площади. М., 1982, 19832; Земцов С. М., Глазычев В. Л. Аристотель Фьораванти. М., 1985; Успенский собор Московского Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985; Выголов В. П. Архитектура Моск. Руси сер. XV в. М., 1988; Моск. Кремль: Указ. лит-ры (1723-1987). М., 1989. [Ч. 1]: Моск. Кремль с древнейших времен до наших дней; 1998. [Ч. 2]: Моск. Кремль - уникальное собр. памятников истории и культуры; Большой Кремлевский дворец архит. К. А. Тона: (Альбом)/Авт.-сост.: Г. А. Маркова. М., 1994; Гончаренко В. С., Нарожная В. И. Оружейная палата: Путев. М., 1995, 19982, 20043; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999; Гончаренко В. С. Московский Кремль: Стены и башни: Путев. М., 2001; Романенко А. И. Патриаршие палаты. М., 2001; Селезнева И. А. Золотая и Серебряная палаты. М., 2001; Соколова И. М. Церковь Ризположения: Путев. М., 2002; Сокровищница России: Страницы ист. биографии Музеев Моск. Кремля. М., 2002. (ГММК: Мат-лы и исслед.; 14); Вьюева Н. А., Романенко А. И. Моск. Кремль: Дворцы и сады: Путев. М., 2003; Журавлева И. А., Качалова И. Я. Благовещенский собор: Путев. М., 2003; Подъяпольский С. С. и др. Новые данные о Кремлевском дворце рубежа XV-XVI вв.//ДРИ. 2003. [Вып.:] Рус. искусство позднего средневековья: XVI в. С. 51-98; Власова Т. Б. Архангельский собор: Путев. М., 2005; Моск. Кремль: Хроника ист. событий (1147-1480)/Авт.-сост.: В. Н. Захаров. М., 2005; Костина И. Д. Колокола Московского Кремля. М., 2007; Баталов А. Л., Самойлова Т. Е. Архангельский собор. М., 2008; Горева О. В. Сокровища Алмазного фонда России. М., 2008; Воронов А. А. Мон-ри Моск. Кремля. М., 2009; Древние святыни и исторические памятники. М., 2009; Толстая Т. В. Успенский собор: Путев. М., 2009; Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневек. Москвы. М., 2010; Баталов А. Л., Крашенинникова Т. И. Ансамбль Моск. Кремля, 1990-2010: Реставрация и изучение. М., 2010; они же. Благовещенский собор: Итоги реставрации 2006-2010 гг.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

В эпоху становления централизованного Русского гос-ва владимирский Успенский собор был взят за образец при перестройке по заказу вел. кн. Иоанна III Васильевича собора Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле (1475-1479). Итал. архит. Аристотель Фьораванти создал новаторский 6-столпный собор «палатного» типа и увенчал его 5 полусферическими К. на мощных световых барабанах. Центральный барабан (пролет ок. 9 м) чуть больше и выше угловых (ок. 7 м). Все К. покрыты позолоченными луковичными главами (изначально шлемовидные, были заменены в XVII, XIX и нач. XX в.). Особенностью расположения К. является то, что они сдвинуты к востоку; т. о., центральный К. осеняет амвон, 2 восточных - диаконник и жертвенник, скрытые за иконостасом, а 2 западных - наос. Успенский собор Московского Кремля, как главный кафедральный храм России, стал важнейшим иконографическим образцом и одним из национальных архитектурных символов. По его подобию строили рус. 5-главые соборы вплоть до сер. XVIII в., когда эта схема органично вписалась в новую архитектуру барокко. Наиболее ранним подражанием, хотя и наделенным индивидуальным обликом, является собор арх. Михаила в Московском Кремле (1505-1508, архит. Алевиз Новый), выстроенный в формах венецианского Ренессанса. Крестово-купольный храм увенчан 5 К. на барабанах (центральный крупнее), сдвинутых к востоку. Первоначально шлемовидные главы были из черной лощеной черепицы. В XVII в. черепица уступила место луженому железу. Покрытия К. менялись после пожаров, в т. ч. в 1737 г. была сделана центральная золоченая луковичная глава, а угловые главы были выкрашены в зеленый цвет (позднее стали шлемовидными серебристыми). Собор Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле. 1475–1479 гг. Собор Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле. 1475–1479 гг. Большинство крупных монастырских и городских соборов XVI в. повторяют образ Успенского собора Московского Кремля с 5 крупными луковичными главами на цилиндрических барабанах (Успенский собор в Ростове, 1508-1512, перестроен в XVII в.; Преображенский собор Хутынского мон-ря, 1515; Успенский собор в Тихвине, 1507-1515; Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве, строительство начато ок. 1525, перестроен во 2-й пол. XVI в.; Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1559-1585, с центральной золоченой главой и угловыми синими с золотыми звездами; Софийский собор в Вологде, 1568-1570).

