Моисей вначале сам помазал всю скинию, а потом сам же помазал Аарона в первосвященника и его сыновей во священники ( Исх 40 ). В комментарии АСД на Евр 6:19 предлагается и вовсе невозможная вещь: что Христос сразу же вошел в Святое святых небесного храма, «чтобы посвятить его вместе с остальным святилищем при Своем вступлении в должность Первосвященника». Однако в Исх 40 прор. Моисей сам вначале помазывает скинию, а затем уже посвящает Аарона. Следуя этому порядку, церемония поставления Христа в Первосвященники, нигде не описанная в Писания и потому сама по себе являющаяся домыслом, не может завершаться посвящением небесного храма. Таким образом, проведенный анализ показал целый ряд грубых несоответствий адвентистского вероучения об очищении небесного святилища ветхозаветному «прообразу» – богослужению дня очищения. Это позволяет с уверенностью утверждать об ошибочности и всего адвентистского учения о небесном святилище. Литература В начале – В начале было Слово… Изложение основ библейского вероучения. Заокский, 2010. Веселов – Веселов Е., иер. Эсхатология сект протестантского происхождения: Дисс. … канд. богословия. Сергиев Посад, 2018. Евфимий Зигабен – Евфимий Зигабен . Толкование послания апостола Павла к Евреям. Тула, 1897. Ефрем Сирин – Ефрем Сирин , прп. Толкование на книгу Левит//Его же. Творения. Т. 6. М., 2014. Кобрин – Кобрин М. День очищения в Ветхом Завете. Библейско-археологическое исследование. Холм, 1902. Комментарий АСД – Комментарий АСД на Послание к Евреям//URL: http://soteria.ru/s616/(Дата обращения: 21.10.2020). Краткое изложение – Краткое изложение основ вероучения//URL: http://soteria.ru/s892/23/(Дата обращения: 21.10.2020). Настольная книга – Настольная книга по теологии//Библейский комментарий АСД. Заокский, 2010. Т. 12. Никанор (Каменский) – Никанор (Каменский) , еп. Экзегетико-критическое исследование послания святого апостола Павла к Евреям. Казань, 1903. Ринекер, Майер – Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. Б.м., б.г. Уайт, 2006 – Уайт Е. Великая борьба. Заокский, 2006. Уайт, Христианские опыты – Христианские опыты и видения Е. Уайт//Ранние произведения Елены Уайт. Калининград, б.г. Уайт, Духовные дары – Уайт Е. Духовные дары. Т. 1//Ранние произведения Елены Уайт. Калининград, б.г. Феодорит Кирский – Феодорит Кирский, блж. Толкование на книгу Левит//Его же. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М., 2003. Феофилакт Болгарский – Феофилакт Болгарский , блж. Благовестник. Толкование на Апостол. Б.м., 2006. Kaspersen – Kaspersen, A. Ellen G. White – The Myth & the Truth. Б.м., 1999. Читать далее Источник: Веселов Е. свящ. Анализ соответствия адвентистского учения об очищении небесного святилища ветхозаветному богослужению дня очищения//Актуальные вопросы церковной науки (Материалы XII международной научно-богословской конференции «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки». Санкт-Петербург, 16–17 ноября 2020 года). 2021. 2. С. 53-59.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Гаий (Гай) Гаий (Гай): 1) македонский христианин и спутник ап. Павла. Г. был схвачен разъяренной толпой во время мятежа серебряников в Ефесе, но, видимо, остался невредим ( Деян. 19:29 ); 2) спутник ап. Павла, сопровождавший его на пути из Македонии в Малую Азию ( Деян. 20:4 ). В одном из дошедших до нас вариантов текста говорится, что Г. был родом из Дубера в вост. Македонии, а не из Дервии в Малой Азии, как об этом говорят остальные рукописи Деян В этом случае он, вероятно, являлся тем же лицом, что и первый Г. Подтверждением этому может служить то обстоятельство, что оба Г. упоминаются вместе с македонянином Аристархом; 3) коринфский христианин, которого крестил Павел ( 1Кор. 1:14 ). Апостол останавливался в доме Г.; здесь же собиралась и вся коринфская церковь ( Рим. 16:23 ). Исследователями было высказано предположение, что этот Г. и тот, который принимал у себя Павла ( Деян. 18:7 ), – одно и то же лицо и что, соотв., его полное имя – Г. Титий Иуст (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана); 4) адресат 3 Послания Иоанна. Г. гостеприимно принимал у себя братьев и странников и, возможно, был обращен в веру Иоанном. