Спасо-Преображенский Антониево–Леохновский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… В середине XVI века преподобный Антоний вместе со священноиноком Тарасием построил в Леохнове деревянную церковь во имя Преображения Господня. Так было положено основание Леохновской обители . Содержание История [ править править код ] В середине XVI в. прп. Антоний вместе со священноиноком Тарасием построил в Леохнове деревянную церковь во имя Преображения Господня. Так было положено основание Леохновской обители. В начале XVII в. монастырь был разорен шведами, а братия умерщвлена. Монастырь был восстановлен, когда около 1630 г. в него были перенесены нетленные мощи преподобного. В середине XVIII в обители было две церкви: в честь Преображения Господня (1690 г.) и в честь Казанской иконы Божией Матери (1727 г.). В 1764 г. Леохновский монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь. После пожара 1788 г. здесь была построена новая приходская каменная церковь в честь Преображения Господня с приделами: с северной стороны - в честь Казанской иконы Божией Матери, с южной — во имя прп. Антония Леохновского. В перестроенном виде ка-менная церковь XVIII в. сохранилась до наших дней. Под аркой, отделяющей южный придел от центральной части храма, были положены честные мощи прп. Антония. Здесь под спудом они покоятся и в настоящее время. Над мощами поставлена рака с образом святого. В 1829 г. была построена новая каменная надвратная колокольня, звон которой был слышен за 20 верст,в Старой Руссе. В 1853 г. церковное кладбище было обнесено новой каменной оградой. В 1885 г. справа от колокольни было построено деревянное здание церковно-приходской школы, после 1917 г. оно использовалось как сторожка. В 1922 г. произошло изъятие церковных ценностей. В 1938 г. церковь закрыли и переоборудовали под клуб. Часть здания использовалась под кладовые. Были сняты колокола. Протоиерей Владимир Семеновский и 14 прихожан были расстреляны. В годы Великой Отечественной войны, когда фашисты оккупировали окружающие деревни, верующие Леохновского прихода по собственному почину возродили храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

В 1937 году многие активные прихожане пострадали за веру, настоятель храма протоиерей Владимир Семеновский был расстрелян. В следующем году по решению властей храм был закрыт и переоборудован под клуб. Разорение церкви сопровождалось грозными знамениями от преподобного Антония. Клубная жизнь, однако, не удалась, почти никто туда не ходил, боялись кощунства. В 1941 году во время военных действий колокольня использовалась как наблюдательный пункт. После установления немецкой оккупационной власти прихожане обратились с просьбой отремонтировать храм и использовать его по назначению. Разрешение было получено. Храм как могли отремонтировали, и во время войны бывали Богослужения, приглашали священников из других окрестных церквей, которые не успели закрыть перед войной. После войны вновь была зарегистрирована церковная двадцатка, и храм так и остался за верующими. Окрестности вновь огласились звоном немногих уцелевших колоколов, повешенных на сильно побитой, без купола, колокольне. Однако после несчастного случая – зимой упал и сильно разбился на обледеневшей лестнице престарелый звонарь, – колокола пришлось снять и устроить около храма небольшую, под навесом, звонницу. С тех пор так и стояла руина – колокольня, поросшая кустами и травой, служа гнездовьем для множества галок. Поворот в судьбе леохновской церкви произошел вскоре после восстановления Новгородской святительской кафедры и назначения на нее епископа Льва. Посетив однажды Леохновский приход, Его Преосвященство нашел храм хотя и действующим, но находящимся в аварийном состоянии, жилье и хозяйство – в полном разорении и запустении. С полуразрушенной колокольни падали кирпичи. Приход составляли человек 40 верующих преклонного возраста. Озабоченный плачевным состоянием святыни, владыка благословил начать работы по восстановлению церковного жилья и хозяйства. В 1991 году был расчищен участок леса напротив колокольни и построен первый жилой дом. На первых порах в строительстве помогло Старорусское благочиние. В дальнейшем у обители появились благотворители в самых разных концах России. Среди них небольшую постоянную поддержку оказывает местный уроженец, внук бывшего старосты леохновской церкви. Милостью Божией удалось подвести к церкви новую электрическую линию, построить второй жилой дом, хозяйственные постройки, скважину водоснабжения. Церкви передано 14 гектаров окружающей земли, на приходе появились по благословению владыки трактор и легковой автомобиль, оказавшие неоценимую помощь в приходских делах.

