Собор, каменный, с такою же колокольнею и оградою, построен в 1835 г. на средства правительства и освящен во имя святителя Николая, мирликийского чудотворца. Метрические и исповедные книги хранятся с 1810 г. Неизвестно, где первоначально совершалось богослужение для православных жителей Перекопа: вероятно, оно совершалось в крепости, где, кроме военных чинов, были и арестанты. Да и самый клир первоначально состоял из одного только лица: это был протоиерей Мартиниан Тертацкий, состоявший в ведомстве армейского духовенства, и только уже в 1825 г. назначен был псаломщик епархиальным начальством. В клировой ведомости за 1810 год сказано: « Церковь соборная святителя Николая – в ветхом каменном дворце (Императрицы Екатерины II, устроенном в 1787 г.), в одной его половине; в ней от ветхости сильная течь.» – В соборе и доселе хранится икона святителя Николая, перенесенная из церкви путевого дворца Императрицы: икона в серебряной ризе, устроенной прихожанами в 1835 г. Причт: протоиерей из окончивших курс в семинарии, диакон и псаломщик. Содержание – от казны 372 р. Помещение в домах бывшего соляного управления. Приход – город Перекоп. Прихожан 601+648=1249. Дух. 4 л. женского пола. В приходе несколько семейств католиков и 230 евреев об. пола. Для католиков построен небольшой костел бывшим чиновником соляного управления, статским советником Офрейно, а для евреев – синагога. Самый выгодный предмет здешнего промысла – соль, добываемая из перекопских озер. Но добывание соли требует от солепромышленника значительного капитала, а перекопские жители большею частью бедны; выволочка соли требует большого труда, к чему они большею частью не способны. Оттого и занятие их состоит только в том, что одни служат у солепромышленников приказчиками (вахтерами), а другие перевозят соль от озер к станциям железной дороги или к пристаням Днепра; некоторые же занимаются хлебопашеством и овцеводством. Сельские храмы и приходы 1. Армянский Базар или Армянск – предместье Перекопа, в 5 верстах от него, на почтовой дороге между Симферополем и Перекопом. Чрез Армянск же проходит и чумацкая дорога к соляным озерам, из которых ближайшее к нему в 9 верстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

308 Прибавление это употребляется у армян в великий пяток и по другим пяткам, также в праздники крестопоклонные. Впрочем, прибавление сие – не единственное; но бывают и другие прибавления, соответственно времени, когда песнь та поется в церкви. Так, в праздник рождества Христова и обрезания армяне поют: «Святый Боже, Святый и крепкий, Святый и безсмертный, явивыйся нам, помилуй нас»; в великую субботу: «погребшийся за ны»; в день воскресения и в праздники Господские: «воскресый из мертвых».., в день вознесения Господня: «…вознесыйся со славою ко Отцу»..; в день преображения: «явивыйся на горе Фаворе»; в праздник успения Богородицы: «..пришедый ко преставлению Матери Твоея и Девы»..; и проч. Есть даже прибавление, относящееся к Святому Духу. Таково именно прибавление, поемое в день Пятидесятницы:.. «пришедый на Апостолы»... Аргут.-Долгорук. Чин свящ. и бож. литург. армянск. церк. стр. 31–32. Спб. 1799 г. 309 Пред св. Четыредесятницею у армян, подобно как у коптов и яковитов, бывает пятидневный пост, известный у них под именем арачаворка (что значит предшествующий: он предшествует великому посту и есть первый, установленный св. Григорием просветителем) и сергиевского поста (потому что в сие время приходится память св. мученика Сергия, пострадавшего от персидского царя Шабуха). Рождество и крещение Господа празднуются у них в один день, 6 января, а благовещение – 7 апреля. Крестное знамение изображают они одинаково с латинами, сперва на левое плечо, потом уже на правое; а хождение во время литургии совершается у них противоположно православному, то есть по солнцу. Худобашев. Истор. памятн. вероуч. армянс. церк. стр. 133. 