1. Никита , 1071. 2. Лука , 1088. 3. Никита хирот. 1113. (Ипат. Лет.). 4. Феодор упом. 1147 и 48. (Ипат. Лет., 30, 38). 5. Максим , 1189; † 1190. (1187, Ипат. Лет., 136, 138). 6. Адриан хирот. 1190, из игум. Выдубицких; упом. до 1198; (Ипат. Лет., 138, 152). Епархия Юрьевская Юрьевская (Порожская, Каневская) епархия упом., по летописям, в XI и XII столетиях. Епископы Юрьевские, Порожские и Каневские 1. Михаил , 1071 и 73. 2. Антоний , 1088–91. 3. Марин . 1091–95. 4. Даниил хирот. 1113 (Ипат. Лет.); † 9 сент. 1121. (1122, Ипат. Лет., 9). 5. Дамиан , 1147, 55. (Ипат. Лет., 30). 6. N .... N ...., 1197. (Ипат. Лет., II. 152). 7. Алексий , после 1200. 8. N ... N .... 1231. (Лавр. Лет., I. 194). Епархия Тмутараканская Тмутараканская епархия существовала будто бы в XI веке. Известен один епископ Николай (Ист. Карамз., II, примеч. 201). Епархия Юрьевская (Дерптская) Юрьевская (в Дерпте), в Юрьеве Ливонском, существовала в 1570–1579 гг. Корнилий , епископ, хирот. в 1570 (Новг. Лет., II, 164); в авг. 1572 уехал в Москву; был там на соборе 15 янв. 1580; именовался: «Юрьевский и Вилянский» т.е. Дерптский и Филинский. Савва , епископ Юрьевский, упом., 20 дек. 1578 (на соборе о причтении св. Иосифа Волоцкого ). Епархия Корельская Корельская епархия существовала в 1593–1610 гг. Известен один Сильвестр , еписк. «Корельский и Орешский» хирот. 1593 (по известию двух рукописей, в 1599 г. из архим. Симоновских); упом. до 1610. (Акт. Ист., II, 329). В июле 1611 шведы овладели Корелой. В 1611–13 Сильвестр был в Вологде, как местный архиерей, и в июле 1613 перемещён на Псковскую епархию; † там 1 дек. 1615. Феодосий , митрополит Сербский и Архангельский (в Москве) в нояб. 1665, а в 1667 помещён на Белгородскую епархию. Иоаким «еписк. Сербо-Словенский» определён к Архангельскому собору (в Москве) 19 сент. 1667; упом. до февр. 1677. Иосиф , бывший архиепископ Коломенский, состоял при том-же соборе в 1678–81, † 29 июля. 333 Митрополит Галицкий, с крылоса, Антоний, 1292 (Рум. Муз., 115, 116). О митрополитах см. Акт. 3. Р., III, примеч. 34-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вршацкая епархия охватывала Южный Банат. Данная епархия впервые упоминается в 1594 г. во время Банатского восстания. После изгнания турок и установления австрийской власти в 1718 г. кафедра епархии находилась в Карансебеше, а с 1741 по 1919 гг. в Вршаце. Данная Епархия всегда входила в состав Карловацкой митрополии. При разделе церквей в 1864 году, из состава Вршацкой епархии выделена восточная часть и под названием Карансебешской епархии включена в состав Сибиусской митрополии. Части Вршацкой епархии, оказавшиеся в 1919 году в Румынии, включены в Тимишоарскую епархию. Арадская епархия ведала областью севернее Мориша и в Кришане, т.е. Покришье. Она продолжала традиции Иенопольской епархии, существовавшей до прихода турок. Она восстановлена как Иенопольско-арадская епархия после Великого переселения в 1690 году, и до 1864 г. входила в состав Сибиусской митрополии. Эрдельская епархия входила в состав сербской Карловацкой митрополии с 1716 г. вплоть до разделения церквей. Буковинская епархия также входила в состав сербской Карловацкой митрополии. Эрдельская и Буковинская епархии входили в состав сербской Карловацкой митрополии и, наряду с Арадской и Карансебешской епархиями, включены в состав румынской Сибиусской митрополии - в 1864 году». 30 Перевод с сербского: Сава и Петар Росич 1 Ленинг радский государственный университет им. А.С. Пушкина , Первый международный конгресс «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура», книга 1, Санкт-Петербург, 2008, с. 337-346. 3 Слободан Ярчевич, Исторические прятки , книга 1, Белград, Издательство «Мирослав», 2002, с. 48-50. 4 Проф. д-р Реля Новакович, Карпатские и ликийские сербы (The Carpathian and Lycian Serbs), Учреждение по сербистике «Сардония» из Чикаго и ИПА «Мирослав» из Белграда, 1997. 15 Вера Милосавлевич, Сава Текелий и сербская мысль – книга 1, ИПА «Мирослав», Белград, 1998, с. 48-50. 17 Проф. д-р Реля Новакович, Карпатские и ликийские сербы , ИПА «Мирослав», Белград, 1997, с. 159-163. 28 Иоган Кристоф барон Бартенштейн, Краткий отчет о состоянии рассеянного многочисленного иллирийского народа по Царским и Королевским удельным землям , типография армянского монастыря, Вена, 1866.

