В трапезе теплой церкви святителя Николая, на восточной стене иконы: Спасителя, Божией Матери, святого Димитрия Ростовского. На южной стене в киотах две иконы святцев: 1-я – с января по июнь, 2-я – с июля по декабрь; икона святителя Николая Чудотворца, святого Иоанна Богослова и трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого . В приделе Всех Святых в первом ряду иконостаса, по правую сторону от царских врат – икона Спасителя с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими. На южной стене посередине – икона Успения Божией Матери. По левую сторону – Печерская икона Божией Матери, на северных вратах – икона святого Иоанна Воина. На северной стене – иконы святого Иоанна Предтечи и святителей: Василия Великого и Григория Богослова. Над иконостасом в полукружии по правую сторону от царских врат – икона Святых, празднуемых в июле и мае. На южной стене над иконой Успения в полукружии же – икона Святых, празднуемых в августе и сентябре. По левую сторону – икона Святых, празднуемых в июне и апреле. На северной стене на иконой Святителей – икона Святых, празднуемых в марте. На западной стене над аркой – Толгская икона Божией Матери . Колокола, имеющиеся на колокольне монастыря: 1. Большой колокол весом в 190 пуд 10 фунтов; 2. Полиелейный колокол весом в 100 пудов; 3. Вседневный колокол весом в 50 пудов; 4. Малый колокол весом в 19 пудов 8 фунтов; 5. Малый колокол весом в 15 пуд 4 фунта; 6. 4 малых колокола, вес которых неизвестен, а примерно веса во всех 25 пудов . «Опись дома, принадлежащего московскому Сретенскому монастырю, отстроенного после пожара в 1857 году и переданного в арендное содержание московскому мещанину Григорию Молодцову. Составлена ноября 1-го дня 1857 года. Принадлежащий Сретенскому монастырю дом каменный трехэтажный с подвалами и подъездными воротами, имеющий в длину по Сретенской улице 25 сажень, в нем три отделения. Первое отделение от дома Игнатьева, под сим отделением подвал глубокий сухой. В первом этаже три лавки по лицевой стороне в три раствора, а во дворе в два раствора. Все двери сосновые на железных прочных петлях, окрашенных масляной краской, полы в лавке дощатые. Над сей лавкой во втором этаже холодная палатка, в коей три окна… полы также дощатые. Выше сей палатки в третьем этаже жилые комнаты, в них 11 окон… печей 2 – одна русская с лежанкой и голландская – изразчатая с полными печными приборами и двумя медными душниками. Позади сего помещения, во дворе, на каменных столбах устроена деревянная галерея, из коей опущена лестница во двор.

http://pravoslavie.ru/67954.html

Один из них был солёным и несколько белесоватого оттенка, а другой, слева, совершенно пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили её в храме. Но наутро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели её на монастырских вратах. Монахи вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили построить над вратами часовню, там стали молится ей. О новоявленной иконе было донесено воеводе города Уфы, архиепископу Казанскому и царю Иоанну Грозному. Вскоре Вознесенская пустынь была сожжена и новоявленная икона переносится в Уфимский острог и поставляется в соборном храме, который в 1579 году освящён в честь Казанской иконы Божией Матери и был построен на средства царя Иоанна Грозного. В Уфе явленная икона пробыла недолго. После 1593 года Казанская церковь сгорела от грозы, и чудотворная икона вновь явилась на прежнем месте. Второе явление Табынской иконы произошло в 1593-97 годах. История исчезновения и явления чудотворной иконы глубоко поразила современников. По древним актам известно, что в Табынском крае вблизи места явления иконы в период 1593-98 года возрождается Вознесенская пустынь и строится новый монастырь в честь «Пречистой Богородицы явления иконы ея Казанския» в ближайшей крепости Солеварного городка. Однако в 1660-х годах в период первого башкирского восстания чудотворная икона пропадает во второй раз. Третье явление Табынской иконы вероятно произошло в 1692 году в районе Соловарного городка, поскольку значительно активизируется церковная деятельность. Строится новая церковь появляются планы возрождения монастыря учреждается содержание храму. Однако в 1708 году согласно предания при разрушении Соловарного городка на р. Усолке у солёных ключей Табынская икона снова пропала. Четвёртое явление Табынской иконы, вероятно, произошло в 1740-41 году: три башкира-пастуха у солёных ключей, где некогда явилась Табынская икона, заметили, что вдруг коровы стали мычать и бить ногами. Подойдя ближе, они увидели икону Божией Матери, светящуюся на камне. Икона не давалась им в руки, и тогда они её стали рубить и колоть, однако она долго осталась невредимой. В конце концов, кровь потекла по щеке, икона раскололась и в этот момент пастухи ослепли. Был уже поздний вечер и поэтому жители отправились на поиски стада, тогда-то и обнаружилось явление Табынской иконы Божией Матери. Но только когда пришёл священник, икона поддалась людям.

