34.       Иустин Михайлов 27 июля 1842 перев. из еписк. Винницких (викариев Подольской епархии), а 14 нояб. сделан еписк. Ревельским (викарием С.-Петербургской епархии). 35.       Леонид Зарецкий хирот. 10 янв. 1843, из архим. Могилево-Братского монастыря, а 25 февр. 1850 перев. в Кострому. 36.       Нафанаил Савченко 25 февр. 1850 перев. из викариев С.-Петербургских, а 19 дек. 1850 перев. в Полтаву. 37.       Антоний Шокотов 19 дек. 1850 перев. из викариев еписк. Волгских (викариев Саратовской епарх.), а 27 авг. 1853 перев. в Оренбург. 38.       Антоний Павлинский 3 окт. 1853 перев. из Воронежских викариев, а 18 дек. 1854 – в Архангельск. 39.       Иоанникий Горский хирот. 16 янв. 1855, из ректоров С.-Петербургской семинарии, [прежде ректор Ярославской семинарии] а 15 апр. 1856 перев. в Саратов. 40.       Платон Фивейский хирот. 24 мая 1856, из архим. Переяславского Данилова монастыря, а 31 июля перев. в викарии С.-Петербургские (еписк. Ревельского). 41.       Евфимий Беликов хирот. 2 дек. 1856, из архим. Антониева Новгородского монастыря, а 29 авг. 1860 перев. в Саратов. 42.       Феофилакт Губин хирот. 2 окт. 1860, из архим. Волынского Загаяцкого монастыря; с 1 дек. 1862 еписк. Кавказский и Черноморский. 43.       Герасим Добросердов хирот. 10 мар. 1863, из ректоров Калужской семинарии [архим. Доброго монастыря], а 13 янв. 1864 перев. в Ревельского еписк. (викария С.-Петербургского). 44.       Апполос Беляев хирот. 16 февр. 1864, из ректоров Псковской семинарии, а 21 февр. 1866 перев. в Ладожского еписк. (викария С.-Петербургского). 45.       Серафим Протопопов хирот. 6 апр. 1866, из архим. Тверского Отроча монастыря, а 4 апр. 1869 перев. в Смоленск. 46.       Феоктист Попов хирот. 25 мая 1869, из архим. Киево-Николаевского монастыря; 7 дек. 1874 перев. в Симбирск. 47.       Никодим Белокуров , из наместн. Александро-Невской Лавры, хирот. 6 апр. 1875. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анна Степановна, жена свяш. 12. Антоний, намест. Лавры. 313. 336. Антонгй, патр. Конст. 6, пр. 1. Антоний (Шокотов), еписк. 443, пр. 2. Анфим (Голанов), иером. 454. Аркадий, архим. 21. архиеп. Ол. 272. – Перм. 361. 428. 439. Арсений (Мацеович), митр. 19, пр. 1. Арсений Элассонский, архиеп. Сузд. 24. Арсеньев К., авт. уч. геогр. 70. Архангельский Мат., ст. ак. 312. Архангельский С., прот. 92. Аскоченский В.Ип., писат. 122. 455. Астров Н., ст. ак. 419. Астудин, уч-к сем. 101. Аст Фр., филос. 113. Афанасий (Соколов), еп. (быв.рек. ак.). 461. Афанасий, эк.-м арх. дома. 147. Авдоницкий, учит. уч. 135. 136. Б. Багратион П.Ив., князь. 305. 308. Байбаков А., авт. кн. прав, пиитики. 103. 108. Байрон, поэт. 97. Бакрадзе Дим., ст. ак. 420. Балин С.И., куп. 18. 19. 61. Барановы, купцы. 109. Баратынский, поэт. 96. Барский Н.А., пр. сем. 472. Баумейстер, авт. уч. фил. 112. Беневоленский Як., ст. ак. 313. 318. 419. 457, пр. 2. 471. Беневоленский Петр, ст. ак. 420. Бернгард, зубн. вр. 237. Благовещенский И.А., прот. 186. пр. 1. 367. Боголеп, иером. 18. Боголюбов Андр. Ив., ст. ак. 420. 