Антонин, из 7 отроков Ефесских. 4 авг. и 22 окт. Антонин, муч. Никомидийский 302 г., с Христофором и Феоной. 19 апр. Антонин, муч. Римский 304 г., с Маркеллином папой. 7 июня. Антонин, Никифор и Герман, мучч. Кесарийские в Палестине при Максимиане от Фирмилиана. 13 ноября. Антонин, муч. Анкирский при Иулиане, с Меласиппом. 7 ноября. Антонин, пустынник Сирийский 5 века. 23 февр. Антонин, муч. Африканский, 9 века, постр. от агарянского князя Аврахима, с Андреем и др. 23 сент. Антоний пресв., муч. Егип., с Иулианом и Василиссой, ок. 285 года. 8 янв. Антоний, из числа 45 мучч. Никопольских, ок. 320. 10 июля. Антоний, муч. Кампанийский, с Лукией девицей и др. 6 июля. Антоний муч , с Маркеллом, сконч. от огня. 1 марта. Антоний АлександрианИн.муч. 9 авг. Антоний, муч. Сирийский. 9 ноября. Антоний Великий. прсп. Египетский, ум. 356. 17 янв. Антоний, патриарх Царьградский, Кавлей, ум. 895. 12 февр. Антоний, преп. Печерский, ум. 1073. 10 июля. Антоний Римлянин, преп. Новгородский, ум 1147. 3 авг. Антоний, Иоанн и Евстафий, мучч. Литовские в 1347 году. 14 апр. Антоний, преп. Сийский, ум. 1557. 7 дек. Анувий, преп. Египетский. 5 июля. Анфим, еписк. Никомидийский, муч. при Диоклетиане в 304 году. 3 сент. Анфим, муч. Киликийский при Диоклетиане, с Космою и Дамианом. 17 окт. Анфим, преп. Палестинский 6 века. В субб. с. Анвир, папа Римский, ум. 236. 5 авг. Анфиса мученица, постр. от Сунилды, жены Риги Римского, в 5 веке. 8 дек. Анфиса преподобная и 90 сестер ее, страд. за иконопочитание при Копрониме. 27 июля. Анфия мученица при Адриане, с еписк. Елевферием. 15 дек. Анфуса мученица, Афанасий еп. Тарса и др. при Валериане. 22 авг. Анфуса преподобная, дочь Константина Копронима, в 8 веке. 12 апр. Апеллий, или Апелл, ап. из 70, со Стахием и др. 31 окт. Аполлинарий, еп. Равеннийский, муч. при Клавдии и Веспасиане. 23 июля. Аполлинария преподобная, подвизавшаяся под именем Дорофея в 5 веке. 5 янв. Аполлоний чтец, муч. Египетский при Диоклетиане, с Филимоном и др. 14 дек. Аполлоний, муч. Иконийский, от Перенния. 10 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Согласно легенде, житель Рима Антоний чудесным образом приплыл на камне в Великий Новгород по реке Волхов в 1106 году, который сохранился до наших дней Мощи святого Антония Римлянина, которые считались утерянными около 80 лет, найдены в Великом Новгороде . Об этом  агентству «Интерфакс» сообщил источник в Новгородском государственном музее-заповеднике. Крышка раки Антония Римлянина, 16 век «Чудотворные мощи святого в драгоценной раке до революции хранились в Рождественском соборе Антониева монастыря. Во время антирелигиозной кампании в 1927 году раку вскрыли, а мощи отправили в антирелигиозный музей, который находился в Софийском кафедральном соборе Новгородского кремля. Там мощи Антония Римлянина затерялись среди других и считались утраченными», — отметил сотрудник музея. Работа по комплексному изучению мощей, хранящихся в Софийском соборе, началась около 20 лет назад. С останками, которые могли быть мощами святого Антония, работал московский ученый, кандидат биологических наук Денис Пежемский. «Удалось вычленить мощи Антония Римлянина из комплекса останков. Историко-антропологическое исследование закончено. Мощи Антония Римлянина переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву», — отметил Пежемский. Дальнейшую судьбу мощей будет определять Новгородская митрополия. Согласно легенде, житель Рима Антоний чудесным образом приплыл на камне в Великий Новгород по реке Волхов в 1106 году, который сохранился до наших дней. В том же году Антоний основал в Великом Новгороде Рождественский монастырь, который впоследствии получил его имя. Ныне эта обитель является одной из древнейших в России. Торжественное обретение нетленных мощей Антония Римлянина и его канонизация, согласно летописным источникам, произошли в 1597 году. Мощи святого считались утерянными около 80 лет. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-velikom-novgorode-na...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Мощи святого Антония Римлянина найдены в Великом Новгороде 28.02.2016 Мощи святого Антония Римлянина найдены в Великом Новгороде , сообщил " Интерфаксу " источник в Новгородском государственном музее-заповеднике. " Чудотворные мощи святого в драгоценной раке до революции хранились в Рождественском соборе Антониева монастыря. Во время антирелигиозной кампании в 1927 году раку вскрыли, а мощи отправили в антирелигиозный музей, который находился в Софийском кафедральном соборе Новгородского кремля. Там мощи Антония Римлянина затерялись среди других и считались утраченными " , - отметил собеседник агентства. Работа по комплексному изучению мощей, хранящихся в Софийском соборе, началась около 20 лет назад. С останками, которые могли быть мощами святого Антония, работал московский ученый, кандидат биологических наук Денис Пежемский. " Удалось вычленить мощи