Принимая самый ранний срок, находим, что ей исполнилось 13 лет осенью 802 года; итак, раньше последних месяцев этого года она замуж выйти не могла 20 и едва ли раньше двух-трёх лет стала матерью. Значит, Феофил мог у неё родиться не раньше 804–805 года, и в конце 820 года, когда воцарился его отец, ему было всего 15–16 лет. Между тем в эпоху восстания Фомы (820 – октябрь 823 года), и в частности уже в первую осаду Фомой Константинополя (декабрь 821 – январь 822 года), он является правой рукой отца 21 , что рекомендует предполагать его в эту эпоху всё же хотя несколько старше. Но если Феофил и созрел так рано, что в 16–17 лет был уже воеводой 22 , то спрашивается, когда же мать его, Евфросина, успела постричься, если на четырнадцатом году стала уже женой? Трулльский собор дозволил, правда, «вступать под иго монашества» с десятилетнего возраста (правило 40-е); но обычным сроком считался, по Василию Великому , возраст в 16–17 лет (второе каноническое послание, правило 18-е), и притом у Василя Великого речь идёт именно о лицах женского пола, о посвящении Богу дев. Царица Мария, мать Евфросины, постриженная насильно и имевшая, после свержения Константина и затем Ирины, немало шансов на возвращение к блестящему положению, конечно, не слишком торопилась с пострижением дочери 23 . Хронологические тиски, в которые попадает псевдо-Симеон, сдвинутся ещё плотнее при одном из возможных толкований показания источников о дочери Феофила, Марии; но об этом ниже. Когда же состоялся брак Михаила и Евфросины? Генесий даёт слишком неопределённую дату: в начале его правления, после мер относительно иконопочитания. Приняв за «начало» первую половину, получаем года от 821–824/825. Вполне твёрдый terminus ante quem есть 11 ноября 826 года, – день кончины преподобного Феодора. Продолжатель Феофана помещает женитьбу Михаила между завоеванием Крита арабами и экспедицией Кратера, снаряжённой Михаилом для обратного его завоевания; тоже находим у Кедрина; Зонара же вставляет ещё, между браком Михаила и экспедицией Кратера, кончину патриарха Феодота и поставление вместо него Антония Кассиматы.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Поэтому когда И. в 1-й пол. 808 г. приехал в К-поль навестить брата, он в нарушение всех правил в течение неск. месяцев не появлялся на патриаршей литургии. Имп. Никифор I направил в Студийский мон-рь логофета дрома (министра почты и иностранных дел), чтобы выяснить причину такого поведения. Выслушав объяснения И., сановник заявил: «Благочестивые наши цари не нуждаются в тебе ни в Фессалонике, ни в другом месте» ( Theod. Stud. Ep. 31. 20-21). В кон. 808 г. мон-рь был окружен войсками, И., Феодор и еще 2 монаха заключены в мон-рь св. Сергия. В янв. 809 г. состоялся Собор, на к-ром И. был низведен до пресвитера, по всей видимости согласно 20-му прав. Трулльского Собора ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 2. Σ. 349-352), на том основании, что он служил литургию в Студийском мон-ре, т. е. в чужой епархии, без ведома правящего архиерея. В том же месяце И. сослали на о-в Проти. Как и проч. сосланные студиты, он был возвращен из ссылки незадолго до похода имп. Никифора на болгар летом 811 г. После вступления на престол имп. Михаила I , в окт. того же года, состоялось офиц. примирение патриарха со студитами, И. вернулся на свою кафедру. В кон. 814 г. он находился в К-поле (возможно, был вызван патриархом Никифором в связи с иконоборческими настроениями имп. Льва V ) и принял участие в Соборе 24 дек., к-рый лишил сана и предал анафеме вождей иконоборцев, в т. ч. Антония Кассимату, еп. Силлейского. Участники Собора также подписали обязательство хранить верность православию. В апр. 815 г. иконоборческий Собор низложил И. Его преемника звали, вероятно, Иоанн. Вначале И. нек-рое время жил в Саккудийском мон-ре вместе с исп. Навкратием Студитом (впосл. игумен Студийский) и др. студийскими монахами, но затем был арестован и содержался под стражей в разных местах, названия к-рых неизвестны. К нач. 821 г., когда имп. Михаил II освободил всех ссыльных, И. находился в крепости Элпизон. Между 821 и 826 гг. он, по-видимому, жил в М. Азии (фемы Фракисий, а затем Опсикий, в окрестностях К-поля) вместе с Феодором, Навкратием и др.

