В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 года, когда по решению исполкома горсовета он был изъят у верующих и закрыт. Большинство зданий Аркадиевского монастыря были разрушены и разорены. Часовня Всех Святых была разрушена в числе первых религиозных строений. Спасский храм, пострадавший в ходе боев за город, долгие годы простоял в полуразрушенном виде. В 1950-60 годы в хорошем состоянии еще были западная часть монастырской стены от Святых ворот до круглой угловой башни; вся северо-западная и северная часть стены от круглой башни вдоль берега реки Вязьмы до Спасской башни крепости; колодец у северной стены; два жилых двухэтажных корпуса. В настоящее время из построек Аркадиевского монастыря сохранились: храм в честь Всемилостивого Спаса, который после реставрации 1976-1980 годов используется под центральную городскую библиотеку; здание богадельни, где размещается литературный салон; хозяйственный корпус с просфорной и погребами, в настоящее время принадлежащий частным лицам. Ограда обители при строительстве пристройки к средней школе в конце 1970 гг., прокладке теплотрассы и других хозяйственных работах фактически уничтожена. Восстановлены лишь Святые врата и северо-западная круглая башня. http://www.vyazmaeparh.ru/2015/10/1219 Аркадьевский монастырь находится на высоком берегу р.Вязьма, рядом с единственной сохранившейся башней старинной Вяземской крепости - Спасской башней. Аркадьевский мужской монастырь был построен в 1661 году. По легенде, в XI веке в этих местах молился преподобный Аркадий. В 1661 году преподобный Аркадий чудесно спас и защитил Вязьму от литовцев. Более девяти веков назад вяземский угодник молился на том самом камне, что на памяти старожилов лежал за алтарем Спасского храма. Над этим камнем еще в далеком 16 веке поставили деревянную часовню. Перед образами Аркадия Вяземского и его духовного отца Ефрема Новоторжского не одно столетие теплилась неугасимая лампада. Монастырь во имя преподобного Аркадия основан сравнительно поздно. В конце 18 века возникла женская община. Руководила сестрами монахиня Севастиана (Рыдванская). Как богадельня, женская община просуществовала 52 года. Во время нашествия французов в 1812 году церковь Всемилостивейшего Спаса и богадельня были разорены, сожжены все деревянные постройки. На следующий год старица общины Наталия Кирилловна Павлова послала сестер в различные губернии России для сбора средств на ее восстановление. На собранные по всей России пожертвования Спасский храм удалось восстановить. Во главе общины поставили старицу Наталию, жившую здесь с 1797 года. При ней был восстановлен придел преподобного Аркадия, закуплены утварь, книги, поставлены иконостасы.

http://sobory.ru/article/?object=41867

Радуйся, Агнца и Пастыря верный служителю. Радуйся, олтаря Господня непорочный предстоятелю. Радуйся, богомудрый иноков начальниче. Радуйся, истиннаго смирения наставниче. Радуйся, совершеннаго терпения подвижниче. Радуйся, слезнаго умиления преисполненный. Радуйся, даров Святаго Духа честное вместилище. Радуйся, Пресвятыя Троицы избранное жилище. Радуйся, благочестия утверждение. Радуйся, Православия похвало. Радуйся, Ефреме чудотворче, преподобне отче наш. Кондак 5 Боготечную звезду узрев тя, преподобне отче Ефреме, ученик твой Аркадий, учением и житием светло сияюща, последова зари светлаго жития твоего, и яко светильника держася тебе, приведеся к неприступному свету, достиже непостижимаго Бога, и возрадовася, вопия Ему купно с тобою: Аллилуиа. Икос 5 Видев тя, преподобне отче Ефреме, святый ученик твой Аркадий, яко ангела Божия облеченнаго в преподобие и святыню, в юностных летех поревнова многотрудному твоему житию, и добродетельми достиже в мужа совершенна в подвизех духовных. Темже ныне вкупе с тобою предстоит Престолу Вседержителя во славе вечней, с нимже помолися ко Творцу о спасении нас грешных, поющих тебе: Радуйся, правило веры и благочестия. Радуйся, образе целомудрия и воздержания. Радуйся, постническаго лика украшение. Радуйся, сияющая звездо в сонме преподобных. Радуйся, иноков пастырю и учителю. Радуйся, и в мире живущих заступниче и покровителю. Радуйся, яко тесный и прискорбный путь паче пространнаго возлюбил еси. Радуйся, яко и возлюбленнаго ученика твоего Аркадиа, тем путем ко Христу привел еси. Радуйся, яко жертву непорочну юношу святаго, Сладчайшему Иисусу посвятил еси. Радуйся, яко с ним славу небесную унаследовал еси. Радуйся, Ефреме чудотворче, преподобне отче наш. Кондак 6 Проповедуя слово Божие братии твоей, отче Ефреме, всех поучал еси словом и житием твоим, безмолвию, братолюбию, странноприимству, смирению, посту, молитве, и страху Божию, иже есть начало премудрости небесныя, еюже осененный, до старости маститыя не изменил еси правила своего иноческаго, неленостно подвизаяся в молитвах деннонощных и воспевая укрепляющему тя Богу: Аллилуиа. Икос 6

