Рельеф Царь-колокола с упоминанием имен мастеров Ивана и Михаила Моториных Династия московских мастеров колокольного литья XVI-XVIII вв. Двор с литейным заводом М. располагался рядом с церковной землей ц. во имя прп. Сергия Радонежского (Св. Троицы) в Пушкарях, в Пушкарской слободе, где проживали литейщики, кузнецы и мастера различных профессий, связанных с изготовлением артиллерийских орудий и колоколов. До сер. XVII в. все работы по отливке орудийных стволов и колоколов, а также изготовлению орудийных лафетов и оснастки для подвески качающихся (очепных) колоколов велись только на Пушечном дворе - главном предприятии Пушкарского приказа, основанном при вел. кн. Иоанне III итал. инженером и архит. Аристотелем Фьораванти (см. в ст. Колокол ). Пушечный двор, расположенный близ р. Неглинной и Лубянской пл., обнесенный высокой стеной с окнами внутрь, состоял из 2 литейных амбаров-цехов, кузниц, весов, колодца и б-ки, включавшей научно-технические издания того времени: в 1637 г. по указу боярина Б. И. Морозова из нее во дворец для обучения царевича Алексея Михайловича взяли 29 иностранных книг, среди которых были издания по геометрии, арифметике, астрономии, градостроению. В архивных выписках И. Х. Гамеля из расходных книг Пушкарского приказа XVII в. (сами книги не сохр.) есть сведения о школе «цифрового учения» для пушкарских детей (Арх. СПбФИИ РАН. Колл. 175. Оп. 1. Д. 461). Т. к. литейное мастерство составляло основу оборонительной способности страны, семейные работы поддерживались государевыми указами: «...пушкарские и пушечных и колокольных мастеровых людей Пушкарского приказу дети, и братья, и племянники, и тем пушкарским и мастеровым детям, и братьям, и племянникам мимо Пушкарского приказа в иные приказы ни в какой чин ставиться не велено» ( Рубцов Н. Н. История литейного производства в СССР. М., 19622. Ч. 1. С. 230). Расцвет колокольного производства династии М. пришелся на кон. 70-х гг. XVII в., завод М. сохранял свое ведущее значение вплоть до переноса столицы России в С.-Петербург.

http://pravenc.ru/text/2564246.html

Москва. Спасо-Андроников монастырь. Церковь Михаила Архангела. Михайловский храм Карта и ближайшие объекты Михаила, Архангела, в Спасо-Андрониковом монастыре церковь (Андроньевская площадь, дом 10). Спасо-Андроников монастырь был основан около 1360 г. по обету святителем Алексием, митрополитом Московским, на левом берегу реки Яузы, на ее изгибе при впадении ручья Золотой Рожок. Первым каменным зданием монастыря был Спасский собор, построенный в начале XV века. Вторым по времени постройки стало здание монастырской трапезной, выстроенной в 1504–1506 гг., когда монастырем управлял архимандрит Митрофан – духовник великого князя Ивана III. Трапезная строилась из кирпича, который брали из Калитников, где кирпичное производство завел в 1470-х гг. для строительства Успенского кремлевского собора Аристотель Фьораванти. Трапезная представляла собой одностолпную палату на высоком подклете, в котором находились служебные помещения. При трапезной должна была быть церковь, но о ней нет никаких сведений в монастырских документах. Трапезная – самое раннее кирпичное здание, построенное на территории Москвы вне Кремля, повторяющее по конструкции Грановитую палату. Ее восточный фасад, обращенный в сторону Спасского собора, создавал границы монастырской площади, расположенной между ней, собором и Святыми воротами. В начале 1690-х гг. в монастыре началось новое большое строительство – возведение церкви при трапезной палате. Храм строился на средства царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, супруги Петра I, как родовая усыпальница Лопухиных. К 1694 г. был возведен почти весь храм до кровли. Затем строительство надолго прервалось, и только в 1728–1739 гг. было завершено. Тогда возвели восьмигранный барабан с главкой. Здание построили в модных в то время формах московского барокко, оно было одним из первых в этом стиле. Церковь имела два яруса четвериков и ярус восьмерика, увенчанный барабаном с главкой. Фасады восьмерика завершались полукруглыми кокошниками, украшенными раковинами, что придавало всему зданию торжественный вид. Подклет занимала усыпальница, второй ярус – храм во имя Архангела Михаила. В него можно было попасть из трапезной палаты и по двум большим лестницам, идущим по бокам здания, из которых сохранилась только северная. В третьем ярусе здания разместилась церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя царевича Алексея Петровича, сына Петра I и Евдокии Лопухиной. Вход в этот храм был устроен над сводом трапезной. Часто в документах весь храм называли Михайловско-Алексеевским. Третий ярус храма был небольшим, квадратным в плане и не имел отдельной алтарной части, так что иконостас был вынесен далеко в центр храма. Декор окон всех этажей был единый, такой же был сделан и на трапезной. Карнизы, выведенные по фасаду церкви, были продолжены по зданию трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=04156

