братис, гди, избави дш мою, спси м ради млти твое: 5. Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, 5 . Обратись, Господи, от правосудия к милосердию, от гнева и ярости к милостям и щедротам Твоим, избавь душу мою от тяжких страданий; спаси меня не ради каких-либо моих заслуг, но ради милости Твоей (ср. Пс.50:3 ), – по свойственному Тебе состраданию к измученному страданиями грешнику (ср. Пс.102:8–14 ) и для того, чтобы он, по своём избавлении, мог всегда прославлять Твое милосердие к нему ( Пс.137:2; 91:3 ). к нсть въ смерти поминай теб, во ад же кто исповстс теб; 6. ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? 7. Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою. 7 . Тяжкие страдания, усиливаемые страхом смерти и ада, с лишением возможности прославлять Господа, поражают псалмопевца глубокою скорбью, которая не даёт ему покоя ни днём, ни ночью. Стараясь скрывать свою скорбь от людей, дни он проводит в тяжёлых вздохах, которые надрывают грудь его и доводят его до изнеможения; а по ночам, оставаясь без свидетелей, он весь отдается излиянию своего горя и проливает потоки слез, омывая ими постелю свою, напоминающую ему о тяжком преступлении его ( 2Цар.11:4 ), за которое он теперь тяжко страдает. и. Смтес рости ко мо, бетшахъ во всхъ вразхъ моихъ. 8. Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих. 8 . От такой печали, вследствие постоянного плача, притупилось его зрение (ср. Иов.17:7 , Пс.30:10 ); а присоединяющиеся к тому неприятности со стороны коварных врагов, с злорадством объявляющих его совершенно оставленным от Бога (ср. ст. 9–11), еще более увеличивая печаль его, преждевременно состарили его, так что он видом своим напоминает дряхлого старика. Смтес рости (π θυμο) ко мо,=помутилось зрение мое, от представления грева Божия (Златоуст). Но слово θυμς у 7– толк. может значить щлесь (сходно с евр.-халд.-русск.) печаль или огорчение, как синоним слов λγμα ( Еккл.2:23 ), πνθος (5:16) πνος ( Пс.9:35 ), θλιψις ( Пс.30:10 ) и противоположное слову γλως смех ( Еккл.7:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Братия! Каждый грешный человек осужден Богом на вечную смерть, но милосердый Господь наш Иисус Христос взял на Самого Себя смерть всех людей и сам умер за нас на кресте, оставив нам Св. Евангелие о том, как угождать Богу, чтобы избавиться от достойной казни за гробом. Все это Дух Святый написал в Евангелии, как тот господин написал в письме, что он освободил виновного человека от тюрьмы. Скажите же теперь еще: разве мы не злейшие нечестивцы, чем тот неблагодарный человек, если мы не хотим читать письма Божии о нашем спасении от смерти вечной, читать о том, что за наши грехи умер ни в чем невиновный Господь наш? О, братия! Тот, кто не любит и не хочет читать слова Божии, тот видно мало верит своему спасению. Он, видно и думать не желает о том, что ведь будет конец всем его заботам о наживе и обо всех земных вещах, что придет час, когда душа его выйдет из тела, ради которого он столько трудился, а между тем вот оно сделается таким же прахом, какой ты выметаешь со двора! О, бедный человек! Какое жалкое безумие тебя ослепляет! Для чего ты отворачиваешься от той радостной вести, написанной в Евангелии, что Господь избавит нас от вечной смерти и обещает нам вечную жизнь? Ведь только тогда можем мы, по слову Христову, иметь жизнь вечную, когда будем знать единого истинного Бога, и Его же послал есть Иисуса Христа. Поэтому, братия, читайте по возможности чаще Св. Евангелие и слушайте его усерднее в храме Божием! Когда вы в праздник отдыхаете от работы, то вместо праздной беседы или пересудов, вместо ссор и разгула, не лучше ли взять эту святую книгу, а, если не умеешь читать сам, то попроси почитать того, кто грамотный, да послушай сам и еще позови кого-нибудь, потому что Господь сказал: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там буду и Я посреди их». Неужели же, братия, беседа с Самим Господом о Его благодеяниях не слаще для сердца христианского, чем ненужные шутки, или брань с соседями? Неужели повесть о страшных страстях, которые Господь принял за нас, и о Его славном Воскресении менее дорога для тебя, чем какие-нибудь деревенские новости? О, конечно, никакое занятие не может сравниться с чтением слова Божия. Оно ведь как чудное лекарство, исцеляет всякую духовную болезнь

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

