– Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна ( Деян.9:5 ). Савл узнал новое имя Бога – Иешуа – Иисус. Он пал на землю, он был ослеплен этим откровением. Оказывается, он, правоверный иудей, гнал Мессию. И теперь он будет проповедовать, что спасение возможно только через Иисуса Христа. Теперь вся его жизнь превратится в проповедь о том, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ), кроме имени Иисуса Христа. Пройдет четыре века, и Иоанн Златоуст назовет апостола Павла «арфой Духа Святаго». И все это было так неожиданно, так необычно. При императорском дворе появились христиане. Священномученик Климент, папа Римский, был родственник императора Веспасиана, императора Тита, императора Домициана – династии Флавиев. Действительно, было какое-то особое время, были труды, было терпение. Климент был приговорен к ссылке и к казни. Его, римского епископа, привязали к якорю и утопили. Потом его мощи обретут равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Но смотрите, что сказано далее к Ефесской церкви: Откр.2:4–5 . «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела». Андрей Кесарийский поясняет: «Хваля Церковь в двух или трех отношениях, порицает и зазирает ее в одном, о чем и упоминает в середине, а о похвалах в начале и конце речи. Непоколебимость в вере, трудолюбие и оставление пороков хвалит. Одобряет и то, что не верят всякому духу. Они испытывали выдававших себя за апостолов, и, признав их лживыми, не принимали. Хвалит и за то, что они возненавидели гнусные дела николаитов. Порицает же и стыдит за охлаждение любви к ближнему, уменьшение благотворительности, к чему и призывает словами – покайся и первые дела сотвори». Вы знаете, легко поддерживать добрые отношения с христианами в небольшой общине. Но когда община разрастается, когда это не сто человек, а двести, когда это не двести, а пятьсот, когда это не пятьсот, а тысяча и более – естественно, пастыри, как бы они ни старались, не могут уже всех знать по именам. Хорошо если они в лицо всех знают. Ситуация стала меняться в худшую сторону. Апостол Павел предсказывал это, он говорил: «…по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» ( Деян.20:29–30 ). Такие пророчества, предсказания были. Апостолы умирали, появлялось новое поколение. Ученики апостолов называются в истории «мужи апостольские».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   Когда же святой апостол Павел говорит: «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену?..» (1 Кор. 9:5) — он говорит это о право верующих женщинах, которые последовали за апостолами и служили им во время проповеди Евангелия, как прежде служили Христу. Потому апостол и называет их сестрами, говоря: «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену?..»    И священномученик Климент, Петров ученик, говорит так: когда святой апостол Петр пришел в Рим и излечил от недуга Софию, которая была из царского рода, пришли к нему царь и муж Софии, старейший в синклите города Рима. И София и муж ее раньше всех уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, и в тот же день уверовали три тысячи, и была в городе радость великая. И апостол повелел всем поститься 40 дней, когда же пришло время крещения, крестил всех во имя Отца и Сына и Святого Духа. После этого он повелел всем войти в церковь и пребывать в молчании, и стал учить, и сказал, улыбаясь: «Вот новый Израиль, вот святой народ, очищенный водою и Святым Духом», — и еще много говорил, подходящего к случаю. Потом он сказал: «Братья и сестры, каждый, насколько пожелает, воспримет этот образ жизни. Если кто захочет истинно чистой жизни, нетленной светлости бесплотного воинства, пусть признает красоту девства и удаление от мирских соблазнов и приходит к нам, и мужчины, и женщины, как сестра София». И 160 человек из них раздали имущество, и пришли к ним, и восприняли целомудренную жизнь. Апостол же повелел их постричь, одеть в черные суконные ризы и препоясать по чреслам смиренными поясами. И сказал апостол: «Если кто хочет воздержания, чтобы стать легким для высокого, пусть идет в уединенные и тихие места, пусть услаждается там молитвами, постом, чтением и очищением ума. Остальные же — кто как захочет, по своим свойствам».    Итак, всем понятно, что великий апостол Петр установил иноческое житие.    Марк же, Петров ученик, в Египте, написал Евангелие, создал церкви, устроил множество монастырей и научил иноческому житию тех, которые были названы многомудрыми, как свидетельствует весьма ученый древний муж Евсевий Памфилийский.