Антония Римлянина из комплекса останков. Историко-антропологическое исследование закончено. Мощи Антония Римлянина переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву " , - отметил Пежемский. Дальнейшую судьбу мощей будет определять Новгородская митрополия. Комментарием митрополии " Интерфакс " пока не располагает. По преданию, в 1106 году житель Рима Антоний чудесным образом приплыл в Великий Новгород по реке Волхов на камне, который сохранился до наших дней. В том же году Антоний основал здесь Рождественский монастырь, впоследствии получивший его имя. Ныне эта обитель является одной из древнейших в России. Торжественное обретение нетленных мощей Антония Римлянина и его канонизация, согласно летописным источникам, произошли в 1597 году. Мощи святого считались утерянными около 80 лет. Православие.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 29.02.2016 09:28:15 Новости 28.04.2024 Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского

http://drevo-info.ru/news/20266.html

Третий день. Преп. Антоний Римлянин. (Об уповании на Промысл Божий). I. Преподобный Антоний-римлянин, новгородский чудотворец, память коего совершается ныне, родился в Риме от благочестивых родителей, принадлежавших к церкви восточной, православной. В это время разделение церквей на восточную и западную уже произошло, и в Риме преследовали тех, которые уклонялись от церкви западной; почему и родители Антония скрывали свое истинное вероисповедание. По смерти их, Антоний роздал часть своего имения нищим, а на остальную – приобрел церковные сосуды и другие вещи, положил все в бочку и пустил ее в море; а сам удалился в пустыню, будучи 18-ти лет. Встретившихся монахов он упросил постричь его и около 20-ти лет прожил в одном из монастырей. Затем удалился к морю и поселился на одной скале, но в 1106 году, сентября 5-го дня, произошла буря, оторвавшая скалу его от берега и понесшая каменную глыбу по морю. Камень, по устроению Промысла Божия, не утонул, плыл по водам и наконец достиг Новгорода. Антоний сначала, не зная языка славянского, не мог понять, куда он прибыл; но в Новгороде нашлись люди, знавшие и латинский, и греческий язык; они и разъяснили ему все. Княжил в Новгороде в это время Мстислав, сын Владимира Мономаха . Святитель новгородский Никита дал Антонию то селение, к которому он пристал, и выстроил ему деревянную церковь . Впоследствии Антоний основал здесь монастырь и был первым его игуменом. Вещи, пущенные в бочке в море, чудесньм образом прибыли в Новгород. «Ветхий Рим, отечество твое, оставив, поется ему в тропаре, на камень яко на легкий корабль восшел еси и на нем паче естества аки бесплотен по водам шествовал еси, промышлением Божественного разума направляем, великого Новгорода достигл еси и обитель в нем сотворив, тело твое в нем предложил еси, яко дар освящен. Тем молим тя, отче Антоние, моли Христа Бога, да спасет души наша». (Троп.). II. В жизни препод. Антония-римлянина нельзя не видеть, братия, явных путей Промысла Божия, охраняющего жизнь человека среди бушующих волн моря и безопасно сохраняющего брошенные в море сокровища. Зная, что над нами бодрствует недремлющий Промысл Божий, мы должны с детскою верою и сердечною любовию уповать на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Преподобный Антоний Римлянин: русский итальянец Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, оторвала от берега камень, на котором стоял святой подвижник, и понесла далеко в пучину морскую. 16 августа, 2011 Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, оторвала от берега камень, на котором стоял святой подвижник, и понесла далеко в пучину морскую. Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии. В юности преподобный Антоний изучил богословие Восточной Церкви и творения святых отцов. Лишившись родителей, святой Антоний решил принять монашество и покинуть Рим, т.к. римские папы всячески старались обратить православных в латинство. Ему было тогда 17 лет. Раздав одну часть богатого наследства нищим, а другую, вложив в бочку и бросив в море, он всецело предал себя воле Божией и отправился в странствие по обителям, где подвизались православные монахи. В одном пустынном скиту он принял монашеский подвиг и прожил там двадцать лет. Гонения на православных со стороны латинян вынудили братию покинуть скит. Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, отторгла от берега камень, на котором стоял святой подвижник, и понесла далеко в пучину морскую. Прибывая в глубокой молитве, преподобный Антоний не испугался, но всецело предал себя Богу. Камень чудесным образом понесло по водам. Переплыв море, он вошел в устье реки и в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы остановился на берегу реки Волхова близ села Волховского, в трех верстах от Новгорода. Событие это засвидетельствовано в Новгородских летописях.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-antonij-ri...

