Глава III. О святом престоле и его принадлежностях §1. Знаменование и значение алтаря Первейшая часть храма, знаменующая, как выше было сказано, невидимое Божество Христово, душу человеческую и проч., есть алтарь. Слово «алтарь» латинского происхождения; оно составлено из слов alta ага, что значит возвышенный жертвенник. Греки алтарь называли словом βημα, которое имеет то же значение. Βημα, по общему употреблению греков, означает: 1) возвышенный жертвенник, или вообще такое высокое место, которое не всякому доступно и даже для многих неприкосновенно; 2) кафедру, с которой ораторы произносили народу свои речи, и 3) судилище, с которого цари народу или военачальники воинам давали повеления, творили суд, раздавали награды за заслуги или дары от своего богатства. §2. Престол есть важнейшее место в алтаре Важнейшее в алтаре место есть святой престол. Посему все преимущества, приписываемые алтарю, ни к одному находящемуся в оном месту не могут быть так близко применены, как к святому престолу невидимого Бога, возвышающемуся посреди алтаря. Симеон Солунский (гл. 131, о храме) говорит: «священнейший алтарь в сем месте образует пренебесное и то, что превыше небес, где поставлен престол невидимого Бога». Престол есть жертвенник и училище Святой престол прежде всего есть тот истинный жертвенник, на котором приносится в жертву Христос наших ради грехов, приносится, как Архиерей и как Сын человеческий, закалаемый в тайную и бескровную жертву. Жертва сия раздается верным в словесное служение, чрез которое мы становимся причастниками живота вечного и бессмертного. Престол есть истинное для нас училище, откуда мы слышим слова Того, Которому не было равного в учении, как сказано: николиже тако есть глаголал человек, яко сей человек ( Ин.7:46 ). Евангелие на престоле На престоле же полагается написанное слово Божие, священное Евангелие, и полагается для того, дабы с сего возвышенного места оно видимо было всеми. Симеон Солунский (о храме, в гл. 13 и 133) говорит: «Евангелие, образующее собою Иисуса Христа, лежит посреди престола, и это для того, чтобы на него все взирали, особенно когда оно проповедуется». Престол есть судилище

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава II. Чин хиротонии иподиакона §1. Степень и лета иподиакона Степень и лета иподиакона объясняет Симеон Солунский (в гл. 161) следующим образом: «за степенью чтеца следует чин иподиакона, который составляет среднюю степень между степенями чтеца и диакона: эта степень выше степени чтецов и певцов, но ниже степени диакона; почему и называется чином иподиакона. Чтецы и певцы после своего посвящения могут вступать в брак; а иподиаконы уже не могут: они прежде посвящаются в должность чтецов, и потом уже, послужив с честию узаконенное время, удостоиваются рукоположения, возводящего на сию степень. Узаконенное время для посвящения двадцатый год жизни», а не моложе, потому что они должны быть производимы после вступления в брак. Иподиакон производится вне алтаря По свидетельству древних рукописных греческих чинопоследований, иподиаконы посвящаемы были некогда в диаконике близ стола, стоявшего со священными сосудами, и притом во время литургии, по совершении малого входа. Но сами же иподиаконы побудили изменить это обыкновение, – и оно изменено за несколько лет до взятия Цареграда. Побудительною причиною к сему изменению было то, что некоторые иподиаконы, посвященные в диаконике, начали почитать один диаконик собственным местом своего служения. За это у них с диаконами нередко происходили споры, для прекращения которых, а равно и для уничтожения высокоумия, патриарх Мануил Харитопула вновь учредил посвящать их не в диаконике, но вне его, – среди храма, на том же месте, где посвящаются и чтецы, и притом не во время литургии, но до ее начала. Это обстоятельство показывает, что и самое посвящение в иподиакона в древности без литургии не совершалось. Симеон Солунский (в гл. 162) описывает место и время иподиаконского посвящения следующим образом: «желающий принять руковозложение иподиакона приводится к архиерею в то время, когда он в священном облачении стоит пред царскими дверями, прежде начатия священной литургии». §2. Иподиакон опоясуется орарем И опоясует его. Причину, по которой иподиакон как во время своего посвящения, так и всегда опоясывается орарем, Симеон Солунский (в гл. 163) предлагает следующую: «потом опоясывает его орарем в знамение того, что он с настоящего времени смирением, целомудрием чресл своих и чистотою должен стяжать себе одежду чистоты духовной: – почему и не может уже после сего посвящения вступать в брак». Но может пребывать в супружестве, если он прежде сего вступил в него законным образом. §3. Порядок иподиаконского рукоположения

