Иеремия обвиняет город Иерусалим, сравнивая его с блудной накрашенной женщиной: «А ты, опустошенная, что станешь делать? Хотя ты одеваешься в пурпур, хотя украшаешь себя золотыми нарядами, обрисовываешь глаза твои красками, но напрасно украшаешь себя: презрели тебя любовники, они ищут души твоей». ( Иер.4, 30 ). Пророк Иезекииль осуждает Иерусалим, сравнивая его с блудницей, которая стремится ко всему, что есть у другого народа, умывается и красится: «И вот, они приходили, и ты для них умывалась, сурьмила глаза твои и украшалась нарядами... но приходили к ней, как приходят к жене блуднице» ( Иез.23:40, 44 ). Любопытные взгляды приводят к разврату Четвертое. Любопытные взгляды ведут к разврату и прелюбодеянию. Господь первый сказал об этом: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:28 ). За Ним божественные апостолы, которые установили следующее: «Не сквернословь, не любопытствуй 65 , не упивайся, ибо от этого происходят блуд и прелюбодеяния» (Постановления апостольские. Кн. 7, гл. 6). Поняли ли вы теперь, братья мои христиане, почему наряды, украшения, благовония, духи, косметика и любопытные взгляды – это дела недостойные, свойственные людям малодушным, причина развратной жизни и прелюбодеяний и всякой иной нечистоты? Отвернитесь и возненавидьте все это по любви к Богу, а затем прекратите прибегать к таким вещам. Ведь они чужды и несвойственны христианам. Поскольку всем нам подобает украшать человека изнутри, а не снаружи, наряжать душу, а не тело, и не тлеющими и сиюминутными нарядами, а нетленными и вечными, и не телесными и земными, а духовными и небесными. Украшения должны сопутствовать многоценной одежде любви, чистоты, кротости, смиренномудрия и других добродетелей, сообразных божественным дарам Святого Духа, добрым и целомудренным нравам, подобающим христианам. Раз христиане – дети Отца Небесного, и наряды их должны соответствовать небесным, божественным, нетленным. Как говорил Соломон, «украшение юношей – мудрость» ( Притч. 20, 29 ) 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Именно для того и женщина в месячном очищении, и совокупляющийся с ней мужчина названы нечистыми, по Феодориту (Theod. Cyr. Quaest. in Lev. 21 //PG 80, 325C.), и прокаженных постановлено изгонять из городов и запрещать им всякое общение с людьми, по Исидору (Isid. Pel. Ep. II, 81//PG 78, 524B.), – чтобы под угрозой нечистоты, проказы и изгнания, которым подвергнутся дети, воспрепятствовать родителям совокупляться в неположенное время. Поэтому и «Апостольские постановления» (кн. 6, гл. 28) определяют то же самое: «Когда у жен бывает естественное очищение, мужья не должны сходиться с ними, заботясь о здоровье будущего потомства» (PG 1, 985A.). Бог же, требуя еще большего, повелевает истреблять и предавать смерти мужчин, которые вступили в половую связь со своими женами, когда у них было месячное очищение. Если кто ляжет с женою во время болезни кровоочищения и откроет наготу ее, то он обнажил истечения ее, и она открыла течение кровей своих: оба они да будут истреблены из народа своего. ( Лев.20:18 ). Потому и через прор. Иезекииля Бог говорит, что признаком праведного человека служит то, что он не совокупляется со своей женой во время ее месячного очищения: И к жене во время очищения не приближается ( Иез.18:6 ). Итак, Бог, желая по всем этим причинам не только внушить женщинам благоговение и страх, но и, гораздо более, укротить неудержимые стремления мужчин, и раньше, и теперь через Своих святых запрещает женщинам входить в таком состоянии в храм и причащаться Божественных Таинств, как постановляет и это правило божественного отца. Равным образом и правило Тимофея 7 запрещает им причащаться, пока не очистятся. А 6-е его правило запрещает также крестить их прежде очищения. Согласно со священными правилами и 17-я новелла Льва Мудрого определяет, что как роженицы, так и находящиеся в месячном очищении женщины, если они не крещены, не должны принимать крещение, а крещеные – причащаться, пока не очистятся, если только не впадут в смертельную болезнь. Поскольку некоторые ссылаются на 27, 28 и 30-ю гл. 6-й кн. «Апостольских постановлений», где говорится о том, что обряды относительно извержения семени и истечения семени во сне, естественного очищения и т. п. – обряды только иудейские (PG 1, 980А-985А, 988В-992В.), а также приводят другие подобные примеры, противоречащие вышеуказанным правилам, то мы отвечаем им так.