II. КОМПОЗИЦИЯ 1. Второе послание ап. Иоанна: а) единство в истине ( 2Ин. 1:1–3 ); б) любовь как хождение в истине ( 2Ин. 1:4–6 ); в) распознавание обольстителя и антихриста ( 2Ин. 1:7 ); г) предостережение от отпадения ( 2Ин. 1:8.9 ); д) призыв остерегаться лжеучителей ( 2Ин. 1:10.11 ); е) обещание посетить адресатов послания ( 2Ин. 1:12 ); ж) заключит. приветствие ( 2Ин. 1:13 ). 2 . Третье послание ап. Иоанна: а) приветствие и благословение ( 3Ин. 1:1.2 ); б) свидетельство о хождении Гаия в истине ( 3Ин. 1:3.4 ); в) свидетельство о его деятельной любви ( 3Ин. 1:5.6 ); г) кто любит, тот споспешник истины ( 3Ин. 1:7.8 ); д) надменность Диотрефа ( 3Ин. 1:9.10 ); е) Димитрий – пример человека, делающего добро ( 3Ин. 1:11.12 ); ж) заключит. замечания и приветствия ( 3Ин. 1:13–15 ). III. СОДЕРЖАНИЕ В обоих посланиях описывается повседневная жизнь церкви и говорится о необходимости борьбы с лжеучителями, о которых упоминается в Первом послании. Подлинную общность Иоанн испытывает только с людьми, ходящими в истине ( 2Ин. 1:1–3 ; 3Ин. 1:3–8 ). Ходить в истине – значит проявлять любовь к ближнему и признавать мессианскую сущность Христа ( 2Ин. 1:7–9 ). Опасность, исходящая от тех, кто искажает данный в Свящ. Писании образ Христа, настолько велика, что Иоанн отвергает всякое общение с ними и запрещает даже приветствовать их ( 2Ин. 1:10.11 ). Такое отношение нельзя назвать излишне суровым: ведь приветствие означает готовность к разговору, в котором человек может оказаться беззащитным перед воздействием ложных идей. Носителем таких ложных идей был Диотреф, противник апостола ( 3Ин. 1:9.10 ), который, по словам Иоанна, «принимал славу от людей» (см. Ин. 5:41.42.44 ) и тем самым показывал, что он – не от истины. Сложившаяся внутри церкви ситуация была настолько серьезной, что апостол не дает никаких письм. наставлений, а обещает прибыть лично, чтобы навести должный порядок ( 3Ин. 1:10 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. |
Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Сострадание 2) в НЗ С. означает, в первую очередь, глубочайшее единение со Христом, включающее в себя подлинное соучастие в Его жизни, причастность к Его пути через страдания к прославлению. Страдающий вместе со Христом имеет обетование вместе с Ним и прославиться ( Рим. 8:17.18 ; 1Петр. 4:13 ). Кто принимает «участие в страданиях Его», тот уже на земле становится соучастником воскресения мертвых ( Флп. 3:10 ) и небесного утешения ( 2Кор. 1:5.7 ). Страдающим вместе со Христом уже в земной жизни даруется отблеск той славы, причастниками которой в полной мере они станут тогда, когда «приидет Сын Человеческий во славе Своей» ( Мф. 25:31 ). С. Христу (в Синод. пер. – «страдание вместе со Христом») – не только внутр. переживание отдельного человека, но и осознание им своей причастности к Телу Христову – Его Церкви, поэтому оно проявляется в С. ближним – «членам тела Христова» ( 1Кор. 12:26 ). Оно происходит ради благовестия ( 2Тим. 1:8 ; 2Тим. 2:3 ). Христос сострадает Своей общине (Церкви) во время ее преследований ( Евр. 10:32–34 ); но и община разделяет страдания каждого своего члена ( 1Кор. 12:26 ). Путем взаимного С. братство учеников Иисуса достигает совершенства. Так исполняют ученики закон Христов ( Гал. 6:2 ; ср. Мф. 16:24.25 ). (⇒ Ученики ⇒ Крест ⇒ Следовать за кем-либо). Сказанное выше проясняет смысл слов НЗ о С. как о сочувствии. Христос «может сострадать нам в немощах наших», потому что был «подобно нам, искушен во всем», но не совершил греха ( Евр. 4:15 ). Понимание Им нашей природы и Его действенное участие в наших нуждах, имеющее спасит. значение, тесно связаны между собой. Поэтому апостол и призывает христиан к подобному же обращению друг с другом: они должны постоянно проявлять С. и сочувствие к нуждам своих ближних ( 1Петр. 3:8 ). ⇒ Страдание, страдать. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное |
Если Бог обещал даровать верующим спасение, это означает, что в жизни существует цель; б) СИЛА ВЕРЫ: веруя, мы входим в покой Божий ( Евр. 4:3 ). Нам следует утвердиться в В. ( Евр. 10:38 ) и поступать так же, как те, кто уже достиг цели. «Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души». Мы должны «подражать тем, которые верой и долготерпением наследуют обетования» ( Евр. 6:12 ); в) пример ветхозаветных мучеников за В. убеждает нас в том, что СТОЙКОСТЬ в В. всегда побеждает ( Евр. 11 ); г) ИИСУС как «начальник и совершитель веры» ( Евр. 12:2 ). Иисус дарует и гарантирует победу, если человек проникается В. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же» ( Евр. 13:8 ). Послание к евреям призвано служить Церкви поддержкой в повседневной жизни и способствовать сохранению в ней В.; 6) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ ИАКОВА. Высказывания Иакова о В. неоднократно представлялись как противоречащие концепции ап. Павла. Но при этом никогда не учитывалось то обстоятельство, что как для Павла, так и для Иакова жизнь в В. была непременным условием человеческого существования ( Деян. 15:1 ; Деян. 21:18 ; Гал. 1:19 ; Гал. 2:9 ). Нам, созданным «во Христе Иисусе», предназначено исполнить добрые дела, благодаря которым В. достигнет совершенства и без которых она останется мертва ( Иак. 2:22.26 ; Еф. 2:10 ). Человек, отказавший в помощи своему ближнему ( Иак. 2:15.16 ), по мнению Павла, отрекся от В. ( 1Тим. 5:8 ). Во Христе истинна только В., действующая любовью ( Гал. 5:6 ; ср. Иак. 2:13 ), но эта В. несовместима с лицеприятием (ср. Рим. 2:11 ; Гал. 3:28 ). Иаков оп-ровергает мнение о том, что В. способна заменить послушание ( Иак. 2:14–26 ). Возм. (но не безусловно), что сторонники такого мнения апеллировали к ложно истолкованному ими высказыванию Павла о праведности (ср. Рим. 4 ); апостол солидарен с Иаковом в его отрицании подобного ошибочного утверждения ( Рим. 6:1 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное |
4) очевидно, причиной написания П.кФ. явилось желание Павла выразить благодарность за переданное ему Филиппийской церковью пожертвование, хотя основная его цель – попечение о душах филиппийцев и укрепление их в вере. Апостол ищет не даяния, а «плода, умножающегося в пользу верующих» ( Флп. 4:17 ). II. СОДЕРЖАНИЕ 1) КОМПОЗИЦИЯ Приветствие святым в Филиппах ( Флп. 1:1.2 ). I. Повод к написанию послания ( Флп. 1:3–11 ): 1 . Благодарность за благовествование ( Флп. 1:3–6 ). 2 . Связь апостола с адресатами и просьба об их духовном возрастании ( Флп. 1:7–11 ). II. Положение, в котором находится апостол, и его оценка ( Флп. 1:12–30 ): 1 . Узы Павла способствуют успеху благовествования ( Флп. 1:12–14 ). 2 . О проповеди притворной и искренней ( Флп. 1:15–20 ). 3 . Тоска по Господу и необходимость дальнейшего служения ( Флп. 1:21–26 ). 4 . Общность апостолов и Церкви в страданиях, переносимых ради Христа ( Флп. 1:27–30 ). III. Следование за Христом в церк. жизни ( Флп. 2 – Флп. 4:20 ): 1 . Единодушие в жизни и умонастроениях ( Флп. 2:1–4 ). 2 . Пример Христа ( Флп. 2:5–11 ). 3 . Жизнь веры как Божье действие ( Флп. 2:12.13 ). 4 . Указания относит. следования за Христом ( Флп. 2:14–18 ). 5 . Усердные сотрудники ( Флп. 2:19–30 ). 6 . Христ. жизнь между прошлым и обетованным ( Флп. 3:1–21 ). 