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/06/...

По прибытии в Москву, Антонию пришлось выдержать соблазнительную борьбу с Софронием, которая однако кончилась тем, что Софроний принужден был удалиться на Урал... После издания окружного послания (в 1862 г.), разделившего поповцев-австрийцев на окруж- ников и противуокружников, в Москве появился новый архиерей, противуокружник, по имени тоже Антоний. (Разделение это продолжается и теперь при преемниках их: Савватие и Иове). Для стародубских старообрядцев в 1853 г. Кирилл поставил архиерея Спиридония, названного новозыбковским. В 1855 году старообрядцами открыта была саратовская епархия, на которую поставлен был архиерем Афанасий, мещанин г. Хвалынска (теперешний сарат. раскольн. архией Паисий намеревается перебраться на жительство в Москву). В 1856 г. открыта епархия пермская, для которой был поставлен епископом Геннадий. Теперь там архиереем Мефодий, недавно взятый под арест. В том же 1856 г. открыта епархия казанская, для которой поставлен был Пафнутий, недавно умерший. В 1857 г. открыта епархия кавказская (лже–архиереи: Иов и Силуан). В 1858 г. открылась епархия коломенская; епископом был поставлен Пафнутий, который, вскоре после издания окружного послания, перешел в православие, но потом, в 1882 году, по побуждениям самолюбия, ушел опять в раскол и живет теперь за границей... В 1859 г. открылась епархия балтская (лже–епископы: Кирилл и Сильвестр). Затем – епархия нижегородская с архиереем Иосифом... Не лучше этих архиереев и так назыемый беловодский лже-архиепископ Аркадий, который нашел для себя возможным сделаться архиереем и помимо хиротонии австрийских лже–епископов. В 1881 году, т. е. десять лет тому назад, Аркадий, появившись в вятской губернии, пустил о себе молву, что он никто иной, как Аркадий, архиепископ беловодский, поставленный благочестивым и древлеправославным патриархом Мелетием в „опоньском царстве.“ Мелетий же сам, по словам Аркадия, имеет преемственное рукоположение от самого апостола Фомы. Аркадий, как видно, в совершенстве знает простой русский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolni...