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ермий Ермий [греч. Гермес]: 1) греч. бог, которому в римской мифологии соответствовал Меркурий. Он считался посланцем богов и, согл. легенде, был спутником Зевса (рим. Юпитера), когда боги спускались на землю. Об этом вспомнили жители языческой Листры: видя, что апостол исцелил парализованного, они наделили Павла достоинствами Гермеса ( Деян. 14:8–18 ); 2) христианин из Рима, которому ап. Павел просит передать приветствие ( Рим. 16:14 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Сила Сила [греч. ф-ма арам. имени, соотв. евр. Шаул, в Синод. пер. – Саул («испрошенный»)]. С., называемый в посланиях своим лат. именем Силуан [от silva – лес], – один из ближайших сотрудников Павла и, как и апостол, рим. гражданин ( Деян. 16:37 ). Он являлся членом Иерусалимской церкви, учителем и пророком ( Деян. 15:22.32 ); после ⇒ Апостольского собора он вместе с Иудой, Павлом и Варнавой был направлен в Антиохию, чтобы сообщить там о принятом собором решении ( Деян. 15:25–27 ). Павел, отказавшийся взять во второе миссионерское путешествие Иоанна Марка, выбрал в качестве сопровождающего С. ( Деян. 15:40 ). Оба оказались в заточении в Филиппах ( Деян. 16:22 ). Когда Павлу пришлось покинуть Верию и отправиться в Афины, С. и Тимофей остались в Македонии, возможно, в Фессалониках ( Деян. 17:14 ). Неизвестно, оказался ли впоследствии С., подобно Тимофею ( 1Фес. 3:1 ), при Павле в Афинах. Точно установлено, что он прибыл в Коринф и что Павел тогда получил возможность успешно проповедовать ( Деян. 18:5 ), причем С. всячески способствовал ему в этом ( 2Кор. 1:19 ). Вместе с Павлом и Тимофеем он назван отправителем обоих посланий к фессалоникийцам ( 1Фес. 1:1 ; 2Фес. 1:1 ). Позднее С. был секретарем Петра ( 1Петр. 5:12 ). Иных сведений о С. не имеется, однако имеющиеся данные позволяют заключить, что С. был преданным помощником апостолов. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Фест Фест («праздничный», «торжественный»). В 60 г. по Р.Х. имп. Нерон назначил Порция Феста преемником прокуратора Иудеи Феликса. В 62 г., после непродолжительного управления Иудеей, Ф. умер. Во время его правления в стране царила та же полит. смута, что и при Феликсе; как правитель он был лучше своего предшественника, хотя, как и тот, считал, что выступления евр. повстанцев следует топить в крови. Сразу после вступления в должность Ф. возобновил отложенный Феликсом судебный процесс над ап. Павлом. Первое рассмотрение прошло безрезультатно: обвинители не смогли представить никаких доказательств вины апостола. Желая доставить удовольствие иудеям, Фест предложил продолжить рассмотрение дела в Иерусалиме, но Павел потребовал суда императора ( Деян. 25:1–12 ). Вскоре в Кесарию прибыли Ирод Агриппа II и Вереника, чтобы поздравить Ф. с высоким назначением. Ф. изложил им дело Павла, т.