XV в. отправлявшиеся в Зап. Европу рус. посольства приглашали в М. иностранных специалистов: архитекторов, строителей, инженеров и др. В строительстве Московского Кремля участвовали итал. архитекторы : Аристотель Фьораванти , Петр Фрязин (Пьетро Антонио Солари), Антон Фрязин (Антонио Джиларди), Марк Фрязин (Марко Руффо), Алевиз Фрязин (Старый) (Алоизио да Карезано), Алевиз Новый (Алевиз Фрязин, вероятно, наст. имя - Алоизио Ламберти да Монтиньяна (Монтаньяно)), Бон Фрязин. В М. работали иностранные врачи, мастеровые, ремесленники католич. вероисповедания. Строить храмы и открыто совершать богослужения католикам не разрешалось. Нек-рые из приехавших католиков переходили в Православие, но были и те, кто сохраняли католич. вероисповедание. Приехавший в 1490 г. в М. для устройства «органной игры» в великокняжеском дворце священник-августинец Иван Сальватор (Джованни Сальваторе) Фрязин перешел в правосл. веру, отказался от духовного сана и женился. Живший в 1508-1548 гг. в М. немец Николай Булев (Бюлов), бывш. врач папы Римского Юлия II и придворный врач вел. кн. Василия III, оставался католиком и призывал к унии Церквей. В XVI в. большая часть проживавших в М. иностранцев являлись протестантами. В 1517-1519 гг. М. трижды посещал посол вел. магистра Тевтонского ордена Дитрих фон Шёнберг, к-рый вел переговоры с вел. кн. Василием III о союзе против турок и о церковной унии, но успеха не достиг. В 1-й пол. 20-х гг. XVI в. в М. по торговым делам дважды приезжал генуэзец Паоло Чентурионе: в 1520 г. он привез вел. князю послание от папы Римского Льва X , но, как он рассказывал позднее, «повел переговоры с близкими к князю людьми о соединении обрядов той и другой Церкви» по собственной инициативе, а не по поручению папы. В февр. 1525 г. он прибыл с посланием папы Римского Климента VII , в к-ром затрагивались вопросы «соединения» Церквей и установления союзнических отношений (подробнее см.: Кудрявцев О. Ф. Несостоявшийся маршрут, или Рус. проект генуэзца Паоло Чентурионе (из предыстории открытия Сев.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Строительная катастрофа 12 ноября 1472 года огромный поезд византийской принцессы въехал в Москву. И в тот же день Зоя, ставшая на Руси Софьей, обвенчалась с великим князем. Обряд венчания проходил в Кремле в небольшой временной деревянной церкви, поставленной внутри строившегося Успенского собора. Белокаменные стены храма уже возвели на высоту человеческого роста, поставили леса, рядом были груды камней. Новый собор строился как символ нового государства. Его величие достойно воплощалось в архитектуре и подчеркивалось значительными размерами храма. Сооружения такого размаха на московской земле еще не было. Но главное, конечно, не в этом. Собор посвящался Успению Богородицы, и это тоже часть той самой " старины " - глубоко укоренившейся русской традиции. Символически это посвящение означает надежду русских людей на заступничество Богоматери, на ее моление за град, за людей и за землю. Для государственной жизни той эпохи это имело первостепенное значение. Вера и политика были неотделимы друг от друга. 20 мая 1474 года мастера, как обычно, до захода солнца закончили работу в Успенском соборе и спустились вниз. А через несколько часов собор рухнул. Причина катастрофы была очевидной: технические просчеты. Лучшие зодчие страны не смогли одолеть технических проблем. Мы не говорим о художественной стороне дела. Речь о строительной культуре, которая со времен Батыева разгрома находилась в упадке. Нужны были десятилетия, чтобы возродить строительное мастерство на Руси, но этого времени у Ивана III не было. Строить Успенский собор нужно было без промедления Итальянец в Московии В этой ситуации идея открытости миру стала очень