366. Забайкальская епархия//ПБЭ. – 1904. – Т. 5. – С. 613 – 618. 367. Забайкальские Епархиальные Ведомости//ПБЭ. – 1904. – Т. 5. – С. 618. 368. Иркутская епархия//ПБЭ. – 1904. – Т. 5. – С. 1027 – 1036. 369. Иркутские Епархиальные Ведомости//ПБЭ. – 1904. – Т. 5. – С. 1036. 370. Кавказская епархия//ПБЭ. – 1906. – Т. 7. – С. 641 – 643. 371. Кавказские Епархиальные Ведомости//ПБЭ. – 1906. – Т. 7. – С. 643 – 644. 372. Калужская епархия//ПБЭ. – 1907. – Т. 8. – С. 109 – 126. 373. Калужские Епархиальные Ведомости//ПБЭ. – 1907. – Т. 8. – С. 126 – 135. 374. Камчатская епархия//ПБЭ. – 1907. – Т. 8. – С. 230 – 235. 375. Камчатские Епархиальные Ведомости//ПБЭ. – 1907. – Т. 8. – С. 235. 376. Карталинская и Кахетинская епархия (Грузинская)//ПБЭ. – 1908. – Т. 9. – С. 44 – 58. 377. Кекгсгольмские архиереи//ПБЭ. – 1908. – Т. 9. – С. 372 – 373. 378. Кишиневская епархия//ПБЭ. – 1908. – Т. 9. – С. 525 – 546. 379. Кишиневские Епархиальные Ведомости//ПБЭ. – 1908. – Т. 9. – 546 – 555. 1.2. Отзывы на труды С.Г. Рункевича 380. Верховский П.В. Заметка о книге С.Г. Рункевича «Александро-Невская Лавра. 1713 – 1913 гг.». С.-Петербург, 1913. – Варшава: Тип. Варшавского Учеб. Округа, 1914. – 6 с. 381. Горчаков М. И., протоиерей. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. Т. 1. Учреждение и первоначальное устройство Святейшего Правительствующего Синода (1721 – 1725 гг.). Сочинение С.Г. Рункевича . СПб. 1900. Стр. 429+II/Отчет о сорок третьем присуждении наград графа Уварова//Записки Императорской Академии Наук. – СПб., 1902. 382. Жукович П.Н. Отзыв о сочинении г. Рункевича: «История Минской архиепископии (1793 – 1832 гг.), с подробным описанием хода воссоединения западнорусских униатов с Православной Церковью в 1794 – 1796 гг.». СПб., 1893. – СПб.: Тип. Акад. Наук, 1896. – 10 с. 383. Харлампович К.В. Александро-Невская Лавра 1713 – 1913. Историческое исследование доктора церковной истории С.Г. Рункевича . СПб.,1913. – Казань: Центр. тип., 1914. – 8 с. 384. Michnowiecki Modest. Runkiewicz Stefan: Istoria minskoj archijepiskopii. Petersburg 1893//Kwartalnik Historychny. – 1895. – S. 123 – 124. 1.3. Делопроизводственная документация

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

После второго раздела Польши в 1793 году, под покровительством Российской Империи, епархиальная организация Волыни стала возрождаться. Для Западной Украины и Белоруссии была учреждена Минская епархия, в которой в 1795 году было образовано Житомирское викариатство, преобразованное в 1799 году в самостоятельную Волынскую епархию. Уже 14 мая 1796 года была учреждена Волынская духовная семинария при архиерейской резиденции в городе Острог. К началу XIX века численность православных приходов более чем в 10 раз превысила количество униатских. 8 июня 1891 году учреждено викариатство Волынской епархии. С 15 мая 1892 года обширная и многочисленная Волынская епархия становится архиепископией. В начале XX столетия начало действовать епархиальное миссионерское общество. Особо важным событием в жизни епархии и города Житомира было открытие усилиями Антония (Храповицкого) Свято-Анастасиевской церкви где в серебряной раке была помещена глава святой преподобномученицы Анастасии Римляныни. На 1914 год епархия насчитывала около 1200 приходов. В 1921—1939 годах земли Западной Волыни отошли к Польше и оказались в ведении Польской Православной Церкви. Так образовалось две епархии называвшиеся Волынскими — епархия Русской Церкви с кафедрой в Житомире продолжила свое существование, тогда как в Польской Церкви была создана Волынская епархия с кафедрой в Кременце. В составе последней был создан ряд новых викариатств. В то время Волынская епархия с кафедрой в Житомире разделила судьбу Церкви в СССР, подвергшись почти полному разгрому. Пик преследований в 1937 году был отмечен расстрелом около 250 человек во главе с епископом Максимом (Руберовским). В 1939 году Западно-Волынские земли воссоединилсь с Украиной в составе СССР, в 1939—1940 годах местный епископат, по принесении покаяния, был принят в под омофор Русской Православной Церкви. В 1940 году из состава Волынской были выделены независимые Луцкая и Житомирская епархии. Фашистская оккупация после июня 1941 года привела к прекращению связей с Московской Патриархией и способствовала расколу и образованию неканонической Украинской Автокефальной Православной Церкви возглавленной архиепископом Поликарпом (Сикорским). Оставшиеся верными Русской Церкви подверглись преследованиям, террору и убийствам со стороны украинских националистов. В 1943—1944 годах епископы-автокефалисты бежали с отступлением немецких войск.

http://azbyka.ru/palomnik/Волынская_обла...

