А Ваше «доказательство» фактически означает Ваше утверждение, что святые отцы ошиблись, потому что церковная практика свидетельствует о противоположном. 67. Виктором поднята серьезнейшая проблема. Его ответы согласованы с учением святых отцов церкви, которые нас предупреждали, что к концу времен, отнимутся от нас духоносные отцы и спасаться придется только советами друг друга, опираясь на священные предания святых отцов. С НАМИ БОГ! (Ис.8) 66. Ответ на 64, р.Б.Алексий: Надеюсь, Вы не хотите провести параллель между нашимнынешним Свяшенноначалием и первосвященниками и фарисеями того времени. Да.,и такое бывало и может быть, но не сейчас. По г-ну Романову- всё было опубликовано См. : Новости Патриархии. 3 июля 2020 г. 15:21 Церковный суд Екатеринбургской епархии признал схиигумена Сергия (Романова) виновным в нарушении священнической присяги, монашеских обетов, ряда Апостольских правил и правил Вселенских Соборов и постановил извергнуть его из священного сана. Далее подробности. Да об этом писалось и на РНЛ. Светский суд- эта материя в данном случае не имеет прямого отношения к делу. Что касается апелляции к Святым Отцам - на это вполне способны были всегда и раскольники, и еретики. Они. как и данный автор. толкуют их по собственному усмотрению. 2 Кор. 3:Ст. 5-6 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.: Самое важное- автор исходит из ветхозаветного понимания (см. Слово о законе и благодати). А буква убивает. Закон имеет в Новом Завете смысл лишь,.когда действует по Благодати. И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы: посему Сын Человеческий есть господин и субботы.(Мк. 2.23). субботники об этом часто . 65. Сергею: Сергей, думаю, что мне нужно поправить свою неточность, чтобы не искушать Вас писать мне еще об одном «неосторожном богословском утверждении», на этот раз настоящем, а не придуманном Вами. На самом деле, я не особо боюсь таких неосторожностей, так как не считаю себя богословом. Для меня важно правильно написать о сути Православной веры, чтобы не исказить Истину.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/18/o_...

Апостолы показывали своим последователям примеры самоотверженного служения Господу, важной составляющей которого был и пост. Так в своем Втором послании к Коринфянам апостол Павел пишет: Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах… ( 2Кор. 6; 3–5 ). Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лже-братиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. И; 26,27). Заповеданный Христом пост соблюдается в Православной Церкви с самых ранних времен. Завет о посте Христа и апостолов, собиравших первохристианскую Церковь , свято чтится всеми христианами доныне. Канонические установления Церкви о посте Первым, собственно христианским установлением о посте можно считать правило Иерусалимского Апостольского Собора, предписывающего членам Церкви такой устав: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите ( Деян. 15; 29 ). Это постановление Иерусалимского Собора подтверждается 63-м Апостольским правилом, которое к требованиям заповеданного поста прибавляет наказания за их неисполнение: «Если кто: епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо с кровью, в которой душа, или мясо растерзанного зверем животного, или мертвечину, да будет низвержен. Ибо сие и закон Моисеев запретил. Если же это соделает мирянин, да будет отлучен». 69-е правило Святых Апостолов гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Святитель Тимофей Александрийский в своих канонических ответах к числу лиц, не имеющих возможности совершать телесный пост, прибавляет рожениц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Без соли мясо и рыба гниет. Так и без скорби христианин портится. Соль выгоняет червей из мяса и рыбы. Так и скорбь изгоняет растление и страсти от души. Соль хранит целость вещей. Так и скорбь соблюдает целость души. Горька соль, но полезна для тела, горька и скорбь, но полезна для души. Блажен человек, которого Ты накажешь, Господи ( Пс. 93:12 ). Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает ( Евр. 12:6 ). 5) Ученики в школах смотрят на установления и пример, учителями показанный, и так учатся искусствам и наукам. Христиане, нам правило – Евангелие святое, и житие и нравы Спасителя нашего Иисуса Христа – живой пример. На это священное правило и живой пример добродетелей должны мы смотреть и учиться искусству христианскому, то есть добродетельной жизни. Все, что мы видим в нас противное Евангелию и житию Христову, есть порок. Евангелие и житие Христово – свет. Все, что свету этому в нас противно, есть тьма, Как представляем зеркало перед лицом нашим, и, в нем увидев пороки на лице нашем, стираем их, так должны мы представлять души наши перед зеркалом Евангелия и жития Христова, и все тому противное, как порок, покаянием и сокрушением сердца очищать. Я – Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни, – говорит Господь ( Ин. 8:12 ). Приступим к дивному свету этому, и пойдем вослед Его – да не пребудем во тьме. 6) Должно против всякого зла, какое из сердца ни восстает, стоять и сражаться, и не допускать ему переходить в дело, и в самом сердце угнетать его, и мечом слова Божия отсекать. Против злобы и злопамятности должно помнить Христово слово: Будете прощать – и простится вам; не будете прощать вы – не простится и вам (См. Мф. 6:14–15 ). Против сребролюбия, и гордости, и пышности мира этого должно помнить апостольское слово: Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны этим ( 1Тим. 6:7–8 ). И Христос говорит: Не можете служить Богу и маммоне ( Мф. 6:24 ). Блудную похоть будем пресекать тем, что за этот грех сильно мучит и терзает совесть. Для высокоумия узда – память прежних грехов, и рассуждение о своей бедности, и окаянстве, и о том, что человек может быть мерзостнейшим и сквернейшим грешником больше прочих, если Бог руку Свою отнимет от него, ибо довольно много таких примеров видим. Не гордись, но бойся ( Рим. 11:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию ( Деян.17:9–10 ). Толкование Те, которые дали гонителям серебро и благодаря этому избавились от зла, т. е. или от жестокого обращения и пыток, или от отречения, превосходящего всякое зло, не заслуживают из-за этого осуждения, поскольку они понесли материальный ущерб и потерю денег (чего другие по сребролюбию не сделали), чтобы не потерпеть ущерба душевного и не потерять свою душу. Такие показали перед гонителями, что больше служат Богу, чем мамоне, т. е. серебру, и исполнили слова Приточника о том, что собственное богатство человека является выкупом за его душу. Ведь и в Деяниях апостольских читаем, что Иасон и другие, когда вместо Павла и Силы в Фессалониках иудеи повели их к градоначальникам, дали им достаточную сумму денег и таким образом освободились. Получив, говорит Писание, довольно от Иасона и прочих, отпустили их. Правило 13 Поэтому и тех, кто оставил все ради спасения души и удалился, нельзя обвинять в том, что вместо них были якобы схвачены другие. Ведь и в Эфесе вместо Павла схватили в театре Гаия и Аристарха, спутников Павла, когда же Павел хотел войти в народ (поскольку мятеж произошел из-за того, что он привлек и обратил множество людей к богопочитанию), ученики не допустили его, говорит Писание (см. Деян.19:29–30 ). Кроме того, некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище ( Деян.19:31 ). Если же некоторые будут продолжать насмехаться над теми, кто искренне внимает говорящему: Спеши спасти свою душу и не оглядывайся назад ( Быт.19:17 ), пусть вспомнят и то, как избранный между апостолами Петр, когда его уже ввергли в темницу и передали стеречь четырем четверицам воинов, по повелению ангела Господня ночью убежал и избавился от руки кровожадного Ирода и от всего, чего ждал народ иудейский 76 . По наступлении дня, говорит Писание, между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел повесить (παγχθναι) 77 их ( Деян.12:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Братия! Не без основания святая Церковь , приготовляя нас к подвигу поста, предлагает нам