150–152. 207–209. Спб. 1847 г. Муравьев. Грузия и Армения ч. 2, стр. 85. Спб. 1848 г. 310 Кедрин. Деян. церк. и гражд. ч. 1, л. 49 на обор. Москва, 1794 г. Снес. Иоан. Мосх. Луг. духовн. стр. 176. Москва, 1853 г. 311 Феодор. чтец. Извлеч. из церк. истор. кн. 2, гл. 25, стр. 523. Спб. 1854 г. Кедрин. Деян. церк. и гражд. ч. 1, л. 49. на обор. Москва 1794 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Перрон. там же, стр. 302. Серединск. О богослуж. западн. церкв. ст. 4, стр. 70. Спб. 1856 г. 392 Перрон, там же, стр. 299–300. Римск. катих. стр. 337. В некоторых случаях при мирономазании бывают у латин и восприемники. Перрон. там же, стр. 302. 395 Тертуллиан. О крещен, гл. 6. 7: твор. ч. 2, стр. 11–12. Спб. 1849 г. Св. Киприан. Письм. к Юбаиану: твор. стр; 281. Венеция, 1728 г. Геннад. массил. О церковн. догмат. гл. 21: прибавл. к 8 том. твор. бл. Августина стр. 74. Антверпен, 1700 г. 396 Постап. апостол. кн. 7, гл. 43–44: твор. муж. апостол. врем. т. 1, стр. 384–385. Амстердам, 1724 г. 397 Св. Кирилл. иерусал. Тайновод. слов. 3, чл. 3–4: твор. стр. 365. Москва, 1855 г. Св. Ефрем. сирин. Прибавл. к твор. св. отц. на 1849 г. стр. 123. II вселенск. собор. прав. 7 и VI bceлehck. собор. прав. 95: книг. правил, стр. 40. 104. Спб. 1843 г. 398 Ассеман. Собран. литург. т. 3, стр. 83–84. 111–112. Иосиф., армянск. архиеписк. Чин. миропомаз. у армян. Спб. 1799 г. 400 Тертуллиан. О крещен. гл. 7 и 8: твор. ч. 2, стр. 12–13. Спб. 1849 г. Св. Киприан. Письм. к Януарию и Юбаиану. твор. стр. 269 в 281. Венеция, 1728 г. Св. Кирил. иерус. Тайновод. Слов. 3: твор. стр. 366–367. Москва, 1855 г. Св. Амврос. медиол. О таинств. кн. 3, гл. 2: твор. ч. 1, л. 234 на обор., изд. 1516 г. 401 Из творений отцев и писателей западной церкви, живших до седьмого века, видно, что в их время при совершении Миропомазания читалась молитва (Тертуллиан. О Крещении гл. 7: твор. ч. 2, стр. 12. Спб. 1849 г. Св. Киприан. Письм. к Юбаиану: твор. стр. 281. Венеция, 1728 г. Бл. Иероним. Разговор. прот. люцифериан: твор. т. 4, ч. 2, стр. 295. Париж, 1706 г.). Но какая именно была молитва сия, отцы и писатели эти не говорят. В первый раз встречается она в требнике св. Григория двоеслова (Твор. т. 3, стр. 73. Париж, 1705 г.), а потом и у других писателей западных, но в весьма разнообразном виде. Амалар. О служб. церковн. гл. 27. Александр. галенск. Сущн. богослов. ч. 4, вопр. 9, чл. 1. Кстати заметим здесь, что латинские писатели несправедливо поступают, когда с уничижением отзываются о словах, употребляемых при Миропомазании по чину Церкви православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

