Они разрушали церкви, уничтожали стоявшие в полях хачкары. Когда в 1011 г. еретики сломали известнейший хачкар, установленный на отрогах Пархарских гор, разразился скандал, и епископ области разрушил и сжег тондракийские села. Дело дошло до суда, который принял сторону епископа (Аристакес Ластивертци. С. 118–127). Несмотря на это, число тондракийцев росло, движение охватывало новые области и, по мере развития, из религиозного превращалось в национально–освободительное, что отчасти было связано с казнью Смбата Зарехаванци эмиром Апахуника Абу–ль–Бардом. В 1051 или 1052 г. против тондракийцев выступил византийский наместник в Месопотамии князь Григор Магистрос Пахлавуни, под властью которого находились области Армении, где обосновались сектанты. Поводом для боевых действий стала неудачная попытка тондракийцев в 1045 г. воспрепятствовать Византии подчинить армянское Анийское царство Багратидов. По приказу Магистроса село Тондрак было разрушено, а сектанты – изгнаны. Однако секта в Армении продолжала существовать тайно (отголоски движения тондракийцев в Армении продолжали ощущаться вплоть до 19 в. – см.: Ерицян А. Тондракийцы в наши дни/Порц. 1880. Октябрь. С. 91–130). Известно также, что тондракийцы перебрались во Фракию и оказали влияние на образование европейских сект, в частности альбигойцев. 785 Например, «Письмо» Григора Нарекаци, «Послания» Григора Магистроса, «Повествование» Аристакеса Ластивертци. 787 Григор Нарекаци в числе прочего упоминает, что «они пренебрегают брачным венцом... отвергают венец. Совершенной и богоугодной они считают ту любовь, когда сближаются друг с друг по любви, а не по венцу, ибо Бог – это любовь, и он желает соединения по любви». Подобную близость мужчины и женщины современники, как пишет Нарекаци, считали «мессалианской любодейной скверной». «И таковы неправедные (дела. – К.А.) тех злодеев, – пишет Григор Магистрос, – ни поста нет у них... ни различения между мужчинами и женщинами и ни семьи, хотя и не дерзают высказаться явно; и не поклоняются они ничему божественному и сотворенному, но все осмеивают – и Ветхий завет и Новый». Магистрос брезгливо называет центр сектантов Шнаванком («Блудомонастырем»): «И проживали в Шнаванке мужчины в одеждах монахов и множество женщин–блудниц». Аристакес Ластивертци также называет эту ересь «мессалианской верой», говоря, что «скверна неистового беспутства» «является обычной для их хлева» и что они занимаются блудом без разбору, «позабыв о кровной близости». Затем он добавляет: «Но мы сочли неуместным описывать гнусные деяния еретиков, ибо они слишком мерзки».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце первой половины 11 в. в Армению начали вторгаться орды турок–сельджуков. Под их натиском одно за другим пали многочисленные армянские княжества, ставшие жертвой феодальной междоусобицы, царившей среди них. Одновременно византийские императоры, продолжая распространение своего влияния в Армении, овладели Васпураканом, Анййским царством и другими армянскими областями, где проводили политику отселения армян на запад – в Малую Азию и Месопотамию. Это немедленно сказалось на обороноспособности Византии – перед нашествием турок-сельджуков восточная граница Империи оказалась совершенно оголенной, а Армения осталась беззащитной перед варварскими ордами. Турки захватили и разрушили Арцн, Анв, Карс, Мелитену и другие богатые торговые города, а население их уничтожили. Особенно пострадали южные и центральные области Армении. Из–за систематических набегов сельджуков численность населения в Армении резко сократилась. Именно тогда впервые в истории началось массовое бегство и переселение армян на чужбину, начала складываться зарубежная армянская диаспора. «(И, отторгнутые от любимых), мечом пощаженные, они расселялись как звезды–планеты», – пишет Аристакес Ластивертци. Владычество Византии в Армении и набеги на нее сельджуков негативно сказались на стране, которая в культурном отношении оказалась отброшенной назад. Разорение Армении продолжалось до тех пор, пока при султане Алп–Арслане турки не овладели Арменией и не направились в Малую Азию. Не все местности единовременно подверглись полному разрушению. Просвещение и наука нашли убежище в монастырях, менее развитых в культурном отношении областей северной и восточной Армении, где сохранились еще армянские княжества, а также в монастырях Черной горы в Киликии, где возникло новое армянское княжество. 