http://pravenc.ru/text/578451.html

Своему другу сановнику Стефану преподобный писал еще более категорично: «Выступай еще на подвиг! Говори благое достопочтимому слуху благочестивого императора нашего. Да подражает он приснопамятному Осии (Израильскому царю. – А. В.). Да будет он новым Давидом, истребляя дела злейшего Льва (Льва V. – А. В.) и таким образом умилостивляя Бога и венцом мирного правления соделывая непобедимой державу своего царства». Однако Михаил Травл оставался равнодушным к этим призывам, стараясь максимально остаться в стороне от спорящих сторон. Не раз и не два император заявлял: «Кто прежде нас исследовал святые догматы, тот пусть и отвечает за то, хорошо ли он тогда сделал или нет. Мы же, в каком состоянии нашли Церковь , в таком решили и оставить ее. Принимая это в соображение, мы настаиваем, чтобы никто официально не осмеливался говорить ни за, ни против икон. Прочь Собор, бывший под председательством Тарасия! Прочь и прежний Собор, бывший при Константине V, и теперь при Льве V! Да царствует глубокое молчание в обществе относительно икон!» 490 Но так было только в начале царствия: вскоре Михаилу Травлу, как и его предшественникам, пришлось определяться со своими предпочтениями, и царь, оценив расстановку сил, остановился на иконоборчестве. Как человек, не склонный к сентиментальностям и полумерам, Травл решительно пресек попытки воспротивиться своей воле и обнажил меч на сторонников VII Вселенского Собора. Вскоре в опалу попал известный своей ученостью монах св. Мефодий – будущий Константинопольский патриарх, доставивший в 821 г. императору послание от Римского епископа с просьбой восстановить почитание святых икон. Затем лишился сана Сардский митрополит Евфимий. Хотя в летописях говорится о том, что многие монахи подверглись наказаниям и были отправлены в ссылку, но, очевидно, режим гонений при Михаиле II был гораздо мягче прежних лет. Того же самого Евфимия по дороге к месту отбытия ссылки по приказу царя вернули обратно, и он принял участие в пиршестве василевса. Когда в 821 г. скончался Константинопольский патриарх Феодот Каситера, игравший первые роли при императоре Льве Армянине, Травл назначил столичным архиереем не Иоанна Грамматика или другого иконоборца, а относительно нейтрального Антония I Кассимата (821–837). Из древних хроник и «Жития святых» сохранились примеры жесткого обращения с иконопочитателями при императорах-иконоборцах второй волны, но без труда обнаруживается, что виды наказаний и число потерпевших при Михаиле Травле не идут ни в какое сравнение с предыдущим и последующим царствиями 491 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За деятельное участие в иконоборческом Соборе весной 815 года император поставил Иоанна Грамматика игуменом в монастырь святых Сергия и Вакха в Константинополе (что не обязательно подразумевало рукоположение во пресвитера, как свидетельствует сохранившаяся печать с надписью: " Иоанна монаха, игумена св. Сергия и синкелла " - ). Попытка Льва V добиться поставления Иоанна Грамматика в патриархи в 815 году не увенчалась успехом из-за противодействия придворных, которые заявили, что Иоанн Грамматик слишком молод и недостаточно известен. При имп. Феофиле Иоанн Грамматик уже в 829 году стал синкеллом патриарха Антония I Кассиматы , а после его смерти - патриархом. Он несомненно имел интеллектуальное влияние на имп. Феофила, но сообщения источников о том, что Иоанн Грамматик был его наставником в детстве, вероятно, недостоверны, учитывая слишком небольшую