1410       История инквизиции в Испании. СПб., 1914 (третий том вышедшего в издательстве Брокгауза-Ефрона перевода «Истории инквизиции» Г.Ч. Ли под редакцией Лозинского); Святая инквизиция. Л., 1927; История папства. Т. 1. Л., 1934 (дополн. изд. – 1961, 1986). 1411       Огнем и кровью во имя бога. M., 1924; Ватикан и католицизм в конце XIX – начале XX в. M., 1958; Папство. M., 1959; От Пия IX до Uoahha XXIII : Ватикан за 100 лет. M., 1966; Христианский социализм. M., 1969; От Пия IX до Павла VI. M., 1979. 1412       Социальная сущность Талмуда. Л., 1929; Реакционная сущность иудаизма: Критические очерки происхождения и классовой сущности иудейской религии. M.; Л., 1960; Ленин и проблемы атеизма. M.; Л., 1961 (пер. на нем. и польск. яз.); Современная мистика в свете науки. Л., 1965; Гойа против папства и инквизиции. M., 1965; Закат иудейской религии. Л., 1965; Первобытная мифология и философия: Предыстория философии. Л., 1971; Происхождение философии и атеизм. Л., 1973 (пер. на армянск. яз.); Приметы верные и суеверные: Очерки народного знания и бытового суеверия. Л., 1984; Тайны бога: Глобальные проблемы современности и модернизация идеи бога. Κ., 1990; Петербургские мистики. СПб., 1996. 1415       Крестовые походы. M., 1956; Папство и крестовые походы. M., 1960; Крестоносцы и их походы на Восток в XI–XIII веках. M., 1962; История крестовых походов в документах и материалах. M., 1977; Крестом и мечом. M., 1979; Крестоносцы на Востоке. M., 1980; Иоанниты//Вопр. истории. 1984. 9; Мальтийские рыцари//Религии мира. M., 1984. 1416       Введение в историографию крестовых походов: (Латинская историография XI–XIII веков). M., 1966. 1417       Историография средних веков в связи с развитием исторической мысли: От начала средних веков до наших дней. М.; Л., 1940; Западноевропейская средневековая историография. М.; Л., 1964. 1418       См., например: Антинародная деятельность католической церкви вв.)//Куба: Историко-этнографические очерки. M., 1961; Прикладная миссионерская этнография//Современная американская этнография. M., 1963; Католическая церковь в истории Эквадора//Эквадор: Историко-этнографические очерки. M., 1963; Преступления инквизиции в Испанской Америке вв.)//Новая и новейшая история. 1966. 6; 1967. 7; Преступления португальской инквизиции//Новая и новейшая история. 1969. Христианство и расизм//«Нет!» – расизму. M., 1969; «Мятежная» церковь в Латинской Америке. M., 1972; Крушение иезуитского ордена в колониальной Америке//Новая и новейшая история. 1973. 5, 6; Рабство и церковь в колониальной испано-португальской Америке//Новая и новейшая история. 1976. 5; История инквизиции (XIII–XIX века). M., 1970; Инквизиция. M., 1976; 3-е изд. M., 1985; Папство: Век XX. M., 1981; Лаврецкий И. Ватикан: Религия, финансы и политика. M., 1957; Он же. Кардиналы идут в ад. M., 1961. См. также: Чиков М.В. Наш человек в Ватикане, или Посол чужой страны. M., 2009.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10) Д. Богдашевский, проф. Объяснение труднейших мест послания ап. Иакова. Киев 1894 г. 11) Теодорович. Послание ап. Иакова. Вильно, 1898 г. 12)  В. Мышцын . Учение св. ап. Павла о законе дел и законе веры. Сергиев Посад. 1894 г. стр. 210–219 (к истолкованию Иак. 2:14–26 и Рим. 1:28; 4:2, 5 ; Евр. 11:31 ). 13) Иеромонах Георгий (Ярошевский). Соборное послание св. ап. Иакова. Опыт исаг.-экзегет. исследования. Киев. 1901 г. 14) Const. de Tischendorf. Novuni Testament graeco edic. crit. VIII. Из него мы приводим разночтения наиболее древних и авторитетных кодексов: Sin.  – Синайского 1-й половины IV b.; В . Ватиканского IV b.; А . – Александрийского V b.; С . св. Ефрема Сирина V b. К . – Московского IX b.; L и Р также IX b. и древнейших переводов: Vu l g. – Вульгаты (IV), Эфиоп., Копт., Армянск., Сирск., и др. Толкования бл. Феофилакта, Н. Розанова , Фаррара. Некрасова, преосв. Никанора, преосв. Михаила, прот. Хераскова представляют почти на русском языке также для истолкования посланий Иакова, ап. и ап. Иуды. 3  Ср. Иером. Георгий, цит. сочинение, стр. 25: „Высоконравственная жизнь Иакова, брата Господа, до обращения его в христианство даёт также достаточное объяснение его возвышению в епископа иудео-христианства». Стр. 51–52: „Иакову были дороги Иудейские обычаи и обряды не как имеющие спасительное значение, но как вековые преимущества его народа, как наследие отцов, как то, в чём он воспитался и вырос. А такое отношение к Иудейским обычаям и обрядам, не представляя собой ничего противного христианству, между тем имело важное историческое значение. Оторвать сразу иудео-христиан от их обычаев и обрядов значило бы оторвать многих от Церкви и спасения... Ап. Иаков был привлекательным выразителем евангелия для иудейской нации. Важность такого отношения его к национальному обряду и обычаю сознавали все апостолы и потому единогласно избрали его в епископа Иерусалимской церкви и руководителя всего иудео-христианства. 6  В богословской литературе ап. Иаков считается составителем и этого соборного послания. Во всяком случае, ему принадлежала мысль написать послание от лица собравшихся (ст. 20) и существенная часть его (28–29 ср. 19–20). На него, как на писателя обоих посланий, указывает и сходство их по форме приветствия (радоватися) и по языку (ср. еп. Михаил, толков. Апост., ч. 1, стр. 392).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

ч. пострадавших в К. В нач. апр. 1918 г. был зверски убит настоятель храма вмч. Георгия Победоносца в Армянском Базаре (ныне Армянск). В докладе патриарху Тихону в 1918 г. архиеп. Димитрий (Абашидзе) сообщил о захвате духовных учебных заведений и мученической кончине более 20 священнослужителей епархии. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР), в работе к-рого принимал участие архиеп. Димитрий, предложило руководству Белой Армии 25-27 сент. 1920 г. провести дни покаяния «в связи с необходимостью оздоровления тыла в религиозно-нравственном отношении». Во всех храмах было зачитано послание ВВЦУ ЮВР, подписанное архиепископами Димитрием (Абашидзе) и Феофаном (Быстровым) , еп. Вениамином (Федченковым) . Ради покаянных дней была объявлена амнистия. На пароходе «Цесаревич Георгий» из Сербии в Севастополь была доставлена чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» , к-рую встречали крестные ходы из всех севастопольских церквей, главнокомандующий ген. Врангель, члены правительства, народ. 3 нояб. чудотворный образ был перевезен в Ялту. Было опубликовано распоряжение «О воспрещении на территории юга России в дни траура и молитвенной памяти убиенных и в смуте погибших, то есть 12, 13 и 14 сентября 1920 года, всякого рода зрелищ и увеселений». Выступавшие с публичными лекциями пытались осмыслить революционные события. В нояб. 1920 г. более 145 тыс. беженцев, в т. ч. мн. священнослужители, покинули К. Архиеп. Димитрий не уехал, по благословению патриарха Тихона в авг. 1921 г. он ушел за штат и поселился в Топловском мон-ре, где власти разрешили ему оставаться не более года. 23 авг. 1921 г. управление епархией принял Никодим (Кротков) , возведенный патриархом в сан архиепископа (по благословению патриарха Тихона в июне 1920 прибыл из Киева в Симферополь, перейдя линию фронта). Карательные мероприятия, широко применявшиеся в К. сразу после окончательного утверждения советской власти, в полной мере затронули православных священнослужителей: 3 дек. 1920 г. в Феодосии были казнены священники Андрей Антименко, Димитрий Богословский, Андрей Животков, Иоанн Карманов, Андрей Красницкий, Павел Левицкий, Григорий Солодовников, Евлампий Щекин и еще более 200 чел. 16 дек. был расстрелян сщмч. Андрей Косовский . 25 дек. 1920 г. Военно-революционный трибунал приговорил к расстрелу священника с. Петровского Феодосийского у. Георгия Русаневича.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

