Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Интерьер Православного баптистерия в Равенне. Ок. 400–450 гг. В I-IV вв. Крещение, вероятно, совершали под открытым небом или в бассейнах терм - по данным археологии, Б. этого времени почти не известны, попытки определить ряд зданий в Остии, Риме и Милане как Б., построенные в этот период, не увенчались успехом. Однако в Доме собраний в Дура-Европос при перестройке здания в церковь (ок. 240) одна из его комнат была превращена в Б.: у ее зап. стены поместили обмазанную штукатуркой купель глубиной 1 м, под каменной аркой-киворием, стены расписали сюжетами «Добрый Пастырь», «Адам и Ева», «Жены-мироносицы» и др. Начиная с эпохи св. имп. Константина Великого в связи с резким ростом числа желающих принять Крещение появляется множество больших, тщательно оформленных, отдельно стоящих Б., к-рые стали важным элементом в системе христ. архитектуры и в церковной топографии раннехрист. города. Первое известное отдельно стоящее здание Б. было возведено как часть Латеранского епископского комплекса в Риме при имп. Константине. Это была большая октагональная структура с богатой отделкой в интерьере. Согласно описанию Liber pontificalis, имп. Константин заказал для него купель из порфира, выложенную серебром, на центральной колонне к-рой крепилась большая золотая лампада. На краю купели были расположены изваянные из золота Агнец, скульптурные изображения Христа и св. Иоанна Крестителя высотой ок. 1,5 м, а также 7 серебряных водометов в виде фигур оленей (ассоциации с Пс 41. 1). Ранний Б., построенный папой Сикстом III, сохранился в Милане. Это октагональная пристройка (ц. Сант-Акуилино) к ц. Сан-Лоренцо, украшенная великолепными мозаиками. В кон. IV-V в. подобный план Б. был наиболее распространенным, что связывают с особыми нумерологическими представлениями поздней античности и раннего христианства. Образцами ранних Б. могут служить 2 отдельно стоящие Б. в Равенне (т. н. Православный, или Б. Неониана, ок. 400-450, и Арианский Б., кон. V в.), имеющие сводчатые купола с мозаикой, центральная сцена к-рой - композиция «Крещение». Др. многоугольные в плане Б. V в. известны в Аквилее, Градо (собор св. Евфимия и ц. Сан-Джованни) и Альбенге, все они были украшены мозаиками. Не сохранившийся Б. в Чимитиле-Нола можно представить благодаря описанию Паулина Ноланского.

http://pravenc.ru/text/77506.html

Крещение Господне: иконы и фрески Богоявление – один из древнейших праздников христианского календаря, первоначально составлявший вместе с Рождеством Христовым единое торжество, чествовавшее Воплощение Слова и начало Его земного Домостроительства. Образы Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одного из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя. Это подчеркивается в песнопениях праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…» (Тропарь праздника). Одно из древнейших изображений Крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах. Здесь, как и в других памятниках 4-5 веков, (например, мозаика арианского баптистерия в Равенне) крещаемый от Предтечи Христос изображался молодым безбородым юношей. Однако, в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте. Образы Богоявления содержат элементы, заимствованные не из повествования святых евангелистов. Так, в сцены Крещения художники помещали персонификации реки Иордан в виде седовласого старца и моря в виде уплывающей женщины. Эти изображения основывались на тексте псалма: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…» (Пс. 113, 3). Кроме того, Евангелие не сообщает нам о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры начиная с 6-7 веков всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции. Наиболее часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа и лучи «троичного света». Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании.

