Лит.: Алишан Г. Ширак. Венеция, 1881 (на арм. яз); Марр Н. Я. Новые материалы по арм. эпиграфике (Ани, Аламн, Мрен, Багаран, Еровандакерт, В. Талын)//ЗВОРАО. 1893. Т. 8. С. 69-103; Strzygowski J., Bearb. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. 2 Bde; Тораманян Т. Материалы по истории арм. архитектуры. Ер., 1942-1948. 2 т. (на арм. яз); Аракелян Б. Н. Сюжетные рельефы Армении IV-VII вв. Ер., 1949 (на арм. яз.); Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ер., 1961; Орбели И. А. Багаванская надпись 639 г. и др. арм. ктиторские надписи VII в.// Он же. Избр. труды. Ер., 1963. С. 371-404; Манучарян А. Строительные надписи храмов Мрена и Талина//ИФЖ. 1966. 1. С. 247-252 (на арм. яз.); Саргсян М. Рельефные образы основателей Мренского храма//Там же. 4. С. 241-250 (на арм. яз.); Чубинашвили Г. Разыскания по арм. архитектуре. Тб., 1967; Мнацаканян С. Х. Когда был построен храм во Мрене?//ИФЖ. 1969. 3. С. 149-164 (на арм. яз.); Thierry M., Thierry N. La Cathedrale de Mren et sa décoration//Cah. Arch. 1971. Vol. 21. P. 43-77; Азарян Л. Армянская раннесредневек. скульптура. Ер., 1975 (на арм. яз.); Маилов С. А. Нек-рые особенности крестово-купольных церквей раннесредневек. Армении//Архит. наследство. 1985. Вып. 33. С. 235-242; Mango C. Deux études sur Byzance et la Perse Sassanide: Héraclius: Šahrvazar et la Vraie Croix//TM. 1985. Vol. 9. P. 91-118; Der Nersessian S. L " art Arménien. P., 1989; Donab è dian P. L " âge d " or de l " architecture arménienne VIIe siècle. Marseille, 2008; Maranci Ch. The Humble Heraclius: Revisiting the North Portal at Mren//REArm. N. S. 2008/2009. T. 31. P. 167-180; eadem. New Observations on the Frescoes at Mren//Ibid. 2013. T. 35. P. 203-225; eadem. Vigilant Powers: Three Churches of Early Medieval Armenia. Turnhout, 2015; eadem. «Holiness Befits Your House» (Ps. 92 A Prelim. Rep. on the Apse Inscription at Mren//REArm. N. S. 2014/2015. T. 36. P. 243-263; Казарян А. Ю. Церковная архитектура стран Закавказья VII в. М., 2012. Т. 2; Hakobyan Z. The Restitution of the True Cross in the Xth Септ. Armenian Sources and its Depiction in the Early Medieval Sculpture//REArm. N. S. 2013. T. 35. P. 227-240; Акопян З. А. «Даяние Закона» в арм. раннесредневек. иконографической традиции (VII в.)//ИХМ. 2016. Вып. 13. С. 99-114.