 1. Быт. 1:1—2(ср. первую). 2. Быт. 5:1—4, 8:1—21. 3. Быт. 22:1—19 (ср. 10-ю). 4. Исх. 12:1—12 (ср. 3-ю). 5. Исх. 14:14—15(ср. 6-ю). 6. Иса. 2:1—5, 1—18 (с большими пропуск.). 7. Иез. 37:1—14 (ср. 11-ю армянск.). 8. Аввак. 1:1—6, 2:11—14, 2:18—3, 3. 9. Ион. 1:1—2, 3, 11—4, 11 (ср. 4-ю). 10. Дан. 3:1—23, 46—100 (ср. 15-ю).    С данным порядком сходен порядок чтений галликанской церкви:  3. Быт. 7:10—8,21. 4. Быт. 22:1—19. 5. Быт. 27:1—40. 6. Исх. 12:1—50. 7. Исх. 13:18—14:9, 15:14—21. 8. Иез. 37:1—14. 9. Иса. 1:1—5, 24. 10. Нав. 3:4—34. 11. Ион. 1:1—3, 10. 12. Дан. 3.    О глубокой древности некоторых отдельных великосубботных чтений сохранились свидетельства у церковных писателей. Так, св. Афанасий Великий в четвертом своем пасхальном послании (332 г.) упоминает о пении на Пасхе песни из 13-й главы Исхода и называет ее праздничной песнью. Св. Кирилл Иерусалимский в 18-м огласительном слове говорит о чтении при крещении оглашенных в великую субботу пророчества Исаии: Светися, светися Иерусалиме). При рассмотрении каждой паримии в отдельности нельзя не заметить, что все они распадаются на три группы: одни из них являются, так сказать, рядовыми, другие говорят о празднике Пасхи, третьи, наконец, имеют ввиду совершавшееся за пасхальным бдением — крещение оглашенных. Рядовыми чтениями являются, несомненно, первая (Быт. 1:1—13) и, быть может, отчасти вторая (Иса. 60:1—16) паримии. В древности литургийные чтения обязательно брались из обоих Заветов — Ветхого и Нового. По обычаю, перешедшему в христианство из еврейства, ветхозаветные чтения полагались из закона и пророков. В нашем богослужении остатком этого обычая являются все триодные паримии вечерен. Первая великосубботная паримия из Бытия тоже есть первое рядовое чтение из закона. Вторая паримия из Ис.60:1—16 отчасти является вторым рядовым чтением из пророков, а отчасти, как было сказано выше, имеет в виду крещение оглашенных. Характерно ее начало: Светися, светися Иерусалиме. Не совершался ли в древности пред этой паримией обряд осенения свечей, какой бывает теперь пред второй паримией на вечернях 40-цы и первых трех дней страстной седмицы и который, по свидетельству Симеона Солунского, служит благословением на освящение храма? В великую субботу этот обряд в древности имел еще и то особенное значение, что тогда в данный день зажигался новый огонь, который иногда и специально добывался для этой цели каким либо особенным образом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Отличались они от нынешних и несколько позднее, как то показывает греческий Евангелистарий библиотеки Синайского монастыря IX b. Этот Евангелистарий именно иерусалимской редакции, потому что Евангелия его для Недели ваий и Страстной седмицы совпадают с другим Евангелистарием той же библиотеки константинопольской редакции, но имеющим пред указанными Евангелиями замечание: «подобает ведати, что отселе начинаются Евангелия по уставу св. града, от вечера Недели ваий до вечера литургии Св. субботы». Одной — тоже палестинской — редакции с указанными двумя памятниками сирский Лекционарий паремий и Апостолов в рукописи XI b., принадлежащий частному лицу [ 944 ], с практикой VIII–X b. Эти неполные сборники дают такую систему чтений для недельного круга:   Нед. Пасхи _Армянск. 