Баптистерий (греч.-лат. – «крещальня) – так, начиная с IV в. называли церкви в честь Иоанна Крестителя, предназначавшиеся для совершения обряда крещения. Как у православных, так и у ариан, это были восьмигранные купольные здания, украшенные мозаиками. В куполе было помещено мозаичное изображение сцены «Крещение». Различия касались манеры исполнения. В мозаиках арианского баптистерия, построенного в Равенне ок. 500 г., античные черты сочетались с восточными. Почти классические по красоте крупные лица, величественные позы, энергичные движения были искажены чрезмерной экспрессией и асимметрией, выражавшими страстный внутренний порыв. Контуры фигур приобрели резкие очертания. Мелкие кубики смальты, лепившие лица, отличались большей пестротой. Преобладание спиритуального над материальным ощущалось в широких белых одеждах, превращенных в светоосные потоки. Бархадбешабба (VI в.) – сирийский писатель и церковный историк, епископ Халвана, приверженец несторианства, автор трактата «Причина основания школ» и сочинения «История святых отцов» («Церковная история»). Предполагают, что он учился в Нисибийской академии (Северная Месопотамия), описанию которой посвящены последние две главы «Истории святых отцов». Цель этого сочинения – прославить несторианское вероучение и его создателя – Нестория, труды которого («Книга Гераклита» и «История») были использованы Бархадбешаббой. Писателя не интересуют причины исторических событий. Все, происходящее в мире, он объясняет происками Сатаны, но признает конечную победу Бога над дьяволом . Автор восхищается добропорядочностью и строгими нравами жителей Сирии и других восточных провинций, противопоставляя им население погрязших в разврате крупных городов византийской империи. При всей своей тенденциозности «История святых отцов», написанная живым и сочным языком, представляет значительный интерес как один из памятников культуры, помогающий воссоздать картину напряжённой религиозной борьбы в ранневизантийский период. «Бельтандр и Хризанца» («Велтандр и Хрисанца», ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вполне возможно, что именно об этой форме говорится в шестой главе послания к Римлянам: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть». Человек погружался под воду, туда, где жизнь невозможна. Это действие символизирует смерть и соумирание со Христом. Затем человек выходит из этой воды и делает первый вдох подобно новорожденному – он входит в новую жизнь. Вместе с тем исследователи полагают, что в Новом Завете можно увидеть и другие формы крещения. Не только баптизма, но и «лютрон» (баня, ванна), когда человек стоял в воде и из чаши выливал на себя воду. «Вы омылись, освятились» — говорил апостол Павел, поэтому исследователи полагают, что существовала форма крещения и через обливание. В десятой главе послания к Евреям, где говорится: «Кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тело водою чистою…» (Послание к Евреям 10:22), мы видим еще одну форму крещения через окропление. Она получит особенное распространение в западной церкви уже во второй половине первого тысячелетия и во втором тысячелетии. Древние христианские имели разные формы и не обязательно были глубокими. Баптистерий Дура-Европос, в котором была найдена самая древняя домашняя церковь, имеет глубину 95 см. Человек в нем будет стоять по грудь в воде и легко сможет совершить крещение полным погружением. Существовали и другие баптистерии, например, Стоби, которые были недостаточно глубокими для погружения. На известной мозаике и православного и арианского баптистерия в Равенне (Италия) мы видим изображение Крещения Иисуса Христа. Он стоит по пояс в воде, и Иоанн Креститель из чаши возливает воду на Его голову. Вероятнее всего это отражение формы крещения, которая существовала в пятом веке в этой литургической и географической области. Совершилось крещение и далее осуществляется послекрещальное миропомазание. В Апостольском предании мы видим следующие строки: «И после того, как выйдет он из воды, пусть пресвитер помажет его освященным елеем, говоря: «Помазываю тебя святым елеем во имя Иисуса Христа». И после того, как крещаемые оботрутся и оденут свои одежды, пусть они войдут в церковь.

