грани юго-зап. столпа (поновлена мастерской Н. М. Сафонова в 1859, 1865-1866). Образ Е., исполненный в академической манере, был помещен в алтарной арке придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве, рядом с прп. Ефремом Переяславским - роспись 70-х г. XIX в. худож. В. Д. Фартусова по эскизам Н. А. Лаврова ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 76). Среди подвижников XI в. Е. изображен в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Один из ранних примеров изображения Е. в произведениях декоративно-прикладного искусства - гравировка с чернью в овальном медальоне на серебряном наперсном кресте (1776-1788, ТГОМ; см.: Бушлякова В. А. Крест архим. Феофилакта//Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: К 870-летию «Учения» Кирика Новгородца: Мат-лы науч. конф., Москва, 11-12 дек. 2006 г. М., 2006. С. 86-88). К юбилею преставления святого в 1903 г. были изготовлены памятные жетоны с фронтальной полуфигурой Е. на лицевой стороне и видом Борисоглебского собора на обороте (частное собрание). Тогда же (цензорское разрешение от 30 апр. 1902) в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе напечатаны хромолитографии «Предсмертное завещание братии преподобным Ефремом, Новоторжским чудотворцем» (РГБ, новоторжский Борисоглебский монастырь, ц. во имя арх. Михаила в Торжке). Святой показан сидящим в келье, он указывает прп. Аркадию и монахам на голову своего брата св. страстотерпца Георгия Угрина, рядом книга и четки, вверху - подробный текст о поучениях и завещании Е. В 50-х гг. XIX в. хромолитография была повторена львовскими художниками в росписи на зап. стене притвора ц. во имя арх. Михаила в Торжке. Преподобные Ефрем и Аркадий, мч. Георгий Угрин и блгв. кнг. Иулиания, Новоторжские. Икона. 1797 г. (ТКГ) Преподобные Ефрем и Аркадий, мч. Георгий Угрин и блгв.

http://pravenc.ru/text/182089.html

На Красной горе иноки построили две церкви: одну в честь Пресвятой Троицы, а другую — над гробом преподобного во имя святителя Николая Чудотворца и основали общежительный монастырь, получивший название «Варнавинской пустыни». Житие святого Варнавы написано в 1639 году иноком Варнавинской пустыни иеромонахом Иосифом (Лядкиным), который впоследствии стал в Москве главнейшим управителем книжного Печатного двора. Слух о чудесах преподобного достиг в 1639 году и до Святейшего Патриарха Московского Иоасафа, который спросил пред освященным собором двух пресвитеров ветлугских, Иоанна и Онисифора, пришедших в царствующий град засвидетельствовать о чудесах преподобного и милость его, которую сами над собой испытали. Один из них, Онисифор, долго страдал слепотою глаз и в тяжком недуге уже отчаивался в жизни. Иноки обители Ветлугской (Ветлужской) убедили его пойти помолиться на гроб преподобного — и там он прозрел. Другой иерей подтвердил истину слов его и сам о себе возвестил, как исцелился также у гроба преподобного от одержавшей его болезни. Тогда Святейший Патриарх послал игумена желтоводского Пафнутия в обитель преподобного узнать на месте истину слов обоих иереев. И он, собрав многие иные сказания о чудесах, истекавших от раки преподобного Варнавы, возвестил о том патриарху, который прославил память новоявленного чудотворца. Со временем на месте Варнавинской обители возник уездный город Варнавин, а главный храм обители был обращен в городской собор во имя апостола Варнавы. Аркадий Вяземский Новоторжский, преподобный — прославление Преподобный Аркадий был келейником и учеником преподобного Ефрема, настоятеля Борисоглебского монастыря. Он славился святостью жизни, подражая во всем своему учителю преподобному Ефрему, и являл собою образец послушания. Скончался он мирно в 1077 году. Мощи преподобного Аркадия почивают в Новоторжской Борисоглебской обители под спудом. Июнь 12 Арсений Коневский, преподобный Из Великого Новгорода происходил блаженный Арсений, но неизвестно, кто были его родители и в какое время он родился; лишь одно знаем, что хороши были родители, воспитавшие его в благочестии, ибо каков корень, таковы и ветви и, по Священному Писанию, аще корень свят, то и ветви (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Память его празднуется 30 сент. в день перенесения мощей в Великую лаврскую церковь из Ближних пещер, 15 июня в день преставления и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Когда св. равноапостольный князь Владимир (память его 15 июля) решил просветить Русскую землю святым Крещением, он послал в Царьград просить для него пастырей.  