Если бы между мужчиной и женщиной не существовало никакого различия, то и поступали бы они совершенно одинаково и состояния они испытывали бы совершенно одни и те же. Тождественна будучи с мужчиной по душе, женщина может и возвышаться до одинаковой с мужчиною добродетели, по органическому же ее устройству ее назначение зачинать, рождать и смотреть за внутренним состоянием дома. Ибо я хочу, говорит Апостол, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене же глава муж. Не муж от жены был создан, α жена от мужа. Однако же ни муж без жены, ни жена без мужа в Господе ( 1Кор. 11:3, 8, 11 ). Как к мужчине обращаясь говорим мы: «Будь воздержен, господствуй над своими пожеланиями»: подобно этому и женщине мы объявляем: «Будь умеренна, побеждай склонность к удовольствиям». Что советуется нам Апостольской заповедью? Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти; они друг другу противятся. Апостол все же не так противополагает их, как зло противоположно добру, нет; он противопоставляет их друг другу, как противостоят один другому два соперника, не без пользы борющиеся друг с другом. Посему он прибавляет. Не делайте того, чего желаете. Дела плоти известны: любодеяние, другие грязные пороки, распущенность, идолослужение, чародейство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследуют. Плоды же духа суть: любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, воздержание, благость, вера, кротость ( Гал. 5:16, 17, 19–22 ). Плотью Апостол без сомнения грешников назвал, точно так же как словом дух он означал праведников. И однако же главой состоит тот, кому принадлежит первенство начальства и власти. Если же Господь глава мужа, а глава жены муж, то муж есть господин над женой, потому что он состоит образом и славой Божией ( 1Кор. 3:3, 7 ). Вот почему Апостол и пишет в посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Известно было наше Евангелие от Иоанна также и Климменту, у которого 190 мы читаем: „Если вы не возродитесь живой водой во имя Отца, Сына и Святаго Духа, не внидете в царствие небесное“. Это место известно было и Штраусу, но он не хотел относить его к Евангелию от Иоанна, а утверждает 191 , что Кли­мент позаимствовал его у Матфея – 18: 3. Отдаем мнение Штрауса на суд читателя. Матф. 18: 3 гласит: „И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное“. Теперь прочитаем Иоан. 3:5 : „Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа; то не может войти в царствие Божие“. Не ясно ли, что не Матфея, а Иоанна имел в виду Климент, при написании вышеприведенного изречения? Штраус не мог видеть этого только потому, что ему нужно было не видеть его... Все эти древне-отеческие свидетельства, вполне достоверные и сами по себе, находят для себя подтверждение еще и в том обстоятельстве, что далее в самом Евангелии есть много данных, на основании которых необходимо предположить, что его писателем был именно апостол Иоанн. Так, рассказав о воплощении Бога- Слова, писатель нашего четвертого канонического Евангелия прибавляет: „и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца“ ( Иоан. 1: 14 ). Отсюда ясно, что писатель нашего четвертого кано­ническаго Евангелия был одним из непосредственных свидетелей и очевидцев всей земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, сам лично видавший „Его славу“; а таким свидетелем, конечно, мог быть только кто-нибудь из числа двенадцати апостолов. Далее нельзя не заметить еще и того обстоятельства, что писатель нашего четвертого каноническаго Евангелия намеренно старается умалчивать о сынах Зеведеевых (см., напр., 1: 35, 42; 13: 23; 18:15; 19:26; 20:2; 21:7, 20, 23, 24); а это можно объяснить себе только тем, что апостол Иоанн, будучи писателем этого Евангелия, по своему христианскому смирению не хотел на­звать самого себя, так как он сам был одним из сыновей Зеведеевых. Но что под смиренным, но отраднейшим выражением – „ученик, которого любил Иисус“ – писатель разумеет самого себя, – это не подлежит никакому сомнению; а отсюда опять-таки непосредственно следует, что писателем нашего четвертого канонического Евангелия был именно апостол Иоанн, потому что там, где в четвертом Евангелии стоит описательное выражение – „ученик, которого любил Иисус“ – в трех первых Евангелиях именуется „Иоанн“.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