4. Иоанн: его подпись – митрополит Босфоранский – имеется в акте 519 г., по поводу восстановления в священных диптихах имен патриархов – Ефрема и Македония, которые патриарх Иоанн велел было изгладить, и в акте поместного константинопольского собора 536 г. 5. Андрей: в актах вселенского никейского собора 787 г. есть подпись: «Давид, смиреннейший диакон церкви Босфорской, вместо Андрея, достопочтеннейшего епископа своего». 421 3. Сугдайская или Сугдейская, иначе Сурожская епархия Епархия эта была небольшая: она заключала в себе только город Сугдайю (ныне местечко Судак) и 18 селений по южному берегу до Алушты. Время открытия ее с точностью неизвестно. Обыкновенно историю ее начинают св. Стефаном, архиепископом сурожским, т. е. с начала VIII века; но из жития св. Стефана видно, что до него в Сугдайе был уже один или два епископа, неизвестные ни по имени, ни по времени управления епархией. Состоя в ведении константинопольского патриарха, она существовала до конца XV века. Иерархи ее были то архиепископами, то митрополитами и именовались сперва сугдайскими или сурожскими, а в XII-XIII в. сугдайскими и тульскими, или сугдео-фульскими. Фульская епархия сперва была особая епархия, занимавшая 36 место в ряду епархий константинопольского патриарха, 422 но потом соединилась (1158 г.) с сугдайскою. Не сохранилось сведений ни о времени основания ее, ни об ее иерархах. С точностью неизвестно даже, где был город Фулла 423 или Фунна. Одни указывают это место на южном берегу Крыма, между Алуштой и Ялтой, другие – между Алуштой и Ламбадом, третьи – на западном конце бахчисарайской долины, близ Чуфут-кале, иные в нынешнем урочище – русско-филь, около Никиты, или в Отузской долине. 424 Но несомненно, что город был между епархиями – сугдайскою и готфийскою, оттого-то фульская епархия и соединена была с соседнею – сугдайскою. 425 Из сугдайских иерархов сохранились довольно подробные сведения только о св. Стефане; прочих же иерархов сохранились почти одни только имена, и то далеко не всех, а некоторые упоминаются случайно без имен, по поводу каких-нибудь церковных событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Освен това, в състава на Комисията по делата на старообредните енории и за взаимодействие със старообредците влязоха: Тулчинският и Брацлавски митрополит Йонатан; Нижегородският и Арзамаски митрополит Георгий; Елистинският и Калмицки архиепископ Юстиниан; Гомелският и Жлобински архиепископ Стефан; Уст-Каменогорският и Семипалатински архиепископ Амфилохий; Губкинският и Грайворонски епископ Софроний; Клинцовският и Трубчевски епископ Владимир; архимандрит Ахила (Шахтарин), духовник на женския старообреден манастир на Киевската митрополия в чест на Богородичната «Киево-Братска» икона; протойерей Владислав Ципин, професор в Московската духовна академия; протойерей Йоан Миролюбов, ръководител на Патриаршеския център за староруска богослужебна традиция (секретар на Комисията); протойерей Евгений Саранча, клирик на единоверческия храм «Св. Архангел Михаил» в с. Михайловская Слобода, Коломненска епархия; протойерей Пьотр Чубаров, предстоятел на единоверческия храм «Св. Николай Чудотворец» (Санкт-Петербург); протойерей Игор Якимчук, изпълняващ длъжността заместник-председател на Отдела за външни църковни връзки; йерей Даниил Хохоня, предстоятел на храма «Възнесение Господне» в гр. Ипатово, архиерейски наместник на Ипатовския окръг на Ставрополска епархия. Светият Синод също така взе решения за назначаване на архиереи извън Русия. В частност, решено беше Волоколамският митрополит Антоний да бъде освободен от длъжността Патриаршески Екзарх на Западна Европа, след като му бъде изразена благодарност за извършените трудове. За владика Корсунски и Западноевропейски, Патриаршески Екзарх на Западна Европа, бе назначен Мадридският и Лисабонски архиепископ Нестор; той също така ще продължи временно да управлява Испанско-Португалската епархия. За владика Виенски и Австрийски бе назначен Кафският епископ Алексий, викарий на Корсунската епархия. След като разгледа молбата на Патриаршеския Екзарх на Западна Европа архиепископ Корсунски и Западноевропейски Нестор да му бъде назначен викарен епископ, Синодът избра за викарий на Екзарха с титлата «Кафски» игумен Петър (Прутяну), клирик на Испанско-Португалската епархия. Мястото, където игумен Петър ще бъде наречен и хиротонисан за епископ, след като бъде възведен в сан архимандрит, бе предоставено на решението на Патриарха Московски и Всерусийски Кирил. След като разгледаха темата за енориите зад граница, участниците в заседанието постановиха игумен Инокентий (Деншчиков) да бъде освободен от длъжността клирик на Аржентинската и Южноамериканската епархия във връзка с края на срока на неговата командировка, и да бъде поставен под разпореждането на управляващия Соликамската епархия.   Печатна публикация Споделяне: Page is available in the following languages Обратна връзка