1 Кор. 15, 1 — 11 (явления Воскресшего), сирск. — нынешний; арм. и синайск. Мф. 28, 1–20 (воскресение). Нед. 2 по Пасхе _Арм. Деян. 5, 34–6, 7 (избрание диаконов); Иак. 3, 1–13 (дар слова); арм. и син. Ин. 1, 1–11 (17). Нед. 3 по Пасхе — ; син. Ин. 2, 2–11 (брак в Кане). 4 _ — ; син. Ин. 4, 1–42 (о самарянке). 5 _ — ; син. Ин. 6, 27–40 (о хлебе жизни). 6 _ — ; син. Ин. 6, 47–51 (продолжение). 7 _ — ; син. Ин. 8, 12–20 (беседа в праздник кущей). Нед. 50-цы _ Арм. и сир. Деян. 2, 1–21 (сошествие Духа Святого); арм. Ин. 14, 15–24 (обетование Утешителя). Нед. 1-я по 50-це _сир. Рим. 5, 1–5 (примирение во Христе); син. Мф. 4, 12–25 (первые апостолы). 2 _сир. Рим. 6, 3–11 (спогребение Христу); син. Мф. 7, 1–11 (нагорная проповедь). 3 _сир. Рим. 8, 2–11 (жизнь по духу); син. Мф. 8, 1–13 (исцеление прокаженного и слуги сотника). 4 _сир. Рим. 9, 30–10, 10 (оправдание верою); син. Мф. 8, 14–27 (исцеление тещи Симона, укрощение бури). 5 _сир. 2 Кор. 5, 14–6, 2 (искупление); син. Мф. 8, 28–9, 8 (Гадаринские бесноватые и капернаумский расслабленный). 6 _сир. Еф. 1, 17–2, 3 (величие Искупителя); син. Мф. 9, 9–17 (призвание Матфея). 7 _сир. Еф. 2, 4–10 (спасение благодатию); син. Мф. 9, 18–27 (воскрешение дочери Иаира). 8 _сир. Еф. 2, 13–22 (примирение смертию Христовою); син. Мф. 9, 27–33 (исцеление 2 слепых). 9 _сир. Еф. 3, 14–21 (обитание Христа в сердце); син. Мф. 11, 2–15 (послы Иоанна). 10 _сир. Флп. 2, 5–11 (истощание Христа); син. Мф. 12, 9–23 (исцеление сухорукого). 11 _сир. Флп. 4, 4–9 (радость о Господе); син. Мф. 14, 14–21 (насыщение 5000). 12 _сир. Кол. 1, 12–20 (искупление и Искупитель); син. Мф. 14, 22–36 (хождение по водам). 13 _сир. Кол. 2, 8–15 (значение Христа); син. Мф. 15, 21–31 (исцеление хананеянки). 14 _сир. Евр. 2, 11–18 (воплощение); син. Мф. 15, 32–38 (насыщение 4000). 15 _сир. Евр. 9, 11–15 (очищение Кровию Христовою). Должно быть Евангелие от Марка 16 _сир. Евр. 10, 12–25 (первосвященство быть, Христа). Должно быть Евангелие от Марка

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

По мненью одних, Армянский Базар основан был под именем Ены-Базар (ены – новый, базар – рынок) в то самое время, когда татары возобновили свой город Ор-Капу (Перекоп), и до 1790 г. был известен сбытом овчинной шерсти и торговлею соли. Это, может быть, был рынок, куда являлись армяне с товарами для сбыта их в Перекопе, а потом рынок сделался их селением. 586 По мненью же других, Армянск основан не ранее первой половины XVIII века: когда Перекоп был взят в 1736 году русскими войсками, – татары бежали из него, а христиане остались; когда же Перекоп подвергся разрушенью, – должны были бежать из него и торговцы христианские – греки и армяне: захватив с собою, что могли, они расположились в 5 верстах от города и тут основали селение. 587 Последнее мнение представляется более вероятным. А по свидетельству армяно-католического архимандрита Миная Медици († 1848 г.), в Армянский Базар перешло до 60 армянских семейств из Нахичевани. 