатами в 1596), Любченский скит (в с. Любче совр. Рожищенского р-на; известен с 1581), Чарторыйский (Осницкий) Троицкий (мужской, близ совр. с. М. Осница Маневичского р-на; упом. в 1582), Старо-Порицкий (в с. Ст. Порицк совр. Иваничевского р-на; упом. с 1590), Ватинецкий скит (близ с. Ватинец совр. Гороховского р-на; упом. с 1593), Порванецкий скит (близ с. Пирванче совр. Гороховского р-на; существовал до 1596), Вербский Троицкий (мужской, близ совр. с. Вербка Ковельского р-на; упом. со 2-й пол. XVI в., время упразднения неизвестно), Любомльский Ильинский (в г. Любомль; упом. в XVI-XVII вв.), Новодворский Михайловский (в с. Нов. Двор совр. Турийского р-на; упом. в XVI-XVII вв.), Четвертинский Преображенский (мужской, в с. Четвертня совр. Маневичского р-на; основан ок. 1600, в XVIII в. обращен в униатский, в 1793 возвращен в Православие и упразднен), Липненский Хребтищенский скит (в урочище Хребтище близ совр. с. Липно Киверцовского р-на; известен с 1603), Турийский Евстафиевский (в пос. Турийск; упом. с 1609), Четвертинский Успенский (женский, в с. Четвертня совр. Маневичского р-на; основан в 1618, к 1703 обращен в униатский), Жидичинский Свято-Духов (женский, в совр. с. Жидычин Киверцовского р-на; основан в нач. XVII в., разорен униатами в 1621), луцкий Братский Крестовоздвиженский (мужской, в Луцке; основан в 1624, с 1720 униатский, упразднен в 1797), Михаило-Архангельский (в Луцке, упом. в 1619-1644), Туминский Крестовоздвиженский (в урочище Тумин (Тумино) Луцкого у., близ совр.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Селец Мстиславского р-на), известен с XVI в., в 1730 занят униатами, с 1839 православный, упразднен в 20-х гг. XX в.), могилёвский Братский Богоявленский (мужской, в Могилёве, основан в 1619-1620, упразднен в 1928), Буйничский Свято-Духов (женский, в совр. с. Буйничи Могилёвского р-на, основан в 1633 как мужской, в 1798 приписан к могилёвскому Братскому мон-рю, в 1835 преобразован в женский, упразднен ок. 1925), Мстиславский Тупичевский Свято-Духов (мужской, в совр. урочище Тупичевщина близ Мстиславля, основан в 1641, в 1842-1877 приписан к мстиславскому Николаевскому мон-рю, в 1877 упразднен, в 1886 возобновлен как женский, приписной к Мазоловскому жен. мон-рю, с 1903 самостоятельный, упразднен в 1918), Мазоловский (Мазаловский) (женский, в современной дер. Мазолово Мстиславского р-на, основан в 1665 как Преображенский, в 1727 (или в 1743) захвачен униатами, с 1788 православный, в 1832 главный храм освящен в честь Вознесения Господня, мон-рь упразднен в 1925), Охорский (Вохорский) Преображенский (мужской, в совр. дер. Охорь Чериковского р-на, известен с 1669, с 1842 приписной к могилёвскому Братскому мон-рю, с 1911 самостоятельный, упразднен ок. 1917), шкловский Воскресенский (мужской, в Шклове, основан в 1702, упразднен в 1846), шкловский Успенский (женский, в Шклове, известен с 1720, упразднен в 1795), Белыничский в честь Рождества Пресвятой Богородицы (мужской, в мест. Белыничи (ныне поселок Могилёвской обл.), основан в 1877, в 1927 присоединился к григорианскому расколу, вскоре был закрыт). Упраздненные (в границах М. е. до 1917): Лит.: Лобов М. Ректоры Могилёвской ДС, проходившие эту должность до 1798 г., с кр. биогр. о каждом из них сведениями//Могилёвские ЕВ. 1896. 4. С. 51-59; 5. С. 71-79; 6. С. 97-102; он же. История Могилёвской ДС за 1-й период ее существования (1759-1814 гг.)//Там же. 17-36; 1897. 1/2, 4/5-7, 10, 13, 14, 15; он же. Уездные и приходские училища, состоявшие в ведении Могилёвской ДС за 1-й период ее существования//Там же. 1897. 16. С. 201-209; Могилёвская старина.