Питирим 1719–1738 с 1824 года архиепископ Иоанн Дубинский 1739–1742 Димитрий Сеченов 1742–1748 Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753 Феофан Чарнуцкий 1753–1773 Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782 Иоасаф Заболоцкий 1782–1783 Дамаскин Семенов-Руднев 178З-1794 Павел Пономарев 1794–1798 Епископы Нижегородские и Арзамасские: 42 Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 с 1804 года архиепископ Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825 Мефодий Орлов-Соколов 1826 Афанасий Протопопов 1826–1832 Амвросий Морев 1832–1835 Иоанн Доброзраков 1835–1847 Иаков Вечерков 1847–1850 с 1849 года архиепископ Иеремия Соловьев 1850–1857 Антоний Павлинский 1857–1860 Нектарий Надеждин 1860–1869 с 1867 года архиепископ Филарет Малышевский 1869–1873 Иоанникий Руднев 1873–1877 с 1877 года архиепископ Хрисанф Ретивцев 1877–1879 Макарий Миролюбов 1879–1885 Модест Стрельбицкий 1885–1889 Владимир Петров 1889–1892 Владимир Никольский 1892 Балахнинское викариатство Учреждено в 1866 году. Епископы (в Нижнем Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867 Поликарп Гонорский 1868–1886 Димитрий Сомбикин 1887 Агафодор Преображенский 1888–1891 Иаков Пятницкий 1891–1892 Ювеналий Половцев 1892–1893 Алексий Опоцкий 1893 Новгородская Учреждена в 993 году. Кафедра в Новгороде. Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин, святой 992–1030 Лука Жидята 1035–1059 Стефан 1060–1068 Феодор 1069–1077 Герман, святой 1078–1095 Никита, святой 1096–1108 Иоанн Попин 1110–1129 Нифонт, святой 1129–1156 Аркадий, святой 1158–1163 Архиепископы Великоновгородские и Псковские: Илия, святой 1165–1186 Григорий, святой 1187–1193 Мартирий Рушанин, святой 1193–1199 Митрофан 1201–1211 Антоний Ядрейкович, святой 1211–1219 Митрофан, вторично 1219–1223 Арсений Хутынский 1223–1225 Антоний, вторично 1225–1228 Арсений, вторично 1228–1229 Антоний, третий раз 1229 Спиридон 1230–1249 Далмат 1251–1274 Климент 1276–1299 Феоктист, святой 1300–1308 Давид 1309–1325 Моисей, святой 1325–1329 Василий Копейка, святой 1331–1352 Моисей, вторично 1352–1359 Алексий 1360–1388 Иоанн 1389–1415

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Питирим 1719–1738. Архп. с 1824. Иоанн Дубинский 1739–1742. Димитрий Сеченов 1742–1748. Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753. Феофан Чарнуцкий 1753–1773. Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782. Иоасаф Заболоцкий 1782–1783. Дамаскин Семенов-Руднев 1783–1794. Павел Пономарев 1794–1798. Нижегородские и Арзамасские (c 1799 г.): Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 Архп. c 1804. Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825. (C 1825 г. была вакантна; управлял Костромской еп. Самуил). Мефодий Орлов-Соколов 1826. Афанасий Протополов 1826–1832. Амвросий Морев 1832–1835. Иоанн Доброзраков 1835–1847. Иаков Вечерков 1847–1850. Архп. c 1849. Иеремия Соловьев 1850–1857. Антоний Павлинский 1857–1860. Нектарий Надеждин 1860–1869. Архп. c l867. Филарет Малышевский 1869–1873. Иоанникий Руднев 1873–1877. Архп. c 1877. Хрисанф Ретивцев 1877–1879. Макарий Миролюбов 1879–1885. Модест Стрельбицкий 1885–1889. Владимир Петров 1889–1892. Владимир Никольский 1892–1900. Назарий Кириллов 1901–1910. Архп. c 1909. Иоаним Левицкий 1910. Валахнинское викариат., учр. в 1866 г. Епископы (в Нижнем-Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867. Поликарп Гонорский 1868–1886. Димитрий Сомбикин 1887. Агафодор Преображенский 1888–1891. Иаков Пятницкий 1891–1892. Ювеналий Половцев 1892–1893. Алексий Опоцкий 1893–1896. Аркадий Карпинский 1896–1897. Анастасий Опоцкий 1898–1901. Нестор Фомин 1901–1903. Исидор Колоколов 1903–1906. Евфимий Елиев 1906–1909. Геннадий Туберозов 