http://azbyka.ru/palomnik/Табынская_икон...

Особенно примечательны иконы, идущие от царских врат: первая икона Спасителя, вторая икона св. Троицы с чудесными венцами; датированная икона Владимирской Божией Матери с деяниями, прекрасно реставрированная Чириковым. Эта икона XVI века, разделенная на 9, частей изображает деяния Богоматери (Рождество, Покров, Благовещение и пр.). Среднее нижнее - изображает собор прекрасных архитектурных форм. Краски иконы - выдающейся красоты; композиция рисунка чарующей строгости и линии. Все эти девять деяний в 1783 году были обложены по краям лишь серебряным, узорчатым бордюром. В этом же характере древнего письма иконы Спаса Смоленского с припадающими у его ног семью святыми и иконы св. Троицы и Тихвинской Богоматери, без окладов, но несколько позднейшего времени. Красива еще (налево от иконостаса) икона Иоанна Богослова в венце и с цатой, очень старинного письма: она помещается на северной стене храма в простенке между окнами, в киоте того же стиля, как и иконостас. Иоанн Богослов изображен в размере больше натуральной величины человеческого роста, но не во весь рост, а только по колени, с наклоненною налево головой. Выражение лица Евангелиста задумчивое, строгое. Интересна также икона Божией Матери под названием " победы над Темир Аксаком (Тамерланом) " , недавно реставрированная. Но эта реставрация, особенно 90-ых годов XIX столетия, была очень неудачна, вследствие чего древнее письмо совершенно испорчено. Испорчена реставрацией и находившаяся прежде по левую сторону от царских врат икона Сретения, испорчен образ свв. Антония и Феодосия. В алтаре холодного храма заслуживают упоминание: запрестольный восьмиконечный крест, икона Божией Матери Владимирской, и вторая икона Владимирской Богоматери - с рукоятью, за жертвенником. Образ Тихвинской Божией Матери - 1719 года. Здесь же икона Бога Отца и Бога Сына с предстоящими Божией Матерью и св. Иоанном Предтечею, а в воздухе лики Архангелов и Ангелов. Этот образ не подвергался переделке: краски его сохранили всю свежесть тонов. В церкви прелестны паникадила, из " зеленой меди " , сходные с паникадилами заграничной работы XVII века находящимися в Вологодском кафедральном Соборе и потому, вероятно, не русской работы.