актуальна. Проблема строительства собора не застала Ивана III врасплох, он был готов к широкому обсуждению этой проблемы и со своей женой Софьей, и с теми учеными людьми, которые приехали с ней из Италии. Великий князь спрашивал и слушал, а они рассказывали. Рассказывали об Италии эпохи Возрождения, о том, какие там трудились искусные мастера, в первую очередь строители и оружейники. (На Руси острее всего ощущался дефицит именно этих профессий.) Такова предыстория появления в Москве весной 1475 года опытного инженера-строителя итальянца Аристотеля Фьораванти. За огромное по тем временам жалованье - десять рублей в месяц - он подрядился построить в Москве новый собор. Отправился на край света, в неведомую для европейцев Московию. Известный болонский мастер сделал это, конечно, не без колебаний.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Симонов монастырь закрыли в 1923 г. В январе 1930 г. Успенский собор вместе частью других монастырских построек был взорван. Историки и реставраторы пытались спасти этот памятник, указывая на его древность и обнаруженные в соборе фрески XV в., но – безуспешно. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Успенская церковь была заложена и названа так в честь победы на р. Вожже, как справедливо полагает Л.И. Ивина. Так, в 1379 г. посредине монастырского двора началось значительное каменное строительство. Владимир Григорьевич Ховрин начал строить в Симоновом монастыре массивный каменный собор Успения Богородицы: «церковь большую каменную и кельи многие», строительство завершилось через четверть века в 1405 г. В 1379-1405 гг. в монастыре был выстроен каменный храм Успения. Он был первым храмом в Симоновым монастыре. Этот большой каменный собор, датируемый 1397-1405 гг., был редким зданием в Москве и стал главным храмом монастыря. Главный собор монастыря принадлежал к числу немногих наиболее ранних памятников московского зодчества. Он был большим, высоким, одноглавым, высился на массивном белокаменном подклете и весьма изукрашен по-итальянски. Из летописи узнаем о частичном разрушении и ремонте каменной церкви в 1476 г. Летопись указывает на архитектурное изменение, которое претерпел собор: “ Гром … сразил верх с каменной церкви по шейные окна, и по (в) церкви ходи много мосту рвало, и стену у передних дверей поразило насквозь, и иконы побило». На основании этого отрывка можно уверенно говорить, что собор в cepeдuheXV в. имел высокий иконостас. Купол собора был разрушен: произошло падение церковной главы. В 1477 г. купол был заменен новым. Собор монастыря ремонтировал итальянский зодчий, но не Аристотель Фьораванти, по образцу Успенского собора в Кремле. Строительство производилось на средства В.Г. Ховрина, видного московского боярина. Согласно записи в книге, он «в дому Пречистые Богородицы и на Симонове поставил церковь кирпичную Преображение Спасово, да в пределах Собор Архистратига Михаила, да Николы Чудотворца, с колокольницей».

http://sobory.ru/article/?object=39881

I. Успенский собор. В 1475-1479 гг. итал. архит. Аристотелем Фьораванти, приглашенным вел. князем Московским Иоанном III, вместо разрушенного здания был построен существующий ныне Успенский собор. На протяжении неск. столетий он являлся главным кафедральным храмом Московских митрополитов, а затем и патриархов. Здесь проходила интронизация предстоятелей Русской Православной Церкви. В XIV-XVII вв. храм служил местом их захоронения. В стенах собора проводились все церемонии венчания на царство и коронации российских императоров. С 1917 г. и по наст. время он является музеем. Прекратившиеся в годы советской власти богослужения были возобновлены в 1990 г. Архитектурный облик собора определяют как древнерус. черты (пятиглавие, позакомарное