499. Богородский В.Ем., преп. сем. 129. 132. Богородский В.П., уч-к сем. 106. свящ. 342. 345. 428. 448. 458. 464. 484. 486. Богородский Иван, послушн. 486. Богородский-Платонов Ип.М., проф. акад. 313. 357. Богородский Вас., ст. ак. 420. Болотова А.Ив., мещ. 34. 66. 67. 73. 459. Болотова Аг.Аф., жена куп. 36. 75. Болотов Я.Е., куп. 36. Болтин, историк. 26. Борисов Вл., истор. 2 и пр. 1. 11, пр. 1. 24, пр. 2. 26, пр. 1. 59, пр. 1. 110. 144, пр. 1. Борисов Вл.А., куп. сын. 108. Борисов П., куп. сын. 109. Борисоглебская Ел.И. (Флоринская). 139. Борисоглебский Е.Д., свящ. 139. Борис и Глеб, св. муч. 91. Боровский, еп. катол. 399. Броневский, писат. 157. Бурсиков К., крест. 8. Бухарев (архим. Феодор), бак, ак. 307.314. 381. 383.439.440. 469, пр. 1. 472. Былинский В Г., уч-к уч. 95. свящ. 161. 171. 172. 486. Былинский Пол.Гав., бр. свящ. 172. Быстрицкий А.П., свящ. 313. Быстрицкий Гр.П., ст. ак. 312. 318. 331. 332. 338. 356. 362. 365. 369. 418. 437. 457. 458. пр. сем. 471. 476. 478. 485. 489. 497. 508.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Саратовской епархии, учреждено 5 дек. 1849 г., названо по г. Вольску (также Волгск или Волжск) Саратовской губ. В. в. было создано для помощи Саратовскому архиерею в управлении обширной епархией (в 1843 в Саратовской епархии действовало 750 церквей). Немаловажную роль в создании вик-ства сыграла близость Вольска к Иргизу , к-рый, хотя и утратил к кон. 40-х гг. значение центра старообрядцев-поповцев, продолжал влиять на состояние старообрядчества в России. Кроме того, с нач. XIX в. Вольск был одним из центров единоверия , в городе был построен единоверческий собор в честь Рождества Христова (закрыт в 1930, вскоре уничтожен). 2 апр. 1850 г. в С.-Петербурге во епископа Вольского был хиротонисан архим. Антоний (Шокотов) . В мае он прибыл в Вольск, посетил иргизские мон-ри и, убедившись в значительном влиянии старообрядчества в Саратовском крае, энергично приступил к проповеди среди старообрядцев. Однако, после того как в 1850 г. саратовское Заволжье отошло Самарской губ., Святейший Синод признал нецелесообразным существование В. в., и 12 дек. того же года оно было упразднено, 19 дек. еп. Антоний переведен на Старорусское вик-ство Новгородской епархии. В. в. было возобновлено в 1898 г.: 8 марта во епископа Вольского был хиротонисан архим. Никон (Софийский) , 24 апр. он прибыл в Вольск, в июле того же года был переведен в Таврическую епархию. С 14 янв. 1901 по 21 марта 1903 г. В. в. возглавлял Гермоген (Долганов), развернувший широкую миссионерскую деятельность, к к-рой привлекал и мирян. Архиерей организовал внебогослужебные чтения и беседы, разрабатывал программы для воскресных школ. В сент. 1901 г. в Вольске открылось епархиальное жен. уч-ще. В 1902 г. началось строительство нового здания для Вольского ДУ (создано в 1847). В последующее время В. в. возглавляли Палладий (Добронравов ; 6 дек. 1903 - 28 нояб. 1908), Досифей (Протопопов ; 8 янв. 1909 - 25 авг. 1917), Иннокентий (Кременский; 5 сент. 1917 - 27 дек. 1917).