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Мужской, упразднённый. Находился в Курской Епархии в Рыльском уезде, в Льговском округе. До Штатов 1764 года был приписан к Московскому Высоко-Петровскому монастырю, ныне подмонастырская слобода оного. С 1779 года учреждена городом под именем Льгова. Льгов Успенский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в уезде Переславля Рязанского. До Штатов 1764 года принадлежал к Синодальной области. Любецкий Антониев монастырь Черниговской Епархии мужской, упразднённый. Находился в Любечском уезде против пещеры, ископанной Пр. Антонием, от города Любеча в двух вёрстах; построен в 1694 году, а кем – неизвестно. Настоятельство в монастыре сём было первоначально Строительское, а потом Игуменское. Любецкий Владимирский монастырь Мужской, упразднённый. Находился во Владимирском уезде. До Штатов 1764 года принадлежал к Синодальной области. Любимская Афанасьевская пустынь См. Афанасьевская Любимская. Любимский Спасо-Геннадиевский монастырь Мужской. См. Геннадиев Спасский. Лютиков Троицкий Перемышльский монастырь Калужской Епархии 3 класса мужской. Находится в Перемышльском уезде на правом берегу реки Оки близ большой дороги из города Калуги в Перемышль, расстоянием от сего в 6½ вёрстах. Построен ещё до Литовского нашествия на Россию якобы Князьями Воротынскими. Название своё получил от бывшего при строении надзирателя, именуемого Лютиком. В нём две ЦЕРКВИ каменные: 1) во имя Живоначальной Троицы соборная; 2) во имя св. Николая. Настоятельство в монастыре сем было Игуменское до 1663 года, а в сем году Государь Царь Алексий Михайлович учредил Архимандрию с дозволением Настоятелю кроме обыкновенных Архимандричьих отличий служить на ковре. Крестьян было 1.153 души. По Штатам же 1764 года положен в 3 классе степенью 54 с настоятельством Игуменским; но в 1807 году паки учреждена Архимандрия 3 класса, на основании Высочайшего Указа 1797 года 9 . Прибавление из VI тома Лютиков Троицкий Перемышльский монастырь В половине XVII столетия возобновлён и устроен иждивением господ Хитровых, и во-первых, сооружена ими Троицкая СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ о 5 главах; к церкви этой с запада пристроен придел и в нём два храма:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Упразднённый мужской. Находился в Новгородской Епархии, в уездном городе Старой Русе на конце Козмодемьянской улицы. Основан этот монастырь в 1498 году построением деревянной церкви во имя Всемилостивого Спаса. В начале XVII столетия были в нём две деревянные церкви: одна во имя Св. Космы и Дамиана, а другая вышеозначенная во имя Всемилостивого Спаса, ныне же одна токмо во имя Св. Космы и Дамиана очень ветхая и стоит впусте. Этот монастырь до 1764 года был приписным к Старо-Русскому Спасскому монастырю, который и доныне пользуется дачами оного. Добавление из VI тома См. в дополнение под статьёй Старо-Русский Козмодемьянский, стр. 300–301. 115 . Козмодемьянский Спасский Юнгинский монастырь Упразднённый мужской. Находился в Казанской Епархии. До Штатов 1764 года было за ним 465 душ крестьян. Козмодемьянский Суждальский монастырь Упразднённый мужской, построен в конце XII столетия Иоанном I, Епископом Ростовским и Суждальским, который и погребён в этом монастыре. Козмояхромский или Козмояхринский Успенский монастырь. См. Козмин. Добавление из VI тома Козьеручьевская Спасская пустынь Так именовался Спасский Новоприлуцкий мужской монастырь. См. ч. VI, стр. 248. 116 . Козьестепский или на Козье Степи Спасополикарпов Брянский монастырь См. Поликарпов Брянский на Козье Степи. Кокуев монастырь Упразднённый мужской, находился на Белом море, при устье реки Нервей, от устья Умбы в 50, а от устья реки Нивы в 80 вёрстах. Добавление из VI тома Колесникова Троицкая Пустынь Мужская. См. Троицкая Колесникова. Колмов Успенский монастырь Упразднённый и обращённый в приходскую церковь , мужской. Находился близ Великого Новгорода на север в 3 вёрстах, на левом берегу реки Волхова вниз по течению, а на правом ручья Колмова, от которого и название своё имеет. Строением начат этот монастырь в начале XIV века, как можно видеть из Летописца Новгородского, в котором под годом 6818/1310 так записано: «Архимандрит Юрьева монастыря Кирилл построил церковь на Коломцах каменную Успения Пресв. Богородицы, последи Колмово именовася»; под годом 1417: «построена церковь каменная Святой Троицы в Колмове монастыре»; под годом 1420: «построена церковь деревянная в Колмове монастыре во имя Чуда Архистратига Михаила»; под годом 1423: «совершена каменная церковь Успения Божьей Матери в Колмове монастыре».