Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Спасо-Преображенский, в Остроге, возобновлён в 1796 г.; первоклассный. [V, 384.] Архимандриты Авдий Турайский 17 февр. 1796 перев. из Молченского; † 23 сент. 1807. Феофан Романовский 19 дек. 1807 перев. из Оршанского Кутеенского, а 22 февр. 1812 – в Черниговский Елецкий. Иероним Визерский 1812 перев. из Загаецкого, а 1823 – в Черниговский Елецкий. Мелетий Носков 5 февр. 1823 перев. из Черниговского Елецкого (в ректоры семинария), а 1826 – в Мгарский (в авторы Полтавской семинарии) 292 . Ириней , 1826–28. Иерофей Лобачевский перев. из Загаецкого, 1829–41. После в Дерманском и викарий Волынский (епископ Острожский). 2 Загаецкого [IV, 124]: Игумены Антоний Рудницкий , 1800. Аркадий Закревский , с 1807 архим.; † 19 июля 1808. Архимандриты Иероним Визерский , 1808–12, перев. в Острожский Спасский. Иринарх , игум., 14 июня 1813 перев. из Александровского Ошевенского. Иерофей Лобачевский , 1815–29, перев. в Острожский. Флавиан , 1829–37. Христофор Еммауский 20 июля 1837 перев. из Чолнского, а 12 дек. 1847 вызван в Петербург; с 1849 архим. Новоторжского Борисоглебского. Феодосий , 1848–53. Ефрем , 1854–59. Феофилакт Губин , 1859 и 1860, 2 окт. хирот. в викария Новгородского. Рафаил , 1861–69. Особые заметки IV, 120. Заблудовский. IV, 646. Корецкого: Иг-нья княжна Серафима Корецкая 1627. – Марфа , с 1797; † 22 нояб. 1807. Корецкого (sic) Воскресенского (2-го класса): Иг-нья Иулита , 1840–61. (В 1862 вакансия). – Аполлинария , 1863–69. V, 667. Ратский. VI, 435. Трегорского (Тригорского, Тригорного, Трегорного) Преображенского: Игум. Дионисий , 1660. Архим. Леонтий , 1841–1860. – Филадельф , 1862–65. (В 1866 вакансия). VI, 839. Ясногородский. Овручского Богородицкого: Игум. Герман , 1525. – Антоний , преемник 293 . Почаевского: Игум. Софроний Подгаевский , 1685. – Иосиф Исаевич , 1708, 14. Полонского Успенского: Иг-нья Антонина , 1848–50. – Магдалина , 1851–60. Меленийского Николаевского: Архим. Григорий , 1857–62. – Серафим , 1862–64, 8 мая перев. из Коренной пустыни. – Амвросий , 1865–69. Любарского Георгиевского: Игум. Филарет , 1857–62; архим. 1863–64. Архим. Паисий , 1865 и 6. – Софроний , 1869. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. И. П. Виноградовым в описании г. Вязьмы (стр. 101) помещено интересное дело об иконе преп. Аркадия. «В 1678 г. на Вознесенье приходил к нам, так доносил архимандрит Вяземского Предтечева монастыря Питирим (впоследствии Тамбовский епископ), в монастырь Троицкий протопоп (т. е. Вяземского собора протоиерей) со всеми градскими священниками, с крестами и иконами»; в числе последних была икона, принесенная от «Спасской церкви Нижняго» (это, по замечанию г. Виноградова, и есть нынешний Вяземский женский монастырь) с надписью: «Святый преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский»… — Икону эту (преп. Аркадия) архимандрит Питирим оставил у себя «для подлинного ведения». Видно, что Питирим обратил внимание на эту икону, как необычную и дотоле им не замеченную или, вероятно, обратившую его внимание своею подписью: «Аркадий Вяземский и Новоторжский». Последнее слово, нужно думать, самовольно было приписано причтом Спасской церкви, не без корыстной цели. Дело в том, что за два года до того, в 1677 г., были обретены мощи преп. Аркадия Новоторжского, от которых — в сказании о св. Аркадии сказано, — «подаются исцеления с верою приходящим». (Приложение к службе преп. Аркадию, СПБ, 1860). Молва об открытии в Торжке целебоносных мощей Аркадия, ученика Преп. Ефрема Новоторжского, достигла до Вязьмы и здесь пожелали воспользоваться благоприятным случаем приурочить его Аркадием не только Вяземским, но и Новоторжским, сделали на иконе преп. Аркадия Вяземского (на серебряном окладе) надпись с прибавлением слова «Новоторжский», в следствии чего усилился приток богомольцев в Спасскую церковь Вязьмы, увеличились доходы местного причта. На это и обратил внимание ревнитель благочестия и строгий блюститель церковного устава, архимандрит Питирим (в Тамбове местно почитаемый за святого и чудотворца). Замечателен ответ старца Спиридона на «расспросные речи» об иконе преп. Аркадия. По его словам, подпись на иконе преп. Аркадия будто бы «слиняла» вся «ничего не знать было», и что он, Спиридон, починил эту икону, обложил и подписал «Св.

