В группах второго вида – трон отнюдь не есть седалище епископа, но престол Божий: форма эта удержалась в памятниках позднейшего времени и получила специфическое наименование «τοιμασα του θρνου» или уготование престола и потому значение ее не подлежит никакому сомнению. Низкие преграды в боковых нефах означают обычную в древности низкую алтарную преграду в храмах, лавр же и дуб, по остроумному замечанию Гарруччи, указывают на гробницы мучеников, увенчанные знаками победы 37 . Совокупность этих изображений имеет специальное значение применительно к специальному назначению самого баптистерия. Средоточие всего составляет Спаситель, освятивший таинство крещения собственным примером; подле Него апостолы среди райских деревьев, с венками, которых они удостоены за то, что выполнили заповедь Спасителя о крещении всех народов и (иные из них) запечатлели проповедь о крещении мученическою кончиною. Крещение открывает собою людям доступ в церковь Христову, в которой невидимо присутствует сам Иисус Христос (на Своем троне): церковь эта создана на основании апостолов, замененных здесь книгами четырех Евангелий, и пророков. Таким образом, специальное значение этих мозаик не только не противоречит уже намеченной выше идее украшения купола, а наоборот вполне гармонирует с нею. В центре купола здесь все-таки удерживается Христос, как глава церкви и установитель таинств; ближайшими орудиями Его и членами небесной церкви являются апостолы, тут же и евангелисты, которые в архитектурных памятниках уже VI века перешли в паруса сводов, тут и пророки и в дополнение ко всему внешнее выражение Христовой церкви в виде главных черт христианского храма. Подобная компоновка сюжетов удержана и в мозаиках арианского баптистерия 38 : здесь то же крещение Спасителя (тип юный) и те же апостолы с венками, и среди них трон (τοιμασα) на котором утвержден четвероконечный крест. Бесспорное различие в художественном стиле между этими мозаиками и мозаиками православного (или католического) баптистерия не позволяет признать первые копией последних, но оно не исключает тождества лежащей в основе их идеи 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Аналогичная композиция содержится в арианском баптистерии, датируемом первой четвертью VI века. В куполе изображен Христос в виде молодого человека без бороды с длинными вьющимися волосами. Он полностью обнажен и по пояс погружен в воды Иордана. На берегу Иордана стоит Иоанн Креститель, с бородой и длинными волосами, спускающимися ниже пояса; Иоанн облачен во власяницу, оставляющую открытыми руки и ноги; в левой руке Крестителя пастушеский жезл, правая лежит на голове Христа. По другую сторону реки – седовласый старец, олицетворяющий Иордан. Как и в православном баптистерии, в арианском в подкупольном пространстве изображены апостолы, под ними – епископские престолы. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово была построена королем остготов Теодорихом в начале VI века. По сторонам центрального нефа расположены три регистра изображений. Первый, верхний регистр содержит 26 композиций, иллюстрирующих различные события из Евангелия: здесь Христос изображен с бородой и длинными волосами. Однако в сцене Страшного Суда Христос без бороды: рядом с Ним стоят два Ангела, а различные народы представлены в виде шести агнцев. Во втором регистре окна чередуются с монументальными фигурами пророков и апостолов. В третьем регистре изображены процессии мучениц (на северной стене) и мучеников (на южной стене), движущиеся с запада на восток, к алтарной апсиде. Процессия мучениц начинается от равеннского порта, изображенного в западной части южной стены, и завершается сценой поклонения волхвов и изображением Божией Матери на троне в окружении Архангелов. Процессия мучеников начинается от дворца короля Теодориха, изображенного на южной стене напротив равеннского порта, и завершается у алтарной апсиды образом Христа, восседающего на троне. Внутреннее пространство базилики, таким образом, решено как грандиозная литургическая сцена, объединяющая в поклонении Христу и Богоматери пророков, апостолов, мучеников и мучениц, земных властителей, а также прихожан храма, которые, присутствуя за богослужением, становятся частью композиции, составляя ее самый нижний регистр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