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Преображенский храм преподобного Варлаама был расписан вскоре после его возведения. Судя по найденным фрагментам штукатурки, на которых сохранились звучные яркие краски, можно представить разнообразие цветовой гаммы росписи. Живопись была исполнена в технике фрески с некоторыми добавлениями по сухому. Известно, что использовались различные орнаменты, украшавшие роспись. Среди них самым популярным был струйный орнамент, который располагался в нижних частях стен. Его геометрический узор “отличался крупномасштабностью, яркостью и обобщённостью трактовки формы”. Как отмечает В.А. Булкин, “другие мотивы явно связаны с декорировкой одежд (геометрический орнамент, сердцевидные небрежные завитки, белильные точки, имитирующие жемчужную обнизь). В одном из фрагментов угадывается аканф, украшавший обычно нарисованные архитектурные детали”. Говоря о соборе 1192 года Хутынской обители, нельзя не вспомнить храмы Благовещения и Уверения Фомы на Мячне, которые схожи с церковью Спасо-Преображения пропорциями плана, внешне близкими формами (“Т” и “Г”) предалтарных столбов, но отличаются превосходством общих размеров в плане. Некоторые исследователи, описывая Хутынский храм 1192 года, пытаются ссылаться на его изображение на иконе “Видение пономаря Тарасия”. Исходя из того, что собор изображён во всех подробностях, становится понятным, что иконописец мог передать различные нюансы внешнего и внутреннего вида в том случае, если это является результатом его собственных наблюдений. Но человеку, живущему в XVI веке наглядно изучать особенности сооружения XII века, причём разобранного, никак не возможно. В итоге этих рассуждений подобные версии становятся совершенно неприемлемыми. Из-за своей ветхости Спасо-Преображенский собор через 400 лет после возведения был разобран, и на его месте “к 1515 году был окончен при настоятеле монастыря Сергие” новый храм. Возможно, заказчиком был сам великий князь Московский Иван Васильевич. Существует предание о том, что великий князь хотел видеть открытыми мощи преподобного Варлаама, намеревался вскрыть его могилу, но удалился, поражённый чудесно изшедшим из гроба пламенем. После этого события в монастырь стали поступать большие вклады от московских государей. Построенный в 1515 году новый Спасо-Преображенский собор, имеет совершенно другой вид. Прототипом послужил Успенский собор Аристотеля Фьораванти в Московском Кремле (1475-1.479), ставший символом общерусской архитектуры. Несмотря на то, что облик Спасо-Преображенского собора, на первый взгляд выдержан в московском стиле, отнюдь нельзя утверждать отсутствие здесь новгородских традиций. По этому поводу М.К.Каргер замечает, что “при всём многообразии решений, характерных для новгородских памятников XVI века, все они, несомненно, должны рассматриваться как проявление новгородской архитектурной школы, существование которой не закончилось с падением политической независимости Новгорода”.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Правление И. В. было временем значительного усиления связей с Италией. Русские посольства многократно посещали разные итал. гос-ва (гл. обр. Венецию, Милан и Рим), откуда привезли в Москву мастеров разных специальностей, так что в Москве уже в 70-х гг. XV в. существовала итал. колония. Итал. мастера содействовали развитию ряда отраслей производства, таких как чеканка монеты, литейное дело, производство кирпича и др. Наиболее выдающимся из трудившихся в Москве итал. мастеров был Аристотель Фьораванти из Болоньи, построивший Успенский собор в Московском Кремле. Итал. мастера активно участвовали в возведении стен и башен Кремля. Эпоха правления И. В.