Епархия сия существовала в XI столетии, и с разорением Тмутаракани от Половцев уничтожилась. Из Епископов оной один только. 1 . НИКОЛАЙ, Святой. Епископ упоминается в послании Симона Епископа Владимирского к Поликарпу Архимандриту Печерскому и в житии Св. Никиты, Епископа Новгородского в Четьи Минеи Января 31. Глава VI. Епархия Туровская и Пинская Епископы 1 . СИМЕОН. 2 . ИГНАТИЙ. 3 . ИОАКИМ. 4 . ГЕОРГИЙ. 5 . КИРИЛЛ, Святой, хиротонисан в 1114 году, Марта 6, при Великом Князе Андрее Георгиевиче. Преставился в 1120 году, Апреля 28. Память его Апреля 28. 6 . ИОАКИМ упоминается в 1147 году. 7 . ЛАВРЕНТИЙ упоминается в 1182 году. 8 . ФЕОДОСИЙ прислан из Царьграда с Митрополитом Киприаном, и упоминается в 1390 году. 9 . АНТОНИЙ упоминается в 1405 году. Он от Епархии отлучён и определён жить в Симонове монастыре. 10 . ЕВФИМИЙ упоминается на поставлении Григория Семивлаха в 1416 и 1420  годах. 11 . ИОНА Протасович хиротонисан около 1567 года, а в 1563 году возведён на Митрополию Киевскую. 12 . ЛЕОНТИЙ Пельчацкий в 1595 году предался на Унию. Примечание. В 1595 году по отступлению Епископа Леонтия и Епархия сия превращена к Унии. Глава VII. Епархия Хельмская Епископы Хелмские и Самборские Православные 1 . UOAHH I упоминается в 1072 году. 2 . UOAHH II упоминается в 1331 году. 3 . ХАРИТОН упоминается на поставлении Митрополита Григория Семивлаха. 4 . ДИОНИСИЙ Сбируйский в 1595 году присоединился к Унии. 5 . ФОТИЙ хиротонисан в 1629 году. 6 . ПАИСИЙ Ипполитович. 7 . ВАСИЛИЙ. Примечание. В 1630 году Епархия сия превращена к Унии. Глава VIII. Епархия Полотская А) Епископы Полотские 1 . МИНА хиротонисан в 1105 году, Декабря 10[?]. Скончался в 1117 году, Июля 20. 2 . КОСМА хиротонисан в 1145 году. 3 . НИКОЛАЙ упоминается в 1182 году. 4 . ИЛИЯ. 5 . ДИОНИСИЙ. 6 . Безымянный упоминается в 1218 году. 7 . СИМЕОН упоминается в 1274 году. 8 . ГРИГОРИЙ упоминается в 1331 году. 9 . ФЕОДОСИЙ хиротонисан в 1391 году и упоминается в 1415 году на поставлении Митрополита Григория Семивлаха. 10 . ФОТИЙ упоминается в 1415 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1923 году учреждено Глуховское викариатство Черниговской епархии. При административно-территориальной реорганизации на Украине в 1939 году границы епархий совпадают с границами областей. В 1945 году Решением Священного Синода Русской Православной Церкви была создана Сумская епархия. В июне 1989 года Сумская епархия, после тридцатилетнего временного управления Черниговскими архиереями, вновь получила своего управляющего епископа. В октябре 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви переименовал Киевский экзархат в Украинскую Православную Церковь, предоставив ей автономию. В 1993 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Сумская епархия была разделена на две: Сумскую, которую возглавил епископ Сумской и Ахтырский Варфоломей (Ващук), и Глуховскую, который возглавил епископ Глуховский и Конотопский Пантелеимон (Романовский). Согласно решению Конотопского совета народных депутатов от 3 апреля 1998 года и договора передачи дошкольного учреждения Глуховской епархии под административный центр и проживание управляющего епархией, где проведён капитальный ремонт и уже функционирует епархия, а также, в связи с тем, что город Конотоп является большим индустриальным городом с населением в 110 тыс. человек в сравнении с городом Глухов, где проживает 43 тыс. человек, а также по желанию духовенства и мирян Священный Синод Украинской Церкви благословил 19 мая 1998 года переименовать епархию в Конотопскую и Глуховскую. 25 сентября 2013 года решением Священного Синода Украинской православной церкви Бурынский район на юге епархии были передан новоучреждённой Роменской епархии. В настоящее время на территории Сумской области расположены Контопская и Глуховская Епархия, Сумская и Ахтырская епархия и Роменская епархия. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] 14 апр. 2009 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о канонизации прпп. Софрония (Батоврина), иеромонаха Серапиона, Феодосия (Маслова), послушника Сергия Тихонова. 28 июня 2009 г. в Софрониево-Молченской Рождества Пресвятой Богородицы Печерской пустыни состоялся чин прославления этих подвижников в лике святых. Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Сумская_област...