http://pravoslavie.ru/51034.html

Заметки по иконографии Крещения Господня в византийском и древнерусском искусстве 1. Арианский баптистерий в Равенне. 493-526 гг. Мозаики купола. Богоявление – один из древнейших праздников христианского календаря, первоначально составлявший вместе с Рождеством Христовым единое торжество, чествовавшее Воплощение Слова и начало Его земного Домостроительства. С IV века эти события начинают праздноваться раздельно, однако в церковных службах на Рождество и Крещение остается много общего. Обоим праздникам предшествует сочельник, а время между ними отмечено отсутствием поста. Образы Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одно из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя. Это подчеркивается в песнопениях праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…» (Тропарь праздника). В ранних христианских памятниках IV-V веков, таких как ампулы Монцы, мозаики одного из баптистериев в Равенне, плакетке с трона архиепископа Максимиана, крещаемый от Предтечи Христос изображался молодым безбородым юношей. Однако, в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте. Несмотря на то, что главным источником иконографии рассматриваемого события являлось Евангелие, на свидетельстве которого основывались описания Крещения в апокрифах, образы Богоявления содержали элементы, заимствованные не из повествования святых евангелистов. Так, следуя античным изобразительным приемам, в сцены Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия, на берегу или находящегося в самой реке вместе с персонификацией моря, в виде уплывающей женщины. Эти изображения основывались на тексте псалма: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять… (Пс. 113, 3). Н.В. Покровский объяснял причину соединения иллюстрации на этот текст псалма с изображением Крещения тем, что данные слова указывают на ветхозаветный переход евреев через Красное море, а это событие в Новом Завете (1 Кор.10,1–2) и святоотеческой литературе понималось как пророческое указание на Крещение. Сообразно этому толкованию названный стих псалма был перенесен в гимнографию праздника.

http://pravoslavie.ru/415.html

Выставка копий древних мозаик Равенны открывается в Петербурге 24 сентября 2008 г. 15:09 Выставка копий древних мозаик из города Равенна откроется в Мраморном дворце Русского музея в среду, сообщили РИА «Новости» в пресс-службе музея. Небольшой древний итальянский город Равенна — место захоронения Данте Алигьери — обязан своей всемирной славой великолепному комплексу раннехристианских и византийских построек, прежде всего храмов, украшенных мозаичными панно со сценами христианской иконографии. По мнению искусствоведов, по своей художественной ценности эти мозаики превосходят образцы из других городов древнего мира, таких как Константинополь, Антиохия, Иерусалим и Александрия на Востоке, а также Рим, Милан, Аквилея, Трир и Кельн на Западе. В 1997 году ЮНЕСКО включила в список объектов мирового культурного наследия семь зданий из Равенны, украшенных прославленными мозаиками. Среди них мавзолей Галлы Плацидии, базилика Сан-Витале, базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Арианский баптистерий, Баптистерий православных, мавзолей Теодориха Великого и базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе. Копии мозаик из этих зданий можно увидеть на выставке в Мраморном дворце. На экспозиции представлено около 60 уникальных произведений — копии древних мозаик, созданных ведущими мозаичистами Италии с целью распространения знаний о Равенне и ее бесценных собраниях по всему миру. Коллекция копий древних мозаик Равенны была создана в начале 1950-х годов по инициативе профессора Джузеппе Бовини. Для точного соответствия оригиналам, все они выполнялись по сложной и весьма скрупулезной технологии. Прежде всего, каждый образец снимался на кальку, затем определялись цветовые оттенки смальты, которая заказывалась стекольным заводам Мурано в Венеции. Слепки по форме мозаичных пластинок вырезались вручную. Мозаичные циклы Равенны являются величайшими памятниками древнехристианского символизма. Они наиболее полно и конкретно обогатили христианство (первоначально не имевшее икон) развернутой иконографией и универсальным аллегорическим языком для передачи христианских символов и догматики. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/464578.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Что такое нимб и каким он бывает? 1 мин., 20.11.2015 Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» Нимб (от лат. nimbus — туча, облако) принадлежит к тем символическим формам, которые в нашем сознании прочно связаны с христианским искусством. Между тем с лучистым сиянием вокруг головы представляли своих богов и героев еще древние греки. Тем самым они хотели показать внеземное происхождение этих персонажей. Нимб также был известен изобразительной культуре Древнего Египта, Древнего Рима и Индии. Так что христианским художникам этот символ достался как бы в наследство. В раннехристианскую эпоху с нимбом почти всегда изображали Христа, редко Богоматерь и ангелов и уж совсем в исключительных случаях — особо почитаемых святых. В то же время им награждали земных правителей, то есть персон царского происхождения. На мозаиках V века в римской базилике Санта-Мария-Маджоре дважды с нимбом представлен царь Ирод: в сценах с волхвами и с избиением вифлеемских младенцев. А вот нимбы у апостолов впервые встречаются только в мозаиках Арианского баптистерия в Равенне, которые выполнены на рубеже V-VI веков. В христианском искусстве можно встретить нимбы различных форм и цветов. Самые распространенные, традиционно встречающиеся — это круглые золотые или серебряные. Но помимо того существуют еще треугольные, шестигранные, звездчатые, а по цвету — голубые, розовые, зеленые и даже радужные. Пожалуй, самая необычная форма нимба — прямоугольная. Оказывается, таким способом художники показывали, что представленный на иконе, на мозаике или фреске человек на момент создания произведения был жив. Он мог быть его ктитором, то есть жертвователем и заказчиком росписи. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 19.06.2022 19.06.2022 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/chto-takoe-nimb-i-kakim-o...