слышанное вами теперь Апостольское наставление. Кому неизвестно, что и ныне есть между православными христианами рассуждающие подобно древним коринфским христианам, которые говорили в извинение злоупотребления своею духовною свободою: вся ми лет суть; брашно не поставляет нас пред Богом? Кто не знает, что есть нездраво рассуждающие о церковных постах, и несоблюдающие сих постов? Если есть между слушателями такие; то прошу их внимательно размыслить о том, что говорит святый Апостол: «все мне позволительно, но не все на пользу; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Это было рассмотрено в минувшее воскресение; но сказанное тогда относится и к настоящему предмету. Будьте внимательны к себе самим и к другим и смотрите: полезно ли это для вас и для других? Вы думаете, что делаете это по рассуждению, и может быть, думаете, что вы рассуждаете лучше других, дозволяя себе то, в чем другие себе отказывают: но смотрите, не обладает ли вами то, чем думаете вы пользоваться свободно? Не владеет ли это вами? Не порабощает ли вас себе? Не худая ли привычка влечет вас к нарушению правил Церкви? Не пристрастие ли к приятным яствам располагает вас не соблюдать правил поста, который предписывает Церковь , который освятил своим примером сам Иисус Христос, постившись сорок дней и сорок ночей ( Мф.4:2 ), который соблюдали Апостолы ( Деян.10:30; 13:2 )? Не эта ли страсть не дает вам видеть, как пост отрезвляет тело, возвышает душу, облегчает подвиг бдения и молитвы, и всякой добродетели? Если вы не любите поста, то вы не любите свободы духа; если вы не хотите соблюдать пост, то явно, что вы носите оковы страсти, которая порабощает вас, которая не дает вам видеть достоинство поста и не позволяет вам вступить на это поприще и подниматься по этой лествице к высоте христианских добродетелей. Не думаете ли, и не говорите ли: «брашно нас не поставляет пред Богом»? Пусть так: «едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем»: принятие или непринятие пищи само по себе есть дело безразличное.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

В случае передачи судебного дела с местного или регионального уровня на высший уровень епархиальный Преосвященный письменно информирует Патриарха и Священный Синод о ходе предшествующих судебных разбирательств. Предстоятели самоуправляемых церковных округов и управляющие епархиями в отдельных государствах имеют специальное благословение Патриарха и Священного Синода на осуществление постоянных контактов с высшим руководством этих государств. III.11. Во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобретала мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления. 81-е Апостольское правило гласит: " Не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народныя управления, но неупустительно быти при делах церковных " . О том же говорится и в 6-м Апостольском правиле, а также в 10-м правиле VII Вселенского Собора. В современном контексте данные положения касаются не только исполнения административных властных полномочий, но и участия в представительных органах власти (см. V.2). IV. Христианская этика и светское право IV.1. Бог есть совершенство, а потому совершенен и гармоничен сотворенный Им мир. Следование божественным законам есть жизнь, так как Сам Бог - жизнь нескончаемая и полная. Через грехопадение прародителей зло и грех вошли в мир. Вместе с тем, и падший человек сохранил свободу избрать с помощью Божией правый путь. При этом соблюдение богоданных заповедей утверждает жизнь, отступление же от них с неизбежностью приводит к ущербу и смерти, поскольку такое отступление есть не что иное, как отступление от Бога, а следовательно, от бытия и жизни, которые могут быть только в Нем: " Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Я, который заповедую тебе сегодня - любить Господа, Бога твоего, ходить по путям его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: и будешь ты жить... Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь... погибнете, и не пробудете долго на земле " (Втор.