Иоаким, 1475–1494 г. 274 Иосиф Болгаринович, 1494 г., из слуцких архимандритов. 275 С 1499 г. митрополит киевский, но сохранил за собой управление и Смоленской епархией. Иосиф Солтан с 1502 г. По возведении на киевскую митрополию (1506 г.) 276 продолжал некоторое время управлять и Смоленской епархией; но по утверждении (в 1508 г.) в сане митрополита, посвятил в Смоленск особого епископа – Варсонофия Ходыкина (1509–1515). Варсонофий, целовавший крест великому князю московскому и потом изменивший ему и тайно сносившийся с королем Сигизмундом, низложен с святительской кафедры и сослан на Кубенское озеро в Спасо-каменный монастырь. На место его епископом в Смоленск поставлен 15 февраля 1515 г. чудовский архимандрит Иосиф. 277 При нем Смоленская епархия вошла в состав московской митрополии. После, уже во время унии, в 1611 г. гор. Смоленск, с частью Тверской земли, опять подпал под власть Польши. В это время в Смоленске учреждена была униатская епархия. Но существование ее прекратилось в 1654 г., когда Смоленск опять перешел под власть России. 3) Черниговская епархия Чернигов, со всей Северской страной, с 1320 г. подпал под власть Литвы и находился под литовско-польским владычеством до 1503 г., когда великий князь Иоанн III Васильевич отнял у литовцев Северскую землю. Черниговская епархия основана была вскоре после введения Христианства в России, в X веке. Еще задолго до разделения митрополии, после Батыева погрома, черниговские епископы перенесли свою кафедру в Брянск, смежный с Смоленской епархией и именовались черниговскими и брянскими. До 1415 г. они зависели от московского митрополита, а с 1415 г. вступили под власть киевского митрополита и епархия черниговская вошла в состав киевской митрополии. Но после того, как в 1503 г. Чернигов и Брянск возвращены России, Черниговская епархия опять перешла под власть московской митрополии, и вскоре после того, именно в 1515 г., когда и Смоленск отошел к России, присоединена к Смоленской. Смоленские епископы именовались смоленскими и брянскими до 1489 г., когда восстановлена была Черниговская епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1667 г. учреждена по повелению царя Алексея Михайловича Белгородская и Обоянская епархия (см. Курская и Обоянская епархия ), Белгород стал кафедральным городом обширнейшей епархии, объединившей территорию совр. Курской, Харьковской и Белгородской областей. С 1787 г. епархия носила название Белгородская и Курская. В 1799 г. из ее состава выделена самостоятельная Слободско-Украинская епархия с центром в Харькове (см. Харьковская епархия ), а Белгородская епархия переименована в Курскую и Белгородскую, но до 1833 г. епархиальные учреждения и управление оставались в Белгороде. С 1905 г. существовало Белгородское вик-ство Курской епархии , в нояб. 1933 г. преобразованное в Белгородскую епархию. 25 февр. 1935 г. был арестован еп. Белгородский сщмч. Антоний (Панкеев) , после чего новых назначений на Белгородскую кафедру не последовало, а правосл. приходы, ранее подчиненные Белгородскому епископу, в дальнейшем вновь окормлялись Курскими архиереями. 22 февр. 1993 г. восстановлено Белгородское вик-ство Курской епархии, 18 июля 1995 г. учреждена Белгородская и Старооскольская епархия. Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ) имеет в Б. о. приход в честь новомучеников и исповедников Российских в Ст. Осколе (зарегистрирован в 1996), к-рый относится к Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ. Российская Православная Свободная Церковь (РПСЦ) действует в Б. о. с 1992 г., в 1992-1993 гг. имела 2 зарегистрированные общины, в 1994-1999 гг.- 5, с 2000 г.- 3 общины (в Белгороде, пос. Октябрьский Белгородского р-на и г. Валуйки). Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата имеет в Б. о. 2 общины (зарегистрированы в 2000) в г. Шебекино и пос. Маслова Пристань Шебекинского р-на. Старообрядчество. Старообрядцы на территории совр. Б. о. появились в кон. XVII в., преобладали беспоповцы поморского согласия . К нач. XX в. в дер. Валуйки (близ с. Кошлакова) существовал жен. мон-рь этого согласия. В 1927 г. в Кошлакове прошел собор поморцев, приемлющих брак, на соборе присутствовали более 200 чел., в т. ч. настоятельница мон-ря. В регионе существовали также общины беглопоповцев . В советское время численность старообрядцев на территории совр. Б. о. значительно сократилась в результате антирелиг. гос. политики. К кон. ХХ в. в области не было зарегистрированных старообрядческих общин, в 2001 г. в Белгороде зарегистрирована община поморского согласия.