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Листы 671–672 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа 28. Так в рукописи. Два слова в рукописи написаны неразборчиво. Богоявленский (с 1770-х гг. после объединения с Крестовоздвиженским Верхочепецким монастырем – Крестовоздвиженский) мужской монастырь близ города Слободского (ныне Кировская область), основан около 1599–1600 гг. на средства горожан. С 1764 г. третьеклассный. Закрыт в начале 1920-х гг. Далее в тексте пропуск. На нижнем колонтитуле в правом углу буквенное обозначение числа 14. Котельничский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, основан в 1610-х гг. на реке Балакиривице «за посадом» (ныне город Котельнич Кировской области). Упразднен в 1764 г. Котельницкий мужской монастырь во имя Иоанна Богослова в Пскове, известен в 1610–1680-х гг. Крестовоздвиженский Верхочепецкий мужской монастырь (ныне село Игумново Солодской район Кировской области) упоминается с 1610-х гг. В 1764 г. второклассный, после пожара в 1769 г. упразднен соединением с Богоявленским Слободским монастырем, которому дано дополнительное посвящение – Крестовоздвиженский. Верховятский Преображенский Екатерининский мужской монастырь, основан в верховьях реки Вятки (современный город Кирс Кировской области) в конце XVI в. иеромонахом Павлом. Упразднен в 1764 г. Листы 687–688 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. На нижнем колонтитуле л. 689 в правом углу буквенное обозначение числа 15. На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа 29. Далее в тексте пропуск. Далее в тексте пропуск. Далее в тексте пропуск. Слово вписано над строкой. Далее в тексте пропуск. Далее в тексте пропуск. Далее в тексте пропуск. Далее в тексте пропуск. Далее в тексте пропуск. Л. 690 об. без записей. Далее в тексте пропуск. Л. 691 об. без записей. На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа 30. Слово вписано над строкой. Так в рукописи. Далее в рукописи одно слово неразборчиво. Воскресенская Терменгская пустынь (ныне Верховажский район Вологодской области), в XVIII–XIX в. приходская церковь.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

Богородицы мужская лавра ). Еще до офиц. закрепления за этими мон-рями статуса Л. они часто назывались таковыми в народной среде и в нек-рых исторических документах. По мнению Е. Е. Голубинского , официальное значение названию «лавра» в Российском гос-ве было усвоено по крайней мере с кон. XVII в. ( Голубинский. 1892. С. 122). Вплоть до XVIII в. не было четких критериев присвоения тому или иному монастырю титула «лавра», поэтому большое количество крупных рус. монастырей присваивали себе этот титул и именовались Л. даже в грамотах. Такое название имели в XVII в. Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужской монастырь (в XVI-XVII вв. назывался Великой Л.), Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь, Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь, Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь, Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мужской монастырь и др. Только в XVIII в., после секуляризационной реформы 1764 г. имп. Екатерины II Алексеевны и учреждения монастырских штатов, титул «лавра» стал выражать иерархическое преимущество сначала двух, а с 1797 г.- трех первостепенных мон-рей: Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Александро-Невского. В качестве главных критериев присвоения титула обычно называют большое число храмов и насельников монастыря, богатство обители, а также ее историческую значимость. Однако данные критерии не всегда оказываются действенными: с одной стороны, далеко не все крупные рус. мон-ри назывались Л., с др.