«Будет в последние дни, гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: приидите и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева и Он научит нас путям Своим и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима». Итак если совесть наша обличает нашу отделенность от церкви, то церковь призывает нас только к тому, чтобы научиться стезям Господним, чтобы выслушать тот закон, то слово, что исходит из духовного Иерусалима. Теперь и спросим: какой же ответ дает жизнь русского общества на такой призыв? Не в укор сказать, характеристической чертой отношений русской общественной жизни и мысли к учению церкви служит прежде всего именно не ученическое обращение к ней, не искание для себя высших жизненных указаний, но обращение как к чему-то низшему, отношение или надменно презрительное, или надменно снисходительное, но даже не критическое, ибо критика предполагает изучение предмета, а вот этого-то никогда не может добиться церковь от интеллигентной части своих сынов, которые, увлекаясь европейской нецерковной культурой, только одной ее черты не хотят усвоить, а именно: добросовестного изучения того, о чем толкует, этого издавна известного принципа: audiatur et altera pars. Итак русская общественная жизнь, чуждаясь не только ученического послушания церкви, но даже какого-либо серьезного соотношения своих идей с ее истинами, – просто, не желая даже спросить себя, исповедует ли Христа во плоти пришедшего, вырабатывает иные начала жизни, выставляет иные идеалы, весьма разнообразные, то менее, то более сродные с духом истинного христианства, но схожие друг с другом в одном – в своей крайней неустойчивости, едва переживающей десятилетие господства над умами. Вольтерианство, масонство, пиэтизм, рационализм, гегельянство, материализм, позитивизм, мистицизм – вот ряд друг друга исключающих учений, попеременно царивших в жизни высшего русского общества в продолжение текущего столетия, но с одинаковой уверенностью выдававших себя за последнее слово истины, призванное победоносно заместить отсталое православное христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В 20-й главе (ст. 5; 1-й кн. Паралипоменон вместо этого читаем настоящую версию: «тогда Элханан, сын Гаира, поразил Лахмия, брата Голиафова, Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей» 752 . Преимущество опять на стороне Паралипоменон. Можно бы увеличить в значительной степени число примеров подобного же рода и к ним же присоединить достаточное число таких, которые дают обыкновенно повод к унижениям исторической достоверности Паралипоменон и возбуждают самые нелепые попытки примирения, – но и приведенных достаточно для пояснения и подтверждения нашей мысли. Сюда же можно отнести вавилонские названия месяцев. —106— Далее, предположение о существовании древнейшей редакции Царств, сохранившейся в книгах Паралипоменон, бросает свет на много подробностей в параллельных отделах тех и других книг, дает понятие о процессе работы их составителей, об их наклонностях и симпатиях, которыми они руководились при выборе материала. Например, писатель книги Царств ( 4Цар.15:33 и далее) рассказывает о царствовании Иоафама, сына Озии, в буквально сходных выражениях с книгою Паралипоменон и замечает: «он построил верхние ворота при доме Господнем». После этого он прямо переходит к обычному замечанию: «прочее об Иоафаме написано в летописи царей иудейских». В книгах же Паралипоменон после замечания о верхних воротах дома Господня читаем еще следующее (2Пар. гл. 27): «и многое построил на стене Офела; и города построил на горе Иудейской, и в лесах построил дворцы и башни. Он воевал с царем Аммонитян и одолел их; и дали ему аммонитяне в тот год сто талантов серебра и десять тысяч коров пшеницы и ячменя десять тысяч...» (ст. 2–5). Писатель Царств не придает значения мирскому могуществу и власти, а потому опускает приведенные подробности. Автор Паралипоменон их сохранил, потому что они льстили национально-патриотическому чувству иудеев. Равным образом автор Царств почти всегда опускает подробности, касающиеся, обрядового устройства, или же излагает их в сокращенном виде, и это потому, что он, как пророк, придавал им менее значения, чем священник писатель Паралипоменон. Таким образом, сделанные нами замечания об отношении Паралипоменон к Царств – показывают, что действительно книги Царств первоначально, как у LXX-u, составляли целое и написаны не по первоисточникам, а на основании древнейшей утраченной редакции еврейской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В XX веке ряд богословов (митр. Антоний/Храповицкий/, митр. Сергий/Страгородский/и другие), борясь с юридической концепцией спасения, от­рицали, что в Боге