Спор между Варлаамом и Паламой, состоявшийся на фоне такого латентного внутреннего конфликта византийской религиозной мысли, впервые остро и резко вскрыл эту проблему во всей ее полноте. Течение этого спора и его исход определили дальнейшую историю Восточной Церкви. Ибо останься эта Церковь пассивной перед наступающим номинализмом, настоящий ураган новых идей Нового времени сломал бы рамки средневекового общества и привел к такому же кризису, какой поразил христианский Запад, то есть к Ренессансу, неоязычеству и церковной реформации в духе новой номиналистской философии. Однако даже после того, как Варлаам уехал в Италию, творческий гений Паламы сталкивался с нападками некоторых противников, как гуманистов, так и защитников «богословия повторения». После победы Паламы в июне-августе 1341 г. эта оппозиция, вероятно, никогда не стала бы открытой, если бы ей не благоприятствовали политические обстоятельства. Не будем входить во все подробности этого очень «византийского» и сложного политического положения. Ограничимся кратким историческим обзором, а затем перейдем к общему изложению мыслей Паламы. Монах болгарского происхождения Акиндин, бывший ученик Паламы на Афоне, занял по отношению к участникам спора двусмысленную позицию. Он хотел играть роль арбитра, отказываясь ставить вопрос во всей его полноте. В действительности он принадлежал к группе «формальных» консерваторов, полагавших, что любые проблемы можно разрешить простым повторением старых формул, и воспротивившихся богословию «энергий», сформулированному монахами. В августе 1341 г. Акиндин был также осужден. Он согласился подписать туманное покаяние, и потому его имя не упоминается в соборных постановлениях. Борьба двух политических кланов вызвала его возвращение на сцену. Председательствовавший на июньском соборе император Андроник III Палеолог умер через четыре дня после его окончания, не успев подписать его постановлений. Ввиду малолетства его сына Иоанна V регентство получила его вдова, Анна Савойская. Императрица не сумела удержать политическое равновесие между двумя партиями, составлявшими ее окружение, из которых одну возглавляли патриарх Иоанн Калека и великий дука Алексий Апокавк, а другую – великий доместик Иоанн Кантакузин , бывший правой рукой Андроника и по существу правивший империей. Кантакузин председательствовал на августовском соборе, который (не называя) осудил Акиндина и опубликовал «соборный Томос».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

21 бил. А. Иоанн V, Иоанн VI Кантакузин . Апокавк. Отношение к славянам и туркам. Стефан Душан. Смерть Стефана Душана. Мурад. Отношения к курии (Римская уния). Баязид I. Коссово поле. Мануил II Палеолог. Отношение к туркам и славянам. Помощь Запада. Тимур. Иоанн VIII. Мир с турками. Отношения к Пелопоннесу. Флорентийская уния. Варнская битва. Вмешательство венецианцев. Мир. Междоусобица. Константин XI Палеолог. Мухаммед II. Осада и падение Константинополя (180–193). B. Экономические отношения к Западу. Шелковое производство (83–88). C. Константин Манасси. Михаил Глика (116–121). Светлой памяти незабвенного русского византиниста академика Василия Григорьевича Васильевского свой труд посвящают переводчики и редактор. Предисловие Предлагаемый опыт хрестоматии по истории Византии имеет целью служить интересам как учебным, так и научным, тесно связанным друг с другом в университетском преподавании. Трудность поставленной таким образом задачи усугубляется тем, что научная литература по истории Византии не предоставляет возможности широкого выбора. Одного общего единоличного труда, обнимающего в небольшом томе с достаточной полнотой и подробностью события политической жизни и явления культурного быта Византии, после переведенного уже на русский язык опыта G. Hertzberg: Geschichte der Byzantiner в иностранной литературе не появлялось. Но если бы даже такой труд и появился, он по необходимости вынужден был бы разбить на части картину отдельных сторон духовной и материальной культуры Византии и массой подробностей затруднить усвоение даже основных черт развития; в то же время не было бы уделено надлежащее внимание хотя бы даже только тому роду письменности, который имеет первостепенное значение для изучения истории Византии, а именно, византийским летописям и опытам исторического повествования; кроме того, самое единство основной идеи, являющееся всегда и достоинством и залогом успешного выполнения общего труда, казались бы при наличности указанных выше неудобств не особенно говорящим за то, чтобы взяться за его перевод даже при полном сочувствии этой основной идее: проводить ее на кафедре тем легче и удобнее, чем вернее обеспечены возможность понимания сообщаемого и необходимость установления других разнообразных точек зрения и критического