разницу в их возрасте. Иоанн Грамматик принимал активное участие в преследованиях иконопочитателей, в частности святых Иоанна Психаита , Макария Пелекитского , Никиты Мидикийского , братьев Феофана и Феодора Начертанных. Догматические диспуты с Иоанном Грамматиком - один из общих сюжетов житий исповедников эпохи иконоборчества. Являются ли эти тексты описанием действительных событий или используется общий литературный мотив, установить невозможно. Вероятно, именно из-за радикальной иконоборческой позиции Иоанн Грамматик не стал патриархом после смерти патриарха Феодота I в 821 году, т. к. имп. Михаил II хотел прийти к компромиссу в церковных делах. Как раз между 821 и 826 годами издатель датирует три письма прп. Феодора Студита Иоанну Грамматику , выдержанные в весьма уважительном тоне и посвященные богословской полемике, главным образом относительно почитания икон. Тем не менее прп. Феодор обращается к Иоанну Грамматику только как к грамматику, т. е. ученому, не называя церковных чинов. Еще будучи синкеллом, Иоанн Грамматик руководил одним или несколькими византийскими посольствами в Багдад к халифу аль-Мамуну, ему удалось уговорить бежавшего в халифат логофета Мануила вернуться в Византию. О византийском посольстве 832 года писали арабские авторы ат-Табари и аль-Масуди . Византийские хронисты сообщали, что под впечатлением от посещения Сирии Иоанн Грамматик построил дворец Вриас в Константинополе в арабском стиле, причем Продолжатель Феофана называл Иоанна Грамматика главным архитектором. В хронике Симеон Логофет называет Иоанна Грамматика свойственником (греч. σντεκνος) св. имп. Феодоры (точное значение слова неясно, возможно " кум " ); этим, вероятно, объясняются близкие отношения Иоанна Грамматика с императорским двором. Если брат Иоанна Грамматика Арсавир - одно лицо с патрикием и магистром Арсавиром, мужем Каломарии, сестры имп. Феодоры , то патриарх и императрица находились в свойстве.

http://drevo-info.ru/articles/13679330.h...

Непосредственно перед вторым браком Михаила II продолжатель Феофана помещает мученичество на о. Крите епископа гортинского, Кирилла, и других мучеников, в том числе «десяти» 10 . То же находим у Кедрина и Зонары, с той разницей, что они говорят только о Кирилле. Сразу после женитьбы Михаила продолжатель Феофана и Кедрин ставят экспедицию Кратера на Крит; Зонара же сперва вставляет заметку о кончине патриарха Феодота и поставлении вместо него Антония Кассиматы. Вот тексты продолжателя Феофана, Кедрина и Зонары. Полужирным означены словесные совпадения; ()() во втором и третьем столбцах указывают, где сравнительно с источником Кедрин или Зонара представляет пробелы; подчёркнуты места, где Кедрин и Зонара представляют одни и те же отступления от продолжателя Феофана. Theoph. contin. Τς γαμετς γον τελευτησσης ατο, κα δζαν ϑλοντος κατασχεν τν πολλν ς πνϑος ληστον χει ατς, τν σγκλητον ποει δι τινων μηνυμτων κρυφων κα μυστικν αρσασϑαι τοτον πεσαι γυναικ αϑις ζευχϑναι, κα ο παρακαλσαι μνον πρς τοτο, λλ κα βισασϑαι 1(κα ες πανστασιν, ε μ τοτο γνηται, χωρσαι ατος)1. ο γρ στιν οον γυναικς νευ φσκειν βασιλα τε ζν κα τς μετρας στερεσϑαι γαμετς δεσπονης κα βασιλδος. ππειστο γον ψ δι τν πιπλστων λγων, 2(ος τ χρν λαϑεν οκ ν·)2 κα πρτον μν χειργραφα 3(πρ τν μτε ντων μτε σομνων)3 πσαν πτει χερα, ς ατν τε σομνην ατ γαμετν κα τ κ τατης κγονα περσπζειν κα περμαχεν μετ τν ατο μ πασαιντο ϑνατον, λλ κκενην τε μετ’ κενους βασιλας χοιεν κα δσποιναν, ς εκς. Τς γαμετς ον τελευτησσης ατο πεποιετο μν τν ζυγα βον, λϑρ δ πρς τος προχοντας τς συγκλτου πμπων νπεισε παρ’ ατν παρακαλεσϑαι τρ συζευχϑναι γυναικ, ε μ πεισϑεη δ, (κα βαν πενεγκεν πειλοντων), πρφασιν 1() δϑεν εσχημον προτεινομνων, ς ο δον ατος μν π βασιλε τττεσϑαι, τς δ ατν γυνακας δεσπονης στερεσϑαι κα βασιλδος. ππειστο ον ψ ποτε δι τν πιπλαστν λγων, 2() κα πρτα μν πτει χειργραφα 3() τος πηκους ενοας, ς ατν τε τν σομνην ατ γυνακα κα τ ξ ατς τεχϑησμενα μετ τν υτο ϑνατον περβαλλντως τιμσουσι, κα μετ’ κενον βασιλας χοιεν κκενην δσποιναν.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