- нек-рые существующие Л. не всегда удовлетворяли перечисленным критериям. Наряду с древними Л., сыгравшими большую роль в духовной, культурной и светской истории России,- Киево-Печерской и Троице-Сергиевой - существовали сравнительно «молодые» и менее знаменитые (Александро-Невская, Почаевская), причем своим возвышением эти Л. во многом были обязаны политической воле императоров. Почаевская лавра Почаевская лавра Киево-Печерский мон-рь, один из первых по времени основания монастырей в древнерус.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Богоявленский мужской монастырь в Костроме основан в 1-й половине XV в. одним из учеников прп. Сергия Радонежского иноком Никитой, с 1764 г. второклассный, в 1863 г. стал женским Богоявленско-Анастасиным. Закрыт в 1918 г. В советское время монастырские постройки использовались под нужды областного архивохранилища, многие были разрушены. В 1991 г. Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской епархии, сюда перенесли главную святыню Костромы — Федоровскую икону Божией Матери. Воскресенский мужской монастырь в Череповце основан во 2-й половине XIV в. учениками прп. Сергия Радонежского, упразднен в 1764 г. Спасо-Поликарпов монастырь в Брянске основан в 1-й половине XVII в. прп. Поликарпом Брянским († 1620/1621 г.), упразднен в 1764 г. Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове известен со 2-й половины XV в., с 1764 г. третьеклассный. Закрыт в 1926 г. В советское время на территории монастыря располагались музей, Дмитлаг, воинские части, склады, жилые помещения, различные учреждения. В 1993 г. началось возрождение монастыря. Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь (ныне село Борок Буйского района Костромской области) основан конце XIV в. прп. Иаковом Железноборовским († 1442 г.), в 1686 г. приписан к Донскому монастырю, с 1764 г. заштатный. Закрыт в 1919 г. Вознесенский мужской монастырь (ныне село Вознесение Любимского района Ярославской области) основан в 1-й половине XVII в., упразднен в 1764 г. Троицкая (Ново-Троицкая) мужская пустынь Верхоценской волости на реке Цне Тамбовского уезда основана в начале 1630-х гг. монахом Нифантом, в 1674 г. приписана к московскому Чудову монастырю. Мамонтовская Свято-Никольская мужская пустынь (ныне село Мамонтово Моршанского района Тамбовской области), основана в 1-й половине XVII в., с начала ХХ в. женский монастырь, в 1924 г. закрыта. Свято-Троицкий Макариев Желтоводский женский монастырь (ныне поселок Макарьево Лысковского района Нижегородской области), основан в XV в. прп. Макарием Желтоводским и Унженским († 1444 г.), с 1764 г. второклассный. Закрыт в начале 1920-х гг. В советское время на территории обители располагались детский дом, эвакуационный лагерь, хранилища зверотехникума. В 1991 г. возрожден.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

См. Паисеин Галицкий. Прибавление из VI тома Галицкий Скитский монастырь Мужской. Находился в Малороссийском городе Галиче. Гамалеевский Пустыно-Харлампиевский монастырь См. в дополнение ч. VI, стр. 599, под статьёй Харлампиевский. 81 Гамалеевский Пустыно-Харлампиевский монастырь Р ождества Богородицы , бывший в Киевской, а ныне Черниговской Епархии, 3 класса мужской. Находится близ местечка Воронежа в лесу подле села Гамалеевска, от которого и название своё получил. Строения в нём примечательнейшие следующие каменные: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Рождества Божьей Матери с четырьмя приделами: а) св. мученицы Варвары; б) Собора 12 Апостолов; в) св. Иакова Исповедника; г) св. Николая Чудотворца; 2) ЦЕРКОВЬ во имя священномученика Харлампия тёплая с трапезой; 3) ЦЕРКОВЬ во имя Вознесения Господня в колокольне. Настоятельство этой обители издавна Архимандричье. Священнослужение же Настоятели отправляют по подобию Киево-Николаевского монастыря. См. Историю Российской Иерархии, часть I, стр. 391–393. 