отношения к каждой из них. На основании вышесказанного ясно, что небольшая книга лучше всего может ввести в знание и понимание истории Византии, если даст прежде всего надежное и цельное изложение важнейших фактов политической истории, а также оценку главных источников наших сведений о них, и представит ряд цельных изображений важнейших сторон культурной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Тщательное исследование творений Феоктиста позволяет сделать вывод, что его знакомство с классической древностью не было непосредственным. Текста жития св. Афанасия свидетельствует, что почти все ссылки на классиков находятся в отрывках, заимствованных Феоктистом у таких известных византийских риторов и писателей, как Никита Хониат и Михаил Пселл. Таким образом, ссылки на античных авторов в тексте творений Феоктиста обычно являются указанием, что данный фрагмент текста не принадлежит перу Феоктиста . При этом обращение Феоктиста к неявному цитированию других авторов гораздо шире и касается не только классических цитат и аллюзий: исследование показало, что около 1/5 части жития является заимствованиями. Не исключено, что дальнейшее исследование текстов Феоктиста увеличит этот процент. Если говорить обо всех сочинениях Феоктиста, то круг по преимуществу христианских авторов, цитируемых им, весьма широк. Его излюбленные авторы (по объему цитирования) – это Григорий Богослов, Никита Хониат и Михаил Пселл, но также он обращается к таким авторам, как Плутарх (цитируемый им как Платон), Гален, Ливаний, свт. Григорий Нисский, блаж. Феодорит Киррский, Фемистий, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Феодор Студит, свт. Фотий, Иоанн Апокавк. Он цитирует каноническое право и его комментарии, синаксари, широко обращается к агиографической литературе: житиям свв. Стефана Нового, Луки Стириса, Павла Латрского и Лазаря Галисийского . Как было замечено выше, цитаты классических авторов приводятся им через византийского посредника, например Орест Еврипида – через Иоанна Апокавка, аллюзия на сад Алкиноя из Одиссеи – через Ливания . 3.2 Стиль и язык Для Феоктиста Студита характерно чередование двух уровней стиля: простая повествовательная проза для описания основных событий жизни святого часто сменяется более возвышенными риторическими фигурами, в частности, панегирического характера, по большей части заимствованными у византийских писателей IV–XII веков . Назидательные слова Афанасия также подаются возвышенным стилем. Кроме того, имеются литературные отступления автора богословского характера, в основном не являющиеся заимствованиями.

http://bogoslov.ru/article/4298866

¯ (С. 53) Кон. 1340 г./нач. 1341 г. – весна 1342 г. – Автор монографии считает, что в этот промежуток времени свт. Филофей вернулся на родину и был там настоятелем монастыря Филокалла. Однако, в вышеупомянутом Последовании не говорится, что святитель был игуменом в этом монастыре. В этот период свт. Филофей написал короткое житие прп. Никодиму Новому, который прожил в Филокалле более 30 лет до настоятельства свт. Филофея. Вероятно, что в этот период было написано также житие прпмц. Анисии Фессалоникийской. Ссылаясь на исследование этого жития Цамисом, который отмечает краткость и простоту синтаксиса и литературного стиля данного жития по сравнению с поздними сочинениями свт. Филофея (Коккина), М. Митреа предполагает, что житие прпмц. Анисии можно причислить к числу самых ранних работ святителя, если не посчитать самой первой. ¯ (С. кон. 53–54) 1341 – 1347 гг. – Гражданская война. Сразу после смерти императора Андроника III Палеолога 15 июня 1341 г. 149 началась гражданская война между 2 враждующими партиями, которые пытались захватить опеку над 9-летним Иоанном V Палеологом. 1 партия – Великий доместик Иоанн Кантакузин . 2 партия – вдовствующая императрица Анна Савойская, патриарх Константинопольский Иоанн XIV Калека и Великий дука Алексей Апокавк. В связи с этим в конце марта 1342 г. Афон выслал посольство в Константинополь, чтобы попытаться разрешить конфликт. В число представителей Афона входил и бывший ранее духовным отцом свт. Филофея прп. Савва Новый. ¯ (С. 54–55) Весна 1342 – ранее июня 1345 гг. – М. Митреа предполагает, что в 1342 г. свт. Филофея избирают настоятелем Великой Лавры вместо Макария, которого вскоре после афонского посольства (он тоже входил в число направленных в Константинополь) рукополагают в митрополита Фессалоники. После июня 1345 г. источники упоминают уже другого настоятеля – некоего Григория. В 1 абзаце на С. 55 М. Митреа делает предположения по поводу того, как проходили для свт. Филофея эти годы, какие заботы могли его волновать. Однако оценивать основательность этих предположений довольно трудно по причине отсутствия достаточных фактов, подтверждающих их. После периода настоятельства в Великой Лавре, вполне вероятно, святитель оставался в окрестностях монастыря, проводя аскетическую жизнь как отшельник. Об этом его стремлении, пишет М. Митреа, указано в Последовании.