Сложился опыт сотрудничества с музеями и библиотеками Архангельска и Архангельской области, в частности с Архангельским областным краеведческим музеем, музейным объединением «Художественная культура Русского Севера», Архангельской областной научной библиотекой им. Н.А. Добролюбова. Сотрудники этих учреждений культуры помогают в реставрации, изучении и атрибуции экспонатов. Самостоятельно и в рамках сотрудничества с туристическими фирмами и паломническими службами проводятся экскурсии. Много лет издается газета «Духовный Сеятель» и альманах «Сийский хронограф». Духовное и материальное наследие Сийского монастыря находит отражение на страницах этих изданий. Таким образом ведется как учетно-фондовая, так и культурно-образовательная деятельность. Открытие экспозиций на территории обители, а со временем и мобильных выставочных проектов завершит создание полноценного музея. - Первая выставка «Русские цари и Антониево-Сийский монастырь» очевидно претендует на раскрытие политической истории обители в державном контексте. Выбор темы связан с популярностью идеи русской монархии среди православных верующих, или с чем-то иным? «Русские цари и Антониево-Сийский монастырь» - это рабочее название. Дело, конечно, в не в политическом контексте. Работа над экспозицией – это всегда создание «инфраструктуры» памяти. Поэтому концепция выставки должна соответствовать исторической правде. А она такова, что боярская, монастырская и крестьянская колонизации Русского Севера шли рука об руку. Одним из организующих начал колонизации, на всех этапах ее истории, выступала государственная власть. Носителями государственной власти в период зарождения и развития монастыря были представители Рюриковичей и Романовых. По моему глубокому убеждению, для русских государей, монархия была не только лишь образом правления. Царство понималось как духовный, общественный и государственный порядок. Об этом, в частности, свидетельствует история Антониево-Сийского монастыря. Грамоту на построение обители, то есть говоря простым языком, - право на создание монастыря преподобный Антоний Сийский получил от Великого князя Василия Иоанновича, а его внук – сын Ивана Грозного, царевич Иоанн написал редакцию Жития святого Антония и составил службу. То есть мы видим, что уже на самом раннем этапе не только сам факт появления монастыря, но и создание агиографии и гимнографии его основателя, тесно связаны с историей первой династии…К сожалению, подлинных предметов этого периода, в собрании монастыря не много.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/28/...

Как выглядит рубленый забор (в Кенозерском парке) Только по Кенозерскому парку – около 40 храмов и часовен. По самому району – около 20. Вот так, милостью Божией…    – Отец Антоний, расскажите о строящемся в поселке Савинском Крестовоздвиженском храме. Строящийся Крестовоздвиженский храм в Савинском – Особенность самого места в Савинском – в том, что здесь когда-то начинал свой духовный подвиг преподобный Антоний Сийский – молитвенник земли Северной. Обитель, которую он основал, – Троицкий Антониево-Сийский монастырь – ныне действует. Она находится на Холмогорской трассе (когда мы едем из Москвы в сторону Архангельска). А у нас, в Савинском, он начинал свой подвиг. Это было в 1513 году. Он тут несколько лет молился, построил первый храм – во имя святителя Николая. А позже, как говорит предание, так как местные жители не были довольны тем, что здесь будет огромный монастырь, он сел на плот и сплавился по реке Емцы до Двины, вышел к Михайлову озеру, откуда вытекает река Сия. Там и основал обитель. Антониево-Сийский монастырь Получается, что мы начали строительство храма там, где начинал и преподобный Антоний: на слиянии трех рек – место очень живописное. Мы долго об этом думали, говорили. И как раз в Крестовоздвиженском храме нижний придел – в честь святителя Николая – в память о том храме, который здесь когда-то возвел святой Антоний. Мы строим, чтобы все те духовные традиции, которые были нашими предками установлены, как-то поддерживать и возрождать. Сам храм тоже по-своему уникален, потому что срублен по всем старым традициям – без единого гвоздя. Храм имеет сочетание шатра и бочек, что было характерно для северной храмовой архитектуры. – Прихожане домового храма во имя преподобного Антония Сийского, где вы сейчас служите, как-то участвуют в строительстве? – Конечно! Многие жители Савинского помогают в строительстве храма – кто чем может. Мы устраиваем субботники. Смысл субботника – сплочение жителей нашего поселка, объединение людей созидательным трудом. Совместная работа всегда помогает находить общий язык, лучше понимать других, в конце концов поднимает настроение.