7 . Образ новой жизни ( Флп. 4:1–9 ). 8 . Зачаток настоящего плода ( Флп. 4:10–20 ). Приветствия и благословения ( Флп. 4:21–23 ). 2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Филиппийцы живут в общении друг с другом, следуя Евангелию, т.е. познание Благой Вести и жизнь в соотв. с ней стали смыслом их жизни. Церковь и все ее члены увлечены мощным, пульсирующим потоком жизни ( Флп. 2:1 ), основа которого – «общение духа» как соединенность с Богом. Это проявляется как в духовной помощи, оказываемой через увещевание и утешение, так и в явленной через любовь и милосердие помощи в житейских трудностях. Церковь , кроме того, объединена общим делом распространения Евангелия. Она заботится о находящемся в заточении апостоле, направляя к нему своего посланца с пожертвованиями ( Флп. 4:10–16.18 ), и доказывает тем самым свою верность ему. И все же церковь еще не достигла совершенства, хотя ее соучастие в деле благовествования создает уверенность в том, что Бог приведет ее к цели ( Флп. 1:5 ). Эта цель предполагает полную преданность человека Богу, с тем чтобы Он мог беспрепятственно производить в верующих «и хотение и действие» по Своему благоволению ( Флп. 2:13 ). Поэтому находящийся в заточении апостол не утратил присущего ему мужества и даже в таком положении свидетвует о Христе ( Флп. 1:12–14 ). |
А. Брокгауза. СПб., 1892. Т. IV. С. 251). – Примеч. пер. Разумеются турецкие сторожа, охраняющие священные места и взимающие с поклонников известную плату. – Примеч. пер. Дамаск, город в Сирии, у подошвы Антиливана. Здесь получил крещение святой апостол Павел. После разрушения египетскими турками Антиохии (в 1268 г.) сюда переселился Антиохийский патриарх. – Примеч. пер. Антиохия Сирийская, главный город Сирии, основанный за 300 лет до Р. X. Раньше славился богатством и образованностью (в IV–VI вв.). Потом Антиохия пришла в упадок. Здесь в первый раз верующие во Христа получили название христиан. В Антиохии проповедовали апостолы Павел и Варнава, здесь был и апостол Петр ( Гал. 2:11 ). Известные ее архипастыри: св. Игнатий Богоносец , св. Мелетий, архиеп., свт. Иоанн Златоуст и др. Ныне бедный турецкий городок Антакия (см.: Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия: В 4 вып./Труд и издание архим. Никифора. М., 1891–1892. С. 47). – Примеч. пер. Остров Крит, или Кандия, – наибольший из греческих островов, находится в восточной части Средиземного моря на юго-западе от Морей. Длина его 160 англ, миль, а ширина – от 6 до 36 англ. миль. По всей длине его пересекает горная цепь, делящая его на две половины: северную и южную; последняя особенно гориста. В древности Крит славился своими лесами. В Деяниях апостольских упоминаются мыс Салмон ( Деян. 27:7 ), на восточном конце острова, и гавани Хорошие Пристани близ г. Ласси и Финик – пристань на юго-западной стороне ( Деян. 27:8–12 ). В последней апостол Павел останавливался во время своего путешествия в Рим. В последние годы своей жизни апостол Павел вместе с Титом посетил этот остров и, оставляя его, заповедал апостолу Титу довершить незаконченное и поставить по всем городам пресвитеров ( Тит. 1:5 ). В 1204 г. Крит достался маркграфу Бонифацию Монферратскому, который уступил его венецианцам (ок. 1210 г.), под властью которых он находился до половины XVII столетия. Венецианцы по местам заселили его латинскими колонистами. |
Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Апостол Иоанн Апостол Иоанн был сыном ⇒ Зеведея и ⇒ Саломии . Мать Иоанна была сестрой Марии, матери Иисуса. Иоанн и его старший брат ⇒ Иаков (1) помогали отцу, занимавшемуся рыбной ловлей ( Мф. 4:21 ). Видимо, Зеведей не был бедным человеком, т.к. вместе с ним, кроме его сыновей, рыбачили и наемные работники ( Мк. 1:20 ). Сначала Иоанн был учеником Иоанна Крестителя, который и направил его к Иисусу. Т.о., Иоанн, как и Андрей, стал одним из первых учеников Христа ( Ин. 1:40 ). Иоанн входил в число трех самых близких учеников Иисуса. Вместе с Петром и Иаковом он был свидетелем воскрешения дочери Иаира ( Мк. 5:37 ), преображения Иисуса ( Мф. 17:1 ), присутствовал при Его молитве в Гефсимании ( Мк. 14:33 ). Вероятно, обоим сыновьям Зеведея было свойственно проявлять чрезмерное рвение, поэтому Иисус нарек их «Воанергес» – «сыны грома» ( Мк. 3:17 ). Об этой черте их характера свидетельствует и их желание «огнем с неба» истребить самарян, отказавших Иисусу в гостеприимстве ( Лк. 9:54 ), и просьба посадить их самих по правую и по левую руку от Него, т.е. предоставить им лучшие места в Царстве Божием ( Мф. 20:20.21 ; Мк 10 и след.). Особенно заметна роль Иоанна в последние дни земной жизни Иисуса. На Тайной Вечере он, возлежа у ⇒ груди Господа, спросил у Него, кто же окажется предателем ( Ин 13 и след.). Когда арестованного Иисуса допрашивал первосвященник, Иоанн, вместе с Петром, проник во двор дома Каиафы ( Ин. 18:15.16 ), в то время как остальные апостолы в страхе разбежались. Он бесстрашно стоял у креста рядом с Марией, и Иисус перед смертью вверил Свою мать его заботам ( Ин. 19:26.27 ). Иоанн был свидетелем смерти Иисуса. После воскресения Господа, когда женщины в испуге бежали от Его гробницы, Иоанн и Петр, войдя в нее, увидели лежащие пелены. Иоанн вошел в гробницу вслед за Петром, «и увидел, и уверовал» ( Ин. 20:1–10 ). Видимо, по тому, как лежали пелены, Иоанн понял: то, что здесь произошло, не было делом рук человеческих. Впоследствии Иоанн присутствовал при явлениях Воскресшего, в том числе и у Тивериадского моря ( Ин 21 и след.). В разговоре с Иисусом Петр спросил Его, что будет с Иоанном. Господь ответил, что судьба Иоанна находится исключит. в Его руках. Неправильное истолкование Его слов породило мнение о том, что Иоанн не умрет. |
3) ВРЕМЯ И МЕСТО написания П.к Ф. точно установить невозможно. В качестве места заключения Павла, где он написал это послание, исследователи называют три города: Эфес, Кесарию и Рим Упоминание ⇒ претории ( Флп. 1:13 ) и «святых ... из кесарева дома» ( Флп. 4:22 ), очевидно, говорит в пользу Рима, но претории существовали и в малых столицах; а) существует целый ряд косвенных указаний на то, что в конце своего трехлетнего пребывания в Эфесе (начало 55 г. по Р.Х.) Павел оказался в заключении (⇒ Акила ⇒ Послания к коринфянам, I,4). То обстоятельство, что сообщения об этом отсутствуют в Книге Деяний, не является достаточным основанием для того, чтобы опровергнуть данную версию; ведь Деяния умалчивают и об обстоятельствах, при которых Павел попал в, казалось бы, безнадежное, смертельно опасное положение, о чем писал он сам ( 2Кор. 1:8 ). В пользу Эфеса как места написания П.к Ф. говорит и то обстоятельство, что его геогр. положение позволяло поддерживать относит. прочные связи с Филиппами, и это облегчало задачу приезда сюда посыльных (см. Флп. 2:25–30 ). На раннее время написания П.кФ. указывает и борьба с иуд. приверженностью к Закону, происходившая внутри церкви ( Флп. 3:1–6 ), однако этот довод не убедителен; б) о Кесарии известно, что в этом городе Павел, даже находясь в заточении, смог защитить и утвердить Евангелие в ходе публичного разбират-ва его дела ( Деян. 24 – Деян. 26:1 ; ср. Флп. 1:7 ), но никакие частные подробности, имеющиеся в П.кФ., не указывают на время, когда Павел находился в Кесарии (между 56 и 58 гг. по Р.Х.); в) согл. наиб. древнему преданию, Павел написал П.кФ. во время своего первого заключения в Риме; на это указывает то обстоятельство, что апостол, предвидя благоприятный исход дела, строит планы нового путешествия ( Флп. 1:25–27 ; Флп. 2:23 ). Именно поэтому П.кФ. вместе с другими посланиями, написанными в заточении (послания к ефесянам, колоссянам и Филимону), датируют началом 60-х гг. по Р.Х. Зрелость суждений и емкость послания также соответствуют этому более позднему сроку; |