Строительство отдельных зданий Б. способствовало разработке программы их росписи, раскрывавшей сотериологический смысл таинства и его триумфальный характер. Возможно, в IV в. в Б. при Латеранской базилике в Риме впервые появляется ставшая традиц. для этих сооружений композиция «Крещение». Украшенная мозаикой купель Б. из Келибии (Тунис), IV в., в символических формах представляет тот же сюжет: в верхнем поясе росписи на внутренней стенке бассейна в виде квадрифолия изображен голубь, увенчанный крестом, от его клюва исходят 3 луча, ниже - рыба, над к-рой знак «анх» между буквами Α и Ω - символическое изображение Христа. От V в. дошло неск. памятников, свидетельствующих о разработке программы росписи Б. Фрагментарно сохранившиеся мозаики купола Б. ц. Сан-Джованни ин Фонте в Неаполе, сер. V в., представляют процессию из 8 мучеников (в барабане) и сцены евангельских чудес (в своде купола - композиция «Брак в Кане Галилейской»). Полностью сохранившееся внутреннее убранство Православного Б. в Равенне, сер. V в.,- пример сочетания мозаической декорации и скульптурного декора, отличающегося богатством и изяществом форм. Роспись покрывает купол и верхнюю часть стен, ярус окон оформлен мраморными табернаклями с рельефными изображениями святых, поверхности стен в нижней части заполнены орнаментом в виде вьющейся лозы, образующей медальоны, где помещены в рост фигуры пророков. Роспись купола делится на 3 регистра: в центре - медальон с композицией «Крещение», вокруг медальона - 12 апостолов, ниже - регистр с изображением архитектурных форм, в к-рых помещены престолы с раскрытыми на них книгами и «Этимасия» . Апостолы, облаченные в белые и золотые одежды, держат в руках драгоценные венцы, они помещены на глубоком темно-синем фоне среди пальм - образ рая. Роспись купола, отражаясь в бассейне, устроенном в центре крещальни, соединяет таинство, совершающееся в купели, и евангельское событие, положившее начало таинству Крещения. В VI в. эта схема росписи в упрощенном варианте была повторена в куполе Арианского Б. в Равенне.

