Вольская Основана 05.12.1849. Именование – по г. Вольск (Саратовская область). Саратовское викариатство. Упразднена 19.12.1850. Возобновлена 01.1898. Саратовское викариатство. Именовалась: Волгская; Волжская; Вольская. 02.04.1850 19.12.1850 Антоний Шокотов 08.03.1898 06.02.1899 Никон Софийский 14.01.1901 21.03.1903 Сщмч. Гермоген Долганев 06.12.1903 28.11.1908 Палладий Добронравов 18.01.1909 25.08.1917 Досифей Протополов 05.09.1917 27.12.1917 11.02.1918 11(24)09.1919 13(26)04.1920 26.09(09.10)1923 Петр Соколов Григорий Козырев 08(21)06.1927 25.09(08.10)1928 Симеон Михайлов 30.10(12.11)1928 Андрей Комаров 18.09(01.10)1931 11(24)06.1933 11(24)08.1933 03(16)10.1935 16(29)10.1935 19.03(01.04)1936 Вольская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Вольск (Саратовская область). Саратовское викариатство. Упразднена 19.11(02.12)1932. 30.09(13.10)1922 25.02(10.03)1925 Михаил Постников Николай Позднев 25.02(10.03)1925 06.1928 02.1930 04(17)03.1930 09.1930 09.1930 05.1931 Арсений Покровский, паки 06(19)05.1931 19.11(02.12)1932 Волынская, обн. Основана и упразднена в 1925 г. 04(17)02.1925 27.02(12.03)1925 Сергий Иванцов Вороговская, обн. Основана в 1924 г. (местопребывание – в с. Ворогово Владимирской области). Владимирское викариатство (?). Упразднена в 1927 г. (?) 09(22)10.1923 944 Вторая дата – дата кончины «от паралича сердца». 31.12.1917 отпет в Иоанно-Предтеченском соборе г. Вольска и погребен в Вольском Владимирском женском монастыре (телеграмма еп. Саратовского Досифея (Протопопова) и его рапорт патр. Тихону от 09.01.1918. – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 143, л. 1,2). 945 Арестован 05.1919. Осужден Саратовским ревтрибуналом и расстрелян (вторая дата). Вариант второй даты – 06(19)10.1919. По ММЛ РПИ, вместо Германа (Косолапова) «...указом от 17 янв. 1918 г. определен быть епископом Вольским, вик. Саратовской епархии (архимандрит Герман [Ряшенцев]. – Сост.), но хиротония в этом году по неизвестным причинам не состоялась...» Это утверждение ММЛ неверно, Герман (Ряшенцев) никогда не был ректором Владимирской духовной семинарии, что упоминается в определении от этой даты в связи с архимандритом Германом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кишиневская Учреждена в 1813 году Кишиневская и Хотинская Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Киевский и Галицкий с 21.08.1813 †30.03.1821 Димитрий (Сулима) архиепископ, бывший еп. Бендерский и Аккерманский, викарий Кишиневской епархии с 18.06.1821 †4.08.1844 Иринарх (Попов) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский с 12.11.1844 архиепископ с 14.04.1845 по 17.03.1858 архиеп. Подольский и Брацлавский Антоний (Шокотов) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский с 17.03.1858 архиепископ с 23.04.1861 †13.03.1871 Павел (Лебедев) епископ, бывший еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 23.06.1871 архиепископ с 1.04.1879 по 16.07.1882 архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Сергий (Ляпидевский) архиепископ, бывший архиеп. Казанский и Свияжский с 21.08.1882 по 12.01.1891 архиеп. Херсонский и Одесский †11.02.1898 Исаакий (Положенский) епископ, бывший еп. Томский и Семипалатинский с 12.01.1891 по 21.11.1892 еп. Астраханский и Енотаевский †11.05.1894 Неофит (Неводчиков) епископ, бывший еп. Туркестанский и Ташкентский с 21.11.1892 по 26.01.1898 на покое; †10.03.1910 Викарии Кишиневской епархии Бендеровский и Аккерманский (Белоградский) епископ Викариатство присоединено к РПЦ 13 августа 1813 года Димитрий (Сулима) епископ, бывший еп. Бендерский и Аккерманский, викарий Молдовлахийской митрополии с 13.08.1813 по 18.06.1821 архиеп. Кишиневский и Хотинский С 1821 года викариатство упразднено. Аккерманские (Белоградские) епископы Викариатство восстановлено 10 декабря 1868 года Петр (Троицкий) епископ, рукоположен с 29.05.1869 †10.10.1873 Августин (Гуляницкий) епископ, бывший еп. Михайловский викарий Рязанской епархии с 16.10.1882 по 30.09.1887 еп. Аксайский, викарий Донецкой епархии Аркадий (Филонов) епископ, бывший еп. Муромский, викарий Владимирской епархии с 30.09.1887 по 12.10.1902 на покое; †11.09.1908 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XLV. Епархия Саратовская Саратовская (Саратовская и Царицынская) епархия, третьего класса (в порядке сорок шестая) учреждена в 1828 г. Епископы Саратовские и Царицынские 1. Моисей Богданов-Платонов (Антипов) 29 нояб. 1828 перев. с Вологодской епархии, а 12 мар. 1832 произведён в экзарха Грузии; † 13 июля 1834, в Тифлисе. 