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Таким образом, по делу о депутации в Рим впервые сошлись духовные представители никейских и западных греков в лице патриарха Мануила и Навпактского митрополита Иоанна Апокавка. Первый сначала игнорировал другого. И никейский царь не лично написал эпирскому государю, но поручил это сделать патриарху, даже по такому делу, где Эпир миновать было нельзя. Феодор Эпирский является знатнейшим сыном как для никейского царя, так и для Никейского патриарха. Представитель Эпирской Церкви дал ответ, сообразный с местными церковными и государственными интересами. Они не только фактически сложились на почве борьбы с итальянцами и латинством, но были ясно сознаны и впервые высказаны Никее. Дальнейшими необходимыми шагами было объявление политической самостоятельности и церковной автономии. Совершенной, полной формой для политической самостоятельности было провозглашение царства. Мы видели это и в Трапезунте. И в том, и в другом случае много помогло имя Комнинов, прямое или побочное происхождение от славной царской династии. Иоанн Навпактский еще до взятия Салоник призывал Феодора Комнина надеть «царскую и отеческую» пурпурную обувь. Для Феодора Эпирского имя Комнина было нелишним козырем даже по взятии царственных Салоник, когда он создал себе империю большую, чем Никейская, и окружил престол свой восхищением западных греческих националистов, более пламенных в своих чувствах в сравнении с восточными, потому что они больше терпели от латинского ига. Слова восхищения в устах подданных нового царя далеко не звучат одной лестью. Митрополит Иоанн Апокавк стоял одною ногою в гробу и по своему значению и заслугам вряд ли имел нужду заискивать у своего государя; однако он называет Феодора солнцем, общение с ним и самый вид его озаряет все встречное, он Богом посланный чудотворец; он пишет Феодору: «Когда тебя нет передо мною, я умираю, но, подумав о тебе, я собираюсь с духом и оживаю». Не меньшим энтузиастом новой державы является митрополит Керкирский Георгий Вардан, ученик Афинского Акомината: «прославилась десница Всевышнего, и рука Господня проявилась» на подвигах «Великокомнинадуки», «прославленного почти по всей вселенной». Димитрий Хоматиан, греческий митрополит болгарской Македонии, а после побед Феодора – греческой Македонии, венчавший Феодора на царство, не только прославляет его знаменитый древний род, но называет его «мечом Сильного» и рисует в своих письмах в Никею как бескорыстного патриота и народолюбца, ставшего освободителем родины благодаря своим трудам, терпению, заботам и бессонным ночам. Совершенно не зависевший от Феодора изгнанный Афинский митрополит Михаил Акоминат, которого напрасно приглашали и в Никею, и в Салоники, называет Феодора «Божьим доверенным для сохранения подвластных ему от италианской тирании».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Лишь аидинские турки освободили императрицу. Разрыв Иоанна V Ι со Стефаном Душаном, казалось, скоро поведёт к его гибели; но победоносным походом Иоанн Ангел опять приобрёл южную Македонию. Правда, Омарбег принуждён был вернуться в Азию, так как заключённый при посредстве папы в 1343 г. союз венецианцев с Кипром и франками островов Архипелага напал на Аидинский эмират и завоевал в 1343 г. Смирну. Солунь Апокавк спас своим флотом. Но напрасно звала регентша на помощь болгар и сербов: царь Александр быстро взял предложенные ему в награду город Филиппополь и ряд замков в Родопских горах, а, в общем, он ничего не сделал. В 1344 г. Кантакузин привлёк к себе болгарского предводителя банд Момчило, который сперва поддерживал его с 5000 сербских и болгарских наёмников, но скоро отпал и напал на Кантакузина в его лагере при месенских развалинах. Император спасся с большим трудом. Момчило крепко засел теперь в Ксанфии и грабил Халкидику. Тут помог Кантакузину его верный Омарбег. Он наголову разбил франков в 1345 г. при Смирне; на Момчило же он имел особенную причину гневаться и потому, что тот сжёг его корабли у Абдеры. Тесно окружённый у Перифеория императором и его турецким другом, Μомчило пал с большей частью своих наёмников, его город Ксанфия капитулировал. К этому присоединилось 11 июня 1345 г. убийство грубого, но храброго Апокавка, так что совершенно изолированная регентша умоляла османов о помощи. Но опытный дипломат Кантакузин перетянул и их на свою сторону. Его друзья открыли ему 3 февраля 1347 г. ворота столицы. Регентша должна была согласиться на всё. Иоанн VI был наново торжественно коронован; в течение десяти лет он должен был единолично править, а затем принять Палеолога соправителем. Эта династическая война, ведённая со всеми жестокостями и сильно опустошившая северные провинции, на долгое время ослабила мощь империи. Настоящим императором был Стефан Душан, который завоевал Серры и Амфиполь (1345 г.) и ограничил Солунью и Халкидикой македонские владения ромеев. Автокефальная ипекская (печская) митрополия была с согласия тырновского патриарха и автокефального архиепископа охридского преобразована в сербский патриархат, и Иоанникий был облечён этим достоинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

