II. КОМПОЗИЦИЯ 1. Второе послание ап. Иоанна: а) единство в истине ( 2Ин. 1:1–3 ); б) любовь как хождение в истине ( 2Ин. 1:4–6 ); в) распознавание обольстителя и антихриста ( 2Ин. 1:7 ); г) предостережение от отпадения ( 2Ин. 1:8.9 ); д) призыв остерегаться лжеучителей ( 2Ин. 1:10.11 ); е) обещание посетить адресатов послания ( 2Ин. 1:12 ); ж) заключит. приветствие ( 2Ин. 1:13 ). 2 . Третье послание ап. Иоанна: а) приветствие и благословение ( 3Ин. 1:1.2 ); б) свидетельство о хождении Гаия в истине ( 3Ин. 1:3.4 ); в) свидетельство о его деятельной любви ( 3Ин. 1:5.6 ); г) кто любит, тот споспешник истины ( 3Ин. 1:7.8 ); д) надменность Диотрефа ( 3Ин. 1:9.10 ); е) Димитрий – пример человека, делающего добро ( 3Ин. 1:11.12 ); ж) заключит. замечания и приветствия ( 3Ин. 1:13–15 ). III. СОДЕРЖАНИЕ В обоих посланиях описывается повседневная жизнь церкви и говорится о необходимости борьбы с лжеучителями, о которых упоминается в Первом послании. Подлинную общность Иоанн испытывает только с людьми, ходящими в истине ( 2Ин. 1:1–3 ; 3Ин. 1:3–8 ). Ходить в истине – значит проявлять любовь к ближнему и признавать мессианскую сущность Христа ( 2Ин. 1:7–9 ). Опасность, исходящая от тех, кто искажает данный в Свящ. Писании образ Христа, настолько велика, что Иоанн отвергает всякое общение с ними и запрещает даже приветствовать их ( 2Ин. 1:10.11 ). Такое отношение нельзя назвать излишне суровым: ведь приветствие означает готовность к разговору, в котором человек может оказаться беззащитным перед воздействием ложных идей. Носителем таких ложных идей был Диотреф, противник апостола ( 3Ин. 1:9.10 ), который, по словам Иоанна, «принимал славу от людей» (см. Ин. 5:41.42.44 ) и тем самым показывал, что он – не от истины. Сложившаяся внутри церкви ситуация была настолько серьезной, что апостол не дает никаких письм. наставлений, а обещает прибыть лично, чтобы навести должный порядок ( 3Ин. 1:10 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Сострадание 2) в НЗ С. означает, в первую очередь, глубочайшее единение со Христом, включающее в себя подлинное соучастие в Его жизни, причастность к Его пути через страдания к прославлению. Страдающий вместе со Христом имеет обетование вместе с Ним и прославиться ( Рим. 8:17.18 ; 1Петр. 4:13 ). Кто принимает «участие в страданиях Его», тот уже на земле становится соучастником воскресения мертвых ( Флп. 3:10 ) и небесного утешения ( 2Кор. 1:5.7 ). Страдающим вместе со Христом уже в земной жизни даруется отблеск той славы, причастниками которой в полной мере они станут тогда, когда «приидет Сын Человеческий во славе Своей» ( Мф. 25:31 ). С. Христу (в Синод. пер. – «страдание вместе со Христом») – не только внутр. переживание отдельного человека, но и осознание им своей причастности к Телу Христову – Его Церкви, поэтому оно проявляется в С. ближним – «членам тела Христова» ( 1Кор. 12:26 ). Оно происходит ради благовестия ( 2Тим. 1:8 ; 2Тим. 2:3 ). Христос сострадает Своей общине (Церкви) во время ее преследований ( Евр. 10:32–34 ); но и община разделяет страдания каждого своего члена ( 1Кор. 12:26 ). Путем взаимного С. братство учеников Иисуса достигает совершенства. Так исполняют ученики закон Христов ( Гал. 6:2 ; ср. Мф. 16:24.25 ). (⇒ Ученики ⇒ Крест ⇒ Следовать за кем-либо). Сказанное выше проясняет смысл слов НЗ о С. как о сочувствии. Христос «может сострадать нам в немощах наших», потому что был «подобно нам, искушен во всем», но не совершил греха ( Евр. 4:15 ). Понимание Им нашей природы и Его действенное участие в наших нуждах, имеющее спасит. значение, тесно связаны между собой. Поэтому апостол и призывает христиан к подобному же обращению друг с другом: они должны постоянно проявлять С. и сочувствие к нуждам своих ближних ( 1Петр. 3:8 ). ⇒ Страдание, страдать. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Если Бог обещал даровать верующим спасение, это означает, что в жизни существует цель; б) СИЛА ВЕРЫ: веруя, мы входим в покой Божий ( Евр. 4:3 ). Нам следует утвердиться в В. ( Евр. 10:38 ) и поступать так же, как те, кто уже достиг цели. «Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души». Мы должны «подражать тем, которые верой и долготерпением наследуют обетования» ( Евр. 6:12 ); в) пример ветхозаветных мучеников за В. убеждает нас в том, что СТОЙКОСТЬ в В. всегда побеждает ( Евр. 11 ); г) ИИСУС как «начальник и совершитель веры» ( Евр. 12:2 ). Иисус дарует и гарантирует победу, если человек проникается В. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же» ( Евр. 13:8 ). Послание к евреям призвано служить Церкви поддержкой в повседневной жизни и способствовать сохранению в ней В.; 6) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ ИАКОВА. Высказывания Иакова о В. неоднократно представлялись как противоречащие концепции ап. Павла. Но при этом никогда не учитывалось то обстоятельство, что как для Павла, так и для Иакова жизнь в В. была непременным условием человеческого существования ( Деян. 15:1 ; Деян. 21:18 ; Гал. 1:19 ; Гал. 2:9 ). Нам, созданным «во Христе Иисусе», предназначено исполнить добрые дела, благодаря которым В. достигнет совершенства и без которых она останется мертва ( Иак. 2:22.26 ; Еф. 2:10 ). Человек, отказавший в помощи своему ближнему ( Иак. 2:15.16 ), по мнению Павла, отрекся от В. ( 1Тим. 5:8 ). Во Христе истинна только В., действующая любовью ( Гал. 5:6 ; ср. Иак. 2:13 ), но эта В. несовместима с лицеприятием (ср. Рим. 2:11 ; Гал. 3:28 ). Иаков оп-ровергает мнение о том, что В. способна заменить послушание ( Иак. 2:14–26 ). Возм. (но не безусловно), что сторонники такого мнения апеллировали к ложно истолкованному ими высказыванию Павла о праведности (ср. Рим. 4 ); апостол солидарен с Иаковом в его отрицании подобного ошибочного утверждения ( Рим. 6:1 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

4) очевидно, причиной написания П.кФ. явилось желание Павла выразить благодарность за переданное ему Филиппийской церковью пожертвование, хотя основная его цель – попечение о душах филиппийцев и укрепление их в вере. Апостол ищет не даяния, а «плода, умножающегося в пользу верующих» ( Флп. 4:17 ). II. СОДЕРЖАНИЕ 1) КОМПОЗИЦИЯ Приветствие святым в Филиппах ( Флп. 1:1.2 ). I. Повод к написанию послания ( Флп. 1:3–11 ): 1 . Благодарность за благовествование ( Флп. 1:3–6 ). 2 . Связь апостола с адресатами и просьба об их духовном возрастании ( Флп. 1:7–11 ). II. Положение, в котором находится апостол, и его оценка ( Флп. 1:12–30 ): 1 . Узы Павла способствуют успеху благовествования ( Флп. 1:12–14 ). 2 . О проповеди притворной и искренней ( Флп. 1:15–20 ). 3 . Тоска по Господу и необходимость дальнейшего служения ( Флп. 1:21–26 ). 4 . Общность апостолов и Церкви в страданиях, переносимых ради Христа ( Флп. 1:27–30 ). III. Следование за Христом в церк. жизни ( Флп. 2 – Флп. 4:20 ): 1 . Единодушие в жизни и умонастроениях ( Флп. 2:1–4 ). 2 . Пример Христа ( Флп. 2:5–11 ). 3 . Жизнь веры как Божье действие ( Флп. 2:12.13 ). 4 . Указания относит. следования за Христом ( Флп. 2:14–18 ). 5 . Усердные сотрудники ( Флп. 2:19–30 ). 6 . Христ. жизнь между прошлым и обетованным ( Флп. 3:1–21 ). 7 . Образ новой жизни ( Флп. 4:1–9 ). 8 . Зачаток настоящего плода ( Флп. 4:10–20 ). Приветствия и благословения ( Флп. 4:21–23 ). 