http://pravicon.com/info-1814

Аркадий». На запросы о добавлении к бывшей надписи, Спиридон отвечал: «По какому ведению икона подписана именем Аркадия Вяземского и Новоторжского чудотворца, какого жительства был Аркадий, Мирским ли житием жил, или иноческим, и которого града родимец, и в котором граде жил, и где тело его погребено»… это он, Спиридон, ничего «не ведает», а знает только, что резную подпись на серебряном окладе привез из Москвы посадский человек Михаил Блудов. Расспросы об иконе с вновь сделанной подписью архимандрит Питирим послал (в 1679 г.) к митрополиту на Крутицы (вероятно, к Варсонофию, впоследствии тверскому митрополиту), в ведении коего тогда была Вязьма. Митрополит потребовал к себе икону преп. Аркадия для свидетельства, а также и икону Аркадия из Спасского Нижнего (Вяземского) монастыря, что, по заказу братии оного и граждан, была писана и прислана из Торжка (т. е. икону преп. Аркадия Новоторжского) да и «канун (службу) Аркадию, который прислан из Торжка, прислать с тою же иконою». Видно, что в Вязьме был свой местный святый Аркадий, но он не был прославлен, хотя была и древняя его икона (по показанию старца Спиридона). Была попытка (в 1594 г.) при Спасском монастыре (в Вязьме) у церкви происхождения древ Честнаго Креста пристроить и придел (церковь) во имя Аркадия (своего, а не Новоторжского; см. история г. Вязьмы И. Виноградова, стр. 43). Жители Вязьмы верили в заступничество за них пред Богом преп. Аркадия (Вяземского); ему приписывали спасение города Вязьмы в 1661 г. от разорения Литвой. В житии Аркадия Вяземского об этом событии записано такое предание: «И видеша литовские вои едуща на сером коне от Вязьмы юношу», и когда он подехал к литовским полкам, то многих литовских людей сек мечем, так что никто с ним не мог сразиться, причем запретил им идти на Вязьму, угрожая, что если вы не послушаете меня, то все погибнете: «Меч гнева пояст вы». На вопрос литовцев: кто он? Юноша ответил: «Я Аркадий, град этот мое отечество» (там же стр. 57). Но несмотря на все это преп. Аркадий не был канонизирован и Вяземцы, воспользовавшись открытием в Торжке тезоименитого их Аркадию святого Аркадия, ученика преп.

http://pravicon.com/info-1814

В 1993 году в монастырь вернулись монахи. В настоящее время здесь ведутся ремонтно-восстановительные работы. Службы проходят в Введенской церкви, самой древней на территории обители. Здесь же находится рака с частицами мощей преподобного Ефрема Новоторжского. Из журнала " Православный Паломник " . Выпуск (февраль), 2015 г. Новоторжский Борисоглебский монастырь - один из древнейших наших Российских православных монастырей. Основан он преподобным Ефремом около 1038 г., в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм. Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 г. всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба. Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей. Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий. Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик прп. Ефрема, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители. Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

