Художник использует оттенки коричневого и зеленого цветов, лишь изредка оживляя колорит пятнами белил и киновари. Зато в клеймах все события, иллюстрирующие житие прп. Саввы, зафиксированы очень тщательно, живо и снабжены пространными надписями на полях иконы. Первое клеймо рисует град Псков с реками Великой и Псковой, крепостными стенами и Троицким собором. Художник стремится к более широкому и реальному изображению природы, подчеркивает достоверность изображенных архитектурных построек – монастырей Елеазаровского и Крыпецкого. Особое значение имеет неоднократно повторяющееся изображение многочисленных монастырских зданий Крыпецкого монастыря, построенных в 1557г. Изучению истории этого ансамбля, затерявшегося в лесной глуши и болотах, могут помочь клейма нашей иконы. Мы словно становимся свидетелями как легендарных, так и подлинных исторических событий. Любопытно клеймо, рассказывающее об осаде Крыпецкого монастыря войсками польского короля Стефана Батория. Надпись на полях гласит: «Лета 7089 (1581г.) приде король литовский ко граду Пскову... хоте разорити обитель сию... множество вооруженных… убо убегоша прочь». Как художественный, так и исторический интерес представляет небольшая новгородская икона «Антоний Римлянин». Памятник ярко характеризует иконопись XVIII столетия: ювелирно-тщательная живопись охристо-зеленоватый, несколько глухой, но по-своему изысканный колорит – признаки общерусского стиля конца эпохи древнерусского искусства. Кроме того, икона сообщает нам имя художника, год своего создания: «1680 июня в 24 день писал Семен Никитин», а также подробную топографию древнейшего новгородского Антониева монастыря. Значение подписных икон трудно переоценить. В данном случае благодаря «летописи» на иконе стало возможным установить ее новгородское происхождение. Такие иконки для подарков («промены») были популярны среди паломников, для которых и создавались. Известно, что подобного рода иконы в большом количестве создавались и в Псково-Печорском монастыре: в 1684г.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

1998; Гиппиус. 2010). Начало монашеской жизни в Новгородской епархии Первые прямые сведения о существовании в Новгородской епархии мон-рей относятся к 1-й четв. XII в. В домонг. период было основано большинство наиболее значимых мон-рей в Новгороде и его окрестностях (всего известно о 16 домонг. новгородских и пригородных обителях: Бобров. Монастырские книжные центры. 2001. С. 9-11). В 1119 г. впервые упоминается Юрьев новгородский монастырь в 3 верстах к югу от Новгорода, на левом берегу р. Волхов, когда «заложи Кюрьяк игумен и князь Всеволод (Мстиславич.- М. П.) церковь камяну манастырь святого Георгия Новегороде» (Георгиевский собор - НПЛ. С. 21). В 1130-1134 гг. монастырь получил ряд княжеских пожалований (ГВНиП. С. 139-141. 79-81), в то время как об участии в его устроении епископии ничего не известно. По благословению свт. Никиты († 1109) прп. Антоний Римлянин основал ктиторский общежительный Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Каменное строительство в нем было начато в 1117 г., однако преподобный был поставлен игуменом только в 1131 г. прибывшим в Новгород новым еп. свт. Нифонтом, что заставляет исследователей предполагать некий конфликт основателя обители с еп. Иоанном Попьяном. Кн. Изяслав (Пантелеимон) Мстиславич при посещении им Новгорода в 1134 г. (по др. мнению, ок. 1148) основал в 3 верстах к югу от Людина конца Новгорода у оз. Мячина новгородский во имя великомученика Пантелеимона мужской монастырь , земля под к-рый была получена по благословению свт. Нифонта от новгородского веча. Первый игумен этой обители Аркадий, буд. Новгородский епископ, в 1153 г. основал также к югу от города Аркаж в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь , а недалеко от последнего в 1170/71 г. архиеп. Илия (свт. Иоанн ) вместе с братом Гавриилом (буд. свт. Григорий) создал Благовещенский мон-рь на оз. Мячине. В 1162 г. в связи с поставлением (очевидно, еп. Новгородским Аркадием) игум. Саввы впервые упоминается новгородский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь на левом берегу Волхова, к северу от Неревского конца Софийской стороны (НПЛ.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Небольшая икона Нерукотворного образа Спасителя (кон. XVII - нач. XVIII в.) того же извода, что и иконы из Оружейной палаты письма Симона Ушакова. После перестройки Преображенской ц. в 1714 г. был обновлен и ее иконостас (разобран с началом масштабной архитектурной реставрации в 70-х гг. XX в.; иконы и декоративные элементы золоченой рамы хранятся в фондах музея-заповедника «Кижи», см.: Гурвич. 1980. С. 4-6; Фролова. 2006. Кат. 28-52. С. 18-28, 36-40, 70-94). Он стал самым крупным резным иконостасом в Олонецкой губ. и состоял более чем из 100 икон деисусного, праздничного, пророческого чинов и местного ряда (3-частная икона с композициями «Лоно Авраамово», «Рай насажденный», «Плачемся и рыдаем», по размеру и сюжетам повторяющая тип декорации диаконских врат). Наиболее ярко сев. традицию представляют иконы праздников, в к-рых заметно влияние столичных образцов, усвоение западноевроп. элементов (прежде всего в изображении архитектуры) в сочетании с характерным местным светлым, ярким колоритом. Под влиянием произведений мастеров Оружейной палаты, напр. царских изографов Г. Т. Зиновьева или Ф. Ф. Ухтомского, был создан местный образ свт. Николая Чудотворца с 24 клеймами жития; мастер попытался воспроизвести золотые узорчатые ткани в облачении святителя. Лик святого с его пластичной живописью личного более характерен для «живоподобия» мастеров Оружейной палаты. Большая часть икон написана на золоте. Деисусный ряд включал 29 икон с полным апостольским чином; в его состав были введены иконы свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, и еп. Власия Севастийского, почитаемых в крестьянской среде, в т. ч. на Русском Севере, как покровителей сельских работ. По краям ряда располагались иконы 6 преподобных, среди к-рых Антоний Римлянин и Варлаам Хутынский - древние покровители Новгородской земли, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие (их иконы позднее были перемещены в местный ряд) - небесные патроны сев. земель Московской Руси и крупнейшей обители края, а также блгв. кн. Александр Невский и прп. Симеон Столпник (изображен без столпа), очевидно покровители заказчиков или строителей Преображенской ц. Для всех образов характерен монументальный масштаб, притемненное личное письмо, сочетание глухих коричневых, серых тонов и чрезвычайно светлых охр, розовых, красных, синих пигментов в письме доличного. В составе 28 икон праздничного чина можно выделить циклы: Богородичный («Встреча Иоакима и Анны», «Покров»), Страстной («Моление о чаше», «Снятие с креста») и исторический («Воздвижение Креста Господня», композиции I и II Вселенских Соборов). Традиции «живоподобия» мастера использовали в живописи личного достаточно вольно: зеленые тона санкирных притенений сочетались с «подрумянкой» на веках, щеках и губах, создавая эффект переливчатости.