1909. Новгородская, учр. в 992 г. Кафедра в Новгороде Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин 992–1030. Лука Жидята (Жирята) 1035–1059. Стефан 1060–1068. Феодор 1069–1077. Герман 1078–1095. Св. Никита 1096–1108. Иоанн Попин 1110–1129. Св. Нифонт 1130–1156. Аркадий 1158–1163. Архиепископы Великоновгородские и Псковские (до 1589 г.): Св. Иоанн 1165–1186. Григорий 1187–1193. Мартирий Рушанин 1193–1199. Митрофан 1201–1211. Антоний Ядрейкович 1211–1219. Митрофан (вторично) 1219–1223. Арсений (монах); упр. еж. 1223–1225: (вторично) 1228–1229. Антоний (вторично) 1225–1228.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Иоанникий Святковский-Зверев определён в 1758, а 1 мая 1759 перев. в Юрьев. Евфимий в 1759 перев. из Клопского, а в 1766 – в Тихвин. Виктор Онисимов произведён 20 сент. 1766, а в 1770 перев. в Иверский. Антоний Румовский произведён 1770, из законоучителей кадетского корпуса, а 2 февр. 1774 хирот. в еписк. Переяславль-Залесского. Иакинф Карпинский 16 янв. 1774 перев. из Голутвина, а 28 авг. – в Белоезерский Кириллов. Поликарп Павловский 28 авг. 1774 перев. из Вятского Трифонова, а в 1782 – в Черниговский Ильинский. Игнатий Максимович , из Глуховского Петропавловского, в 1782–83, 23 нояб. перев. в Колязин. Афанасий Вольховский 23 нояб. 1783 перев. из Новгородского Отенского, а 13 нояб. 1785 – в Юрьев. Иннокентий Полянский 13 нояб. 1785 перев. из Зеленецкого, а 27 мая 1787 – в Петергофскую Сергиеву пустынь. Николай Киждобрянский 27 мая 1787 перев. из Новгородского Кириллова, а 19 окт. 1788 – в Антониев. Иннокентий Дубравицкий произведён 12 окт. 1788, а 22 авг. 1791 перев. в Антониев. Варлаам Шишацкий 22 авг. 1791 перев. из Новгородского Кириллова, а 26 мая 1794 перев. в Дятловицкий. Антоний Знаменский определён 10 июля 1794, а в окт. 1796 перев. в Иверский. Арсений Домонтович 25 июля 1797 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 13 мая 1799 – в Нежинский Благовещенский. Иосиф Чапужников 28 июля 1799 перев. из Новгородского Кириллова, а 6 февр. 1800 перев. в Александро-Свирский. Парфений Петров 6 февр. 1800 перев. из Александро-Свирского, а 5 июля 1802 – в Иверский. Иосиф Чапужников 21 июля 1802 перев. (опять) из Свирского; но указом 31 окт. оставлен. Иосиф Ильицкий определён 31 окт. 1802, а 6 февр. 1804 перев. в Лубенский Мгарский. Варлаам Федорович Головашенко определён 6 февр. 1804, из казначеев Александро-Невской Лавры, а 9 авг. 1809 перев. в Глуховский Петропавловский. Феофил Татарский 31 янв. 1810 перев. из Сийского, а 3 июля 1813 – в Черниговский Елецкий. Гедеон Мошатин 31 июля 1813 перев. из Сковородского, а 4 февр. 1818 – в Белоезерский Кириллов. Герасим Гайдуков , из Сковородского, 1818–22, перев. в Иверский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

скит Артемиева Веркольского мон-ря, на берегу Святого оз. (основан в 1885, закрыт в 1920-1922); Николаевский муж. скит, на Югорском Шаре, приписной к Артемиеву Веркольскому мон-рю (основан в 1890, к 1893 насельники погибли от цинги); Сурский во имя святого апостола Иоанна Богослова , в с. Сура Пинежского р-на (жен., основан прав. Иоанном Кронштадтским в 1899 как жен. община, закрыт в 1920-1922, возрожден постановление Свящ. Синода от 4 окт. 2012 г.); Ямецкий, в Онежском у. (учрежден в авг. 1908 как жен. община, закрыт в 1920-1922). Архиереи: архиеп. Афанасий (Любимов; 18.03.1682 - 6.09.1702), митр. Парфений (Небоза ; назначен 3.12.1703, † 2.01. 1704 на пути в епархию), архиеп. Сильвестр (Крайский ; 11.03.1705-1707), еп. Рафаил (Краснопольский; 21.02.1708 - 4.11.1711), архиеп. Варнава (Волатковский; 24.08.1712 - 8.10.1730), архиеп. Герман (Концевич; 2.05.1731 - 25.07. 1735), еп. Аарон (28.12.1735 - 7.05. 1738), еп. Савва (Шпаковский; 18.02. 