http://sobory.ru/article/?object=44827

Антония во 2-ю пятницу после праздника св. Апостолов (после 29 июня) установлено, вероятно, вместо 12 июля, когда было перенесение мощей пр. Антония из Новгорода в Леохновскую обитель. Память перенесена ввиду того, что 12 июля день непраздничный и богомольцев, вероятно из-за полевых работ, в обители не бывало, а между тем простой народ свято чтит пятницы, особенно в период от праздника св. Троицы. – У Е. Е. Голубинского (История канонизации святых, стр. 112) замечено: «О начале местного празднования (пр. Антонию Леохновскому 12 июля) ничего не может быть сказано). О перенесении мощей пр. Антония из Новгорода в бывший Леохновский монастырь в рукописном житии сказано: «Когда Шведы удалились из России и разорённые жители стали возвращаться на свои места, любимый ученик его Григорий пришёл на пепелище обители Антоньевой; предав земле тела избиенных братий, поставил он себе келью и вблизи её часовню в честь Преображения Господня. Спустя несколько лет явился ему во сне пр. Антоний и сказал: «брат Григорий! Иди в Новгород, скажи митрополиту Киприану (а вероятние Макарию, преемнику Исидора, так как Киприан был переведён из Крутиц в Новгород в 1626 г., а перенесение мощей пр. Антония было в 1620-м году) и старшинам города, чтобы положили меня на месте моей обители». Видение это повторилось три раза, и в третий раз явившийся грозил наказанием за непослушание. Григорий донёс о сем Новгородскому митрополиту и тот совершил крестный ход к церкви св. Ап. и Евангелиста Луки. Откопали могилу и нашли тело пр. Антония нетленным. Тогда же прозрел слепец Иосиф, а когда понесли мощи, на дороге прозрел другой. По распоряжению митрополита Юрьевский архимандрит с честью препроводил мощи пр. Антония в Леохновскую обитель. Перенесение было 12 (13) июля 1620 года. (Филарет. Русские святые, октябрь, стр. 243). О житии пр. Антония архиепископ Черниговский Филарет даёт такой отзыв: «Рукописное житие пр. Антония, написанное келарем Корнилием, к сожалению, не совсем толково. Корнилий, хотя и говорит о преподобном языком цветистым и вычурным, но, не умея совладеть с делом, говорит очень тёмно и с пропусками нужного» (Русские святые, октябрь, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

По удалении шведов из пределов Новгородских, скитавшиеся по лесам жители начали возвращаться на покинутые места. (Старая Русса возвращена была Швецией России в 1617 г. по Столбовскому миру.) На место Леохновской обители первым пришел Григорий, любимый ученик преподобного Антония, который убежал из нее при нападении шведов и затем укрывался в лесу. На месте обители он нашел лишь пепелище да непогребенные тела убитых братий. Враги не пощадили скромной обители преподобного Антония: убогое строение монастырское предали огню, а не успевших скрыться иноков – смерти. Со слезами похоронив тела убиенных, Григорий поставил на родном пепелище маленькую келью, а близ нее – часовню в честь Преображения Господня. Подвизаясь в пустыне, инок молил Господа, чтобы вновь возродилась уничтоженная врагами обитель. Так прошло несколько лет, и вот однажды преподобный Антоний является ученику своему во сне и говорит: «Брат Григорий! Пойди в Новгород, скажи митрополиту Киприану и старшинам города, чтобы положили меня на месте моей обители». (Киприан управлял Новгородской епархией с 1626 по 1634 гг.) Григорий не обратил внимания на явление, приняв его за обыкновенный сон, хотя оно и повторилось. Наконец, преподобный Антоний явился своему ученику в третий раз и, испуская огненные лучи, сказал: «Если не исполнишь слов моих, явлюсь в другом месте; ты же погибнешь». Грозное явление угодника Божия так сильно поразило Григория, что он долго пролежал как мертвый, без сознания. Придя в себя, он сейчас же отправился в Новгород, где и передал митрополиту и старшинам города о повелении преподобного Антония. Тогда митрополит Киприан с крестным ходом, при большом стечении молящихся, пошел ко храму святого Евангелиста Луки, близ которого находилась могила преподобного Антония. Когда ее раскопали и, вынув гроб, сняли с него крышку, то тело угодника Божия оказалось нетленным. Среди множества теснившегося народа находился слепец Иосиф, уже три года не видавший света. Молитвами преподобного Антония, Иосиф тут же прозрел. По распоряжению Новгородского митрополита, мощи чудотворца на место его подвигов сопровождали с молебным пением настоятели Новгородских монастырей во главе с архимандритом Юрьевской обители Дионисием. (Дионисий управлял Юрьевым монастырем с 1618 по 1632 гг.) Множество народа