http://sobory.ru/article/?object=01139

Н. А. Зонтиков Иконография Преподобные Иаков Галичский и Аркадий Новоторжский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР) Преподобные Иаков Галичский и Аркадий Новоторжский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР) В иконописных подлинниках под 4 апр. внешность И. уподобляется облику прп. Зосимы Соловецкого: «...надсед, брада Зосимы Соловецкого, схима на плечах» (кон. XVIII в.- БАН. Строг. 66. Л. 94 об.); «аки Зосима, схима, ризы преподобническия» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 143 об.). В подлиннике XVIII в. представлено описание И., «иже на посаде на Сторожье, Галическаго новаго чудотворца; положен у церкви Бориса и Глеба под алтарем на правой стране; образом и подобием по всему аки Зосима Соловецкий, и ризами; схима на плечах» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 50). Подобное описание И. с добавлением: «...на гробе его образ, а в церкви другий» - приводится в «Описи предметов старины Галичскаго Николаевскаго Староторжскаго женскаго монастыря» (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 4. Д. 2486. Л. 80 об.- 81), составленной в 1904 г. настоятельницей мон-ря игум. Ангелиной, к-рая указала, что при создании описи использовалась рукопись XVII в., принадлежащая ОИДР. В описи сообщается, что в 1770 г. деревянный храм во имя блгв. князей Бориса и Глеба и деревянная гробница И. были разобраны по указу Костромской духовной консистории, а образ с гробницы отправлен на хранение в архиерейскую ризницу. Среди монастырских икон игумения особенно выделяет икону И. «древняго письма, выш. в один аршин и пять вершков, шир. в 15 вершков. Риза на иконе из медной фольги. Венец серебряный 84-й пробы, весом в 52 золотника. Икона находится в притворе соборного храма, записана в главной описи под 185-5» (Там же. Л. 82, 102 об., указанные иконы не сохр.). В уникальном рукописном сб. «О живописцах и о честных иконах» 1-й пол. XIX в. дважды представлено миниатюрное изображение И. (Там же. Ф. 558. Оп. 2. Д. 538. Л. 9, 23). Наиболее ранние сохранившиеся изображения И.

http://pravenc.ru/text/200167.html

Затем был совершен чин о панагии. По окончании трапезы собравшиеся пропели в Борисоглебском соборе тропарь и кондак, архимандрит Борис прочитал молитву святым князьям, священнослужители также пропели величание. Археологи, работающие в обители, ознакомили митрополита Амвросия с находками, совершенными в ходе раскопок. Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь — один из древнейших в России. Обитель основана раньше Киево-Печерской лавры на 13 лет. Ее основал преподобный Ефрем около 1038 года. Верным соратником и учеником святого Ефрема был преподобный Аркадий Новоторжский, память которого Церковь молитвенно чтит 26 декабря. Монастырь за время своего существования перенес множество бедствий, претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах: в 1167, в 1181, 1372 годах; в 1237 году он подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды: первый раз — во времена великого князя Александра Невского, в 1258 году, когда литовцы захватили Торжок, разорили монастырь и разогнали братию, и в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была сожжена, в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и мирянами. При всех разорениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповрежденной. Введенскую церковь восстановили в 1620 году, процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года.  В 1919 году уполномоченные Наркомата юстиции вскрыли гробницу и обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема еще одну голову, о чем был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на полвека разместили тюрьму строгого режима, затем в обители был устроен лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы перед открытием — Всероссийский историко-этнографический музей. Дирекция музея предпринимала значительные усилия для реставрации архитектурного ансамбля обители, однако восстановлены были только Свечная башня и участок крепостной стены, окружающей монастырь.

http://patriarchia.ru/db/text/6048414.ht...