Здесь летописец прямо говорит, что епископ не искал мастеров между немцами, – знак, что других (греческих), кроме западных немецких у нас не знали в сие время, и что церковные здания доселе, на северо-востоке, строимы были последними. – Упомянутые Владимирские церкви имели такое влияние на современное зодчество, что все древние храмы, построенные до нашествия монголов (после нашествия, кроме Преображенского собора в Нижнем Новгороде 1252 г., не было на севере важных построек) в Суздале (Спасо-Евфимиевский собор), в Переславле (собор Преображения), в Ростове (собор Успенский), в Юрьеве, Звенигороде, Ярославле и другие – по сие время носят на себе следы верного подражания Владимирским, или заимствования у них отдельных архитектурных подробностей. В конце XV века, когда снова начали воздвигаться великолепные храмы, образцами для них послужили Владимирские. При построении Московского Успенского собора, строителям вменено было в обязанность иметь за образец Владимирский Успенский собор. Когда же работы русских мастеров оказались непрочными, тогда Иоанн III вызвал из Италии Болонского уроженца Аристотеля Фьораванти и поручил ему совершить строение, но наперёд велел ему съездить во Владимир, для осмотра тамошнего собора. По возвращении Аристотель похвалил Владимирскую церковь и сказал: «это работа каких-нибудь наших мастеров». В тоже время по образцу Владимирского собора Псковскими мастерами сооружён был в Сергиевой Лавре Троицкий собор 32 . – Памятники церковного зодчества в XVI и XVII веках представляют смешение древнегреческого стиля с русским самородным, a также с иноземными (см. ниже). Русские храмы, в продолжение означенных периодов времени, представляют следующее наружное и внутреннее устройство. Внешний вид древних храмов. Общий план древних храмов есть четвероугольник, большею частью равносторонний. Восточная сторона четвероугольника имела несколько выдающихся полукружий, большею частью три, для алтаря и примыкающих к нему предложения и ризницы. Стены клались толстые и прочные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