ч. в Риме, получила развитие луциферианская схизма, сторонники к-рой отказывались вступать в церковное общение не только с арианами, но и с епископами, подписавшими проарианские вероисповедания. Арианин Авксентий I , еп. Медиоланский (355-374), пользовался покровительством имп. Юстины, супруги имп. Валентиниана I, части придворных и варварского военного командования. При этом епископе Медиолан стал центром арианства в И. Распространение арианства в И., возникновение арианских общин чаще всего были связаны с присутствием варварских воинских контингентов. Собор, созванный в Аквилее (381) под рук. еп. св. Валериана и при активном участии свт. Амвросия Медиоланского, имел целью покончить с арианством не только в И., но и в Иллирике. Однако по приглашению имп. Юстины в Медиолан прибыл бежавший из Иллирика еп. Авксентий II, к-рый возглавил арианскую общину в городе. Постановления II Вселенского (К-польского) Собора (381), осудившего арианство, были подтверждены Собором в Риме (382). Вопрос о степени участия ариан в проповеди христианства в И. остается спорным из-за отсутствия достоверных сведений. По мнению ряда исследователей, некоторые епископские кафедры Сев. Италии (Аримин, Парма) были основаны арианами, однако впоследствии сведения об этом были изъяты из источников. Сохранившиеся данные относятся в основном к деятельности епископов-никейцев, которые представлены как защитники православной веры, добрые пастыри, заботившиеся о распространении христианства,- Евсевия , еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли), Зинона Веронского , Филастрия Бриксийского . «Traditio legis» (Дарование закона). Мозаика баптистерия Сан-Джованни-ин-Фонте в Неаполе. 2-я пол. V в. «Traditio legis» (Дарование закона). Мозаика баптистерия Сан-Джованни-ин-Фонте в Неаполе. 2-я пол. V в. В V в. на И. неоднократно нападали варвары. В 401 г. готы во главе с Аларихом напали на Аквилею, но после поражения при Полленции отступили обратно в Иллирик. В 406 г. войско вестготов во главе с вождем Радагайсом дошло до Тусции, но было разбито магистром армии Стилихоном близ г.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Соответствие художественного языка античному мышлению хорошо объясняет библеист Андрей Десницкий. «Сцена Крещения Господня: обнажённый Христос стоит в речных струях, Он безбородый, совсем юный. Хочется поправить художника: на проповедь Христос вышел зрелым мужем, и немыслимо было для иудея тех времён не носить бороды или публично обнажаться. Но ведь это изображение условно, оно продолжает традицию античного героического портрета, где в нагом теле ничто не скрыто, но ничто и не подчёркнуто, и это один из важнейших приёмов, равно как и юношеский возраст героя. И христианский художник не стесняется говорить с людьми своего времени на привычном им языке». Спустя столетие ариане, завладевшие Равенной, по образцу православного баптистерия выстроили свой собственный, арианский баптистерий. Его мозаики силятся повторить сюжет оригинала, однако очевидно, насколько беднее, проще в них формы и краски. Сооружён баптистерий был по приказу остготского короля Теодориха Великого, в чьих руках к 493 году сосредоточились огромные владения, распространившиеся далеко за пределы Апеннинского полуострова. Теодорих был арианином, но вполне терпимо относился к православным. В историю он вошёл с репутацией цивилизованного гота, который восхищался античной культурой, привёл в порядок памятники Рима и чтил сенат. Однако своей столицей король всё-таки предпочёл видеть не Рим, а Равенну. Аскетичный мавзолей Теодориха и по сей день посещают любители меланхолических руин… После его смерти в 525 году император Юстиниан начал военную кампанию по возвращению захваченных варварами территорий Италии. За несколько лет его верный полководец Велизарий разгромил готов, и в 554 году Равенна в третий раз стала столицей — на этот раз столицей экзарха, правившего Италией от имени византийского императора вплоть до 751 года. Базилика святого Аполлинария «Новая» Покровителем Равенны является священномученик Аполлинарий, ученик апостола Петра. Около 49 года первоверховный апостол рукоположил его в епископа Равеннского. Аполлинарий пришёл в Равенну как странник, проповедовал Евангелие и исцелял больных. Епископ-чудотворец вызывал бешеную ярость языческих жрецов. Испробовав все средства погубить святого, они отправили донесение императору Веспасиану с просьбой осудить на смерть «христианского волхва». В 75 году святой Аполлинарий был схвачен и жестоко избит в портовом предместье Равенны — Классе. Через семь дней он скончался. На месте его гробницы была построена базилика святого Аполлинария «В порту» (Сант-Аполлинаре-ин-Классе).