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

ilya-hram.cerkov.ru Ильинская церковь первый раз упоминается в описании г. Торжка Путаном Нарбековым в 1625 г. Из этого описания видно, что в нынешнем Ильинском приходе были две деревянные церкви, одна была посвящена св. прор. Илии, а другая св. муч. Параскеве Пятнице. При них был «поп Тихон Сергеев и дьячок Василий Максимов». Из икон, сохранившихся от Ильинской церкви (1625 г.), доселе известна только одна св. прор. Илии с деяниями в иконостасе. В 1738 г. вместо двух деревянных церквей, вероятно, уничтоженных пожаром, построен был один каменный храм во имя св. прор. Илии с приделом св. муч. Параскевы. В 1818 г. архиепископом Тверским Серафимом по прошению прихожан была выдана храмозданная грамота, которою дано было благословение на сооружение новой каменной двухэтажной церкви на место каменной Ильинской церкви, как невместительной для прихожан по тесноте своей и пришедшей уже в опасную ветхость. Главный строитель этого храма был местный священник (впоследствии протоиерей) Симеон Иоан. Торочков. На его средства сделаны серебряные позлащенные ризы на местные в Ильинском храме иконы Воскресения Христова, Пресв. Богородицы, Пресв. Троицы и Преображения Господня длиной 1 арш. 11 вер., в ширину 14 вер. На алтарных дверях символичные изображения Ветхого и Нового завета в виде ангелов. Пред местными иконами замечательны две искусно обтянутые по наружности вязаным бисером свечи с изображением херувимов за стеклом; это труды дворянки Елизаветы Александровны Максимовой в 1843 г. На левой стороне иконостаса в верхней Ильинской церкви местная икона, на коей изображены св. Иоанн, Новгородский архиепископ, Симеон персидский, преп. Ефрем Сирин, Ефрем Новоторжский и его ученик Аркадий, Иулиания Новоторжская и св. муч. Татиана. На этой иконе риза серебряная позлащенная устроена в 1844 г. на средства жены протоиерея Татьяны Петровны Торочковой и ее приемной дочери Анны Семеновой. Местночтимая икона Божией Матери Скорбящих Радость, на ней риза серебряная позлащенная, дар Наталии Евгеньевны Калашниковой. Икона Тихвинской Божией Матери (7 вер.), как видно из надписи, подарена Ильинским диаконом Сампсоном Семеновым в 1834 г., в серебряной позлащенной ризе. В 1865 г. стены верхнего храма были расписаны священными изображениями художником Александром Беренсоном, а затем в 1886 году живопись возобновлена московским художником Морозовым. Нижний храм во имя св. муч. Параскевы Пятницы, в иконостасе которого находится старинная икона св. Николая с деяниями.