http://pravenc.ru/text/77868.html

К этой группе статьей примыкают материалы об «Управлении делами Московской Патриархии», структурном подразделении Московской Патриархии (МП), действующем на правах синодального учреждения. Ряд материалов посвящены всеобщей и отечественной истории, а также религии. К ним относится статья об унитариях, членах религиозного течения, возникшего в XVII в. и окончательно сложившегося во второй половине XVIII в. на основе учения социниан. Интересна читателям будет статья об архангеле Урииле. Читателям предлагается ознакомиться со статьями об «умовении ног», паралитургическом действе Великого Четверга, в ходе которого совершается омовение водой ног; великом христианском празднике «Усекновении главы Иоанна Предтечи»; Успении Пресвятой Богородицы, окончании земной жизни и восшествии на Небеса Приснодевы Марии (данная статья является одной из определяющих в томе). Том содержит статьи о многих монастырях, в частности об Ужгородском Воскресенском мужском монастыре, Ульяновском Стефановом Троицком мужском монастыре ( Сыктывкарская епархия ), Унгенском Георгиевском женском монастыре, Унгенском в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» женском монастыре, Уральском Покровском женском монастыре (Уральская епархия), Усольском Преображенском женском монастыре ( Соликамская епархия ), Успенском Аланском мужском монастыре ( Владикавказская епархии ), Успенском Высоковском мужском монастыре ( Городецкая епархия ), Успенском Гремячевом женском монастыре ( Калужская епархия ), Успенском женском монастыре ( Бердянская епархия ), Успенском женском монастыре ( Бельцкая епархия ) и т.д. Внимание историков Римско-Католической Церкви привлечет статья об ультрамонтанизме, направлении в католицизме, представители которого отстаивали главенство папы Римского над светскими правителями и выступали за строгое подчинение Риму управления Католической Церковью. Историкам искусства и студентам будет интересно ознакомиться со статьей «Умиление». Данный термин возник в русской культуре как определение иконографического типа, в котором Божия Матерь и Младенец Христос представлены с прильнувшими друг к другу ликами.

http://patriarchia.ru/db/text/6073476.ht...

С увеличением числа приходов из Новосибирской епархии в 1990-1995 гг. были выделены 5 епархий: Красноярская, Кемеровская (см. Кемеровская и Прокопьевская епархия ), Барнаульская (см. Барнаульская и Алтайская епархия ), Томская (см. Томская и Асиновская епархия ) и Абаканская (см. Абаканская и Кызылская епархия ). 25 янв. 1990 г. постановлением Синода епископом Новосибирским и Барнаульским был определен наместник Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского монастыря архим. Тихон (Емельянов). 19 авг. 1990 г. в Богоявленском соборе Москвы состоялась хиротония архимандрита Тихона во епископа Новосибирского и Барнаульского, с февр. 1994 г. еп. Тихон носил титул «Новосибирский и Томский». Архиерею пришлось решать сложные задачи возрождения традиций просветительского, благотворительного, миссионерского и церковно-общественного служения. Во время управления епархией еп. Тихоном в 1990-1995 гг. отмечено активное храмостроительство, учреждение 90 приходов, открытие воскресных школ, основание 3 мужских и 2 женских мон-рей на территории Новосибирской обл., возрождение томского во имя преподобного Алексия, человека Божия, монастыря , открытие церковных братств и сестричеств милосердия, духовной семинарии в Томске, Православного Богословского ин-та и 2 правосл. гимназий в Новосибирске. В 1992 г. епархия стала выпускать газ. «Сибирский благовест». Важным событием в жизни епархии стал приезд в Новосибирск 14-17 мая 1991 г. патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера). 15 мая патриарх освятил переданный епархии в пользование собор во имя св. кн. Александра Невского, это событие было воспринято жителями Новосибирска как символ возрождения Православия в городе. В 1993 г. епархия приняла активное участие в праздновании 100-летия Новосибирска. К этому юбилею на Красном проспекте была восстановлена разрушенная в 1930 г. часовня во имя свт. Николая Чудотворца - символ Новосибирска (1-я часовня была сооружена в честь 300-летия Дома Романовых в 1915). Автором нового проекта стал новосибирский архит. П. А. Чернобровцев, роспись часовни выполнил художник-монументалист А. С. Чернобровцев.