657 Может быть, к XIII же веку относится другой написанный политическими стихами “любовный рассказ” о Каллимахе и Хрисоррое. 658 Иоанн Апокавк, митрополит Навпактский, умерший в тридцатых годах XIII века, получил прекрасное классическое и богословское образование, в молодые годы, может быть, провел некоторое время в Константинополе и затем, сделавшись митрополитом Навпакта, принял деятельное участие в политической, общественной и церковной жизни Эпирского деспотата. Иоанн, по словам В. Г. Васильевского , является “вождем патриотически настроенной части православного греческого духовенства, как в непорабощенном Эпире, так и в областях временно завоеванных, а пожалуй, и в роли руководителя или поощрителя политических стремлений Эпирских деспотов, наконец, их опоры в столкновениях с высшим церковным авторитетом патриарха, за которым стоял соперничествующий император в Никее.” 661 “Иоанн, – пишет другой историк, Е. А. Черноусов, – не мрачный монах, замкнувшийся в своей келье, интересующийся только церковными делами, далекий от мира и людей. Наоборот, в складе его ума и характера, в проявлениях его внутреннего “я,” в приемах его литературной деятельности замечаются черты, до известной степени сближающие его с позднейшими итальянскими гуманистами.” 662 Действительно, у Иоанна Апокавка мы можем отметить любовь и вкус к писанию, в результате чего появилась его обширная переписка, любовь к природе, понимание ее и, наконец, его отношение к античной литературе, авторитет которой, в лице наиболее знаменитых писателей древности, Гомера, Аристофана, Еврипида, Фукидида, Аристотеля и других, он очень высоко ставит и которая дает ему вместе с Библией богатый материал для параллелей и аналогий. В настоящее время мы имеем в печатном виде уже более сорока его произведений: письма, различные канонические постановления, эпиграммы. 663 В числе его корреспондентов можно отметить уже известных нам Феодора Комнина, деспота Эпирского, и знаменитого афинского митрополита Михаила Акомината. Ввиду того, что далеко не все произведения Иоанна Апокавка еще изданы, более полное суждение о нем как писателе и политическом деятеле, принадлежит будущему. 664

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВФИМИЙ II ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евфимий II (+ 1223 ), патриарх Иерусалимский (с 1204?) Первый православный предстоятель Иерусалимской Церкви, вернувшийся в Иерусалим после разгрома крестоносцев султаном Салах-ад-Дином ( 1187 ) и изгнания латинского духовенства. Вопреки утверждениям позднейших греческих историков иерусалимские патриархи конца XII века в силу неизвестных причин долгое время не возвращались в Палестину, предпочитая оставаться в Константинополе. Считается, что Евфимий II бежал из Константинополя после захвата города крестоносцами в 1204 году, а на патриаршество был избран уже в Иерусалиме. Данные о его правлении крайне скудны. Иоанн Апокавк , митр. Навпактский (+ ок. 1233), в письме, предположительно датируемом 1216 годом, сообщает, что патриарх призвал христиан воздержаться от паломничества в Палестину, чтобы агаряне не обогатились от их даров и пошлин . Очевидна параллель между призывом патриарха и принятым на Латеранском Соборе 1215 года запретом продавать мусульманам оружие и дерево для постройки кораблей. По всей вероятности, патриарх Евфимий II поддерживал связи с крестоносцами Иерусалимского королевства, от которого к тому времени осталось несколько прибрежных крепостей, и приветствовал их планы по овладению Иерусалимом. Возможно, с событиями V крестового похода (1218-1221) и вызванными им гонениями на христиан в мусульманских землях связано бегство Евфимия из Иерусалима в монастырь вмц. Екатерины на Синае . Об этом сообщают стихотворные диптихи Иерусалимских патриархов, составленные на греческом языке в конце XIII века и использованные Максимом Симским в " Истории Иерусалимских патриархов " . Из диптихов явствует, что на Синае Евфимий II скончался. Дата и обстоятельства его ухода из Иерусалима остаются неясными. Еп. Порфирий (Успенский) издал надпись на надгробии Евфимия II, находящемся в главной церкви Синайского монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/13680194.h...