http://mospat.ru/bg/news/89716/

Особое внимание П. уделял разрешению т. н. македонского церковного раскола. Благодаря его усилиям в 2002 г. в г. Ниш были подписаны т. н. Нишские соглашения, к-рые впосл. Синод Македонской Православной Церкви под давлением властей Республики Македония отказался признать. 20 июня 2002 г. П. обратился к архиереям, священству, монашеству и верующим Республики Македония с призывом вернуться в единство с СПЦ. На это предложение откликнулся митр. Велесский и Повардарский Иоанн (Вранишковский; см. Иоанн VI (Вранишковский) ), к-рый в том же году Архиерейским Собором СПЦ был избран экзархом обновленной Охридской архиепископии СПЦ (см. Православная Охридская архиепископия ). За время Патриаршества П. было избрано 27 епископов, продолжался процесс реформирования епархиальной системы: Среднеевропейская епархия и Великобритании и Скандинавии епархия были выделены из состава Западноевропейской епархии, основана Осиекско-Польская и Бараньская епархия, в 1992 г. восстановлена Будимлянско-Полимская епархия под названием Милешевская епархия , в 1994 г. приходы Новограчаницкой епархии в Европе вошли в состав Западноевропейской епархии, в 2006 г. Шабацко-Валевская епархия разделена на Шабацкую и Валевскую и т. д. Усилиями П. была основана информативная служба СПЦ «Православие-Пресс» Прес), возобновлена ДС в Цетине (1992), основаны Академия СПЦ по искусству и консервации (1993), Духовная академия свт. Василия Острожского в г. Србине (ныне Фоча, 1994), Православный богословский фак-т свт. Василия Острожского, Православный пастырско-консультационный центр СПЦ (1997), ДС в г. Крагуевац (в 1997 преобразована в отделение Духовной семинарии свт. Саввы Сербского в Белграде), Духовная академия свт. Иоанна Златоуста (2000), Духовная семинария митр. Сараевского свт. Петра в Фоче (2001), возобновлена Духовная семинария святых трех иерархов в монастыре Крка (2001); в 2002 г. в гос. школах введен предмет «вероучение», Белградский богословский фак-т возвращен в состав Белградского ун-та (2004), основана церковная радиостанция «Слово любви» (2009).