http://pravoslavie.ru/91712.html

Аникита (непобедимый, греч.), муч. мелитинский, 7 ноября. Аникита , муч. никомидийский, 12 авг. Аниманда , мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Анин монах, подв. близ Евфрата, 13 и 18 марта. Анисия (совершение, успех, греч.) дева, мученица солунская, 30 дек. Анна (благодать, евр.) пророчнца, мать пророка Самуила, 9 дек. Анна пророчица, 3 февр. Анна прав., мать Пресвятой Богородицы, 25 июля и 9 сент. Анна , мученица персидская, 20 ноября. Анна мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Анна мученица, 22 окт. Анна и Кирилла мучч., 5 июля. Анна , преподобная вифинская, 29 окт. Анна преподобная, 13 июня. Антипа (упорный, крепкий, против всего, греч.), еп. Пергама асийского, муч. 11 апр. Антипатр (вместо отца, как отец, греч.), муч. кизический, 29 апр. Антиох (противонесущий, напротив везущий, греч.), врач севастийский, муч. 16 июля. Антиох , пустынник сирийский, 23 февр. Антонина , (см. Антоний) муч. никейская, 1 марта и 13 июня. Антонина девица мученица, 10 июня. Антонин , из 7 отроков ефесских, 4 авг. и 22 окт. Антонин , муч. никомидийский, 19 апр. Антонин , муч. римский, 7 июня. Антонин , муч. кесарийский в Палестине, 13 ноября. Антонин , муч. анкирский, 7 ноября. Антонин , пустынник сирийский, 23 февр. Антонин , муч. африканский, 23 сент. Антоний (покупающий в замен, набивающий цену, греч.) пресв., муч. егип., 8 янв. Антоний , из числа 45 мучч. Никопольских, 10 июля. Антоний , муч. кампанийский, 6 июля. Антоний муч., с Маркеллом, 1 марта. Антоний александрианин, муч. 9 авг. Антоний , муч. сирийский, 9 ноября. Антоний великий, преп. египетский, 17 янв. Антоний , патриарх цареградский, Кавлей, 12 февр. Антоний , пр. печерский, 10 июля. Антоний римлянин, пр. новгородский, 3 авг. Антоний , муч. литовский, 14 апр. Антоний , пр. сийский, 7 дек. Анувий , преп. египетский, 5 июня. Амфим , (цветущий, греч.) еписк. никомидийский, муч. 3 сент. Анфим , муч. Киликийский, 17 окт. Анфимий (Анфим), 30 дек. Анфир (цветущий, греч.) папа римский, 5 авг. Анфиса (вернее Анфуса – цветущая, греч.), мученица, пострад. от Сунилды, 8 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича Подготовка текста, перевод и комментарии Е. А. Рыжовой Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым – одно из немногих известных в настоящее время сочинений царевича Иоанна Иоанновича, сына Ивана Грозного. Все сочинения царевича посвящены почитанию севернорусского подвижника XVI века Антония Сийского: Служба и Житие Антония Сийского, Похвальное слово и «Исповедание», в котором царевич описывает историю создания своих произведений. Преподобный Антоний Сийский (в миру Андрей), родившийся в северном местечке Кехта, постриженник Пахомия Кенского, основал в 1520 г. на реке Сие в Двинском крае монастырь в честь Святой Троицы и стал его первым игуменом. Преподобный Антоний Сийский при жизни был прославлен иноческими подвигами и пустынножительством, а после преставления 7 декабря 1556 г. – многочисленными чудесами от раки с мощами святого и от храмовой иконы Святой Троицы, по монастырскому преданию, написанной самим Антонием. В 1579 г., спустя 23 года после преставления Антония Сийского, игумен Антониево-Сийского монастыря Питирим и ученики святого архиепископ Новгородский Александр и инок Филофей пришли в Москву и обратились к Ивану IV с просьбой о канонизации святого. «Ходоки» принесли с собой и Житие Антония Сийского, составленное годом раньше священноиноком Антониево-Сийского монастыря Ионой. Архиепископ Александр обратился за помощью к царевичу Иоанну Иоанновичу, и тот, любовию «распалаем ко святому», написал службу Антонию Сийскому, которая и была представлена вместе с Житием в редакции Ионы на церковный собор 1579 г. Через полгода царевич Иоанн Иоаннович составил новую редакцию Жития Антония Сийского, а затем Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым (Рыжова Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000. О службе преп. Антонию Сийскому в редакции царевича Иоанна Иоанновича см.: Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве. СПб., 2004. С. 206–221. Житие святого в переработке царевича приведено в издании: Житие Антония Сийского: Текст и словоуказатель/Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Милостью Божией» Иеромонах Антоний (Ласточкин) о строящемся на Русском Севере храме «без единого гвоздя» Валентин Фролов Иеромонах Антоний (Ласточкин) «Спаси, Господи!» – настолько привычное выражение для верующего, как «Спасибо» или «Как дела». Но в речи отца Антония оно звучит постоянно, по любому поводу, просто и в то же время с особым трепетом. Из дневниковых записей сретенских волонтеров, отправившихся на Русский Север зимой 2016 г. Преподобный Антоний Сийский Есть тысячи уголков в нашем Отечестве, о которых не знают в столицах. Поселок Савинский – удивительное во всех отношениях место на Русском Севере. По соседству с легендарным космодромом Плесецк, Савинский стоит на реке Емце – одной из двух рек в мире, где не бывает ледохода, хотя он должен быть из-за географического положения. Савинский – место, богатое духовной историей. Здесь начинал труды преподобный Антоний Сийский, он построил первый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Удивительно: имена и труды повторяются – здесь же сегодня трудится иеромонах Антоний, в миру – Николай Ласточкин, полковник, 20 лет отслуживший на космодроме. Когда подошло время увольняться из армии, у него и мысли не возникло отправиться в родной Краснодарский край – греться на солнце. Он будет жить в «медвежьем углу», там, где гуляют пронизывающие ветры. И служение свое здесь не оставит, правда, уже в ином качестве – в священном сане, будучи настоятелем савинского прихода. О возрождении духовной жизни на Севере, о строящемся храме в честь Воздвижения Креста Господня – беседа с «неизвестным» священником – благочинным Плесецкого района иеромонахом Антонием (Ласточкиным). О том, как можно помочь в постройке Крестовоздвиженского храма в п. Савинском, – в конце сюжета. Иеромонах Антоний (Ласточкин) – Отец Антоний, как вы оказались на Севере? – Раньше Север для меня был в какой-то степени отталкивающим: казалось, холодно и некомфортно, я ведь родился и вырос в Туапсе – на берегу Черного моря. Всегда думал, что лучше моего города нет. Но, наверное, так для любого человека: то место, где он растет, для него самое родное и любимое. Тем не менее я покинул Туапсе надолго, отправляясь служить в Советскую армию.