http://pravenc.ru/text/2564266.html

Изучение творчества Г. Н. сложилось в особую область арменоведения - нарекациведение. Произведения Г. Н. изданы в оригинале на древнеарм. языке (грабаре) и в переводах, в частности, «Книга скорбных песнопений» переведена на арм., рус., англ., франц., нем. и др. языки. Соч.: Книга скорбных песнопений/Текст, предисл. и коммент.: П. Хачатрян, А. Казинян. Ереван, 1985 (критич. изд. на арм. яз.); То же/Пер.: Н. Гребнев. Ереван, 1977; То же/Пер.: Л. Миль. Ереван, 1984; То же/Пер.: В. Микушевич. М., 1985; То же/Пер. и коммент.: М. О. Дарбинян-Меликян, Л. А. Ханларян; вступ. ст.: С. С. Аверинцев. М., 1988. (Памятники письменности Востока; 77); То же/Пер.: Н. Гребнев; отрывки в пер. В. Звягинцевой, В. Державина, В. Микушевич, Л. Миля, М. Рогова; подстрочные пер.: Л. Мкртчян, М. Дарбинян; сост., вступ. ст., примеч.: Л. Мкртчян. Ереван, 1998; Gr é goire de Narek. Le livre de prières/Introd., trad. et notes I. Kéchichian. P., 1961. (SC; 78); Tragédie «Le livre de lamentation»/Introd., trad. et notes par A. et J.-P. Mahé. Louvain, 2000. (CSCO; 584); The Book of Sadness/Transl. K. Khachatoorian. Yerevan, 2001; The Armenian Prayer Book of St. Gregory of Narek/Ed. Th. J. Samuerlian. Erevan, 2002. Лит.: Мкрян М. Григор Нарекаци. Ереван, 1955 (на арм. яз.); Чалоян В. К. Армянский Ренессанс. Ереван, 1963; Аревшатян С. С. Формирование филос. науки в древней Армении: (V-VI вв.). Ереван, 1973; А бегян М. Х. История древнеарм. лит-ры. Ереван, 1975; Тагмизян Н. К. Григор Нарекаци и арм. музыка V-XV вв. Ереван, 1985; Аверинцев С. С. Роскошь узора и глубины сердца: Поэзия Григора Нарекаци// Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений. М., 1988. С. 11-26; Хачатрян П. М. Средневек. толкование «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци. Ереван, 1990; он же. Григор Нарекаци и арм. средневековье. Эчмиадзин, 1996 (на арм. яз.); Читая Нарекаци: Отклики на рус. пер. «Книги скорбных песнопений»/Сост. и предисл.: Л. М. Мкртчян. Ереван, 1997; Тамразян Г. Г. Нарекская школа. Ереван, 1999 (на арм. яз.); он же. Григор Нарекаци и киликийская школа поэтического искусства//ИФЖ. 2003. 2. С. 40-58; он же. Григор Нарекаци и неоплатонизм. Ереван, 2004 (на арм. яз.); он же. Жизнь св. Григора Нарекаци. Ереван, 2005 (на арм. яз.); Мирзоян Г. Словесный мир Нарекаци//Вестн. Ереванского гос. ун-та. 2005. 1 (115) (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/168101.html

В VII в. Анания Ширакаци разработал новый календарь, начало года в к-ром приходилось на 6 или 1 янв., но не было жестко привязано к определенному дню арм. месяца. Для согласования дат праздников по арм. и юлианскому календарям Анания составил таблицы на 580-1112 гг. Календарь Анании не был официально принят, но многие стали пользоваться его таблицами. Ованнес Саркаваг составил новые таблицы на 532-летний цикл, начав их с 1 янв. 1085 г. В 1116 (1117) г. он же разработал неподвижный арм. календарь, введя дополнительный день для каждого 4-го года и закрепив 1 навасарда за 11 авг. Сосуществование разных календарных систем отражено в арм. литургических рукописях. Так, в одном из календарей, содержащихся в рукописи Vat. Arm. 3. Fol. 229v - 230, 1287 г., праздники и памяти указаны по древнему арм. календарю, в др. (Fol. 226v) - по юлианскому ( Conybeare. P. 527-532). Наличие в первом календаре сравнительно небольшого (59) числа памятей и преобладание имен арм. святых, вероятно, свидетельствуют о более раннем его происхождении. Благовещение приходится в нем на 15 навасарда. 2 памяти - Всех святых и св. Оскна (Воскана, ученика ап. Фаддея ) со спутниками - не закреплены за определенным числом, а совершаются соответственно в 1-е и 2-е воскресенья 2-го арм. месяца хори. Второй календарь, гораздо более полный (приводятся памяти на 133 дня), по составу памятей и их распределению во многом сходен с визант. Лекционарная система Древняя арм. лекционарная система восходит к кафедральному иерусалимскому богослужению V в., в к-ром годовой круг велся по юлианскому календарю. Тождество арм. и иерусалимской систем богослужебных чтений засвидетельствовано в нач. VIII в. католикосом Ованнесом Одзнеци. Еп. Григор Аршаруни (нач. VIII в.) в комментариях на Лекционарий (Bodl. Arm. E. 17. Fol. 324v) говорит об александрийском происхождении иерусалимской системы, этим можно объяснить существующее сходство между арм. и копт. лекционарными системами. Чашоц. IX–X вв. (Матен. 985. Л. 121) Чашоц. IX–X вв.