http://texts.aquaviva.ru/hulap/

Иконография праздника Событийная усложненность праздника, его значительная догматическая составляющая повлияли на то, что изображения Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одно из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя. В ранних христианских памятниках IV–V столетий, таких как ампулы Монцы, мозаики одного из баптистериев в Равенне, плакетка с трона архиепископа Максимиана, крещаемый от Предтечи Христос представлялся молодым безбородым юношей. Однако в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте. Несмотря на то, что главным источником иконографии события Богоявления являлось Евангелие, на свидетельстве которого основаны описания Крещения в апокрифах, образы праздника содержали элементы, заимствованные не из повествования святых евангелистов. Так, следуя античным изобразительным приемам, в сцены Крещения изографы помещали персонификацию реки Иордан – седовласого старца, сидящего, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия, на берегу или находящегося в самой реке, вместе с олицетворением моря в виде уплывающей женщины. Кроме того, Евангелие не сообщает о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры в разном количестве, начиная с VI–VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции. Над находящимся в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа, лучи троичного света, а также благословляющая десница Всевышнего, означающая «жест речи» – глас с небес (роспись в монастыре Дафни под Афинами, вторая половина XI в.). Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании. С течением времени на иконах, мозаиках, книжных миниатюрах и прочем появляется большее количество деталей: на берегу Иордана представлены раздевающиеся люди, ждущие своей очереди креститься; иногда на воде изображается крест, слияние потоков Иора и Дана и т.д. (церковь Спаса на Нередице, Новгород, 1199; монастырь святой Екатерины на Синае; псковские храмы, первая половина XIV в.) .

http://pravoslavie.ru/33584.html

Так абсида извне не полукруглая, а многосторонняя; колокольни же имеют круглую цилиндрическую форму, между тем как в Риме они четырехугольные. В римских абсидах окон по большей части не было, чтобы придать этому месту более священной таинственности; напротив в равеннских три или пять окон; ни одна равеннская базилика не имеет поперечного нефа, триумфальная аркане опирается на два пилястра. В Равенне были также арианские церкви, как напр. S. Apollinare Νuονο, прежняя церковь Св. Мартина, арианский баптистерий, но между ними и церквами католическими нет никакого различия. Перейдем теперь к Востоку. Между древнехристианскими церквами Запада и византийскими нет никакой существенной разницы в отношении к главному характеристическому образованию архитектурных элементов. Эти элементы одинаково образованы как в базиликах, так и в купольных церквах; и тот и другой род были равно любимы и на Востоке и на Западе; следовательно, мы не имеем права говорить о двух стилях древнехристианской архитектуры, или в таком случае должны, чтобы быть последовательными, дробить греческую архитектуру на стиль ионический и стиль дорический. Но декоративные детали византийских церквей значительно отступают от итальянских, потому что римские архитекторы, последовавшие за Константином в Византию не были уже там окружены римскими зданиями, с которых они привыкли брать орнаменты, и потому, не держась так твердо классических форм, они выработали новые мотивы и под влиянием памятников греческих. Этим и ограничивается разница двух так называемых стилей. Но если следует уничтожить это разделение древне-христианского стиля на два, то оно должно быть внесено туда, откуда его обыкновенно исключают; а именно, в Средние Века, действительно являются две школы, западная и древне-византийская, между тем как все памятники первой половины Средних Веков во всех странах историки относят к одному стилю романскому, а памятники второй половины к стилю готическому Итак, первые церкви, построенные на Востоке Константином, вышли непосредственно из той школы, которая возвеличилась постройкой колоссальных церквей Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Характеризуя стилистику мозаик Санта Мария Маджоре, В. Н. Лазарев писал, что «в них еще... много античного... В трак­товке пространства чувствуются пережитки старого иллюзи­онистского стиля, пропорции фигур и типы лиц несут на себе печать живых античных традиций. И хотя в композициях явно дает о себе знать тенденция к усилению фронтального начала, общий тон рассказа лишен иератической скованности» 