Ссылки и примечания Программу КПСС 1961 года, приведшую, в конце концов, к самоуничтожению Советского Союза, некоторые публицисты справедливо называли «чумой ХХ века». Что можно сказать о России сегодня? Чем всё ещё больно народное тело нашего Государства? По Священному Преданию под Лобным Местом находилась (и находится сейчас) пещера с останками Адама - первого земного Царя и Отца всех народов. Это Предание многократно отображено в иконографии Животворящего Креста Господня с изображение Адамова черепа и перекрещенных локтевых костей. Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994 Христос не был осужден на казнь по законам Римского права: «я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти» (Лк.23:14-15), и: «невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мтф.27:24), но Он так же был удержан римской Властью и от осуждения в рамках Ветхого закона: «Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого» (Ин.18:31). Воистину, в убийстве Христа-Помазанника свершилась тайна беззакония, основанная на клевете, зависти, сребролюбии и непомерном властолюбии первосвященников, заразивших корпоративным смертоносным вирусом весь Израиль: Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. ... И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мтф. 27:20, 25). Подосинов А . В . Ex oriente lux. Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М. 1999. С. 496-499. Цит. по: Борисовская Н.А . Старинные гравированные карты и планы. М. 1992. С. 160. Филарет, митр. Московский. Христианское учение о Царской власти. М. 1901. С. 5. Таинство Воскресения России многие православные верующие вполне справедливо и обоснованно связывают с предреченным восстановлением Всероссийского Самодержавного Царского Престола и дорасследованием цареубийства 4/17 Июля 1918 года.

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/4/g...

существовании произвольной и неподвластной контролю церковной (общинной) традиции, и, во-вторых, о взаимозависимом происхождении Евангелий. В связи с неудовлетворительными результатами подобных исследований в последнее время гораздо больше внимания стали уделять тому факту, что в НЗ встречается целый ряд выражений и оборотов речи, которые указывают на тщательное соблюдение традиции устной передачи евангельских материалов, подобно тому, как это происходило в иуд. традиции. кроме того, многочисл. ритмические обороты, присутствующие в высказываниях Иисуса (см. Мф. 7:24–27 ), а также некоторые намеки ( Мф. 28:19.20 ; Мк. 14:9 ; Лк. 22:19.20 ; 1Кор. 11:25.26 ) дают основание предполагать, что Иисус предвидел возникновение устного предания и отчасти Сам способствовал его оформлению. Сохранение и распространение традиции рассматривается в качестве особого задания, порученного апостолам (ср. Лк. 1 и Деян. 6:4 ; Гал. 1:8.9 ; 2Фес. 2:15 ; 2Фес. 3:6 ). В 1Кор. 15:1–3 Павел говорит об этом вполне определенно: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам... Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию...» В этом тексте такие выражения, как «вы приняли», «удерживаете», «я преподал», «сам принял», представляют собой специальные термины, которые употреблялись и в иуд. традиции. Понимание этого позволяет по-новому взглянуть на проблему соотношения Евангелий. ⇒ Священное Писание ⇒ Предание . II. ОСОБЕННОСТИ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ 1) СВОЕОБРАЗИЕ. Цельность Е. не подразумевает дословного совпадения свидет-в всех Евангелий. Полнота деяний и речений Иисуса ( Ин. 21:25 ) охватывает все области мысли и жизни как отдельного человека, так и человечества в целом. Жизненность проявляется здесь именно в сосуществовании различных линий и граней. Ключевым понятием Е. от М. является «Царство Небесное».