- время большого крепостного и храмового строительства прежде всего в Московском Кремле, но также и в иных центрах (в частности, в конце правления И. В. был построен Новгородский кремль). По образцу Успенского собора Московского Кремля строились храмы во мн. рус. городах. Ко времени правления И. В. относится деятельность иконописца Дионисия , создавшего иконостас для московского Успенского собора. При участии советников И. В. был создан такой крупный памятник летописания, как Московский свод 1479 г. Ко времени правления И. В. относятся творчество преподобных Нила Сорского и Иосифа Волоцкого, создание такого значительного памятника общественной мысли, как Послание на Угру Ростовского архиеп. Вассиана I (Рыло) , а также «Хожения за три моря» Афанасия Никитина. Последние годы правления И. В. были отмечены борьбой за престолонаследие. Старший сын вел. князя Иоанн Молодой не позднее 1471 г. был провозглашен соправителем отца. В браке с дочерью молдав. господаря Стефана Еленой у Иоанна Иоанновича в 1483 г. родился сын Димитрий Иоаннович . В 1472 г. И. В. вступил во 2-й брак с Софией (Зоей) Палеолог , племянницей последнего визант. имп. Константина XI Палеолога . В этом браке родились неск. сыновей и дочерей, старшим из детей был Василий III Иоаннович (род. в 1479). Иоанн Молодой скончался в 1490 г. После его смерти Василий стал правителем Тверской земли, но не получил великокняжеского титула и не был объявлен соправителем отца. В 1497 г. кн. Василий был обвинен в организации заговора, в намерении «отъехать» от отца и арестован; были казнены его сторонники из детей боярских. В 1498 г. И. В. объявил своим соправителем внука Димитрия, и тот был коронован по визант. обряду коронации соправителя. Однако в марте 1499 г. Василий был провозглашен «государем великим князем» Вел. Новгорода и Пскова, а Димитрий перестал участвовать в управлении страной. В апр. 1502 г. Димитрий и его мать Елена попали в опалу и были заключены в тюрьму, а Василий стал соправителем отца - «великим князем всея Руси».

http://pravenc.ru/text/469780.html

21 Последний, по проекту Микель-Анджело, был в основании первоначального плана собора ап. Петра в Риме. После одна из сторон креста была удлинена. 22 Кирпич употреблен трех сортов: один крупный, больший нынешнего шестивершкового, другой меньший и тоньший, третий семивершковый квадратный, в толщину 1¼ дюйма. Цементом служила известь, смешенная с толченым кирпичом. 23 Так московский успенский собор был построен по образцу владимирского собора. Иоанн III нарочито отправлял во Владимир венецианского зодчего Фьораванти, чтобы он на месте ознакомился с этою древнею, знаменитою в те время, церковью. 24 Чтобы иметь представление об этих кровельных формах и их различных сочетаниях, см. «Вид коломенского дворца» в издании «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества», Мартынова, тетр. 14. 25 Такую форму придавали, впрочем, верхнему, внешнему куполу: для внутреннего она была неудобна. 27 Так гласили надписи, лежавшая некогда под главным карнизом вокруг приделов покровского собора: «лета 7062 начата созданием сия церковь Покрова пресвятыя Богородицы, да на том же основании десять церквей: 1) Вход во Иерусалим " … и т. д. 28 В царствование Елисаветы особенно известен между зодчими граф Растрелли, оставивший после себя многих подражателей. В Киеве принадлежит ему постройка церкви св. Андрея Первозванного. 32 Это предположение подкрепляется и тем, что здесь же рядом с ним стоит в летописи и монастырь Стефанеч, названный так по имени строителя его Стефана Кловского. 34 Мнение, высказанное в заседании II отделения 1-го Археологического съезда 17-го марта 1869 г. Напечатано в «Трудах первого Археологического съезда в Москве». – Москва. 1871 г. т. I. стр. 267–271. 