http://pravenc.ru/text/2581921.html

За патриотическое служение в годы войны архиеп. Варфоломей, благочинный церквей Новосибирска архим. Никандр (Вольянников; † 1957) и настоятель Успенской ц. прот. Николай Сырнев († 1960) 5 нояб. 1946 г. были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Боевыми орденами и медалями отмечен подвиг мн. представителей новосибирского духовенства, воевавших на полях сражений: архим. Нифонта (Глазова; † 2004), прот. Александра Смолкина († 2002), прот. Валентина Бирюкова (в постриге иером. Иосиф; † 2018), старшего пономаря Александро-Невского собора А. А. Михеева. На фронте в составе народного ополчения находился буд. еп. Новосибирский и Барнаульский Донат (Щёголев). Иером. Павел (Голышев), позднее управлявший Новосибирской епархией в сане архиепископа, в годы войны принимал участие во франц. движении Сопротивления. На 1 янв. 1947 г. на территории Новосибирска и Новосибирской обл. действовали 5 церквей и молитвенный дом, в к-рых служили 12 священников и 2 диакона (Там же. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 23). В послевоенные годы митр. Варфоломей стал духовным собирателем Сибири. В течение 13 лет территория подведомственных ему епархий простиралась «от Тюмени на западе до города Владивостока на востоке, от города Енисейска на севере до Тувинской автономной области на юге». В разные периоды архиерею поручалось управление епархиями: Красноярской (янв. 1944 - 4 авг. 1947, с апр. 1949) (см. Красноярская и Ачинская епархия ), Омской (до 28 нояб. 1946) (см. Омская и Таврическая епархия ), Иркутской (до 3 июня 1948) (см. Иркутская и Ангарская епархия ), Владивостокской (1947-1948) (см. Владивостокская и Приморская епархия ), Семипалатинской (1950-1951) (см. Усть-Каменогорская и Семипалатинская епархия ). Архиерей объезжал свою обширнейшую епархию, рукополагал священников и диаконов, заботился об укреплении материальной базы церквей и улучшении условий жизни священно- и церковнослужителей, помогал нуждающимся, писал духовные книги, проповедовал. Благодаря его трудам по всей Сибири начали открываться храмы. Ближайшими помощниками митр. Варфоломея были викарный Бийский еп. Никандр (Вольянников), хиротонисанный 27 февр. 1949 г., и протодиак. Олег Зырянов.

http://pravenc.ru/text/2577865.html

Воронежская и Борисоглебская епархия 16 серпня 2011 р. 13:40 Епархия сегодня До середины XVIII века территория, занимаемая Воронежской губернией, в церковных делах подчинена была Рязанской и Белгородской епархиям. Сто лет спустя со времени основания города Воронежа учреждена была самостоятельная Воронежская епархия. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. принял решение о возведении Рязанской архиепископии в статус митрополии и создании в ее составе двух епархий — Тамбовской и Воронежской. Необходимость учреждения новой епархии в Воронеже подтвердил Московский Собор 1681-1682 гг. По указу царя Феодора Алексеевича и по благословению Патриарха Иоакима 27 ноября 1681 года на новообразованную кафедру был избран игумен Макарьевского Унженского монастыря Митрофан, прославленный в дальнейшем в лике святых. 2 апреля 1682 года Патриарх Иоаким возглавил его хиротонию. Первоначально в состав Воронежской епархии вошли города: Воронеж, Елец, Костёнск и Орлов (входившие ранее в состав Рязанской епархии); Урыв, Коротояк и Землянск (Белгородская епархия). После завоевания в 1696 году Азова, границы Воронежской епархии расширились в южном направлении до Азовского моря и на ее территории оказались новопостроенные города Таганрог и Павловская крепость (ныне г. Павловск Воронежской области). По личному распоряжению Петра I, в 1699 году к ней были присоединены города, ранее относившиеся к Рязанской епархии: Усмань, Демшинск, Белоколодск и сел. Мокрый Боерак. Впоследствии епархия расширялась путем присоединения территорий Белгородской епархии (в 1699 году — г. Острогожск); в 1718-1720 гг. — земли по рекам Дон и Хопёр; в 1720 году присоединена часть земель Рязанской епархии, а после 1749 года — Тамбовской и других окрестных епархий. В 1684-1692 гг. трудами святителя Митрофана в Воронеже был воздвигнут каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построено значительное число приходских храмов. По указу епископа Воронежского Феофилакта (Губанова) 31 мая 1745 года была учреждена Воронежская духовная семинария — старейшее учебное заведение Воронежского края. Епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколов), будучи человеком образованным и радеющим о науках, за недолгое время своего управления епархией значительно укрепил и расширил деятельность семинарии. Он лично руководил духовной школой, вкладывал значительные средства в ее развитие: выписал учителей из Киева и Харькова, начал создавать библиотеку, которая впоследствии стала одной из лучших среди духовных учебных заведений России.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624587...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010