http://pravoslavie.ru/91712.html

Да где только не расскажут вам о новых чудесах св. Николы. На Северной Двине в 1930 году женщины перегружали карбас с сеном. Карбас затонул на песчаной кошке. И женщины враз закричали: «Святитель Никола, убавь воды!». Вот вам малоазиатский «мифический» грек. Полной жизнью живёт «святый Николае» на Руси. Что там 70 его лет на дальнем юге, в безвестном тогда граде: его жизнь, жизнь в Византии, в России, в Италии, во Франции, в Германии… настоящая жизнь святителя Николая — это последние полторы тысячи лет. Скажем, с V по XX столетие! Вот этот «период» жизни святителя как раз богат событиями, происшествиями… Европа, Азия, Америка… Везде он! ..Да… В церкви, в религии всё так В теле жив, невелико место занимал, а сбросил и везде стал. Отошёл святой ко Господу, и сразу «деятельность» его крылья, размах получает. Как только человек святой жизни, о Господе почивший и Господу угодивший, ко Господу преставился, он, иногда сразу, иногда постепенно (это самое разительное!) со всеми рядом, с людьми-то, становится. Жив-то, дак куда-то писать или ехать куда-то надо, добывать старца-то. А преставился — и рядом около тебя оказался. Жив, годы считал: «Ох, стар де… немощен». А помре, и счёт годов отпал. Время перестало для отошедшего ко Господу. Полторы тысячи или тысячу лет назад жил в теле святый, но, начав жить жизнь вечную, стал одинаков и XV веку, и веку XX. Века сего света проходят, а живущий жизнь вечную всё тот же. Тамо жизнь неизменяемая, нестареемая. 7 Декабря Антоний Сийский… Сегодня с Двинской земли струится тихий, но настойчивый свет. Антоний Сийский — одна из звёзд Севера. Он как северное сияние в ночи. Но и сюда достигает свет его святости… Там, на далёком Севере, четыреста лет назад затеплилась эта свеща неугасимая. Сегодня там праздник Разорена обитель, но: жив Господь, жива святыня. Ныне силы небесные тамо невидимо служат. Нет людей, но горят свещи праздничные, озаряя снега и дремучие ели, и скованные во льдах реки и озеро. Антоний Сийский, благодатный луч северного сияния. Сегодня в день его блаженного успения стремится на Север душа моя, хочет слушать тихость безмолвную ночи. Вот я вижу Двинскую землю в зимнем сне. Великие реки, беспредельные леса и озеро, и остров, и как ковчег драгоценный — обитель Антониева. Род сей, в смраде срамно ликующий, не видит света святых. Но тем, кто взыскует оного света, сияет имя Антония Сийского, любо его житие и эти леса, и реки, освящённые его пребыванием, его чудесами.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