http://pravoslavie.ru/76383.html

Любимым временем крещения взрослых были Пасха и Пятидесятница, а на Востоке также Богоявление. В IV веке, когда вся масса населения Римской империи перешла из язычества в христианство, в эти великие праздники баптистерии были полны прозелитов, а крещение такого количества людей часто производило сильное впечатление и было весьма торжественным. Детей обычно приносили в церковь крестить вскоре после их рождения. Обычной формой крещения продолжало быть погружение в воду, особенно на Востоке, причем это было троекратное погружение, во имя Троицы. Но Григорий Великий допускал и однократное погружение, которое было принято в Испании как свидетельство против арианского политеизма 983 . Уже во II – III веках с крещением связывалось несколько подготовительных и сопровождающих его церемоний, которым стали придавать важность, но которые затмевали и замутняли изначальную простоту таинства. Это был экзорцизм, или изгнание дьявола 984 ; выдыхание воздуха на крещаемых 985 как знак наделения их Святым Духом, по примеру Ин. 20:22 ; прикосновение к ушам 986 с восклицанием Ephphatha! из Мк. 7:34 для того, чтобы открылось духовное восприятие; изображение знака креста на лбу и груди, как отметки воина Христова; и наконец, в Африке – вручение соли, символа Божественного Слова, в соответствии с Мк. 9:50 ; Мф. 5:13 ; Кол. 4:6 . Обычно прозелиты принимали новое имя, в соответствии с Отк. 2:17 . При совершении самого обряда крещаемый сначала поворачивался к западу и отрекался от сатаны со всем его великолепием и служителями 987 ; потом, повернувшись к востоку, он клялся в верности Христу 988 и исповедовал свою веру в триединого Бога либо повторяя символ веры , либо отвечая на вопросы 989 . Потом, с помощью диаконов и диаконис, следовало троекратное или однократное погружение в воду во имя триединого Бога и называлось имя крещаемого. После второго помазания освященным елеем (конфирмации) с крещаемого снималось покрывало, которым катехумены покрывали головы во время богослужения в знак своего духовного несовершенства, и его облекали в белые одежды, символизировавшие рождение свыше, чистоту и свободу. В Западной церкви крещаемый получал также смесь из молока и меда – символ детской невинности и предвкушение причастия. §93. Конфирмация

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Столь же характерно и движение рук Божией Матери, из которых левая легко и мягко прикасается к поясу Младенца, тогда как правая поднята и сложена в виде двуперстного благословения. Вся эта церемониальная композиция мотивирована поклонением церемониально шествующих к Богоматери святых жен и дев, которые длинным рядом, одна за другой, по стене главного нефа направляются к этой группе. Таким образом, в настоящей композиции использована древняя апокрифическая основа обстановки «Поклонения волхвов», при чем замена Младенца взрослым отроком не представляет той несообразности, какую она имеет с точки зрения передачи канонических евангелий. Нельзя не находить также в известной степени удачным самое размещение главной группы, лицом к молящимся, тогда как подходящая шеренга святых жен и дев представлена или в профиль, или вообще несколько боком к зрителю. С другой стороны, это размещение являлось бы еще более натуральным, если бы главная группа была изображена в алтарной нише, что дает повод догадываться, что именно это имело место в греческом образце данной мозаики. Мозаики алтаря в соборе Паренцо 126 (рис. 96–100) в Истрии, построенном в первой половине шестого века епископом Евфрасием, в целом, по стилю и мозаическому мастерству, вполне подобны мозаикам Равенны IV столетия, особенно – арианского баптистерия, церквей свв. Виталия и Аполлинария Нового. Некоторая разница в манере может быть отнесена к провинциальному, более ремесленному и небрежному исполнению мозаик Паренцо, сравнительно с Равенною, которая и в VI веке продолжала играть роль столицы и своего рода центра. 