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Когда же святой апостол Павел говорит: “Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену?..”(1 Кор. 9, 5.) — он говорит это о право верующих женщинах, которые последовали за апостолами и служили им во время проповеди Евангелия, как прежде служили Христу. Потому апостол и называет их сестрами, говоря: “Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену?..” И священномученик Климент, Петров ученик, говорит так: когда святой апостол Петр пришел в Рим и излечил от недуга Софию, которая была из царского рода, пришли к нему царь и муж Софии, старейший в синклите города Рима. И София и муж ее раньше всех уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, и в тот же день уверовали три тысячи, и была в городе радость великая. И апостол повелел всем поститься 40 дней, когда же пришло время крещения, крестил всех во имя Отца и Сына и Святого Духа. После этого он повелел всем войти в церковь и пребывать в молчании, и стал учить, и сказал, улыбаясь: “Вот новый Израиль, вот святой народ, очищенный водою и Святым Духом”, — и еще много говорил, подходящего к случаю. Потом он сказал: “Братья и сестры, каждый, насколько пожелает, воспримет этот образ жизни. Если кто захочет истинно чистой жизни, нетленной светлости бесплотного воинства, пусть признает красоту девства и удаление от мирских соблазнов и приходит к нам, и мужчины, и женщины, как сестра София”. И 160 человек из них раздали имущество, и пришли к ним, и восприняли целомудренную жизнь. Апостол же повелел их постричь, одеть в черные суконные ризы и препоясать по чреслам смиренными поясами. И сказал апостол: “Если кто хочет воздержания, чтобы стать легким для высокого, пусть идет в уединенные и тихие места, пусть услаждается там молитвами, постом, чтением и очищением ума. Остальные же — кто как захочет, по своим свойствам”. Итак, всем понятно, что великий апостол Петр установил иноческое житие. Марк же, Петров ученик, в Египте, написал Евангелие, создал церкви, устроил множество монастырей и научил иноческому житию тех, которые были названы многомудрыми, как свидетельствует весьма ученый древний муж Евсевий Памфилийский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Дойдя до Аквилей, крупного конечного порта на Адриатическом море, они вошли в пределы Галлий, минуя Италию, с целью продолжать путь в Испанию, но здесь ап. Павел был схвачен и как узник доставлен в Рим. На границе Галлии стояли крупные заставы из римских легионов, здесь было много римских государственных чиновников, здесь живы были воспоминания о недавнем пожаре Рима и о мнимых виновниках этого пожара – христианах; поэтому, когда представители гражданской власти увидели одного из руководителей христианского общества – ап. Павла, – его задержали. Почему же ап. Павел не был схвачен ранее, например, в Греции, Далмации или в Малой Азии? Гонение на христиан после пожара Рима в 64 г. было местным, очагом оно имело только Рим и за пределы Рима не вышло; поэтому христиан за пределами Рима тогда не преследовали, и они жили спокойно. Но в Риме личность ап. Павла, как одного из руководителей христианской общины, уже вызывала подозрение языческих властей, и поэтому он был заключен в темницу или (более вероятно) содержался в претории под крепким надзором, так как апостол имел общение со своими спутниками, чего нельзя было делать из темницы 123 . При заключении апостола с него был снят допрос, закончившийся обвинением апостола, вероятно, в принадлежности к «преступному» обществу христиан 124 . Однако, несмотря на тяжесть заключения, апостол не падал духом: видение Господа подкрепило его, и он не забыл своего основного призвания – благовестия Евангелия. Он шлёт Крискента для благовестия Евангелия и устроения церковных дел в Галатию, Тита – в Далмацию, Тихика – к Тимофею в Ефес с посланием, которое составляет в заключении. В этом послании к Тимофею (втором), полном задушевной любви к возлюбленному сыну и представляющем собой лебединую песнь апостола, идущего навстречу смерти, он, рисуя образ истинного пастыря стада Христова, каким должен быть Тимофей, даёт ему последние указания и сообщает о безнадёжности своего положения. «Я, – пишет апостол, – уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение (жизнь) совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия... Постарайся придти ко мне скоро, ибо Димас оставил меня... Один Лука со мною... При первом моём ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же... укрепил меня... Постарайся придти до зимы...» 125 . Апостол разумел зиму 67 года. Пришёл ли Тимофей из Ефеса в Рим, неизвестно, но трагический конец наступил скоро, и о нём определённо говорит ученик апостола Климент Римский , несомненно, очевидец всего совершившегося. «Апостол, – говорит он, – доходил до границ запада и мученически засвидетельствовал истину пред правителями» 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Блаженный Апостол посему имел все основания советовать нам не вдаваться в словопрения, ничем не сопровождающияся кроме как вредом для слушателей. Непотребного пустословия он увещевает удаляться. Своими речами такие люди лишь умножают беззакония. Их учение, как рак распространяясь незаметно, влечет за собой растление нравов ( 2Тим. 2:14, 16, 17 ). 