2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Филиппийцы живут в общении друг с другом, следуя Евангелию, т.е. познание Благой Вести и жизнь в соотв. с ней стали смыслом их жизни. Церковь и все ее члены увлечены мощным, пульсирующим потоком жизни ( Флп. 2:1 ), основа которого – «общение духа» как соединенность с Богом. Это проявляется как в духовной помощи, оказываемой через увещевание и утешение, так и в явленной через любовь и милосердие помощи в житейских трудностях. Церковь , кроме того, объединена общим делом распространения Евангелия. Она заботится о находящемся в заточении апостоле, направляя к нему своего посланца с пожертвованиями ( Флп. 4:10–16.18 ), и доказывает тем самым свою верность ему. И все же церковь еще не достигла совершенства, хотя ее соучастие в деле благовествования создает уверенность в том, что Бог приведет ее к цели ( Флп. 1:5 ). Эта цель предполагает полную преданность человека Богу, с тем чтобы Он мог беспрепятственно производить в верующих «и хотение и действие» по Своему благоволению ( Флп. 2:13 ). Поэтому находящийся в заточении апостол не утратил присущего ему мужества и даже в таком положении свидетвует о Христе ( Флп. 1:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

А. Брокгауза. СПб., 1892. Т. IV. С. 251). – Примеч. пер. Разумеются турецкие сторожа, охраняющие священные места и взимающие с поклонников известную плату. – Примеч. пер. Дамаск, город в Сирии, у подошвы Антиливана. Здесь получил крещение святой апостол Павел. После разрушения египетскими турками Антиохии (в 1268 г.) сюда переселился Антиохийский патриарх. – Примеч. пер. Антиохия Сирийская, главный город Сирии, основанный за 300 лет до Р. X. Раньше славился богатством и образованностью (в IV–VI вв.). Потом Антиохия пришла в упадок. Здесь в первый раз верующие во Христа получили название христиан. В Антиохии проповедовали апостолы Павел и Варнава, здесь был и апостол Петр ( Гал. 2:11 ). Известные ее архипастыри: св. Игнатий Богоносец , св. Мелетий, архиеп., свт. Иоанн Златоуст и др. Ныне бедный турецкий городок Антакия (см.: Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия: В 4 вып./Труд и издание архим. Никифора. М., 1891–1892. С. 47). – Примеч. пер. Остров Крит, или Кандия, – наибольший из греческих островов, находится в восточной части Средиземного моря на юго-западе от Морей. Длина его 160 англ, миль, а ширина – от 6 до 36 англ. миль. По всей длине его пересекает горная цепь, делящая его на две половины: северную и южную; последняя особенно гориста. В древности Крит славился своими лесами. В Деяниях апостольских упоминаются мыс Салмон ( Деян. 27:7 ), на восточном конце острова, и гавани Хорошие Пристани близ г. Ласси и Финик – пристань на юго-западной стороне ( Деян. 27:8–12 ). В последней апостол Павел останавливался во время своего путешествия в Рим. В последние годы своей жизни апостол Павел вместе с Титом посетил этот остров и, оставляя его, заповедал апостолу Титу довершить незаконченное и поставить по всем городам пресвитеров ( Тит. 1:5 ). В 1204 г. Крит достался маркграфу Бонифацию Монферратскому, который уступил его венецианцам (ок. 1210 г.), под властью которых он находился до половины XVII столетия. Венецианцы по местам заселили его латинскими колонистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Апостол Иоанн Апостол Иоанн был сыном ⇒ Зеведея и ⇒ Саломии . Мать Иоанна была сестрой Марии, матери Иисуса. Иоанн и его старший брат ⇒ Иаков (1) помогали отцу, занимавшемуся рыбной ловлей ( Мф. 4:21 ). Видимо, Зеведей не был бедным человеком, т.к. вместе с ним, кроме его сыновей, рыбачили и наемные работники ( Мк. 1:20 ). Сначала Иоанн был учеником Иоанна Крестителя, который и направил его к Иисусу. Т.