Арефа Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 24 октября/6 ноября) Аристарх , ап. от 70-ти, еп. Апамейский, сщмч. (4/17 января ап.]; 15/28 апреля; 27 сентября/10 октября) Аристовул , ап. от 70-ти, еп. Британский (Британский) (4/17 января ап.]; 16/29 марта; 31 октября/13 ноября) Аркадий Вяземский и Новоторжский , прп. (14/27 августа; 13/26 декабря; 11/24 июля) Аркадий Константинопольский , Палестинский, прп. (26 января/8 февраля) Арсений I Сербский , архиеп. (30 августа/12 сентября [Серб.]; 28 октября/10 ноября) Арсений Великий , прп. (8/21 мая) Арсений Комельский , Вологодский, прп., игумен (24 августа/6 сентября) Арсений Коневский , прп. (12/25 июня) Арсений Латрийский , прп. (13/26 дексбря) Арсений Новгородский , Христа ради юродивый (12/25 июля; 8/21 мая) Арсений Печерский , Трудолюбивый, прп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (8/21 мая; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Арсений Тверской , еп. (2/15 марта; в первое воскресенье после 29 июня; 2/15 июля) Артема Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Артемий Антиохийский , военачальник, вмч. (20 октября/2 ноября) Артемий Веркольский , прав., отрок (23 июня/6 июля; 20 октября/2 ноября) Артемон Лаодикийский , пресвитер, сщмч. (13/26 апреля) Архипп , ап. от 70-ти, еп. Колоссянский, сщмч. (4/17 января ап.]; 19 февраля/4 марта; 22 ноября/5 декабря) Асинкрит , ап. от 70-ти, еп. Гирканский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Афанасий Афонский , прп., игумен (5/18 июля) Афанасий Брестский , игумен, прп. (20 июля/2 августа; 5/18 сентября; в Неделю 3-ю по Пятидесят. (Белорус)) Афанасий Великий , Александрийский, архиеп. (18/31 января; 2/15 мая) Афанасий Наволоцкий , прав. (18/31 января) Афанасий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 2/15 декабря) Афанасий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 2/15 декабря) Афанасий Сидящий , Константинопольский, Лубенский чудотворец, патр. Цареградский (2/15 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иосифа, строителя юхновского во имя Казанской иконы Пресв. Богородицы мон-ря, найти иконописца, чтобы написать образ А. В., каким преподобный предстал в видении Сергию. Иосиф исполнил обещание, новую икону поместили в местном ряду иконостаса ц. Всемилостивого Спаса «Нижнего». Преподобный был изображен «подобием мужа млада, на главе власы клокаты, в правой руке древо с ветми, подобием сосны, одежда зелена по колени, ноги голы» (Дело об освидетельствовании иконы. Л. 215). В 1679 г., на праздник Вознесения Господня, в вяземский во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мон-рь пришел крестный ход во главе с протопопом Троицкого собора и «со всеми градскими священниками». Архимандрит мон-ря Питирим (буд. свт. еп. Тамбовский), отличавшийся строгим благочестием и ревностью к соблюдению церковного устава, обратил внимание на незнакомую ему икону из Спасского «Нижнего» мон-ря «с резною на серебре» подписью: «Святый и преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский». Архим. Питирим спросил строителя мон-ря Спиридона, почему икона подписана этим именем, что это за святой, «мирским ли житьем жил или иноческим», и «котораго града родимец, и в котором граде жил, и где тело его погребено». Спиридон ответил, что ни о чем не знает, а резную уже готовую подпись на серебряном окладе привез из Москвы посадский человек М. Блудов. Архим. Питирим оставил икону у себя «до митрополичьего указу», а «распросные речи» Спиридона послал к митр. Сарскому и Подонскому Варсонофию. В ходе следствия выяснилось, что незадолго до этого в Вязьму из Торжка были присланы икона и канон прп. Аркадию Новоторжскому, мощи к-рого были обретены в Торжке 11 июля 1677 г. Вероятно, вяземцы, чтившие А. В. и желавшие видеть его канонизированным, воспользовались прославлением ученика прп. Ефрема Новоторжского, тезоименитого их Аркадию, и «допустили фальсификацию подписи на иконе преподобного Аркадия Вяземского» ( Димитрий (Самбикин). С. 101). После того как архим. Питирим оставил икону у себя в мон-ре, в Вязьме среди посадских людей и стрельцов начались волнения.