http://sobory.ru/article/?object=49826

Всех икон в серебряных ризах 11. В алтаре запрестольная икона Казанской Божьей Матери в 6 вершков длины и 4 ширины в серебряной чеканной ризе 84 пробы; венцы на Богоматери и Спасителе сребропозлащеные. Пожертвована Коллежским Советником Павлом Петровичем Мальцовым 1848 гола Сентября 25 числа.. Икона Спасителя старинной, простой живописи 6 вершков длины и 5 ширины; на нем риза и венец сребропозлащеные 84 пробы. Пожертвована по смерти купца Астраханского Якова Обезьянина. Пред жертвенником – писана золотом икона Богоматери, седящей на престоле с Предвечным Младенцем в венцах сребропозлащеных. Икона Св. Мефодия Патриарха в серебряном довольно значительной величины венце и над ним изображение Спасителя в сребряном же венце. Оба венца вызолочены, Такой же величины икона Св. Афанасия Александрийского . Все три иконы старинного греческого письма. Икона Св. Архистратига Михаила старинная 3 1 / 2 вершка длины 1 1 / 2 ширины; на ней риза и венец сребропозлащеные без пробы; пожертвована в 1851 году Строителем Иеромонахом Викентием. Икона Покрова Божьей Матери старинная же в 8 вершков длины и 6 ширины; на ней риза серебряная, кованная. В настоящей церкви Покрова Божьей Матери. Местная икона Фомино Уверение в 2 аршина длины и 5 четвертей ширины; риза на Спасителе и на одиннадцати Апостолах серебряная 84 пробы; пожертвована в 1804 году Июля 12 дня Астраханским дворянином (из Грузин) Иваном Макаровым Гургенизовым в Болдинскую Воскресенскую Пустынь в вечное себе покиновение. Венец на Спасителе сребропозлащеный с четырьмя картушами под чернетью. По левую сторону врат царских икона Храмового Праздника Покрова Божьей Матери греческого довольно хорошего письма, три аршина длины и пять четвертей ширины. Риза на Божьей Матери и прочих Святых – на Романе Сладкопевце серебряная 84 пробы; края около всей иконы также чеканные серебряные 84 пробы; венцы на Божьей Матери, Романе Сладкопевце и Андрее Юродивом сребропозлащеные; весу во всей ризе 28 ф. 21 золот. Сделана из нового серебра в 1836 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На доске иконы имеется надпись: «Лета 7158 (1650), месяца февраля 5, мая 2 и 18 от сея чудотворныя иконы от деснаго ока слезы течаху». Икона Густынская Смоленская Густынская икона Божией Матери находится в Троицкой церкви Густынского монастыря, близ города Прилук Полтавской губернии. Время явления этой иконы неизвестно, но нужно думать, что она весьма древнего происхождения. В летописи Густынского монастыря сохранилось известие, что уже в 1670 г. эта икона была известна повсюду как прославленная многими чудесными знамениями. Вначале св. икона стояла над колодцем, а затем, после многих явленных ею чудотворений, перенесена в сам монастырь. В летнее время Густынская икона помещается обыкновенно в иконостасе Троицкой церкви, по левую сторону от царских врат, а в зимнее время ее переносят отсюда в более теплое помещение, в трапезную церковь Воскресения Христова. По субботам пред нею совершается торжественный молебен с акафистом, к которому стекаются многочисленные почитатели св. иконы. Кроме того, ежегодно, когда на монастырской площади бывает ярмарка, икону выносят из церкви, обходят с ней вокруг всей ярмарки и ставят в специально для того устроенной часовне, в которой она и остается до конца ярмарочного торга. Поэтому Густынская Смоленская икона называется также «Ярмарковой». Размеры этой иконы значительны: в вышину она имеет 1 аршин 13 и 1/2 вершков, а в ширину — 1 аршин 2 и 1/4 вершка. Усердием почитателей, она давно уже украшена серебряной вызолоченной ризой. Смоленская икона в Воронеже Эта икона Пресвятой Богородицы в настоящее время находится в Благовещенском Митрофановском мужском монастыре города Воронежа. По преданию, первоначально Смоленская икона была в Предтечевом монастыре в городе Азове. Когда Азов возвратили туркам (в начале XVIII столетия), то монастырь перевели оттуда в нынешний Богучарский уезд Воронежской губернии и соединили с существовавшей тогда Успенской пустынью. Таким образом образовался нынешний Донецкий Предтечев монастырь. Икона же была перенесена и поставлена в Троицкий Борщев монастырь в Коротоякском уезде той же Воронежской губернии. Отсюда при преосвященном Иоакиме, управлявшем Воронежской епархией с 1730 по 1742 гг., была взята и перенесена в Воронежский Благовещенский собор Митрофановского монастыря. Теперь эта икона стоит у второй левой колонны храма, в богато устроенном киоте. Размеры Смоленской иконы очень велики; одна только серебряная вызолоченная риза, находящаяся на ней, весит два пуда.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

  Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни. Эта икона в 1812 году была привезена из Москвы в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь монахинею Миропиею, которая, по случаю разорения столицы, переселилась туда. Благочестивая старица три раза наяву слышала от иконы голос, повелевавший перенести ее в Вышенскую пустынь, и после ее смерти, по завещанию, икона была перенесена. Кроме многих исцелений от иконы, вышенские иноки иногда ночью видели разливавшийся от нее по церкви яркий свет.   Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре. Так названа обитель по иконе, а икона — по селу Высочино, где она прославилась чудесами. Икона явилась в начале XVIII столетия, в царствование императора Петра I. Села Высочино тогда еще не было, а стоял тут казенный сосновый бор. На берегу болотистой реки Мжи, протекавшей среди бора и окруженной болотами, в избе жил сторож с семьею. Этому сторожу и явилась икона стоящею на болотистой кочке. От иконы исходили светлые лучи. Сторож с благоговением и молитвою взял ее и поставил в своей избе с иконами на полке. Тут икона скоро ознаменовала себя исходившим от нее солнцеподобным сиянием и при этом исцелением слепого и хромого старика, отца сторожа. Тогда отнесли икону в ближайшую церковь села Артюховки, но икона три раза возвращалась обратно в избу сторожа. Народ, узнав о явленной иконе, стал во множестве приходить на поклонение ей, и многие получали исцеление и утешение. Тогда сотник Высочин, которому император за заслугу во время полтавской битвы подарил землю с лесом — бором, где в избе сторожа стояла чудотворная икона, выстроил тут селение, которое было названо, по его фамилии, Высочино, и из села Артюховки перенес сюда церковь, куда и была доставлена чудотворная икона. Впоследствии времени здесь устроен был монастырь. И в монастыре от иконы было много чудес.   Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе. Эта икона богато украшена. Первым ее чудом были в 1695 году 6-го декабря во время всенощного бдения слезы, смочившие пелену и аналой.

