Для язычников однако ж авторитет священных книг христианских не был авторитетен; писанному откровению христианскому они противопоставляли, как мы уже видели, свое откровение. Впрочем по вопросу о чудесах разногласие ихъ с христианами состояло не в отрицании действительности христианских чудес, а в ином объяснении их. Сопоставление Иисуса Христа с Аполлонием тианским, с Пифагором и другими мудрецами и теургами дает право думать, что язычники не отрицали факта привезения ненаезжанными коровами ковчега завета от филистимлян к иудеям, не отрицали чудесного перехода иудеев чрез Иордан и проч. 757 , но видели в этого рода явлениях не то, на что указывали им христиане, а то, что они видели в путешествии, например, змея с Эскулапом из Эпидавра в Рим, в ношении весталкой решетом воды из Тибра и проч. 758 . По мнению их всякое чудесное действие человека, где бы оно ни происходило, было действием демонов, вынуждаемых к тому магическими заклинаниями и телетами людей, знающих это дело, которые возможны как между язычниками, так и между христианами. С этой точки зрения чудеса ветхого завета не представляли им ничего особенного сравнительно со множеством чудес народа римского. Такие мысли римских язычников, коренившиеся во всей системе их религиозных верований, находили себе опору в философском учении о магии Порфирия, Ямвлиха и других знаменитостей неоплатонизма и вынуждали Августина поднять вопрос о магии против Порфирия, как самого знаменитого представителя магизма, с тем, чтобы доказать, что чудеса магов и христианские чудеса различаются между собой, как дела нечистых духов и дела Божии. В первой части нашего сочинения мы изложили основные пункты Порфириева учения о магии. Разбирая критически это учение, Августин находит его нерешительным, непоследовательным и нечестивым. Порфирий, говорит он, делил магию на гоэтию и теургию и полагал, что первая есть дело злых демонов и дело дурное, а вторая – дело хорошее, как дело демонов добрых; но внутренно он был убежден, кажется, что тот и другой вид магии есть дело нечистых духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

92 Геракл живым взошёл на погребальный костёр вследствие коварства кентавра Несса и легковерия своей жены Деяниры. 93 Отец Пелопса Тантал изрубил своего малолетнего сына на куски и предложил в пищу олимпийским богам, собравшимся к нему на пир. Боги поняли обман и воскресили Пелопса, причём съеденная случайно Деметрой часть плеча была заменена вставкой из слоновой кости. 95 Речь идёт о культе фригийского божества Кибелы-Реи, у служителей которого практиковалось нанесение себе кровавых ран и оскопление, проходившие во время экстатического празднества «Дня крови», причём для доведения до экстатического состояния и нечувствительности к боли употреблялась музыка. Употребляемое здесь слово κτομ (букв. «отсекание») может означать либо просто сечение ножом (так у Нонна (Комм. на 4-е Слово 5)), либо (что более вероятно) оскопление (так считает и издатель критического текста: SC. 309. P. 180, n. 2). 96 По указанию издателя SC « κα μυστικς» – это глосса (SC. 309. P. 180, n. 3). Митра – главное божество зороастризма, а в эллинистический период митраизма, мистического религиозного культа, особенно распространившегося в римской армии в I – IV веках по Р. Х. Есть свидетельства, что в ходе таинств Митры, совершавшихся в подземных пещерах, адепты подвергались разнообразным жестоким испытаниям: томились голодом, терпели бичевания, проходили через огонь и прочее. 97 Согласно греческим источникам, тавры приносили в жертву своей богине-деве (Артемиде) эллинов и мореходов, попавших к ним в плен, а также умерщвляли захваченных в бою врагов. 98 Имеется в виду Поликсена, дочь троянского царя Приама, которая, после взятия Трои, по требованию призрака Ахилла была принесена в жертву. 99 Менекей, младший сын фиванского царя Креонта, принёс себя в жертву при осаде Фив, чтобы исполнить предсказание оракула и через это спасти город. 100 Согласно Павсанию (Описание Эллады IX, 13.3), две дочери Скедаса повесились после того, как подверглись насилию со стороны двух лакедемонян. 