http://sobory.ru/article/?object=08265

Геннадий Костромской Любимоградский с монастырем 88, 89 Глеб, князь 59, 90 Гурий и Варсонофий Казанские 92, 93 Давид Ярославский 94 (предположительно), 95 Димитрий Прилуцкий 96–98 Димитрий царевич 101, 103 Димитрий царевич и Роман Угличский 102 Дионисий Радонежский 104 Евфросин Псковский 105 Евфросин Псковский, Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 107 Евфросин Псковский, Иона архиепископ Новгородский 106 Евфросиния Суздальская 108 Ефрем и Аркадий Новоторжские с монастырем 109, 110 Зосима Соловецкий 111, 129 Зосима и Савватий Соловецкие 112–115 Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем 116–126 Иаков брат Господень и Иаков Боровичский 132 Иаков Железноборовский 131 (предположительно) Иоанн Большой колпак 134–136 Иоанн Власатый Ростовский (предположительно) 141 Иоанн и Лонгин Яренгские 139 Иоанн Предтеча, Иоанн Милостивый и Иоанн (Илия) Новгородский 137 Иоасаф Каменский 140 Иона митрополит Московский 142 Иона и Филипп митрополиты Московские 143 Иосиф Волоцкий 144 Иосиф Волоцкий , Павел Комельский 138 Кирилл Белозерский 145, 147 Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский 146 Леонтий Ростовский 149–151 Макарий Желтоводский 153   Макарий Желтоводский, Сергей Радонежский, Кирилл Белозерский 156 Макарий Желтоводский с монастырем 154, 155 Макарий Калязинский 157, 158 Макарий Оредежский (предположительно) 159 Максим Блаженный Московский 163 (предположительно ), 165 Максим Грек 160–162 Максим и Василий блаженные московские 164 Михаил Черниговский 166, 167 Моисей Угрин (или Ипатий Печерский ?) 168 Московские святители и чудотворцы 170–178 Московские святые 169 Московские юродивые 179 Никита Новгородский 180 Никита Переяславский 182–184 Никодим Кожеезерский и Пахомий Кенский 185 Никодим Кожеезерский Хозьюгский 133 Николай Кочанов 99 Никон и Сергий Радонежские 187, 188 Никон Радонежский 186 Нил Сорский 189 Нил Столобенский с монастырем 190–196 Новгородские святители Евфимий, Нифонт и Иона (предположительно) 197 Новгородские чудотворцы 198 Обретение тела князя Глеба 91

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Основными источниками сведений об А. В. являются рукописные записи о его житии, а также «Дело об освидетельствовании иконы преподобнаго Аркадия Вяземскаго и Новоторжскаго, писанной по видению строителя вяземской Спасской церкви старца Спиридона, и о бывшем в Вязьме, по случаю оставления этой иконы в вяземском Предтечеве монастыре, народном волнении» (1680-1681). Житие А. В. сообщает, что «рождение и воспитание его града Вязьмы от проста человека» (Историко-статистическое описание. С. 310). По др. версии, А. В. происходил из рода вяземских купцов Сырейщиковых и жил на Олешинской ул. (совр. ул. Урицкого); в 1879 г. во время большого пожара на Олешинской ул. сохранилась только одна постройка; горожане увидели в этом чудесное заступничество А. В. и считали, что святой жил на месте, где стоял уцелевший дом ( Виноградов. С. 100). В юности А. В. избрал подвиг юродства, «красоту мирскую и славу земную ни во что же вменив». Он подолгу молился на большом камне около вяземского Троицкого собора, «не давая сна очам своим и дремания веждям, преуспевая во мнозех добродетелях, мысленно пребывая с Богом» (Историко-статистическое описание. С. 310). Идя однажды по улице, святой увидел ребенка, пьющего молоко из сосуда, в к-ром находился уж. Тогда А. В. сказал: «Да не будет сего гада во граде Вязьме и за тридесят поприщ», после чего змеи перестали водиться в окрестностях Вязьмы ( Виноградов. С. 100). Горожане смеялись над юродивым и лишь после того, как он воскресил ребенка одной вяземской вдовы, умершего от укуса змеи, стали почитать его. Житие сообщает о посмертных явлениях А. В. благочестивым жителям Вязьмы. 17 апр. 1525 г. преподобный с зеленым деревцем в руке явился во сне Авдию, повару вяземского наместника Г. М. Бобрищева-Пушкина. На вопрос Авдия, что за деревце в его руке, А. В. ответил, что оно означает «данную ему от Бога власть отгонять от города Вязьмы всякий гад и супостаты». Святой повелел жителям Вязьмы оградить камень, на к-ром он подвизался, от всего скверного и нечистого.