о., Иоанн, как и Андрей, стал одним из первых учеников Христа ( Ин. 1:40 ). Иоанн входил в число трех самых близких учеников Иисуса. Вместе с Петром и Иаковом он был свидетелем воскрешения дочери Иаира ( Мк. 5:37 ), преображения Иисуса ( Мф. 17:1 ), присутствовал при Его молитве в Гефсимании ( Мк. 14:33 ). Вероятно, обоим сыновьям Зеведея было свойственно проявлять чрезмерное рвение, поэтому Иисус нарек их «Воанергес» – «сыны грома» ( Мк. 3:17 ). Об этой черте их характера свидетельствует и их желание «огнем с неба» истребить самарян, отказавших Иисусу в гостеприимстве ( Лк. 9:54 ), и просьба посадить их самих по правую и по левую руку от Него, т.е. предоставить им лучшие места в Царстве Божием ( Мф. 20:20.21 ; Мк 10 и след.). Особенно заметна роль Иоанна в последние дни земной жизни Иисуса. На Тайной Вечере он, возлежа у ⇒ груди Господа, спросил у Него, кто же окажется предателем ( Ин 13 и след.). Когда арестованного Иисуса допрашивал первосвященник, Иоанн, вместе с Петром, проник во двор дома Каиафы ( Ин. 18:15.16 ), в то время как остальные апостолы в страхе разбежались. Он бесстрашно стоял у креста рядом с Марией, и Иисус перед смертью вверил Свою мать его заботам ( Ин. 19:26.27 ). Иоанн был свидетелем смерти Иисуса. После воскресения Господа, когда женщины в испуге бежали от Его гробницы, Иоанн и Петр, войдя в нее, увидели лежащие пелены. Иоанн вошел в гробницу вслед за Петром, «и увидел, и уверовал» ( Ин. 20:1–10 ). Видимо, по тому, как лежали пелены, Иоанн понял: то, что здесь произошло, не было делом рук человеческих. Впоследствии Иоанн присутствовал при явлениях Воскресшего, в том числе и у Тивериадского моря ( Ин 21 и след.). В разговоре с Иисусом Петр спросил Его, что будет с Иоанном. Господь ответил, что судьба Иоанна находится исключит. в Его руках. Неправильное истолкование Его слов породило мнение о том, что Иоанн не умрет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

3) ВРЕМЯ И МЕСТО написания П.к Ф. точно установить невозможно. В качестве места заключения Павла, где он написал это послание, исследователи называют три города: Эфес, Кесарию и Рим Упоминание ⇒ претории ( Флп. 1:13 ) и «святых ... из кесарева дома» ( Флп. 4:22 ), очевидно, говорит в пользу Рима, но претории существовали и в малых столицах; а) существует целый ряд косвенных указаний на то, что в конце своего трехлетнего пребывания в Эфесе (начало 55 г. по Р.Х.) Павел оказался в заключении (⇒ Акила ⇒ Послания к коринфянам, I,4). То обстоятельство, что сообщения об этом отсутствуют в Книге Деяний, не является достаточным основанием для того, чтобы опровергнуть данную версию; ведь Деяния умалчивают и об обстоятельствах, при которых Павел попал в, казалось бы, безнадежное, смертельно опасное положение, о чем писал он сам ( 2Кор. 1:8 ). В пользу Эфеса как места написания П.к Ф. говорит и то обстоятельство, что его геогр. положение позволяло поддерживать относит. прочные связи с Филиппами, и это облегчало задачу приезда сюда посыльных (см. Флп. 2:25–30 ). На раннее время написания П.кФ. указывает и борьба с иуд. приверженностью к Закону, происходившая внутри церкви ( Флп. 3:1–6 ), однако этот довод не убедителен; б) о Кесарии известно, что в этом городе Павел, даже находясь в заточении, смог защитить и утвердить Евангелие в ходе публичного разбират-ва его дела ( Деян. 24 – Деян. 26:1 ; ср. Флп. 1:7 ), но никакие частные подробности, имеющиеся в П.кФ., не указывают на время, когда Павел находился в Кесарии (между 56 и 58 гг. по Р.Х.); в) согл. наиб. древнему преданию, Павел написал П.