http://pravenc.ru/text/76130.html

Лит.: Гевонд Алишан. Полит. география. Венеция, 1853. (Арм. малые произведения; 8) (на арм. яз.); он же. Айрарат. Венеция, 1890 (на арм. яз.); Марр Н. Я. Хитон Господень в книжных легендах армян, грузин и сирийцев// al-Muz affar hyah [Трофей]: Сб. ст. учеников проф. барона В. В. Розена. СПб., 1897. С. 67-96; Аматуни С. Неканонические шараканы (тропари). Тифлис, 1912 (на арм. яз.); Акобян О. Путевые записки. Ереван, 1934. Т. 2 (на арм. яз.); Esbroeck M., van. Le roi Sanatrouk et l " apotre Thaddee//REArm. N. S. 1972. Vol. 9. P. 241-284; idem. Invention des reliques comme attribut imperial: La tunique du Christ а Moscou et son symbolisme//Roma fuori di Roma: Istituzioni e imagini: Atti. R., P. 225-243; Chookaszian L. The Crucifiction in the art of T " oros Roslin//Handes Amsorya. W., 1988. N 1-12. P. 119-218 (на арм. яз.); Великое зерцало/Под ред. К. Тер-Давтян. Ереван, 1994 (на арм. яз.); Гарибян И. Чудотворное св. Копьё. Эчмиадзин, 2003. C. 102-125 (на арм. яз.); он же. Чудотворное св. Копьё//Библейская Армения. Ереван, 2005. C. 211-233 (на арм. яз.); Shirinian M. E. «The Letter of Love and Concord» Between Rome and Armenia: A Case of Forgery from the Period of Crusaders//East and West in the Crusader States: Context-Contacts-Confrontations/Ed. K. Ciggaar, H. Teule. Leuven; P., 2003. P. 79-99; она же (Ширинян М.-Э.). Житие Сильвестра и Письмо дружбы и согласия//Вестник Матенадарана. Ереван, 2006. T. 17. C. 53-77 (на арм. яз.); The «Letter of Love and Concord»: A Revised Diplomatic Edimion with Hist. and Text. Comments and English Transl./Z. Pogossian. Leiden; Boston, 2010. В. Деврикян, М. Э. Ширинян Почитание Л. С. на Востоке Распятие. Миниатюра из Евангелия Равуллы. 586 г. (Laurent. Plut. I, 560. Fol. 13) Распятие. Миниатюра из Евангелия Равуллы. 586 г. (Laurent. Plut. I, 560. Fol. 13) В сборнике библейских и апокрифических преданий «Книга пчелы», составленном в XIII в. восточносир. писателем Соломоном, митр. Басрским, говорится о воине Лонгине, оплевавшем лицо Спасителя, ударившем Его по щеке и пронзившем копьем. Он отождествляется с человеком, к-рый 38 лет пребывал в болезни, был исцелен Христом у купели Вифезда и предупрежден Им: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5. 14) ( Solomon of Basra. The Book of Bee/Ed. E. A. W. Budge. Oxf., 1886. P. 94).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХРАМ РАБУН [арм. (?)(?) (?), (?), (?); Ваграм Севлернци] (ок. 1215 - ок. 1290, Киликия), вардапет, арм. ученый, богослов, философ, политический деятель. Образование получил в одном из мон-рей Чёрной Горы (арм. (?)), где находился монастырский и образовательный центр Киликии; отсюда одно из прозваний В. Р.- Севлернци (Черногорец). Знал вост. и зап. языки, был секретарем Левона III, царя Киликийской Армении (1270-1289). В 1271 г. написал «Слово о Явлении Господнем и помазании царя Левона», по просьбе царя составил неск. др. проповедей (напр., «Слово о Св. Троице и Воплощении»). Его перу принадлежат богословские толкования (О домостроительстве спасения, Разъяснения к труду Григория Нисского «Об устроении человека» и др.) и философские комментарии к «Категориям» Аристотеля, трактатам Порфирия и соч. «О мире» Псевдо-Аристотеля. Философские комментарии написаны в основном в форме «решений» (греч. λσεις; арм. (?)). Главным его произведением считается «Стихотворная история Рубенидов» (созданная по просьбе царя), к-рая была задумана как продолжение краткой стихотворной истории Армении («Випасанутюн») Нерсеса IV Шнорали . В. Р. известен и своей социально-политической доктриной института «царства»: Бог создал человека по Своему подобию, дав ему право власти над «живой и неживой природой». Но т. к. люди пренебрегли Его заповедями, Бог попустил появление неравенства среди людей, когда нек-рые из праотцев объявили себя царями над своими единоплеменниками. В своей философско-исторической концепции В. Р. тяготеет к номинализму, к-рый, в частности, лежит в основе его сенсуалистско-материалистической теории познания. Основной вопрос философии он решает с позиций креационизма. Взгляды В. Р. оказали огромное влияние на формирование мировоззрений мн. арм. авторов, таких как Ованнес Воротнеци и Григор Татеваци. Соч.: Стихотворная история Рубенидов. Мадрас, 1810 (на арм. яз.); Vahram " s Chronicle of the Armenian Kingdom of Cilicia during the time of the Crusades/Transl. by C. Neumann. L., 1831; Schahnazarian G. Galerie historique arménienne, 5. P., 1859. P. 185-242; Bedrosian S. Chronique du royaume arménien de la Cilicie//Revue de l " Orient, de l " Algérie et des colonies. 1864. N. S. T. 17. P. 245-254, 315-325; Dulaurier E. Chronique rimée des rois de la petite Arménie//Recueil des historiens des croisades: Documents arméniens. P., 1869. T. 1. P. 491-535 (арм. текст и фр. пер.); Проповеди. Иерусалим, 1856 (на арм. яз.); Анализ слова Есайи на великий день Явления Христа//Арарат. 1868. 10. С. 137-141; 12. С. 165-169; 1869. 1. С. 8-9; 2. С. 36-39; 3. С. 49-52; 4. С. 72-78; 5. С. 97-101; Святыни предков. Иерусалим, 1875 (на арм. яз.); Григорян Г. Решения Категорий Аристотеля. Ереван, 1967 (арм. текст и рус. пер.).