976 . В моза­иках Санта Мария Маджоре В. Н. Лазарев находит черты влияния константинопольской школы, аналогичные произведения которой в самой столице на Босфоре, относящиеся к V столетию, до нас не дошли, хотя, судя по косвенным данным, в основном по позд­нейшим мозаикам, мастера этой школы достигли самого высоко­го совершенства в этом характерно «византийском» искусстве: «Тщетно было бы искать... стилистические аналогии» мозаикам Санта Мария Маджоре «в чисто римских мозаиках Санта Костанца, Санта Пуденциана и Санта Сабина. Не только их иконогра­фия связана с восточными источниками, но и стиль, отмечен­ный печатью большой живописной свободы. Здесь настойчиво дают о себе знать традиции античного импрессионизма, которые в такой чистой форме удержались в V веке лишь на почве Кон­стантинополя и тяготевшей к нему Равенны» 977 . Именно там, в Равенне, сохранились лучшие мозаики эпо­хи. Этот город в 402 г. стал резиденцией западных императоров, а после низложения Ромула Августула – столицей варварско­го королевства Одоакра и затем, после убийства Одоакра, рези­денцией короля остготов Теодориха Великого. В нем строились дворцы, мавзолеи правителей, христианские храмы – право­славные для местных италиков, эмигрантов и переселенцев из греческих городов и из Сирии и арианские для варваров. Среди великолепных архитектурных сооружений Равенны V века, дожив­ших до наших дней, – мавзолей Галлы Плацидии, капелла архи­епископа Равенны Петра II, базилика апостола Иоанна Богосло­ва, православный и арианский баптистерии. Оба баптистерия прославлены своими замечательными мозаиками, но шедевром мозаичного искусства Равенны являются композиции в мавзо­лее Галлы Плацидии, примыкавшем к нартексу дворцовой церк­ви Святого Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Церкви свободу во внутренних делах, оказывал покровительство епископам, заботился о поддержании церковных структур и защищал собственность Церкви. В 500 г. Теодорих прибыл в Рим для празднования 30-летия правления (tricennalia), посетил базилику св. Петра и поклонился гробнице апостола вопреки соблюдавшемуся арианами запрету на посещение православных храмов. Он устроил в Риме цирковые игры и установил ежегодную раздачу хлеба. В период лаврентиевской схизмы (498-506/7), когда сторонники антипапы Лаврентия пытались сместить папу Симмаха , Теодорих сохранял нейтралитет, поддержав Симмаха лишь в 506 или 507 г., после длительной борьбы и уличных беспорядков в Риме. Арианский баптистерий в Равенне. 1-я четв. VI в. Арианский баптистерий в Равенне. 1-я четв. VI в. Теодорих стремился к мирному сосуществованию римлян и готов, которые составляли лишь незначительную часть населения И.- ок. 100 тыс. чел., тогда как рим. население достигало 4 млн ( Moorhead. 1992. P. 67-68). Римляне оказывали значительное культурное влияние на варваров: известно о готах, принимавших латинские имена и владевших латынью. По словам Кассиодора, готы и римляне подчинялись единым законам. Сохранился основанный на рим. праве законодательный сб. «Эдикт Теодориха» (его принадлежность Теодориху Великому вызывает сомнения), который был адресован всем группам населения И. На привилегированное положение варваров указывает наличие в отдельных городах должности комита готов, который кроме исполнения военных функций участвовал в судопроизводстве по делам варваров. Религиозная терпимость в Остготском королевстве способствовала мирному сосуществованию правосл. и арианской церковной иерархии. При этом король, по-видимому, не препятствовал обращению готов-ариан в правосл. веру. Терпимость короля распространялась и на иудеев, к-рые сохраняли собственные законы и могли занимать гос. должности; после того как жители Равенны устроили евр. погром, король приказал восстановить разрушенные синагоги за счет горожан. Среди населения И.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Таким обра­зом, в государстве Теодориха, как и в других германских коро­левствах, возникших на руинах западных диоцезов Римской империи, легислатура носила не территориальный, но персо­нальный характер. Как правитель римлян Теодорих официально именовался «триумфатором», «августом», но не «императором», хотя и счи­тал, что император делегировал ему полноту власти императора в пределах Италийской префектуры. Во дворце он нередко обла­чался в пурпур, и однажды он велел отчеканить золотую моне­ту, на что исключительным правом пользовался император. На монете он изображен был в императорском облачении, но эта монета была выпущена ничтожным тиражом, так что известен лишь один ее экземпляр. Среди эдиктов Теодориха, собранных