2. Иаков Вечерков 27 мар. 1832 хирот. из архим. Григориевского Бизюкова монастыря, а 13 янв. 1847 перев. на Нижегородскую епархию. 3. Афанасий Дроздов 13 янв. 1847 перев. из викариев Подольской епархии, а 15 апр. 1856 – на Астраханскую епархию. 4. Иоанникий Горский 15 апр. 1856 перев. из викариев Новгородских, а 17 июля 1860 – на Варшавскую епархию. 5. Евфимий Беликов 29 авг. 1860 перев из викариев Новгородских; † 17 окт. 1863. 6. Иоанникий Руднев 13 янв. 1864 перев. из викариев С.-Петербургских (епископов Выборгских), а 13 июня 1873 перев. в Нижний-Новгород. 7. Тихон Покровский 13 июня 1873 перев. из викариев Ладожских. Викариатство Саратовской епархии учреждено в 1850 г. «Епископ Волгский» Антоний Шокотов 2 апр. 1850 хирот. из архим. Псково-Печерского монастыря, а 19 дек. того-же года перев. в викария Новгородского, и викариат уничтожен. Возобновлён в 1867 г. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XVII. Епархия Кишиневская Кишиневская Епархия учреждена в 1813 г. Тринадцатая из второклассных. 1. Гавриил Банулеско (Бодони) , митрополит (бывший Киевский), с 21 авг. 1813; † 30 мар. 1821. 2. Димитрий Сулима хирот. 16 июля 1811 в викарии (епископа Бендерского); с 18 июня 1821 местный; † 4 авг. 1844. 3. Иринарх Попов , епископ, перев. из Вологды 12 нояб. 1844; 14 апр. 1845 пожалован в архиепископа; 17 мар. 1858 перев. в Каменец-Подольск. 4. Антоний Шокотов , епископ, 17 мар. 1858 перев. из Оренбурга; 23 апр. 1861 пожалован в архиепископа; † 13 мар. 1871. 5. Павел Лебедев 23 июня 1871 перев. из викариев С.-Петербургской епарх. (епископа Ладожского). 10 дек. 1868 учреждено викариатство: «епископы Аккерманские». Велено быть архим. Петру Троицкому , настоятелю посольской церкви в Афинах; хирот. 29 мая 1869; † 10 окт. 1873. Особые заметки Кишиневского Добрушского Николаевского: Архим. Филадельф , 1838–51. – Иннокентий , 1852–59. VI, 558. Кишиневский Успенский. Гиржавского Вознесенского: Архим. Спиридон , 1838–47. (Вакансия 1848–50). Игум. Серафим , 1851–59. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Саратовская Учреждена 3 ноября 1828 года Саратовская и Царицынская Кафедра в Саратове Моисей (Богданов-Платонов), епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский с 29.11.1828 по 12.03.1832 архиеп. Карталинский и Кахетинский Иаков (Вечерков) епископ, рукоположен с 27.03.1832 по 13.01.1847 еп. Нижегородский и Арзамасский Афанасий (Дроздов) епископ, бывший еп. Винницкий, викарий Подольской епархии с 13.01.1847 по 15.04.1856 еп. Астраханский и Енотаевский Иоанникий (Горский) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 15.04.1856 по 17.07.1860 архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский Евфимий (Беликов) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 29.08.1860 † 17.10.1863 Феофил (Надеждин) епископ Самарский и Ставропольский с 15.10.1863 временно управлял Иоанникий (Руднев) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 12.01.1864 по 13.07.1873 еп. Нижегородский и Арзамасский; † 7.06.1900 Тихон (Покровский) епископ, бывший еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 13.06.1873 по 6.03.1882 архиеп. Волынский и Житомирский Павел (Вильчинский) епископ, бывший еп. Чебоксарский, викарий Казанской епархии с 5.04.1882 по 16.12.1889 еп. Астраханский и Енотаевский; † 4.06.1908 Авраамий (Летницкий) епископ, бывший еп. Тобольский и Сибирский с 16.12.1889 † 24.10.1893 Викарии Саратовской епархии Вольские (Волжские) епископы Антоний (Шокотов) епископ, рукоположен со 2.04.1850 по 19.12.1850 еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии Викариатство упразднено в 1850 году и вновь открыто в 1898 году. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Наконец, восьмому курсу (1835–1837 г.) Иннокентий, по-видимому, не читал ничего. Между конспектами, представленными к декабрьским экзаменам 1835 г., конспекта за подписью Иннокентия не оказывается 18 . Между прочим, в числе представленных к этим экзаменам конспектов встречается, за подписью «extraordinarius professor, hieromonachus Antonius» (Шокотов), conspectus praelectionum theologicarum, studiosis K.E. Academiae anni 183536 spatio dimidu primi traditarum, который, (под рубриками: I. Ex prolegomenis in universam theologiam, II. Ex doctrina de religion in genere, III. Ex doctrina de religion christiana), обнимает собою материал, составлявший тогда содержание введения в круг богословских наук; отсюда нужно заключать, что даже введение в круг богословских наук восьмому курсу читано было не самим Иннокентием. Не встречается за его подписью ни одного конспекта и в числе представленных к июньским экзаменам 1836 года 19 ; да и самого Иннокентия тогда в Киеве не было. За месяц до этих экзаменов, от 16 мая 1836 г., ему разрешен был двухмесячный отпуск для поправления здоровья, под видом командировки для обозрения духовных училищ Киевской епархии и семинарий Волынской, Кишиневской и Воронежской 20 . Даже и декабрьские экзамены 1836 года производились без него, и составленные к этим экзаменам конспекты и списки, как конспекты и списки и к прошлым июньским экзаменам, академические наставники представляли ректору семинарии Иеремии 21 , который на время отсутствия Иннокентия назначен был «правящим должность ректора Академии» 22 . Сам Иннокентий, по-видимому, оставался еще в Петербурге, куда он, предписанием Комиссии Духовных Училищ от 12 октября 1836 г. за был вызван «для наречения и посвящения в епископский сан» 23 . Не встречается, наконец, за подписью Иннокентия, конспекта и в числе представленных к выпускным экзаменам восьмого курса 24 . Ставши епископом, он не читал уже постоянных и регулярных лекций, а, как гласит предание, только изредка являлся в аудиторию и прочитывал по выбору отдельные трактаты из какой-нибудь богословской науки 25 . Заместителем его по богословской кафедре (еще, впрочем, с начала 1836 г.) является Димитрий (Муретов) 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Такое направление вытекало не только из сознания долга преподавателя науки духовному юношеству, но и из глубокого убеждения профессора, утвердившегося в живом сознании, как бы ощущении единства истины общечеловеческой с истиною божественною» 49 . Характер преподавания у него определялся тем солидным взглядом, по которому профессор должен способствовать раскрытию собственных сил и деятельности разума в воспитанниках. Не эффектная для первого впечатления философская речь Скворцова постепенно, глубже и глубже, проникала в сознание, увлекая слушателя в интересы науки, приучая любить ее не в блестящем, внешнем убранстве, а в её прямом, строгом и безыскусственном виде. От своих слушателей, как в письме – в сочинениях, так и в устных ответах на репетициях и экзаменах, он требовал прежде всего отчетливого, ясного и твердого разумения науки: пред ним стыдно было бы говорить что-нибудь без достаточного сознания дела. – Помощниками Скворцова по классу философских наук были: экстраординарный профессор, священник А. А. Шокотов 50 , и новый бакалавр, впоследствии знаменитый философ-профессор, В. Н. Карпов 51 . Первый из них, давно уже заявивший солидность своих познаний в философии, по всем ее отраслям, читал седьмому курсу метафизику и нравственную философию; второй в это время положил начало своим, важным в истории русской философии, трудам по преподаванию логики и психологии. Преподавание словесности в Киев. академии за это время было в руках опытного профессора Я. И. Крышинского. «Редкий знаток своего предмета, внимательно следивший за ходом