1739 - 30.07.1740), архиеп. Варсонофий (13.07.1740 - 6.11.1759), еп. Иоасаф (Лисянский; 2.12.1761 - 1.05.1769), еп. Антоний (Герасимов-Зыбелин; 10.10. 1770 - 9.07.1773), еп. Арсений (Верещагин; 22.12.1773 - 1.04.1775), еп. Вениамин (Краснопевков-Румовский; 1.04. 1775 - 26.10. 1798), еп. Аполлос (Байбаков ; 26.10.1798 - 14.05.1801), еп. Евлампий (Введенский ; 29.06.1801 - 16.04. 1809), еп. Парфений (Петров; 6.06. 1809 - 22.07.1819), еп. Иосиф (Величковский; 9.10.1819 - 3.07.1821), еп. Неофит (Докучаев-Платонов; 15.08.1821 - 8.06.1825), еп. Аарон (Нарциссов ; 14.02. 1826-1830), еп. Георгий (Ящуржинский ; 16.08.1830 - 3.06.1845), еп. Варлаам (Успенский; 30.06.1845 - 4.12. 1854), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский Аркадий (Фёдоров; 17.09.1854 - 15.02.1855, временно управлял епархией), еп. Антоний (Павлинский ; 18.12.1854 - 20.06. 1857), еп. Александр (Павлович ; 17.11. 1857 - 13.09.1860), еп. Нафанаил (Савченко; 13.09.1860 - 17.08.1871), еп. Ювеналий (Карюков; 17.08.1871 - 25.12. 1876), еп. Макарий (Миролюбов ; 25.12. 1876 - 23.05.1879), еп.

http://pravenc.ru/text/76432.html

13 апр. 1768 г. во епископа Переславского был хиротонисан архим. Геннадий (Грацинский, Границкий или Кратинский). Архиерей начал возводить в Горицком мон-ре каменную колокольню с Богоявленской ц. в нижнем ярусе. В сер. авг. 1773 г. еп. Геннадий скончался и был погребен в Богородице-Рождественском приделе Успенского собора Горицкого мон-ря. 2 февр. 1774 г. во епископа Переславского хиротонисан архим. Антоний (Румовский ; впосл. архиепископ). 27 авг. 1776 г. он был переведен на Астраханскую кафедру. 18 сент. 1776 г. во епископа Переславского хиротонисан архим. Феофилакт (Горский) . При нем продолжались строительные работы в Горицком мон-ре, в частности, в 1777 г. завершилось возведение колокольни с Богоявленской ц. 6 мая 1788 г. еп. Феофилакт переведен на Коломенскую кафедру, Переславская епархия упразднена, Переславль вошел в состав Владимирской епархии. В том же году бывш. кафедральный Горицкий мон-рь был упразднен, Успенский собор и др. храмы обители стали приходскими. Духовное образование До образования Переславской и Дмитровской епархии дети священно- и церковнослужителей из уездов, впосл. вошедших в ее состав, направлялись на обучение в московскую Славяно-латинскую академию и в открытую в 1742 г. Троицкую ДС. За 1744 г. из Славяно-латинской академии бежали 29 учеников из семей священнослужителей новообразованной епархии. В дек. 1744 г. Переславский архиеп. Арсений (Могилянский) издал указ о возвращении беглых учеников в академию. Во исполнение этого указа Переславская консистория распорядилась доставить в Переславль отцов сбежавших воспитанников академии для опроса. Если дети находились в родительских домах, то к ним посылали солдат и «под строгим караулом» доставляли учеников в консисторию. При этом «кошт» караула должен был производиться в счет отцов. Если же беглецы в родительских домах отсутствовали, то их отцы должны были подписывать обязательства представить своих сыновей в консисторию «немедленно по явке их домой». Всем священникам епархии в конце литургии, после отпуста, вменялось в обязанность объявлять имена беглецов с целью их розыска.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