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Истинная причина отказа протестантов от земных и поясных поклоном заключается только в их человеческом предании , которое заповедует им всячески бороться с Церковью, отсекая от Её учения и Предания всё, что можно отсечь. Таким образом, протестанты оставили у себя из Православия то, что захотели: остальное нагло, бесцеремонно и безосновательно отвергли (поскольку одна из главнейших идей и линий протестантизма – упрощенство и минимум обрядов и традиций), а в оправдание приводят совершенно нелепые места Писания. Итак, телесное поклонение никак не противоречит поклонению человеческого духа Богу, а лишь гармонично его дополняет, или, точнее, как раз и выражает таковое поклонение, ибо дух и тело человека неразрывно связаны: человек – это духовно-телесное существо . Потому ап. Павел и пишет: «прославляйте Бога и в телах ваших ...» ( 1Кор.6:20 ), а не только «в духе». Телесное же поклонение Богу как раз относится к прославлению Бога «в телах ваших». Евреи, как известно, телесно поклонялись Богу: они « поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли » ( Неем.8:6 ); «По окончании же всесожжения царь и все находившиеся при нем преклонились и поклонились » ( 2Пар.29:29 ). Поклонялись Христу телесно и Апостолы: « Они поклонились Ему ...» ( Лк.24:52 ). В своих небесных, тонких телах поклоняются Господу Ангелы и святые: «И все Ангелы... пали перед престолом на лица свои , и поклонились Богу ...» ( Откр.7:11 ); «И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу » ( Откр.11:16 ). Сам Христос, молясь Отцу, поклонялся до земли, как написано: «отойдя немного, пал на лице Свое , молился и говорил: Отче Мой.» ( Мф.26:39 ). Христианам же заповедано подражать Христу и Его святым. Потому они изначала поклонялись Богу не только в духе и духом, но и телом. Так, в «Апостольских Постановлениях» описывается чин совершения Богослужения, и там есть такие слова: «диакон пусть говорит: « " преклонитесь …»». И епископ пусть молится, говоря: Бог верный и истинный.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Итак, всесвятой Гавриил прорёк, что святые просветятся, как светила небесные; ибо священный ангел засвидетельствовал это о тех, которые уразумели истину. Но воскресение обещано не мученикам только, но и всем людям, праведным и неправедным, благочестивым и нечестивым, чтобы каждый получил по достоинству. «Ибо приведет Бог, говорит, всё творение на суд о всяком погрешении, благо ли, или лукаво». Сему–то воскресению не веруя, иудеи говорили в древности: «изсохли кости наши, убиты мы». Но Бог сказал им в ответ: «вот Я открою гробы ваши, и возведу вас из них, и дам в вас дух Мой, и оживете, и узнаете, что Я – ЯХВЕ: сказал и сделаю». И чрез Исайю говорит Он: «воскреснут мёртвые, и востанут находящиеся в гробах, и возрадуются покоющиеся в земле; ибо роса Твоя есть врачевство для них». Много и другого сказано о воскресении, и о всегдашнем пребывании праведных в славе, и о наказании, падении, отвержении, осуждении, безславии, вечном огне и нескончаемом черве нечестивых. А что Бог мог бы, если бы захотел, сделать, чтобы все люди не умирали, это Он показал тем, что не попустил испытать смерть Еноху и Илии. А что Он восхотел воскресить скончавшихся во все времена, это сделал Он явным как чрез Себя, так и чрез других, воскресив чрез Илию сына вдовицы, а чрез Елисея сына соманитянки. А что смерть не есть воздаяние наказания, в этом мы убеждены тем, что ей подверглись и святые, даже Сам Господь святых Иисус Христос, жизнь верующих и воскресение мертвых. Для того Он как бы живущим в великом городе причиняет, после подвигов, смерть на малое время, чтобы, воскресив, или отвергнуть или увенчать каждого. Ибо Кто сотворил тело Адама из земли, Тот воскресит тело первого человека и прочих людей и по разрушении, потому что это, разумеем – жить вечно, свойственно разумной природе людей. Итак, Кто производит разлучение души от тела, Тот соделывает и воскресение; Кто сказал: «взял ЯХВЕ персть от земли и образовал человека, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душею живою», и Кто после непослушания присовокупил: «ты – земля и в землю возвратишься», Тот и впоследствии обещал нам воскресение. «Услышат, говорит Он, все находящиеся в гробах глас Сына Божия, и, услышавши, оживут».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