покрытие, аркатурно-колончатый пояс), так и приемы построения формы, присущие итал. зодчеству эпохи Возрождения (равномерное распределение вертикальных членений наружных стен, завершенных равновысокими полукруглыми закомарами правильного очертания). Величественный 6-столпный храм, построенный в смешанной технике из кирпича и белого камня, отличается исключительной цельностью объема. Он обладает просторным, прекрасно сбалансированным и хорошо освещенным интерьером «зального» типа с круглыми и прямоугольными опорами, поддерживающими крестовые своды. Три отрока в пещи огненной. Роспись жертвенника Успенского собора. Кон. XV — нач. XVI в. Три отрока в пещи огненной. Роспись жертвенника Успенского собора. Кон. XV — нач. XVI в. Первая известная роспись основной части Успенского собора относится к 1513-1515 гг. Кон. XV - нач. XVI в. датируют стенопись в алтаре и изображения преподобных на каменной алтарной преграде, сев. часть к-рой открыта в нижней зоне иконостаса. Эти росписи были, по-видимому, созданы иконописцем Дионисием и др. мастерами, составлявшими его окружение. В 1642-1643 гг., согласно указу царя Михаила Феодоровича, собор был расписан повторно. Работа была поручена большой группе изографов во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Старые изображения были скопированы, а затем новая роспись была выполнена по этому образцу с сохранением прежней композиции.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

В то же время на княжеском дворе все строения оставались деревянными. С. П. Бартенев, основываясь на «кратких, отрывочных упоминаниях» в письменных источниках и, по-видимому, убежденный в традиционном расположении (приблизительно с 1-й пол. XIV в.) парадной, жилой и хозяйственной частей двора, приводит описание деревянного Кремлевского дворца, существовавшего при Иоанне III. Он указывает на стоявшие за Благовещенским собором по юж. бровке Боровицкого холма набережные палаты на подклетах (упоминает при этом «так называемую Набережную горницу»), к которым проходили со стороны Соборной пл. через паперть Благовещенского собора или «прямо с Соборной площади через передние крыльца и переходы». Далее стояли набережные терема, которые «в числе других покоев заключали набережные сенники и середнюю повалушу» и парадные палаты вел. княгини, доходившие, вероятно, до ц. Рождества св. Иоанна Предтечи. Параллельно им, к северу, близ ц. Рождества Пресв. Богородицы, находились ее жилые постельные покои, тянувшиеся на восток, в сторону Успенского собора. Приблизительно на месте существующей в наст. время Грановитой палаты располагалась гридня с теремом, а к югу от нее - «еще один приемный покой, для официальных малых приемов». Упоминаются также «столовая, гридня, повалуша великого князя и западня, так названная в летописи комната». По мнению Бартенева, «в описываемом дворце должны были, разумеется, находиться палаты и избы, где сосредоточивалось дворцовое и государственное управление, а также и хозяйственные помещения - кухни, погреба, кладовыя, конюшни и проч.», занимавшие нижние ярусы вышеперечисленных построек, и отдельно стоявшие объемы. Так, дворцовые житницы располагались под Кремлевской горой, на Подоле, а великокняжеская казна размещалась «в подвалах церквей: казна великой княгини - под ц[ерковью] Рождества Предтечи, а казна великаго князя - под ц[ерковью] Рождества Богородицы и под Благовещенским Собором». Кроме того, близ сев.-зап. Кремлевской стены «находились небольшие дворы, в которых жили состоявшие на службе у великого князя иноземцы-художники». Здесь стоял упоминаемый Контарини дом, в котором жил Аристотель Фьораванти и некоторое время он сам, где-то поблизости располагался двор, принадлежавший Пьетро Антонио Солари ( Бартенев. 1916. С. 69 - 71).