При монастыре имеются гостиница для богомольцев и спасательная станция на западном Яренгском рогу. Сообщение с Архангельском поддерживается на пароходах и кораблях. Ближайшее к монастырю почтовое отделение находится в 10 верстах от него в деревне Красная гора. Сийский Антониев монастырь в Холмогорском уезде. Антониево-Сийский необщежительный монастырь расположен на полуострове Михайловского озера, через которое протекает река Сия, впадающая в восьми верстах от него в Северную Двину; расстояние от монастыря до Архангельска – 160 верст, а до ближайшего уездного города (Холмогоры) – 90 верст. Полуостров, на котором находится монастырь, весьма невелик: 100 саж. в длину и 60 саж. в ширину; с трех сторон он окружен водою озера и лишь с северной стороны соединяется с материком узенькой полоской земли шириной в 25 саж. До основания обители это место было дикое и уединенное, посещаемое одними только звероловами. Но в настоящее время это один из красивейших и живописных уголков северного края. На берегу прелестного тихого, кристально-прозрачного озера, над вечнозелеными хвойными лесами приветливо вырисовываются многочисленные главы обители, увенчанные золочеными крестами. Радостный благовест монастырских колоколов далеко разносится по окрестностям, нарушая тишину уединенного безмолвия и наполняя миром и умилением сердца окрестных жителей. Предание утверждает, что еще до основания обители это место было предназначено самим Богом для иноческого жития: приходившие сюда звероловы не раз слышали здесь звон колоколов, пение иноков и даже видели, как иноки рубят лес, хотя тут еще никто не жил... Время основания монастыря относится к 1520 году, а основателем его был преподобный Антоний, Сийский чудотворец (ск. 7 декабря, 1556 года). Прп. Антоний, сначала подвизавшийся в Николаевском Шелецком монастыре, удалился оттуда в сопровождении нескольких учеников, чтобы найти себе новое место для иноческих подвигов. Во время этих поисков иноки встретили одного крестьянина-рыболова из Емецкого прихода, по имени Самуила, который и привел их на берега Михайловского озера, к тому месту, где неоднократно слышались звон и пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 70-х годах XVII столетия в монастыре возводится еще одна ка­менная церковь — надвратная, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного. Строительство ее растянулось на много лет: постройку закончили в 1679 г. В церкви над святыми воротами нахо­дились три престола — в честь Андрея Первозванного, Сергия Радонеж­ского, Флора и Лавра. На рубеже XVII—XVIII вв. к западу от Троицкого собора на самой кромке берега был возведен двухэтажный корпус — братские кельи. Однако в 1779 г. здание сильно пострадало во время пожара, и верхний этаж пришлось разобрать. Руины сохранились до наших дней. Сийский монастырь не имел своих ювелиров — «кузнецов по злату и серебру», но хранившиеся в его ризнице потиры, панагии игуменов являются достойными памятниками прикладного искусства русских мастеров XVI—XVII вв.: водосвятная чаша (1583), панагия (1608), принадлежащая сийскому игумену Феодосию, подарок патриарха Фи­ларета — паникадило (1628). Ценные вклады в монастырь делали многие московские бояре. Например, в 1692 г. дворянин Семен Риморев сделал вклад по боярину Ивану Михайловичу Милославскому — серебряный потир, находящийся ныне в экспозиции Архангельского областного краведческого музея. Памятники древней живописи Сийского монастыря не дошли до нас, но письменные документы сохранили сведения о многих мастерах, работавших для монастыря или в самом монастыре. Иконописцем был его основатель Антоний. Образ Троицы для вновь построенного каменкого храма писали «на Москве» московские мастера Осиф Полперев и Семен. Для монастыря работал государев иконописец Максим, а так­же иконники Федор Чудовский, Симеон Устюжский, Постник Деребин, Оксентий Псковитин, Федор Зубов, Василии Осипов, Василий Мамон­тов Онежанин и др. Некоторые здания Антониева-Сийского монастыря дошли до нас в сильно искаженном виде. Только по старым рисункам можно судить о таких исчезнувших каменных зданиях, как двухэтажный настоятель­ский корпус (1685), находившийся между храмом-колокольней и надвратной церковью, больничные кельи с деревянной церковью Николая Чудотворца (1730), хлебные амбары. Лишь нижний ярус сохранился от храма-колокольни. Когда реставрационные работы вернут построй­кам их первоначальный облик, Антониев-Сийский монастырь предста­нет в первозданном виде и займет подобающее место среди архитектур­ных ансамблей XVI—XVIII вв.