к. точно не знал, каким должно быть содержание сопроводительного послания к императору. Апостолу была предоставлена еще одна возможность выступить в свою защиту. В лице Агриппы он нашел сведущего слушателя, тогда как Ф. расценил его речь как слишком ученую и вычурную. Оба все же сошлись во мнении, что Павел невиновен. Так как апостол требовал суда императора, Ф. отправил его в Рим ( Деян. 25 – Деян. 27:1 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Иезавель Иезавель [евр. Изевель]. Возможно, значение этого имени складывается из отрицат. частицы «не» и корня евр. глагола, означающего «терпеть». ⇒ Ихавод (Иохавед) : 1) дочь сидонского царя Ефваала, который, согл. Иосифу Флавию, ранее был жрецом ⇒ Астарты . И. вышла замуж за израил. царя Ахава. Это была властная и энергичная женщина. Ее враждебность к Господу и жестокий характер оказали негативное влияние не только на мужа, но и на весь израил. народ. Она поощряла поклонение Ваалу, и по ее настоянию Ахав соорудил жертвенник в капище Ваала в Самарии ( 3Цар 16 и след.). И. пыталась истребить пророков Господа ( 3Цар. 18:4.13 ) и покровительствовала 450 пророкам Ваала и 400 дубравным пророкам, действовавшим в Израиле. Когда Ахав сообщил И., что ⇒ Илия убил всех пророков Ваала на горе Кармил, она через посланца передала Илии следующее: «Пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них» ( 3Цар 19 и след.). Эта угроза заставила Илию бежать. Когда позднее Ахав пожелал завладеть виноградником Навуфея, И. хитростью устранила Навуфея, и это позволило царю присвоить чужую землю. В ответ на это Господь возвещает через Илию суд над Ахавом и его домом и говорит о его жене: «Псы съедят Иезавель за стеною Изрееля» ( 3Цар. 21:1–24 ). Далее следует замечание: «Не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель». Через посланного пр. Елисеем ученика Ииуй получает повеление истребить дом Ахава: это названо местью за кровь пророков и всех рабов Господа, «павших от руки Иезавели» ( 4Цар. 9:7 ). Реченное Господом через Илию исполнилось: «На поле Изреельском съедят псы тело Иезавели; и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель». И. умерла в возрасте 60 лет; 2) имя И. упомянуто и в Откр. 2:20 . Некоторые исследователи видят в ней жену ангела или предстоятеля Фиатирской церкви. Но по общепринятому мнению, речь идет о некой женщине, которую называли именем жены Ахава, чтобы подчеркнуть ее безбожную сущность. Выдавая себя за пророчицу, эта женщина вводила рабов Господних в заблуждение, уча их любодействовать и есть идоложертвенное. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Раскаяние, раскаиваться I. 1) о человеч. Р. в ВЗ говорится редко ( Исх. 13:17 ; Суд. 21:15 ; Иер. 8:6 ; Иер. 31:19 ; Иов. 42:6 ). Это слово употребляется здесь почти исключит. по отношению к Богу (см. ниже, II); 2) в НЗ понятие «раскаиваться» передается греч. глаголом метамеломай ( Мф. 21:29 ; Мф. 27:3 ; 2Кор. 7:10 ), значение которого тесно связано с глаголом метаноэо (⇒ Покаяние, каяться). Боль от греха (раскаяние) и отвращение от него (покаяние) неразрывно связаны между собой. Но человеч. (мирская) печаль, когда человек сожалеет о совершенных ошибках только потому, что они нанесли ему ущерб или навлекли на него позор, ведет к вечной погибели. II. 1) в ВЗ неоднокр. говорится о Р. Бога, напр.: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» ( Быт. 6:6 ). Когда народ творит зло, Бог раскаивается в тех обетованиях, которые даровал ему ( Иер. 18:10 ). Так, напр., Бог говорит: «Жалею, что поставил Я Саула царем» ( 1Цар. 15:11 ). С др. стороны, Господь раскаивается в том зле ( Иер. 18:8 ) и в тех бедствиях ( Ион. 3:10 ; Иоил. 2:13 ), которые произошли по Его собств. воле. Но Он же говорит: «Я определил, и не раскаюсь в том и не отступлю от того» ( Иер. 4:28 ), а также: «не отменю и не пощажу, и не помилую» ( Иез. 24:14 ); 2) к сказанному Богом не следует применять человеч. мерки: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?» ( Числ. 23:19 ). В 1Цар. 15:1 , где дважды говорится, что Господь раскаялся, воцарив Саула ( 1Цар. 15:11.35 ), в 1Цар. 15сказано: «И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» (ср. Мал. 3:6 ); 3) слова о Р. Бога отражают тот факт, что