современной литературы, он не любил ни высокопарных выражений, ни излишней лощености слога, убивающей живую мысль; современная борьба романтизма с классицизмом была любимою его темою, которая вызываема была его постоянною заботою о чистоте и строгости речи в сочинениях его слушателей 52 . Не менее солидным преподавателем был профессор физико-математических наук В. П. Чехович, читавший те же науки и в Киевском университете. Его помощником в академии был бакалавр Подгурский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Для указанных целей представляемые сочинения рассылались для прочтения известным авторитетам богословских наук, преимущественно членам Св. Синода и другим старейшим иерархам. Сочинение иеродиакона Димитрия (Муретова) направлено было к отцу богословов, митрополиту Московскому Филарету; который, как известно, относился к подобным поручениям с особенным вниманием и нередко давал подробные рецензии на сочинениях, несогласные с академическими отзывами о них. Сочинение Димитрия заслужило у него похвалу. Перед началом следующего учебного курса в составе академической корпорации произошли перемены. Инспектор академии, архимандрит Иеремия назначен ректором Киевской семинарий, а на его место определен экстро-ордин. профессор, архимандрит Антонии (Шокотов). Оставшаяся вакантною новая кафедра «чтения священного писания и герменевтики» поручена была иеромонаху Димитрию, который и утвержден был, 7-го октября, в звании бакалавра. Кафедра священ. писания до того времени не имела определенного положения, так как наука эта составляла первоначально часть богословской системы, как богословие истолковательное и собирательное (th. praeparation); преподавание св. писания предваряло догматическое богословие и обыкновенно лежало на профессоре догматики. Выделенная затем из общего состава богословия, эта наука преподавалась по частям разными профессорами, и сначала только на младшем философском курсе. В Киевской академии «чтение свящ. писания и герменевтики» сделались предметом отдельной кафедры именно в 1835 году, когда начал службу Димитрий. Молодому бакалавру предстояла труда не мало. Требования к этой кафедре предъявлялись большие 80 : желательно было, чтобы излагалась история библейского канона и священного текста, и общее обозрение книг В. и Н. завета, и последовательное чтение с толкованием каждой книги. Между тем готовых средств к выполнению широких требований было, сравнительно, мало. Димитрий и начал трудиться со всею молодой энергией. К счастью его, почти одновременно с утверждением в звании бакалавра, он определен был (27-го того же октября) помощником библиотекаря академии. Библиотекарь, протоиерей Ав. Ив. Пушнов, жил вне академии и библиотека была в полном и постоянном распоряжении его помощника. Преподавателем священ. писания Димитрий оставался не долго, – меньше полугода. В такой короткий срок сделать что-либо важное для кафедры, конечно, немыслимо. Однако, и на этой кафедре он оставил видимые следы своих ученых трудов. «В науке свящ. писания, – говорится в одних воспоминаниях, – о. Димитрий оказал великую услугу тем, что издал (в записках) обозрение многих книг Ветхого завета. До него по этой науке довольствовались незначительными толкованиями псалмов Филарета и записками пр. Моисея на Екклезиаста.» 81 Кроме того, пять первых месяцев усидчивого труда были весьма полезны для самого бакалавра: самостоятельное изучение науки о священ. писании, полагаемой в основание православного богословия, послужило хорошею подготовкой будущему профессору богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