101 Спартанцы, желая сделать своих граждан и юношей более мужественными, секли их бичами, причём наиболее стойкий получал награду (Нонн. Комм. на 4-е Слово 11). Сообщение о том, что спартанских юношей секли бичами перед храмом Артемиды Орфии («Восходящей»), восходит к Ксенофонту (Лакедемонская полития II, 9); ср. Плутарх. Древние обычаи спартанцев 40; Павсаний. Описание Эллады III, 16, 10; Филострат Старший. Жизнь Аполлония Тианского VI, 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Да что «Записки»! Рядом с Белинским лежит тот, кто больше записок! Добролюбов. Сын священника и выпускник Нижегородской семинарии, этот тихий юноша сломался после смерти матери. Детская вера, покачнувшись, упала, а зрелая вера, закаленная болью и слезами, не родилась. Родился плохой поэт и тенденциозный литературный критик. Это с его легкой руки утопившаяся Катерина стала почему-то «лучом света в темном царстве». Добролюбов (такие фамилии давали только в семинариях и только успешным ученикам!) умер, как и Белинский, от чахотки, только прожил на 9 лет меньше – 25. И когда сыра земля на Волковском кладбище приняла соседствующий прах этих двух молодых людей, тогда, собственно, и возникли «Литераторские мостки». Повернем голову направо. В этой стороне от Добролюбова найдем могилу его идейного продолжателя – Писарева. Тоже литературный критик – более бойкий и более злой. Ленин его любил, видимо, по сходству темпераментов. Писарев окончил университетский курс. Писал работу по Аполлонию Тианскому. Выбор темы вряд ли случаен. Этого позднеантичного мистика, фокусника и проповедника образованные эллины противопоставляли Христу. Дескать, у евреев был свой целитель и мудрец, а у нас – свой. Писарев был последовательный антихристианин. Следовательно, и антимонархист. Тогда эти вещи были прочно связаны. За письменные призывы к упразднению династии Романовых Писарев познакомился с казематами Петропавловской крепости. Вышел. Ополчился на эстетику. Дышал какой-то странной ненавистью к Пушкину. Его и Гоголя считал пройденным этапом и чем-то ненужным в будущем. Все, конечно, от великой практичности ума и жаркой любви к простому человеку. Пережил Добролюбова года на два, но умер не от чахотки. Утонул в холодных волнах залива. О нем хорошо отзывался «отец русского марксизма» Плеханов. Плеханов лег неподалеку. Этот «отец русского марксизма» изображен на памятнике с книгой Маркса в руках. Сбоку на памятнике написано из английской поэзии: «Он слился с природой». Как бы не так! Великим утешением было бы для грешника просто «слиться с природой» и Христу в глаза не смотреть. О лопухе, выросшем из могилы, как о последней посмертной форме жизни, рассуждал тургеневский Базаров. (Тургенев, кстати, тоже тут прилег неподалеку.) Но, очевидно, дело обстоит сложней и неприятней. Христу глянуть в глаза придется.

http://pravoslavie.ru/120705.html

В момент развернувшегося повсеместно процесса общественного и национального слияния она провозглашала всеобщее братство людей. Среди разлагающего влияния философии и цивилизации она учила высшей святости любви. Для раба, который никогда не играл большой роли в религиозной жизни Рима, это была религия страдающих и угнетенных. Для философа это был одновременно отзвук высшей этики поздних стоиков и развитие лучших учений школы Платона. Для мира, жаждущего чудес, она предлагала историю, полную чудес не менее необычных, чем совершенные Аполлонием Тианским; иудеи и халдеи вряд ли могли тягаться с христианскими экзорцистами, и предания о постоянном совершении чудес распространялись среди последователей этой веры. Для мира, глубоко осознающего политический распад и с готовностью и нетерпением устремленного в будущее, она с будоражащей силой провозглашала скорое уничтожение земного шара – славу всех своих друзей и осуждение всех своих врагов. Для мира, которому приелось холодное и бесстрастное величие, осмысленное Катоном и воспетое Луканом, она предложила идеал сострадания и любви – идеал, призванный в течение веков привлекать к себе все величайшее и благороднейшее на земле, – Учителя, Который был тронут видом наших немощей и Который мог плакать над могилой Своего друга. Короче говоря, миру, терзаемому противоречивыми верованиями и враждующими друг с другом философскими системами, христианство предложило свое учение не как человеческий вымысел, но как божественное откровение, подтверждаемое не столько разумом, сколько верой. «Потому что сердцем веруют к праведности» 7 ; «кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно» 8 ; «если вы не верите, не поймете»; «истинно христианское сердце»; «богословами становятся от сердца», – эти выражения лучше всего передают суть изначального воздействия христианства на мир. Как все великие религии, христианство больше беспокоилось об образе чувств, чем об