Господь изменяет Свое отношение к человеку, если тот изменяет свое отношение к Нему. При этом Господь свидетельствует о Себе как о живом Боге, Который, будучи неизменным в Своей сути, действует совершенно свободно. Бог может взять назад угрозу, как только она достигнет своей цели, или на время отменить обетование, если знает, что оно не исполнит своего предназначения. Это, однако, не означает, что Господь совершает ошибки, а затем признает их; Бог праведен во всем, что Он совершает ( Иер. 12:1 ). «Раскаяние Божие» позволяет нам заглянуть в Его сердце, милующее каждого, кто обратился к Нему: «И приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин. 6:37 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Тайна 1) Божественная Т. недоступна человеч. сознанию, она может быть раскрыта только в Божьем откровении либо Самим Богом, либо людьми, исполненными Духом Божьим ( Быт. 41:38 ). Так, Даниил был призван объяснить сон Навуходоносора. Вавил. мудрецы не смогли разъяснить Т. сна, «но есть на небесах Бог, открывающий тайны» ( Дан. 2:28 ); 2) в Евангелиях разговор о Т. [греч. мистерион] заходит после того, как ученики спрашивают Иисуса, почему Он разговаривает с народом притчами. На это Господь отвечает им: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного» ( Мф. 13:11 ; ср. Мк. 4:11 ; Лк. 8:10 ). Эта Т. (в Мк слово «тайна» употребляется в ед.ч.) заключалась не только в приходе Царства Божиего (его ожидали и иудеи), но и в том, что оно уже настало в лице Иисуса ( Лк. 17:21 ). К подобному восприятию личности Иисуса и должны были подготавливать Его притчи; исповедание Петра свидетельствует о том, что Божье откровение было усвоено учениками; 3) Павел усматривал главную Т. НЗ в спасит. миссии Христа и в распространении ⇒ Евангелия. В центре проповеди апостола была тема пришествия Иисуса Христа в этот мир, Его страданий, смерти и вознесения. Эту Божеств. Т. веры Павел определяет след. образом: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3:16 ). Он призывает церкви «хранить таинство веры в чистой совести» ( 1Тим. 3:9 ). Павел также считает Т. ожесточение части израильтян ( Рим. 11:25 ) и наследование обетования «во Христе Иисусе» язычниками ( Рим. 14:24 ; Еф. 3:6 ; Кол. 1:27 ). Многое оставалось для верующих Т., поэтому пророки были призваны ( 1Кор. 13:2 ) открывать Церкви Т., которые Бог открыл им Своим Духом ( 1Кор. 2:10 ; ср. Быт. 18:17 ). Особая Т., которую Павел открывает коринфянам, касается последнего времени и будущего христиан ( 1Кор. 15:51 ). Когда эта Т. откроется, тогда лишится силы «тайна беззакония» ( 2Фес. 2:7 ): антихрист будет уничтожен Господом ( 2Фес. 2:8 ). В связи с событиями, сопровождающими конец мира, которые до сих пор окутаны Т., Иоанн разъясняет Церкви Т. «жены ... и зверя, носящего ее» ( Откр. 17:7 ). Приговор блуднице может быть понят только теми, кто знаком с великой Т., существующей между Христом и Его Церковью ( Еф. 5:32 ). Т. «семи звезд» в деснице (руке) Иисуса ( Откр. 1:20 ) также связана с Т. Церкви. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Это утверждение фактически неверно. Арабы (евр. arabim – «жители пустыни») существовали в библейские времена и упоминаются в ветхозаветных книгах: «Тогда Ионафан обратился на Арабов, называемых Заведеями, поразил их и взял добычу их» ( 1Мак. 12:31 ; «Когда же они отошли оттуда на девять стадий, направляясь против Тимофея, то напали на них Арабы, не менее пяти тысяч и пятисот всадников. Сражение было жестокое, и когда бывшие с Иудою при помощи Божией одержали победу, то потерпевшие поражение номады Арабы просили Иуду о мире, обещая доставлять им скот и в другом быть полезными им» (2 Макк.12:10–11). Они упоминаются и в ранних библейских книгах. В еврейском языке «арав» (отсюда – аравитяне) и «араб» (мн. число – арабы) – одно и то же слово (еврейскими литерами: айин, реш и бет). Произношение зависит от того, стоит или нет внутри согласной буквы «вейт» точка (дагеш). Система огласовок (некудот) была введена мазоретами только около VI века по Р.