96. Мозаический фриз на триумфальной арке собора г. Паренцо 97. Алтарная мозаика в соборе г. Паренцо 98. Алтарная мозаика в г. Паренцо По содержанию, мозаика представляется более близкой к росписи церкви св. Виталия, с тем отличием, что образ юношественного Спасителя, восседающего на земной сфере и окруженного 12 апостолами, здесь (рис. 96) перенесен на триумфальную арку, которая, будучи наиболее обращена к молящимся, представляет им торжество истинного Света Христова, как гласит о том раскрытый на этом тексте кодекс Евангелия в руках Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Образы Христа Пантократора столь многочисленны и разнообразны, что объединить их в одну группу можно лишь весьма условно. Общее между ними то, что на них Христос всегда изображен фронтально; Его правая рука поднята в благословляющем жесте; в левой руке Евангелие, раскрытое или закрытое. Вседержитель может быть изображен в полный рост сидящим на Престоле, по пояс или оплечно. В куполе храма погрудное изображение Пантократора вписано в круг; в алтарной апсиде оно может быть также оплечным, либо поясным, либо в полный рост, в зависимости от формы апсиды и от программы росписи. Иконографический тип, известный под названием «Нерукотворный Образ», получает распространение в VI веке в связи с обретением Эдесского Образа, о чем уже говорилось выше. Здесь представлен только лик Христа на плате; в некоторых случаях плат опускается и остается только лик Христа. Образ Спаса Эммануила представляет Христа в отроческом возрасте. Такой образ чаще всего размещается в медальоне, поддерживаемом двумя Ангелами. Традиционная одежда Христа в большинстве композиций – синий гиматий (плащ), закрывающий левое плечо и левую руку; правое плечо и правая рука покрыты темно-красной нижней одеждой с золотым галуном. Иногда гиматий может быть белым; в сцене «Преображения» вся одежда Христа белого цвета с золотой отделкой. На некоторых композициях Страстного цикла Христос изображается в набедренной повязке: это, прежде всего, сцена «Распятия», где Христос изображен висящим на кресте; у подножия креста слева от зрителя Божия Матерь, справа Иоанн Богослов в виде молодого человека без бороды. Также в набедренной повязке Христос представлен в сценах «Снятия с креста», «Оплакивания» и «Погребения». В композиции «Крещение Господне» в равеннском арианском баптистерии (VI в.), в мозаиках монастырей Осиос Лукас (сер. XI в.) и Дафни (кон. XI в.), а также во множестве других случаев Христос представлен полностью обнаженным. В более позднее время Его стали и в этой композиции изображать в набедренной повязке. На некоторых изображениях, тематически связанных со Страстным циклом, Христос представлен мертвым: это опять же сцены «Распятия», «Снятия с креста», «Оплакивания» и «Погребения». С этими сценами генетически связана композиция, известная под названием «Не рыдай Мене, Мати» (название заимствовано из начальных строк ирмоса 9-й песни канона Великой Субботы). Это поясное фронтальное изображение Христа, наполовину погруженного во гроб; руки Спасителя скрещены на поясе, голова наклонена, глаза закрыты, торс обнажен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мы уже имели случай 37 указать, что в византийской иконографии Крещения Господня, начиная с VII–VIII веков, появляется в воде реки Иордана поставленный на ступенчатом пьедестале крест, по-видимому, мраморный, монументальный. Изображение этого креста, по нашему мнению (кажется, принятому без возражений), воспроизводит реальную деталь: крест, действительно, поставленный в настоящем Иордане, на месте омовения паломников и предполагаемого Крещения Господа. Но мы считаем также сирийского происхождения и композицию «Крещения» в равеннской мозаике арианского баптистерия или ц. S. Mariain Cosmediis нисходящий там на Главу Спасителя в водах небесных Св. Дух виде голубя изображен по тексту Ев. от Евреев, составленного в Берее: descendit fons omnis Spiritus Sancti. Композиция изображения «Воскресения Господня» или греч. «Анастасиса» в виде двух жен у гроба и Ангела, им возвещающего, должна была сложиться под специальным впечатлением празднования дня «Воскресения» у гроба в Иерусалиме. Тоже должно сказать о сценах: Благовещения у источника и Рождества Христова. Безусловный палестинский характер имеют изображения и символы Спаса Эммануила, Уготованного Престола, Победного Креста и Звезды Вифлеемской. Известное изображение Адамовой главы (черепа с двумя костями, накрест положенными) у подножия Распятия также ведет свое происхождение от чисто местных, иерусалимских преданий, мало по малу слагавшихся в силу нравственной близости первого человека и его искупителя Богочеловека, и сблизивших по месту страдания и смерти «ветхого» Адама и «Сына человеческого». Данная подробность вошла в иконографию Распятия приблизительно в период VII – VIII стол., так как от IX века мы имеем уже памятники такого