На эту обязанность, налагаемую на нас единством Церкви, указывает нам апостол Павел говоря: молю убо вас, аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг друга любовью, тщащеся блюсти (стараясь сохранять) единение духа в союзе мира ( Еф.4:1–3 ). Примечательно при этом то, что апостол говорит: стараясь сохранять единство. Этим он указывает на то, что это дело не легкое. Ничто столько не встречает препятствий, как соблюдение мира и единства. Но теперь единственно возникает вопрос: в чем же именно практически должно выражаться наше единение между собой, как членов Церкви Христовой? Оно должно выражаться в согласном исповедании веры и в общении между нами. Сам Господь наш Иисус Христос, проповедуя учение Свое, выражал желание, чтобы верующие в Него были единомысленны между собой ( Ин.17:22–23 ). Он преподал людям положительное учение веры. Посему нужно всем одинаково принимать это учение. Так учил и Сам Иисус Христос и Апостолы. «Кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф.12:30 ), – говорил Иисус Христос. «Если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ), – учил Ап. Павел. Посему Апостолы убеждали верующих, чтобы они были единомысленны в учении Христовом. Ап. Павел писал Ефесянам, чтобы они в понимании учения Христова не отступали от других, чтобы всякий понимал его так, как все святые, т. е. совершенные христиане ( Еф.3:18 ). Тот же Апостол писал Коринфянам: молю (же) вы, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будут в вас распри, да будете же утверждени в томже разумении и в той же мысли ( 1Кор.1:10 ). К такому же единомыслию призывали христиан и ученики Апостолов, например, св. Климент Римский писал Коринфянам: «к чему у вас распри, негодования, несогласия, разделение и брань? Не един ли у нас Бог и един Христос, и един Дух благодати, излиянный на нас, и едино звание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела, и до такого доходим безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены?» (Сщмч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Никогда я не расстанусь с убеждением, что людям мудрым Бог открывает тайный смысл прорицаний; Душам же простым зло Он указывает только. В немногих словах Он наставляет многому. Поэт говорит о зле, означая тем и всякие вещи пошлые и бессмысленные. Сие-то и царя – пророка вдохновило открыто и ясно объявить в псалмах, что все Писание есть не что иное как притча. Внимай, народ, закону Моему, восклицает он именем Божиим; приклони ухо к словам уст Моих, открою уста Мои в притче, в загадочных символах изъясню тебе вещи, сокрытые от начала ( Пс. 77:1–2 ). Преславный Апостол говорит чуть не тем же самым языком: Мы проповедуем мудрость совершенным, не мудрость мира сего и не князей мира сего мудрость, которые умрут, а проповедуем мы премудрость Божию, в ее таинственности остающуюся сокровенною, которую Бог прежде всех веков предназначил и предуготовил к славе нашей, которой никто из князей сего мира не познал, потому что если бы познали, то никогда не распяли бы Господа славы ( 1Кор. 2:6–8 ). Эллинские философы не принимали участия в обесчещении, какое нанесли нашему Господу постигавшие Его сошествие. Апостол мог здесь порицать, значит, лишь суетное знание тех между евреями, которые воображали себя мудрецами; посему он прибавляет: Мы проповедуем мудрость, о которой написано: Глаз того не видал, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( Ис. 64:4 ). А нам Бог открыл сие Духом своим, ибо Дух все проницает, и глубины Божии ( 1Кор. 2:9–10 ). Апостол народов знал, что ученик Святого Духа, вспомоществуемый Богом, и нося в себе разум Христов, состоит человеком духовным и гностиком, между тем как человек плотской не может постигать вещей, исходящих от Духа Божественного, они кажутся для нею безумными ( 1Кор. 2:14 ). Различая гностическое совершенство от простой веры, Павел иногда называет эту последнюю молоком слабых, иногда же фундаментом здания. Так он пишет: И я, братия мои, не могу с вами говорить как с людьми духовными, но как с плотскими еще и как с детьми во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Но вместе с тем он указывает на трудности, связанные с семейной жизнью для того, кто вступил