образе мыслей. Основной причиной успеха христианства было соответствие его учения духовной природе человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Он имеет два рога подобные агнчим – для обозначения того, что власть и могущество его, по свойству своему, будут подобны агнчим, т. е. духовного, а не политического или физического характера. Как божественный Агнец, Христос Иисус, для разрушения дьявольских дел в роде человеческом употреблял две главные силы, – силу слова и силу чудес; так и пособник антихристов употреблять в дело будет главным образом эти же две силы. Но говорить он будет, «как дракон», т. е. речи его будут богохульны, и плод его речей будет одно только безбожие и крайнее нечестие. Действовать он будет «пред драконом», т. е. согласно желаниям и намерениям дракона – дьявола, как бы в его присутствии и при его пособничестве, и при том действовать «со всею властью первого зверя», т. е. политическая мощь и гражданское полновластие антихриста придет всецело на помощь его пособнику лжепророку; ибо вся цель деятельности сего последнего к тому только и будет наклонена, чтобы «заставить всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю», т. е. антихристу. Какова будет сила чудотворений антихристова лжепророка? Сила эта будет чрезвычайная и поразительная. Например, он в состоянии будет низводить огонь с неба на землю и, – что в особенности примечательно, – в состоянии будет для обольщения людей «вложить дух в образ зверя, антихриста, чтобы образ зверя говорил и действовал». Но в чем бы ни состояли сии чудеса, они не будут чудесами в истинном смысле; ибо истинное чудо в существе своем возможно только одному всемогущему Господу Богу. И потому св. Ап. Павел прямо называет антихристовы чудеса – чудесами ложными ( 2Сол. 2:9 ). Значит они будут состоять отчасти в ловкости антихристова проповедника и в обмане чувств, отчасти же в пользовании естественными, но тайными силами природы, больше же всего вероятно в непосредственном пособничестве самого дракона, конечно в пределах могущества его дьявольских сил. Хотя эти пределы ограничены, но все же должно быть и значительно обширны, как это открывается, например, из деяний Симона волхва и Аполлония Тианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Местные власти сажают Перегрина в тюрьму, но это только увеличивает в глазах христиан его авторитет. Попытавшись и потеряв надежду его освободить, они всячески стараются ему услужить. Вдовы и сироты стекаются к тюрьме с утра, а те, кто поважнее, подкупив стражу, проникают в тюремное здание и проводят с ним ночи. Из разных концов Азии приходят посланцы от христиан, чтобы ему помочь и его утешить. Его поклонники говорят проповеди , приносят всякие яства, а равно и деньги, так, что Перегрин, прибавляет Лукиан, благодаря своим узам, составляет себе немалый доход. Далее Лукиан так характеризует христиан: «Эти безумцы, говорит он, убеждены, что они бессмертны, что будут жить вечно. Поэтому они презирают смерть и идут на нее добровольно. Их первый законодатель им внушил, что все они друг для друга братья, с тех пор, как они отреклись от эллинских богов. Они обожают своего распятого мудреца (sophistên) и живут по его закону. Они с презрением смотрят на земные блага и считают их общим достоянием. Но это учение ни на чем не основано. Достаточно какому-нибудь обманщику, желающему использовать положение, прийти к ним (и объявить себя христианином), чтобы сразу разбогатеть, что нисколько не мешает ему смеяться в глаза этим простакам». (§ 13). Освобожденный из заключения правителем Сирии и окруженный заботами христиан, Перегрин объезжает Египет, Италию, Грецию (где пытается вызвать возмущение против римлян). Кончается рассказ тем, что Перегрин, жаждущий мученической смерти, но лишь для того, чтобы прославиться в глазах толпы, бросается в горящий костер во время Олимпийских игр. В этой сатире отмечу только то, что христиане считали материальные блага общим достоянием, что отвечает словам «Деяний»: «Никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее». (4:32). У Лукиана есть еще одно любопытное место, где упоминаются христиане. Оно содержится в рассказе «Александр или Лжепророк», героем которого является Александр родом из Абонотиха (на южном берегу Черного моря), человек крайне порочный, воспитанник врача-шарлатана из семьи знаменитого Аполлониа Тианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