http://sobory.ru/article/?object=08656

В монастыре интенсивно идут реставрационно-восстановительные работы и археологические раскопки. На территории монастыря сохранились четыре храма XVI-XVII веков. Это Собор Пресвятой Живоначальной Троицы, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, храм-колокольня трех святителей Московских - Петра, Алексия и Ионы и надвратная церковь преподобного Сергия Радонежского. Практически восстановлены храм-колокольня Трех святителей Московских и надвратная церковь прп. Сергия Радонежского. 10 июня 1994 году монастырь посетили глава Российского Императорского Дома Великая княгиня Мария Владимировна, ее мать - Великая княгиня Леонида Георгиевна и наследник Цесаревич, Великий князь Георгий Михайлович. В 2020 году Антониево-Сийскому монастырю исполнится 500 лет. Предстоит проделать огромную работу по восстановлению древних зданий обители. А. Карушев. http://arhispovedniki.ru/library/research/5401/ К концу первой четверти XVI столетия у истоков Сии, притока Северной Дви­ны, был основан небольшой монастырь — Троицкий. Впоследствии святая обитель получила название Антониев-Сийский монастырь в честь ее основателя Анто­ния (1478—1556). Выходец из крестьян­ской семьи, Антоний («в миру» — Анд­рей) с детства проявил способности к чтению и живописи. В 1520 г. он и шесть его сподвижников поселились на месте будущего монасты­ря, но основание его и жалованная грамота великого князя Василия III относится к 1525 г. Антониев-Сийский монастырь находится в девяти километрах от деревни Сии (Холмогорский район). На узком мысу небольшого остро­ва в Михайловском озере красиво и компактно расположены его мону­ментальные постройки — комплекс архитектурных памятников XVI—XVIII вв. Главный фасад монастыря — со стороны въезда, то есть с севера. Все основные здания не только воспринимаются как единое целое, но и удивительно чувствуется место каждой постройки в ансамбле, про­странственно-композиционные и ритмические взаимосвязи между ни­ми. Надвратная церковь Сергия Радонежского с примыкающими к ней с запада двухэтажными кельями, настоятельский корпус, храм-коло­кольня, Троицкая церковь словно расступаются друг перед другом, образуя ступенчатую линию разновеликих сооружений, отличающихся по типу и назначению, но образующих в целом живописный, по-древ­нерусски свободно скомпонованный ансамбль. Северный фасад мона­стыря — не результат счастливой случайности в расположении зданий, а сознательно сформированный архитектурный комплекс, рассчитан­ный на обзор со стороны дороги, ведущей к монастырю, который с трех остальных сторон доступен для осмотра лишь с противоположного бе­рега. Глаз отдыхает на широкой глади Михайловского озера, белых постройках монастыря, уводящих мысль в далекие времена русского средневековья.

http://sobory.ru/article/?object=08656

Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря – игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в 17 веке, были иконописцами. В конце 16-17 вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов сольвычегодский мастер Василий Кондаков. В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры – Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр. В 17 веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьями тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы – соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже 17-18 вв. возведен двухэтажный корпус братских келий. С середины 17 века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В 19 веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце 19 века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп. В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.).

http://sobory.ru/article/?object=08656

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010