Обратимся теперь на восток. Из византийских, армянских и грузинских источников мы знаем о политических и военных действиях Константина Мономаха в Армении за период времени от 1045 до 1047 года. Кедрин (II, 560) пишет, что византийская армия, под командою Константина (родом из Сарацин), начальника великой этерии (τς μεγλης εταιρας ρχων), осаждала одну армянскую крепость, и осажденные уже находились в большой крайности, когда пришли с запада известия о восстании Льва Торникия. Дела армянские находились в тесной связи с грузинскими. Эмир Тевина, крепость которого осаждал этериарх Константин, был женат на сестре Какига II Анийского, у которого Греки отняли царство, заманив его самого в Константинополь, и потому был претендентом на велико-армянский престол; но Аристакес Ластивертский (перев. Prud " homme в Revue de l " Orient et de ÍAlgérie. Nouv. série, vol. XVI p. 69) объясняет нам, что была другая партия, которая хотела передать столицу государства (то есть, город Ани) Баграту IV, царю Картлии и Абхазии. Этому другому сопернику политика Константина Мономаха противопоставила некоего князя Липарита, имевшего большие владения на юге реки Кура (из фамилии Орбелиани). Кедрин в числе событий первого индикта (гг. 1047–1048), рассказывает, что Липарит разбил Баграта, загнал его в Кавказские горы и во внутреннюю Абхазию (р. 572 в конце) и овладел всею Иверией; а потом он послал письмо к Константину Мономаху, предлагая свой союз и дружбу (р. 573). Византийский монарх принял это предложение. Из Кедрина видно, что заключение союза предшествовало первому турецкому нашествию (1048 года), в котором Липарит, сражавшийся на стороне Греков, попался в плен. По свидетельству грузинской хроники, Липарит вел войну с правителем города Тевина, Абул-Севаром, в интересах византийского императора, еще за год до появления Турок в пределах Армении (Aprés une année revolue, les Turcs s " étant montrés au pays de Basian.... – Brosset, Histoire de Géorgie, p. 332). А так как Турки там явились около сентября 1048 года, то действия Липарита, на которые здесь указывается, будут почти одновременны с действиями византийских воевод против Абул-Севара.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

394 . Лавров П. Свв. Кирилл и Мефодий, первоучители славянские. 1. Пространные или так называемые Паннонские жития свв. Кирилла и Мефодия. 2. Житие св. Мефодия. 3. Житие Климента, епископа болгарского. 4. Житие и перенесение мощей св. Климента (Итальянская легенда)//Книга для чтения по истории средних веков/Под. ред. П. Г. Виноградова. Изд. 4-е. – М., 1912. – Вып. 2. – С. 135–222. 395 . Лактанций . Божественные установления. Книги I-VII: Пер. с лат., вступ. ст. и указат. В. М. Тюленева. – СПб.: Олег Абышко, 2007. – 512 с. 396 . Лактанций . О смертях преследователей. – СПб., 1998. 397 . Лактанций . О творении Божием. О гневе Божием. О смерти гонителей. Эпитомы Божественных Установлений: Пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указат. В. М. Тюленева. – СПб.: Олег Абышко, 2007. – 256 с. 398 . Лаоник Халкокондил. История/Пер. и пред. Е. Б. Веселаго//ВВ. – 1953. – Т. 7. – С. 431–444. 399 . Ластивертци Аристакэс. Повествование вардапета Аристакэса Ластивертци: Пер. К. Н. Юзбашян. – М., 1968. 400 . Латышев В. В. Жития святых епископов Херсонских. Исследования и тексты//Записки императорской Академии наук. – СПб., 1906. – Т. 8. – 3. – Серия 8. – 82 с. 401 . Латышев В. В. Из агиографической литературы//Известия Российской АН. VI серия. – 1918. – Т 12. – 15. – С. 1579–1590 [публ. Жития св. Евдокии и варианта Жития св. Меркурия]. 402 . Латышев В. В. Известия древних писателей, греческих и латинских, О Скифии и Кавказе. – СПб., 1893, 1900, 1904. – Т 1. Вып. 1–3; Т 2. Вып. 1. 403 . Латышев В. В. Мефодия патриарха Константинопольского Житие преп. Феофана исповедника . По москов. рукописи 156 изд. с введ, прим. и указат. В. В. Латышев//Записки АН. Серия VIII. – Историко-филол. отд. – Пг., 1918. – Т 13. – 4. – XL, 120 с. 404 . Латышев В. В. О житии преп. Давида Солунского//Записки Одесского общества истории и древностей. – 1912. – Т 30. – С. 217–251 (с. 236–251 – греч. текст). 405 . Латышев В. В. Сборник греческих надписей христианских времен из южной России. – СПб., 1896. – III, 144 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О Боже Душе Святой Всемогущий, помоги находящимся в браке быть – в чистоте, страхе и взаимной любви – Церковью Божией, в которой Ты радостно обитаешь, всё управляя ко благу. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 29 мая 1. Память Первого Вселенского Собора . Память и похвала Святым Отцам Первого Вселенского Собора совершается в воскресенье перед Святой Пятидесятницей, или в Неделю седьмую по Пасхе. Сей Собор состоялся в Никее в 325 году, в правление святого равноапостольного царя Константина Великого . Собор был созван, чтобы устранить заблуждение, которое своим превратным учением создал Арий, александрийский священник. В частности, он распространял учение о том, что Христос якобы сотворен Богом во времени и что Он не предвечный Сын Божий, равный по существу Богу Отцу. В этом Соборе участвовало 318 святых Отцов. Собор осудил учение Ария, а [самого] Ария, так как тот не хотел покаяться, предал анафеме. Кроме того, Собор окончательно утвердил Символ Веры , впоследствии дополненный на Втором Вселенском Соборе. На Первом Всел[енском] Соборе присутствовали многие знаменитые святители, среди которых наиболее выдающимися были: святой Николай Мирликийский, святой Спиридон [Тримифунтский], святой Афанасий, святой Ахиллий, святой Пафнутий, святой Иаков Низибийский , Макарий Иерусалимский, [св.] Александр Александрийский , [св.] Евстафий Антиохийский , Евсевий Кесарийский , Митрофан Цареградский, Иоанн Персидский, Аристак Армянский и многие другие с Востока. От Запада же присутствовали: [св.] Осия [(Хосий)] Кордубский [(Кордовийский)], Феофил Готфский, Цецилиан Карфагенский и другие. Итак, главным свершением этого Собора было утверждение Символа Веры . Но сверх того, Собор утвердил время празднования Пасхи. И наконец, принял 20 разных правил. 2. Св. мученица Феодосия, дева Тирская . Однажды в правление императора Максимиана стояли в Кесарии Палестинской многие христиане связанными перед преторией. Сия благочестивая девица Феодосия подошла к ним, начала их утешать и ободрять к мученической смерти. Воины, услышав ее слова, отвели и ее к судье. Разгневанный судья приказал повесить ей на шею камень и бросить ее в глубину морскую. Это было исполнено, но Божии Ангелы вынесли ее живую на берег. Когда она вновь предстала пред судьей, тот повелел отрубить ей голову. В следующую ночь святая Феодосия явилась своим родителям, вся объятая превеликим небесным сиянием и окруженная многими другими спасенными девами, и поведала: «Видите, сколь велика слава и благодать Христа моего, которой вы хотели меня лишить!» Сказала же она это родителям потому, что те отвращали ее от исповедания Христа и мученичества. [Благо]честно пострадала она и прославилась в 308 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вскоре после рождения собственного сына Григорий расстал­ся с женой, как и ее муж, давшей обет безбрачия, и отправился в Рим, где тогда находился бежавший из Армении после ее захва­та персами Тиридат, и поступил к нему на службу, желая своей преданностью низложенному наследнику царского престола за­служить прощение за грех своего отца. Вернувшись при Диокле­тиане вместе с Тиридатом в родную Армению, Григорий стал про­поведовать соплеменникам учение Христа. Когда Тиридат узнал, что его верный слуга сын убийцы его отца, он приказал подверг­нуть его мучениям и бросить в ров, кишевший змеями, своего рода зиндан, устроенный в царском дворце в Арташире. В этой темнице Григорий провел 13 лет. На ее месте был устроен впо­следствии монастырь Хор Випат. Тиридат, имевший свою резиденцию в Вагаршапате, жестоко преследовал христиан. При нем пострадали 37 бежавших из Ри­ма девушек-христианок, наставницей которых была Гаяне. Одна из девушек Рипсимия, или Рипсиме, отличавшаяся незаурядной красотой и, по преданию Армянской Церкви, происходившая из рода супруги императора Клавдия I, привлекла внимание ца­ря, и тот решил сделать ее своей наложницей. Рипсиме отверг­ла домогательства Тиридата, и царь велел предать ее мучитель­ной казни. Вместе с нею были замучены Гаяне и другие святые девы, но одна из них, Нина, бежала в Грузию, став просветитель­ницей этой страны. Совершив злодеяние, Тиридат впал в безумие. «Им завладела болезнь ликантропия (психическое расстройство, когда больной воображает себя волком-оборотнем. ...Сестра царя, Хосровидукт, сказала Тиридату, что ей было видение: человек с сияющим ли­цом объявил ей, что преследование христиан должно быть пре­кращено отныне и навеки. Царевна была убеждена, что, если вы­тащить Григория из ямы, он сумеет вылечить царя» (Лэнг Дэвид. Армяне. Народ-созидатель. М., 2005, с. 185). Царь принял совет сестры, освободил Григория, а тот исцелил своего мучителя и кре­стил его вместе со всем царским домом. Христианство стало государственной религией в Армении, а зороастрийцы были изгнаны из страны. В 302 г. святой Григорий получил епископскую хиротонию в Кесарии Каппадокийской от епископа этого города Леонтия и возглавил Армянскую Церковь . За проповедь Евангелия в родной стране он был прозван Просве­тителем. Город Вагаршапат, по его совету, переименовали в Эчмиадзин, что значит «место сошествия Единородного». В 331 г. Григорий Просветитель оставил кафедру, и на нее был возведен его сын Аристак, а сам святой удалился из столицы в уединенное место, где вскоре отошел ко Господу. 9. Гонение Диоклетиана

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003   004