http://pravenc.ru/text/76054.html

С 1665 г. В. м. открыл подворье в Москве, в приходе ц. во имя святых Космы и Дамиана, на ул. Покровке (30 изб), к-рое впосл. сдавалось внаем. Во время крестного хода из Троицкого собора в В. м. в 1679 г. архим. Питирим изъял «для подлинного ведения» у протопопа неверно написанную и подписанную икону «Святый и преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский» (см. Аркадий Вяземский ). В 1722 г. в В. м. принял постриг дворцовый дьяк, служивший «при комнатах» царя Иоанна V Алексеевича , С. А. Кривский. Св. ворота вяземского во имя Иоанна Предтечи мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Св. ворота вяземского во имя Иоанна Предтечи мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Настоятельство архим. Ионы в 1-й пол. XVIII в. сопровождалось рядом конфликтов. В 1722 и 1724 гг. в Синоде рассматривались дела по обвинению «монашествующими архим. Ионы в удержании из жалования». В 1727 г. иером. Иоиль, иеродиак. Иоасаф и мон. Савва жаловались в Синод «в непристойных словах» на настоятеля. В результате расследования указом Синода 3 июля 1727 г. иером. Иоиль был переведен в Герасимов Болдинский мон-рь , иеродиак. Иоасаф - в Лютиков мон-рь, мон. Савва - в Нилову Столобенскую пуст. При архим. Макарии в В. м. размещались Крутицкая ДС (10 мая 1739 - 21 июня 1744), затем Вяземское ДУ (в 1744), выпускником к-рого был прп. Макарий (Глухарёв) . В 1700 г. В. м. владел 116 крестьянскими дворами, в 30-х гг. XVIII в. к мон-рю были приписаны Подмонастырская слобода, села Фёдоровское, Воскресенское, Зилово и Андреевское в Вяземском у., с. Болдино в Звенигородском у., где проживало 2405 чел.; обители принадлежали 4 мельницы на реках Вязьма и Днепр. На средства мон-ря в 1735 г. в с. Фёдоровском был построен храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата. По ревизии 1744 г., В. м. владел 2398 крестьянами. В 1752 г. в мон-ре жили: архимандрит, 8 иеромонахов, 3 иеродиакона и 11 монахов, в 1758 г.- архимандрит, 14 иеромонахов, 4 иеродиакона и 6 монахов. В 1764 г. В. м. был отнесен к Смоленской епархии, причислен ко 2-му классу с определенным жалованьем.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

5 февр. 1919 г. мощи Е. были вскрыты, в 1931 г. изъяты из Борисоглебского собора, их дальнейшая судьба неизвестна. Восстановление общецерковного почитания Е. совершилось включением его имени в Собор Тверских святых, празднование к-рому было установлено по инициативе архиеп. Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва) в 1979 г. Ист.: Житие Ефрема Новоторжского. М., 1774; РИБ. Т. 4. Стб. 851; Пономарев А. И. Памятники древнерус. церк.-учительной лит-ры. СПб., 1898. Вып. 4: Слав.-рус. Пролог. С. 27-29; Грамоты новоторжокского муж. Борисоглебского мон-ря. Тверь, 1903; Будовниц И. У. Повесть о разорении Торжка в 1315 г.//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 449-451; Станиславский А. Л. Краткий летописец Торжка XVII в.//Летописи и хроники: Сб. ст., 1984 г. М., 1984. С. 235-236; Описание о российских святых. С. 182-183; Памятники лит-ры Др. Твери/Сост.: В. З. Исаков. Тверь, 2002. С. 77-80, 192-197. Лит.: СИСПРЦ. С. 96-97; Р-н Н. Очерк Торжка//Памятная книжка Тверской губернии на 1865 г. Тверь, 1865. Отд. 3. С. 80-81; Некрасов И. С. Зарождение нац. лит-ры в Сев. Руси. Од., 1870. Ч. 1. С. 31-32; Ключевский. Древнерусские жития. С. 335-336, 371; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 195-197; Колосов И., свящ. Новоторжский Борисоглебский мон-рь. СПб., 1890. Тверь, 1913; Леонид (Кавелин), архим. Св. Русь. 495. С. 124-125; Димитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов. Вып. 5. С. 207-209; он же. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. Тверь, 1903; он же. Тверской патерик. Тверь, 1991р. С. 85-87; Прп. Ефрем архимандрит и Аркадий, ученик его, новоторжские чудотворцы. Тверь, 1895; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 24-25; Ливотов Е. Ефрем//ПБЭ. Т. 5. Стб. 533-535; Голубинский. Канонизация святых. С. 117, 416-417; Шамурины Ю. и З. Калуга. Тверь. Тула. Торжок//Культурные сокровища России. М., 1913. Вып. 7. С. 65-67; Дробленкова Н. Ф. Житие Ефрема Новоторжского//СККДР. Вып. 1. С. 148-150; Феринц И. Моисей Угрин и его братья//Studia Slavica. Bdpst., 1993. S. 19-25; Лопатина Н. А. Краеведческий альманах 4: Мат-лы по истории новоторжского Борисоглебского мон-ря. Тверь, 2004; Творогов О. В. О «Своде древнерусских житий»//Рус. агиография: Исслед., публикации, полемика/Отв. ред. С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 28; Викторов В. В. Житие прп. Ефрема Новоторжского в фондах НИОР РГБ//Зап. ОР РГБ. М., 2008. Вып. 53. С. 61-68.

http://pravenc.ru/text/182089.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010