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Успенский собор в Дмитрове. 1509–1533 гг., 1790 г., XIX в. Фотография. 2014 г. В то время распространился т. н. соборный тип крупного 5-главого храма по типу соборов Московского Кремля - Успенского (1475-1479, архит. Аристотель Фьораванти) и Архангельского (1505-1508, архит. Алевиз Новый), служивший олицетворением идеи «православной державности» в архитектуре ( Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997; Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII в. М., 2009. С. 11). Шестистолпный Успенский собор соединил идею зального продольного пространства с идеей центричности, выраженной в пятиглавии. Реплики кремлевских соборов появлялись в Подмосковье, среди них - редуцированный тип 5-главого 4-столпного собора. Таков Успенский собор в Дмитрове (1509-1533, заказ кн. Юрия Иоанновича) с 3-частными фасадами и полукруглыми закомарами (в 1790 позакомарное покрытие заменено скатной кровлей, а кирпичные барабаны - деревянными с луковичными главами). Собор был окружен 3-сторонней 2-ярусной галереей на аркадах с асимметричной звонницей на юж. стороне (галерея встроена в приделы в XIX в.). Ордерный декор фасадов с карнизами, филенками и круглыми окнами закомар был создан под влиянием Архангельского собора Московского Кремля. Необычна структура 5-главой 4-столпной ц. Св. Троицы в Чашникове Солнечногорского р-на (нач. XVI в.; вотчина Г. С. Собакина, с 1585 Н. Р. Юрьева; перестроена ок. 1690 Л. К. Нарышкиным - Максимов, Торопов. 1969), прямоугольная центрично-осевая (вытянутая по оси «запад-восток», с большим куполом в центре и малыми по углам), объем которой не имеет алтарных выступов. До перестройки фасады были разделены пилястрами на 3 прясла, завершенных килевидными закомарами, а с запада возвышалась звонница. Сейчас фасады украшены кокошниками с белокаменными раковинами наподобие Архангельского собора; возможно, этот мотив перекликается с первоначальным декором, от к-рого сохранились антикизирующие орнаментальные терракотовые фризы. Предположительно 4-столпной и 5-главой была 3-апсидная ц. Покрова в Чиркине Ступинского р-на (нач. XVI в.; вотчина Шереметевых), однако в кон. XVII в. столбы разобрали, а на четверике воздвигли крупный купольный восьмерик, уничтожив древнее завершение храма.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

После сильного пожара 1473 г. Г. «поставил у двора своего на Москве врата, кирпичем кладены ожиганым, да и полату заложил на своем дворе», возведение обширных («на четырех подклетех каменых») митрополичьих палат завершилось в нояб. 1474 г. В том же году у митрополичьего двора была заложена ц. Ризоположения - домовый храм предстоятелей Русской Церкви (вторично заложена в 1484, освящена 31 авг. 1485). Г. вложил в храм сборник, содержащий «Никифора Влеммида любомудрьца избрание псалом» (ГИМ. Син. 408/713). Загородной резиденцией Московских митрополитов, начиная со свт. Феогноста , было с. Голенищево, где Г. в 1473/74 г. «у Алексеева чюдотворцева сада церковь поставил Ивана Богослова и двор срядил, и с теремы, и с погребы, и с ледники и со всем устроил... И тамо сам Геронтей прихождаше часто, понеж бе место тихо и покойно от многих плищей» (АФЗХ. Ч. 1. С. 46-47; Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Сев.-Вост. Руси. М.; Л., 1947. Т. 1. С. 354). В 1479 г. в Московском Кремле было завершено строительство величественного Успенского собора , ведшееся при Г. после обрушения в ночь на 20 мая 1474 г. недостроенного здания, заложенного при митр. Филиппе. 12 авг. 1479 г. Г. освятил главный храм Русской митрополии, 24 авг. туда были торжественно перенесены мощи свт. Петра (в память об этом было установлено празднование), 27 авг. в соборе упокоились останки др. Всероссийских митрополитов. Софийская II летопись (отражающая митрополичий свод 1518 г.) приводит эпизод строительства собора: архит. Аристотель Фьораванти «в алтаре же над митрополичим местом крыж лятскии (католич. крест.- а. М.) истеса на камени за престолом, егоже митрополит последи стесати повеле» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 286). Отношения Г. с вел. князем до кон. 70-х гг. сохраняли характер взаимной поддержки. В 1477 г. по благословению Г. и освященного Собора начался поход на Новгород, приведший к окончательной ликвидации новгородской государственности. Со временем, однако, умножались случаи вмешательства светской власти в церковные дела.