http://pravenc.ru/text/155204.html

Коллегиум, со своей стороны, не был неблагодарен св. церкви за ее заботливость о нем. Он не только приготовлял способное духовенство для церквей Украйны и всей (нынешней) Курской епархии, а частию и нынешних епархий – Полтавской, Екатеринославской, Черкасской и Воронежской, не только образовывал в духе веры молодых людей, которые из стен монастыря переходили на гражданские места и были потом весьма полезными слугами царю и отечеству, но из Покровского же монастыря вышли люди, которые с честью и пользою служили св. церкви в звании архимандритов и архипастырей. Таковы были Арсений, в мире Алексей Могилянский, и родной брат его, Епифаний, в мире Евстафий, Могилянский, в 1727 г. перешедшие из Киевской академии в Харьковский коллегиум и здесь докончившие курс образования. Оба они были знаменитыми проповедниками при дворе императрицы Елисаветы, и первый был духовником ее, а потом митрополитом киевским, славным по святости жизни. Последний скончался архимандритом Киевского Николаевского монастыря, долго быв пред тем протоиереем полтавским. Гавриил, в мире Григорий, Кременецкий, митрополит киевский, был также из числа первых питомцев коллегиума; в Украйне еще и поныне остаются его родичи, например богодуховский протоиерей, Кременецкий, уже старец, живущий на покое. Феодосий Янковский в 1737– 1742 гг. архимандрит Ахтырский, 1743–1744 гг. наместник Сергиевой лавры, 1745–1750 гг. архиепископ петербургский; его родственники Янковские также известны в здешнем крае. Кирилл Флоринский – урожденец слободы Ворожбы, наставник коллегиума, и ректор Московской академии, 1768–1772 гг. епископ Севский, известный по некоторым проповедям, скончавшийся на покое в 1795 г. Иакинф Карпинский, сын протоиерея краснокутского, питомец и постриженец Покровского монастыря, для изучения языков, греческого и еврейского, отправлявшийся в Киев, префект коллегиума, первый преподаватель богословия в Коломне, скончавшийся архимандритом Московского Новоспасского монастыря, известен своим кратким Богословием, которого оригинал завещал он библиотеке коллегиума. Сильвестр, в мире Семен, Лебединский, архиепископ астраханский, получил образование в коллегиуме; родственники его еще живы в Тарановке; сочинения его: а) Приточник Евангельский, М., 1796, в 2 ч.; М., 1807; в первом издании – перевод с дополнениями, во втором – сочинение; б) Нетленная пища, М., 1794; в) краткое Богословие. Димитрий Сулима, архиепископ кишиневский, умер 1843г., сын протоиерея Новой Водолаги. Даниил Сулима кончил курс учения в коллегиуме, с 1811 г. был викарным епископом молдавского митрополита Гавриила, в 1823 г. наименован самостоятельным епископом кишиневским; в продолжение долгого служения в Кишиневе переведены им со славянского на молдавский язык псалтырь, общая минея, служебник, требник, краткий катехизис, святительское поучение, инструкция благочинным. Антоний Шокотов, урожденец с. Богородичного, ныне епископ старорусский. Других знаменитых воспитанников коллегиума увидим мы в последующем обозрении епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

бывший епископ Ладожский, викарий Санкт Петербургской епархии с 13.06.1873 по 06.03.1882 архиепископ Волынский и Житомирский Павел (Вильчинский), епископ бывший епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии с 05.04.1882 по 16.12.1889 епископ Астраханский и Енотаевский; 4.06.1908 Авраамий (Летницкий), епископ бывший епископ Тобольский и Сибирский с 16.12.1889 Викарий Саратовской епархии; 24.10.1893 Викарии Саратовской епархии Вольские (Волжские) епископы Имена Сведения Антоний (Шокотов), епископ рукоположен с 02.04.1850 по 19.12.1850 епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии Викариатство упразднено в 1850 году и вновь открыто в 1898 году. Сарская и Крутицкая Сарайская