http://pravenc.ru/text/149951.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХАН ГОХТНАЦИ [Ваан, Ваган из Гохтна (Колта); арм. (?) ] (ок. 700, обл. Гохтн - 737, Русафа (Сергиополь), Сирия), мч. Сергиопольский (Росафский), один из самых почитаемых святых Армянской Церкви. Мученичество В. Г. связано с событиями, относящимися к араб. завоеванию Армении (VIII в.), когда арабы столкнулись с упорным сопротивлением армян. В 705 г. в церквах Нахчавана и Храма были заживо сожжены 1200 арм. нахараров (князей), составлявших военную мощь арм. народа. Семьи их были угнаны в Сирию и проданы в рабство. Среди них был и Ваан, 4-летний сын кн. Хосрова Гохтнаци, сожженного в Нахчаване. В Дамаске он вместе с др. пленными был обращен в мусульманство, получил блестящее образование и впосл. достиг высокого положения при дворе халифа. В 719 г. при посредничестве арм. католикоса Ованнеса III Одзнеци пленные христиане получили свободу и право вернуться на родину. В. Г. также был отпущен, но с условием, что, приведя в порядок свои владения и назначив управляющего, вернется обратно в Дамаск к халифу Омару II. На родине В. Г. принял христ. веру и женился на дочери сюникского князя. Араб. власти стали разыскивать его, чтобы наказать как отступника от мусульманства. После 5 лет скитаний по Грузии и различным мон-рям Армении (732-737) В. Г. добровольно отправился в Сирию и явился ко двору халифа, чтобы либо получить разрешение на свободное исповедание своей веры, либо умереть за нее. Он был обезглавлен. Мученическая смерть В. Г. вошла во все арм. Четьи-Минеи и Прологи под 20 арега (28 марта). Повествование о мученичестве В. Г. было написано через 7 лет после его кончины Артаваздом, настоятелем мон-ря Еразгаворс. Это произведение, одно из лучших образцов арм. агиографии, пользовалось большой популярностью и было известно средневек. писателям. В. Г. посвящен также шаракам «Дивлюсь я», вошедший в корпус богослужебных песнопений; автором этого гимна считается сестра мученика - Хосровидухт. Ист.: BHO, N 1235-1236; Соперк (Мелкие арм. сочинения). Венеция, 1854. Т. 13. С. 1-60 [пространная ред.], 61-91 [краткая ред.] (на арм. яз.); Богослужебные каноны и песни Армянской Восточной Церкви/Пер. с древнеарм. яз. Н. Эмин. М., 1914. С. 339-340; Плач о бедах… и Мученичество св. Ваана//Арм. жития и мученичества V-XVII вв./Пер. с древнеарм., вступ. ст. и примеч. К. С. Тер-Давтян. Ереван, 1994. С. 289-307. К. Тер-Давтян Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта)