2, 628 (м-рю принадлежала дер. Горки); III, 1723 г., 133 (тоже дер. Шуряк села Воронежского устья), 231 (тоже село Холынье), прилож., CXLVI, XXXV (архим. Исаия в 1723 г. был при встрече мощей св. Алекс.-Нев.); VI, 1726 г., 280 (м-рю принадлежал погост Георгиевский Толвуйский Олонец. у.); VIII, 1728 г., прилож., XLIX (настольн. грам. 1652 г. митропол. Никона архим. Евфимию); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1831 (переписн. книга 1670 г. вотчин м-ря в Воцкой пятине Корельской полов.); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1791 г., XIX, 410 (архим. Антоний Румовский, с 1774 г. еписк. Переслав.; здесь м-рь назван Николаев. Вячевский); “Продолж. древ. Вивлиоф.», 1791 г., VII, 144 (приговор. грам. 1580 г. о монаст. вотчинах; подписал Вежитцкий игум. Селивестр); “Русск. истор. Библиот.», II, 485, 142 (цар. грам. 1627 г. о кормовых и панихидных деньгах; игум. Варлаам); V, 19, 8 (в Вяжицкий м-рь в XVII ст. была передана часть церковн. имущества из Николаев. на Лятке м-ря, которая возвращена по указу 1643 г.), 935, 387 (указ 1694 г. о приписке Никол. Понедельского м-ря от Вяжицкого к Иверск. м-рю). 980. Николаевский – Гостинопольский, мужской, ныне погост Никольский, С.-Петербургской губ., Новоладожского у., в 35½ вер. к югу от Новой Ладоги и в ½ вер. от Гостинопольской пристани, при р. Волхове. Полагают, что он уже существовал в XII ст., а церковь каменная св. Николая построена не позже XV ст. По переписным книгам 1500 г. имел недвижимую собственность в Вотской пятине. По описи 1582 г. значилось: «А на монастыре церковь Николы Чудотворец камена, да теплая церковь с трапезою Жив. Троица. Да на монастыре в келье черный поп Варламей, да пять келей, а в них живут пять братов, да 25 келей пустых». В 1682 г. приписан к Новгород. архиер. дому и при этом сказано: «...в Обонежской пятине, в Заонежской половине, в Михаиловском погосте на Ладожском пороге монастырь Гостинополской», а выше говорится: «Николаев. Гостиноп. м-рь смежен дому Премудрости Божий с вотчиною с Заболоцкою волостью». В 1764 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

5 мая 1787 г. Н. прибыл в Астрахань и поселился в архиерейской резиденции, которая располагалась в астраханском в честь Преображения Господня мужском монастыре . На следующий день, в праздник Вознесения Господня, он участвовал в крестном ходе из Николаевской ц., что на кремлевских воротах, внутрь кремля, к кафедральному Успенскому собору, в к-ром служил первую литургию в новой епархии и произнес проповедь о любви. Одной из первых и главных забот Н. стала организация семинарии в Астрахани. Она была учреждена в 1776 г. (с наивысшим штатным окладом в 2 тыс. р.) и торжественно открыта 6 янв. 1778 г., однако предшественник Н., архиеп. Антоний (Румовский) , смог наладить обучение лишь первоначальной школы. В помощь Н. был приглашен иером. Сильвестр (Лебединский) , учитель поэзии Харьковской коллегии - одной из известнейших российских семинарий. В сент. 1787 г. иером. Сильвестр был назначен префектом семинарии и вместе с Н. начал заниматься ее переустройством. Семинария была реорганизована в высшую и низшую школу с введением всех необходимых предметов. В июле 1789 г. Н. пригласил еще одного учителя, иером. Парфения (Базилевича), выпускника КДА и московской Славяно-греко-латинской академии, к-рый был назначен 1-м ректором Астраханской ДС. В 1791 г. этот пост занял Сильвестр (Лебединский), к-рый впосл. стал ректором КазДА (1794). В сент. 1788 г. в Астрахани открыли главное народное уч-ще. К 1791 г. в епархии было 19 частных рус. школ. Н. также возглавлял Моздокскую школу, устроенную в 1777 г. для просвещения горцев при Осетинской комиссии, к-рая была организована в 1771 г. Русской Церковью с целью миссионерства на Сев. Кавказе. Школа славилась своими учителями, Н. часто приглашал их для преподавания в Астраханской ДС. В июле 1790 г. его стараниями было открыто духовное уч-ще в Саратове, разместившееся в стенах саратовского в честь Преображения Господня монастыря . В Астраханской епархии Н. продолжил начатую им еще на Славянской кафедре единоверческую политику по отношению к старообрядцам. Сразу