Учреждена в 1261 года Кафедра в Великом Сарае Имена Сведения Митрофан, епископ управлял с 1261 по 1269 неизвестно Сарайская и Переяславская С 1269 года объединена с Переяславской епархией Имена Сведения Феогност, епископ упоминается с 1269 по 1301 неизвестно Сарайская и Подонская С 1310 года Имена Сведения Измаил (Михаил), епископ упоминается в 1296 по 1312 лишён сана; неизвестно Варлаам, епископ упоминается неизвестно Варсонофий, епископ рукоположен с 1312, упоминается в 1330 неизвестно Софония, епископ упоминается неизвестно Афанасий, епископ управлял до 1356 неизвестно Иоанн, епископ рукоположен неизвестно Матфей, епископ рукоположен около 1364; упоминается в 1378 неизвестно Савва, епископ рукоположен с 1382 или с зимы 1383; упоминается в 1389 9.06(07).1403 Тимофей, епископ рукоположен с 20.07.1404; упоминается в 1416 неизвестно Иларион, епископ управлял между 1404 и 1454; вероятно, между 1416 и 1441 неизвестно Иов, епископ упоминается неизвестно Сарская (Крутицкая) и Подонская (Подрельская) С 1454 году Кафедра перенесена в Москву на Крутицы 33 Имена Сведения Вассиан, епископ упоминается с 1454 по 1466 08.04.1466 Прохор, епископ рукоположен с 17.03.1471 по декабрь 1492 неизвестно Силуан, епископ рукоположен с 04.05.1493 по 1496 неизвестно Евфимий (Подрез), епископ рукоположен с 18.12.1496 12.06.1499

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Викариатство учреждено 22 декабря 1884 года Имена Сведения рукоположен с 20.01.1885 по 14.04.1906 на покое; 12.11.1908 Кишиневская Учреждена в 1813 году Кишиневская и Хотинская Имена Сведения Гавриил (Банулеско-Бодони), митрополит бывший митрополит Киевский и Галицкий с 21.08.1813 30.03.1821 Димитрий (Сулима), архиепископ бывший епископ Бендерский и Аккерманский, викарий Кишинёвской епархии с 18.06.1821 04.08.1844 Иринарх (Попов), епископ бывший епископ Вологодский и Устюжский с 12.11.1844 архиепископ с 14.04.1845 по 17.03.1858 архиепископ Подольский и Брацлавский Антоний (Шокотов), епископ бывший епископ Оренбургский и Уфимский с 17.03.1858 архиепископ с 23.04.1861 13.03.1871 бывший епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 23.06.1871 архиепископ с 01.04.1879 по 16.07.1882 архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии бывший архиепископ Казанский и Свияжский с 21.08.1882 по 12.01.1891 архиепископ Херсонский и Одесский 11.02.1898 Исаакий (Положенский), епископ бывший епископ Томский и Семипалатинский с 12.01.1891 по 21.11.1892 епископ Астраханский и Енотаевский; 11.05.1894 Неофит (Неводчиков), епископ бывший епископ Туркестанский и Ташкентский с 21.11.1892 по 26.01.1898 на покое; 10.03.1910 Викарии Кишиневской епархии Бендеровский и Аккерманский (Белоградский) епископ. Викариатство присоединено к РПЦ 13 августа 1813 года Имена Сведения Димитрий (Сулима), епископ бывший епископ Бендерский и Аккерманский, викарий Молдовлахийской митрополии с 13.08.1813 по 18.06.1821 архиепископ Кишинёвский и Хотинский С 1821 года викариатство упразднено Аккерманские (Белоградские) епископы Викариатство восстановлено 10 декабря 1868 года Имена Сведения Пётр (Троицкий), епископ рукоположен с 29.05.1869 10.10.1873 бывший епископ Михайловский викарий Рязанской епархии с 16.10.1882 по 30.09.1887 епископ Аксайский, викарий Донецкой епархии Аркадий (Филонов), епископ бывший епископ Муромский викарий Владимирской епархии с 30.09.1887 по 12.10.1902 на покое; 11.09.1908 Коломенская