Итак, как оправдается тот, кто нерадит о Церкви Божией или убегает ее? 61 . Если же кто нерадит о Церкви, придумывая извинение в грехах, выставляя в предлог дело свое, таковой пусть знает, что мастерства верующих суть занятия, а дело их – благочестие. Посему мастерствами своими занимайтесь вы как бы между делом, чтобы питаться вам, а в благочестии подвизайтесь, как в деле, как и Господь говорил: «старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную»; и опять: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Итак, старайтесь никогда не оставлять Церкви Божией. А кто презрит ее и войдет в скверность народов или в сонмище жидовское или еретическое, тот чем оправдается пред Богом в день суда, оставив живые и животворящие и могущие освободить от вечного наказания слова Живого Бога и пошедши в здание бесовское или в синагогу христоубийц, или в церковь лукавнующих, не послушав Того, Кто говорит: «возненавидел я церковь лукавнующих, и с законопреступными не войду; не сел я с сонмом суетным, и с нечестивыми не сяду»; и опять: «блажен муж, который не пошел в совет нечестивых, и не стал на пути грешных, и не сел на седалище заразителей, но воля которого в законе ЯХВЕ и который упражняется в законе Его день и ночь»? А ты, оставив собрание верующих, Церковь Божию, и законы Его, устремляешь взоры на вертепы разбойников, почитая святым то, что Он назвал скверным, и обобщая то, что Он разделил, и не это только делаешь, но бегаешь уже и на церемонии еллинские и поспешаешь на зрелища, пожелав числиться одним из ходящих туда и участвовать в неприличных, чтобы не сказать – мерзких, представлениях, не слушая Иеремии, говорящего: «Адонаи! не сидел я в сонме их играющих, но я боялся от лица руки Твоей»; ни Иова, говорящего подобное: «если и с насмешниками я ходил когда–либо, то я стану на весах правды»! Зачем же ты хочешь участвовать в еллинских учениях, учениях людей мертвых, по внушению диавола преподающих смертоносное и превращающее веру, и внемлющих сему приводящее к многобожию? Итак, вы, занимаясь законами Божиими, считайте их драгоценнейшими житейских нужд, и, отдавая им большую честь, стекайтесь в Церковь Господа, которую приобрел Он кровию возлюбленного Христа, рожденного прежде всякой твари. Ибо она есть дщерь Вышнего, родившая нас словом благодати и вообразившая в нас Христа, сделавшись причастниками Которого вы уже члены священные и избранные, не имеющие пятна, или порока, или чего–либо подобного, но, как святые и непорочные в вере, совершенны в Нем по образу создавшего вас Бога. 62 . Остерегайтесь праздновать с погибшими, составляющими сонмище языческое на обольщение и погибель; ибо у Бога никакого нет общения с диаволом, а кто собирается с мыслящими диавольское, тот причтен будет к ним и наследует горе.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

Итак, крестящийся очищается и освящается, будучи погруженным в Личность Бога Отца, в Личность Бога Сына и в Личность Бога Духа Святого; или другими словами, он омывается от своих грехов святостью Троицы, и, омывшись, облекается в праведность Имени Триединого Бога. Потому и сказано: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ). То есть, так как Триединый Бог был явлен преимущественно в Боге Сыне, вочеловечившемся Господе неба и земли – Иисусе Христе, и так как Писание прямо говорит, что крестился Бог Сын, и только прикровенно, что вместе с Богом Сыном – и Бог Отец, и Бог Дух Святой, потому что Сын в Отце, Отец в Сыне, Сын в Духе и Дух в Отце, – то Библия и называет Новозаветное Крещение чаще Крещением во Имя Иисуса Христа. И благодарение Богу, что многим сектантам понятно, что нельзя на основании Библии спорить с тем, что все, кто крестился во Имя Иисуса Христа, облеклись и во Имя Бога Отца, и во Имя Бога Духа Святого» 4] . Таким образом, Христос крестился для того, чтобы взять грехи мира на Себя; мы же должны креститься для того, чтобы оставить в воде (на Христе) свои грехи. В крещении наши грехи перекладываются на Христа, который уничтожил грех Своей смертью. Чтобы и наши грехи взял на Себя непорочный Агнец Божий, нужно, чтобы они были переложены на Него в крещении: иначе говоря – нужно креститься для прощения грехов . Следовательно, вполне очевидно, что Крещение совершенно необходимо для прощения наших грехов и спасения, и поэтому православное понимание Крещения правильное и библейское; протестантское же явно противоречит учению Св. Писания. И заметим: если понимать Крещение по-православному, то крещение Иисуса Христа имеет глубочайший и важнейший смысл; если же по-протестантски, то смысл Его крещения вообще не ясен. О смысле крещения Спасителя протестанты только повторяют слова Христа: «так надлежит нам исполнить всякую правду», а что это значит – никто не знает. Теперь посмотрим, как учила о Крещении Церковь первых веков христианства. В " Апостольских Постановлениях « мы находим множество свидетельств того, что Крещение понималось первыми христианами православно, и никак не по-протестантски. Вот эти места по порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Итак, Пилат, обезславя робостию начальствование своё, сам обличил себя в злобе, услужив черни, а не праведнику, и Того, о Ком свидетельствовал, как о невинном, предав, как виновного, наказанию на кресте, хотя законами римлян положено никого не умерщвлять, не уличив. Палачи же, взяв Господа славы, пригвоздили Его к древу, распяв Его в шестом часу, а приговор о Нем получив в третьем часу. Потом дали Ему пить уксус с желчью, потом разделили одежды Его по жребию, потом распяли вместе с Ним двух злодеев по ту и другую стороны, да исполнится написанное: «дали в пищу Мне желчь, и в жажду Мне напоили Меня уксусом»; и опять: «разделили одежды Мои себе, и об одежде Моей метали жребий»; и в другом месте: «и с беззаконными вменился». После того была тьма три часа, от шестого часа до девятого, а к вечеру – опять свет, как написано: «и не день, и не ночь, и при вечере будет свет». Все это видели и распятые вместе с Ним злодеи, из коих один хулил, будто Христос не может помочь Себе по безсилию, а другой упрекал хулившего в неведении, и, обратившись к Господу, как бы просвещенный Им и знающий, Кто именно страждет, молил Его, чтобы впоследствии помянул его в царствии. Господь же, тотчас даровав ему прощение и забвение прошлого, ввел его в рай наслаждаться таинственными благами. Около девятого же часа Христос, воскликнув, сказал Отцу: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?» и, спустя немного, воскликнул громким голосом: «Отец! прости им: ибо не знают, что делают», и, присовокупив: «в руки Твои предаю дух Мой», испустил дух. И погребли Его до заката солнечного в новом гробе. А на рассвете первого дня после субботы, воскресши из мертвых, Он исполнил то, о чем до страданий предсказывал нам, говоря, что Сыну Человеческому должно пробыть «в сердце земли три дня и три ночи». По воскресении из мертвых Он явился сперва Марии Магдалине и Марии Иаковлевой, потом Клеопе на пути, а после того нам, ученикам Своим, бежавшим из страха от иудеев, но тайно выведывавшим о Нем. Но все это написано в Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

Итак, совершенно очевидно, что нарядные одежды сами по себе вызывают плотское наслаждение. Если же некоторые мужчины коварно применяют их, чтобы поймать на крючок какую-либо женщину, а слабый пол использует, чтобы поймать на такую же приманку мужчину, как поступают сегодня многие (если не сказать, все) мужчины и женщины, тогда все эти наряды и украшения не что иное, как приманка для блуда и прелюбодеяния. И мужчины и женщины, которые пользуются всем этим, объявляют о себе, даже когда молчат, что они блудники и блудницы, прелюбодеи и прелюбодейки. Мои слова подтверждают повеления святых апостолов, которые говорят, что мужам не следует украшать свой внешний облик, не нужно растить, плести, красить и укладывать волосы, а только чуть постригать их. Также им не к лицу носить изысканную одежду и обувь, золотые перстни, дабы не соблазнить ближних, равно как и не следует стричь бороду, чтобы не менять человеческий облик, соответствующий его природе, на противоестественный. Так велит Закон: «Не порти края бороды твоей» ( Лев. 19:27 ). К этим наставлениям святые апостолы добавляют: Все это – признаки распутного поведения (Постановления апостольские. Кн. 1, гл. 3). С другой стороны, Священное Писание ясно показывает, что накрашенные и нескромно одетые жены подобны продажным женщинам. Ведь они поступают так только для того, чтобы вовлечь мужчин в разврат. Так, Фамарь, невестка Иуды, накрасилась, как блудница, чтобы соблазнить тестя: «И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима» ( Быт. 38,14 ). По одежде и украшениям Иуда принял ее за блудницу и соединился с ней. Иудифь так же, надев на голову, руки и ноги украшения, сделала весь свой облик соблазнительным для глаз не только Олоферна, но и всякого, кто только увидит ее: «И разукрасила себя, чтобы прельстить глаза мужчин, которые увидят ее» ( Иудифь. 10, 4 ). Так и Иезавель нарядилась и стала выглядывать в окно, чтобы завлечь царя Ииуя: «И прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лицо свое и украсила голову свою, и глядела в окно» ( 4Цар. 9,30 ). Эсфирь тоже надела украшения для обольщения Артаксеркса: «Когда царь увидел царицу Есфирь... она нашла милость в глазах его» ( Есф.5:1 ) 63 . Какие страсти вызывают благовония