происходит перемена гнева на милость, измениться может только человек. Как видим, св. Кирилл Александрийский рассуждает ина­че. Сам Бог не меняется, но Его «намерения» и «определения» меняются, наказав народ и добившись исправления его, Бог преклоняется на милость, оставив гнев Свой. При этом, естественно, никогда не следует забывать, что все произносимое о Боге всегда антропоморфно, но мы и не умеем говорить иначе, как языком человеческим. Совершенно так же, как святой Кирилл, толкует пророческие слова и блж. Феодорит Кирский : «Тогда, сказано, пременит дух, и прейдет, и помолится (=умилостивится); потому что, пременив гнев на сострадатель­ность, будет милостив и прекратит скорби. Посему-то пророк, крайне изум­ленный Божиим человеколюбием, воззвал: Сия крепость Богу моему. Тебе единому, Владыка, принадлежит власть и наказывать, как угодно, и наказа­ние пременять на милость» 97 . Так завершился первый круг Аввакумова вопрошания и пререкания с Богом. Пророк спросил, Бог ответил. Преступление и наказание. Беззаконие иудеев наказано жестокостью халдеев. Беззаконие – жестокостью!... Круг замкнулся. А выход есть? Второй вопрос Аввакума: но ведь халдеи грешнее израиля! 98 Дух Аввакума не может удовлетвориться ответом Божиим. Да, беззаконие иудеев наказано. Наказано жестокостью халдеев. Худое сменилось на худшее. И это правда Божия?! Возмездие беззаконников постигло, но где же правда? 1.12–2.1 Но не Ты ли издревле Ягве Бог мой, Святый мой? мы не умрем! Ты, Ягве, только для суда попустил его. Скала моя! Для наказания Ты назначил его. Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснения Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, и оставляешь людей, как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя? Всех их таскает удою,

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В главе XIII тот же пророк обещает источник дому Давидова для омытая грехов, которым Господь истребит идолов ( Зах. 13:2 ). Затем речь об избиении Пастыря, рассеянии овец и выражающемся в этих событиях суде над землею. Итак, общая тема – вселенскость Церкви и гибель язычества и жидовства. ГЛАВА VI IV глава представляет собою возвращение от изображения будущего царства мира к увещанию современного Израиля. Пророк снова напоминает ему его грехи, но уже не столько для обличения, сколько для обращения его к правде. Глава а. Слышите, же гла гдь: востани, судис съ горами, и да слышатъ холми гласъ твой. Глава 6. 1. Слушайте, что говорит Господь: встань, судись перед горами, и холмы да слышат голос твой! Стих 1. Вновь вводится образ схождения Бога на землю и призвание природы в свидетели над Израилем, подобно Моисею, Асафу и Малахии. «Встань», т. е. собери свои силы и свои мысли, чтобы отвечать Богу; ср. подобное же обращение к Иову ( Иов 38:3 ). Горы, как самый устойчивый предмет природы ( Пс. 89:2 ), присутствовавшие при ниже изложенных событиях древности, должны быть свидетелями против вероломного народа, как бы в качестве неизменных носителей церковного предания (ср. Иез. 36:1 ). в. Слышите, горы, судъ гдень, и земл, к судъ гдень къ людемъ и со имать. 2. Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется. Стих 2. «Основы земли» – именно разумеются самые устойчивые элементы внешней природы, если люди сами все забыли. г. мо­, что сотворихъ вамъ, ил чимъ скорбихъ васъ, ил чимъ стужихъ вамъ; м. 3. Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Стих 3. Отсюда до 6-го приводятся исторические основания для верности народа Господу, а далее говорится о том, в чем бы должна заключаться эта верность и как ошибочно думали ее выражать иудеи. Господь признал народ Своим ненавистником, врагом (ср. Мих. 4:8 ) и спросил, за что же он Его огорчает беззакониями? «Чем отягощал тебя?», т. е. разве религиозные обязанности ваши были так тяжки, что вы променяли истинную религию на ложные? д. Зан изведохъ васъ из земл и из дому работы избавихъ васъ, и послахъ пред вами мсеа и аарна и 4. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам. Стих 4. Напротив, Господь осыпал Свой народ незаслуженными благодеяниями. Библейский эпитет Египта – дом рабства. Имена Моисея и других для живости воспоминаний о чудесном шествии, воспетом во многих псалмах. мо­, помните бо, что на вы валакъ царь и что валаамъ сынъ веровъ, ­ до галгалъ; к да познает­с правда гдн.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