«Я клялся (кровью), которая текла вокруг Аудза, и святыми камнями, поставленными у Сайра». Ибн Гишам 1192 указывает на огромные камни, чтимые коленом Бяну-Милкан. Максим Тирский во II веке говорит обо всех вообще арабах, как о поклоняющихся четырехугольному камню: 1193 ρβιοι σβουσι μν, ντινα δ οκ οδα. τ δ γαλμα εδον λθος ν τετργωνος. «Арабы покланяются безобразным предметам и всякому предмету, имеющему вид четырёхугольного камня». Даже в настоящее время еще сохранились у арабов по местам предания о разных камнях, утесах, скалах, считавшихся в древней языческой религии арабов божествами и бывших предметами поклонения. Так Пальгрэв 1194 указывает стоящие в виде круга камни Джебель-Шомер и Кассима, которые, по местному преданию, были в древности божествами арабов-язычников. Камни, чествовавшиеся арабами, назывались от единственного Таковы были в Мекке, камни, стоявшие вокруг Каабы. В виду такого обоготворения подобных камней, они в Коране называются гнусным предметом – «делом сатаны». 1195 Марасид в объяснение слова говорит: «Они суть идолы, поставленные для почитания, и камни, положенные для совершения на них заклания жертв идолам 1196 ». Эти идольские намни стоявшие около Каабы при начале ислама, были убраны как остатки идолопоклонства. Впрочем, скоро, лишь только утих несколько первый пыл ислама и несколько утратилось их идолопоклонническое значение, они снова были поставлены на прежнее место, уже с дозволения Омара. 1197 Кроме этих священных камней около Каабы, их было огромное множество повсюду, так что почти каждый араб имел пред своим жилищем подобный святой камень, на котором, а отчасти и в честь которого, он приносил и жертву животных 1198 . Фирузабади говорит о что это все, что они почитают за Бога, есть идол, статуя, но также замечает, что были камни, положенные около Каабы, на которых приносили жертвы богам 1199 . По словам Сафиуддина, приведенным у Покока 1200 , означает истуканов, поставленных для почитания, также камни, которые арабы поставляли, чтобы на них закалать жертвы идолам. Кроме жертвоприношений на этих камнях и обагрения их кровью, что предполагает их чествование как идолов, кроме этих выражений почитания к камням в виду их священного характера, пред подобными камнями произносились торжественные клятвы арабами, как пред образами богов. По свидетельству Геродота 1201 , арабы клялись пред этими камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Рашид Кассим, джихадист, вдохновивший убийц отца Амеля 19.08.2016 16:03 Версия для печати «Двое исполнителей теракта, совершенного 26 июля в Сент-Этьен-дю-Рувре, жившие друг от друга в 700 километрах, не просто познакомились в зашифрованном мессенджере Telegram. Кроме этого, ими, судя по всему, руководил из ирако-сирийского региона член группировки «Исламское государство» (запрещено в РФ. - Прим. ред.)», - сообщают журналисты французского издания L " Express. По данным издания, благодаря изучению электронных данных следователи обнаружили переписку в Telegram