11. От какого рода мирской мудрости и философии заповедует уклоняться Апостол? Итак, названная (выше) мудрость мира сего есть безумие пред Богом. Знает Господь, что умствования сих мудрецов суетны ( 1Кор. 3:19,20 ). Никто посему пусть не хвастается человеческим знанием ( 1Кор. 3:21 ), с ним вперед выставляясь. Хорошо на этот счет написано y Иеремии: Да не хвалится мудрый мудростию своею; и да не хвалится сильный силою сеоею; и да не хвалится богатый богатством своим. Но да хвалится хвалящийся сего разумением и знанием, что Я есмь Господь, творящий милость и суд и правду на земле. Ибо только на это воля Моя, как говорит Господь ( Иер. 9:23, 24 ), и как объясняет оную Апостол, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, который избавил нас от столь ужасной смерти (2Kop. 1:9,10), дабы вера наша основывалась не на мудрости людской, но на силе Божией (1Kop. 2:5), ибо духовный судит о всем, a о нем судить не может никто (ст. 15). Внимай и этим словам Апостола: Это говорю я для того, чтобы кто не прельстил вас вкрадчивыми словами ( Кол. 2:4 ) и чтоб кто не увлекся пустым обольщением (ст. 8). И опять: Смотрите, чтоб кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, no преданию человеческому, no стихиям мира, a не no Христу ( Кол. 2:8 ). Философию же осуждает здесь Апостол не всю, a только Епикурейскую, о которой упоминает Павел и в кн. Деяний Апостольских ( Деян. 17:18 ), ее за то осуждая, что она отрицает провидение и зачисляет в число богов чувственные удовольствия. Но тому же порицанию подлежит и всякая другая философия, если она чтит стихии, не признавая сотворенности за ними, но бытие и самого Творца отвергая. И Стоики сюда же относятся, о коих также упоминает Апостол ( Деян. 13:18 ) и которые лживо учат о Боге, что Он есть субстанция телесная и проникает собою всю, даже и грубейшую, материю 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Святой Климент Александрийский в своей проповеди «Кто из богатых спасется» рассказал об апостоле Иоанне трогательную историю. Как-то апостол Иоанн встретил красивого молодого человека, имевшего наклонность к добрым делам и изучению духовных предметов. Апостол оставил его на попечение местного епископа, чтобы тот принял его в число оглашенных, а сам отправился в следующий город. Епископ сначала занимался юношей, учил его, наконец удостоил крещения, после чего перестал особо опекать. Юноша попал в общество порочных людей и вскоре до того докатился, что сделался главарем шайки разбойников и в жестокости даже превзошел других. Спустя какое-то время апостолу Иоанну случилось опять быть в этом городе, и он сразу же спросил епископа о юноше. «Юноша погиб, — сказал тот, — он умер для Бога и вечной жизни». Это известие глубоко огорчило Иоанна. «Так ли следовало тебе заботиться о вверенной тебе душе брата? — сказал он епископу. — Дайте мне лошадь и проводника, я поеду за ним». И действительно, старец сам отправился в горы, разузнав, в каком месте свирепствует банда. Разбойники схватили его и привели к своему начальнику, чего и хотел апостол Иоанн. При виде святого старца юноша до того смутился, что сорвался с места и побежал прочь. Иоанн побежал за ним, громко крича ему вслед: «Сын мой, зачем бежишь от отца? Сжалься надо мной, дитя мое; не бойся, есть еще надежда жизни; я буду ответчиком за тебя Христу; я готов отдать жизнь за тебя. Остановись и послушай меня...» Наконец юноша не выдержал, остановился, бросил оружие и со слезами бросился к ногам Иоанна. Апостол увел его в город и только тогда отпустил от себя, пока раскаявшегося снова не приняли в христианскую общину. В этой истории отражена вся любящая душа апостола Иоанна. Именно о такой безграничной исцеляющей любви писал он в своем Первом соборном Послании: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4: 18–21). Иоанн Богослов дожил до глубокой старости. По мнению историков, апостол окончил свои земные дни приблизительно через 68 лет после Распятия Христа, приблизительно в 100 году.

