Святая Троица Троица Святая . Слово «Троица» в Свящ. Писании, собственно, не встречается; но учение о Святой Троице так ясно и открыто предложено в нем, что составляет основную и существенную, отличительную черту христианской веры. Самое слово «Троица» читается: у Феофила Антиохийского , Тертуллиана , Григория Чудотворца , у Оригена , Афанасия Александрийского и др. и постоянно употребляется в Православной Церкви во время богослужения в молитвах, песнях и священнодействиях церковных. В Свящ. Писании о Св. Троице многократно говорится и в Ветх. Завете, только не так ясно. Например: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Nc. XXXII, 6 ). Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы его ( Uc. VI, 3 ). Но особенно ясно, определенно и раздельно о Св. Троице говорится в Новом Завете. По явлении Иисуса Христа в мир тайна Св. Троицы открывается при самом вступлении Господа в открытое служение спасению человеков – при крещении от Иоанна. Когда Господь, крестившись, вышел из воды, тогда отверзлись Ему небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение ( Mф. III, 16–17 , Mk. I, 10–11 , Лk. III, 21–22 ). По воскресении Своем, посылая апостолов на проповедь, Господь сказал им: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Mф. XXVIII, 19 ). И Церковь постоянно исполняет сию заповедь в таинстве Крещения, крестя верующих во имя Отца и Сына и Святого Духа, обязывая таким образом веровать в Триипостасного Бога, Ему единому служить и Его единого прославлять всей своей жизнью и делами. Ап. Петр, преподавая от Бога благодать и мир верующим, называет их избранными по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа ( I Nem. I, 1–2 ). Св. Иоанн Богослов пишет: Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Св. Дух: и все три суть едино ( I Uh. V, 7 ). Наконец, учение о Св. Троице постоянно сохранялось и возвещалось и доселе свято хранится и возвещается в св. Церкви от самых времен апостольских. Так читаем мы в древних Символах веры , напр. апостольском, известном в Римской церкви, и читаем в Постановлениях апостольских, в Символах у Иринея Лионского , Тертуллиана , Оригена . В Символе св. Григория Неокесарийского со всей точностью определяются отношения Лиц Св. Троицы: «Един Бог – Отец Слова живого, премудрости самосущей, един Господь, – Бог от Бога – образ и выражение Божества, и един Св. Дух, от Бога происходящий и чрез Сына явившийся, т. е. людям. Нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни приходящего. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа; но Троица непреложна, неизменна и всегда одна и та же» (Соч. Григория Неокес. с. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Спасение может быть обретено только в Церкви Христовой. «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь», — говорит священномученик Киприан Карфагенский По слову священномученика Иринея Лионского , мы принимаем веру от Церкви, «и она всегда через Духа Божия, как драгоценное сокровище в прекрасном сосуде, сохраняет свою свежесть и делает свежим сам сосуд, в котором содержится. Ибо этот дар Божий вверен Церкви, как дыхание дано первозданному человеку, для того чтобы все члены, принимающие его, В современном мире, помимо Православной Церкви, существует множество христианских сообществ, называющих себя церквами. Русская Церковь определила свое отношение к инославным христианским сообществам в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятом на Архиерейском Соборе 2000 года. В этом документе говорится: «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: “Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” ( Мф 16:18 ). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, “столп и утверждение истины” ( 1Тим 3:15 ). Она несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о “вере, однажды преданной святым” ( Иуд 1:3 2. Свойства Церкви: Единая, Святая, Соборная и Апостольская. В Символе веры говорится: «Верую… в Единую Святую Соборную и Апостольскую Эти слова указывают на четыре существенных свойства Церкви: единственность, святость, соборность (кафоличность) и апостоличность. Единственность и единство Церкви Церковь одна, потому что Бог один. Через одного Бога и по Его воле Церковь объединяет всех, готовых принять «единство веры» ( Еф 4:13 ), утвержденной на одном Завете для всех О единстве Своих учеников молился Иисус Христос перед крестными страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин 17:21 ). Размышляя над этими словами, святитель Кирилл Александрийский пишет, что единство Церкви «отражает черты природного и существенного единства, мыслимого в Отце и И хотя в силу человеческого несовершенства союз любви между христианами и сила единомыслия не доходят до степени нераздельности Отца и Сына, единство Святой Троицы является тем образом единства, к которому должны стремиться все христиане: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» ( Ин 17:22–23