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

Воргольская . Воргольская В селе Ворголе Глуховского уезда Черниговской епархии явилась сия св. икона в 1751 году. Коденская Святая икона находится в Седлецкой губернии. Кожанская Сия икона славится в Гродненской губернии. Аксайская Аксайская Многими чудотворениями прославилась Аксайская икона на Дону. Сохомская Сохомская Численская Яноборская Яноборская Сосновская и Хлебенная-Запечная Сосновская В Преображенском соборе, что в Соловецком монастыре, иконостас старинный, резной и золочёный, построен вместо прежнего, ветхого, в 1697 году повелением и иждивением императора Петра Великого после первого им посещения сей обители. Около двух столпов, поддерживающих своды, устроены в 1830 г. резные иконостасы, вызолоченные, с 12 витыми колоннами и с Хлебенная-Запечная балдахинами, а под ними на западной стороне поставлены две старинные чудотворные иконы Божией Матери; на правой стороне стоит Сосновская икона 147 , в древние времена явившаяся на сосне при морской губе, называемой Сосновскою, а на левой стороне другая икона, известная под именем Хлебенной или Запечной 148 . Икона эта явилась святителю Филиппу в то время,когда он был пекарем при хлебенном послушании в Соловецком монастыре в начале XVII века. Владимиро-Волынская Мстиславова Владимиро-Волынская Мстиславова Удельный князь Мстислав Изяславович соорудил в 1160 г. Успенский собор во Владимире-Волынском. В этом храме хранится древняя святыня – чудотворная икона Божией Матери. Полагают, что эта икона пожертвована Мстиславову собору епископом Вассианом при восстановлении им в 1494 году храма после разрушения его татарскими полчищами. В XVII в. Была покрыта серебряной ризой, а в XVIII в. к ризе были сделаны некоторые украшения. Икона эта находится теперь во Владимире-Волынской соборной церкви и считается братской иконой. Сейданая – в Иерусалиме Сейданая – в Иерусалиме Чудотворная икона Сейданая находится в Сретенском монастыре, что в Иерусалиме. Якобштадтская Якобштадтская Селение, носившее название русской слободы, было переименовано немцами в Гольмгоф, а впоследствии было возведено герцогом Курляндским Яковом в город Якобштадт.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Идя далее от иконостаса, в придел святителя Тихона, за левым клиросом, видна икона, в сребропозлащенной ризе Богоматери Иверской; рядом икона святителя Тихона, присланная из Задонска ко дню освящения храма; над нею, в меньшем размере, икона преподобного Тихона Калужского в золотой раме. Рядом в киоте икона Царицы Небесной «Взыскание погибших», в ценной сребропозлащенной ризе. Икона дивно написана; работа иноков Валаамского монастыря. Икона, киот, риза, лампады и подсвечник – все это пожертвовано вдовой г. Коломны A. М. Петровой, проживающей в Никитском монастыре. Против сей иконы, к югу, образ Богоматери «Умиление», присланный в дар от Дивеевской обители преподобного Серафима Саровского . Над иконою Богоматери устроена меньшего размера икона Спасителя в сребропозлащенной ризе. Эти иконы находятся на столбе, за левым клиросом, на северной стороне его. На западной стороне – Афонская икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница», большого размера, на кипарисовой доске, с сребропозлащенными венцами, украшенными простыми камнями; рядом с сей иконой, к северу, отдельно стоит большой вырезной Крест, укрепленный на Голгофе из дерева. Распятие в натуральный рост человека, с предстоящими – Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом. На южной стороне сего столба помещается Афонская икона Богоматери, именуемая «Отрада и Утешение», на кипарисовой доске, в серебряном окладе, с серебропозлащенными венцами и короной, украшенными простыми камнями. В углу к столбу, между иконами Богоматери, устроен ковчег на резном столике, в виде гробницы, в который врезана икона Смоленской Богоматери, 73 в сребропозлащенной ризе, с жемчужным убрусом. Рядом тоже врезан в дерево ковчег, в коем хранится часть одежды и часть срачицы преподобного Серафима Саровского ; тут же находится большая часть камня, на котором молился преподобный, с изображением его. Над сим ковчегом устроен образ преподобного Серафима Саровского , писанный на золоточеканной доске, поясного размера. На столбе за правым клиросом, с северной стороны его, помещается Афонская икона Богоматери, именуемая «Троеручица», на кипарисовой доске; к сей иконе с особой верой и мольбой всегда прибегала почившая игуменья Макария и перед ней ежедневно, после литургии, поют певчие «Под Твою милость прибегаем»...