http://pravenc.ru/text/1684581.html

На иконах др. извода А. Р. изображен в молении Богородице стоящим на камне в водах Волхова на фоне основанного им мон-ря,- напр., на иконах: кон. XVI в. (ГТГ); кон. XVI в. из собора Покрова на Рву (ГИМ) с надписью: «а се труд мой, [Госпо]же моя Пречистая, имже строех Сына ради Твоего»; 1680 г., письма Семена Никитина (ПИАМ); XVII в. (ГИМ); XVII в. из Соловецкого мон-ря (АМИИ); нач. XVIII в. (ГРМ); на фреске 1702 г. в Знаменском соборе Новгорода. Мон-рь показан с запада, со стороны реки, постройки воспроизводятся с разной мерой условности; иногда изображена только деревянная стена со святыми вратами, как на иконе XVII в. (Народный музей. Краков). Иконы XVII в. (ГЭ) и 1-й пол. XVIII в.? (ГМЗК) совмещают черты обоих изводов. На иконе 1-й пол. XVIII в. (ГРМ) у преподобного в правой руке развернутый свиток и пальмовая ветвь, мон-рь представлен необычно: не со стороны Волхова, а с юга, со стороны города. На двусторонней выносной иконе кон. XVII в. северных писем (ГЭ) в руках святого, стоящего фронтально, макет храма и развернутый вверх свиток с текстом: «Терпя потерьпехъ Г[оспо]да внят ми оуслыш». В приделе прп. Онуфрия Великого Рождественского собора Рождества Богородицы мон-ря находилась икона А. Р. «со свитком и видом соборной церкви» (НГОМЗ ОПИ. Д. 11820. Л. 22 об.). Сохранились памятники с еще одним типом изображения А. Р.: прямолично, в рост, облаченным в схиму, с куколем на голове, благословляющей десницей и свитком в левой руке. Наиболее древним является резной рельефный образ с крышки первой деревянной раки А. Р. (ГРМ), созданный в 1573 г. (до канонизации святого) новгородским резчиком Евтропием Степановым . Этот же тип изображения святого представлен на 2 покровах - 1633 г. и кон. XVII в. (НГОМЗ). Примером включения А. Р. в деисусный ряд иконостаса является икона нач. XVIII в. сев. писем (ГЭ), на к-рой преподобный изображен держащим свиток, а также подписная икона 1778 г. работы И. В. Минина (СГИАПМЗ), происходившая из придела Трех святителей ц. Входа Господня в Иерусалим дер. В. Мудьюга (Архангельская обл.). Образ А. Р. присутствует в изображениях Собора Новгородских чудотворцев, напр. на иконе 1721 г. (ГЭ), на иконе Божией Матери «Знамение» с деисусом и избранными святыми, кон. XVII - нач. XVIII в. (ГРМ).