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Итак, ты суди так, как бы судил пред Богом; «ибо суд – ЯХВЕ», говорит Он. Посему сначала осуждай виновного по власти, потом привлекай его к себе милостью, щедростью и верностью, обещая ему спасение, если изменит поведение и обратится к покаянию, и, если он раскаевается, то, строго наказав, прими его, памятуя, что Господь сказал: «радость бывает на небе об одном грешнике кающемся». 14 . А если ты не примешь кающегося, то предашь его злоумышленникам, забыв, что Давид говорит: «не предай зверям душу, исповедающуюся Тебе». Посему Иеремия, побуждая к покаянию, говорит: «разве падающий не встает, или отворачивающийся не обращается? Зачем отвратился народ Мой отвращением безстыдным, и укрепился в произволе своём? Возвратитесь, сыны возвращающиеся, и Я исцелю отпадение ваше». Итак, принимай кающегося, нимало не колеблясь и не стесняясь теми, которые немилосердно говорят, что с таковыми не должно обращаться, даже иметь общение в слове. Такие внушения принадлежат неведущим Бога и Его промысла, судиям неразумным и зверям жестоким; ибо они не знают, что надобно беречься общения с согрешающими не в слове, но в деле. Ибо «правда праведного на нем будет, и беззаконие беззаконника на нем будет»; и опять: «земля если согрешит Мне, вороломствуя, и простру руку Мою на неё, и сломлю в ней опору хлебную, и напущу на неё голод, и истреблю с неё человека и скота: и если будут эти три мужа среди неё, Ной, и Иаков, и Даниил, они в правде своей спасут души свои, говорит Адонаи ЯХВЕ». Здесь весьма ясно показало Писание, что праведный, обращающийся с неправедным, не погибает вместе с ним. Ибо в этом мире и праведные и неправедные соединяются друг с другом общением только жизни, а не и праведности; но в этом любящие Бога не согрешают, напротив еще подражают Отцу своему небесному, повелевающему солнцу Своему восходить над праведными и неправедными и посылающему дождь свой на злых и добрых. И от этого никакой нет опасности для праведного: ибо на ристалище находятся и победители и побежденные, а на увенчании – одни мужественно подвизавшиеся.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

К стыду вашему говорю: не ужели нет между вами ни одного разумного («мудр ни един "=οδες σοφς), который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится и при том пред неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы (κρματα) между собою», (ст. 4–7). Кажется сомнению подлежать не может, что в этом наставлении Апостола имеется в виду именно третейский суд – единоличный, как вполне заменяющей римско-гражданский, языческий трибунал. Апостол находит вполне возможным и законным, чтобы тяжебное между христианами дело решал один мудрый христианин, конечно, избранный на то обеими тяжущимися сторонами. Arbitrium – третейский суд – в различных его формах у римлян был весьма распространенным способом решения тяжеб, вполне дозволенным законом, особенно в простейшей его форме – форме простого соглашения между сторонами. 303 Наставление Апостола о применении этого способа к решению между христианами тяжеб с целью уклонения от —242— языческих трибуналов, во многих отношениях неудобных для христиан, имело важное значение для последующего времени, именно относительно определения подсудности епископского суда (episcopalis audientia). Уже в века гонений – тяжебные дела между христианами входили в сферу дел, которые рассматривал и решал епископ на своем церковном трибунале и это делал, опираясь именно на рассматриваемую заповедь Апостола. Так именно освещает пред нами это явление памятник быта христиан первых веков – Апостольские Постановления: «прекрасная похвала христианину – читаем здесь – ни с кем не иметь дел, 304 а если бы по чьему возбуждению или искушению случилось у кого дело; то пусть постарается прекратить его, хотя бы и надлежало понести от этого какой-либо урон, и да не идет он на судилище языческое. И вы не терпите, чтобы о делах ваших судили начальники мipckue: ибо чрез них диавол причиняет рабом Божиим хлопоты и возбуждает укоризну, будто, мы не имеем ни одного мудрого, который мог бы рассудить враждующих, или разрешать тяжбы. 305 Язычники не должны знать происходящих между вами раздоров и вы не принимайте в свидетельство против себя неверующих и не судитесь у них и ничем не будьте должны им относительно подати или страха 306 , но отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу, как то: подать или кинсон, или дидрахму, как и Господь наш, дав статир, избавился от докуки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010