Патриарх Николай Хрисоверг прислал шесть епископов, множество священников и других клириков во главе с митрополитом Михаилом, болгарином родом, мужем премудрым и святой жизни.  Они привезли с собой множество икон, мощей, книг и церковной утвари. Святая Церковь поет: «Нищетою неверия одержимой земле Российской принес святитель Михаил из царствующего града Царьграда Евангелие Христово и сие даровал ей».  Сначала святитель крестил княжеское семейство и бояр, а потом весь народ, собравшийся для этого на Днепре. Сначала была сказана проповедь. Потом святитель благословил князя создать в Киеве Десятинный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором он был похоронен в 1015 г.  Было это в 989 г. В 990 и 991 гг. святитель Михаил посетил с проповедью главные города русские — Новгород и Ростов. Скончался он в 992 г. Вел. князь Владимир горько плакал о нем как о добром ревностном пастыре и мудром своем советнике.  Церковь же почитает его как истребившего многобожие и посеявшего доброе семя православного христианства в земле Российской.  В синодиках новгородского и киевского Софийских соборов он по праву именуется первоначальником.  Святые мощи его почивали до нашего времени в Великой лаврской церкви, взорванной коммунистами во время Второй мировой войны. Преподобный Аркадий Новоторжский, Или Вяземский (XI в.) Память его празднуется 13 дек. в день преставления, 14 авг. в день перенесения мощей, в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых и в Неделю перед 28 июля вместе с Собором Смоленских святых Прп. Аркадий (родом из г. Вязьмы) был учеником и келейником прп. Ефрема (память его 28 янв.), архимандрита Борисоглебского монастыря, достиг совершенства в послушании и был подражателем его жизни. Святые мощи преподобного, прославленные исцелениями, почивали в Новоторжской обители под спудом. Преподобный Аврамий Ростовский (XI в.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Это всегда приводило слушателя в трепет – особое чувство Божия присутствия. Я всегда думал в такой момент: «Если Господь даёт такое ведение своему служителю, то как же Он нас проницает ежесекундно и ежедневно»? Многие люди, выходя из Батюшкиной кельи говорили, что побывали на Страшном Суде… Зная такой дар Батюшки, я не утруждал его подробностями повествования всяких обстоятельств, а спрашивал его примерно так: «Батюшка! Один человек спрашивает Вашего совета. Как ему поступить»? И Батюшка сразу начинал рассказывать нужное для вопрошающего. Не раз я думал, почему о. Власий не скрывает свой дар от приходящих, а сразу его обнаруживает. Ведь о. Ипполит Халин или о. Иоанн Миронов всегда пытались скрыть свой дар то юродством, то земной простотой и обычностью ответов. Мне приходит в голову такая мысль, что у о. Власия был поток людей, превышающий человеческие возможности. И ему приходилось не только общаться с приходящими к нему «без предисловий», но даже ограничивать время посетителей деревянным молоточком, по стуку которого Батюшкин келейник заводил в келью другого посетителя, а непонятливого выводил. Многие помнят, как Батюшка с порога встречал приходивших к нему шуточной песней или стихами. С одной стороны, о. Власий пытался подбодрить человека, отягощённого горем или болезнью. Но потом человек замечал, что стих или песня были подобраны не случайно, а адресованы именно этой жизненной ситуации. Я помню, как в один из моих первых приездов к Батюшке я всерьёз был озабочен вопросом о том, правильно ли я считаю своим святым покровителем преподобного Аркадия Новоторжского. Ведь в 90-е годы не было серьёзных календарей и святцев, а многие святые были канонизированы уже в 2000-е годы (как например, священномученик Аркадий Бежецкий). Я ещё только успел открыть дверь, как услышал Батюшкин голос: «А вот идёт Аркадий Новоторжский»! О трудностях, связанных с поездками к Батюшке Многие думают, что всё, что связано со старцем должно быть лёгким, приятным и безоблачным. О неправильности такого понимания мне не раз говорил о.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/13/...