319 Памятником его языческого благочестия и отчасти современного ему положения язычества в Риме служит его переписка (Pair. curs. comp. Migne). 321 Ради важности этого документа мы передаем его почти во всей полноте, удерживая по возможности подлинные его дух и тон. 323 Намек на то, что доходы, отобранные у весталок и понтифексов, обращались на содержание народных школ, богаделен и других богоугодных заведений. 324 Годовая ассигновка из государственного казначейства на покрытие расходов при общественных религиозных торжествах, отмененная Феодосием. 350 Но в таком случае, отвечает Августин, всякое человеческое наказание должно было бы продолжаться столько же времени, сколько занимал акт преступления, что равносильно абсурду. Conf. Civ. Dei XXI, 11, 13, 18. 351 Если бы это, замечает Августин, сказано было об Апулее модорском или Аполлоние тианском, то язычники приняли бы это за несомненный факт. 355 Porphyrius ait, говорит Августин, ut beata sit anima, corpus omne esse fugiendum. Civ. Dei. XXII, 26. 359 August. confes. VIII, 2. Tunc tota fere romana nobilitas inflata (veneratione idolorum) inspirabat populo (suos sensus). 366 Paneg. in VI consul. Honorii 42–55. Слич. любопытную топографию города Рима, составленную в начале V века Cursus complet. Patr. Migne. t. XVIII p. 435….. 371 Говорят, что в этих церемониях принимал своим согласием участие папа Иннокентий, но это трудно доказать Gibbon, trad. par Guizot, t. VI, p. 49 382 Lact. Div. inst VII 25: «можно ли сомневаться, чтобы устоял мир, когда будет поражена глава мира»? «Христиане убеждены, говорил Тертуллиан , что конец римской империи будет концом мира» Apol. с. 32. Иероним во взятии Рима готами видел начало гибели целого мира Epist. 60, 123. Quid salvum est, si Roma perit? Prol. in Ezecb.: In una urbe totus orbis interiit. 387 Либаний историей христианских императоров старался доказать причинную связь между христианством и народными бедствиями, по его уверению даже недостаток упряжных животных в царствование Феодосия был наказанием богов. Kellner. S. 377–380. – August. epist. 147. Mala, quae per quosdam imperatores christianos imperio romano accidunt, immerito ia doctrinam christianam rejiciuntur.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

112 Ср.: Платон. Кратил, 418с: « А потом вместо йоты начали вставлять эпсилон или эту, а вместо дельты – дзету, будто бы ради торжественности» (Пер. Т. В. Васильевой.) 113 См., например: Еврипид. Финикиянки, 657 слл., 818 слл.; Павсаний. Описание Эллады, IX 5, 3; Аполлоний Родосский. Аргонавтика, III 1177–1180, 1183–1187; Аполлодор. Мифологическая библиотека, III 4, 1; Вергилий. Георгики, II 140–142; Овидий. Метаморфозы, VII 121–129. 114 Ср.: Плиний Старший. Естественная история, XXXVII (57) 158: «Драконитис или драконтиас из головного мозга змей образуется, но из-за злобы чувствующего смерть животного драгоценный камень не возникает, если голова отсекается не у живых; поэтому отрубают у спящих». См. также: Филострат. Жизнь Аполлония Тианского, III 8. 115 «В сказке иногда рассказывается, что герой находит в желудке или голове змея алмазы или драгоценные камни и что змей дарит их герою» [Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. 2-е изд. Л., 1986. С. 231]. 116 Например, цитаты из Лаберия, приведенные в сочинении «О плаще» (1, 3), переданы, по мнению М. фон Альбрехта, через грамматика. См.: Albrecht М. von. Geschichte der römischen Literatur. S. 1215. 117 Эти три причины приводит П. Монсо. См.: Monceaux. Histoire littéraire de l’Afrique chrétienne. T. 1: Tertullien et les origines. Paris, 1901. P. 219. 119 Hagendahl H. Von Tertullian zu Cassiodor. S. 18. T. Д. Барнес говорит об использовании Тертуллианом справочников или антологий (handbooks or florilegia) и компиляций. См.: Barnes T. D. Tertullian: a historical and literary study. 2 nd ed. Oxford, 1985. P. 196. 120 Например, в первой книге «К язычникам» (11, 2) он говорит, что Тацит рассказывает об Иудейской войне в четвертой книге «Истории». Эту свою оплошность Тертуллиан исправляет в «Апологетике» (16, 2). Послание к евреям он приписывал Варнаве (О стыдливости, 20, 1–5). Подобных примеров достаточно много. 124 По мнению В. Краузе, об этом свидетельствует характер цитат из греческой и римской литературы и способ их приведения [Krause W.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