36 См. «Поправки и дополнения», в конце книги – К странице 133–134. Сказанное в описании Софийского собора о «части западной (его) стены, которая вдается как бы внутрь церкви», и о куполах над его хорами, «скрытых под кровлею», относится к виду и состоянию этого собора до произведенных в нем в последующее время переделок. В восьмидесятых годах бывший уступ в западной стене собора заполнен пристройкою входной паперти, а фонари всех древних куполов выведены из-под кровли понижением её почти до сводов. В это же время и фронтону над западною стеною собора придан вид обреза свода, прикрывающего западный конец архитектурного креста и оканчивающегося настенною подкровельною аркою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVI в. уже был 6-столпным, 5-главым, был возведен на подклете, имел 3 апсиды на востоке и 4 одинаковых одноглавых придела-палатки на паперти, примыкавшие к зап. углам и вост. пряслам на сев. и юж. стенах. Вост. приделы имели выделенные апсиды, очертания их оснований создавали 5-частный контур вост. грани собора. Единству общей композиции здания способствовали отмеченные карнизами неск. уровней высотности: импостов у пилястр на всех фасадах; карнизов у перекрытий апсид и палаток, а также замковых камней окон нижнего света на фасадах наоса; импостов опор подклета и профилировки в основании апсид. В кладке собора сочетается использование большемерного (для стен) и маломерного (для глав) кирпича, что характерно для храмов сер.- 2-й пол. XVI в., таких как Покровский собор на Рву или ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в с. Дьякове близ загородного с. Коломенского. Помогающими датировать возведение собора признаками А. Л. Баталов считает ордерную декорацию интерьера, прежде всего перекрытие внутреннего пространства «слитыми», не разделенными между собой подпружными арками крестовыми сводами, характерным конструктивным приемом строительства 6-столпных соборов 50-60-х гг. XVI в., а также сложную, развитую по высоте профилировку импостов в фасадных лопатках, близкую к памятникам 40-х гг. XVI в. В. В. Кавельмахер датировал постройку собора 60-70-ми гг. XVI в. Т. о., с возведением подобного здания в Москве восстанавливалась традиция архитектурных повторений московского Успенского собора работы А. Фьораванти в качестве монастырских храмов. Собор для лит. источников 2-й пол.- кон. XVI в. служил образцом крупного 5-главого монастырского храма: с ним сравнивается возведенное в 1595 г. 5-главое каменное здание собора казанского Преображенского мон-ря в написанном Казанским митр. Ермогеном, буд. патриархом и святителем, Сказании об обретении мощей святых Гурия и Варсонофия (1596-1597). Очевидно, возведение каменного здания было завершено к рубежу 60 и 70-х гг. XVI в. в виде 5-главого белого сооружения, каким оно воспроизводится на миниатюрах Лицевого летописного свода (70-е гг.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Собранные средства использовались не только для закупки строительных материалов, но и для найма мастеров и разнорабочих. Причем нек-рых из рабочих митрополит приобрел в собственность: «искупилъ… на то дело церковное, приказывая отпустити их по животе своем» (Там же. Т. 25. С. 300). Что касается квалифицированных кадров («длатель множество сведе»), то в основном это были свободные люди, составлявшие, по-видимому, единую артель («призва мастеры Ивашка Кривцова да Мышкина»). Мастерам было предложено построить в Кремле церковь «Boлoдuмepckia шире и дол полуторою саженью» (Там же. Т. 20. Ч. 1. С. 297). Кривцов и Мышкин были посланы во Владимир, где они осмотрели и обмерили собор. После их возвращения в Москву в апр. 1472 г. начались работы по закладке фундамента нового кремлевского собора и разборка старого здания. Гробницы святителей Киприана, Фотия и Ионы были помещены в подготовленных для них нишах-аркосолиях в новом соборе. После этого внутри строившегося храма была воздвигнута временная деревянная церковь, освященная в честь Успения Пресв. Богородицы, и сделана пристройка к ней, где была помещена гробница свт. Петра, митр. Московского. 