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

Вероятно, порицавшие Павла просто только приходили к ученикам апостольским, и вследствие этого одного прихода весь успех дела приписывали себе. «Но мы, — говорит (апостол), — не так поступили: никто не может сказать нам, что мы не могли придти к вам, и что только на словах распространяем похвалу свою и до вас, потому что мы и вам проповедовали слово (веры)». « Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе » ( Не в безмерная хвалящеся, не в чуждих трудех, упование же имуще, растущей вере, в вас величатися по правилу нашему изобильно, во еже и в дальших вас благовестити, не чужим правилом в готовых похвалитися ) (ст. 15, 16). В этих словах (апостол) высказывает сильное обвинение (своим порицателям), что они и хвалились без меры, и хвалились чужим, и что, хотя весь труд принадлежал апостолам, они хвалились их трудами. «Но мы, — говорит (апостол), — доказали это делами. Итак, не будем подражать им; а станем напротив говорить то, о чем свидетельствуют самые дела. И что говорю: « достигли и до вас » ( достигохом до вас )? Имею надежду, что с возрастанием веры вашей, — не прямо утверждает, но, следуя своему обыкновению, говорит, — надеюсь, что, когда вы возрастете в вере, — удел наш и далее распространится, и будем проповедовать Евангелие дальним. Мы пойдем и далее, — говорит он, — чтобы проповедовать и потрудиться, а не тщеславиться тем, над чем трудились другие». Прилично назвал он труд свой правилом (уделом) и мерою, как вступивший в обладание вселенною, и получивший прекрасное наследие, показывая тем, что все это есть дело Божие. «Итак, — говорит, — имея таковые дела и ожидая еще больших, мы не тщеславимся, подобно тем, которые ничего не имеют, и ничего не приписываем себе, но все (приписываем) Богу». Поэтому и присовокупляет: « Хвалящийся хвались о Господе » ( хваляйся же, о Господе да хвалится ) (ст. 17). «И то (чтобы хвалиться), — говорит он, — дается нам от Бога: « Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь » ( не хваляй бо себе, сей искусен, но егоже Господь восхваляет ) (ст. 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Вместе с отрядом тысяченачальник отправляет прокуратору письмо следующего содержания: Клавдий Лисий достопочтенному правителю Феликсу – радоваться. Сего человека Иудеи схватили и готовы были убить; я, придя с воинами, отнял его, узнав, что он Римский гражданин. Потом, желая узнать, в чем обвиняли его, привел его в синедрион их и нашел, что его обвиняют в спорных мнениях, касающихся закона их, но что нет в нем никакой вины, достойной смерти или оков. А как до меня дошло, что Иудеи злоумышляют на этого человека, то я немедленно послал его к тебе, приказав и обвинителям говорить на него перед тобою. Будь здоров ( Деян. 23:26–30 ). Настоящее письмо – второй после послания Апостольского Собора письменный документ, целиком включенный Лукой в повествование. Можно было бы предположить, что Лука сочинил письмо, однако есть немало оснований считать, что он имел доступ к самому документу, точнее к его копии, которой и воспользовался. 473 С писем подобного рода, имевших официальный статус, как правило, копии снимались еще до отправки. 474 Такие копии затем хранились в архивах, и одна из них вполне могла каким-нибудь образом оказаться в руках Луки, В пользу аутентичности документа свидетельствует то, что он имеет все признаки делового письма. Оно начинается с имени отправителя (superscriptio), за которым следуют имя адресата (adscriptio) и традиционное приветствие (salutatio): «радоваться» (χαιρειν). Подобную же структуру мы встречаем в апостольских посланиях, включенных в Новый Завет , в том числе в посланиях Павла: они тоже, как правило, начинаются с имени автора, за которым следуют имя адресата (индивидуального или коллективного), а затем приветствие. 475 Таким приветствием в данном случае служит глагол «радоваться» в инфинитиве: им же открываются послание Апостольского Собора ( Деян. 15:23 ) и Послание Иакова ( Иак. 1:1 ). За начальной частью следует основная содержательная часть, в которой сухим деловым языком излагается суть вопроса. Письмо заканчивается традиционным заключительным приветствием «будь здоров» (ρρωσο).