http://pravenc.ru/text/164853.html

Москва. Спасо-Андроников монастырь. Церковь Михаила Архангела. Михайловский храм Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Михаила, Архангела, в Спасо-Андрониковом монастыре церковь (Андроньевская площадь, дом 10). Спасо-Андроников монастырь был основан около 1360 г. по обету святителем Алексием, митрополитом Московским, на левом берегу реки Яузы, на ее изгибе при впадении ручья Золотой Рожок. Первым каменным зданием монастыря был Спасский собор, построенный в начале XV века. Вторым по времени постройки стало здание монастырской трапезной, выстроенной в 1504–1506 гг., когда монастырем управлял архимандрит Митрофан – духовник великого князя Ивана III. Трапезная строилась из кирпича, который брали из Калитников, где кирпичное производство завел в 1470-х гг. для строительства Успенского кремлевского собора Аристотель Фьораванти. Трапезная представляла собой одностолпную палату на высоком подклете, в котором находились служебные помещения. При трапезной должна была быть церковь, но о ней нет никаких сведений в монастырских документах. Трапезная – самое раннее кирпичное здание, построенное на территории Москвы вне Кремля, повторяющее по конструкции Грановитую палату. Ее восточный фасад, обращенный в сторону Спасского собора, создавал границы монастырской площади, расположенной между ней, собором и Святыми воротами. В начале 1690-х гг. в монастыре началось новое большое строительство – возведение церкви при трапезной палате. Храм строился на средства царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, супруги Петра I, как родовая усыпальница Лопухиных. К 1694 г. был возведен почти весь храм до кровли. Затем строительство надолго прервалось, и только в 1728–1739 гг. было завершено. Тогда возвели восьмигранный барабан с главкой. Здание построили в модных в то время формах московского барокко, оно было одним из первых в этом стиле. Церковь имела два яруса четвериков и ярус восьмерика, увенчанный барабаном с главкой. Фасады восьмерика завершались полукруглыми кокошниками, украшенными раковинами, что придавало всему зданию торжественный вид. Подклет занимала усыпальница, второй ярус – храм во имя Архангела Михаила. В него можно было попасть из трапезной палаты и по двум большим лестницам, идущим по бокам здания, из которых сохранилась только северная. В третьем ярусе здания разместилась церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя царевича Алексея Петровича, сына Петра I и Евдокии Лопухиной. Вход в этот храм был устроен над сводом трапезной. Часто в документах весь храм называли Михайловско-Алексеевским. Третий ярус храма был небольшим, квадратным в плане и не имел отдельной алтарной части, так что иконостас был вынесен далеко в центр храма. Декор окон всех этажей был единый, такой же был сделан и на трапезной. Карнизы, выведенные по фасаду церкви, были продолжены по зданию трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=04156

«Никоновский», или «Чудотворцев», колокол. 1420 г. (ТСЛ) «Никоновский», или «Чудотворцев», колокол. 1420 г. (ТСЛ) В связи с универсальностью средневек. ремесла изготовление К. для мастеров было не основным занятием. Наиболее квалифицированные специалисты-литейщики находились в ведении Церкви. Они отливали К. относительно небольших размеров, потребность в к-рых была всегда велика по причине частых пожаров. Отливка же больших К. происходила нечасто. В период образования централизованного Российского гос-ва (посл. четв. XV - XVI в.) крупными центрами производства К. являлись Москва, Псков и Вел. Новгород. Начало нового витка развития колокольного дела в Москве совпало с приездом из Италии знаменитого архитектора, инженера, литейщика Аристотеля Фьораванти (ок. 1415 - не ранее 1486) и с основанием им ок. 1479 г. «у трех мостов из Фроловских ворот в Китай-город» (ПСРЛ. 1921. Т. 24. С. 237) первого на Руси казенного предприятия по изготовлению пушек и К.- Пушечной избы. Сгоревшее в 1488 г., оно было возобновлено между 1490 и 1500 гг. на берегу р. Неглинной, впосл. получило название Пушечного двора, просуществовало более 2 веков. Организация литейного завода вывела отечественное колокольное ремесло на качественно более высокий уровень. Немаловажно, что на Русь была принесена западноевроп. практика, когда производство пушек и К. сосредоточивалось в руках одних и тех же специалистов. Так, в 1487 г. К. для Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря был отлит мастером Федькой-пушечником. Другим пушечником был мастер Петр, итальянец по происхождению, выливший в 1503 г. по повелению вел. кн. Иоанна большой К. весом ок. 440 пудов. Исследователи считают, что это был тот же «пушечник Петр», к-рый приехал в Москву из Милана в 1494 г. с посольством Мануила Ангела и Данилы Мамырева и вместе с Алевизом и др. мастерами входил в 3-ю группу итал. специалистов, приглашенных для работы в Московскую Русь вел. кн. Иоанном III. К. Петра Фрязина стал первым в ряду самых больших благовестников страны, отливавшихся по заказу вел. князей Московских и российских царей на протяжении более 2 веков, самым большим и известным из них стал Царь-колокол (1735).