после приезда в епархию он отправил «Окружное послание» к пастве (вероятно, то же, которое было написано в Славянской епархии), призывая «заблудших сынов» вернуться в лоно Церкви. В июле 1790 г., когда Н. совершал пастырский объезд епархии и находился в Саратове, к нему обратилась группа старообрядцев - поповцев Иргиза во главе со строителем мон-ря Сергием и уставщиком Прохором с просьбой ответить на 15 вопросов по поводу единоверия. Н. охотно ответил, но в отличие от «Ответов...» старообрядцам Славянской епархии в этот раз он больше опирался на Свящ. Писание и церковные правила. Сергий признал единоверие как истину и написал свое знаменитое «Зеркало для старообрядцев».

http://pravenc.ru/text/2565502.html

6 . Антоний (в мире Александр Иванович ) Румовский (1774–1776). Произведён во епископа из архимандритов Вяжицкого монастыря Новгородской епархии 1774 года февраля 2-го дня, а в 1776 году сентября 19-го переведён в Астраханскую епархию, где в 1786 году и скончался в сане архиепископа. В Астрахани при своей жизни, с 1776 года, он был законоучителем Шляхетского кадетского корпуса. 7 . Феофилакт Горский (1776–1788 г.). Произведён во епископа Переславского из архимандритов Московского Донского монастыря 1770 г. сентября 8-го. Это был замечательнейший благопопечитель Горицкого монастыря, как и Амвросий, не щадивший и своих собственных средств. Ему выдана была приличная сумма на проезд из Москвы в Переславль; он и из неё более 700 р. употребил на украшение монастыря. Он благоукрасил архиерейский дом, – вместо деревянных крыш на церквах устроил железные; затем, испросив у Императрицы Екатерины II более 11 000 рублей, украсил стенным писанием соборную и трапезную церкви, привёл к окончанию постройку колокольни и под нею церкви во имя Богоявления, которую и освятил, – устроил для консистории особый каменный флигель и исправил часть каменной ограды с башнями вокруг монастыря; завёл духовные училища в монастырях г. Дмитрова и Волоколамска. И это всё сделано в течение 12 лет его архипастырства! Правил епархиею с 1776 года по 1788 год, а в сём последнем году переведён в Коломенскую епархию, где в том же 1788 году сентября 12-го скончался. С переведением преосвященного Феофилакта на Коломенскую епархию Переславская епархия закрыта и более не восстановлялась. Как епархия, так и консистория переведены в Суздаль, и самый город Переславль причислен к Суздальской епархии; – прочие города Переславской епархии поступили в епархии тех губерний, из которых они были взяты. Горицкий же монастырь, то есть собственно церковь соборная, сделан градским собором, а прочие здания, например, архиерейский дом и кельи монастырские и другие – отданы были в светское ведомство. Горицкий монастырь под управлением архиереев

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

XIX в.- 14 авг. 1940). Крестные ходы В П. и У. е. ежегодно совершаются 6 особо значимых крестных ходов: общегородской пасхальный в Переславле-Залесском; многодневный Иринарховский от стен Борисоглебского на Устье мужского монастыря на родину прп. Иринарха в с. Кондакове, к источнику, вырытому святым; общегородской в Угличе в день памяти царевича св. Димитрия Угличского; в день рождения блгв. кн. Александра Невского (12 июня) в Переславле-Залесском; по водам Плещеева оз. в Переславле-Залесском в честь чудесного спасения вел. кнг. прп. Евдокии Димитриевны (в монашестве Евфросиния); Покровский Паисиев 14 окт. в Угличе. 