http://pravenc.ru/text/149941.html

Лит.: Потуреан М. Иллюстрированное Евангелие царицы Млке. Венеция, 1902 (на арм. яз.); Стржиговский Й. Убранство Евангелия царицы Млке//Андес амсорйя. Вена, 1905. Т. 2 (на арм. яз.); Macler F. Notices de manuscrits armeniens vues dans quelques bibliothèques de l " Europe centrale. P., 1913; Саргисян Б. Большой каталог арм. рукописей б-ки Мхитаристов Сан-Ладзаро в Венеции. Венеция, 1914 (на арм. яз.); Friend A. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts//AJA. 1927. Extra. P. 114-147; Weitzmann K. Armenische Buchmalerei des 10. und Beginnenden 11. Jh. Bamberg, 1933; Адонц Н. Дата написания Евангелия Млке//Сион. Иерус., 1936. 9. P. 274-275 (на арм. яз.); Nordenfalk C. Die Spatantiken Kanontafeln. Göteborg, 1938. 2 Bde; Ацуни В. Дата Евангелия Млке//Базмавеп. Венеция, 1939. 3-5 (на арм. яз.); Свирин А. Н. Миниатюра древней Армении. М.; Л., 1939; Гарегин I (Овсепян). Памятные записи рукописей. Антилиас, 1951 (на арм. яз.); Дурново Л. А. Краткая история древнеарм. живописи. Ереван, 1957; она же. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. М., 1979. С. 167-172; Чанашян М. Армянская миниатюра. Венеция, 1970 (на арм. яз.); Измайлова Т. А. К вопросу об армянском Ренессансе//ВВ. 1973. Т. 35. C. 226-231; она же. Армянская миниатюра XI в. М., 1979; Kouymjian D. Index of Armenian Art. P., 1977. Vol. 1/1: Illustrated Armenian Manuscripts to the Year 1000 A.D.; idem. Armenian Manuscript Illumination in the Formative Period.//Il Caucaso: Cerniera fra cultura dal Mediterraneo all Persia (sec. IV-XI). Spoleto, 1996. P. 1015-1050; idem. The Archaeology of the Armenian Manuscript: Codicology, Paleography and Beyond//Armenian Philology in the Modern Era: From Manuscript to Digital Text/Ed. V. Calzolari. Leiden, 2014. P. 5-22; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 83; Der Nersessian S. L " art Armenien. P., 1989; Mathews T., Orna M. Four Manuscripts at San Lazzaro, Venice//REArm. 1992. Vol. 23. P. 525-550; Ананян П. Евангелие рода Арцруни//Базмавеп. Венеция, 1994. 152 (на арм. яз.); Котанджян Н. Евангелие царицы Млке//Христианская Армения. Ер., 2002. C. 729-730 (на арм. яз.); Акопян З. Армяно-визант. связи в области искусства с раннего средневековья до кон. XI в.//Армянский гуманит. вестн. М.; Ер., 2009. 2/3. C. 130-145; она же. Античные реминисценции в миниатюрах Евангелия царицы Млке (862)//Византия в контексте мировой культуры. СПб., 2010. C. 109-128; она же. Художественные и иконографические истоки миниатюр Евангелия царицы Млке (862)//Лазаревские чт.: Мат-лы XXXV науч. конф. М., 2012. С. 15-38.