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Вера ВЕРА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ 1) ВЕРА КАК ОТВЕТ НА БОЖИЙ ПРИЗЫВ. В ВЗ понятие В. неразрывно связано с заветом, заключ. между Богом и людьми. В., ее ожиданию и обретению, всегда предшествует Божье деяние. В. – это ответ на прямой призыв Бога, обращ. к человеч. сердцу, – нежелание следовать этому призыву есть неверие. Неожиданно, но вполне определенно прозвучал призыв Господа к Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» ( Быт. 12:1 ). И Аврам исполнил Его волю. Позже к Авраму, почти столетнему старцу, вновь было обращено слово Господне: «Посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их ... столько будет у тебя потомков» ( Быт. 15:5 ). И Аврам «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность»; 2) ВЕРА И ПОЗНАНИЕ БОГА. Утвердит. ответ человека на Божий призыв – это лишь одна сторона В. Вторая ее сторона – доверие. Аврам исполнил волю Господа, потому что доверился Ему. Основное значение евр. глагола аман (ср. ⇒ Аминь ) – «верить». Он означает также «являться сущностью», «представлять суть» или «быть незыблемым, истинным, надежным, верным». Когда о Боге говорится, что Он хранит верность [евр. эмет, произв. от аман] ( Пс. 145:6 ), это следует понимать так: «Бог верен, истинен, надежен, незыблем, постоянен». Выражение «все заповеди его верны» ( Пс. 110:7 ) означает: они справедливы, надежны и неизменны. В. – это состояние совершенного доверия. Слова «Аврам поверил Богу» означают, что он признал за Богом абсолютную истину, справедливость, верность, незыблемость и милость. Верить – значит последовать неясному, неисповедимому, порой даже кажущемуся неразумным призыву Бога, еще не познав во всей полноте Его верности и надежности. Доверять Ему свою жизнь, вверять себя незримому Владыке – именно в этом заключается В., основа которой – упование на Слово Божие. Выражение «Аврам поверил Богу» означает также, что он сам открылся Божьей истине, надежности, непоколебимости, верности. Аврам стал верующим, т.е. верным, надежным и истинным;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Месть, мстить До тех пор пока люди нарушают Божьи заповеди, будут существовать обиженные, а причиненное зло – требовать отмщения. Существует неписаный закон М., которым руководствовался, в частн., Ламех, хваставшийся, что исполнил кровную М. ( Быт 4 и след.). I. В ветхозаветные времена у израильтян действовал закон воздаяния: «Око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» ( Исх. 21:24.25 ). Этот закон, т.о., устанавливал границы возмездия, которое не должно было превышать причиненного ущерба. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека», – предостерегает Библия ( Быт. 9:6 ). В ВЗ действовал принцип кровной М., когда право возмездия предоставлялось самому человеку. Отмщение, которое осуществлял мститель за кровь (⇒ Кровная месть ), было хорошо известно в Израиле. Но такое воздаяние имело известные пределы, что выражалось в существовании ⇒ городов-убежищ , где могли укрыться люди, совершившие непреднамер. убийство ( Числ. 35:12 ; Втор. 19:1–13 ). II. Только Бог может наказывать за содеянное зло. «У Меня отмщение и воздаяние» ( Втор. 32:35 ; Рим. 12:19 ; Евр. 10:30 ), – говорит Он. Бог не случайно назван «Богом воздаяний» ( Иер. 51:6.56 ), ибо Он поражает Своих врагов ( Втор 32 и след.). В Библии говорится о том, что наступит «год возмездия» ( Ис. 34:8 ) и придет «день отмщения» ( Ис. 61:2 ; Иер. 46:10 ; Лк. 21:22 ). Этот день Божьего суда станет одноврем. днем облегчения для «робких душею» ( Ис. 35:4 ) и годом искупления для принадлежащих Богу ( Ис. 63:4 ). Христос при Своем Втором пришествии в славе также принесет отмщение тем, кто противился Благой Вести ( 2Фес. 1:8 ). Отсюда понятны обращенные к Богу призывы об отмщении, бытовавшие вплоть до времен НЗ. Так испытуются люди, которые не хотят ждать, пока Бог совершит возмездие (см. Пс. 124:3 ). «Где же ваш Бог?» – спрашивают христиан неверующие, когда речь идет о наказании за совершенное зло. В этот момент верующие могут впасть в искушение, молясь о том, чтобы сделалось известным «пред глазами нашими» Божье отмщение ( Пс. 78:10 ), или взывая: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым!» ( Пс. 93:1.2 ). Пр. Иеремия, которому жители его родного г. Анафофа грозят расправой, взывает к Господу: «Дай увидеть мне мщение Твое над ними!» ( Иер. 11:20 ). Даже ученики Иисуса, возмущенные отказом самарян пустить Иисуса в их селение, хотят призвать с неба Господне отмщение ( Лк 9 и след.). И на небе