После сильного пожара 1473 г. Г. «поставил у двора своего на Москве врата, кирпичем кладены ожиганым, да и полату заложил на своем дворе», возведение обширных («на четырех подклетех каменых») митрополичьих палат завершилось в нояб. 1474 г. В том же году у митрополичьего двора была заложена ц. Ризоположения - домовый храм предстоятелей Русской Церкви (вторично заложена в 1484, освящена 31 авг. 1485). Г. вложил в храм сборник, содержащий «Никифора Влеммида любомудрьца избрание псалом» (ГИМ. Син. 408/713). Загородной резиденцией Московских митрополитов, начиная со свт. Феогноста , было с. Голенищево, где Г. в 1473/74 г. «у Алексеева чюдотворцева сада церковь поставил Ивана Богослова и двор срядил, и с теремы, и с погребы, и с ледники и со всем устроил... И тамо сам Геронтей прихождаше часто, понеж бе место тихо и покойно от многих плищей» (АФЗХ. Ч. 1. С. 46-47; Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Сев.-Вост. Руси. М.; Л., 1947. Т. 1. С. 354). В 1479 г. в Московском Кремле было завершено строительство величественного Успенского собора , ведшееся при Г. после обрушения в ночь на 20 мая 1474 г. недостроенного здания, заложенного при митр. Филиппе. 12 авг. 1479 г. Г. освятил главный храм Русской митрополии, 24 авг. туда были торжественно перенесены мощи свт. Петра (в память об этом было установлено празднование), 27 авг. в соборе упокоились останки др. Всероссийских митрополитов. Софийская II летопись (отражающая митрополичий свод 1518 г.) приводит эпизод строительства собора: архит. Аристотель Фьораванти «в алтаре же над митрополичим местом крыж лятскии (католич. крест.- а. М.) истеса на камени за престолом, егоже митрополит последи стесати повеле» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 286). Отношения Г. с вел. князем до кон. 70-х гг. сохраняли характер взаимной поддержки. В 1477 г. по благословению Г. и освященного Собора начался поход на Новгород, приведший к окончательной ликвидации новгородской государственности. Со временем, однако, умножались случаи вмешательства светской власти в церковные дела.

http://pravenc.ru/text/164853.html

Симонов монастырь закрыли в 1923 г. В январе 1930 г. Успенский собор вместе частью других монастырских построек был взорван. Историки и реставраторы пытались спасти этот памятник, указывая на его древность и обнаруженные в соборе фрески XV в., но – безуспешно. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Успенская церковь была заложена и названа так в честь победы на р. Вожже, как справедливо полагает Л.И. Ивина. Так, в 1379 г. посредине монастырского двора началось значительное каменное строительство. Владимир Григорьевич Ховрин начал строить в Симоновом монастыре массивный каменный собор Успения Богородицы: «церковь большую каменную и кельи многие», строительство завершилось через четверть века в 1405 г. В 1379-1405 гг. в монастыре был выстроен каменный храм Успения. Он был первым храмом в Симоновым монастыре. Этот большой каменный собор, датируемый 1397-1405 гг., был редким зданием в Москве и стал главным храмом монастыря. Главный собор монастыря принадлежал к числу немногих наиболее ранних памятников московского зодчества. Он был большим, высоким, одноглавым, высился на массивном белокаменном подклете и весьма изукрашен по-итальянски. Из летописи узнаем о частичном разрушении и ремонте каменной церкви в 1476 г. Летопись указывает на архитектурное изменение, которое претерпел собор: “ Гром … сразил верх с каменной церкви по шейные окна, и по (в) церкви ходи много мосту рвало, и стену у передних дверей поразило насквозь, и иконы побило». На основании этого отрывка можно уверенно говорить, что собор в cepeдuheXV в. имел высокий иконостас. Купол собора был разрушен: произошло падение церковной главы. В 1477 г. купол был заменен новым. Собор монастыря ремонтировал итальянский зодчий, но не Аристотель Фьораванти, по образцу Успенского собора в Кремле. Строительство производилось на средства В.Г. Ховрина, видного московского боярина. Согласно записи в книге, он «в дому Пречистые Богородицы и на Симонове поставил церковь кирпичную Преображение Спасово, да в пределах Собор Архистратига Михаила, да Николы Чудотворца, с колокольницей».