http://pravenc.ru/text/1841774.html

2!!!!!!!). ...в плащеницу обвивали. – Плащаница – полотно, которым обертывали тело умершего; саван. К л. 110. ...лежит камень, егоже ангел Господень отвалил от дверей Гроба Господня. – Больше всего подробностей об этом событии содержит Евангелие от Матфея ( Мф. 27, 57–66; 28, 1–4 ), где рассказывается, что тело Христа, снятое с креста, Иосиф Аримафейский положил во гроб, который высек в скале, а к двери гроба привалил большой камень. Гроб по распоряжению Пилата охраняли, так как первосвященники опасались, чтоб ученики Христа, «пришедши ночью, не украли его и не сказали народу: воскрес из мертвых», но произошло чудо. Во время великого землетрясения сошедший с небес ангел отвалил камень от двери Гроба Господня: «Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег». Случившееся привело в трепет стражников, которые «стали как мертвые» (ср.: Мр. 15, 43–46; 16, 1–5 ; Лк. 23, 50–53; 24, 1–2 ; Иоан. 19, 38–41; 20, 1 ). К л. 111. А писано в Корабейниковом страннике... – Трифон Коробейников (ум. после 1594) – московский купец, дьяк, участник посольства в Царь-град и на Афон в 1582 и в Палестину в 1593–1594 гг. Ему приписывают создание компилятивного «Хождения в Иерусалим», основанного на материале путевых заметок купца Василия Позднякова, посетившего Святую землю в 1558 г. Сочинение Трифона Коробейникова пользовалось огромной популярностью на Руси в вв., оно послужило основным литературным источником для «Хождения» Иоанна Лукьянова. К л. 111 об. ...что у нас на Успенском соборе... – Речь идет об Успенском соборе московского Кремля, построенном в 1475–1479 гг. итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти и представлявшем собой монументальный трехнефный пятиглавый храм, формы которого восходят к традициям владимиро-суздальской школы зодчества. Храм был возведен на месте более древних: деревянной церкви XII в., Дмитровского собора XIII в., белокаменного храма 1327 г. времен Ивана Калиты и рухнувшей в результате землетрясения недостроенной церкви 1472 г. Успенский собор стал архитектурной доминантой Соборной площади; по свидетельству Никоновской летописи, «бысть же та церковь чюдна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством». Успенский собор был расписан к 1514–1515 гг.; в 1642 г. по указу царя Михаила Федоровича артель мастеров из Москвы, Ярославля, Костромы, Юрьева Польского украсила собор росписью «на ново по золоту», но повторила прежние сюжеты и их композиционное расположение. Древнейшие иконы собора - " Святой Георгий» (XII в.) с изображением на обратной стороне «Богоматери Одигитрии» (XIV в.), «Спас Ярое Око» (XIV в.), «Богоматерь Владимирская» (XIV в.), храмовая икона работы Дионисия «Успенье» (XVI в.) и др. В Успенском соборе Кремля происходили торжественные церемонии (поставления иерархов русской церкви, венчания на великое княжение и царство, бракосочетания государей и т. п.); здесь погребали московских митрополитов и патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010