http://pravenc.ru/text/2563856.html

Памятники арм. зодчества. М., 1951. С. 43-45; Кузнецов А. В. Тектоника и конструкция центрических зданий. М., 1951; Кафадарян К. Неудачная попытка реконструкции Звартноца//Изв. АН АрмССР. 1958. 7. С. 69-75 (на арм. яз.); Мнацаканян С. Х. Новый проект реконструкции Звартноца//Там же. 1959. 9. С. 53-75 (на арм. яз.); он же. Звартноц и однотипные памятники. Ереван, 1971 (на арм. яз.); он же. Звартноц: Памятник арм. зодчества VI-VII вв. М., 1971; он же. Тетраконхи с кольцевым обходом//История арм. архитектуры. Ереван, 2004. Т. 3. С. 139-151, 161-164 (на арм. яз.); Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ереван, 1961. С. 132-143; Халпахчьян О. Х. Архитектура Армении//Всеобщая история архитектуры. М., 1966. Т. 3; он же. Гражданское зодчество Армении. М., 1971. С. 96-97; он же. Архитектурные ансамбли Армении. М., 1980. С. 112-116. Ил. 33-46; Марутян Т. А. Звартноц: АКД. Ереван, 1967; Kleinbauer W. E. Zvart " nots and the Origin of Christian Architecture in Armenia//The Art Bull. N. Y., 1972. Vol. 54. N 3. P. 245-262; он же (Клейнбауэр Ю.). Традиции и новаторство в проектировании Звартноца//II Междунар. симп. по арм. искусству. Ереван, 1978; Саркисян Г. О структуре Звартноца//ИФЖ. 1977. 2. С. 215-222 (на арм. яз.); Дурново Л. А. Очерк изобразительного искусства средневек. Армении. М., 1979; Исраелян В. Р., Чугурян В. О применении вспученных обсидианов в строительстве храма Звартноц//II Междунар. симп. по арм. искусству. Ереван, 1981. С. 75-81; Пирузян С., Матевосян А. Храм Звартноц: Причины и время разрушения//ИФЖ. 1984. 3. С. 189-194; Арутюнян В. М. Звартноц. Ереван, 1985; Hasrat " yan M. Gli architetti armeni// Cuneo P. Architettura Armena dal quarto al diciannovesimo secolo. R., 1988. Т. 1; Panayotova-Piguet D. Les chapiteaux de Zwart " nots//V simposio intern. di arte Armena: Atti. San Lazzaro (Venezia), 1991. P. 279-299; она же (Панайотова-Пиге Д.). Бана - собор VII в.//Ани. Ереван, 1992. 3/4. С. 56-57; Tompos E. Meaning of Tetraconch Churches in the Early Medieval European and Middle East Architecture in Particular in Caucasian Area and in Hungary//V simposio intern.