в брак, особенно во времена гонений, которые он предвидел в самом близком будущем. Избравшему путь девства легче идти по пути тяжких испытаний, который предстоит христианину, особенно в некоторые исторические эпохи, и в этом именно смысле апостол рекомендует верующим “святым” избрать путь девства, а не потому, что по существу девство выше брака. Наоборот, христианство одухотворяет брак и семью, поднимает их на такую высоту, которую они не могут получить в мире нехристианском и с точки зрения нехристианского мировоззрения» (56:  267, 268);  «Указывают обычно на слова апостола Павла ( 1Кор. 7, 32–34 ), где он говорит о преимуществе девства, стараясь истолковать слова эти так, как будто они содержат если не осуждение, то унижение брака. Однако …  “девство” советуется апостолом лишь в тех случаях, когда оно является наилучшим средством служения христианскому делу для тех людей, для которых, по их дарованиям и свойствам, именно путь этого служения является наиболее подходящим … ссылаясь на отсутствие какого-либо определенного постановления, апостол указывает, что каждый человек имеет право решать этот вопрос в зависимости от свидетельства своей собственной совести, сам же лишь дает совет, основанный на жизненном опыте. Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа  милость быть Ему верным. …Говорю это для вашей пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения ( 1Кор. 7:25, 35 ). Апостол Павел никогда не ставил “девства” непременным условие христианского служения и не исключал брачного пути, а указывал только на те жизненные тяготы, которые в нем встречаются, в особенности в напряженные моменты, которые переживаются христианином в эпоху гонения. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и ели девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль ( 1Кор. 7, 26–28 ). Этот вопрос в каждом отдельном случае решается с точки зрения духовной целесообразности, в связи с особенностями каждого состояния. Эта же целесообразность допускает различные решения, предполагающие различные дарования. …Каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе ( 1Кор. 7:7 ). Идеи внутренней свободы, не связанность духовного призвания с одним определенным состоянием – брачным или безбрачным, – выбор этих путей с точки зрения высшей целесообразности, учитывающей особые условия и дарования, проводятся с совершенной ясностью и святоотеческих творениях. “Какая жизнь кажется тебе удобнее, той и следуй”, – говорит Иоанн Златоуст . “Авраам прославился в супружестве, и Илия девством. Иди тем или другим путем; тот и другой приводит к небу” ( Климент Александрийский . “Строматы”).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Они, подобно Ему, нередко направляют свое слово против еврейской национальной самомпительности и еврейского национального эгоизма, но не только словом, а и самым делом свидетельствуют о принадлежности христианству надлежащего патриотизма. Св. апостол Павел высказывает, между прочим, следующие знаменательные слова: кто о своих не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тимоф. 5, 8). Под своими здесь разумеются, конечно, и соотечественники, ибо апостол о домашних родственниках упоминает особо. Все величие любви к своему народу он высказал в следующих словах: истину говорю во Христе, не лгу, свидетельтвует мне совесть моя во Духе Святом, что велика для меня печаль и непрестатое мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным за братьев моих, родных мне по плоти, т. е. израильтян (Римл. 9:1 — 4). Достаточно знать одни эти слова апостола, чтобы оставить всякую речь о том, будто бы христианство и патриотизм — несовместимые понятия. Нужны, с одной стороны, превратное поникание христианства, а, с другой, необычайная гордость и дерзость, чтобы вообразить себя лучшим христианином, чем каким был напр. св. апостол Павел... г) Обращаясь к наиболее авторитетным церковным писателям первых веков христианства , мы не найдем и у них какого-либо порицания и отвержения того, что есть в патриотизме естественного и прекрасного. Любовь к родине и к своему народу, напротив, признается и одобряется у них, поскольку им приходилось касаться ее в своих творениях. Так, например, св. Климент, епископ римский, говорит одобрительно о любви