между двумя 19-летними террористами и джихадистом Рашидом Кассимом. «Согласно материалам, полученным L " Express, Рашида Кассима подозревают в том, что он является если не прямым заказчиком, то по крайней мере лицом, оказавшим реальное влияние на переход двух молодых убийц к действиям», - говорится в публикации. «Дело в том, что этот джихадист является администратором канала с более чем 200 подписчиков, где он ежедневно публикует сообщения и графику, проникнутые крайней жестокостью. Он с патологической настойчивостью призывает «мусульман» к нападениям во Франции и выступает как человек, принимающий клятвы верности ИГИЛ».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

425 В среднем это являлось примерно 10-процентной надбавкой к цене покупки, поскольку здесь, вероятно, речь идет о ввозимых неквалифицированных иноземных рабах. При Юстиниане (Cod. Just. VI, 43,3 от 531 г.) цена простых взрослых рабов доходила до 20 номисм, ремесленников – до 30, рабов, выполняющих более квалифицированные работы (писцы и врачи), – до 50–60 номисм. В первой половине VII в. (согласно житию Иоанна Милостивого, р. 44 по изд. Г. Гельцера) квалифицированные рабы продавались в Иерусалиме по 30 номисм. Русско-византийский договор 911 г. устанавливает для рабов, ввозимых с Руси, цену в 20, а менее выгодный для русских договор 944 г. за молодых пленников обоего пола – 10 номисм (ПСРЛ I 2 , стб. 36,50; нем. перевод: Trautmann R. Die Nestorchronik. S. 22,32). О положении рабов в Византии вообще см.: Hadjinicolaou-Marava A. Recherches sur la vie des esclaves dans le Monde Byzantin. Athenes, 1950. P. 89 sv., где делается попытка предложить обобщающее исследование истории рабства в Византии. См., впрочем, критику А.П. Каждана (ВДИ. 1952. Вып. 4. С. 121 ел.). См. далее важные работы: Каждан А.П. Рабы и мистии в Византии IX-XI вв.//Ученые записки Тульского государственного педагогического института. 1951. С. 63–84; Сюзюмов М.Я. О правовом положении рабов в Византии//Ученые записки Свердловского государственного педагогического института. 1955. С. 165–192; Браунинг Р. Рабство в Византийской империи (600–1200 гг.)//ВВ 14 (1958). С. 38–55. 426 С интерпретацией этой меры у Кассиматиса ( Cassimatis G. La dixième «vexation» de l’empereur Nicéphore//Byz 7 (1932). P. 149–160), который следует за Бёри ( Bury . Eastern Roman Empire. P. 216–217), я не могу согласиться и в основном следую за следующими авторами: Monnier . Épibolé 19. P. 87 sv.; Stein . Studien. S. 156–157; Dölger . Regesten, 378; Bratianu . Études byzantins. P. 208 sv. Ср. мои возражения Кассиматису и Бёри в: Löhne und Preise in Byzanz//BZ 32 (1932). S. 308, Anm. 4; Ibid. S. 308–311: сведения о ставке кредита и ростовщичестве в Византии. Более подробно в: Cassimatis G. Les intérêts dans la législation de Justinien et dans le droit byzantin. Paris, 1931.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возрождение ереси произошло при имп. Льве V (813-820). Военные неудачи в правление императоров-иконопочитателей постепенно пробуждали в армии и придворных кругах желание восстановить иконоборчество как символ былых побед Исаврийской династии. Лев V, ранее командовавший войсками фем Армениак и Анатолик, как никто подходил на роль лидера военной партии иконоборцев. При вступлении на престол он по требованию патриарха Никифора предоставил православное исповедание веры, но скоро приступил к подготовке нового иконоборческого Собора. Иконоборческую партию возглавил Иоанн Илила (Морохарзаний; патриарх Иоанн VII