следовало за мощами. На пути в Леохново, когда честные мощи несли близ Аркажского монастыря, совершилось новое чудо – прозрел другой слепец, по имени Стефан. С благоговением положены были святые мощи преподобного Антония на том месте, где он подвизался более 50-ти лет. Так исполнилось предсказание святого, что тело его будет покоиться в созданной им обители. Событие это произошло не ранее 1626 г. и не позднее 1632 г., в первых числах июля – во 2-ю пятницу после праздника святых апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В скором времени после перенесения мощей преподобного Антония его разоренная обитель была восстановлена, но затем скудость содержания прекратила ее самостоятельное существование: монастырь стал приписным, а в 1764 г. был окончательно упразднен. Причем два монастырских храма обращены в приходские церкви. На месте основанной преподобным Антонием обители осталось село Леохново. (Село Леохново Новгородской губернии и уезда в 20-ти верстах от города Старая Русса.) В 1788 г. церкви и остатки деревянного монастырского строения сгорели. Усердием прихожан в том же году вместо деревянных сгоревших церквей был выстроен каменный храм в честь Преображения Господня с двумя приделами, из которых один (северный) – во имя преподобного Антония Леохновского. Придел освящен 30-го декабря 1788 г., и в нем под аркой, отделяющей придел от средней части храма, были положены честные мощи преподобного Антония. Здесь под спудом они покоятся и в настоящее время. Над мощами преподобного Антония поставлена деревянная вызолоченная рака, на верхней доске которой находится сделанный из серебра образ угодника Божия с вызолоченным венцем и хартией. Пред ракою на восточной стороне висит древний образ Нерукотворенного Спаса. Предание говорит, что пред этою иконою молился подвижник и что она чудесно сохранилась в куче пепла после пожара 1788 г., когда огонь уничтожил все. При раке хранятся жернова, которыми, по преданию, преподобный Антоний молол хлеб; а также каменный клевец (род кирочки, или остроконечного молотка, служащий для обтески камня), служивший ему для обделки жерновов. Празднование преподобному Антонию местное. Совершается оно трижды в год: во вторую пятницу после праздника святых апостолов Петра и Павла в Леохново бывает крестный ход из семи соседних церквей в память перенесения мощей преподобного Антония из Новгорода; в праздник Вознесения Господня после литургии из Леохновской церкви бывает крестный ход в церковь Рублевой пустыни в память пришествия преподобного Антония в Леохново из Рублева после видения ему ангела в день Вознесения Господня; наконец, 14-го сентября воспоминается кончина преподобного Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В тяжкое и смутное время междуцарствия, когда Шведы, овладев изменнически Новгородом, опустошали и грабили его окрестности, причем особенно пострадал Старорусский край, митрополит новгородский Исидор вызвал преп. Антония с несколькими учениками в Софийский святительский дом, чтобы укрыть их от опасности. Здесь старец-подвижник заболел и мирно предал дух свой Господу, 17 октября 1611 года, на 86 году от рождения, прожив в иноческих подвигах около 56 лет. Тело его было предано земле в Новгороде, у церкви св. евангелиста Луки, что на Редятиной улице, а впоследствии, (около 1630 года), по явлении блаженного старца любимому ученику его Григорию, мощи преп. Антония, найденные совершено нетленными, торжественно перенесены в основанную им обитель. При открытии мощей получили прозрение два слепца, по имени Иосиф и Стефан. Эти сведения о преподоб. Антонии Леохновском, новгородском чудотворце, извлечены из рукописного жития, хранящегося в Леохновской церкви. Существование Леохновской обители продолжалось недолго. Восстановленная, по изгнании Шведов, она была очень бедна и в 1687 году значится уже приписной к новгородскому архиерейскому дому, а в 1764 году упразднена. Построенная преп. Антонием деревянная Преображенская церковь , по упразднении монастыря, сделалась приходской, но в 1788 году, вместе с прочим, оставшимся от прежней обители деревянным строением (там ничего каменного не бывало), сгорела. На месте ее, усердием прихожан, построен каменный храм Преображения Господня с двумя приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя преп. Антония Леохновского. В этом последнем приделе, под аркой, соединяющей его с главной церковью, почивают под спудом мощи преп. Антония. Пред ракой стоит икона Спасителя, пред которой он молился в пустынных своих подвигах. Память преп. Антония празднуется