души мучеников вопиют «громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр. 6:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Могущество I. М. – особый признак бытия Бога и Его власти. Бог, будучи всемогущим, проявляет Свое владычество над всем сотворенным как на земле, так и во вселенной. М. Божье неотделимо от Его славы и вечности. Как могучий Владыка, являет Он Себя человеку в творении, спасении и откровении, в подчинении Себе всех других сил. В свящ. истории избавление Израиля от егип. ига рассматривается как откровение М. Божьего: «Ты явил могущество Свое среди народов» ( Пс. 76:15 ). Библия призывает каждого человека и все народы признать М. Того, Кому оно единств. и принадлежит: «Воздайте Господу славу и честь» ( Пс. 95:7 ; в др.-евр. оригинале слово оз, переведенное как «честь», означает М.). Если человек присваивает себе М., принадлежащее Богу, и поклоняется этому М., он становится идолопоклонником: «Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует. Сила его – бог его» ( Авв. 1:11 ). II. 1) благовестие и сила Иисуса Христа, Сына Божьего, – выражение особого М., власти [греч. exousia]: «Он со властию и силою повелевает нечистым духам» ( Лк. 4:36 ). Отсюда вопрос, обращенный к Нему: «Какою властью Ты это делаешь?» ( Мф. 21:23 ). Как через Евангелия, так и через послания апостолов красной нитью проходит свидетельство о получении М. через Иисуса Христа. Бог посадил Его одесную Себя, «превыше всякого начальства и власти, и силы» ( Еф. 1:21 ). Благодаря этому Он лишил М. всех других властителей, в т.ч. дьявола (см. Лк. 4:6 ; Рим. 16:20 ) и смерть ( 2Тим. 1:10 ). Наконец, Он дал верующим возможность укрепляться «всякою силою по могуществу славы Его» ( Кол. 1:11 ); 2) особым образом проявляется М. Иисуса в прощении грехов: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» ( Мф. 9:6 ). Тем, кто в Него верует, Иисус дает «власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 ), Он защищает их от демонических сил: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам» ( Лк. 10:19 ). Откровение Иоанна свидетельствует о том, что в конце времен спасенные народы провозгласят: «Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его» ( Откр. 12:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Оправдание В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ В основе этого понятия лежит представление о судебном разбирательстве, в результате которого обвиняемый получает О. «Оправдать» значит «установить правду», «признать кого-либо правым», «помочь ему добиться справедливости через судебное разбирательство», «признать за кем-либо его правоту или правду вообще». Именно это имеется в виду, когда говорится об О. как в обычном ( Быт. 44:16 ; Притч. 17:15 ), так и в религ. смысле (Бог оправдывает человека: Ис. 50:8 ; Исх. 23:7 ; человек признает Бога правым: Пс. 50 и др.): 1) ОПРАВДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Нередко случалось, что простой человек не мог найти в суде правды, потому что над судьей довлел авторитет влият. противника или же он был им подкуплен ( Исх. 23:1 ; Ам. 2:6 ). Если человек, уверенный в своей правоте, не мог добиться справедливости, ему оставалось лишь обратиться к Богу, «Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца» ( Втор. 10:17.18 ). Он мог испросить у Него помощи: «Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым» ( Пс. 42:1 ; ср. Пс. 53 и др.). Он мог взывать к Нему, чтобы удовлетвориться Его О.: «Но я к Вседержителю хотел бы говорить, и желал бы состязаться с Богом» ( Иов. 13:3 ). Когда Рахиль, страдавшая из-за своей бездетности, попросила Бога оправдать ее перед людьми, Бог дал ей сына через Валлу. «И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан (т.е. [Бог есть] Тот, Кто оправдывает)» ( Быт. 30:6 ). Давид отказывается от намерения отомстить Саулу и вручает его судьбу праведному Божьему суду: «Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе... Он рассмотрит, разберет дело мое, и спасет меня от руки твоей» ( 1Цар. 24:13.16 ). Бог откроет правоту Своих (ср. Пс. 71:4 ; Пс. 102 и др.); 2) ОПРАВДАНИЕ ПРЕД БОГОМ. Для верующего значит. важнее О. пред Богом, чем перед людьми; он хочет, чтобы его грехи были оправданы Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Познание, познавать В др.