Кассиодором, сохранилось несколько его посланий, адресован­ных римскому сенату, в которых он выражает ему свое уваже­ние. «Назначая кого-либо в виду его заслуг патрицием, консулом или на какую-либо другую должность, король в вежливой форме обращался к сенату и просил его принять в свою среду как това­рища, избранного им, королем, кандидата» 1001 . Теодорих вел в своей столице грандиозные строительные работы. В Равенне строились православные и арианские церк­ви, баптистерии, дворцы. В центре города была воздвигнута его конная статуя. При этом в равеннских сооружениях, даже в арианских церквах – об архитектуре и мозаиках которых можно судить по сохранившемуся арианскому баптистерию, – не замет­но влияния художественных традиций, которые бы шли от искус­ства германских варваров. Даже если строителями и мозаичиста­ми арианского баптистерия в Равенне были ариане и готы, как мастера они творили вполне в русле местных италийских и общих для искусства всей империи стилистических традиций. Строи­тельные работы при Теодорихе велись также в Милане и Риме. В Вечном городе Теодорих позаботился о ремонте и реставрации церквей, которые, за, вероятно, ничтожными исключениями, все были православными, а также крепостных стен, дворцов, мостов через Тибр, акведуков, знаменитой римской клоаки, театра Пом­пея, амфитеатра Тита, Колизея и цирка.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Св. Иоанн Предтеча. Фрагмент «четырехчастной» иконы. 1-я треть XV в. (ГТГ) Св. Иоанн Предтеча. Фрагмент «четырехчастной» иконы. 1-я треть XV в. (ГТГ) На Западе во имя И. П. первоначально освящались в основном алтари, расположенные в баптистериях. В самых ранних баптистериях (напр., Латеранский баптистерий в Риме, IV - 1-я пол. V в.) алтари, вероятно, отсутствовали, однако мн. подобные сооружения украшались фресками или мозаиками на тему Крещения Господня, где фигурировал И. П. (напр., Православных (сер. V в.) и Арианский (ок. 520) баптистерии в Равенне). Алтарь во имя И. П. (вместе с алтарем св. Иоанна Богослова) находился в баптистерии при базилике св. Петра в Ватикане, построенном во 2-й пол. IV в. Из ранних баптистериев, посвященных И. П., известен также баптистерий в Пуатье (Франция; IV в., перестроен в нач. VI в.). В ряде случаев посвящение И. П. переходило с баптистерия на близлежащую церковь (кафедральный собор св. Иоанна в Лионе, к-рый ранее был посвящен первомч. Стефану). С V в. известно об освящении церквей во имя И. П. (Равенна, сер. V в.; Монца, кон. VI в.). В 1-й пол. VI в. св. Бенедикт посвятил И. П. храм основанного им мон-ря Сублак (ныне Субиако), что было связано с особым почитанием святого среди монахов. В средние века и новое время было основано множество монашеских орденов и конгрегаций, названных в честь И. П.; самый известный из них - Иерусалимский, Родосский и Мальтийский орден св. Иоанна (1048, см. Мальтийский орден ). К VII в. относятся сведения о наименовании Латеранской базилики, кафедрального собора Рима, в честь И. П. и ап. Иоанна Богослова. В Зальцбургском перечне рим. церквей (ок. 640) упомянута «базилика Константина, она же Спасителя, она же называется и св. Иоанна» ( H ü lsen Ch. Le Chiese di Roma nel Medio Evo. Firenze, 1927. P. 3). Сведения о наименовании базилики в честь св. Иоанна содержатся в ряде источников VII-VIII вв. (повесть о низложении и ссылке папы Мартина I (649-655) (BHL, N 5594); Айнзидельнский итинерарий (VIII в.) - Urlichs C. L. Codex urbis Romae topographicus. Wirceburgi, 1871. P. 75), однако в текстах официального характера (напр., Liber Pontificalis) базилика называется храмом Спасителя (см.: Krautheimer R. et al. Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1977. T. 5. P. 10-11). Полное наименование церкви засвидетельствовано в документе 1152 г.: «...Святейшей патриархии, базилики Господа Спасителя, что зовется Константиновой, а равно блаженного Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста» ( Blaauw S., de. Cultus et Decor: Liturgia e architettura nella Roma tardoantica e medievale. Vat., 1994. P. 204). Среди святынь, хранившихся в главном алтаре базилики, были прах и кровь И. П., а также принадлежавшая ему туника из верблюжьей шерсти (Ibid. P. 235). Вероятно, наименование в честь святых перешло на Латеранскую базилику с расположенного при ней баптистерия, где папа Иларий (461-468) воздвиг капеллы во имя святых И. П. и ап. Иоанна Богослова (LP. Vol. 1. P. 242; Jounel. 1977. P. 371-372).