4 нояб. 2018 г. в Переславле-Залесском впервые был совершен общегородской крестный ход в честь Дня народного единства. Е. А. Пятунина Архиереи еп. Афанасий (1353-1362), еп. Иннокетий (Кульчицкий; 5 марта 1721-1727), архиеп. Арсений (Могилянский; 25 июля 1744 - 30 мая 1752), еп. Серапион (Лятошевич; 3 марта - 29 окт. 1753), еп. Амвросий (Зертис-Каменский; 17 нояб. 1753 - 7 марта 1761), еп. Сильвестр (Страгородский; 23 дек. 1761 - 4 февр. 1768), еп. Геннадий (Грацинский, Границкий или Кратинский; 13 апр. 1768 - сер. авг. 1773), еп. Антоний (Румовский; 2 февр. 1774 - 27 авг. 1776), еп. Феофилакт (Горский; 18 сент. 1776 - 6 мая 1788), еп. Феодор (Казанов; 27 дек. 2015 - 28 дек. 2018), еп. Феоктист (Игумнов; 28 дек. 2018 - наст. время). Монастыри на территории П. и У. е. Действующие: во имя вмч. Никиты (мужской, в Переславле-Залесском; основан, вероятно, на рубеже XII и XIII вв., закрыт в 1923, возобновлен в 1993), во имя вмч. Феодора Стратилата (женский, в Переславле-Залесском; основан как мужской не позднее 1-й пол. XIII в., преобразован в женский в 1667, закрыт в 1923, возобновлен в 1998 как приписной к переславль-залесскому Никольскому жен. мон-рю, самостоятельный с 2001), Воскресенский (мужской, в Угличе; основан во 2-й пол. XIII в. или во 2-й пол. XV в., упразднен в 1764, возобновлен в 1999), Борисоглебский (мужской, в пос. Борисоглебском; основан в 1363, закрыт 1924, возобновлен в 1994), во имя свт.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Архиепископы Антоний Румовский и Сильвестр Лебединский присно незабвенны в летописях Астраханского края, как устроители рассадника духовного просвещения-семинарии, много выпустившего из своих стен полезных тружеников для Церкви православной и отечества. Первый открыл астраханскую духовную семинарию в 1778 году, а второй был её первым ректором и организатором. Астраханская иерархия на своем длинном историческом пути потрудилась для блага края много, прилагая силы и заботы на учреждение и других гуманно-просветительных заведений, как напр., низших духовных училищ (епископ Варлаам Линицкий, открывший в 1728 славяно-латинскую школу для церковнических и гражданских детей, архиепископ Гаий, преобразовавший духовно-учебные заведения по уставу 1818, арх. Афанасий Дроздов, открывший епархиальное женское училище), дома призрения для бедных духовного звания (недавно почивший митрополит киевский Феогност), епархиальной библиотеки (епископ Хрисанф и др., Все они заслуживают глубокой благодарности и достойны вечной памяти. Но на празднике юбилейном несомненно сугубой чести и памяти достоин «первопрестольник» астраханской иерархии архиепископ Феодосий, открывший собою целый сонм иерархов этой епархии. К сожалению, архиепископ Феодосий не имеет доселе обстоятельной критической биографии. Не постарались исследователи исторических судеб родного края издать в свет и известное по рукописям «Житие и подвиги и о преставлении иже во святых отца нашего Феодосия, архиепископа астраханского и терского». Желая прийти на помощь нашим историкам, мы и берем на себя этот труд, считая лучшею данью благодарности к памяти названного иерарха обнародование настоящего жития. Предлагаемое вниманию читателей «житие» архиепископа Феодосия заимствовано нами из рукописи Московского Румянцевского музея в собрании рукописей Ундольского 385, но оно нередко встречается в рукописях и других собраний и частных владельцев (напр., в М. Синод. библ., в Импер. публичн. библ. у г. Е. В. Барсова , у графа А. С. Уварова, в архиве астраханской духовной консистории, у священника астраханской Смоленской церкви М. Боровкова и у др.). Нам лично известно это житие по двум спискам: по рукописи М. Румянцевского музея и по рукописи священника М. Боровкова. Первый список, как более исправный, мы полагаем в основание, а второй отмечаем в виде, вариантов, которые, впрочем, важного значения не имеют, так как состоят большею частью из неправильных чтений копииста жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010