http://sobory.ru/article/?object=39881

«В свите князя был зодчий – итальянец Аристотель Фьораванти. Иван III послал его строить храм. В летописи написано, что он на три года пропадал, а он работал здесь. Потом уже в Москве построил собор Успения Богородицы», – рассказывает иеромонах Владимир (Рогачевский). Скорби, гонения и чудеса обители Братский корпус, в котором живут насельники Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря С годами обитель разрасталась: церкви, кельи, мельница, скотный двор. В конце XVI века ее захватило польско-литовское войско Стефана Батория, многие деревянные сооружения были сожжены. Позднее монастырь восстановили, на месте деревянных строений появились новые – из камня. В 1707 году возвели каменный храм Преображения Господня, сохранившийся до наших дней. После октября 1917 года обитель закрыли, а здания отдали сельхозкоммуне «Красный Октябрь». «Храм XVI века – собор Иоанна Богослова – был взорван во времена правления Хрущева», – рассказывает настоятель Иоанно-Богословского монастыря епископ Гатчинский и Лужский Митрофан. – Есть у меня фотография 1949 года – даже немцы его не тронули, хотя, он уже, конечно, был запущенный, поскольку его закрыли примерно как Псково-Печерский монастырь, в 30-е годы, – продолжает владыка. В храме Преображения Господня в советский период разместили турбазу и клуб, где устраивали танцы и кинопросмотры. «Храм был расписан художником Чернышовым из Петербурга. Очень красивые были росписи, они у нас сохранились на старых фотографиях, – говорит отец Владимир. –Здесь везде лики святых были, и они мешали танцевать, наверное. Они взяли и забелили эти росписи, а те проявились. Краской закрасили – они вновь проявились. Потом прямо зубилом ободрали». Возвращение и возрождение После распада СССР монастырь вернули церкви – в 1992 году усилиями отца Георгия (Минаева) он был оформлен как подворье Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. «Часть территории он покупал, но в основном она передавалась безвозмездно. Но потрачено было много сил, и мы уже пришли, можно сказать, немножко на готовое», – вспоминает владыка Митрофан. Впервые он был приглашен в Череменецкую обитель в 1997 году вместе с другом, иеромонахом Евфимием, а в начале 1998 года был избран настоятелем монастыря. «С момента прибытия мы с отцом Евфимием, конечно, старались приложить максимальные усилия для того, чтобы возродить сначала духовную жизнь, а потом постараться восстановить то, что было порушено в советское время», – говорит епископ.

http://pravoslavie.ru/112166.html

Строительная катастрофа 12 ноября 1472 года огромный поезд византийской принцессы въехал в Москву. И в тот же день Зоя, ставшая на Руси Софьей, обвенчалась с великим князем. Обряд венчания проходил в Кремле в небольшой временной деревянной церкви, поставленной внутри строившегося Успенского собора. Белокаменные стены храма уже возвели на высоту человеческого роста, поставили леса, рядом были груды камней. Новый собор строился как символ нового государства. Его величие достойно воплощалось в архитектуре и подчеркивалось значительными размерами храма. Сооружения такого размаха на московской земле еще не было. Но главное, конечно, не в этом. Собор посвящался Успению Богородицы, и это тоже часть той самой " старины " - глубоко укоренившейся русской традиции. Символически это посвящение означает надежду русских людей на заступничество Богоматери, на ее моление за град, за людей и за землю. Для государственной жизни той эпохи это имело первостепенное значение. Вера и политика были неотделимы друг от друга. 20 мая 1474 года мастера, как обычно, до захода солнца закончили работу в Успенском соборе и спустились вниз. А через несколько часов собор рухнул. Причина катастрофы была очевидной: технические просчеты. Лучшие зодчие страны не смогли одолеть технических проблем. Мы не говорим о художественной стороне дела. Речь о строительной культуре, которая со времен Батыева разгрома находилась в упадке. Нужны были десятилетия, чтобы возродить строительное мастерство на Руси, но этого времени у Ивана III не было. Строить Успенский собор нужно было без промедления Итальянец в Московии В этой ситуации идея открытости миру стала очень актуальна. Проблема строительства собора не застала Ивана III врасплох, он был готов к широкому обсуждению этой проблемы и со своей женой Софьей, и с теми учеными людьми, которые приехали с ней из Италии. Великий князь спрашивал и слушал, а они рассказывали. Рассказывали об Италии эпохи Возрождения, о том, какие там трудились искусные мастера, в первую очередь строители и оружейники. (На Руси острее всего ощущался дефицит именно этих профессий.) Такова предыстория появления в Москве весной 1475 года опытного инженера-строителя итальянца Аристотеля Фьораванти. За огромное по тем временам жалованье - десять рублей в месяц - он подрядился построить в Москве новый собор. Отправился на край света, в неведомую для европейцев Московию. Известный болонский мастер сделал это, конечно, не без колебаний.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