Арсений новоторжский чудотворец. Филим. один. (Не Аркадий ли 11 июня?) Артемий см. Григорий. Афанасий в Муромском (Мурманском) в каргопольском уезде. Мощи под спудом. Тропарь и кондак есть. Погод. один. Афанасий , пат. цареградский в Лубнах. 209. КСоф. и др. ( Филим. 17 мая). Афанасий юродивый ростовский погребен в палатке у Вознесения Господня, где Исидор блаженный. Погод. (По КСоф. в палатке Богоявленского монастыря, в коем погребен и Пимен. См. сии имена). Богородицы образа перенесение из Старой Русы к Москве 21 июня 201. Богородицы знамение от иконы Ея в Новгороде на Рядитине улице в церкви Св. Троицы. Св. икона стояла на воздухе и источала слезы в лето 6845 (1337) при архиеп. Василие, учредившем посему крестный ход 8 июля. См. Археологич. Опис. церковн. древн. Макария. I. 168. В святцах 17 века 1621. 201. 382. 878 праздник показан 6 июля. Крестный ход прекращен впоследствии. Боголеп новый чудотворец града Чернояра от рода болярска † 7200 и положен бысть в соборной церкви. 209. (Погод. 7140 КСоф. 7146. Филим. от Астрахани 300 поприщь 29 июля). Боголеп см. Лонгин. Борис Даниилович. 209. (Назван нижегородским, поставлен во владимирских святых, – вероятно, сын Даниила московского). Варлаам пр. начальник Владычного монастыря Введения Пресв. Богороднцы в Серпухове, ученик св. Алексия митрополита в лето 6800. 209. (КСоф. в лето 6900. Филим. преставление его 5 мая. Истор. Р. Иерарх. † 6883 (1375). Варлаам пресвитер керецкой (корецкой, по другим керенской) веси чудотворец Кольского острогу у моря окиана. 209. КСоф. (Погод. и Филим. память его 6 ноября). Варлаам игумен махрищский, ученик св. Стефана махрищского, † 6900. 209. Погод. КСоф. Варфоломей ученик пр. Сергия радонежского в Лавре его. 209 и др. Варфоломей блаженный келарь, Иоанн златый и Игнатий иконник быша в лето 6950 (Погод. 6908 И вместо Н.). Чти об них в житии св. Ионы митрополита и Иосифа высоцкого и положены в Симонове монастыре на Москве. КСоф. Погод. Василий пр. новгородец, ученик св. Зосимы, соловецкий. 209. КСоф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской и прп. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (ц. блгв. кн. Михаила Тверского в Твери) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской и прп. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (ц. блгв. кн. Михаила Тверского в Твери) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. Рождества Христова в с. Хабоцком Краснохолмского р-на Тверской обл. Кон. XIX в. Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. Рождества Христова в с. Хабоцком Краснохолмского р-на Тверской обл. Кон. XIX в. С XVIII в. получили распространение композиции с образами М. Я. и др. Тверских святых. В описях старицкого Успенского мон-ря 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. упоминаются образы свт. Арсения и М. Я., преподобных Макария Калязинского и Нила Столобенского, а также икона, на к-рой помимо этих святых были изображены преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские (Ист. б-ка Тверской епархии. Тверь, 1879. Т. 1. С. 153, 154, 155, 178, 207, 214). Аналогичную программу имеет образ нач. XIX в. (ок. 1801-1804) из местного ряда иконостаса ц. прор. Илии в Старице (Частный музей русской иконы; Иванникова А. И. Возрожденные из небытия//Рус. искусство. 2012. 3(35). С. 66-73. Ил. на с. 70; сохр. 5 икон местного ряда, в т. ч. схожий по композиции образ св. Иоанна Предтечи, образы 3 Вселенских святителей и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских). Святые представлены в молении Христу Вседержителю; М. Я. в характерном для Твери иконографическом типе,- слева, позади свт. Арсения, симметрично прп. Аркадию Новоторжскому. Известна икона М. Я., свт. Арсения и Новоторжских чудотворцев (XIX в., частное собрание). Сохранились данные и о др. иконах или комплексах, в которых образ М. Я. соседствовал с образами Тверских святых: в кладбищенском храме кашинского Сретенского девичьего мон-ря, сооруженном в 1863 г., находилась икона свт. Арсения и М. Я., а также его супруги - прп. кнг. Анны Кашинской; на парном образе были представлены преподобные Сергий Радонежский, Нил Столобенский и Макарий Калязинский ( Лебедев А. Н.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