к родине и в родному народу, указывая в особенности на наиболее доблестные примеры проявления ее. „Многие цари и вожди, замечает он, предавали себя во время моровой язвы на смерть, чтобы своей кровью спасти граждан. Многие удалялись из своих городов, чтобы прекратилось возмущение в них. Блаженная Иудифь, во время осады города, испросила позволение у старейшим пойти в стан иноплеменников. И пошла она, подвергая себя опасности из любви к своему отечеству и осажденному народу, и Господь предал Олоферна в руки женщины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Послушайте, что пророк Даниил говорит о себе: В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои ( Дан. 10, 2–3 ). И три отрока, бывшие с Даниилом в плену, предпочли употреблять пищу из земных семян, нежели питаться мясом с царского стола ( Дан. 1 ). Эти и многие другие свидетельства взяты из Ветхого Завета, но гораздо больше их в Новом Завете. ОТВЕЧАЕМ, В-ТРЕТЬИХ: Послушайте, что говорит Апостол Павел в Послании к Римлянам: Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает ( Рим. 14, 21 ). В Евангелии сказано, что Сам Христос и Апостолы употребляли в пищу рыбу, но не сказано, что они вкушали мясную пищу, кроме законного агнца. Никто не найдет в Евангелии указания на то, что Христос, присутствуя на многих трапезах, например, на браке в Кане Галилейской, в доме Симона прокаженного, в доме Закхея, в доме Марфы и Марии, вкушал бы мясную пищу. Ибо Христос не ради мясоедения посещал пиры, но для того, чтобы вкушающим вещес­твенную пищу предоставить за трапезой духовную пищу Божественного Своего учения. Если же Он и вкушал тогда пищу, то, как образец и Учитель всяких добродетелей, вполне мог воздерживаться от мяса и других вкусных снедей. И что сказать об Иоанне Крести­теле, вся жизнь которого состояла из одного поста? Что скажем об Апостолах? Григорий Назианзин пишет о верховном Апостоле Петре в Слове о любви к бедным. Климент Алек­сандрийский в книге 2 «Педагог» пишет, что святой Евангелист Матфей питался одними только семенами. Апостол Иаков всегда воздерживался от мяса и вина, как свидетель­ствует об этом Евсевий в книге 2 своей «Истории», в главе 22. Апостол Тимофей всегда воздерживался от вина, что видно из Послания к нему Апостола Павла: пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23). Что еще сказать о первых христианах, живших близ Александрии, которых настав­лял святой Марк? По его совету они принимали пищу только один раз в день, вечером, а от мяса и вина воздерживались всегда. Об этом пишут Евсевий в книге 2 «Истории», в главе 17, и святой Епифаний в книге «Против ересей», когда говорит о назорейской ереси под номером 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Таковы Орфей, Лин, Мусей, Гомер, Гесиод и другие, отмеченные мудростью. (2) Их поэтическое чародейство (ψυχαγωγα) – это как бы занавес от толпы. Значение снов и символов они скрывают от непосвященных не из ревности (недостойно ведь считать Бога подверженным страстям), а для того, чтобы через постижение скрытого смысла, ищущий в своем исследовании сам смог бы дойти до уяснения истины. (3) Так трагик Софокл говорит где-то: Знаю, что Бог таков: мудрым он открыватель таинственного, А невежде – обманного. Он учит в немногих словах. 916 Говоря об обманном он имеет в виду простое. Эзотеризм Священного Писания (25,1) Что касается всего нашего Писания, то, как это явно говорится в Псалме, [основные его заповеди] выражены в притчах: «Вникай, народ, закону моему, приклони ухо к словам уст моих. Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности» ( Пс. 77:1–2 ). (2) Сравним с этими словами изречение благородного апостола: «Мудрость проповедуем мы между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих; но проповедуем премудрость Божию, тайную и сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, и которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы». 917 (3) Философы не причастны к тому бесчестию, которому подвергли пришедшего Господа, поэтому апостол порицает мнения иудейских мудрецов, (4) добавляя: «Но, как написано, не видел того глаз, не слышало ухо, и не входило то в сердце человеку, что приготовил Господь любящим Его. Нам же Бог открыл это Духом Своим, ибо Дух все проникает, и глубины Божии». 918 (5) Апостол считает духовными и знающими (πνευματικν κα γνωστικ) учеников Святого Духа, поскольку ими руководит сам разум Христа. «Душевный же человек не принимает того, что от Духа Божьего, считая это безумием». 919 (26,1) Далее апостол, противопоставляя гностическому совершенству общую веру, иногда называя ее «основанием» 920 иногда «молоком», пишет об этом так: «Я не мог говорить с вами, братья, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