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых, полагая, что блаженнее давать, нежели принимать ( Деян. 20:33 35). Поэтому и мы, наученные им, определяем, чтобы епископ отнюдь не замышлял из позорной корысти, измышляя извинения во грехах 392 , требовать золота, или серебра, или чего-то другого от подчиненных ему епископов, или клириков, или монахов. Ведь апостол говорит: Неправедные Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6:9 ) и: He дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей ( 2Кор. 12:14 ). Итак, если окажется, что кто-либо ради вымогательства золота или чего-то другого или по некой своей страсти (διοπθειαν) [ 393 ] не допускает до служения и отлучает кого-либо из подчиненных ему клириков или закрывает священный храм, чтобы в нем не совершались божественные службы, то такой, поскольку обращает свое неистовство на бесчувственные предметы, поистине лишен чувств, и пусть потерпит то же самое, и обратится злоба его на голову его ( Пс. 7:17 ), как нарушителя заповеди Бога и апостольских постановлений. Ведь предписывает и Петр, верховный из апостолов: Пасите Божие стадо, какое у вас, не принужденно, но охотно и богоугодно. He для гнусной корысти, но из усердия. He господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначалъник, вы получите неувядающий венец славы ( 1Пет. 5:2–4 ). Грехом к смерти ( 1Ин. 5:16 ) называется такой грех, когда согрешающие им остаются неисправимыми. Но хуже этого – то, когда с превозношением восстают на благочестие и истину, предпочитая маммону послушанию Богу и не держась Его канонических постановлений. В таковых нет Господа Бога, если они, смирившись, не истрезвятся от своего заблуждения. Ведь им скорее подобает приступать к Богу и с сокрушенным сердцем молить об оставлении этого греха и о прощении, а не тщеславиться незаконным даянием, потому что близок Господь к сокрушенным сердцем ( Пс. 33:19 ). Итак, те, которые хвалятся тем, что они за золото получили чин в Церкви, и надеются на этот порочный обычай, отчуждающий от Бога и любой священной степени, и оттого с бесстыдным лицом открыто бесчестят бранными словами тех, которые избраны Святым Духом за добродетельную жизнь и причислены к клиру без даяния золота, – поступающие так пусть сначала займут последнюю степень своего чина, a если будут упорствовать, пусть их исправляют епитимьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вопрос 25. О том, как страшен суд настоятеля, который не обличает согрешающих Ответ . Посему тот, кому поручено заботиться о всех, будучи обязан дать отчет за каждого, так и должен располагать себя, зная, что если один из братий впадет в грех потому, что он ему не сказал предварительно оправданий Божиих, или впадши в грех, пребывает в нем, не наученный, как исправиться, то кровь брата от рук его взыщется, как написано (см. Иезек.33:8), и особливо, если не по неведению оставит он без внимания что-либо угодное Богу, но из ласкательства потворствуя порокам каждого, ослабит строгие правила жизни. Ибо сказано: «вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили» (Ис. 3:12); «смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение» (Гал.5:10). Посему и нам, чтобы не подпасть сему, надобно в беседе с братиями следовать апостольскому правилу: «никогда , — говорит, — не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» (1Сол. 2:5—6). Поэтому, кто чист от этих страстей, тот, может быть, поведет путем безопасным, с наградою для себя и ко спасению последующих ему. Ибо кто не ради каких-нибудь почестей от людей, не из желания нравиться и угождать (почему избегает даже случая оскорблять согрешающих), но действительно из любви приступает к делу, тот, ни в чем не решаясь искажать истину, с дерзновением простирает к ним неподдельное и искреннее слово, почему идет к нему и то, что далее сказано у апостола: «но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши» (1Сол. 2:7—8). А кто не таков, тот — слепой путеводитель, и сам падающий стремглав, и других влекущий за собою. Из сказанного можно уже видеть, сколько худо из путеуказателя стать для брата причиною скитания по ложным путям. Но это служит вместе знаком неисполнения и заповеди о любви, потому что ни один отец не смотрит равнодушно на свое детище, готовое упасть в ров, и не оставляет в этом падении уже падшего. А сколько ужаснее оставить в погибели душу, низринувшуюся во глубину зол, нужно ли о том и говорить? Посему настоятель обязан братии бдеть о душах их и пещись о спасении каждаго, как повинный дать о них отчет, и пещись настолько, чтобы показывать свое тщание о них даже до смерти — не только по общему для всех закону Господню о любви, «если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13), но и по особенному закону сказавшего: «восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши» (1Сол. 2:8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4083...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010