588 Церковь , каменная, построена прихожанами в 1822 г. и освящена во имя св. великомученика Георгия, а колокольня – в 1864 г. Метрические и исповедные книги хранятся с 1800 г. До построения этой церкви существовал здесь деревянный храм с 1799 г. К более замечательным предметам принадлежит большой кипарисный крест, обложенный серебром, с 15 драгоценными камнями: он приобретен в 1807 г. священником Матфеем Воронкевичем. – Вообще храм благолепен, и многие иконы в нем обложены дорогими ризами. Причт: священник и псаломщик: живут в церковных домах, но не пользуются ни землею от прихожан, ни жалованьем. Приход – Армянский Базар и две деревни: Воронцовка, где живут мещане, бывшие крестьяне князя Воронцова, и Одий-Кийгач, где живут крестьяне киевской губернии, переселившиеся сюда в 1866 г. Православных 423+419=842. Дух. 2+2. Кроме того армяно-григориан 456 д. обоего пола: у них церковь ; евреев-талмудистов 445 и караимов 320 д. обоего пола: у тех и других своя синагога; татар и цыган магометанского закона 896 душ обоего пола: у них 5 мечетей. Таким образом, 842 д. об. пола православных живут здесь среди 2117 д. об. пола иноверцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Когда на прокладке нарисуешь лицо, или что другое, тогда наперед наводи телесный цвет плавкою, о которой сейчас мы сказали, утончая ее к краям, так чтобы тут она чуть-чуть покрывала прокладку; потом наводи телесный колер на выдающиеся части тела, мало-помалу утончая его к краям, как и плавку, и у старцев обозначь им все морщины, а у юных одни углы глаз; наконец к этому колеру подбавь белил столько, сколько признаешь нужным для того, чтобы сделать его белее, и так наводи его на выдающиеся части, кои надлежит осветить, но наводи, как можно тоньше, так же и освещения делай сперва тонко, а потом усиль их на выдающихся частях тела. 22. О румянцах Знай, что на лица Богоматери и святых, которые были не стары, должно наводить румянец как можно тоньше, смешивая киноварь с телесным колером, а на оттененные места и на контуры рук ( νοιγας), равно как и у престарелых на глубокие морщины, надобно класть болюс очень тонко. Остальные же части выше глаз отличи составом плавки, о котором написано выше. 23. О волосах и бородах Возьми темную охру, хорошо пережги ее, так чтобы она сделалась темно-красноватою, и когда будешь рисовать волосы Иисуса Христа и святых, которые были не стары, подбавь к ней немного черной краски и так прокладывай их. И опять возьми частицу состава прокладки, примешай к ней немного черной краски, вырисуй и оттени их тонко. А для густых теней употребляй чисто черную краску. При первой же отделке употреби состав прокладки и охру, а при второй под блики клади чистую охру, утончая ее к краям. Губы рисуй составом из белил и киновари, а уста одною киноварью, для последней же отделки их смешай киноварь с телесным колером, а на неосвещенные части клади черную краску или чистую умру. На ободы глаз сперва наведи тонко состав прокладки, потом усиль их телесным колером. Так отделываются волосы, губы, уста и ободы глаз святых, которые не стары. А волосы и бороды старцев рисуй так. Возьми белил и немного черной краски, так чтобы сделался беловатый колер, и им сделай первую прокладку; потом изготовь колер потемнее и вырисуй волосы, а неосвещенные места отделывай еще темнее [В иерусалимской рукописи это не читается]. Дабы придать лучший вид бородам, протяни волоски за конец их, но не далеко. Потом изготовь жидкие белила и тонко освети ими волосы. Для оттенения усов употребляй чисто черную краску, для уст – чистый болюс, а для губ красноватый телесный колер, чуть-чуть разделив их болюсом. На ободы глаз их, если хочешь, клади немного составной плавки, либо вовсе не клади. Так отделываются уста, волосы и бороды старцев. 24. Как отделывать одежды

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

  001     002    003    004