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Так и вы, положивши доброе начало, должны постоянно трудиться и продолжать своё благоделание. Никто из вас да не ослабевает на избранном поприще, но все друг друга неусыпно подвизайте к «почести вышняго звания» ( Флп.3:14 ). Только благий и вожделенный конец венчает начало и продолжение всякого дела. Посему все мы, предстоящие здесь, желаем и усердно молим Господа: да начный дело вашего общежития Господь, Той и совершит [Ср. ( 2Кор.8:6 )] ко славе пресвятаго имени Его, ко спасению душ ваших и к назиданию всех ближних ваших. Аминь. 21 (14) 104 23 Сент. 1853. Знают ли в Орле, что 20-го числа Сент. здесь была сильнейшая буря, нагнавшая много воды в прибрежные части столицы? Между прочим и на наш Васильевский Остров (на большой проспект оного) бурею пригнано с финского залива большое двухмачтовое судно и множество дров. Тревога от возвышения воды продолжалась до самого утра 21-го числа. Но слава Богу! теперь несколько затопленные улицы уже высыхают. Вчера служивши с своим Ректором Митрофаном 105 во Владимирском соборе, по случаю Кавалерского праздника, к прискорбию узнал я от него, о. Митрофана, что Полоцкий Ректор, Архимандрит Поликарп скончался, после 8-ми-дневной болезни, должно быть от холеры. Такова-то наша жизнь! Помолитесь о нём Господу Богу, чтоб упокоена была душа его с праведными! Объявите о сем печальном случае Орлянам, кои любили его за произношение проповедей, чтоб вознесли они к Богу духов надгробные молитвы – о прочтении его к лику избранных Христовых. О. Митрофан сказал, что в Академии получено формальное донесение о смерти о. Поликарпа. – Неутешная мать его, старушка, помещена Преосвященным Василием в Полоцкий, Спасо-Евфросиньевский монастырь, чтобы удобнее оплакивать внезапную кончину своего сына 106 . Также по Синоду вижу, что и о. Паисий, бывший Полоцкий Архимандрит, недавно действительно помер в Краснохолмском монастыре 107 , куда теперь назначен Архимандритом Эконом Тверского Архиерейского Дома. Сейчас был у меня новоназначенный Уфимский Епископ Антоний (Шокотов) 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Со времени основания до 1805 г. Е. м. управлялся игуменами. Серебрянский упоминает 2 синодика Е. м. (кон. XVI - нач. XVII в. и др.- 1653), в к-рых приведен список имен первых настоятелей обители, вероятно неполный: Игнатий, Харалампий, Памфил, Нифонт, Геронтий, Иосиф, схим. Савватий, Корнилий, Сильвестр, Авраамий, Евфимий. Согласно духовной грамоте прп. Евфросина, выбор следующего игумена после Харалампия предоставлялся жребию («а кого Бог изберет») из кандидатов, благословленных настоятелем (ААЭ. Т. 1. 108. С. 83). С XVI в. порядок поставления игуменов изменился. После лишения Пскова самостоятельности и присоединения его к Москве в 1510 г. игумен уже не избирался братией, а назначался государем. Неизвестно, как назначаемые от власти игумены относились к своим обязанностям. В Житии прп. Евфросина сохранились сведения о том, что нек-рые монахи-москвичи не почитали местных святынь и не оказывали должного уважения местным монастырским обычаям. Так, в описании 15-го чуда в Васильевской редакции сообщается о москвиче иеродиак. Павле Косаркине, который не только не хотел следовать установившемуся в мон-ре обычаю каждому иноку молиться перед началом дневных трудов у гроба прп. Евфросина, но и отказывался даже верить в святость подвижника: «Не подобает святым называти мужика, ни поклонятися ему». С обращением Снетогорского монастыря в загородный архиерейский дом к Е. м. с 1805 г. перешло архимандритское достоинство. Ряд настоятелей Е. м. стали архиереями: архим. Афанасий (Телятьев) в 1821 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, архим. Мелетий (Леонтович) в 1826 г.- во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии, архим. Иннокентий (Сельнокринов-Коровин) в 1827 г.- во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, архим. Мелхиседек (Золотинский) в 1841 г.- во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, архим. Антоний (Шокотов) в 1850 г.- во епископа Вольского, викария Саратовской епархии, архим. Полиевкт (Пясковский) в 1895 г.- во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии.