в. И ты, вилееме, доме малъ быти въ тысщахъ из бо изыдетъ быти въ кнз во исходи же из начала ­ 2. И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Стих 2. Этой картине полного унижения Израиля пророк противопоставляет предвидимое им появление Вечного Вождя Израилева. Чтобы убедить людей в возможности происхождения сильного от бессильных и для показания действительности факта, он останавливается на рождении Его из ничтожного Вифлеема. Различное чтение начала этого стиха у евангелиста Матфея в Новом Завете и в русском и славянском тексте Ветхого Завета касается только изложения одной и той же мысли то в вопросительной, то в утвердительной форме. «Еда мал еси?» – «Ты вовсе не меньше» – смысл тот, что еле набирающий в себе тысячу жителей Вифлеем вовсе не мал между тысячами Иудовыми (начальниками тысяч=владыками Иудовыми), ибо оттуда произойдет Вождь=старейшина – это слово вставлено LXX-ю для смысла речи. «Изыдет»=«родится», ср. Бытии ( Быт. 17:6 ), где тоже слово (еце) в смысле рождения: «цари родятся от тебя». Вечность происхождения этого Вождя не должна устранять мысли об его именно рождении в Вифлееме, потому что и у пророка Исайи Младенец и Сын рождающийся прямо называется Отцом вечности и Богом крепким ( Ис. 9, 6 ). г. Сег ради дастъ , до времене породитъ, и ихъ братт­с къ сынмъ 3. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. Стих 3. И русскими, и славянскими переводится с одного и того же еврейского текста и одинаковый имеет смысл. Имеющий родиться в Вифлееме «дасть-я», т. е., по прп. Ефрему, пошлет предсказанные бедствия до рождения; она родит – и тогда обратятся братья. Или с русского: Он оставит нас и предаст врагам до времени рождения рождающей. Кто же эта рождающая? Конечно, та же мучающаяся родами дщерь Сиона, неплодная, по-видимому, и нерождающая, которая, однако, согласно с предсказанием Исайи, будет иметь более детей, нежели имущая мужа ( Ис. 54 ). Здесь, из связи этого рождения и следующего затем обращения братии со смыслом всемирного детства бесплодной у Исайи, воспроизведенного апостолом Павлом, явствует, что рождение это есть духовно-родительное умножение Церкви, объясненное Господом в прощальной беседе, вместе с предсказанием Своего удаления от учеников, которое им доставит муки рождения, разрешающиеся в радость через пришествие Святого Духа как плода спасительной Христовой смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В изображении торжественного шествия Божия на суд для всенародного оправдания псалмопевца, христ. прав. церковь усматривает образ торжественного шествия воскресшего Господа, как победителя смерти и ада, на устроение, по Его заповедям, всемерного Его царства на земле (Вас. В. и Афан. Алекс.), и первую половину этого стиха вместе с последнею половиною предшествующего (востани, Гди… быдетъ т) употребляет в качестве воскресного утреннего прокимна (в службе 2-го гласа) пред чтением евангелия, в котором обыкновенно излагается история воскресения Христова и послания апостолов на всемерную евангельскую проповедь . . Гдь сдитъ людемъ: сди ми, гди, по правд моей и по моей на м. 9. Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне. Да скончаетс гршныхъ, и исправиши првнаго, испытай сердца и утрбы, бже, првн. 10. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже! 9–10. В живом представлении как бы уже наступившего всемерного суда Божия, псалмопевец, от лица всего предстоящего сонма, исповедует Господа Судиею всех народов (Господь судит народы), выражая тем признание, что суд Его для каждого человека есть последний, высший, непогрешимый суд. Этому суду псалмопевец и представляет свое дело с полною упования мольбою, чтобы Господь рассудил его сообразно его правоте и невинности относительно его гонителей, которым он не сделал и не желал сделать никакого зла, и положил бы конец злобе нечестивых – к подкреплению и благоустроению на жизненном пути (исправиши=управишь, прямо поставишь или благоустроишь) невинно угнетаемого ими праведника, чтобы, освободившись от своих притеснителей, он мог «прямо и беспрепятственно проходить путь добродетели» (Евф. Зигабен). При этом он вполне уверен, что именно так и совершится все по суду Божию, потому что Господь по всеведению Своему проникает и знает весь внутренний сокровенный состав человека ( испытай сердца и утрбы) со всеми движениями как высшей духовной его природы, средоточием которой служит чувство или сердце, так и со всеми самыми тайными возбуждениями низшей, чувственной стороны нашей жизни, средоточием которой служат утроба, или вообще (ближе к букв. значению ) внутренние, животные органы (гр.-лат.: почки). От Господа, поэтому, не может укрыться ни доброе, ни злое, чтобы воздать каждому по делам его (ср. Иер.11:20; 12:3; 17:10; 20:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