изображения (в парижском кодексе Григория Богослова за 510, изображение неясно), именно под влиянием натверженных паломниками рассказов о погребении Адама на Голгофе 38 . «Адамова книга» (появившаяся около V века) рассказывает, что Ной, по повелению Божию, принял останки праотца в ковчег, а Сим похоронил их, по указанию ангела, «в среде земли», там, где совершилось искупление всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Дева Мария, как будто присевшая от усталости, от только что пережитого испуга, кротко вопрошает свое дитя: «Сын, что Ты сделал с нами? Мы с великой скорбью искали Тебя». И вдруг он, мальчик 12 лет, так величаво и спокойно говорит: «Зачем было вам искать Меня? Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Отца Моего?». Он говорит о своем доме — храме, о Себе как о жителе не земли, но неба. И у Евангелиста читаем слова: «Они не поняли слов Его и вскоре ушли вместе в Назарет». Как могли они не понять? Но ведь даже близкие Христа — люди. Симоне Мартини «Нашли его в храме», 1342 год. 495 x 351 мм. Галерея Уолкера, Ливерпуль Это сближение, нахождение вместе земного и небесного всегда будет волновать художников. Крещение Господне Как известно из евангельских текстов, возраст 30 лет — начало земного служения Христа, которое завершится на Голгофском холме. Александр Иванов «Явление Христа народу», 1837-1857 гг. 750 x 540 см. Третьяковская галерея, Москва Картина «Явление Христа народу» стала трудом всей жизни Александра Иванова. Больше 20 лет он пишет холст, который должен не только вместить группу людей на берегу Иордана, но и всех, к кому обращена проповедь Иоанна Крестителя. Неслучайно между людьми и Христом художник прокладывает полосу пустой земли. Это словно молчание, пауза, в которой сейчас все решают — поверить или не поверить, обратиться или нет, дать Ему прийти или не пожелать этой встречи? Великий замысел, к сожалению, не оценили современники Иванова. Крещение в иконах и картинах: Мозаика свода Арианского баптистерия. Конец V века. Равенна, Италия Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408 год. Государственный Русский Музей Богоявление с предстоящими святыми. Конец XVIII - начало XIX в. Рыбинский музей-заповедник Пьеро делла Франческа. Около 1450 года. Национальная галерея, Лондон Андреа дель Верроккио, Леонардо да Винчи. 1472 – 1475 г. Галерея Уффици, Флоренция

http://pravmir.ru/creative/put-k-velikoj...

Таким образом, выполнялось главное правило, которое требовалось для микв. Французский паломник писал: «Если человек высокого роста сойдет вниз по мраморным ступеням. то в летнее время воды Иордана достигнут до его груди, а в зимнее – покроют его с головой. В период сильных наводнений вода полностью накроет крытую часовню, стоящую на четырех сваях. Воды реки залили полностью впадины и образовали уникальный крестообразный баптистерий. Единственный баптистерий такой формы на земле, в котором люди могут креститься в водах Иордана». Это естественное явление уже не наблюдается в наши дни, так как за последние 50 лет уровень воды в Иордане стремительно снизился. Сейчас река несколько сместилась. Евангелист Матфей указывает на то, что разные люди приходили к Иоанну Предтече, чтобы совершить погружение. « Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф 3:7-8). Ехидны – это маленькие, но очень ядовитые змейки. Почему он так называет фарисеев и саддукеев? Фарисеи и саддукеи были представители очень влиятельных религиозных течений того времени. Фарисеи тщательнейшим образом постигали и стремились соблюдать Закон Моисея и предписания старцев. Саддукеи же были представителями знати, многие из них являлись священниками. Они ориентировались не на Закон и иудейскую традицию, а на эллинистическую культуру, на то, чтобы служить Риму. Они даже отвергали некоторые идеи Ветхого Завета, например, идеи воскресения из мертвых. И те и другие, услышав о великом пророке, пришли к нему, чтобы внешне раскаяться для того, чтобы избежать суда за свои прегрешения в Царствии Мессии, которое вот-вот наступит. Когда Иисус обличает лжерелигиозных вождей еврейского народа, он говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф 23: 13). Слово, которое на наш язык было переведено, как «лицемер», на еврейском языке дословно звучит как «актер». Часто фарисеи молились напоказ, также они «расширяли хранилища».

http://texts.aquaviva.ru/yurevich/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010