кФ. во время своего первого заключения в Риме; на это указывает то обстоятельство, что апостол, предвидя благоприятный исход дела, строит планы нового путешествия ( Флп. 1:25–27 ; Флп. 2:23 ). Именно поэтому П.кФ. вместе с другими посланиями, написанными в заточении (послания к ефесянам, колоссянам и Филимону), датируют началом 60-х гг. по Р.Х. Зрелость суждений и емкость послания также соответствуют этому более позднему сроку;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Точно так же и здесь. Понятно, что это, конечно же, символ тех благ, которые уготованы спасенным. Апостол Павел, вознесенный « до третьего неба… был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2–4). И по невозможности описать человеческими словами те блага, которые Господь приготовил для человека, они описываются в таких понятных для слушателей пророка терминах. Из пророческих книг мы ясно увидим, что с наступлением дня Господня будет связано установление Нового Завета, избранным народом которого будет новый Израиль — Церковь. Поэтому к ней мы и должны относить эти и другие благие обетования. Если же говорить о ветхом Израиле, то, по слову блаженного Феодорита, «должно знать, что Господь всяческих нередко обещает блага, но приемлющие обетования, возлюбив беззаконие, препятствуют исполнению сих обетований. Так иудеи, с неистовством восстав против пришедшего Владыки, сами себя лишили благих обетований» т. 29, с. 324–325]. За богослужением книга пророка Амоса не употребляется. Тема суда и наступления Дня Господня является главной еще для двух пророческих книг — пророков Иоиля и Софонии. 2.3. Книга пророка Иоиля О времени написания книги. В данном случае полезно отступить от принятого порядка и проанализировать варианты датировки. Дело в том, что в книге нет указаний на то, когда она была написана. Приведу пример того, как решается этот вопрос у разных авторов. Некоторые говорят, что Иоиль — это один из самых ранних пророков, по крайне мере, современник Амоса и Осии, о чем говорит и то, что его книга в каноне поставлена между книгами этих двух пророков. Другие же говорят, что это, наоборот, самый поздний из пророков, который пророчествовал уже позже всех, возможно, только чуть раньше, чем Малахия. Аргументы в пользу первого мнения возьмем в учебнике А. Хергоезерского с. 148–149], с которым согласна, кстати, и статья в Библейской энциклопедии Брокгауза второго — в учебном пособии епископа Сергия (Соколова) с.161–162]. Упомянутые авторы опираются на следующие указания текста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

б) истинный свидетель. Бог открыл Себя в Иисусе Христе человеч. свидетелям как Тот, Кто всегда говорит истину. Один из очевидцев распятия Христа заявляет: «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» ( Ин. 19:35 ). А после вокресения Иисуса тот же человек говорит: «Сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его» ( Ин. 21:24 ; ср. также Ин. 1:14.17 ; Ин. 5:33 ). Апостолы приняли от Самого Сына Божьего понимание того, что они «познавали Истинного», и что сами они находятся «в Истинном, в Сыне Его, Иисусе Христе. Он есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5 – цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Поскольку они познают истину, то истина Христова пребывает в них ( 2Кор. 11:10 ), сами они «от истины», слушают истину ( Ин. 18:37 ) и открывают истину ( 2Кор. 4:2 ); в) истинное свидетельство. Иисус Христос молится: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» ( Ин. 17:17 ). Но слово Божье – это Его собств. слово, которое ученики познают в истине ( Ин. 8:32 ), так что оно становится и их словом истины ( Деян. 26:25 ), поскольку «Дух истины» наставляет