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Пресвитер называется совершительным, как лице, имеющее только благодать совершать таинства, а не преподавать ее другим: он крещает и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает других к совершенно таинств, и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину. Диакон называется народослужительным, как лице, имеющее чин помощника служителя св. таинств и не могущее ничего делать без позволения иерея, что составляет личное свойство последнего ангельского чина». По сему различию степеней хиротонии диакон, пресвитер и епископ имеют различные священные одежды, из которых одни выше и превосходнее других. Симеон Солунский в той же главе пишет: «каждый из трех сих чинов и степеней священства облачается в приличные сану его священные одежды. Диакон облачается в одежду, образующую его ангельский чин; пресвитер имеет и то, что диакон, ибо он прежде благодати священства приял дар диаконского служения, имеет сверх сего и облачения, свойственные его совершительной благодати, которую являет эпитрахиль; а иерарх, имея все принадлежащее степени пресвитера, имеет сверх того омофор, который представляет образ воплощенного Сына Божия. По сей же причине, облачаясь в священные одежды, он первее всего облачается в стихарь или подризник». Поскольку первое и меньшее из всех посвящений есть поставление чтеца и певца, то мы сначала и займемся объяснением этого чина; за сим будем объяснять и другие священные чины по степеням. §2. Звание чтеца и певца Имеяй быти свещеносец. Должность чтеца и певца состоит в том только, чтобы читать и петь в церкви; он кроме того носит свещу пред Евангелием и исполняет другие подобные сим обязанности как в церкви, так и в алтаре. Симеон Солунский (в гл. 169) говорит: «поставленный таким образом во чтеца, он со времени своего посвящения по повелению диаконов или иереев читает пред народом Писание, то есть священные словеса пророков и апостолов, стоя посреди храма, как и во время посвящения, и с непокрытой головою. Кроме того, входя в алтарь, как служитель алтаря, он возжигает свещи, подает иерею огонь, предшествует со свещею Святым Дарам, подает ему (иерею) просфоры, воду и теплоту, хранит в чистоте принадлежности храма, отправляет и другие службы и предначинает пение божественных песней, то есть канонархает; вообще он есть служитель божественных дел в храме; почему и должен исполнять свои обязанности с благоговением и знать, чему служит».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Возлагаемый здесь фелонь на чтеца и певца не та одежда, которую священники имеют во время совершения Св. Таин; но имеется для сего фелонь особливый, т.е. короткий, сшитый только на подобие фелоня иерейского. Симеон Солунский (в гл. 159) говорит: «освященный чрез пострижение приводится опять к епископу, – и целуя руки иерарха, приемлет от него благословенный фелонь (о самом слове: фелонь, см. 2 ч., гл. 6, §16), который есть начаток священных одежд, и надевает его на выю, в знамение того, что он приходит под ярем священства, и посвященный на служение Богу, вступает под кров Самого Бога». Почему фелонь чтеца и певца, кроме наружного своего вида, отличается от священнического и в смысле таинственном: первая есть начало, а последняя конец священства; первая означает посвящение в служение Богу и повиновение священству, а последняя есть совершение священства. §5. Содержание молитвы при рукоположении И молится сице: Господи Боже Вседержителю. Содержание (сей молитвы): Господи Боже Вседержителю объясняет Симеон Солунский (в той же 159 главе) следующим образом: «потом иерарх знаменует главу его трижды, и положив руку на печати (произведенной крестообразным пострижением), показует тем силу Божию, осеняющую его своим покровом; преподавая ему благодать сего божественного покровительства, он молится о том, чтобы Сам Господь Вседержитель освятил совершаемого, избранного Ему на служение». Поскольку все поставление чтеца и певца, совершаемое крестообразным знамением, называется печатию, то и настоящая молитва по содержанию своему во всем имеет свойства молитвы просительной, но не восполняющей и совершающей, и чин этот не может иметь такой степени власти и значения, какие приобретают диаконы и священники, проручествуемые Божественною благодатию. §6. Чтец и певец прочитывает при посвящении немного из Апостола И мало прочтет Апостола, иже случится начало и конец. Чтецу и певцу, посвященному знамением крестообразного пострижения и молитвою архиерея утвержденному на степени своих обязанностей, повелевается прочитать посреди церкви часть Апостола, в знак того, что первая его обязанность есть обязанность читать Писание и петь на сем месте. Держит лампаду Потом архиерей подает ему лампаду, – и он становится с нею на обыкновенном месте, для того, чтобы всем присутствующим здесь ведомо было его поставление на степень свещеносца. Читать далее Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