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

9 . Словами в Символе веры , что Иисус Христос воскрес по Писанию означает то, что Он, как воплотился, так и страдал, умер и воскрес точно так, как задолго написано было о том пророками в книгах Ветхого Завета. 10 . Например, в 53 главе книги пророка Исаии подробно изображены страдание и смерть Иисуса Христа за грехи человеческие. Он изъязвлен был за грехи наши и мучен был за беззакония наши; наказание мира нашего (для примирения нашего с Богом) было на Нем, ранами Его мы исцелились ( Ис.53:5 ) и пр. 11 . О воскресении Христовом так предсказывал царь и пророк Давид в одном (15) из своих псалмов. В нем Иисус Христос Сын Божий говорит Богу Отцу: Ты не оставишь души Моей во аде, не дашь Святому Твоему увидеть тление, что значит воскресишь из мертвых ( Пс.15:10 ). Апостол Петр указывал в своей проповеди на это пророчество Давида ( Деян.2:27 ). 12 . Что Иисусу Христу надлежало воскреснуть именно в третий день, образ сего был представлен в пророке Ионе, который был во чреве кита три дня и три ночи. Сам Иисус Христос отнес этот пророчески образ к Себе ( Мф.12:40 ). 13 . Первые, кто узнали о воскресении Иисуса Христа, это были воины, которые были приставлены врагами Его, первосвященниками стеречь гроб Его. Они с ужасом узнали об этом, потому что произошло землетрясение и Ангел Господень отвалил камень, которым закрыт был гроб. Ангелы также возвестили о Воскресении Христовом Марии Магдалине и некоторым другим Его ученикам и Апостолам. 14 . Иисус Христос в день воскресения Своего явился многим, как-то Марии Магдалине и другим мироносицам, Апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в селение Еммаус, и наконец всем апостолам в доме, двери которого были заперты. Потом многократно являлся Он им в продолжении сорока дней, до самого вознесения на небо. 15 . В это время Иисус Христос являлся Апостолам и для того, чтобы убедить их в Своем воскресении, и для того, чтобы, как говорится в книге Деяний Апостольских, продолжать учение их тайнам Царствия Божия, т. е. истинам Своей спасительной веры (Деян,1:3). О шестом члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

В Символе веры исповедуется «едино Крещение». Крещение есть духовное рождение и совершается только раз в жизни, так как и однажды человек рождается физически. Один Еосподь, одна вера, одно крещение (Еф. 4:5). Крещение не повторяется. Ни отречение от веры, ни великое множество грехов со всей тяжестью их не упраздняют неизгладимой Печати Божией на однажды крещеных. Проступок сына не разрывает его связи с отцом. Всегда открыт путь покаяния для христианина, отрекшегося от веры и просящего опять принять его в Церковь (о чём напоминает Господь в притче о блудном сыне). Крещение — это отречение от власти сатаны, который и после крещения нападает на душу. Поэтому жизнь настоящего христианина — непрестанная борьба во имя приобретения и сохранения плодов христианской веры, надежды и любви. Это путь духовной закалки христианина. Каким бы трудным он ни был, он увенчается успехом, если христианин усерден в своем начатом делании и укрепляется надеждой на Спасителя, сказавшего: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33). Таинство Миропомазания Миропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании освященным миром подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. Грех повсюду окружает человека. Склонность ко греху очень сильно удручает человеческую природу. Поэтому крещенному необходима особая Божественная помощь — дар Святого Духа, укрепляющий его духовные силы. Первоначально святые апостолы преподавали дары Святого Духа во утверждение новокрещеных через возложение рук: Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого (Деян. 8:14–17). В конце I в. по причине умножения верующих апостолы и их преемники епископы уже не успевали возлагать руки на каждого новопросвещенного христианина, поэтому таинство утверждения верующих по апостольскому благословению стало совершаться через помазание святым миром по примеру того, как помазывались миром ветхозаветные пророки, первосвященники и цари перед началом своего служения. 

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

(Верую) во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь. 10й. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Исповедую одно крещение во оставление грехов. 11й. Чаю воскресения мертвых. Ожидаю воскресения мертвых. 12й. И жизни будущаго века. Аминь. И жизни будущего века. Истинно так. Для того, чтобы объяснить приходящему в Церковь смысл Крещения, в древней Церкви требовалось примерно два года. В течение этого времени желающий стать христианином считался оглашенным, участвовал в той части литургии, которая называется «литургия оглашенных» и тщательно изучал истины, изложенные в «Символе веры». Подробное истолкование этой молитвы не входит в нашу задачу, так как скромный объем брошюры делает это невозможным. Попытаемся все же сказать о главном. Частично мы уже прокомментировали с первого по шестой члены Символа Веры выше, когда говорили о необходимости сознательной веры для принятия крещения. Говорили о вере в Бога — Троицу, о Боге-Отце, сотворившем наш мир и содержащем все в Своей силе и власти, о воплощении Сына Божия, Который ради нашего спасения стал Человеком во всем подобным нам, кроме греха. Своей жизнью, теми заповедями, которые Он нам дал, своею искупительною смертью на кресте, а затем воскресением и вознесением Он открыл нам путь в Царство Божие. В седьмом члене Символа говорится, что Господь снова придет на землю, но теперь уже «со славою». Если во время первого Его пришествия не все узнали в Иисусе Христа, многие отвергли Его, то во втором пришествии ни для кого не будет сомнения в том, Кто Он. Тогда всем нам, и живым и умершим, предстоит предстать на суд. Христиане понимают свою жизнь как подготовку к этому суду. Что же будет на этом суде нам в оправдание и что во осуждение? Ясно и недвусмысленно говорит об этом Иисус Христос: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