их на всякую истину ( Ин. 14:17 ; Ин. 15:26 ; Ин. 16:13 ). Поэтому слушающий истинного свидетеля, слышит истинное слово Божье ( 1Фес. 2:13 ). Поэтому апостол может сказать: «сии суть истинные слова Божии» ( Откр. 19:9 ; Откр. 21:5 ; Откр. 22:6 ). Это «слово истины» служит спасению людей ( Еф. 1:13 ; Кол. 1:5 ; Иак. 1:18 ; 2Петр. 1:12 ); г) истинное свидетельство достоверно, ему можно доверять. Поэтому следует держаться, согл. учению, «истинного слова» ( Тит. 1:9 ). Лука пишет свое Евангелие для того, чтобы его получатель «узнал твердое основание того учения», в котором он был наставлен ( Лк. 1:1–4 ; ср. также Пс. 18:8.9 ; Пс. 92:5 ; Пс. 110:7 ); 2) НЕПОГРЕШИМОСТЬ И БЕЗОШИБОЧНОСТЬ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ: а) эти традиц. положения догматики справедливы, когда их используют, чтобы выразить истинность и достоверность Библии, которая как, Слово Божье, заслуживает нашего полного доверия. Но оба эти утверждения ведут к недоразумениям и неверным истолкованиям, когда ими оперируют в рамках господствующего ныне рационалистич. мировоззрения и когда Библию пытаются объяснить разумом. Ни предъявляемые Библии упреки в заблуждениях, ни утверждения о ее безошибочности – понимаемые рационально, – не касаются сути библ. истины. Поскольку Христос Сам является Истиной и Жизнью, то и Его слово – это не мертвая истина, существующая лишь в виде теории, а Дух и жизнь; эта истина делает людей свободными ( Ин. 8:32 ; 2Кор. 3:17 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Шиманский Г. Нравственное богословие. К.: изд. Им. Свт. Льва, папы Римского , 2005. Свт. Афанасий Великий , Избранные творения. М.: изд. Храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2006. Муретов М. , проф. Избранные труды. М.: изд. Свято-Владимирского Братства, 2002. Памятники древнехристианской письменности. М.: изд. Храма святых бессребренникови чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2005. Сильченков К. Прощальная беседа Спасителя с учениками. СПб.: изд. Общества памяти игумении Таисии, 2006. Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы . Свято-Троицкая Сергиева Лавра: изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. Иисус Христос в последние дни перед страданиями Своими в Иерусалиме. Репринт. СПб.: изд. Общества памяти игумении Таисии, 2007. Илларион (Алфеев), еп., Таинство веры. Введение в Православное догматическое богословие. Клин: изд. Христианская жизнь, 2005. Помазанский М. Православное Догматическое богословие. М.: Издательский Совет РПЦ; изд. Дар, 2005.льский Совет РПЦ; изд. огматическое богословие. Свт. Григорий Богослов . Избранные творения. М.: изд. Сретенского монастыря, 2005. Свт. Григорий Нисский . Догматические сочинения. Том 1. Краснодар: изд. Текст, 2006. Вселенские Соборы. Изд. Свято-Успенской Почаевской Лавры. Гнедич П., прот. Догмат Искупления в русской богословской науке (1893 – 1944). М.: изд. Сретенского монастря, 2007. Макарий (Булгаков) , митр., Православно-Догматическое богословие, т.2. К.: изд. им. святителя Льва, папы Римского , 2006. Макарий (Булгаков) , митр., Православно-Догматическое богословие, т.1. К.: изд. им. святителя Льва, папы Римского , 2006. Ринекер Ф; Майер Г., Библейская Энциклопедия Брокгауза, Кременчуг: изд. Християтска зоря, 1999. Блж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на Апостол в трёх книгах. Книга 3, т. 2. М.: изд. Лепта, 2004. Преп. Максим Исповедник . Избранные творения. М.: изд. Паломник, 2004. Крест Христов. Умилительные слова о крестных страданиях Спасителя. М.: изд. Прихода храма Святаго Духа сошествия, 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010