Г.В. Маркелов Указатель изображений Атласа Александр Невский 1–5 Александр Ошевенский 6 Александр Свирский 7–14, 17, 18 Александр Свирский и избранные святые 15 Алексий митрополит 22–25 Алексий митрополит, Антоний Римлянин, Екатерина великомученица 26 Алексий митрополит и Симеон преподобный 21 Амфилохий и Дионисий Глушицкие 27 Андрей Смоленский Переяславский 19 Андроник Московский (предположи­тельно) 28 Анна Кашинская 20, 29, 30 Антоний Дымский, Ксения преподобная, Артемий мученик 31 Антоний Дымский с монастырем 32, 33 Антоний и Исаия Сийские (предположительно) 43 Антоний Печерский 41 Антоний Римлянин с монастырем 34, 35 Антоний Сийский 36–40, 42 Артемий Веркольский 44, 46 Артемий Веркольский, Антипа мученик и Власий священномученик 49 Артемий Веркольский и Симеон Столпник 45 Артемий Веркольский и Успение святой Анны 47 Артемий Веркольский с монастырем 48 Белозерские чудотворцы: Мартиниан, Кирилл, Кирилл Новоезерский, Ферапонт (предположительно) 50 Богоматерь – Боголюбская и Иосиф Волоцкий 52 ---- и князь Андрей Боголюбский 51 -- – с предстоящим в молении на­родом 57 -- – с предстоящими Леонтием Ростовским и (предположительно) Андреем Боголюбским 152 -- – с предстоящими митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом Московскими 54 –Никитская с предстоящими Ники­той Новгородским и неизвестными святыми 181 –  Петровская с изображением мит­рополитов Петра, Ионы и Алек­сия 211 –  Печерская с предстоящими Анто­нием и Феодосием Печерскими 212, 213 –  с избранными русскими святыми 53, 55, 56 Борис, князь 58 Борис и Глеб 60–69 Борис, Владимир и Глеб 70, 71 Варлаам Хутынский 72, 73 Василий Блаженный 75, 76, 128 Василий Блаженный и Максим Юродивый 74 Василий Блаженный (предположительно), Прокопий Устюжский и неизвестный святой 77 Василий и Константин Ярославские 78 Владимир и Агриппина Ржевские 81, 82 Владимир Равноапостольный 79, 80 Всеволод-Гавриил Псковский 83, 84, 86 Всеволод-Гавриил   Псковский и Антипа священномученик 85 Геннадий Костромской Любимоградский и Макарий Калязинский 87

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Возникает в этой связи вопрос, почему Александр Ярославич сравнивался с Веспасианом: только ли потому, что тот " побеждая, был непобедим " ? Или все же подразумевался и другой, более глубокий и сокрытый смысл? Правильнее, как мне кажется, второе предположение. Чтобы подчеркнуть непобедимость Александра Невского можно было сравнить его, например, с Александром Македонским, пожалуй, в истории более известным, чем Веспасиан. Но Александр Ярославич сравнивается именно с Титом Флавием Веспасианом, " иже бе пленилъ всю землю Иудейскую " в 69 г. В этом сравнении легко угадывается прямая параллель с подавлением Александром Ярославичем новгородского восстания 1259 г. Веспасиану подавление восстания в Иудее принесло славу в Риме. Александру укрощение новгородцев принесло славу в Орде. Оба воспользовались славой для укрепления своей власти, но каждый, разумеется, по-своему. В приводившемся уже послании к римлянам апостол Павел говорит, что власти " надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести " . " Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь " [Гл. XIII, 5-7]. Благоверный князь Александр и следовал апостольской заповеди. Ну, а на счет того, что он " потопил