12 нояб. 1472 г. в этой временной церкви состоялось венчание вел. кн. Иоанна III и Софии Палеолог. К моменту смерти свт. Филиппа I (5 апр. 1473) собор был возведен до «большого пояса», где «киоты святым», т. е. до половины высоты стен. При митр. Геронтии работы были продолжены. Через год начали возводить своды и барабан большой центральной главы. Однако 20 (по др. сведениям, 21) мая 1474 г. здание обрушилось («падеся церковь Пресвятыа Богородица»): превратились в развалины западная и северная стены, сохранились алтарная часть и полностью юж. стена. Повреждены были нек-рые гробницы святителей Московских, разрушен верх деревянной церкви. В ряде летописей сообщается, что обрушение произошло вслед. землетрясения (Там же. Т. 24. С. 194). Для выяснения причин разрушения собора по приглашению вел. князя в Москву прибыли «церковные мастера» из Пскова, к-рые «дло ихъ похвалиша, что гладко длали, да похулиша ихъ дло извести, занеже житко растворяху, ино не клеевито» (Там же. Т. 20. Ч. 1. С. 301). Псковичи отказались достраивать собор, и было принято решение о приглашении иноземного мастера. В Венецию был отправлен посол С. И. Толбузин с повелением «мастера пытати церковнаго», и 26 марта 1475 г. в Москву прибыл Фьораванти, который вскоре приступил к строительству нового Успенского собора ( Забелин. 1905. С. 111-122; Романов К. К. О формах моск. Успенского собора 1326 и 1472 гг.//МИА. 1955. Вып. 44. С. 7-19; Выголов. 1988. С. 177-210).

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Алтарь освещается тремя окнами, расположенными в конце апсиды, но не на одном уровне: два боковых окна повышены по отношению к центральному. Собор, ориентированный на традиции московской архитектуры, отличается от древних новгородских храмов, еще и тем, что он построен без хор, и вход в купол у него не с южной и западной стороны, а в алтаре с восточной. Над алтарём существует большое помещение, вход в которое находится внутри северного столба. Для чего это помещение использовалось, не известно. Возможно, некоторое время там располагался архив монастыря или, как свидетельствует в XIX веке архимандрит Макарий, “над диакоником устроена камора для хранения различных вещей”. Интересно то, что в Успенском соборе Фьораванти над диаконником был устроен придел во имя Похвалы Богородицы, а в одноимённом соборе Ростова Великого в столбе находилась лестница, ведущая в помещение над жертвенником. Происхождение таких надалтарных “камор” точно не известно, но они встречаются в новгородской архитектуре XIV века (церковь Фёдора Стратилата на Ручью и Спаса на Ильине, где вход в такое помещение через хоры) и позже в московском зодчестве (Успенский и Благовещенский соборы). Лестница, ведущая в купол, нетрадиционно для новгородской архитектуры располагается в алтаре в его южной части. Её начало находится в проёме, соединяющем диаконник с алтарём. Ниши разной высоты, встречающиеся по сторонам лестницы, возможно, были предназначены для молитвы поднимающихся наверх монахов. Вероятно, это связано с каким-то неизвестным нам монашеским чином. Подобные ниши можно увидеть в башнях Софийского и Георгиевского соборов. В храм ведут два входа. Один с южной стороны, другой — главный — с запада. Паперть этой стороны, как пишет архимандрит Макарий, согласно принятой им терминологии “имеет массивные колонны готической архитектуры”. Здесь не только выставленное наружу крыльцо (подобное можно увидеть и у собора Борисоглебского монастыря в Ростове), но и паперть, по его мнению, “состоящая из приделанных к храму сквозных портиков, указывает на примесь западного зодчества к византийскому”.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Значительно больший размах получает строительство готических храмов во Флоренции. Церковь Санта-Мария-Новелла (ок. 1246 - ок. 1360) была начата по инициативе членов доминиканского ордена и должна была быть просторной и иметь хорошую акустику. Не будучи монастырской, она не нуждалась в обширном хоре, поэтому он пропорционально меньше, но устроен аналогично хору в Фоссанове - выраженный короткий трансепт, квадратная главная апсида с 4 капеллами, фланкирующими ее попарно. Каменные своды в центральном нефе были одновременно и данью новой, идущей из Франции, моде, и средством улучшить акустические свойства церковного пространства. Церковь Санта-Мария-Новелла