местно, во 2-ю пятницу после праздника первоверховных апостолов Петра и Павла. К этому дню собирается много богомольцев даже из отдаленных местностей и проходит крестный ход из ближайших сельских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В скором времени после перенесения мощей преподобного Антония его разоренная обитель была восстановлена, но затем скудость содержания прекратила ее самостоятельное существование: монастырь стал приписным, а в 1764 г. был окончательно упразднен, причем два монастырских храма обращены в приходские церкви. На месте основанной преподобным Антонием обители осталось село Леохново. В 1788 году церкви и остатки деревянного монастырского строения сгорели. Усердием прихожан в том же году вместо деревянных сгоревших церквей был выстроен каменный храм в честь Преображения Господня с двумя приделами, из которых один (северный) — во имя преподобного Антония Леохновского. Придел освящен 30 декабря 1788 года, и в нем под аркой, отделяющей придел от средней части храма, были положены честные мощи преподобного Антония; здесь под спудом они покоятся и в настоящее время. Над мощами преподобного Антония поставлена деревянная вызолоченная рака, на верхней доске которой находится сделанный из серебра образ угодника Божия с вызолоченным венцом и хартией. Пред ракою, на восточной стороне, висит древний образ Нерукотворенного Спаса; предание говорит, что пред этою иконою молился подвижник и что она чудесно сохранилась в куче пепла после пожара 1788 года, когда огонь уничтожил все. При раке хранятся жернова, которыми, по преданию, преподобный Антоний молол хлеб, а также каменный клевец (род кирочки или остроконечного молотка, служащий для обтески камня), служивший ему для обделки жерновов. Празднование преподобному Антонию местное. Совершается оно трижды в год: во вторую пятницу после праздника святых апостолов Петра и Павла в Леохново бывает крестный ход из семи соседних церквей в память перенесения мощей преподобного Антония из Новгорода; в праздник Вознесения Господня, после литургии, из Леохновской церкви бывает крестный ход в церковь Рублевой пустыни в память пришествия преподобного Антония в Леохново из Рублева после видения ему Ангела в день Вознесения Господня; наконец, 14/27 сентября вспоминается кончина преподобного Антония.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Григорий не обратил внимание на явление, приняв его за обыкновенный сон, хотя оно и повторилось. Наконец преподобий Антоний явился своему ученику в третий раз и, испуская огненные лучи, сказал: «Если не исполнишь слов моих, явлюсь в другом месте; ты же погибнешь». Грозное явление угодника Божия так сильно поразило Григория, что он дол­го пролежал как мертвый, без сознания. Придя в себя, он сейчас же отпра­вился в Новгород, где и передал митрополиту и старейшинам города о пове­лении преподобного Антония. Тогда митрополит Киприан (1626—1634) с крест­ным ходом, при большом стечении молящихся, пошел ко храму святого еван­гелиста Луки, близ которого находилась могила преподобного Антония. Когда ее раскопали и, вынув гроб, сняли с него крышку, то тело угодника Божия оказалось нетленным. Среди множества теснившегося народа находился слепец Иосиф, уже три года не видевший света. Молитвами преподобного Антония Иосиф тут же прозрел. По распоряжению Новгородского митрополита мощи чудотворца на место его подвигов сопровождали с молебным пением настоятели Новгородских монастырей во главе с архимандритом Юрьевской обители Дио­нисием; множество народа следовало за мощами. На пути в Леохново, когда честные мощи несли близ Аркажского монастыря, совершилось новое чудо — прозрел другой слепец, по имени Стефан. С благословением положены были святые мощи преподобного Антония на том месте, где он подвизался более 50 лет. Так исполнилось предсказание святого, что тело его будет покоиться в созданной им обители. В скором времени после перенесения мощей преподобного Антония его ра­зо­ренная обитель была восстановлена, но затем скудость содержания прекратила ее самостоятельное существование: монастырь стал приписным1), а в 1764 г. был окончательно упразднен, причем два монастырских храма обращены в приходские церкви. На месте основанной преподобным Антонием обители осталось село Леохново. В 1788 году церкви и остатки деревянного монастырского строения сго­рели. Усердием прихожан в том же году вместо деревянных сгоревших церквей был выстроен каменный храм в честь Преображения Господня с двумя приделами, из которых один (северный) — во имя преподобного Антония Леохновского.