http://pravenc.ru/text/76054.html

Поступив в новоустроенный монастырь, преподобный Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания духовному отцу — преподобному Ефрему. Преподобный Аркадий никогда не пропускал Литургии и являлся к заутрене первым, вместе со своим наставником. После преставления преподобного Ефрема (28 января 1053) преподобный Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании. По прошествии нескольких лет (по некоторым данным, 13 декабря 1077) он также мирно отошел ко Господу. В 1594 году в одной из церквей города Вязьмы был устроен придел во имя преподобного Аркадия. Совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским было установлено при митрополите Дионисии в 1584 — 1587 годах. Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля (ранее в этот день совершалась память) 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка. 14 августа 1798 года их положили под спудом, в каменном гробу, служившем ранее местом упокоения преподобному Ефрему. В 1841 году на левой стороне Борисоглебского соборного храма был устроен придел в честь преподобного Аркадия. Торжественное празднование 300-летия со времени обретения святых мощен преподобного Аркадия состоялось в городе Торжке в 1977 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 19 октября, 2023 15 июня, 2020 1 июня, 2020 6 марта, 2019 25 ноября, 2015 24 ноября, 2015 25 августа, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/najden-kamen-na-kotoro...

А. В. Кузьмин Иконография Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские и св. князья Борис и Глеб. Икона. 1-я пол. XIX в. (ТКГ) Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские и св. князья Борис и Глеб. Икона. 1-я пол. XIX в. (ТКГ) Описание внешнего облика Е. содержится во мн. иконописных подлинниках XVII-XIX вв. под 28 янв. и 11 июня (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 108-109). Наиболее раннее из них - в рукописи 2-й четв. XVII в. в особом перечне «новых чудотворцев»: «Сед, власы просты, схима на плечах, а брада аки Семиона Столпника» (РНБ. O.XIII.11. Л. 251). Преподобный сравнивается гл. обр. со свт. Николаем Чудотворцем: «Сед, брада доле Николины, на главе схима, в руце держит церковь» (посл. четв. XVII в.: ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 71 об.; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 58, 259-260; Большаков. Подлинник иконописный. С. 69, 106); «подобием что Никола, на главе схима, в руках церковь» (кон. XVIII в.: БАН. Строг. 66. Л. 114 об.); «в схиме, брада доле Николины, корчевата, в руках церковь, бос» (40-е гг. XIX в.: ИРЛИ (ПД). Ф. Отд. поступления. Оп. 23. 294. Л. 58 об.). В подлиннике 30-х гг. XIX в. святой указан дважды, под 28 янв. в тексте отмечено, что «брада менши Златоустовой», на полях приписка: «Николиной» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 117 об., 171). Т. о., характерной особенностью иконографии Е. является изображение модели храма в его руке или руках (очевидно, построенный им собор блгв. князей Бориса и Глеба в Нов. Торге). В иконописных руководствах нач. XX в. образ Е. был дополнен национальными чертами: «Типа венгерскаго, с багроватым цветом тела, старец; одежды преподобническия, в епитрахили, как архимандрит. В руках модель церкви, как у устроителя храма и монастыря. Можно писать ему хартию, по житию: «Оставив свой болярский сан и дом, воздвиже храм во имя государей своих, с[вя]тых Бориса и Глеба, и множество иноков собрав, обитель устрои, довольно в посте и молитвах потрудився»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 170-171). Ранние известные изображения Е.