восстание " русских против ордынцев, так Бог ему судья (и дар чудотворений тому свидетельство), как и Николаю II, который не захотел сдержать февральские события 1917 г. " временно ценою пролития крови мирных граждан " , как предлагал ему председатель Госдумы М. В. Родзянко, оказавшийся впоследствии правым насчет того, что потом сдержать эти события оказалось невозможным, и сколько мирных граждан onchakn и в революцию, и Гражданскую, и в ходе репрессий? Несть им числа... Запад (и " западники " ) никогда не простят России, что она предпочла " дикий Восток " " культурному Западу " , а в итоге — сохранила свою самостоятельность, вместо того, чтобы раствориться на периферии католического мира и стать его буфером в столкновении с тем же Востоком (83). Заслуга Александра Невского заключается в том, что не иначе как Провидением Господним, он сумел распознать оба зла и из двух избрал меньшее. Его выбор во многом способствовал тому, что мы не стали " подобием " , а сберегли свою самобытность и высочайшую духовную культуру — Православие...

http://pravoslavie.ru/archiv/mezhdvukhzo...

Послание к римлянам апостола Павла (13, 1): " Ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены " . Набор выражений из разных новозаветных текстов в сочетании с традиционными формулами древнеславянской книжности (ср. 1 Коринф. 4, 12-13 и др.). По словам Олеария, из-за " пылкого своего нрава " русские почитают епитимию самым страшным наказанием, они стараются, например, много спать, чтобы ненароком не согрешить. Следует подборка цитат из " Слов " Иоанна Златоуста, находящихся в составе Измарагда. Срамословие и сквернословие различались по отношению к объекту порицания: ср. ниже " кощуны и сквернословие " , " и сквернословие, и срамословие, и клятвопреступление " и пр. Кощуны - срамословие над святыней, над общепринятым, над нравственностью, пустой смех и издевка; сквернословие - ругань и брань. Иностранные наблюдатели отмечали подобное различение " мерзких слов " . Следует большой фрагмент из " Слова " Иоанна Златоуста по тексту Измарагда; ставшее общим местом средневековой литературы перечисление Божьих наказаний ( " гнев Господень " ) за грешную жизнь и в случае неповиновения текстуально очень близко известным " Словам " Серапиона Владимирского (около 1284 г.). Исследователи предполагали, что включение этого пассажа в текст Домостроя связано с новгородскими событиями 1484 г.- походом Ивана III на Новгород. Перифраз высказываний по Деяниям апостолов (14, 22). Слова из Еванг. от Матфея (7, 13-14): " потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель... - потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь " . Изложение слов Иисуса, несколько раз повторенных в Еванг. от Марка (ср. 10, 23- 25): " как трудно имеющим богатство войти в царство божие " . В книге Иова рассказывается о многочисленных и страшных страданиях праведника Иова, которого Бог испытывал в его верности себе. Нищий Лазарь, " который лежал у ворот " богача в струпьях, питаясь крохами с его стола, после смерти попал в рай, а богач - в ад (Еванг. от Луки, гл. 16). В той же притче Еванг. от Луки сказано, что после смерти Лазарь " отнесен был ангелами на лоно Авраамово " , т. е. к праотцам, в рай.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1976...