(2) «Праведный верою жив будет» 249 , той верой, которая зиждется на завете и заповедях, ибо оба эти завета, различные по имени и срокам, даны провидением сообразно обстоятельствам времени и предназначенности, по достоинству же своему они являют собой одно целое. Как Ветхий, так и Новый Завет равно исходят через Сына от одного и того же Бога. (3) Поэтому апостол в Послании к римлянам так говорит: «В нем открывается правда Божия от веры в веру» ( Рим. 1:17 ). Апостол учит нас о едином процессе спасения от пророков до Евангелия, в котором он завершается при посредстве единого Господа. (4) «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими на тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергли и потерпели кораблекрушение в вере» 250 , потому что совесть, дарованную от Бога, они осквернили неверием. (30, 1) Итак, неразумно считать, будто вера есть нечто обыкновенное, легкодоступное, вульгарное и, кроме всего прочего, нечто случайное. Если бы она была человеческим измышлением, как считают эллины, то давно бы уже иссякла. На самом же деле она с каждым днем распространяется все дальше и шире, и нет места, где бы ее не было. (2) Следовательно, я имею все основания утверждать, что она, будучи ли основанной на естественной любви или, как говорят клеветники, на страхе, есть нечто божественное, ибо никакие земные пристрастия не могут ее пересилить и никакой сиюминутный страх не в силах ее разрушить. (3) Любовь порождает верность в силу склонности дружественного к доверию, в то время как верность, благодаря приносимым ею благам, составляет основу любви. А поскольку страх является учителем закона на базе веры, следовательно сам этот страх также базируется на вере. (4) Наличное бытие проявляется в действиях, страх же имеет дело с тем, что предстоит и несет угрозу, никак не проявляя себя в настоящем. Значит, страх сам является результатом веры, порожден и действует в силу веры, а не наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Положим, – говорит, что ты приобрел весь мир, – что пользы в благоденствии телесном, когда худо состояние душевное?... И в будущей жизни никто и ничего не может представить в замен своей души. Здесь можно плакать, воздыхать, творить милостыню, там нельзя. Ибо там встретит нас Судия неподкупимый, который судит каждого по делам, – а вместе страшный, который придет во славе Своей и со Ангелами, а не в уничиженном виде» . Да! Человек не может искупить ни свою душу, ни выкупить душу другого человека. Сказано: «Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек» ( Пс.48:7–9 ). Действительно, как и чем мы можем искупить свою душу? Что такое мы можем предложить Богу как средство Его умилостивления? Апостол Павел однозначно отвечает на этот вопрос, он пишет: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» ( 1Кор.7:23 ). Иначе, апостол Павел как бы говорит: «Вы куплены ценою Крови Сына Божия; не становитесь рабами человекам, так как ни кто из них не способен помочь вам в деле вашего собственного спасения». Ефимий Зигабен, истолковывая слова: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир» , пишет: «Конечно, невозможно приобрести весь мир; но если бы это было возможно, не было бы никакой пользы от этого. В мире все смертно, а душа бессмертна; наслаждение всем этим – временное, а наказание души – вечное…» И далее мы читаем: Мф.16:27 . «ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его». Эти слова свидетельствует о необратимости Божественного возмездия, которого никто не сможет избежать, и здесь нам надо с новой силой осознать, что единственная ценность земной жизни и заключается в том, что примириться с Богом мы можем только здесь и пока мы живы. Священномученик Климент, папа Римский, пишет: «итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010