http://pravoslavie.ru/70857.html

Святой Климент Александрийский в своей проповеди «Кто из богатых спасется» рассказал об апостоле Иоанне трогательную историю. Как-то апостол Иоанн встретил красивого молодого человека, имевшего наклонность к добрым делам и изучению духовных предметов. Апостол оставил его на попечение местного епископа, чтобы тот принял его в число оглашенных, а сам отправился в следующий город. Епископ сначала занимался юношей, учил его, наконец удостоил крещения, после чего перестал особо опекать. Юноша попал в общество порочных людей и вскоре до того докатился, что сделался главарем шайки разбойников и в жестокости даже превзошел других. Спустя какое-то время апостолу Иоанну случилось опять быть в этом городе, и он сразу же спросил епископа о юноше. «Юноша погиб, — сказал тот, — он умер для Бога и вечной жизни». Это известие глубоко огорчило Иоанна. «Так ли следовало тебе заботиться о вверенной тебе душе брата? — сказал он епископу. — Дайте мне лошадь и проводника, я поеду за ним». И действительно, старец сам отправился в горы, разузнав, в каком месте свирепствует банда. Разбойники схватили его и привели к своему начальнику, чего и хотел апостол Иоанн. При виде святого старца юноша до того смутился, что сорвался с места и побежал прочь. Иоанн побежал за ним, громко крича ему вслед: «Сын мой, зачем бежишь от отца? Сжалься надо мной, дитя мое; не бойся, есть еще надежда жизни; я буду ответчиком за тебя Христу; я готов отдать жизнь за тебя. Остановись и послушай меня...» Наконец юноша не выдержал, остановился, бросил оружие и со слезами бросился к ногам Иоанна. Апостол увел его в город и только тогда отпустил от себя, когда раскаявшегося снова приняли в христианскую общину. В этой истории отражена вся любящая душа апостола Иоанна. Именно о такой безграничной исцеляющей любви писал он в своем Первом соборном Послании: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4: 18-21). Иоанн Богослов дожил до глубокой старости. По мнению историков, апостол окончил свои земные дни приблизительно через 68 лет после Распятия Христа, около 100 года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Да не вменится им! ( 2Тим. 4:16 . Согласно римским судебным обычаям друзья могли присутствовать при разборе дела и своим присутствием укрепить дух обвиняемого. Отсутствие близких не повлияло на мужество св. апостола Павла. Сам Бог явился ему и дал силы: Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей ( 2Тим. 4:17 . Последние слова из приведенной цитаты (я избавился из львиных челюстей) указывают, что на суде кесаря апостол был оправдан. Экзегеты приводят также место из Послания к евреям, которое было написано в Риме: Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас ( Евр. 13:23 . Об освобождении св. апостола Павла из римских уз косвенно свидетельствуют также заключительные стихи книги Деяний: И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно ( Деян.28:30–31 ). Глаголы (жил, принимал) употреблены в прошедшем времени. Значит, узы кончились. Если бы суд закончился смертным приговором, то автор книги св. Лука об этом бы написал. Последние Послания св. апостола Павла дают дополнительный материал для подтверждения вывода об освобождении узника. Из этих Посланий видно, что апостол Павел совершал поездки после своего заключения в Риме, следовательно, пользовался свободой. Из Послания к Титу известно, что апостол Павел поставил его на Крите епископом: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал ( Тит. 1:5 . Во время трех миссионерских путешествий апостол Павел на Крите не был. Значит, было еще четвертое миссионерское путешествие, которое могло быть осуществлено только после освобождения от римских уз. Косвенно свидетельствует о том, что великий проповедник христианства совершил четвертое миссионерское путешествие также современник и ученик его священномученик Климент Римский : «Будучи проповедником на Востоке и Западе, он приобрел благородную славу за свою веру, так как научил весь мир правде и доходил до границы Запада и мученически засвидетельствовал истину перед правителями» (Первое послание к коринфянам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дошед