Что касается вопроса об авторстве Жития, то, по мнению Е.Д. Захаровой, текст послесловия к нему и Повесть о перенесении мощей Антония Римлянина, не дают оснований утверждать, что автором произведения является Нифонт, как считал В.О. Ключевский , а «можно говорить о нём только, как об авторе описания чудес» 14 . В.Н. Топоров полагает, что «соответственно хронологической разнородности „Сказания“, строго говоря, не может быть и единого автора текста» 15 . В связи с проблемой авторства произведения, «две фигуры заслуживают преимущественного внимания – преемника и ученика Антония Андрея, и архиепископа Новгородского Нифонта, который знал Антония многие годы его жизни, любил его, принимал в нём участие, присутствовал при погребении Антония, распорядился составить житие Антония и многое сделал для канонизации его в 1597 г. Во всяком случае, Андрей и Нифонт – крайние фигуры в истории создания „Жития“ Антония: Андрей – зачинатель? Нифонт – завершитель» 16 . Подводя некоторые итоги исследования Жития Антония Римлянина в своей монографической работе «Святость и святые в русской духовной культуре», один из разделов которой посвящён рассмотрению отдельных художественных особенностей Жития Антония Римлянина, В.Н. Топоров пришёл к заключению, что «всё-таки оно остаётся не вполне оценённым памятником, и нуждается в дальнейшей текстологической и исследовательской работе» 17 . Действительно, художественному своеобразию Жития Антония Римлянина в целом не уделено должного внимания в научной литературе, однако сюжетный мотив «плавание Антония Римлянина на камне», неоднократно оказывался в поле зрения исследователей. Практически все они говорят о легендарности плавания Антония Римлянина на камне 18 . В.О. Ключевский заметил, что внесённая в текст произведения легенда о плавании Антония Римлянина на камне, нарушила логику и стройность повествования, однако «не перо XII в. записало её в том виде, как она изложена в житии» 19 . «Происхождение же и элементы этой легенды, – подчеркнул исследователь, – лежат за пределами нашей задачи» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ржевский-Крестовоздв. или Воздвижен., II, 893. Ржевы-Володимировы, Твер. г., 1279. Ржищевский-Преобр., Киев. г., I, 392. Ризположенский – Арсениев, Волог. г., II, 621. Ризположенский-Костромской, I, 12. Ризположенский-Суздальский, II, 1114. РимлянинаАнтониевНовгородский, II, 617. Робейский-Ксенофонтов, Новгор. г., II, 902. Роговищский-Новгородский, II, 1309. на Рогоже Преобр., Твер. г., II, 1091. Родионовская – Илозеерская – Озадская, Новг. г., II, 821. Рождеств.-Богор., Калуж. г., II, 1122. Рождеств. – Богор. – Анастасов-Лихвинский, Туль. г., II, 614. Рождеств. – Богород.-Антониев – Новгородский, II, 617. Рождеств.-Богород.-Бобренев, Моск. г., I, 45. Рождеств.-Богор.-Боголюбов, I, 47. Рождеств.-Богор.-Боровский, II, 1121. Рождеств.-Богород.-Белгор., II, 1023. Рождеств.-Богор.-Гамалеевский, Черн. г., I, 151. Рождеств.-Богор..-Владимир., II, 1120. Рождеств. -Богород. -Возмицкий – Волоколамский, II, 1002. Рождеств.-Богор.-Воротиловская, Твер. г., II, 643. Рождеств.-Богород.-Глинская, Кур. г., II, 765. Рождеств. -Богород.-Голубинская, Волог. г., II, 769. Рождеств.-Богород.-Десятинский – Новгородский, II, 781. Рождеств.-Богор.-Домницкий, Черн. г., I, 174. Рождеств.-Богород.-Исаакова, Яросл.г., II, 835. Рождеств.-Богород.-Кандалашск., Киндаламский или Кокуев, Арх. г., II, 858. Рождеств.-Богор.-Коневецкий, Выборг. г., I, 255. Рождеств.-Богород.-Коренная, Кур. г., II, 883. Рождеств.-Богород.-Коржовец., Подол. г., II, 1132. Рождеств.-Богород.-Курмыш., II, 1131. Рождеств.-Богород.-Лисицкий, Лисичий или Лисий, Новгор. г., II, 908. Рождеств.-Богород.-Лужицкий, Моск. г., II, 910. Рождеств.-Богород.-Лукианова, Влад. г., II, 911. Рождеств.-Богород.-Лысковский, Нижег. г., II, 653. Рождеств.-Богород.-Мальский или на Малах, Пск. г., II, 1133. Рождеств.-Богород.-Медведева, Моск. г., II, 920. Рождеств.-Богород.-Михалицкий на Молоткове-Новгородский, I, 300. Рождеств. – Богород. – Молчанская – Софрониева, II, 933. Рождеств.-Богород.-Паданская, Олон. г., II, 1129. Рождеств. -Богор.-Палеостровский, Олон. г., II, 1035.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010