http://pravenc.ru/text/2577865.html

9 мая 1836 года Святейший Синод обратился к Государю Императору Николаю Павловичу с докладом, в котором указал, что архиерей Подольской епархии нуждается в помощи викарного епископа вследствие большого количества церквей, которых, кстати, было 1512, многочисленности учеников духовных училищ и, в общем, множества дел, связанных с управлением епархией. Ответ был положительным. Новоназначенный викарный епископ получил титул Винницкого, а местопребыванием его стал Шаргородский Николаевский монастырь. В 1919 году центр Подольской губернии из Каменца-Подольского был перемещен в Винницу. Винницкая епархия, как самостоятельная, была основана 7 сентября 1933 г. И первым архиереем на Винницкой кафедре был священномученик Александр (Петровский). В 1934 г. он был членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском). Конец 80-х - начало 90-х лет ознаменовались активным ростом количества приходов в епархии. В 1988 г. Винницкая епархия активно участвовала в общецерковных торжествах по случаю 1000-летия Крещения Руси. В 1990 г. Церкви был возвращен Спасо-Преображенский храм, который снова стал кафедральным собором Винницких архиереев. Восстановление церковной жизни после распада СССР и до этого времени связано с именами митрополитов Винницких Агафангела (Саввина) и Макария (Свистуна), а также епископа Пантелеимона (Бащука), викария Винницкой епархии. Число приходов к 1994 г. достигло 561. 4 октября 1994 г. указом Священного Синода УПЦ Винницкая и Брацлавская епархия была разделена на Винницкую и Могилев-Подольскую, с центром в г. Винница, и Тульчинскую и Брацлавскую с центром в г. Тульчин. Могилёв-Подольская епархия образована 5 января 2013 года по решению Священного Синода УПЦ. С 2013 года на территории Винницкой области расположены 3 епархии: Винницкая и Барская епархия, Тульчинская и Брацлавская епархия и Могилёв-Подольская и Шаргородская епархия. Святыни Винницкой области [ править править код ] Монастыри Винницкой области [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Винницкая_обла...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРШАВСКО-БЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ [польск. Diecezja Warszawsko-Bielska] Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ). Впервые правосл. епископская кафедра на правах вик-ства была учреждена в Варшаве в 1834 г. (см. Варшавское викариатство ); в 1840 г. образована Варшавско-Новогеоргиевская епархия (см. Варшавская епархия ). В межвоенной Польше (1918-1939) Варшава продолжала оставаться центром самой обширной епархии - Варшавско-Холмской, территория к-рой простиралась от Балтийского м. до предгорий Карпат; в период нем. оккупации (1939-1944) площадь епархии уменьшилась, и до кон. 1940 г. она называлась сначала Варшавской, затем Варшавско-Радомской. Варшавско-Бельская Епархия Варшавско-Бельская Епархия После получения 22 июня 1948 г. правосл. Церковью в Польше канонически законной автокефалии на ее территории были образованы 3 епархии: Варшавская (с 12 нояб. 1948 Варшавско-Бельская), Белостокско-Гданьская и Лодзинско-Вроцлавская (см. ст. Лодзинско-Познанская епархия . В 1951 г. Собор епископов утвердил новую адм. структуру Церкви, включавшую уже 4 епархии, в т. ч. В.-Б. е. в границах Варшавского, Люблинского воеводств и Бельско-Подлясского повята Белостокского воеводства. Епархиальная кафедра находится в Варшаве. Собор равноап. Марии Магдалины с подземной ц. Страстей Христовых был построен в 60-х гг. XIX в. в варшавском р-не Прага; также на кладбище в р-не Воля имеется приходская ц. прп. Иоанна Лествичника с подземной ц. прп. Иеронима Стридонского и Илии пророка и неск. часовен. Правящими архиереями епархии почти неизменно являлись предстоятели ПАПЦ; 31 мая 1998 г. им стал Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк) . У митрополита 2 викария: еп. Гайновский Мирон (Ходаковский) и еп. Бельский Григорий (Харкевич). В епархии 6 благочиний: Варшавское (6 приходов), Бельско-Подлясское (15 приходов), Хайнувское (Гайновское) (13 приходов), Клещельское (11 приходов), Наревское (6 приходов), Семятычское (14 приходов).