В деле Евфимия видимо был не прав Тверской князь, человек энергичный, честолюбивый и настойчивый, что можно усматривать и из того, что понравившийся ему Арсений и весьма желательный для него на Тверской кафедре, как епископ, боялся принять «владычество» (епископство) в Твери «виде бо там брань и вражду многу и смутися и ужасеся», и за лучшее счёл, до окончания суда над Евфимием, удалиться в Москву. И когда Михаил Александрович настаивал пред собором на поставлении Арсения во епископа Тверского, то он, поражённый неожиданным предложением ему святительской кафедры, по глубокому своему смирению, заявил, что не способен и не достоин столь великого сана, и что у него никогда не было иного желания, кроме желания оплакивать свои грехи, и что он доныне отрекался и от священства (иеромонашества), а о епископстве и помышлять не смел. Угроза отлучения от церкви за непослушание Собору вынудила Арсения принять епископство. Киприан, вскоре по окончания в Твери Собора возвратился вместе с Евфимием в Москву. Через несколько времени (в начале августа того же 1390 года) он для возведения во епископа Тверского Арсения снова с прежними иерархами (к коим ещё присоединились двое – Даниил Звенигородский и Иеремия Рязанский) посетил Тверь и 15 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы в кафедральном Спасо-Преображенском соборе был им хиротонисан Арсений во епископа Тверского (см. о нём выше). Митрополит Киприан скончался 16 сентября 1406 г. О нём Никоновская Летопись делает такой отзыв: «Всякого любомудрия и разума исполнен и вельми книжен, и духовен зело, и книги своей рукой писаше» (V, стр. 2). Хронологический указатель кончины святых, упоминаемых в Тверском Патерике Годы Глеб, св. Муромский князь Юрий, отрок св. князя Бориса Ростовского до 1053 Аркадий, ученик пр. Ефрема Новоторжского Ефрем, основатель Новоторжского Борисоглебского монастыря Георгий, (Юрий) Всеволодович, Великий князь Василько (Василий) Константинович, Ростовский князь XIII в. Владимир, Ржевский князь XIII в. Агриппина, Ржевская княгиня Симеон, первый Тверской епископ Ксения, Тверская княгиня Михаил Ярославич, Великий князь Тверской Пётр, Московский и всея России митрополит Великая княгиня Анна Димитриевна (Кашинская) Феодор 1-й, епископ Тверской Моисей, архиепископ Новгородский Феодор 2-й, епископ Тверской Алексей, Московский и всея России митрополит Васса (Феодора) Нижегородская княгиня Михаил Александрович, Тверской князь Иулиания, Новоторжская княгиня Симеон Мстиславович, Новоторжский князь Арсений 1-й, епископ Тверской Киприан, Московский митрополит Савватий, основатель Савватьевского монастыря Ефросин, ученик Савватия Ксенофонт Тутанский Димитрий Юрьевич Красный, Бежецкий и Галичский князь Савва Вишерский Савва, основатель Сретенского Саввина монастыря Варсонофий, брат пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В клейме на торце раки, у изголовья, М. Я., которому летящий ангел подносит венок, представлен со сложенными на груди руками в молении Иисусу Христу. Фоном композиции, названной в надписи «Святой благоверный князь молится о спасении града Твери и о людех», служит панорама Твери с крепостью и Спасским собором; облик святого соответствует установившейся в Твери традиции, хотя интерпретирован в духе барокко. Сцены на раке представляют собой уникальный образец житийного цикла М. Я., практически не известного по др. памятникам. Существуют и др. произведения прикладного искусства XVIII в. с образом святого - напр., потир 1781 г. (ТГОМ), выполненный московским мастером Ф. П. Студенцовым для Спасского собора по заказу архиеп. Арсения (Верещагина), с эмалевым изображением М. Я. и свт. Арсения на поддоне (на остальных медальонах поддона также представлены Тверские святые: преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские, Макарий Калязинский и Нил Столобенский - Русское серебро в собр. Тверского музея.: Кат./Сост.: Т. А. Царева. М., 1991. С. 4, 32. 31). Свт. Арсений и блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской в молении перед образом «Преображение Господне». Икона. 1802 г. (собрание рус. икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного) Свт. Арсений и блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской в молении перед образом «Преображение Господне». Икона. 1802 г. (собрание рус. икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного) Значительная часть образов М. Я. XVIII-XIX вв. размещена на иконах, на к-рых он вместе со свт. Арсением показан в качестве одного из наиболее почитаемых святых Тверской епархии. По-видимому, подобные произведения заказывались Тверским архиерейским домом и Жёлтиковым мон-рем местным иконописцам (так, икона 1747 г. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ) подписана «тверитином» Ильей Овсянкиным; Кочетков. Словарь иконописцев. 20092. С. 457). Памятники близки друг ко другу по иконографии (святые изображены в молении Спасителю, реже - образу Преображения; облик князя типичен для тверских памятников XVII в., иногда дополняется изображением креста и меча), однако нек-рые отличительные признаки позволяют разделить их на неск.