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Нек-рым из А. традиция приписывает авторство древних анафор и литургий ; части отдельных анафор (напр., литургии ап. Марка) могут действительно восходить ко времени А. В institutio и intercessio почти всех анафор говорится об А.: «                  »; «                          » (анафора литургии свт. Иоанна Златоуста). В память А. на проскомидии вынимается 3-я частица девятичинной просфоры - «                                    » (чин проскомидии). Идея апостольского преемства подчеркивается в чинах хиротоний : «                                    » (Чиновник. Ч. 2. С. 21-22). О. В. Венцель, М. С. Желтов Иконография Изображения А. известны с III-IV вв. В ранний период существовало неск. типов иконографии: юные и безбородые, как и характерный для этого времени образ юного Христа (катакомбы Домитиллы, кон. III - сер. IV в.), и с бородами (гробница Аврелиев, сер. III в., катакомбы Джордани, IV в.); нек-рые с ярко выраженными портретными чертами: ап. Петр - с короткими седыми волосами и бородой, ап. Павел - с высоким лбом и длинной темной бородой (катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.; Претекстата, Комодиллы, IV в.; ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.), ап. Андрей - с седыми взъерошенными волосами и короткой бородой (ц. Санта-Пуденциана в Риме, 400; ораторий Архиепископской капеллы в Равенне, 494-519). Облачены в белые туники с клавами и паллиумы, нижние углы к-рых часто украшены литерами I, Z, N, H, Г, ноги босые или в сандалиях. С VI в. А. стали изображаться с нимбами (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, ок. 520). В период средневековья индивидуальные особенности облика становятся характерными для мн. А.: апостолы Филипп и Фома представлены юными, безбородыми (мозаики кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 550-565), ап. Иоанн Богослов в евангельских сюжетах - юным, в композиции Успения Божией Матери, в изображениях с учеником сщмч. Прохором на о-ве Патмос, в единоличных иконах - старцем. Как правило, цвета одеяний А. традиционны, напр. синий хитон и охристый гиматий у ап. Петра, вишневый гиматий у ап. Павла.

http://pravenc.ru/text/75732.html

Ибо Он подается, как дар Бога, так что и сам подаёт себя, как Бог . Ибо нельзя сказать, будто не имеет власти своей Тот, о котором сказано: Дух, идеже хощет, дышет» ( Ин. 3:8 ). Бл. Августин. Прот. Максимина, еписк. арианск. кн. 2, гл. 20, чл. 4 и О Троице, кн. 15, гл. 19, чл. 36: твор. т. 8, стр. 511. 703, Антверпен, 1700 г. 80 Дидим александрийский . «Слово приимет надобно разуметь здесь, как прилично естеству божескому. След. как Сын, передавая, не лишается того, что сообщает, так и Дух не приемлет того, чего не имел прежде». Св. Кирилл александрийский : «Никто да не блазнится словом приимет; но пусть лучше вникнет в оное, чтобы правильно уразуметь: ибо на Человеческом языке нашем часто говорится о Боге таким образом, но понимать это надобно не так. Так говорим, что Дух приемлет от Отца и Сына, яже их суть; но не в том смысле, будто Он когда-либо не имел ведения и силы, сущих в них: ибо Дух всегда и мудр и властен, даже есть самая мудрость и власть, не по причастию, но по естеству своему». Дидим. александр. О свят. Духе кн. 2: твор. бл. Иеронима т. 4, ч. 1, стр. 515–516. Париж, 1706 г. Св. Кирилл. александр. Толк. на еванг. от Иоанна, кн. 11, гл. 2: твор. т. 4, стр. 931, Париж, 1638 г. 82 Если в 15 ст. 16 гл. еванг. от Иоанна стоит приемлет (λαμβανει: Вильгельм. Тел. Нов. завет. греч. стр. 228. Лейпциг, 1856 г.); то знаем насей раз, что – а) такое чтение встречается только в немногих списках; что – б) древнее и общепринятое чтение здесь – приимет (ληφεται), и что – в) и в Вульгате, которую латины почитают непогрешимою, стоит приимет (accipiet). 83 Св. Афанас. велик. Разговор, прот. македониан: твор. т. 2, стр. 236, изд. 1600 г. Разговор сей не принадлежит св. Афанасию, именем которого надписывается; но ученые соглашаются, что он писан в пятом веке. Во всяком случае, приведенное из него место, показывает, что в древности слова: от Моего приимет не изъясняли об исхождении Духа Святого от Сына Божия. 85 Бл. Августин. О Троице, кн. 2, гл. 3: твор. т. 8, ртр, 549. Антверпен, 1700 г. Еще: «Вся, говорит (Христос), елика имать Отец, моя суть: сего ради рех, яко от Моего приимет, и возвестит вам. Чего же еще нужно вам? Явно, что Дух Святый приемлет от Отца, от которого приемлет Сын: ибо в сей троице от Отца рожден Сын, от Отца исходит Дух Святой, а не рожденный ни от кого и не исходящий ни от кого – един Отец». Бл. Августин. Толков. на еванг. от Иоанна: твор. т. 3, ч. 2, стр. 546. Антверпен, 1700 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002   003     004