http://pravenc.ru/text/77506.html

Воскресение тела, собирание тела — это некое явление условности смерти. Владимир Лосский писал: «Не только душа, но и тело человека создано по образу Божию». И приводил далее слова свт. Григория Паламы : «Вместе были сотворены они по образу Божию». Не только человеческая душа, человеческое тело божественно! По какому же образу Божию сотворено человеческое тело? Что есть образ Божий в человеческом теле? Ведь Бог не имеет зримого образа. Человеческое тело во всем подобно всей прочей твари. Чем человек реально отличается от обезьяны своим телом? Да и от барана, собаки, свиньи, медведя — чем отличается? Ну чуть-чуть другой… На самом деле все то же самое: руки, ноги, лапы — передние, задние. Не в этом же дело. Все дело в том, что весь мир в некотором смысле сотворен по образу Божию. Весь мир. И человек есть его активная, свободная, божественная волевая частица. С другой стороны, воплощение Христа, Боговоплощение и Рождество Христово показало божественность нашего тела, потому что Христос — во всем подобный нам человек, кроме греха. Все наши качества Он воспринял. У Него были тоже две ноги, две руки, голова. «Все, что не воспринято Христом, не может быть обожено» — мы помним эту чеканную формулу свт. Григория Богослова . Крещение Господне. Мозаика арианского баптистерия. Равенна, Италия В Равенне вы увидите в баптистериях, и православном, и арианском, что у входящего в Иордан совершенно наго го Христа есть все, чем отличается мужчина от женщины. В иконографии часто эти «детали» «благочестиво» скрывают, но важно сознавать: Иисус Христос вполне и всецело принял тело человеческое, и с момента Боговоплощения все наше тело как таковое приобрело божественную ценность. Люди стали телесно подобны Богу, наше тело стало божественным, потому что Иисус принял наше тело. Но поскольку в вечности времени нет, то тело человека божественно было с момента творения, потому что сотворено оно Богом и потому что в него облечется Христос. «Образ Божий относится не к одной духовной, но и телесной природе человека… Самое творение материального мира Богом пробуждает искать в Боге основу для этого», — указывает протоиерей Василий Зеньковский .

http://blog.predanie.ru/article/religiya...

В пользу того, что фреска представляет Крещение именно Спасителя, говорит и изображение Духа Святого в виде голубя. Рука Предтечи на главе Спасителя — деталь, заимствованная из практики совершения Таинства Крещения. В Евангелии не сказано, возлагал ли Иоанн руку на главу Господа, но, так как это один из ярких, запоминающихся богослужебных жестов, он включается в иконографическую схему. В других раннехристианских памятниках, например, на выполненном из слоновой кости окладе Миланского Евангелия, можно наблюдать тот же различный масштаб при изображении фигур Иоанна Крестителя и Христа. Оклад Евангелия. 2-ая половина V в. Сокровищница Дуомо, Милан, Италия. Фрагмент Предтеча сказал о Христе: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:30). Возможно, особенность масштаба фигур — это завуалированный способ изображения пророчества Иоанна о том, что он свою миссию исполнил: его проповедь на земле завершается, его ожидают заключение и казнь, в то время как проповедь Спасителя только начата. В середине — второй половине V века на мозаиках сводов двух баптистериев, сохранившихся в городе Равенне, в водах реки появляется образ полуобнаженного седого старца с ветвью в руке. Это олицетворение (персонификация) реки Иордан. Мозаика свода Арианского баптистерия. Конец Vb. Равенна, Италия В ранний период подобные изображения встречаются в искусстве наиболее эллинизированных областей империи, там, где был навык к отвлеченному восприятию таких аллегорических деталей. В восточных областях, где искусство стремилось к соблюдению принципа, который можно назвать своеобразным «историзмом» или «реализмом», несуществующие персонажи не изображались, тем более такие, которые могли вызвать ассоциации с языческой мифологией, наполненной всяческими духами стихий: наядами, дриадами, фавнами. Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция В искусстве византийской эпохи постепенно был достигнут определенный компромисс. Старец, символизирующий Иордан, изображался, более того: в поздневизантийский период добавилось изображение женской фигуры (иногда верхом на дельфине) — символ моря. Но обе эти фигуры сильно измельчали по сравнению с равеннскими «полнокровными» персонификациями и заняли второстепенную нижнюю зону композиции. Зачастую они едва заметны среди речных волн, поскольку написаны оттенками синего цвета. Помещенные вместе эти два персонажа иллюстрируют слова 133 псалма, в которых сокрыто пророчество о Крещении: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3).

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-ik...