Точно так же и здесь. Понятно, что это, конечно же, символ тех благ, которые уготованы спасенным. Апостол Павел, вознесенный « до третьего неба… был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2–4). И по невозможности описать человеческими словами те блага, которые Господь приготовил для человека, они описываются в таких понятных для слушателей пророка терминах. Из пророческих книг мы ясно увидим, что с наступлением дня Господня будет связано установление Нового Завета, избранным народом которого будет новый Израиль — Церковь. Поэтому к ней мы и должны относить эти и другие благие обетования. Если же говорить о ветхом Израиле, то, по слову блаженного Феодорита, «должно знать, что Господь всяческих нередко обещает блага, но приемлющие обетования, возлюбив беззаконие, препятствуют исполнению сих обетований. Так иудеи, с неистовством восстав против пришедшего Владыки, сами себя лишили благих обетований» т. 29, с. 324–325]. За богослужением книга пророка Амоса не употребляется. Тема суда и наступления Дня Господня является главной еще для двух пророческих книг — пророков Иоиля и Софонии. 2.3. Книга пророка Иоиля О времени написания книги. В данном случае полезно отступить от принятого порядка и проанализировать варианты датировки. Дело в том, что в книге нет указаний на то, когда она была написана. Приведу пример того, как решается этот вопрос у разных авторов. Некоторые говорят, что Иоиль — это один из самых ранних пророков, по крайне мере, современник Амоса и Осии, о чем говорит и то, что его книга в каноне поставлена между книгами этих двух пророков. Другие же говорят, что это, наоборот, самый поздний из пророков, который пророчествовал уже позже всех, возможно, только чуть раньше, чем Малахия. Аргументы в пользу первого мнения возьмем в учебнике А. Хергоезерского с. 148–149], с которым согласна, кстати, и статья в Библейской энциклопедии Брокгауза второго — в учебном пособии епископа Сергия (Соколова) с.161–162]. Упомянутые авторы опираются на следующие указания текста. |
б) истинный свидетель. Бог открыл Себя в Иисусе Христе человеч. свидетелям как Тот, Кто всегда говорит истину. Один из очевидцев распятия Христа заявляет: «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» ( Ин. 19:35 ). А после вокресения Иисуса тот же человек говорит: «Сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его» ( Ин. 21:24 ; ср. также Ин. 1:14.17 ; Ин. 5:33 ). Апостолы приняли от Самого Сына Божьего понимание того, что они «познавали Истинного», и что сами они находятся «в Истинном, в Сыне Его, Иисусе Христе. Он есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5 – цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Поскольку они познают истину, то истина Христова пребывает в них ( 2Кор. 11:10 ), сами они «от истины», слушают истину ( Ин. 18:37 ) и открывают истину ( 2Кор. 4:2 ); в) истинное свидетельство. Иисус Христос молится: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» ( Ин. 17:17 ). Но слово Божье – это Его собств. слово, которое ученики познают в истине ( Ин. 8:32 ), так что оно становится и их словом