И в следующей (105) главе: «и так врата заключаются, ибо алтарь становится уже небом, и туда нисходить сила Святого Духа. Посему и должно быть там одним небесным, т.е. священным, и никому другому не должно смотреть. Ибо святое – святым и освященное – священным, доколе совершаются, – и уже после причащения священников преподаются народу, и то не непосредственно, а посредством священников, и при посредстве некоторых завес». При начатии освящения не только выходят мирские люди, но и все подвижные утвари выносятся из алтаря. Симеон Солунский (в гл. 105) говорит об этом: «износятся и все движимые принадлежности храма из алтаря; потому что все прочие принадлежности алтаря могут быть переносимы и перелагаемы с одного места на другое: но самый престол должен пребывать на одном месте и все, что находится на нем, никогда не должно быть переносимо с него на другое место. Посему святые иконы, священные сосуды и прочие принадлежности алтаря, имеющие быть перелагаемы с места на место, износятся из алтаря, дабы освятить то, что имеет стоять в нем на одном месте и пребыть навсегда неподвижным». Посему в чине обновления храма в книге «Патриаршеский чиновник» напечатано: «таже повелевает все, двизатися могущее, изнести из церкве, и ни кадило же оставити». §6. Воскомастих Горнец с воскомастихом. Воскомастих составляется из воска, мастики, толченого мрамора и других некоторых ароматических веществ и растопляется на огне. Возлиянием этого воскомастиха на углы начинается освящение престола. Самое же действие возлияния имеет два значения: видимое (чувственное) и таинственное; в чувственном смысле воскомастих возливается для склеения углов престола; в смысле таинственном воскомастих образует те ароматы, с которыми погребено было тело Иисусово. Симеон Солунский (в гл. 106) пишет: «берет иерарх сосуд, где находится воск и мастика с ароматами, смирною, алоем и другими веществами, которые все образуют погребение Спасителя, так как и самая священная трапеза образует живоносный гроб Христов; воск и мастика соединяются с ароматами потому, что эти клейкие вещества потребны здесь для укрепления и соединения трапезы с углами престола; в соединении своем все сии вещества представляют любовь к нам и соединение с нами Христа Спасителя, которые простер Он даже до смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

591 С. И. Пономарев. Критические статьи по поводу Филаретовского «Обзора» («Духовный Вестник» за 1862 г., т. III, стр. 521.). Статьи эти написаны сгоряча и заманчиво, но тем не менее в высшей степени основательны. 592 Сообщим, кстати, несколько подобных случаев из биографической части. В статье о м. Платоне Левшине Филарет неверно выставил 1775 г., как год возведения его в митрополита (стр. 403), – таковым следует считать 1787 г. (Сл. II, стр. 179 Снегирев, – «Жизнь и труды м. Платона», M 1857 г. стр. 82). Год смерти еп. Симона Лагона 1804-й) правильнее указан м. Евгением (II., стр. 224; и неверно (1803-й) пр. Филаретом (стр. 387). В статье о св. Тихоне (Соколове) Болховитинов ошибочно сказал, что он занял Воронежскую епископскую кафедру в 1767 г. (вм. 1763 г); ошибка эта сразу заметна для читателя, так как на другой же строчке говорится уже, что 17 дек. 1767 г. Тихон уволен на покой (II, 266); Филарет повторил ошибку, да еще и не указал года отправления святителя на покой (стр. 353). Иногда Филарет, поправляя Евгения, не подтверждает ничем своего мнения и потому читатель затрудняется верить ему. Так у него годом смерти Арсения Мацеевича почему-то выставлен 1772 г. (стр. 343), а у Евгения 1780 (Сл. I т., стр. 57). Вениамин, архиепископ Нижегородский, носил, по Евгению, фамилию Краснопенкова (т. I, стр. 74), а по Филарету, – Румовского (стр. 400). См. еще статьи о Феофилакте Русанове (Сл. т. II, стр. 333; Обз. стр. 428), Сильвестре Старогородском (Обз. стр. 385) или Строгородском (Слов. т. II, стр. 207) и др. 593 Невольно припоминается нам при этом эпиграф, избранный Бекетовым к изданному им в 1801–1802 г.