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Вразумленный Вавила тотчас же пошел в монастырь. Он дал строителю преподобному Адриану денег и соли и просил его отпеть молебен. Потом рассказал о происшествии и дал обет заходить в монастырь, молиться и давать милостыню каждый раз, когда придется ему проезжать мимо. Один инок монастыря, наблюдавший все происшествие с берега, и один из хозяев удостоверили прп. Адриана в этом чуде угодника Божия святого Ферапонта. Вскоре после своей смерти преподобный явился Адриану и сказал: «Скоро великий голод будет в Русской земле; храни хлеб. В то время увеличатся земли у монастыря и монастырские деревни построятся там, где теперь владеют дети боярские. Тогда многие пропитаются от твоих житниц, и они не оскудеют». Сказав это, святой стал невидим. Преподобный вторично подтвердил свое предсказание, явившись слепому старцу Феодосию, иноку Благовещенской обители, когда тот молол муку ручным жерновом (монастырь был так беден, что не имел средств устроить мельницу), и сказал: «Скоро настанет великий голод по всей земле Русской, но ты до этого не доживешь. Тайно с настойчивостью скажи Адриану, чтобы берег он хлеб свой, потому что многие будут питаться от монастыря сего. И распространятся земли монастыря, леса его, и будут деревни». Действительно, по пророчеству прп. Ферапонта, в 1601 году настал страшный голод, продолжавшийся три года. Цены на хлеб подорожали и множество людей умирало от голода. В Москве, куда голодный народ стекался в надежде найти кусок хлеба на работах, начатых царем Борисом Годуновым, померло тогда 500 тыс. человек. Монзенский монастырь в это тяжелое время отпускал свой хлеб всем нуждающимся, и житницы монастыря, как и предсказывал преподобный, не оскудевали. Вся окрестность питалась монастырским хлебом, и пустоши обители заметно заселялись. Через 20 лет после кончины преподобного (то есть в 1617–1618 гг.) его святые мощи, почивавшие под помостом в приделе Николая Чудотворца, были обретены. Когда прп. Адриан, собравшееся духовенство и иноки пришли к месту погребения преподобного Ферапонта, его гроб оказался стоящим на поверхности земли, над тем местом, где он был зарыт. Все недоумевали, не знали, что делать, и, покрыв гроб покровом, удалились. Когда в тот же день вечером снова пришли ко гробу угодника Божия, то увидели, что он опустился в землю, наверху остался только покров. Начали копать около гроба и дорылись до него. Сдвинув гробовую крышку, присутствующие увидели нетленными и мощи подвижника, и даже ризы, покрывавшие их. Из гроба распространилось великое благоухание. Но поднять гроба собравшиеся были не в состоянии и потому, обложив его новыми досками, снова закопали в том же месте. Декабрь 13 Аркадий Вяземский Новоторжский, преподобный — преставление

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Дальнейшие судьбы обители тоже чреваты разными невзгодами. Восстановленная игуменом Иосифом в 1658 г. она с 1724 по 1726 годы была приносной к Георгиевскому Мещовскому монастырю, а в 1777 г., вместе со своей слободкой была перенесена в уездный город. Так продолжалось до 1800 года, когда присутственные места были переведены за версту от обители, в специально выстроенные здания. Управляет игумен. Женские обители Аркадиевский монастырь в Вязьме. Эта весьма древняя обитель, теперь нештатная и общежительная, расположена в самом городе Вязьме, недалеко от городского Свято-Троицкого собора, на берегу реки того же наименования. Монастырь основан под именем общины в 1780 г. на месте упраздненного Ильинского монастыря, воздвигнутого там, где подвизался въ XI в. прп. Аркадий. Община переименована в монастырь 1832 г. после того, как была восстановлена на пожертвования. В настоящее время монастырь весьма многолюден и довольно благоустроен. Управление в нем игуменское. Бельский Богородице-Рождественский монастырь в Бельском уезде. Этот нештатный общежительный монастырь находится при сельце Федоровском, на берегу реки Начи, и от уездного города своего отстоит на 23 версты. Основанный вдовой генерал-майора Гаузен, в девичестве Змеевой, он был открыт в 1865· году, как община, а в 1881 году – переименован в монастырь. Храмов в нем два: во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских и кладбищенский – в честь Рождества Христова. При обители существуют две шкоды: одноклассная и церковноприходская. Управление игуменское. Владимирско-Екатерининский монастырь в Гжатском уезде. Эта нештатная общежительная обитель стоит при селе Ново-Покровском, в 35 верстах от своего уездного города. Учреждена Владимирско-Екатерининская обитель первоначально в виде общины в 1895 году, а в 1907 году,      по определению Св. Синода, преобразована в монастырь. Управление игуменское. Свято-Троицкая община в Вяземском уезде. Община эта основана священником о. Павлом Троицким. В 1898 г. о. Троицкий познакомился с благотворителем, пожертвовавшим ему 100 десятин земли в Вяземском уезде, в 8 верстах от станции Касня Новоторжской ж.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010