http://pravicon.com/info-1789

Арсения, куда приходят покланяться благочестивые богомольцы. (Из рукописного сборника житий святых, Новгородской Семинарии.) Житие преподобного Антония Леохновского Тверь была земной родиной блаженного Антония, который происходил из детей боярских Вениаминовых; с юных лет исполнилось сердце его страхом Божиим и постоянно помышлял он, как бы избежать ему суетного мира и попечений житейских, ибо видел, какой горечью напояются прилепляющиеся к молве человеческой и скольких лишаются благ, прогневляя Бога нечестивой жизнью. Имя Антония, нареченное во св. крещении, послужило ему как бы знамением и залогом будущего пустынного жительства, ибо, несмотря на любовь к нему присных, сердце его влекло далеко от них в уединение, чтобы где–либо облечься в иноческий образ. Пришел он в предместье Великого Новгорода, вконец называемый Шелонский, близ озера Ильменя, за двенадцать верст от города, на реку Переходу, и несколько времени прожил в пустыне, называемой Рублева пустошь, непрестанно моля Господа о сподоблении его ангельского образа. Там, в безмолвии пустынном, имел он ангельское видение и таинственное внушение: идти за три поприща оттуда на место, называемое Леохново, и туда устремился Антоний. Он нашел там пустынного инока по имени Тарасия, который его постриг; вместе потрудились они над сооружением церкви во имя Преображения Христова, и украсили ее с подобающим благолепием. Новая пустынь Антония по урочищу назвалась Леохновской; вскоре, с благословения Архиепископа Новгородского, освящена была церковь Преображения и собралась около него братия, которой подавал он строгий пример жизни, трудясь наравне со всеми и исполняя все черные работы монастырские. Были в числе учеников его и благородные, подобно ему; они также, подражая блаженному отцу своему, вместе с ним трудились, свято исполняя все заповеди Христовы; хотя и не имел высокого образования преподобный, но здравый ум его и душевная доброта восполняли недостаток учености, как и соименный ему отец иноков, великий Антоний, говорил ученикам своим: «Не требует иных душа человеческая, как только здравого ума.», сам он был во всем последователем великих отцов пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Недалеко от пещеры под горой находится родник и колодец, по преданию, тот самый, из которого черпал себе воду святой. Вода в нем всегда бывает чистая и приятная. Вверх по ручью – еще два родника, ныне заросших. На противоположном пещере берегу оврага на горе находилась деревянная церковь . До 1873 г. она была часовней и построена усердием прихожан Леохновской и соседних с нею церквей, а в 1873 г, 30 августа была освящена и приписана к Леохновской церкви. Служба в ней бывала в праздник Вознесения Господня, в праздник перенесения мощей преподобного Антония и 30 августа/12 сентября, в день освящения церкви. Все деревянные строения в пустыни разобраны перед войной. Позади церкви заметны следы гумна, по преданию, устроенного самим преподобным для обмолота хлеба, добываемого им своими руками. От гумна сохранилась каменка, над которой стояла прежде икона Вознесения Господня. На все праздники преподобного Антония в пустыни бывало много богомольцев, ибо почти каждый, приходя в село Леохново, считал своим долгом посетить и Рублевскую пустыню. Ныне редкие паломники могут найти в пустыни крест с образом преподобного Антония близ пещеры, обветшалый святой колодец под горой и каменное основание бывшей церкви, поросшее березами, образующими подобие живых стен. В 1991 г. по благословению Епископа Новгородского и Старорусского Льва в селе Леохново начаты работы по восстановлению жилья и хозяйства. Начинали с расчистки и осушения участка под застройку, заново проводили в село электричество, налаживали отопление церкви. Построены два новых дома, необходимые хозяйственные постройки. Скит отстраивается на том самом месте, где некогда стоял деревянный монастырь. До сих пор в земле находятся мелкие предметы – современники монастырской жизни. Церкви переданы в вечное пользование окружающие земли: 10 гектаров пашни и 4 гектара леса. Из местных жителей постоянными помощниками в строительных делах стали Алексей Егоров, уроженец деревни Поречье, который, будучи отроком в дни разорения храма, спас от уничтожения богослужебное Евангелие, сохраняющееся до сих пор в церкви, и Алексей Шарин из деревни Еваново, внук Леохновского сторожа и звонаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010