82 . До 1786 года этот монастырь был заштатным, а в сем 1786 году, Апреля 10, положен во второй класс. Гдицкий монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Новгородской Епархии и уезда в Водской пятине на речке Ловане от Новгорода к северу 52 версты. В описи 1628 года о нём упоминается так: «во Гдицком погосте монастырь; а в нём храм деревянный во имя великомученицы Христовой Пятницы, а попа и причётников у того храма нет, пахотной земли на 30 четвертей, сенокоса на 20 копен». Ныне одно только селение на сем месте находится, под именем Гдинцово. Гдовский Николаевский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в городе Гдове, принадлежащем к Санкт-Петербургской Епархии, до Штатов в 1764 году состоявшихся, при бытности города Гдова в Псковской Епархии приписан был этот монастырь к Псковскому Архиерейскому дому, а потом упразднён и обращён в приходскую церковь . Гелатмский Или Елатмский Рождественский монастырь Мужской, упразднённый. Находился близ города Мурома в Рязанской Епархии при посаде Гелатме или Елатме. Геннадиева Преображенская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1 класса мужской, находящийся близ города Чернигова в горах называемых Болдины на возвышенном месте. Основан Пр. Антонием Печерским при Княжении Святослава Ярославича, внука Владимира Великого, в 6577/1069 году по случаю явления иконы Божьей Матери в 1060 году на дереве Ель, отчего как икона та наименована Елецкой, так и монастырь Елецким же. Именным Указом в 1786 году, Апреля 23, положен этот монастырь по Штату в первый класс под управлением Архимандрита, с окладным в год жалованьем по 2.317 рублей 50 копеек и с прибавочными. Добавление из VI тома См. о нём обстоятельнее выше, в VI части от 488 стр. 13 Елиазаровский или Елизарьевский мужской Он же и Великопустынский Псковской Епархии 3 класса мужской монастырь, положение своё имеет у речки Толбы на левом, а ручья безымянного на правом берегах от Губернского города Пскова к северо-востоку в 25 вёрстах при большой столбовой дороге, лежащей из города Пскова в город Гдов. В сем монастыре церковь каменная во имя трёх Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, кельи и ограда деревянные. Вокруг монастыря роща сосновая. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов было за монастырём сим с приписными к нему 450 душ крестьян и настоятельство Игуменское; по Штатам же оставлен на своём содержании, а потом соединён с Великопустынским. См. описание сего монастыря. В 1804 году по обращении Снятогорского монастыря в Архиерейский дом штат оного Снятогорского переведён в сей Елизарьевский с Архимандриею 3 класса. Добавление из VI тома В 1813 году, Января 15, возведён во второклассный. Емецкий Ивановский монастырь Емецкий Ивановский девичий и Покровский мужской – два монастыря Архангельской Епархии, находились при Емецком приходе, о которых в писцовых книгах Князя Василия Звенигородского, в 7095/1587 году написано: «в Емецком стану у большого села на реке на Емце монастырёк девичий, а на монастырь церковь Иоанна Предтечи деревянная вверх, а другая церковь Георгия Страстотерпца деревянная, а в церквах образа и книги и свечи и колокола и все церковные строения прихожан и Сийского монастыря; на монастырь двенадцать келий, а в них живут старцы». Церковь сия и кельи потом в 7121/1613 году в нашествие Литовцев в Ивановский монастырь, разломаны, и поставлен на том месте острог; старицы, черницы переведены в Покровский мужской монастырь, а монахи переселены в Сийский монастырь; потом по грамоте Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, за приписью дьяка Богдана Тимофеева в 7124/1616 году данной, велено Покровский монастырь ведать Сийскому монастырю так, как прежний Ивановский ведали со всеми вотчинами Ивановского и Покровского монастырей. В 1760 году вместе с Емецкими дворами монастырь и с церквами сгорел, почему прихожане построили прежнюю свою церковь во имя Богоявления Господня и придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которые и ныне находятся. Енисейский Рождественский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010