257 Предполагают, что Ластиверт, откуда был родом Аристакес, находился около г. Арцна в области Карин, поскольку об Арцне он пишет: «город наш» ( Аристакес Ластивертци. С. 86). 262 Например, Ани, находившийся на оживленном торговом пути, расцвел уже во времена Багратуни. В это время были сооружены его мощные стены, укрепленные многочисленными башнями. Ответвления большого транзитного торгового пути проходили также через Карс, Арцн и другие города. Со временем и они превратились в крупные центры внутренней и внешней торговли как с Востоком, так и с Западом. «Море и суша спешили доставить ему свои плоды», – говорит Аристакес Ластивертци о своем родном Арцне, «который своим великолепием славился во всем мире», а о Карсе пишет, что его «жители пребывали в беззаботности и безмятежности и богатели, накапливая щедроты моря и суши», хотя при этом «сребролюбие возвысилось над благочестием, мамона – над Христом» (Там же. С. 90–91).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 10 же веке Месроп Ерец (т.е. иерей, священник) составил житие католикоса Нерсеса Партева, а Ухтанес (возможно, епископ Севастийский) – историю религиозного раскола армян и грузин в начале 7 в. (3–я часть его труда, посвященная армянам–халкидонитам, не сохранилась). На рубеже 10 и 11 вв. «Всеобщую историю», доведенную до 1004 г., пишет Степанос Таронаци(Стефан Таронский) по прозвищу Асохик 253 (прозвище можно объяснить тем, что он был музыкантом и певцом). В своей «Всеобщей истории», созданной по велению католикоса Саргиса (992–1019), историк подробно описал семидесятипятилетний период мирного строительства в Армении 10 в. «Беспрестанные мои странствования и ежедневные заботы по церкви, предпринимаемые по твоему (католикоса Саргиса. –К.А.) приказанию, не позволяли моему уму сосредоточиться и написать нечто более внимания достойное. И на мою долю выпала слава и презрение, благодарность и порицание от жестокосердного и непокорного нашего народа, и от людей как благомыслящих, так и злонамеренных», – сетовал историк. Параллельно со светской историей Степанос Асохик рассматривает историю армянских католикосов вплоть до католикоса Георга Гарнеци. Свою «Историю» Степанос Таронеци закончил в 1004 г., «в 13–й год патриаршествования владыки Саргиса» 254 . Важность труда Асохика как исторического источника состоит в том, что о многом он писал как современник и очевидец 255 . В 11 в. Аристакес (Аристарх) Ластивертци (также Ластиверци) написал «Повествование о бедствиях армянского народа» о периоде с 989 до 1071 г. 256 Биографических сведений о самом Аристакесе не сохранилось 257 . Из книги Ластивертци понятно, что жил он в 11 в., так как представляет себя свидетелем многих событий: восстания, вспыхнувшего в 1026 г. против императора Василия, о котором пишет: «Знаю лишь достоверно, и тому очевидцем был...» 258 , резни на горе Смбата в 1048 г., разрушения Арцна («мы описали лишь то, что видели своими глазами и что самим пришлось испытать» 259 ). Свое «Повествование» Ластивертци начинает со смерти куропалата Тайка, Давида, при императоре Василии II Болгаробойце (976–1025) и доводит его до смерти императора Романа Диогена в 1071 г. и Алп–Арслана в 1072 г. Книга делится на 26 глав, каждая из которых представляет законченный очерк об одном из исторических событий. Этот труд содержит важные исторические сведения об Армении соответствующего периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22) История славян Пресвитера Диоклейского (XII в.), 364 названная так потому, что она переведена со (славянского) подлинника на латинский язык неизвестным по имени священником Диоклейской