до сего я не могу говорить далее, не обратив внимания на то, что Апостол проповедует об едином Боге, открывшемся и в законе и в пророках и в Евангелии. Потому что эти слова: Не пожелай, находящиеся в Евангелии, Павел в своем послании к Римлянам усвояет закону; стало быть он хорошо знает, что Бог, говоривший чрез закон и пророки, это тот же самый Бог, который провозглашен и в Евангелии, и есть один и тот же самый Отец. Павел и действительно говорит: Что же скажем мы? Неужели от закона грех ? Никак. Напротив я не иначе узнал грех как чрез закон. Я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: Не пожелай ( Исх. 20:16, 17 ; Рим. 7:7 ). Если же наши иномыслящие противники воображают, что Павел эти слова: знаю, что во мне, т.е. в моей плоти, нет ничего доброго ( Рим. 7:18 ) направляет против Создателя, то пусть они читают у него слова предшествующие сим и последующие. Ранее Апостол сказал: Это делает грех во мне живущий; после сего значит совершенно естественно было сказать: в моей плоти не живет ничего доброго ( Рим. 7:17 ). В последующем он прибавляет: Если же делаю я то, чего не хочу, то это уже не я делаю, но живущий во мне грех, о котором говорит Апостол, что он противоборствует закону Божию и закону ума моего и делает меня пленником закона греховного, находящимся в моих членах. Несчастный я человек! Кто освободит меня от этого тела смерти ( Рим. 7:20, 23, 24 )? И далее, – ибо Апостол не утомляется всячески помогать нам, – он не колеблется прибавкой в виде заключения: Закон духа освобождает меня от закона греха и смерти, потому что Бог чрез своего Сына осудил грех во плоти, чтобы правда закона исполнилась на нас, живущих не по плоти, но согласно с духом ( Рим. 8:2–4 ). Объясняя сказанное между прочим он еще восклицает: Тело умерло греху, чем сказывает следовательно, что тело есть не храм, а могила для души! 452 . Ибо с тех пор как оно было посвящено Богу, Дух Того, кто воскресил Христа, прибавляет Павел, живет в нас и оживотворяет наши мертвые тела Духом своим, живущим в нас ( Рим. 8:10, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Кто учит другого, тот, если ничего больше (не приобретает), то, по крайней мере, сам на то время, когда говорит, приходить в умиление, особенно когда видит, что он сам виновен в том, в чем обличает других. Поэтому, так как через это мы доставляем пользу и самим себе, и им (женам), а через них и всему дому, и так как это прежде всего благоугодно пред Богом, то не будем уклоняться от попечения не только о своей душе, но и о душе служащих нам, чтобы за всех получить нам воздаяние, и с великим богатством войти во святой град, матерь нашу — горний Иерусалим. О, если бы никто из нас не был извержен из него! Но все мы, воссияв светом благочестивой жизни, да сподобимся со многим дерзновением узреть Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО , АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОЛКОВАНИЕ НА ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ   ВВЕДЕНИЕ Может быть, кто–нибудь спросит: почему (апостол) пишет только к Титу и Тимофею, между тем, как и Сила принадлежал к числу достоуважаемых людей, равно как и Лука, о котором говорит он в своем послании: « один Лука со мною »(2 Тим. 4:10); также и Климент был одним из числа его сотрудников, потому что (апостол) и об нем говорит: « с Климентом и с прочими сотрудниками моими » (Флп. 4:3)? Итак, почему же он пишет только Титу и Тимофею? Потому, что этим последним он уже препоручил Церкви; между тем первые сопутствовали еще ему в его путешествиях; последних он поставил на видные места. (Тимофей) был наделен такими возвышенными свойствами, что даже молодость его не составляла для него ни малейшего к этому препятствия. Поэтому (апостол) и писал: « Никто да не пренебрегает юностью твоею » (1 Тим. 4:12), и опять: « молодых », — говорит, — « как сестер » (5:2). Когда есть добродетель, то все имеется в изобилии и ни в чем не встречается препятствия. Потому–то и рассуждая о епископах и говоря много об них, (апостол) никогда не входит в подробное исследование касательно их возраста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010