И великий князь Иван Васильевич, надо полагать, не без колебаний решился пригласить для строительства главного православного храма страны католика. А о том, сколько у Ивана III было в этом вопросе противников, - можно только догадываться. Однако руины недостроенного храма, которые целый год красовались в самом центре Москвы, примирили общество с необходимостью приглашения иностранного мастера. У себя на родине Фьораванти осуществлял технически очень сложные проекты. Например, передвигал колокольни. В России у него были сложности иного рода. Великий князь ожидал от него точного воплощения своей государственной программы. Нужно было создать православный русский храм, символ Московского государства. Итальянцу указали на образец - Успенский собор во Владимире. Вскоре его повезли в этот древний город, и он увидел великолепный белокаменный храм XII века. Фьораванти подошел поближе к стене, подивился качеству белокаменной кладки и произнес: " Наши строили " . Иностранец не мог представить, что 300 лет назад, до ордынского разорения, на русской равнине существовала цветущая держава с великой культурой, которая решительно ни в чем не уступала Европе. К возрождению такой " старины " стремился Иван Васильевич. Это было главным делом его жизни. Недаром Москва заявляла о себе как о прямой наследнице Киева и Владимира. Средствами архитектуры главный храм Москвы выразит фундаментальную государственную идею Ивана III: никогда не забывать о коренных русских традициях, или, как тогда говорили, о старине. Великие мгновения эпохи Иван III создавал новую систему власти. Уменьшал договорные начала, постепенно приходил к тому, что будет называться государевой службой. Почти полтора месяца он простоял под Новгородам, ведя с новгородцами переговоры. Вольному городу предстояло отказаться от веча Аристотель Фьораванти добросовестно исполнил условия своего контракта, - через четыре года над Кремлем сияли купола нового Успенского собора. А потом другие итальянские мастера построят Грановитую палату, перестроят стены и башни Кремля, возведут колокольню и Архангельский собор. Строительство на Боровицком холме будет продолжаться еще многие годы, и Успенский собор окажется в окружении других прекрасных построек, но он так и останется первым и лучшим воплощением идеи старины и открытости.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Успенский собор Московского Кремля – уникальный музей под открытым небом, хранящий самые ценные церковные реликвии. Источник: http://www.msk-guide.ru/uspenskiy_sobor.htm В раннем сочинении " Панорама Москвы " М. Ю. Лермонтов назвал Московский Кремль " алтарём России " . Успенский собор по праву можно считать его престолом... Исследователи Успенского собора Московского Кремля сходятся в том, что шедевр Аристотеля Фьораванти достаточно близок к своему образцу - Успенскому собору во Владимире. Но при этом довольно широк разброс мнений относительно влияния, оказанного на постройку со стороны других архитектурных традиций и стилей. Некоторые специалисты рассматривали храм как " прекрасно выдержанный в стиле ранней Москвы " , другие отмечали присутствие черт северорусского (новгородского) зодчества, третьи и вовсе считали, что Фьораванти создал настоящее " итальянское произведение, лишь одетое в русский костюм " . Успенский собор - трёхнефный, пятиглавый, имеет прямоугольную форму, вытянут по оси " восток-запад " . Кладка храма состоит из небольших тщательно отёсаных белокаменных блоков с внутренней забутовкой, а наиболее сложные конструктивные элементы (арки, своды, барабаны и столпы) сооружены из кирпича. Размер кирпича 28 х 16 х 7 см. Стены покоятся на мощном цоколе и разделены пилястрами на одинаковые по размерам прясла, которые завершаются одинаковыми по высоте полуциркульными закомарами. Здание отличает особая монолитность: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты с северной и южной сторон массивными пилонами, крупные мощные главы сближены, создавая вместе с соотношением высоты стен и барабанов ощущение определённой приземистости постройки. Гладь стен подчёркивают узкие щелевидные окна в двух ярусах и небольшой аркатурно-колончатый фриз, заимствованный из владимиро-суздальской архитектуры, но при этом переработанный зодчим для выражения своей архитектурной идеи - пояс из колонок и арочек лишён пластичности, он почти не выделяется из стены и не " разрушает " её плоскости. Современники отмечали, что здание смотрится " как един камень " . Это впечатление усиливает и некоторая ассиметрия собора: сгруппированные вокруг центрального купола главы собора, а также порталы южной и северной стен сдвинуты к востоку.