http://pravenc.ru/text/189691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТИН (Михайлов Иаков Евдокимович; окт. 1798, с. Никольское (Ольшаны) Орловского у. и губ.- 17.03.1879, Боголюбовский мон-рь, близ Владимира), еп. Владимирский и Суздальский. Род. в семье дьячка (впосл. диакона) местного храма, имел 4 братьев. В 11 лет поступил в Орловское духовное уч-ще, в 16 лет - в Орловскую ДС, находившуюся в г. Севске. В сент. 1819 г., по окончании высшего отд-ния семинарии и успешной сдачи экзаменов, был направлен в открытую тогда же КДА. Окончил академию 28 июня 1823 г. по 1-му разряду. На курсе с И. учились будущие свт. Иннокентий (Борисов) , архиеп. Кишинёвский Антоний (Шокотов) , еп. Орловский Поликарп (Радкевич) . 17 сент. 1823 г. комиссией академии утвержден магистром богословия, бакалавром по классу богословских наук, преподавателем библейской герменевтики. 25 февр. 1824 г. в Киеве был пострижен в монашество с именем в честь мч. Иустина Философа, 3 марта того же года рукоположен во диакона, 30 марта - во иерея. Иустин (Михайлов), еп. Владимирский и Суздальский. Фотография. 70-е гг. XIX в. (ГПИБ) Иустин (Михайлов), еп. Владимирский и Суздальский. Фотография. 70-е гг. XIX в. (ГПИБ) Сохранилось 11 писем (нояб. 1823-1827) И. проф. Кишинёвской семинарии А. И. Белюгову, в к-рых молодой монах делится рассказами о повседневной жизни Киевских Духовных школ, событиях, связанных с иерархами, с преподавателями и со студентами, в т. ч. с митр. Киевским Евгением (Болховитиновым) , архиеп. Подольским Ксенофонтом (Троепольским), еп. Чигиринским Афанасием (Протопоповым) , архимандритами Кириллом (Куницким) , Смарагдом (Крыжановским) , ректором Моисеем (Антоновым) и буд. еп. Христофором (Эмаусским) . В письмах И. содержатся также размышления об ученом монашестве, о супружестве, жалобы на тяготы монастырской жизни, «искусе первых лет», сомнения в верности выбранного пути и проч. (Мат-лы для истории КДА: Письма Я. Е. Михайлова (впосл. Иустина, еп. Владимирского) к А. И. Белюгову//Киевская старина. 1882. Т. 3. 7. С. 106-136).

http://pravenc.ru/text/1237939.html

Румынские представители заявляют, что Русская Православная Церковь в 1813 году основала Кишиневскую епархию якобы «в целях русификации румынского населения в восточной части Молдовы». Однако молдавские историки подчеркивают, что именно со времени образования Кишиневской епархии началось возрождение национальной культурной жизни в Молдавии после долгого кризиса, пережитого в период зависимости от Турции. При значительном участии Русской Православной Церкви и российского государства в Молдавии была организована система религиозного и светского образования, стали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах. К 1858 году в Бессарабии было открыто около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч человек. Первый глава Кишиневской епархии Русской Православной Церкви митрополит Гавриил (Банулеску-Бодони) в 1813 году открыл в Кишиневе Духовную семинарию, единственное тогда учебное заведение в крае. При ней, по ходатайству Владыки, в 1816 году был учрежден «благородный пансион», дававший светское образование. В 1814 году попечением митрополита Гавриила была открыта бессарабская типография. Подвижническими трудами по переводу на молдавский язык богослужебной литературы и учебников прославился Кишиневский архиепископ Димитрий (Сулима, 1821–1844). В молдавских городах им были учреждены многие школы с бесплатным обучением. В 1836 году закончилось строительство Рождественского кафедрального собора в Кишиневе, до сих пор являющегося духовным центром молдавской столицы. Много усилий и личных финансовых средств в развитие просвещения в Молдавии внесли Кишиневские архиепископы Иринарх (Попов) и Антоний (Шокотов), возглавлявшие епархию в 1844–1871 годах. Их попечением активно издавались богослужебные книги на молдавском языке и создавались новые приходские школы, было открыто женское епархиальное училище. В последующие годы иерархи, находившиеся на Кишиневской кафедре, также ревностно занимались просветительской деятельностью и заботились о развитии Православия в Молдавии. К началу 1918 года Молдавская епархия включала 1084 церковных прихода, 27 монастырей, 7 скитов, а также три духовные семинарии. Церковь издавала на молдавском языке журнал «Луминэторул» и русско-молдавские «Кишиневские епархиальные ведомости». Богослужение традиционно велось на молдавском и церковнославянском языках.

http://patriarchia.ru/db/text/385640.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010