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Он умер в 1293 году. Иоанн неизвестен. 8 . Икона Спаса, серебрянная, чеканная, вышиною 0,69 м и шир. 0,52, внизу несколько разрушена. Спаситель, сидящий на престоле, благословляет именословно; в 8 медальонах по раме и по сторонам лика представлены архангелы и святые; в поле образок святого воина. 16. Икона Богоматери в Гелати 9 . Икона Божией Матери (рис. 16), стоящий, с Младенцем на левой руке вышиной 0,7 м и шириной 0,5 м, серебряная, чеканная, украшенная разводами по фону и 10 медальонами с погрудными изображениями Апостолов. Грузинская надпись гласит: «Мы, Мхецидзе Пиран и супруга, наша дочь Абашидзе Елена оковали икону сию и украсили ее жемчугом и каменьями, при чем пожертвовали ей трех крестьян: Бежана, Беридзе и др.». Лица неизвестны, как неизвестна и сама фамилия Мхецидзе, но икона может относиться к XIII–XIV векам. 10 . Икона (рис. 16) серебряная, чеканная, Божией Матери, выш. 0,71 м и 0,5 м шир., представленной по грудь, с Младенцем на левой руке. Икона украшена по бордюру медальонами с образами Деисуса, евангелистов, св. Георгия и Димитрия. На иконе же прикреплена в поле драгоценная эмалевая, византийской перегородчатой эмали, пластинка, вышиной 0,12 м и 0,045 м шириной, с изображением Апостола Петра, с греческой надписью имени; мельчайшая детальная техника перегородочек, образующих своего рода сеть или паутину, относить пластинку к концу XII века. Под изображением Богоматери представлены в молитвенном положении две фигуры: начальника казнохранителей Саргиса Мхецидзе и жены его племянницы царя царей Баграта, дочери Амилахвари Амириндо Зедгинидзе Елены, в иночестве Екатерины. Они молят о спасении их и их сыновей: Кайхосро, Джангама, Мураба, Пирана и Гарсевана. Лица эти неизвестны, как неизвестна и самая фамилия Мхецидзе. Икона перенесена в Гелати из монастыря Сохастера, расположенного в верхней части Гелата и ныне упраздненного (см. выше, 6, 8). Икона эта должна быть отнесена ко времени Баграта III († 1548). 17. Икона Богоматери в Гелати 11 . Икона Божией Матери, в типе Одигитии, серебряная, чеканная, высокого рельефа, 0,52 м выш.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Икона преподобного Серафима была обнаружена в хорошем состоянии и в реставрации не нуждалась. Украшена икона ризою, шитою золотой нитью. История появления этой иконы в храме преподобного Иоанна Лествичника неизвестна. Стены храма украшают другие иконы из собраний Церковно-археологического кабинета МДА. Все они разного письма, датируются приблизительно XIX в. Это иконы Божией Матери Тихвинская с надписью «Образ Пресвятыя Богородицы мерою и подобием с самого чудотворного образа Тихвинския», икона Покрова Божией Матери, икона Спас в силах и другие. На правом клиросе располагается большая икона явления Божией Матери преподобному Сергию, на левом – икона преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Эти две иконы отличает характерная умиротворенность и молитвенная сосредоточенность. Еще одна икона " Спас в силах " – келейная икона ректора МДА архиепископа Александра (Тимофеева), завещанная владыкой храму незадолго перед кончиной. Справа и слева за клиросом находятся также икона явления Спасителя Женам-Мироносицам и икона святых жен, в русской земле просиявших. Такое обилие икон святых жен во всем храме не случайно: большинство учащихся Регентской школы – девушки, желающие трудиться на благо Церкви. Лики святых жен призваны являть им образ молитвенного покровительства и воодушевлять их к богоугодной жизни. По материлам: дипломной работы архимандрита Михаила (Борея) «Храм преподобного Иоанна Лествичника Московской Духовной Семинарии: история, архитектура, святыни (опыт церковно-археологического исследования)»; Церковь Иоанна Лествичника - храм при новой монастырской больнице, построенной в 1893-1896 г.г. к западу от стен лавры, в Пафнутьевом саду, и связанной с лаврой переходом. Одноглавая двухэтажная церковь в псевдорусском стиле, помещенная в центральной части больничного корпуса. В нижнем этаже в 1901 г. устроен храм св. вмч. Варвары, Анастасии и Акилины. В 1920-х г.г. здание занято больницей. Возвращено верующим в 1988 г., в настоящее время корпус передан Московской духовной семинарии, храм служит домовым при семинарии.

http://sobory.ru/article/?object=04149

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010