http://pravenc.ru/text/182733.html

Смотровая оперативная поездка штаба округа 1020.5 Ген. штаб Армейская военная игра 1418.4 Ком. войсками Окружная полевая поездка 2126.4 Ком. войсками Подполковник Харитонов Полевая поездка штаба 77 год 1220.5 Совместное учение Черноморского флота с частями ВВС 26.53.6 Капитан 2 ранга Сумин Совместное учение 77 гсд КВФ из ПВО и ВВС г. Баку 510.5 Ком. войсками Майор Стайковский Примечание: План представлен только на период 1.6.41 Округа Мероприятия Время проведения Кто проводит Кто проверяет Когда предст. разр. (задание) Отметка о выполнении Сбор старшего и высшего н/с. Оперативно-тактическая игра на картах. (Армейский) Полевая поездка «Армейская наступательная операция» 2030.3 5–15.3 Ком. войсками Сбор высшего н/с. Отработка фронтовой операции 1525.4 Полковник Ямщиков Участие в оперативно-стратегической игре 115.5 Ген. штаб Десантное и противодесантное морское учение 510.7 Ком. войсками Кап. 2 р. Сумин В/Инж. 1 р. Федоров Оперативная и тыловая поездка 2030.7 Полковник Ямщиков Участие в смотровой фронтовой, полевой поездке 1530.8 Ген. штаб Общевойсковые учения Архангельского, Вологодского гарнизонов 1530.9 Ком. войсками Сбор высшего н/с по отработке армейской наступательной операции 1014.2 Участие в смотровой полевой поездке ЛВО 115.3 Ген. штаб Военная игра на картах. Армейская наступ. операция 2628.5 Ком. войсками Подполковник Иванов Тыловая полевая поездка 1619.6 Подполковник Козлов Полевая поездка Арм. наступательная операция 2025.6 Сбор приписного состава Арм. упр. и Арм. тыла 1.61.7 Военная игра на картах: Арм. оборонительная операция 2629.7 Оборонительная Арм. операция. Групповое упражнение на картах 1114.3 Армейская двусторонняя полевая поездка 1620.10 Ком. войсками Подполковник Крантиков ПрибОВО Сбор высшего н/с 1422.2 Арм. сборы высшего н/с 26.24.3 Подполковник Карпухин Полевые арм. тыловые поездки 2022.3 Полевые Арм. оперативные поездки 2529.3 Командарм. Подполковник Карпухин Сбор приписного состава арм. управления 15.314.4 Поверочные полевые поездки с 8 армией

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Особое отношение М. к Рождеству Пресв. Богородицы не случайно. Существует предание о том, что Мхитар Себастаци в молодости в стенах Севанского мон-ря тяжело заболел. Практически ослепнув, он молился на коленях перед образом Пресв. Богородицы и вопрошал: неужели ему не суждено претворить в жизнь свою мечту, создать монашеское братство? В ответ он услышал: «Свершится!»,- после чего зрение к Мхитару вернулось. Поэтому члены братства М. именуют себя приемными детьми Св. Девы, что написано и на гербе ордена. В нач. XIX в., когда Венеция входила в состав Французской империи, Наполеон объявил о приостановлении действий религ. сообществ на территории всей империи. Однако на основе предоставленного М. прошения 17 авг. 1810 г. Наполеон специальным указом признал конгрегацию М. научной орг-цией - «Армянской академией», и разрешил ее деятельность. До наст. времени наряду с уставом Мхитара Себастаци М. следуют также разработанной им программе. Благодаря этому плану деятельности М. сыграли выдающуюся, едва ли не главную роль в деле культурного возрождения арм. народа. М. удалось сохранить и опубликовать множество памятников древней арм. письменности и уберечь многие из них от уничтожения. Лингвистические исследования Арменоведческие и др. научно-теоретические исследования Мхитара Себастаци и М. непосредственно связаны с арм. реалиями своего времени. Одним из главных критериев оценки научных работ для М. являлась степень их полезности развитию арм. научной и интеллектуальной мысли в целом. С этих позиций трудами первостепенной важности признаны лингвистические исследования, работы по истории арм. языкознания и лексикографии. Труды Мхитара стали основой научной традиции М. в этих сферах. В XVI-XVII вв. в среде утерявших родной язык армян большое распространение получило использование арм. письма для записи текстов на тур. языке. Специально для армян, занимавшихся этим, в 1722 г. Мхитар написал труд «Введение в грамматику», посвященный грамматике нового лит. арм. языка ашхарабара. В 1730 г. он опубликовал «Грамматику грабара» (древнеарм. языка), к-рая стала первым учебником по арм. лексикологии, соответствовавшим научным достижениям нового времени. В нем проанализированы и систематизированы морфология и синтаксис грабара. В условиях многообразия диалектов, создающих сложности в орфографии и фонетике грабара, Мхитар посвятил специальные разделы вопросам правописания, фонетики и произношения. Мхитар также является автором капитального труда по грамматике ашхарабара, к-рый так и не был издан. Венцом лингвистической мысли М., как и всего арм. языкознания XVIII в., стала «Грамматика армянского языка» Микаэла Чамчяна, изданная в 1779 г. Лексикография

http://pravenc.ru/text/2564514.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010