-евр. мышлении (и в сформировавшемся под его влиянием мышлении новозаветном) понятие «познание» [евр. яда] определяется прежде всего отношением человека к Богу. I. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СОЗДАННОГО БОГОМ МИРА 1) Бог даровал людям естественную способность П. «Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» ( Екк. 3:11 ). Способность П. земные явления еще не дает человеку истинного и полного совершенства. В Екк. 1сказано: «...и предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростию все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем», а в Екк. 1говорится: «...потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Истинным предметом П. являются дела Божьи и Его воля ( Кол. 1:9 ), а также тайны Его Царства ( Мф. 13:11 ); 2) естеств. способности человека несовершенны ( 1Кор. 13:9 ). Даже видимый сотвор. Богом мир человек до конца познать не может ( Иов. 38 ), но в еще большей степени это относится к П. Бога. То, что человеку дано познать о Нем, лишь «части путей Его», лишь то немногое, что мы слышим о Нем, «а не гром могущества Его» ( Иов. 26:14 ). Но хотя человек и знает об ограниченности своего познания, он часто проявляет высокомерие, поклоняясь своему знанию и опыту. «Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него» ( 1Кор. 8:1 ); 3) опасность П., понимаемого как самоцель, становится очевидной в учении гностицизма [греч. гносис, знание], с которым пришлось бороться ранней Церкви (ср. ⇒ Антихрист, I). В конечном итоге гностики прославились тем, что познали «глубины сатанинские» ( Откр. 2:24 ). Говоря об их заблуждении, ап. Павел подчеркивает, что совершенное П. возможно лишь там, где по отношению к злу человек остается невинным, т.е. уподобляется младенцу ( 1Кор. 14:20 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Человек обретает спасение, веруя в Благую Весть и исповедуя Иисуса своим Спасителем. Сам Иисус объяснял значение Своей жизни и Своих страданий в свете ветхозаветной истории ( Лк. 24:26.27 ). Он ждал от Своих слушателей, что и они, осмыслив ВЗ и распознав цель Его призвания, уверуют в Него и в Писание ( Ин. 5:46.47 ). В., в принципе, направлена на совершенно определ. личность, на Иисуса, и через посредство Иисуса – на Бога Отца. «Верить Писанию» ( Ин. 2:22 ; Ин. 5:47 ) или «верить Его слову» значит верить Тому, о Ком эта книга свидетельствует ( Ин. 5:24.39 ; Ин. 17:20 ), Тому, Кто Сам есть Слово Божие ( Ин. 1:14 ). Обращаясь к тем, кто, исследуя Писание, не замечает его главного свидетельства, Иисус говорит: «И не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете...» ( Ин. 5:38.39 ). Т.о., выражение «верить Писанию» следует понимать как «верить возглашаемому слову», как ветхозаветному, так и новозаветному, и в вере исповедовать Иисуса Спасителем мира. Божие Слово, по Иоанну, – это Сам Иисус, и это Слово Божие несет спасение ( Ин. 1:1 ). Тем самым, В. в Слово равнозначна В. в Иисуса. В. в Иисуса означает В. в Бога ( Ин. 14:11 ) и признание Его спасающего промысла; б) кто принимает дарованное Иисусом спасение, кто уверовал в то, что Бог Сам избрал Иисуса Искупителем для спасения человечества от Страшного суда, тот «не судится» ( Ин. 3:18 ), тот «перешел от смерти в жизнь» ( Ин. 5:24 ), тот уже сейчас обрел жизнь вечную ( Ин. 3:36 ; Ин. 5:24.25 ; Ин. 6:47 ; Ин. 20:31 ). Для Иоанна, в отличие от Исаии, В. – это не горячая надежда на грядущее спасение, пути к которому еще неведомы. Согл. Иоанну, верующий человек обретает спасение, потому что он принимает Иисуса, Спасителя ( Ин. 1:12 ). Верующий может сказать: «Он воскресит меня в последний день» ( Ин. 6:40 ). «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме», – говорит Иисус ( Ин. 12:46 ). «Неверующий уже осужден» ( Ин. 3:18 ), т.к. он не верует в спасение через кровь Христа. «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» ( Ин. 8:24 ); в) В.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