г. «Пантеону российских авторов»: «Душа писателей в творениях видна, «Но самый образ их бывает нам приятен». 594 «Справочный Словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX ст.». 1876 г. О нем Венгеров говорит ранее. 596 Эта параллель г. Венгерова дала нам случаи припомнить другую параллель, именно, П. М. Строева, который Н. М. Карамзина и м. Евгения еще в 1823 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Отходя к избравшим его епископам, он целует и их руки, – в знак того, что он вступает в их чин и в залог любви и мира с ними во Христе. Итак, избранный уже возымел залог церкви и с настоящего времени есть ее обручник, принявший, вместо перстня, печать церковного благословения». Стоит в диаконике До времени посвящения избранный стоит в диаконике или в приделе, на южной стороне алтаря, и на малый вход не исходит. Симеон Солунский (в гл. 203) говорит: «избранный же стоит в диаконике, одеянный и украшенный набедренником; на малый вход он не выходит вместе с другими, как лицо, имеющее уневеститься Христу; и потому вводится в алтарь с особенною честию и с препровождением от других: это и есть вход его». §6. К посвящению приводится от протопресвитера и протодиакона И по трисвятом пении приводится от протопресвитера и протодиакона пред царские двери. Симеон Солунский (в той же главе) говорит: «из диаконика выводят его – предваряющий его несколько диакон и придерживающий его пресвитер, и таким образом идет он по правой стороне храма кругом амвона до алтаря. Ибо хотя он и совершенный обручник епископства, хотя и принял печать обручения и целование епископов: но еще не жених епископства, не принял еще дщери царевы, которую обручит себе; не соединен еще с нею союзом таинства, не сделался еще ею мужем, не вверился ей, не один еще дух с нею. Посему прежде уневещения он и называется еще пресвитером до тех пор, пока в посвящении примет звание мужа церкви и епископа». По трисвятом он один посвящается В прежних рукоположениях показано, что диакон хиротонисуется по Достойно, пресвитер – после херувимской песни, пред освящением даров; но епископ посвящается здесь – по трисвятом пении, после малого входа, пред восхождением на горний престол. Причину сего епископского посвящения, совершаемого после трисвятой песни, объясняет Симеон Солунский (в той же главе) так: «итак, вот когда, – после входа, – совершается сей брак духовный, именуемый хиротониею. Потому что так было и в начале: первый (малый) вход знаменует воплотившегося и пострадавшего за нас Владыку, воскресшего и вознесшегося на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Посему, как лице служащее, а не совершающее, он приклоняет и колено только одно. Потому что поставляется служителем одного Божественного служения». §6. Руки и чело прилагают к престолу Полагает длани крестовидно на святую трапезу, приложив же и чело между рук к святей трапезе. Для чего диакон, припадая, полагает длани на святую трапезу, это объясняет св. Дионисий (стр. 99): «приведение к Божественному престолу и коленопреклонение знаменует то, что все возведенные в сан священный должны подчинять свою жизнь священноначальнику Богу, приносить Ему свою разумную, богоподобную душу, посвященную Его служению, и сколько возможно, хранить ее чистою и достойною того богоначального и всечистого святилища и престола, который священнолепно освящает самые боговидные умы». И еще (стр. 105): «коленопреклонение означает благоговейное повержение приходящего и священноприносящего себя самого Богу». В особенности же об обряде – прилагать чело к трапезе некто пишет: «рукополагаемые прилагают чело к святому престолу для того, дабы показать, что они приемлют чрез это силу, безопасность и дерзновение, и не постыдятся божественных дел. Ибо на челе проявляются знаки стыдливости; посему кто челом прилагается к святому престолу, тот показывает этим, что обещается отвращать от себя порочное чувство почитать стыдом священные дела и служения, совершаемые у престола». Симеон Солунский (в гл. 169) говорит: «приклоняет колено и прилагает главу (чело) к священной трапезе: потому что эта трапеза знаменует Христа, – главу всех, а миро на ней есть знамение благодати Всесвятого Духа; – Таинства же, то есть Сам Иисус Христос, предлежат в это время на трапезе непокровенны: потому что он приводится служить Иисусу, принесенному за нас в жертву; на трапезе же, как бы во гробе Христовом, находятся слова Его; под нею мощи мучеников, которых и песнь призвана к защищению рукополагаемого; – так как и приводимый есть страдалец, потому что произвольно вел жизнь благочестивую и чистую. И когда он приложит чело к трапезе, тогда, призывая себе в милость и обиталище Иисуса со Отцем и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