истины ( Деян. 26:25 ), поскольку «Дух истины» наставляет их на всякую истину ( Ин. 14:17 ; Ин. 15:26 ; Ин. 16:13 ). Поэтому слушающий истинного свидетеля, слышит истинное слово Божье ( 1Фес. 2:13 ). Поэтому апостол может сказать: «сии суть истинные слова Божии» ( Откр. 19:9 ; Откр. 21:5 ; Откр. 22:6 ). Это «слово истины» служит спасению людей ( Еф. 1:13 ; Кол. 1:5 ; Иак. 1:18 ; 2Петр. 1:12 ); г) истинное свидетельство достоверно, ему можно доверять. Поэтому следует держаться, согл. учению, «истинного слова» ( Тит. 1:9 ). Лука пишет свое Евангелие для того, чтобы его получатель «узнал твердое основание того учения», в котором он был наставлен ( Лк. 1:1–4 ; ср. также Пс. 18:8.9 ; Пс. 92:5 ; Пс. 110:7 ); 2) НЕПОГРЕШИМОСТЬ И БЕЗОШИБОЧНОСТЬ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ: а) эти традиц. положения догматики справедливы, когда их используют, чтобы выразить истинность и достоверность Библии, которая как, Слово Божье, заслуживает нашего полного доверия. Но оба эти утверждения ведут к недоразумениям и неверным истолкованиям, когда ими оперируют в рамках господствующего ныне рационалистич. мировоззрения и когда Библию пытаются объяснить разумом. Ни предъявляемые Библии упреки в заблуждениях, ни утверждения о ее безошибочности – понимаемые рационально, – не касаются сути библ. истины. Поскольку Христос Сам является Истиной и Жизнью, то и Его слово – это не мертвая истина, существующая лишь в виде теории, а Дух и жизнь; эта истина делает людей свободными ( Ин. 8:32 ; 2Кор. 3:17 ); |
Шиманский Г. Нравственное богословие. К.: изд. Им. Свт. Льва, папы Римского , 2005. Свт. Афанасий Великий , Избранные творения. М.: изд. Храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2006. Муретов М. , проф. Избранные труды. М.: изд. Свято-Владимирского Братства, 2002. Памятники древнехристианской письменности. М.: изд. Храма святых бессребренникови чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2005. Сильченков К. Прощальная беседа Спасителя с учениками. СПб.: изд. Общества памяти игумении Таисии, 2006. Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы . Свято-Троицкая Сергиева Лавра: изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. Иисус Христос в последние дни перед страданиями Своими в Иерусалиме. Репринт. СПб.: изд. Общества памяти игумении Таисии, 2007. Илларион (Алфеев), еп., Таинство веры. Введение в Православное догматическое богословие. Клин: изд. Христианская жизнь, 2005. Помазанский М. Православное Догматическое богословие. М.: Издательский Совет РПЦ; изд. Дар, 2005.льский Совет РПЦ; изд. огматическое богословие. Свт. Григорий Богослов . Избранные творения. М.: изд. Сретенского монастыря, 2005. Свт. Григорий Нисский . Догматические сочинения. Том 1. Краснодар: изд. Текст, 2006. Вселенские Соборы. Изд. Свято-Успенской Почаевской Лавры. Гнедич П., прот. Догмат Искупления в русской богословской науке (1893 – 1944). М.: изд. Сретенского монастря, 2007. Макарий (Булгаков) , митр., Православно-Догматическое богословие, т.2. К.: изд. им. святителя Льва, папы Римского , 2006. Макарий (Булгаков) , митр., Православно-Догматическое богословие, т.1. К.: изд. им. святителя Льва, папы Римского , 2006. Ринекер Ф; Майер Г., Библейская Энциклопедия Брокгауза, Кременчуг: изд. Християтска зоря, 1999. Блж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на Апостол в трёх книгах. Книга 3, т. 2. М.: изд. Лепта, 2004. Преп. Максим Исповедник . Избранные творения. М.: изд. Паломник, 2004. Крест Христов. Умилительные слова о крестных страданиях Спасителя. М.: изд. Прихода храма Святаго Духа сошествия, 2007. |
| |