Х. В древних библейских текстах огласовок не было, но название народности, о которой мы говорим, произносили «араб». Это продтверждается тем, что еврейские переводчики в Александрии в III веке до Р.Х. в греческом тексте поставили arabes. Не только в Септуагинте, но и в Вульгате (перевод блаж. Иеронима; нач. V в.) стоит arabes. Все это – не частное мнение, а общепринятая точка зрения современной библейской и исторической науки. Возьмем самое новейшее справочное издание – Православную энциклопедию (М., « Аравия … К началу I тыс. до Р.Х. одно из племен южно-цетральной ветви носило наименование «арабы» (aribi в ассир. источниках). В I-й пол. I тыс. до Р.Х. название было уже распространено на всю родственную этому племени южно-центральносемит. этноязыковую общность, а также на ассимилированные ей группы иного происхождения. В этом обобщающем смысле термин «арабы» употребляется вплоть до настоящего времени, обозначая не отдельное племя, а целый народ» (т. III, с. 155–56). И еще из этой же энциклопедии: «В ВЗ арабами называются все представители арабоязычной общности в том виде, как она существовала к сер. I тыс. до Р.Х.» (с.157). В Библейской энциклопедии Брокгауза (М., 1999): «Библия знает арабов как кочующее племя семитского происхождения, а также как потомков Измаила» (с. 47).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1) в Ос 1–3 Бог повелевает пророку, чтобы тот символич. действиями показал, что народ Израиля, перенявший хананейский культ плодородия, проявил неверность Господу. Подобно тому как прелюбодействующая жена оставляет своего мужа, так и народ Израиля, блудодействуя, отступил от Бога ( Ос. 1:2 ). Презрев Божью любовь, он нарушил завет и расторг его ( Ос. 4:9 ). Бог повелевает пророку взять в жены «блудницу» ( Ос. 4:2 ). Вероятно, здесь имеется в виду распространенный в Израиле языч. обычай, согл. которому достигшая брачного возраста израил. девушка отдается в святилище священнику или чужому мужчине ( Ос. 4:13.15 ; ⇒ Блудница , 1,2), чтобы, принеся в жертву свою девственность, позже получить от Ваала плодородие в браке (поэтому и дети названы здесь «детьми блуда»). Т.о., Господь повелел Осии жениться не на какой-то особо порочной женщине, а на типичной представительнице своего народа, отпавшего от Бога Израиля. Осия взял в жены Гомерь, дочь Дивлаима, и от этого брака родились два сына и дочь, имена которых, имеющие символич. значение, были предписаны Осии Богом. Старший сын получил имя Изреель, символизировавшее вину дома Ииуева в крови Изрееля ( Ос. 4:4 ). Дочери было дано имя Лорухама («непомилованная»), «ибо, – говорит Господь, – Я уже не буду миловать дома Израилева» ( Ос. 4:6 ). Второй сын был назван Лоамми («не Мой народ», Ос. 4:9 ). Глава 2 содержит слова Господа о неверности Его народа. Однако, пригрозив Израилю судом, Бог заканчивает Свое обращение обещанием помиловать его. В Ос. 3:1 пророк получает указание: «Иди еще, и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам». Возможно, и здесь подразумевается Гомерь, которая сбежала от Осии, но затем была выкуплена им из рабства. В наказание Гомерь должна была вести уединенную жизнь ( Ос. 4:2 ). Так и израильтяне, говорит пророк, долгое время будут жить «без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима» (знака их идолослужения), пока не обратятся «в последние дни» к Господу ( Ос. 4:4 ). После плена, в отдаленном будущем, Израилю уготовано благополучие;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010