церкви, заключает много ошибочных, спутанных и легендарных показаний о славянских князьях и королях, не может поэтому сама по себе пользоваться большим авторитетом. Но при сопоставлении с другими достоверными показаниями и документальными данными не лишена значения и способствует, между прочим, выяснению вопроса о степени византийского влияния в славянских землях и о судьбе сербской, болгарской и белградской фем в XI в. 1) История Аристакеса Ластивертского, 365 армянского писателя второй пол. XI в., составляет как бы продолжение истории Стефана Асо-хика, рассказ начат с похода в Армению Василия II Болгаробойцы и доведен до смерти Романа Диогена в 1071 г. Интерес рассказа сосредоточен около двух пунктов: подчинения армян византийскому влиянию и разорения Армении турками. Тон сочинения элегический, автор оплакивает падение своей родины. Источниками для автора, по собственному его заявлению, 366 служили: собственный опыт и наблюдение, сообщения других лиц и сочинения писателей. Как очевидец, автор говорит о событиях, происходивших в Армении; это самая важная часть истории. Сообщения о византийских императорах, времени их царствования, личных особенностях и обстоятельствах их домашней жизни автор, надо полагать, делает на основании свидетельства других лиц и сочинений писателей; эта часть уступает по важности первой, однако же отличается достоверностью; показания Арис-такеса совпадают с показаниями современных ему греческих историков, может быть, даже у него были те же письменные источники, которыми пользовались греческие историки. История Аристакеса заключает ценный материал. Кроме данных, о которых мы знаем из современных Аристакесу греческих историков, у него есть данные, не встречающиеся у этих последних, например, о Константине VIII, Константине Мономахе, Михаиле Стратиотике, не говоря уже об интересных, не известных из других источников подробностях касательно Армении, Грузии и турок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

1150 Григор Магистрос детство и отрочество провел под присмотром своего дяди Вахрама Пахлавуни в г. Ани, где находился дворец князей Пахлавуни. Здесь он получил образование, изучал Св. Писание и труды отцов Церкви. В последний период истории Анийского царства Вахрам Пахлавуни был спарапетом и в 1047 г. погиб на поле битвы. Его смерть Григор Магистрос оплакивал в одном из своих писем ссылки – по изд.: Послания Григора Магистроса. Александрополь, 1910 (грабар)]. К этому времени ухудшилась внешнеполитическая ситуация. У границ Армении появились турецкие племена. В 1021 г. они со стороны Атрпатакана проникли в центральную Армению, достигли г. Двин и, разоряя все вокруг, подошли к крепости Бжни – вотчине Григора Пахлавуни. В сражении с ними погиб отец Григора Магистроса – Васак, и обширные поместья, раскинувшиеся от области Ниг до оз. Севан, перешли к Григору. По примеру отца, Григор уделял особое внимание строительству монастырей в Бжни, Кечарисе (Цахкадзоре) и др. Как и другие представители рода Пахлавуни, Григор выступил в защиту Анийского царства и наследственных прав царя Гагика II на престол. Однако между Григором Магистросом и Гагиком вскоре начались размолвки, Григор подвергся гонениям со стороны царя, претерпев, как он пишет сам, тюремное заключение, оковы, лишения и даже угрозу смерти (41). Позднее царь искал примирения, но оно, по–видимому, не состоялось, и Григор удалился в Тарон. Царь Ованес–Смбат завещал Ани со всеми его поместьями византийскому императору. Когда в 1045 г. Гагик II отбыл в Константинополь, чтобы оспорить это завещание, Григор отправился туда вместе с ним, надеясь своим присутствием помочь Гагику. «Видя, что Гагика не отпускают в собственную страну, он предстал перед императором и вручил ему ключи от Бжни, передав ему всю свою наследственную вотчину. За это Григор получил чин магистра [один из византийских военных титулов. – К.А.], принял назначенные в качестве местопребывания деревни и города в пределах Месопотамии, а вечное право передавать их из поколения в поколение было подтверждено златопечатной грамотой» ( Аристакес Ластивертци. История. С. 85–86). Этот свой поступок сам Григор Магистрос в одном из писем (3) к католикосу Петросу назвал «нелепым замыслом... из–за которого... претерпел больше неприятностей, чем Приам, которому не довелось увидеть счастья».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