Некоторое время в русской советской историографии существовала точка зрения о том, что сочинение Лукиана (125 – 200) «О кончине перегрина» есть пародия на христиан 31 . Однако в незначительном эпизоде, где появляются христиане, главный герой (он же главный предмет насмешек) не имеет с ними ничего общего. По всей видимости, в этом сочинении на самом деле создан сатирический образ бродячего шарлатана, черты которого очень походят на странствующего мага и философа Аполлония Тианского. Филострат (род. ок. 160 – 170 – ум. ок. 244 – 249 гг.), автор подробного хвалебного жизнеописания этого человека, в некоторых эпизодах своего труда, похоже, противопоставляет его Иисусу Христу (возможно, в создании образа «святого язычника» в противовес богочеловеку Иисусу Христу полагалась главная цель создания этого сочинения), хотя никаких явных полемических тенденций в труде Филострата нет. Еще до создания этого сочинения, около 176 года, Кельсом был написан обстоятельный полемический труд «Истинное слово». Очевидно, он был настолько авторитетным и философски основательным, что Ориген почти через восемьдесят лет после его написания счел необходимым дать его подробнейшее опровержение в специально посвященном сочинении «Против Кельса». Очень серьезными философскими противниками христианства были неоплатоники Аммоний Сакк (175 – 242), Плотин (204 – 270), его ученик Порфирий (233 – ок. 300), которому принадлежат утерянные 15 книг против христиан, также Ямвлих (ок. 280 – 330). Уже упомянутый Иерокл в начале IV века выступил с антихристианским сочинением «Правдолюбец», вызвавшим в свою очередь ответ Евсевия. Убежденным противником христианства был антиохийский ритор Либаний, под влиянием которого обратился от христианства к язычеству Юлиан Отступник, будущий император, написавший полемическое сочинение «Против галилеян». Из позднейших противников христианства следует назвать ревностного сторонника язычества историка Зосима (вторая половина V века). Ему принадлежат 6 книг сочинения «Новая история», в которых проводится мысль о том, что упадок Римской империи имеет причиной отход от религии предков.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

В битве при Бадре, по сведениям жизнеописаний основателя ислама, ему помогали ангелы, иногда Мухаммад проявляет прозорливость относительно планов своих противников, совершает чудеса исцелений, а в одном из мест Сиры есть даже некоторое странное и неясное указание на «воскрешение» арабским проповедником, возможно, умерших людей 41 . Однако некоторые вышеприведенные истории с чудесами часто напоминают магические и оккультные фокусы языческих «чудотворцев», например Будды Гаутамы и Аполлония Тианского, так как по своей сути рассчитаны на произведение внешнего эффекта, а не на преображение внутреннего духовно-нравственного состояния человека и вдобавок выглядят фантастически (например, чудо с Луной) 42 . Иные чудеса носят явно подражательный и заимствованный характер, например чудо с умножением пищи в пути, когда у мусульман закончились припасы (Бухари 1075) 43 , в основных деталях полностью совпадает с чудесами Господа Иисуса Христа в пустыне, когда Он насыщает пять, а затем четыре тысячи человек (см.: Мф. 14 , 15–21; 15 , 32–38). Похожая ситуация и с исцелением от болезни глаз племянника «посланника Аллаха» Али бин Абу Талиба. Накануне захвата оазиса Хайбар Мухаммад исцеляет своего родственника, плюнув ему на глаза и произнеся молитву Аллаху, после чего боль у Али прошла 44 . Есть чудеса, которые можно смело отнести к откровенно придуманным или приукрашенным. Это, например, чудо с умножением воды в Худайбии. В Сире Ибн Хишама рассказывается по этому поводу совершенно иное: во время привала мусульман накануне договора в Худайбии, когда они пытались совершить малое паломничество в Мекку, оказалось, что все колодцы пересохли, и тогда Мухаммад приказал проткнуть стрелой дно засохшего колодца, после чего оттуда потекла вода 45 . Очевидно, что в этой истории нет последующих наслоений чудесности, да и само «чудо» не носит характера мистического, а может быть объяснено простым знанием Мухаммада особенностей поиска воды в пустыне. Что же касается чуда с унесенным и сброшенным сильным ветром в пропасть мусульманине, который был возвращен в Медину после молитвы арабского вождя в аль-Хиджре, и чуда с задушенным человеком, который «выздоровел» после этой же молитвы, то они настолько туманны и неконкретны по обстоятельствам даже в самих исламских первоисточниках, что их однозначно можно отнести к выдуманным историям 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010