Грамматик в 837-843), а его помощником стал Антоний I Кассимата , еп. Силейский (патриарх К-польский в 821-837). Они собирали свидетельства отцов Церкви о запрете поклоняться образам и идолам. Патриарх Никифор постарался опередить действия иконоборцев и в 814 г. в своей резиденции собрал Собор из 270 епископов и др. клириков, на к-ром было принято решение о сохранении почитания икон. Антоний Кассимата был низложен, поскольку, по-видимому, открыто распространял иконоборческие идеи. По окончании собрания был отслужен молебен о сохранении Церкви от потрясений. Лев V вызвал патриарха и некоторых видных митрополитов к себе по поводу устроенного ими собрания и пытался втянуть их в полемику об иконах, однако иерархи, заранее сговорившись, не дали ему сделать это. Тогда император решил созвать Собор в 815 г. в храме Св. Софии. Угрозами, обещаниями и ссылками он старался обеспечить присутствие на Соборе только заведомо проиконоборчески настроенных участников. Мн. несогласные с иконоборческими идеями архиереи претерпели унижения и наказания. Попытки доставить на заседания патриарха Никифора не увенчались успехом, патриарх трижды отказывался прибыть на заседания, сообщая присланным за ним делегатам о своей болезни. В результате Никифор был вынужден покинуть кафедру и отправиться в ссылку; на престол был возведен Феодот I Мелиссин (Каситера) (815-821), безмолвно выполнявший волю василевса и возглавивший иконоборческий Собор.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ I КАССИМАТА [греч. Αντνιος Κασσυματς], Патриарх К-польский (янв. 821 - янв. 837?), в крещении Константин. Род. в семье сапожника (на что указывает прозвище, от греч. κσσυμα - ремень сандалии), но получил хорошее образование и ок. 800 г. был юристом и преподавателем в к-польском квартале Сфоракия. Впосл. постригся в монашество в Митрополитовом мон-ре в К-поле и стал там игуменом. Между 806 и 814 гг. св. Патриарх Никифор рукоположил А. К., бывшего к тому времени уже в летах, митрополитом Силейским (в Памфилии). Однако ок. Пятидесятницы 814 г. А. К., к-рому имп. Лев V , возможно, обещал Патриаршество, присоединился к возглавляемой Иоанном Грамматиком (впосл. Патриархом К-польским) иконоборческой комиссии, располагавшейся в имп. дворце и занимавшейся подбором святоотеческих цитат и аргументов для опровержения иконопочитания. В течение неск. месяцев А. К. оставался единственным архиереем, принявшим сторону иконоборцев. Узнав о его деятельности, Патриарх Никифор призвал А. К. к себе и потребовал объяснений. Тот подписал клятвенную грамоту с провозглашением анафемы тем, кто отвергает иконы, а сам доложил Льву, что «посмеялся» над Патриархом и др. епископами (The Letter of the Three Patriarchs to Emperor Theophilos and Related Texts/Ed. J. A. Munitiz et al. Camberley, 1997. P. 183-185). Такое лавирование объяснялось тем, что императору нужно было выиграть время до планируемой им дискуссии между иконоборцами и иконопочитателями, в к-рой имп. Лев собирался выступить посредником, чтобы решить дело в пользу первых. До этого никто из членов комиссии Иоанна Грамматика не должен был быть низложен или отлучен. Однако в кон. 814 г., после провала попыток поставить на обсуждение вопрос о священных изображениях, император разрешил А. К. и Иоанну публично выступить с критикой почитания икон. Тогда Никифор созвал Собор из 270 епископов и множества монахов и игуменов, где, в частности, был предан анафеме А.

http://pravenc.ru/text/116038.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010