G. Reichardt. Lipsiae, 1897. P. 263–264; Valdenberg V. Les idées politiques. P. 59. 56 Медведев И. П. Идея общественного договора в эпоху Ренессанса и ее античные корни (в связи с книгой Пьера Брюнеля)//Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 138. 57 Zepos J. et P. Jus Graeco-Romanum. Athenis, 1931. Vol. 2. P. 240. До недавнего времени памятник был известен в науке под названием «Эпанагога». Пересмотр этого и многих других вопросов, связанных с характером памятника, см.: Schminck A. Studien zu mittelbyzantinischen Rechtsbüchern. Frankfurt a/M., 1986. S. 1–15. 58 Κωνσταντνου Αρμενοπολου Πρχειρον Νμων ξβιβλος πιμ. Κ. Γ. Πιτσκη. A­ θνα, 1971. Σ. 16 (1.13). 59 Интересные соображения о путях проникновения демосфеновского высказывания в Исагогу см.: Simon D. Princeps legibus solutus. S. 467–469. 62 Beck Η. G. Senat und Volk von Konstantinopel//Ders. Ideen und Realitaeten in Byzanz. London, 1972. Art. XII. S. 51. 63 Житие Константина//Флоря Б. Н. Сказания о начале славянской письменности. СПб.: Алетейя, 2000. С. 150. 64 Повествование вартапеда Аристакеса Ластивертци/Пер. с др.-арм., вступит. ст., коммент. и прил. К. Н. Юзбашяна. М., 1968. С. 74. 65 Акты, собранные и библиотеках и архивах Российской империи археографическою комиссиею Имп. Академии наук. СПб., 1832. Т. 2. С. 15–16. Ср.: Медведев И. П. Византийская модель престолонаследия и ее использование в борьбе за престол московских государей и XVII в. (в печати). 67 Valdenberg V. Le idee politiche di Procopio di Gaza e di Menandro Protettorc//Studi bizantini e neoellenici. 1935. Vol. 4. P. 75. 70 Еще сильнее демократический принцип выражен в греческой парафразе «Институций», где из всех источников права (в смысле правотворящих сил) основным и главным признается народ (Theoph. Inst. 1.4: κορυφαιτατος δμς στι τν νομοθετν); император получает свою власть от народа, который его избрал и дал ему власть; ср.: Вальденберг В. Е. Речь Юстина II к Тиверию//Изв. АН СССР. 1928. 2. С. 121. 71 Так, например, в эдикте Юстиниана 530 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Thierry N. Haut moyen-âge en Cappadocë les églises de la région de Çavuin. Paris, 1983–1994. 2 vol. Tougher S. The reign of Leo VI (886–912): politics and people. Leiden, 1997. Toynbee A.J. Constantine Porphyrogenitus and his world. Oxford, 1973. Τσικνκης Κ. Γ. ( εκδ.). To εμπλεμο Βυζντιο (9 ος–12 ος αι.). Αθνα, 1997. Vavínek V. (hrsg.). Beiträge zur byzantinischen Geschichte im 9.–11. Jahrhundert. Prag, 1978. Vavínek V. (ed.). Byzantium and its neighbours from the mid- 9 th till the 12 th centuries. Prague, 1993. Vlasto A.P. The entry of the Slavs into Christendom. Cambridge, 1970. Whittow M. The making of orthodox Byzantium, 600–1025. London, 1996. Winkelmann F. Byzantinische Rang- und Ämterstruktur im 8. und 9. Jahrhundert: Faktoren und Tendenzen ihrer Entwicklung. Berlin, 1985. Winkelmann F. Quellenstudien zur herrschenden Klasse von Byzanz im 8. und 9. Jahrhundert. Berlin, 1987. Wolf G. (hrsg.). Kaiserin Theophanü Prinzessin aus der Fremde – des Westreichs Grosse Kaiserin. Koln, 1991. V. Правление столичной чиновной аристократии (1025–1081) Источники Повествование вардапета Аристакэса Ластивертци /Пер. К.Н. Юзбашяна. М., 1968. Кекавмен . Советы и рассказы: Поучение византийского полководца XI века/Пер. Г.Г. Литаврина. СПб., 2003 (2-е изд.). Михаил Пселл . Богословские сочинения/Пер. архим. Амвросия (Погодина) . СПб., 1998. Михаилл Пселл . Хронография/Пер. Я.Н. Любарского. – Краткая история/Перевод Д.Р. Абдрахмановой и Д.А. Черноглазова. СПб., 2003. Никифор Вриенний . Исторические записки. М., 1997 (переизд.). " Диоптра» Филиппа Монотропа : Антропологическая энциклопедия православного Средневековья/Подг. Г.