в. На т, Гди, уповахъ, да не постыжс во вкъ: правдою твоею избави м и изми м. 2. На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; 2 . Первое полуст. сходно с Пс.24:1 б (русск.-евр. 2 а ; см. выше стр. 339). Правдою твоею избави м – по Твоей праведности и правосудию, Тебе свойственно, Господи, защищать невинность и правоту и не позволять неправде торжествовать над ними: поэтому избавь меня от несправедливых преследований врагов моих и не допусти им погубить меня (ср. ст. 16). Слова: и изми м, – т. е. тоясе что избавь или освободи меня (ср. слав.-русск. в ст. 3 и Пс.139:1 и 4, 143:7 и 11), – не читаются в евр.-халд. и сирск., в Син. код. и в Вульгате, – и внесены в текст из сходного места Пс.70:2 . г. Приклон ко мн ухо тво, ускор изти м: бди м въ бга защитител и въ домъ прибжища, спти м. 3. приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня, 3 . Приклон ко мн ухо тво – см. выше Пс.16 , стр. 227. ускор изти м... Продолжительность и тяжесть бедствий истощает терпение псалмопевца и приближает его к отчаянию (ср. ст. 11 и 23), поэтому он молит Господа поспешить избавлением его, пока он не упал еще духом, и, среди его скитаний в горах, послужить для него как бы твердою скалою, на которой бы он мог безопасно укрыться от преследования, или укрепленным замком (домом прибежища, букв. с евр. домом крепости, ср. Манд. и бл. Иерон., также 2Цар.5:7 ), которым бы враг не в силах был овладеть и т. обр. захватить его. д. к держава мо и прибжище мо ты: и имене твоег ради наставиши м и препитаеши м. 4. ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. Изведеши м сти се, юже скрыша м: к ты защититель мой, Гди. 5. Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя. 4–5. Молитва его основывается на уверенности, что Господь именно и есть та неприступная скала и неодолимая твердыня, в которой заключено его спасение, что Он Сам, ради Своего имени, т. е. но Своему правосудию (ср. ст. 26), милости и всемогуществу (см. объясн. на Пс.7:18 , стр. 139), будет руководить им и управлять, снабжая всем необходимым ( препитаеши м; – евр. зн. и направлять Исх.15:18 ; Пс.22:2 , – и снабжать, обеспечивать Быт.47:17 ) в его бедственной жизни, и выведет его из расставленной для него сети, т. е. избавит от незаметно подготовленной для него врагами опасности (ср. Пс.9:16 и 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

в. но въ закон Гдни вол и въ закон почитс день и нощь. 2. Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! 2 . въ закон Гдни вол услаждается содержанием данных чрез Моисея и изложенных в Пятикнижии установлений и заповедей Господа (Иеговы=сущего или вечного. Исх.3:14–15 ), составляющих в своей совокупности закон Господень, и потому почитс день и нощь, т. е. постоянно, во все время жизни своей и во всех ее положениях, содержит его в своей мысли, имеет его своим учителем и руководителем и тщательно старается глубже и глубже проникать в его внутренний смысл, для полного и всестороннего применения и осуществления его в своей жизни, так чтобы всякое и самое обычное человеческое дело, «ест ли он или пьет, или иное что делает, все делалось во славу Божию“ ( 1Кор.10:31 ). г. И бдетъ к древо насажденое при исходищихъ водъ, плодъ свой дастъ во врем сво, и листъ не падетъ: и вс, аще творитъ, успетъ. 3. И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. 3 . Промысл Божий видимо охраняет и благоустроят жизнь праведника и все его дела и предприятия направляет ко благу. Мысль эта выражается сперва чрез сравнение праведника с посаженным при потоках вод, плодоносным и всегда зеленеющем деревом. И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, где оно всегда имеет необходимую для питания его влагу и потому, настанет ли палящий зной восточного лета, или пронесется жгучий ветер пустыни, оно всегда остается свежо, зелено, не теряет листьев, как другие, не имеющие достаточно влаги растения, и приносит плод свой (ср. Иер.17:8 ) во время свое, т. е. к надлежащему времени собирания плодов, не опаздывая созреванием их и не теряя их преждевременно недозрелыми. Это значит, что праведник всегда полон внутреннего мира и спокойствия, составляющих всегдашнее неотъемлемое его благо, и в самых невзгодах и испытаниях жизни не теряет бодрости и мужества и не останавливается в своей доброй деятельности, но продолжает приносить зрелые плоды добродетелей в определённое ему для делания время жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010