199 . Рыбинский В. Религия самарян//ТКДА. 1912, 5, отд. 7. С. 150–179; 7–8, отд. 4. С. 337–374; 9, отд. 6. С. 124–180. 200 . Сафронов В., Николаева Н. История Древнего Востока в Ветхом Завете. М., 2001. 201 . Сванидзе А. Названия древневосточных богов в грузинских песнях//ВДИ. 1937, 1. С. 87–93. 202 . Семенов Д. Русское Палестинское общество и его деятельность до войны 1914 г.//НВ. 1925, 8–9. С. 210–214. 203 . Синельников В., свящ. Туринская плащаница на заре новой эры. М., 2002. 204 . Синило Г. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета). Минск, 1998. 205 . Слуцкий С. Обзор десятилетней деятельности ВК//Древности восточные: Труды ВК ИМАО. 1901. Т. 2. Вып. 2, отд. «Протоколы заседаний ВК ИМАО за 1895–1900 гг.». С. 185–198. 206 . Смирнов П. Библейская археология. Харбин, 1936. 207 . Смирнов П. Первый год Археологического института в Смоленске//Памятка смольньская лета 7419-го, месяца октомврия, дьню 1-го. Смоленск, 1911. С. 51–55. 208 . Сорокалетие научной и общественно-педагогической деятельности акад. Н. М. Никольского//ВДИ. 1940, 3–4. С. 258–259. 209 . Спицын А. Археологическая Императорская комиссия//Новый энциклопедический словарь/Изд.: Ф. Брокгауз, И. Ефрон. СПб., 1911. Т. 3. Стб. 847–848. 210 . [Спицын А.] Археологические общества в России//Новый энциклопедический словарь/Изд.: Ф. Брокгауз, И. Ефрон. СПб., 1911. Т. 3. Стб. 858–871. 211 . [Спицын А.] Археология в России//Новый энциклопедический словарь/Изд.: Ф. Брокгауз, И. Ефрон. СПб., 1911. Т. 3. Стб. 883–884. 212 . Срезневский И. Несколько припоминаний о современном состоянии русской археологии//Труды Второго археологического съезда в Санкт-Петербурге. СПб., 1876. Вып. 1, отд. 4. Б. С. 1–15. 213 . Старкова К. Рукописи из окрестностей Мертвого моря//ВДИ. 1956, 1. С. 87–102. 214 . Старкова К. «Странствие Авраама»//ПС. 1986. Вып. 28 (91). С. 69–73. 215 . Струве В. Значение B.C. Голенищева для египтологии//Очерки по истории русского востоковедения. М., 1960. Сб. 3. С. 3–69. 216 . Струве В. Израиль в Египте. Пг., 1920.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8. Из русских дореволюционных словарей следует отметить «Симфонию» к книгам Ветхого и Нового Завета, «Богословскую энциклопедию», «Еврейскую энциклопедию» и энциклопедию Брокгауза («Новый словарь» Брокгауза вышел до слова «Отто»); арх. Никифор. Иллюстрированная Библейская энциклопедия, 1—4, М., 1892. Одним из лучших католических однотомных словарей можно считать J. McKenzie. Dictionary of the Bible. Библейскому богословию посвящены: X. Leon-Dufour. Vocabulaire de Theologie biblique. 1969 (есть американское, английское, голландское, испанское, итальянское, русское (Брюссель, 1971) и хорватское издания этого словаря); В. Bauer. Bibeltheologisches Worterbuch. 1967. Из протестантских однотомников высокий научный уровень отличает Hastings Dictionary of the Bible (R. ed. Grant, Rowley), 1963. Популярен, научен, богато иллюстрирован, хорошо освещает быт библейских времен М. S. and L. Miller Harper " s Bible Dictionary, N. Y., 1961. Мы перечислили здесь лишь некоторые книги, посвященные Ветхому Завету (особенно периоду от XIX до IX b. до н. э.). К сожалению, большая часть дореволюционной русской литературы долгое время не считалась с критической библеистикой, что делает ее во многих отношениях устаревшей. По совершенно иной причине мы опустили почти все, что было написано у нас о Ветхом Завете за последние 45 лет. Это были исключительно памфлеты, ставившие перед собой чисто пропагандистские задачи. Поэтому книги Ярославского и Крывелева, Румянцева и Рановича не могут быть упомянуты в числе книг по библейской науке   ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ ВДИ — «Вестник древней истории». ЖМНП — «Журнал Министерства народного просвещения». ЛДЕ — Лирика древнего Египта, под ред. И. Каценольсона. М., 1965. РВ — Риг-Веда. Памятники Востока — Культурно-исторические памятники древнего Востока, в. 1—6. ТИЭ — Труды Института этнографии. ХДВ — Хрестоматия по истории древнего Востока, под ред. В. Струве, Д. Ре-дера. М., 1963. ХИДМ — Хрестоматия по истории древнего мира, т. 1—2, под pep, В. Струве. ПБ — Сб. «Происхождение Библии». М., 1964.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010