того же могучего деятеля, который и по нынешней теории почитается самым главным в образовании каменного угля. Мнение Ломоносова относительно янтаря так общеизвестно итак естественно, что никому не приходит на мысль, чтобы можно было думать об этом иначе, нежели как думал Ломоносов. Но в то время, когда жил Ломоносов, на многие вещи смотрели совсем другими глазами. Большая часть тогдашних ученых принимали янтарь за минерал, либо приписывали ему другое какое-либо происхождение, а не растительное. Ломоносов, напротив, признал янтарь за смолу, истекавшую некогда из растений. Поднятие и обрушение земных пластов Ломоносов объяснял расширительным действием воздуха и серных паров, скоплявшихся в глубоких подземных хлябях и, от времени до времени вырывавшихся оттуда наружу.... Теории Ломоносова, по сравнении с нынешнею, не доставало только одного предположения, именно предположения об огневом происхождении нашей планеты, о том, что земля наша сначала была огнежидкою массою и только в течении времени остыла на своей поверхности и покрылась твердою корой; этой теории недоставало только предположения о том, что внутри земли, вместо воспламеняющейся серы, до сих пор находятся огненножидкия и упругие вещества, которые непрестанно стремятся наружу и составляют причину поднятия и разрушения земной коры» 257 . Академик Д. М. Перевощиков, говоря о наблюдениях Ломоносова и Румовского над «прохождением Венеры чрез солнце 26 мая 1761 г.» замечает: «Оба наблюдателя видели одни и теже физические явления; но Румовский ни слова не сказал о их причине, а Ломоносов весьма основательно объяснил существованием атмосферы около Венеры. Спустя тридцать лет, после небольшой полемики между Шретером и В. Гершелем, эти знаменитые астрономы согласились в существовании атмосферы около Венеры, что еще поэме подтвердил Араго. Итак Ломоносову принадлежит честь первого открытия атмосферы около Венеры. По существованию атмосферы около всякой планеты, можно заключить, что она способна для жилища органических существ, и потому Ломоносов объявляет себя последователем Фонтенеля, и текстами из отцов церкви, Василия В.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Духа, проповедывать Св. Троицу и все Домостроительство о нас Божие. Для того диакон возглашает всем: станем добре, станем со страхом. Св. Герман говорит: «иерей приступает, входит в общение с ангельскими силами и стоит как бы не на земле, но в пренебесном жертвеннике, пред страшным жертвенником престола Божия, и созерцает великое, неизъяснимое и неисследованное Христово Таинство; исповедует благодать, возвещает воскресение, запечатлевает веру во Св. Троицу. Подходит в белой ризе ангел и рукою отваливает камень от гроба, показывая своим видом, взывая трепещущим голосом и чрез диакона возвещая тридневное восстание, и диакон, подняв завесу, возглашает: станем добре, станем со страхом». Но дабы предстоящие имели внимание к сему священнодействию, сохраняя умиренный и спокойный дух, диакон тотчас же прибавляет: вонмем, святое возношение в мире приносити, и тем возбуждает их ко взаимному миру. Ибо мы обязаны не только жертву приносить с миром, но и самый мир приносить в дар, преимущественно пред всяким другим даром. На что и люди ответствуют: милость мира, жертву хваления, то есть приносим; ибо милость есть плод тихого и спокойного мира. §36. В священнодействии обещаются народу блага Благодать Господа нашего. Зная, что в этом священнодействии по благословению Отца, при содействии Св. Духа, Сын имеет принестися в жертву за весь мир, и для того приступая к принесению и освящению сей жертвы, священник молится, чтобы благодать сия Господа нашего Иисуса Христа воссияла на всех предстоящих, любы Бога и Отца пребывала с ними всегда, и причастие, то есть пришествие Святаго Духа содействовало им в том же. И люди в свою очередь, награждая за молитву священника и согласно заповеди, которая обязывает молиться друг за друга, взаимно молятся о священнике, дабы и его дух был исполнен этих благ; особенно молятся о нем, чтобы он, обещающий им благодать и любовь Божию и пришествие Св. Духа, благопоспешно совершил священнодействие, и для того ему отвечают: и со духом твоим. Или, как св. Герман объясняет, и со духом твоим, то есть – как сказали выше, так и будем делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010