http://sobory.ru/article/?object=03386

2!!!!!!!). ...в плащеницу обвивали. – Плащаница – полотно, которым обертывали тело умершего; саван. К л. 110. ...лежит камень, егоже ангел Господень отвалил от дверей Гроба Господня. – Больше всего подробностей об этом событии содержит Евангелие от Матфея ( Мф. 27, 57–66; 28, 1–4 ), где рассказывается, что тело Христа, снятое с креста, Иосиф Аримафейский положил во гроб, который высек в скале, а к двери гроба привалил большой камень. Гроб по распоряжению Пилата охраняли, так как первосвященники опасались, чтоб ученики Христа, «пришедши ночью, не украли его и не сказали народу: воскрес из мертвых», но произошло чудо. Во время великого землетрясения сошедший с небес ангел отвалил камень от двери Гроба Господня: «Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег». Случившееся привело в трепет стражников, которые «стали как мертвые» (ср.: Мр. 15, 43–46; 16, 1–5 ; Лк. 23, 50–53; 24, 1–2 ; Иоан. 19, 38–41; 20, 1 ). К л. 111. А писано в Корабейниковом страннике... – Трифон Коробейников (ум. после 1594) – московский купец, дьяк, участник посольства в Царь-град и на Афон в 1582 и в Палестину в 1593–1594 гг. Ему приписывают создание компилятивного «Хождения в Иерусалим», основанного на материале путевых заметок купца Василия Позднякова, посетившего Святую землю в 1558 г. Сочинение Трифона Коробейникова пользовалось огромной популярностью на Руси в вв., оно послужило основным литературным источником для «Хождения» Иоанна Лукьянова. К л. 111 об. ...что у нас на Успенском соборе... – Речь идет об Успенском соборе московского Кремля, построенном в 1475–1479 гг. итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти и представлявшем собой монументальный трехнефный пятиглавый храм, формы которого восходят к традициям владимиро-суздальской школы зодчества. Храм был возведен на месте более древних: деревянной церкви XII в., Дмитровского собора XIII в., белокаменного храма 1327 г. времен Ивана Калиты и рухнувшей в результате землетрясения недостроенной церкви 1472 г. Успенский собор стал архитектурной доминантой Соборной площади; по свидетельству Никоновской летописи, «бысть же та церковь чюдна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством». Успенский собор был расписан к 1514–1515 гг.; в 1642 г. по указу царя Михаила Федоровича артель мастеров из Москвы, Ярославля, Костромы, Юрьева Польского украсила собор росписью «на ново по золоту», но повторила прежние сюжеты и их композиционное расположение. Древнейшие иконы собора - " Святой Георгий» (XII в.) с изображением на обратной стороне «Богоматери Одигитрии» (XIV в.), «Спас Ярое Око» (XIV в.), «Богоматерь Владимирская» (XIV в.), храмовая икона работы Дионисия «Успенье» (XVI в.) и др. В Успенском соборе Кремля происходили торжественные церемонии (поставления иерархов русской церкви, венчания на великое княжение и царство, бракосочетания государей и т. п.); здесь погребали московских митрополитов и патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003