http://azbyka.ru/kreshhenie-gagarin

Вопрос. Что должно заключить из вышесказанного? Ответ. Указание штундистов на невидимую Церковь есть плод их изобретательности: им они желают прикрыть несостоятельность своей религии, вопреки ясному свидетельству Св. Писания и здравому смыслу. 2) Существенные свойства истинной Церкви Христовой а) Церковь – едина Вопрос. Какие существенные свойства истинной Церкви Христовой? Ответ. Следующие четыре, указанные в Символе веры : «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Вопрос. Почему Церковь есть едина? Ответ. Потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Единство сие выражается видимо одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах. Ап. Павел говорит об Иисусе Христе, что Бог Отец поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота, наполняющая все во всем ( Еф.1:22, 23 ). «Одно тело и один дух, как и вы призваны к одной надежде вашего звания. Один Господь, одна вера, одно крешение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех и во всех нас» ( Еф.4:4–5 ). «Чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу в одном духе» ( Еф.2:18 ). Вопрос. Как согласить с единством Церкви то, что есть многие церкви отдельные и самостоятельные, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская? Ответ. Это суть частные церкви, ила части единой вселенской церкви. Отдельность видимого устройства их не препятствует им быть великими членами единого тела Церкви вселенской, иметь единую главу Христа и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается видимо одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах (Простр. Катихиз. стр. 48). Вопрос. Иисус Христос учил ли, что Церковь Его должна быть едина? Ответ. Господь Иисус Христос желал создать только одну Церковь ( Мф.16:15 ) и изображая ее в притчах, говорил только об одном стаде, об одном овчем дворе ( Ин.10:16 ), об одной виноградной лозе ( Ин.15:1–7 ), об одном царстве небесном на земле ( Мф.13, 24, 47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Восставали. В Ветхом Завете, например, рассказано, как пророк Илия воскресил сына Сарептской вдовы; Сам же Иисус Христос не раз воскрешал мертвых: воскресил из мертвых, например, Лазаря, четыре дня лежавшего во гробе. Но Господь Иисус Христос восстал из мертвых не потому, что был воскрешен кем-либо, как другие, а Своею Божественную силою воскрес из мертвых. Для чего прибавлено в «Символе веры»: по Писанием? Для означения того, что Господь Иисус Христос умер и воскрес точно так, как об этом написано было у пророков, которые за несколько сот лет предсказывали о страдании, смерти и воскресении Иисуса Христа (о страдании Иисуса Христа сказано у Исаии, в 53й главе Святой Библии; о воскресении Его – у Давида ( Пс. 15, 10 ) и в Деяниях апостольских (13, 37)); а трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита было прообразом трехдневного пребывания Иисуса Христа во гробе. Как читается шестой член «Символа веры»? … И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. Одесную – по правую сторону. О чем говорится в этом члене? О вознесении Иисуса Христа на небо. Как Он вознесся на небо? В сороковой день после Своего воскресения Он вывел апостолов из Иерусалима на гору Елеонскую. Здесь, подняв руки, Он благословил их и, когда благословлял, стал подниматься выше и выше от земли. Наконец облако скрыло Его от них. С удивлением апостолы смотрели на небо. Тогда явились им два Ангела и сказали, что Иисус, вознесшийся на небо, придет таким же образом, как они видели Его восходящим на небо. Апостолы поклонились Господу и возвратились в Иерусалим. Что значат слова «Символа веры» «седяща одесную Отца»? Эти слова значат то, что Иисус Христос, Сын Божий, имеет равное могущество и славу с Богом Отцом. Как читается седьмой член «Символа веры»? … И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его-же Царствию не будет конца. Паки – опять. Грядущаго – идущего. Его-же – которого. О чем говорится в этом члене? О Втором Пришествии Иисуса Христа на землю, Его суде и вечном Царстве. Каким будет Второе Пришествие Иисуса Христа?