М. Прохоров и др. М., 2008. The Letters of Ioannes Mauropous, Metropolitan of Euchaita /Ed. and tr. A. Karpozilos. Thessaloniki, 1990. Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum/Ed. I. Thurn. Berlin; New York, 1973. Micaele Psello . Epistola a Giovanni Xiphilino/Ed. U. Criscuolo. Napoli, 1973. Michele Psello . Imperatori di Bisanzio (Cronografia)/Ed. S. Impellizzeri, tr. S. Ronchey. Milano, 1984.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Un soldat georgien, s " approchant de lui, la lui enleva» и т. д. (отрывок переведен в примечании к тому месту другого армянского писателя, которым мы сейчас займемся). Но мы верим и в лошадь; она могла быть как в списке г. Эмина, так и у русского пехотинца – в виде военной добычи или для перевоза добычи. Поход, из которого возвращались Русские, был также не близкий: Василий II шел из Сирии и Киликии. Очень может быть, наконец, что имеющий лошадь Русский служил пехотинцем, потому что это было выше и почетнее, то есть, это была русская пехотная гвардия. Что касается шеститысячного числа русских военных людей, то оно, конечно, неожиданно. Но за то оно напоминает шеститысячную гвардию, около этого же времени учрежденную в Англии, знаменитый корпус Housecarls – на другом конце Европы. Неожиданные, но также не подлежащие сомнению цифры мы встретим и далее. Утверждают, например, что варяжская гвардия в Константинополе едва достигала пятисотенного числа (г. Гедеонов), a окажется, что ее надобно считать тысячами. Но мы забегаем вперед. Ο схватке Русских с Грузинами упоминает и продолжатель Асохика, Аристакес Ластивертский, живший в первой половине XI века. В самом начале своей «Истории Армении» он повествуетопосещении Василием II армянских областей: «Воины благородного отряда провинции Даик вышли ему навстречу. Они были почтены большими дарами, каждый по своему достоинству, своему титулу или своей степени, и это исполнило их великою радостью. Но тотчас исполнилось над ними пророчество, внушенное Духом Святым Давиду: «Утром они произрастут из земли, будут блистать и цвести как трава, а вечером они увянут, засохнут и упадут». Вследствие не знаю каких причин, поднялась ссора между западными воинами, называемыми Русскими, и благородным отрядом; тридцать человек самых знатных из этого последнего умерли на этом месте. В этот день не ускользнул ни один благородный Даика; все заплатили немедленною смертью за свое преступление» (Une rixe s " étant élevée, je ne sais pour quels motifs, entre les soldats occidentaux appeles Russes et la legion noble, trente homines des plus honorables de cette dernière moururent en cet endroit и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Ист.: Inscriptions géorgiennes et autres, recueillies par la Père Nersès Sargisian et expliqueés par M. Brosset. St.-Pb., 1864. (Mémoires de l " Académie Impèriale des sciences do St.-Pèterbourg. Sér. 7; Vol. 8. N 10); Степанос Таронский (Асох " ик). Всеобщая история/Сост.: Н. Эмин. М., 1864; Бакрадзе Д. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878; Армянские надписи в Карсе, Ани и в окрестностях последнего/Пер., предисл.: Н. Эмин. М., 1881; Кондаков Н. П. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены и истолкованы Д. Бакрадзе. СПб., 1890. С. 166-170; Хелмицкий П. Карсская область: Воен.-стат. и геогр. обзор. Тифлис, 1892-1893. Ч. 1-2. 3 отд.; Такаишвили Е. Археол. экскурсия в 1902 г.//МАК. 1909. Вып. 12. С. V-XII; он же. Альбом груз. зодчества. Тифлис, 1924 (на груз. яз.); он же. Археол. экспедиция 1907 г. в Кола-Олтиси и село Чангли//Дабрунеба (Возвращение). Тбилиси, 1991. Вып. 1. С. (на груз. яз.); Ибн-ал-Асир. Мат-лы по истории Азербайджана из Тарих-ал-камиль (полного свода историй) Ибн-ал-Асира. Баку, 1940; Thierry J. M. A propos de quelques monuments chrétiens du vilayet de Kars//REArm. 