просторна, каждой квадратной травее центрального нефа соответствует широкая, но неглубокая травея бокового нефа, что еще раз подчеркивает главенство центрального, не столько возвышенного, сколько спокойного и ясно обозримого, пространства - эффект, отличный от того, к-рый в храмах аббатств в Фоссанове, Касамари, Сан-Гальгано с их значительно более узкими травеями центрального нефа и соответственно более частым расположением главных опор. Высота аркады почти равна высоте клеристория, отчего линия перекрытий кажется ниже. Нервюры и архивольты арок, пилоны и приставленные к ним, сильно вытянутые полуколонны с растительными капителями, близко напоминающими коринфские, выделены темным pietra serena на фоне светлой штукатурки стены. Интерьер ц. Санта-Мария-Новелла представляет собой компромисс между новой франц. конструкцией и итал. чувством пространства с его размеренным, классицизирующим характером. Церковь Санта-Мария-Новелла стала прототипом ц. Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме (1280 - сер. XIII в., фасад завершен в 1453), также принадлежащей доминиканскому ордену. В строительстве последней предположительно участвовали те же мастера, что возводили ц. Санта-Мария-Новелла (Ibid. Р. 82). Довольно близким по времени и композиционным принципам (однако в архитектурном отношении менее совершенным) храмом является готическая ц. Санта-Тринита во Флоренции (предположительно Никола Пизано или Нери ди Фьораванти, 1258 - ок. 1405; фасад - 1593-1594, Бернардо Буонталенти). Др. флорентийские храмы, в к-рых продолжились эксперименты, начатые в Санта-Мария-Новелла,- ц. Санта-Кроче и собор Санта-Мария-дель-Фьоре.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

   Помните, как Господь говорил в беседе о Страшном Суде? Он обращается к праведникам и говорит: «наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира» (Мф. 25:34). А когда Он с грозным и скорбным словом обратится к грешникам, то скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный уготованный (кому? вам? нет!) диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41)! Не вам была уготована эта мука адская — нет! Для вас — Царствие Божие было открыто. Вы могли в него войти, как вот входят праведники, но вы сами сделали себя такими, что для вас нет иной участи, как быть с богопротивником и человекоубийцем — диаволом. Сами виноваты в своей погибели! Так вот, будем это помнить. Господь — правосуден, но и бесконечно милосерд, и если только какую-то душу, даже запутавшуюся в грехах, есть возможность спасти, помните, Он сумеет спасти, и может спасти и хочет спасти! Аминь. Истина дороже всего    Мы знаем из истории культуры, что в далекой дохристианской древности в древней Греции были многие мудрые философы и ученые; был гениальный философ Платон, был его ученик, не менее гениальный — Аристотель. Так вот известно, что гениальный ученик гениального учителя в своей философии пошел своим собственным путем, и став уже самостоятельным мыслителем, сплошь и рядом возражал своему великому учителю. А когда его спросили: «Аристотель, почему же ты своему учителю возражаешь? Ты с ним не согласен?» Аристотель дал свой знаменитый ответ: «Платон мне дорог, но истина дороже».    Когда мы с вами слышим повествование о страданиях нашего Господа, — то слышим, как Христос Спаситель и в эти страшные для Него часы, думал не о Себе, а о душе человеческой, о том, как бы ее привлечь к познанию Истины. И когда Он был на суде у своего судьи — язычника Пилата, то и к нему обратился со словами Своего благовествования: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы за свидетельствовать истину, и всякий, кто от истины, послушает гласа Моего» (Ин. 18:37). Известен равнодушный и скептический ответ Пилата: «что есть Истина?» (Ин. 18:38) — да, что есть Истина? Есть ли она, и где она? А может быть ее и вовсе нет!.. Как был полон неверия и равнодушия к истине язычник Пилат...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010