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Апостолы Павел и Варнава, проповедуя слово Божие, совершали это таинство: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян.13:23 ). Следует заметить, что благодать священства одна, но сообщается через таинство в различных дарах для надлежащего исполнения обязанностей диакона, пресвитера или епископа, соответственно самому служению их в Церкви. Из послания апостола Павла Титу, епископу Критскому, видно, что епископы продолжают апостольское служение: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Рукоположение в Церкви совершают только епископы, ибо «меньший благословляется большим» ( Евр.1:7 ). Таким образом, епископы являются преемниками апостолов. Тем не менее назначение епископов и их деятельность иные, чем у апостолов. Епископы поставляются во главе Поместных Церквей для совершения таинств, в то время как апостольское служение проходило при постоянном перемещении для евангельской проповеди по всему миру ( Мф.13:19 ). Епископы, священники и диаконы составляют церковную иерархию, без которой невозможны совершение таинств, правильное научение христианской истине, ее хранение и толкование, а также управление делами Церкви. Святой Игнатий Богоносец учит, что епископ в Церкви носит образ Самого Бога, так как в Церкви, как в Теле Христовом, Христос присутствует невидимо, а епископ в церковной общине занимает то место, которое Христос занимал на Тайной Вечери 294 . Епископ (επ σκοπος) собственно значит «надзиратель». В посланиях апостола Павла к Тимофею мы имеем прямое и ясное указание на рукоположение как на такое благодатное священнодействие, через которое были поставляемы епископы. Так, в первом послании к Тимофею, бывшему епископом Эфесской церкви, апостол пишет: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.1:14 ). В другом же послании ему пишет: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). Из сопоставления одного места с другим видно, что Тимофей был рукоположен священничеством и самим апостолом Павлом, или, что то же, собором старейших священнослужителей под предстоятельством апостола Павла, а также, что в этом священнодействии сообщен Тимофею дар Божий, и этот дар Божий имеет пребыть с ним навсегда, как его достояние. От него требуется одно: не нерадеть о нем, а возгревать его. Что здесь под рукоположением разумеется не иное рукоположение, как епископское, это вполне подтверждается дальнейшими наставлениями Тимофею: из них видно, что он облечен властью рукополагать других ( 1Тим.1:22 ), имеет наблюдение над находящимися в его ведении пресвитерами ( 1Тим.1:17, 19 ) и вообще является строителем «в доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго» ( 1Тим.1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Иначе говоря, христианину-баптисту или лютеранину следует признать, что и православные и католики имеют такие же возможности вечного спасения, как и его собратья по церковной принадлежности. Точно так же православному христианину следует согласиться, что и в протестантизме, равно как и в католичестве спасение возможно. Такое признание означает, что христиане разных Церквей получают возможность надеяться на спасение всех крещеных людей, искренно исповедующих Иисуса Христа своим Господом и Спасителем во исполнение апостольских слов: «Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом, сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его мертвых, то спасешься» ( Рим. 10:9 ). Если эта радость о возможности спасения всякого христианина станет общехристианским достоянием, то ни один крещеный человек не станет приговаривать других крещеных к вечной гибели только потому, что они принадлежат другой церковной организации, отличающейся одна от другой никому не понятной, состоящей из двух слов вставкой в Символе веры (католики), или иными формами почитания прославленных святых (протестанты). Слово Божие дает многочисленные основания для такого взаимного признания христиан, хотя бы и разномыслящих по отдельным вопросам вероучения, но единых в главном. Мы находим в апостольских писаниях множество указаний на те условия, при которых христианин может и должен признаваться таковым, т. е. истинным и полноправным членом спасающей Церкви Христовой. Так Иоанн Богослов, любимый ученик Христов, провозглашает: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге» ( 1Ин.4:15 ). В той же главе своего послания он преподает указание: «Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» ( 1Ин.4:2–3 ). Иоанну вторит великий учитель народов, святой апостол Павел: «Никто говорящий Духом Божиим не произнесет анафемы на Иисуса и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ) и потому, как мы видели в приведенном уже выше тексте, достаточно для спасения, если кто устами исповедует Иисуса Христа Господом, а сердцем верует в Его воскресение ( Рим.10:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

3, 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном — Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков — это основано на словах апостола Петра: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Причастным Духу Святому можно сделаться через таинства и усердную молитву: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13). Церковь едина, потому что Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 4–6). Церковь Святая, потому что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25–27). Церковь Соборная, или, что то же, кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или Правоверующей. Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды. Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Жизнь будущаго века — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего суда Христова. Слово Аминь, завершающее Символ веры, означает «Истинно так». Церковь хранит Символ веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу. Молитва 1-я, святого Макария Великого Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://pravmir.ru/tolkovanie-utrennix-mo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010