Еще одним символом Страшного суда, который появляется примерно в середине V века и сохраняется в более поздних памятниках, является этимасия — изображение престола, приготовленного для Второго пришествия Господа Иисуса Христа. Идея о престоле, уготованном для судьи, восходит к Псалтири: «Ты воссел на престоле, Судия праведный. …Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой» (Пс 9:5–8). Баптистерий православных в Равенне, V в. На престоле изображается апокалиптический свиток или, в более поздней традиции, книга, запечатанная семью печатями. Эти изображения были особенно характерны для баптистериев. Арианский баптистерий. Равенна, V в. Престол, уготованный для Судии, иногда сочетается с сюжетом «Разоблачение Моисея». Мы видим седовласого старца, поднимающего над головой платок. Из Ветхого Завета нам известно, что Моисей покрыл лицо, чтобы не ослепить израильтян сиянием, которое исходило от него после разговора с Господом. Здесь иллюстрация разработанной святым Викторином из Петтау (ок. 304 г.) богословской формулы: «Что Моисей покрывает, учение Христа открывает». Внутри формулы игра слов — снятие покрова и откровение. В миниатюрах, которыми украшены каролингские турские Библии, можно также увидеть указание на то, кому надлежит снять семь печатей с книги. Это стоящие рядом с престолом лев и агнец. Оба эти животные в Откровении Иоанна Богослова означают Христа. Это Агнец, о котором уже сказано выше, и лев, о котором Апокалипсис говорит следующее: «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее». В Базилике свв. Космы и Дамиана мы встречаем изображение, датированное 526 годом. Второе пришествие Господа Иисуса Христа неотличимо от сцены Вознесения. Христос на облаках. Он уходит и приходит одним и тем же путем. Это отсылка к словам ангелов: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1:11). Интересно, что в древнем храме Вознесения на Елеонской горе не было крыши или купола, для того чтобы видно было место Вознесения Господа. Алтарная мозаика века с изображением Второго пришествия Иисуса Христа. Базилика свв. Космы и Дамиана

http://blog.predanie.ru/article/strashny...

К V–VI вв., в ранневизантийскую эпоху, первоначальная композиция Крещения Господня видоизменяется и постепенно вырабатывается иконография, сохранившаяся до настоящего времени с некоторыми дополнениями и отличиями в деталях. Примером новой иконографии является изображение Иордана в виде реки с берегами, в воды которой погружен Спаситель. Первые образцы такой иконографии сохранились в купольных мозаиках Баптистериев православных и ариан в Равенне. В Баптистерии православных (середина V в.) Христос-средовек (с бородой) стоит по пояс в воде, слева на скалистом берегу — св. Иоанн Креститель в короткой тунике с крестом на длинном древке в левой руке. Композиция была искажена позднейшей реставрацией — в правой руке св. Иоанна Крестителя появилась чаша, в то время как во всех известных ранних памятниках он изображается возлагающим руку на голову Христа. Над головой Спасителя — белый голубь. Справа в воде — фигура старца, олицетворяющего реку Иордан, а также надпись лат. буквами: «IORDANN». Он держит стебель тростника, опираясь левой рукой на опрокинутую урну, из которой вытекает вода. Это изображение восходит к античным олицетворениям речного божества, таковы скульптуры Нила и Тибра в виде полулежащих мужских фигур (I в., Музеи Ватикана). Крещение Господне. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне. Ок. 520 г. В Баптистерии ариан (ок. 520) композиция зеркально повторяет ту же сцену, отличаясь в деталях: Христос изображён безбородым, над Ним — голубь, от клюва которого исходит сноп света, справа от Него — св. Иоанн Креститель во власянице с посохом в левой руке, возлагающий руку на голову Спасителя. Слева олицетворение Иордана — полуобнажённый старец с тростником в руке, опирающийся на опрокинутую урну, из которой вытекает вода. Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. 1. 56. Fol. 4v) Миниатюра из сирийского Евангелия Раввулы 586 г. (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 4v) является сокращённым вариантом той же иконографии, но без персонификации Иордана; добавлен небесный сегмент с благословляющей десницей — символом Бога Отца, возвестившего о Христе: «...Сей есть Сын Мой Возлюбленный...» (Мф 3: 17; Мк 1: 11; Лк 3: 22).

http://bogoslov.ru/article/6172058

  001     002    003