Постепенно вокруг скромной кельи с маленькой церковью стали собираться другие монахи, имена некоторых из них (Григорий, Панкратий, Феодосий) дошли до нас. Поддержку святому оказывали и столичные вельможи, занимавшие высокие посты в Константинополе, и сам император. С их помощью святой начал строительство церкви св. Варвары, но не успел увидеть воплощение своего замысла. Святой Лука скончался в 953 году, за несколько месяцев до этого предсказав свою кончину. Ему было 56 лет. Ученики погребли преподобного Луку в его келье. Общину возглавил монах Филофей, близкими соратниками которого были и другие ученики святого. После того, как сбылось пророчество преподобного об освобождении Крита, почитание его памяти многократно возросло. Нет сомнений, что церковь св. Варвары и кафедральный собор (кафоликон) были построены на богатые пожертвования из столицы империи. Так в отдаленной византийской провинции возник новый крупный духовный центр. Вход в монастырь святого Луки (Осиос Лукас) Строительство монастыря приходится на конец Х - начало XI века, в период так называемого Македонского ренессанса, когда Византия вновь стала мощной державой, а успешные войны императоров Македонской династии расширили пределы империи. К XIII веку ситуация изменилась коренным образом: в 1204 году столицу империи Константинополь захватили крестоносцы, участники IV крестового похода. Господство западноевропейцев (греки называли их франками) распространилось и на материковую Грецию. Как сообщает Иоанн Апокавк, монастырь испытал значительные разрушения и потерял большую часть своих реликвий и богатств. На некоторое время монастырь был отдан католическим монахам-храмовникам. Во второй четверти XIII века франкский правитель Ахеи Годфрид II Виллардуин разграбил монастырь и лишил его главного сокровища - мощей преподобного Луки (они находились на протяжении веков в Италии, и лишь частица мощей обреталась на Афоне). Монастырь был вновь разграблен франками в 1312 году. Греческим православным монахам удалось впоследствии вновь водвориться в монастыре, но он потерял свое былое величие на долгие века франкского, а затем и турецкого владычества.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Наутро распространился слух о том, что узники захватили акрополь и соединились с прибывшим отрядом Кантакузина; это стало фатальным для Иоанна Апокавка. Возмущенный народ во главе с З. ринулся к акрополю. Палеолог и Кокала пытались (как убежден Кантакузин, притворно), но не смогли предотвратить кровопролитие. По требованию З. Апокавк и ок. 100 др. узников были сброшены со стен акрополя и растерзаны обезумевшей толпой. Головы казненных были выставлены на всех площадях города (Ibid. P. 576-581; Niceph. Greg. Hist. T. 2. P. 740-741). Дальнейшее развитие событий в Фессалонике в подробностях неизвестно. Ясно, что З. во главе с Андреем Палеологом вернули город под свой контроль. Впосл. в Фессалонике вновь действовали 2 архонта: Андрей, получивший от имп. Иоанна V чин стольника ( π τς τραπζης), и присланный из К-поля представитель центрального правительства протосеваст Алексей Ласкарь Метохит. В 1345-1346 гг. территория вокруг Фессалоники была занята сербами во главе с кор. Стефаном IV Душаном . В мае 1346 г. Иоанн VI Кантакузин был коронован в Адрианополе, а в 1347 г. одержал победу в гражданской войне. В февр. 1347 г. он вступил в К-поль, в мае был повторно коронован как соправитель Иоанна V Палеолога. Весной 1347 г. вместо умершего митр. Иакинфа на кафедру Фессалоники был избран свт. Григорий Палама. Примирение Иоанна V Палеолога с Иоанном VI Кантакузином лишило движение З. легитимности. Однако контролировавшие Фессалонику архонты, заигрывая со Стефаном Душаном, сохраняли независимое положение и отказывались признать Кантакузина законным императором. В город не был допущен и свт. Григорий Палама, неоднократно пытавшийся занять кафедру ( Cantacus. Hist. T. 3. P. 104-105; RegImp, N 2951: 1349 г.). Кантакузин хотел склонить фессалоникийцев на свою сторону, предоставив им общие и частные привилегии (RegImp, N 2962: 1350 г.), но Андрей Палеолог и З. демонстративно сожгли его послания посреди города. Эта акция вызвала негодование Алексея Метохита, увидевшего в ней открытый бунт против имп.

http://pravenc.ru/text/199789.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010