И на этот раз последовали некоторые более или менее значительные перемены в составе преподавателей. Первою новостью, самою приятною для академии, было возведение деятельнейшего из её профессоров И. М. Скворцова на степень доктора богословия (13 ноября 1833 г.) Написав, собственно, по своей кафедре, Критическое обозрение Кантовой религии в пределах одного разума, Скворцов, как соискатель духовно-учёной степени, составил Записки па послание к Ефесеям. В том и другом сочинении явился он с своим крепким умом, с своими строгими приёмами мышления и с философским лаконизмом, – отличительною чертою всех более серьёзных его сочинений. Предписанием Комиссии от 14 октября того же года бакалавр иеромонах Григорий переведён инспектором и профессором богословских наук в Казанскую семинарию, а бакалавр Карпов в С. Петербургскую академию на кафедру философии. Место первого из них, по определению конференции, занял бакалавр Мелитон, а последнего – бакалавр Шокотов, который, впрочем, по поступлении 7 апреля 1834 года в монашество, переведён на класс богословия, а кафедра философии предоставлена была бакалавру Новицкому, с назначением ему особого жалованья, по занимаемому им в тоже время классу польского языка. Этою заменою академия вполне вознаграждена была за потерю такого отличного преподавателя, каким был Карпов. Образованный в школе Зацепина, знаменитого учёного профессора Воронежской семинарии и жаркого последователя Шеллингу, Карпов явился в академию, и под руководством Скворцова первоначально перешёл к Канту, но не полюбив теории его о законодательстве ума практического, обратился к древнему Платону, который с тех пор сделался любимым его философом. Как добросовестно изучал он этого великого мыслителя древности, и как полюбил его, – это доказывается, между прочим, тем, что, не довольствуясь употреблением его сочинений, собственно, для себя, он передал их во всеобщее сведение, – и русская литература, благодаря Карпову, обогатилась прекрасным и единственным переводом творений Платона. К числу преподавателей философии прибавился в настоящую пору ещё один из кончивших курс магистров Осип Михневич, а на класс немецкого языка определен Пётр Авсенев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Коротыч. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Покровский храм Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2002 и 2010. Ссылки:   Адрес: Украина, Харьковская область, Харьковский район, пгт. Коротыч, ул. Маяковского, д. 11 Координаты: 49.948842, 36.034685 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Покровский храм (Коротич) Согласно церковной ведомости уездного села Коротич Покровская церковь была построена в 1697 году «кем неизвестно». Строение было деревянным с отдельно стоящей колокольней, располагалось на 3 десятинах земли. Та церковь не сохранилась, но в настоящее время в Коротиче действует Свято-Покровский храм. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005. Существовавшая в селе Коротич (Коротыч) Покровская церковь построена в 1845 г. на средства помещицы Стефаниды Базилевской, каменная, однопрестольная. Прихожан муж. пола 987 душ, жен. пола 1008 душ. Капитал причта 300 руб., капитал церкви 100 руб. Причта по штату положено: священник и псаломщик; жалование священнику 294 руб., псаломщику 98 руб. Помещение для священника церковное, у псаломщика собственное. Имеется школа земская, приходского попечительства нет. Протоиерей Порфирий Шокотов, на настоящем месте с 1886 г., состоит законоучителем земской школы и духовником 2 округа, последняя награда – сан протоиерея в 1901 г. Псаломщик Иоанн Краснокутский, псаломщик с 1852 г., на настоящем месте с 1867 г. Церковный староста крестянин Савва Темченко с 1896 г. «Справочная книга Харьковской епархии», составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика,  Николаевская ул. дом 1904 г. Первый храм Покрова Пресвятой Богородицы был деревянный, кем он был построен, неизвестно. В 1845 г. на деньги, завещанные помещицею Степанидой Базилевской, был построен каменный храм, размером 5х6 саженей, 10 окон, в едином здании со звонницей. Храм небольшой, но хорошей компактности. Зодчий неизвестен. Место расположения – на площадке уступа крутого берега реки от родника Короткого, который разделяет нынешнее село на 2 части; по левой стороне дороги с Харькова на Буды.

http://sobory.ru/article/?object=04214

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010