http://pravenc.ru/text/150463.html

Долгов (исполнительный директор Фонда президентских грантов), Е.В. Лапина (исполнительный директор Института развития Интернета), модератор — И.В. Мещан (заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ) 14:30-16:00 — Обед (Большой Андреевский зал) 16:00-17:30 — Панельная дискуссия «Развитие искусственного интеллекта и нейросетей: социальные последствия» (Большой Екатерининский зал) — Н.Г. Лосева (медиа-продюсер, журналист, заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня»), С.Ю. Наквасин (директор Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ), А.И. Аветисян (академик, доктор физ.-мат. наук, академик РАН, директор Института системного программирования РАН), Ю.В. Усков (предприниматель, создатель платформы онлайн-образования iSpring), иерей Александр Волков (председатель Информационной службы Московской городской епархии, член рабочей группы Межсоборного присутствия по ИИ и новым информационным технологиям), иеромонах Родион (Ларионов) (и.о. директора Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук МИФИ), модератор — епископ Переславский и Угличский Феоктист (председатель рабочей группы Межсоборного присутствия по ИИ и новым информационным технологиям) 16:00-17:30 — Встреча членов Совета священнослужителей-интернет-миссионеров при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ (Троицкий зал) — иерей Павел Островский (Одинцовская епархия), иерей Николай Бабкин (Белгородская епархия), иерей Святослав Шевченко (председатель Комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии), иерей Альвиан Тхелидзе (председатель Отдела по делам молодежи Ставропольской епархии, руководитель Координационного центра молодежного служения в СКФО), иерей Владислав Береговой (руководитель Отдела по культуре и взаимодействию со СМИ Песоченской епархии), иерей Антоний Русакевич (Тверская епархия), иерей Константин Мальцев (Ейская епархия), иерей Георгий Максимов (председатель Миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки), иеромонах Макарий (Маркиш) (руководитель Отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии), иеромонах Александр (Митрофанов) (Сыктывкарская епархия), протоиерей Сергий Воронкин (руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Каинской епархии), иерей Сергий Першаков (руководитель Информационного отдела Волжской епархии), протоиерей Виталий Михеев (Волжская епархия), иерей Роман Посыпкин (председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Кинешемской епархии), протоиерей Геннадий Шкиль (Ставропольская епархия), протоиерей Владимир Вигилянский (заместитель председателя Информационной комиссии при Епархиальном совете г.

http://sinfo-mp.ru/programma-festivalya-...

Пражская епархия является наследницей Чешской православной епархии, созданной в 1929 г. и входившей в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Епархия была создана из чешской православной общины, отделившейся от Чехословацкой (гуситской) церкви в 1924 г. Духовным лидером общины был святитель Горазд (Павлик). Общины и приходы, составлявшие епархию, находились в разных регионах на территории современной Чехии. После казни святителя Горазда в 1942 г. епархия была фактически уничтожена немецкими оккупационными властями. Восстановлена в мае 1945 г. 8 октября 1945 г. епархиальный съезд, состоявшийся в Оломоуце, высказался за переход Чешской православной епархии в юрисдикцию Московской Патриархии. В 1946 г. епархия преобразована в экзархат Русской Православной Церкви. Первым его экзархом стал архиепископ Елевферий (Воронцов), прибывший в Прагу в мае этого года. В 1949 г. по решению епархиального съезда, состоявшегося в Праге, Чешская православная епархия разделена на две самостоятельные епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую. С тех пор Пражская епархия существует в своих нынешних пределах. После провозглашения автокефалии Чехословацкой Православной Церкви в 1951 г. и до 1992 г. пражские митрополиты являлись по положению одновременно и Предстоятелями Чехословацкой Православной Церкви. С декабря 1992 г. в соответствии с новым Уставом Предстоятелем Православной Церкви Чешских земель и Словакии может быть не только архиепископ Пражский, но и архиепископ Прешовский. На территории Пражской епархии находится 39 храмов (1 в совместном использовании с Римо-Католической Церковью) и 10 часовен (1 в совместном использовании с Чехословацкой гуситской церковью), объединенных в 31 приход. Приходы разделены на 5 окружных протопресбитератов (благочиний). Действует один мужской монастырь (преподобного Прокопия Сазавского в Мосте). Оломоуцко-Брненская епархия Кафедра: Оломоуц Кафедральный собор св. Горазда I, ученика св. Мефодия (боковой предел Успения Пресвятой Богородицы, в крипте — предел новомученика Горазда II, епископа Чешского)

http://patriarchia.ru/db/text/134583.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010