1966. Vol. 3. Р. 73-90; Эвлия Челеби. Книга путешествий/Сост.: Г. Путуридзе. Тбилиси, 1971. Т. 2. Ч. 1 (на груз. яз.); Аристакес Ластивертци. История/Пер. с древнеарм.: Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1974 (на груз. яз.); Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер. с древнеарм.: Л. А. Ханларян. М., 1976; Кятиб Челеби. Сведения Кятиба Челеби о Грузии и Кавказе/Сост.: Г. Аласаниа. Тбилиси, 1978 (на груз. яз.); Яков Цуртавели. Мученичество Шушаник/Сост.: И. Абуладзе. Тбилиси, 1978 (на груз. и арм. языках); Тбели Абусеридзе. Сочинения/Сост.: Н. Гогуадзе и др. Батуми, 1998 (на груз. яз.); Armenia: А hist. atlas/Ed.: R. Hewsen. Chicago, 2001. Р. 75-80, 112-115, 124-131, 148-154, 169-176, 216; Вардан Аревелци. Всеобщая история/Сост.: Н. Шошиашвили, Е. Квачантирадзе. Тбилиси, 2002 (на груз. яз.); Атлас истории Грузии/Сост.: Д. Мусхелишвили, Тбилиси, 2003. С. 28-37, 55 (на груз. яз.); Картлис Цховреба : История Грузии/Сост.: М. Лордкипанидзе, Д. Мусхелишвили и др. Тбилиси, 2008.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

«История страны Агванк» - компилятивный сборник по истории Албании Кавказской , составленный во 2-й пол. X в. Мовсесом Каланкатуаци (или Дасхуранци), родом из обл. Утик. Мало что известно об Ухтанесе (возможно, он был епископом Севастии), авторе «Истории отделения грузин от армян». До наст. времени не дошла 3-я часть его труда, посвященная армянам-халкидонитам . Историк XI в. Степанос Таронеци , прозванный Асолик (Асохик; арм. сказитель), оставил малооригинальную трехчастную историю от сотворения мира до своего времени. Его современник Аристакес Ластивертци , автор «Повествования», описал историю 2 поколений (с 1000 по 1071) А., его рассказ о бедствиях, постигших А., часто прерывается поэтизированными сетованиями и выражением скорби. Ученый эрудит вардапет Ованнес Саркаваг Имастасер написал помимо разных поэтических и научных трудов «Историю сельджуков», от к-рой дошли лишь фрагменты. Первым арм. летописцем считается автор XII в. иером. Маттеос Урхаеци (Матфей Эдесский) - автор «Хронографии», охватывающей период с 952 до 1136 г. Она является историческим источником, содержащим сведения о византийцах, турках и крестоносцах. До 1180 г. довел свою летопись Самвел Анеци (Самуил Анийский), труд к-рого продолжил до 1336 г. неизвестный хронист. Дошла до нас 1-я часть «Истории» Мхитара Анеци, протоиерея собора в г. Ани. В Захаридской А. историографией занимался ученик Мхитара Гоша вардапет Ванакан, создавший несохранившуюся «Современную историю», а также ученик Ванакана вардапет Киракос Гандзакеци , автор «Истории Армении» (в 2 ч.), доведенной до 1265 г. Др. учеником Ванакана был автор «Всемирной истории» Вардан Аревелци Великий (1200-1271), к-рый также написал различные ученые и поэтические произведения. Третьим знаменитым учеником Ванакана был инок Малакия (Махакия), автор «Истории народа стрелков», посвященной истории татар. Хронист Мхитар Айриванеци - автор летописи от Адама до 1289 г. Брат арм. царя Хетума I Смбат Спарапет в «Хрониках» описывает события 951-1331 гг., книга написана на разговорном диалекте Киликийской А. Еп. Сюникский Степанос Орбелян составил историю своей епархии, к-рая стала примером региональной арм. историографии. Товма Мецопеци, ученик знаменитого Григора Татеваци, был автором «Истории Тамерлана», а также «Памятной записи», повествующей о перенесении в 1441 г. арм. патриаршего престола из Сиса в Валаршапат (Эчмиадзин). «Повествование о делах армянских» (Narratio de rebus Armeniae) - это образец полемической церковной историографии, созданный неизвестным автором-халкидонитом (см. Аноним армянский ) и сохранившийся только по-гречески. Философская лит-ра Крупнейшим арм. философом является неоплатоник Давид Анахт (Непобедимый), ученик Олимпиодора Александрийского, написавший в VI в. комментарии к «Введению» Порфирия и к соч. Аристотеля. Великий энциклопедический ум - Анания Ширакаци (VII в.) создал множество сочинений в разных областях науки и философии, в т. ч. «Стихометрию» и «Трактат о мерах и весах». Богословская лит-ра

http://pravenc.ru/text/76104.html

   001    002   003     004