http://pravenc.ru/text/182089.html

Аркадий был родом из Вязьмы, а прп. Ефрем проходил через Вязьму; маловероятно также, что подробные сведения о происхождении А. В. из купцов Сырейщиковых, о проживании святого на Олешинской улице и др. могли сохраниться в Вязьме в устной традиции с XI в. Мон-рь Всемилостивого Спаса «Нижнего» существовал до нач. XVIII в., в 1762 г. купец Т. Ф. Бубков выстроил здесь каменную ц. Всемилостивого Спаса с приделом во имя прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского. При церкви в 1779 г. поселились 19 инокинь из закрытого вяземского Ильинского мон-ря. Во время Отечественной войны 1812 г. церковь была разорена, но стараниями сестер к нач. 1814 г. возобновлена и вновь освящена: нижний теплый храм - во имя прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского, верхний - во имя Всемилостивого Спаса. В 1832 г. Святейший Синод постановил «церковь Аркадиевскую, соединив с богадельнею, именовать отныне Аркадиевским монастырем» (Историко-статистическое описание. С. 314). В авг. 1879 г. мон-рь был спасен от пожара заступничеством прп. Аркадия, икону к-рого вынесли навстречу огню; в память об этом событии ежегодно 28 авг. в обители совершался крестный ход. В богослужебной практике РПЦ А. В. отождествлен с прп. Аркадием Новоторжским. В Минеях под 13 дек. (Минея (МП). Декабрь. Ч. 1. С. 484-498) Аркадию Вяземскому и Новоторжскому помещена бденная служба (см. Знаки праздников месяцеслова ), под 14 авг., в день перенесения мощей прп. Аркадия Новоторжского,- тропарь и кондак из указанной службы (Минея (МП). Август. Ч. 2. С. 30). Однако, несмотря на отождествление святых, в почитании прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского прослеживаются 2 агиографические традиции. Архиеп. Димитрий (Самбикин) сообщает, что в нач. XX в. память названного святого совершалась в Вязьме 11 июля, а в Торжке 13 дек. и 14 авг. Иконография прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского также свидетельствует о том, что в ней объединились изображения 2 святых: наряду с традицией изображать святого как преподобного в схиме, что соответствует подвигу Аркадия Новоторжского (именно так он обычно представлен на тверских иконах), существует иконография Аркадия Вяземского и Новоторжского как юноши в мирской короткой одежде, с зеленой ветвью в руке, что отражает облик А. В., иконы этого типа встречаются в храмах Вязьмы.

http://pravenc.ru/text/76054.html

Аполлинарий , 1863–67. Нестор , строитель, 1869. [Адрес-Календари.] 17 Коневский Рождественский, на одним из островов Ладожского озера, в 1719–60 был приписным к Деревяницкому. [IV, 616.] Преподобный Арсений , основатель,1393; † 12 июня 1447. Игум. Иоанн , преемник. – Пимен , 1551. – Варлаам , (в исх. XVI века?). – Леонтий , 1610, перешёл в Деревякицкий. – Невфалим , 15 авг. 1679. Строит. Тихон , с 1719, от Деревяницкого монастыря, и так другие до 1760. – Игнатий , 1760–62; уволен. – Тарасий , 1762–82. – Иоанникий … – Патермуфий … – Иона (после, архим. Соловецкий). – Адриан , 1790–97, отошёл на покой. – Варфоломей , 22 мар. 1798–1801, 15 нояб. перев. в Вологодскую Семигородную пустынь. Строит. Дамаскин , 1801 и 2, уволен на покой. – Аркадий , 1803–1810, перев. в Псковскую Никандрову пустынь. – Иларион , 1810–1823, перев. в Тихвин. Игум. Вениамин 1833 перев. в Валаам. – Георгий , в янв. 1839. – Амфилохий , перев. из Дымского. 1840–58. – Герман , 1859 и 60. – Израиль , 1861 69. 18 Троицкий, близ Ладоги, у реки Лопатицы, запустел 1623; был приписан к Новгородскому Духову мнтрю. Особые заметки III.       686. Гдовский Николаевский. III.       743. Горицкий Ладожский. III.       534. VI. Верхутынский. 65 На особом листике об архим-те Иосифе сказано, что он «из иеромонахов при акад. художеств, произведён в архим-та и определён в настоятели пустыни указом С.-Петербургской духовной консистории от 23 авг. 1770 г. Перемещён в Нижегородский первоклассный Печерский мнтрь, указом той же духовной консистории, от 25 янв. 1774 г. фамилия и дальнейшая судьба его неизвестны». 66 На особом листике об архим-те Палладии сказано, что он «из иеромонахов при акад. художеств, произведён в архим-та и определён настоятелем пустыни указом С.-Петербургской духовной консистории, от 24 (sic) сент. 1774. Перемещён в Новоторжский Борисоглебский мнтрь указом той же духовной консистории, от 1 февр. 1778. Фамилия и дальнейшая судьба его неизвестны». 67 На особом листике об архимандрите Антонии сказано, что он «из архим. Зеленецкого монастыря, определён указом С.-Петербургской духовной консистории, от 8 авг. (?) 1788 г. Перемещён в Солотчинский мнтрь Рязанской епархии указом той же духовной консистории, от 22 мая 1792 г. Фамилия и дальнейшая судьба его – неизвестны».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

относятся к XVII-XVIII вв. Из новоторжского Борисоглебского мон-ря происходили 2 лицевых покрова на мощи Е., один из них - 1644 г., вклад Ф. С. Куракина ( Жизневский. 1888. 539, 540). Икона Е. (в монашеском одеянии, с одноглавой белой церковью в руке) и свт. Николая Чудотворца в молении Спасу Еммануилу в облачном сегменте, нач. XVIII в., происходит из ц. во имя арх. Михаила (Благовещенской) в Торжке (в наст. время в собрании ЦМиАР). Подобный извод мог быть основой для составления текста иконописных подлинников. В ц. во имя арх. Михаила находится единоличный ростовой образ Е. посл. трети XVII - нач. XVIII в. (с поздними поновлениями) - в схиме, с куколем на голове и разведенными в стороны руками, десницей благословляет именословно, в левой руке - модель храма своеобразной архитектуры. Личное исполнено в «живоподобной» манере, борода небольшая, слегка раздвоенная на конце, с вьющимися прядями и проседью; на верхнем поле - образ Спаса Еммануила. Образ аналогичного извода («древняя икона» святого в окладе, с цатой) воспроизведен на хромолитографии 1882 г. (московская мастерская Д. Гаврилова, РГБ, со штампом б-ки Румянцевского музея). Наиболее распространенный иконографический извод - преподобные Е. и Аркадий Новоторжские на фоне Борисоглебского мон-ря в Торжке. В 1720 г. пономарь ц. во имя ап. Филиппа в Торжке иконописец Е. Ф. Недоносков написал икону преподобных в молении Спасителю с панорамой Борисоглебского мон-ря (с обозначением всех зданий) и пейзажем с видом Торжка, к-рая впосл. хранилась в Тверском музее ( Жизневский. 1888. 59; Уваров А. С. Икона преподобных Ефрема и Аркадия, Новоторжских чудотворцев// Он же. Сб. мелких трудов. М., 1910. Т. 1. С. 152-153. Табл. 86, 130). Существует 2 прориси с икон XVIII в. с близким типом изображения, Е. представлен с небольшой бородой и кудрявыми волосами по краю куколя ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 238-241). Такие иконы - фигура Е. помещена слева - получили большое распространение в XIX в., как, напр., образ, созданный в Торжке во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/182089.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010