http://pravenc.ru/text/116106.html

Память А. Р. указана в большинстве месяцесловов XVII в.: под 3 авг.- в Коряжемских святцах 1621 г. (РГБ. Унд. 237), под 3 авг. и 17 янв.- в Месяцеслове Симона (Азарьина) 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 310, 326), под 1 июля - в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). Краткое житие святого под 3 авг. помещено в печатном Прологе 1643 г. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. 17 янв. предписано совершать А. Р. бденную службу (см. Знаки праздников месяцеслова ), переносимую на 19 янв. В Минее (МП) под 3 авг. помещена бденная служба А. Р. (Минея. Авг. Ч. 1. С. 110-127). В тексте службы Собору Новгородских святых А. Р. посвящен 6-й тропарь 3-й песни канона утрени, в к-ром описывается его плавание на камне (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 449). Ист.: НПЛ (по указ.); ГВНиП. 102, 103; Житие прп. Антония Римлянина//ПС. 1858. 5. С. 151-171; 6. С. 310-324. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 306-311; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 48-51; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17, 235; Валк С. Н. Начальная история древнерусского частного акта//Вспомогательные ист. дисциплины: Сб. ст. М.; Л., 1937. С. 295-303; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. П., 1951. С. 208-210; Onasch К. Zur Vita Antonij «des Römers»//Orbis scriptus: D. Tschiewskij zum 70. Geburtstag. Münch., 1966. S. 581-585; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977. С. 40-59; он же. Печать новгородского епископа Ивана Попьяна//ВИД. 1978. Вып. 9. С. 47-56; он же. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991. С. 205-207, 354-357; Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина//НИС. Л., 1984. 2 (12). С. 203-207; Андреев В. Ф. Новгородский частный акт XII-XV вв. Л., 1986. С. 93-97; Фет Е. А. Житие Антония Римлянина//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 245-247. А. В. Назаренко Иконография О первом изображении А. Р., сделанном на камне при игум. Вениамине, в «Слове похвальном на пречестную память» сказано, что игумен «повеле на [камне] написати... преподобного Антония чюдотворца образ, имел же на руце воображен едину церковь Богоматери» (ГИМ. Муз. 1236. Л. 99-100). При игум. Кирилле над камнем был сооружен небольшой придел и вновь написан образ А. Р. («как бе и прежде»), поскольку первый «сокрушен бысть от дождя, понеже не покровлен бяше» (НГМЗ ОПИ. Д. 30056-33. Л. 31 об.- 34). Святой был изображен предстоящим Богоматери с Младенцем, в руке макет созданного им «чудного» храма Рождества Богородицы. На иконах данного извода А. Р. обычно представлен в рост, в монашеской мантии и схиме, с куколем на голове, плывущим на камне по Волхову, макет храма он держит в правой руке; вверху слева - образ Богоматери. К этому типу изображения относятся иконы 2-й пол. XVI в. (ГТГ), 2 иконы XVII в. из собора Покрова на Рву (ГИМ). По описанию в иконописном подлиннике, А. Р. «сед, брада болши Иоанна Богослова, аки у Евфимия Великаго, на ногах ступенцы, стоит на камени, а камень на воде, в руце церковь» (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 66 об., посл. четв. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/116106.html

Святители Никита, Иоанн, Евфимий. Оборотная сторона 2-сторонней иконы «Св. Троица. Три новгородских святителя». 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ) Святители Никита, Иоанн, Евфимий. Оборотная сторона 2-сторонней иконы «Св. Троица. Три новгородских святителя». 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ) Еще один распространенный вариант «подносного» извода - иконы с образом Богоматери с Младенцем на престоле, у подножия к-рого стоят святители Никита и И., подняв в молении руки. Такие иконы известны в собрании ГММК, напр. в пядничном ряду ц. Ризоположения Московского Кремля, вероятно соловецкого происхождения, в басменном окладе, на боковых полях - святители Иона и Евфимий Новгородские ( Овчинникова. 1975. С. 350). На образе в сканом окладе из частного собрания в Швейцарии (Les icônes dans les collections suisses/Introd. M. Chatzidakis, V. Djuri, M. Lazovi. Berne, 1968. N 145) И. стоит позади свт. Никиты, на нем коричневая мантия и светлая ряса, борода округлая. Изображение И. (как и свт. Никиты) появлялось на полях икон с образом Богоматери в среднике, напр. на иконе Богоматери «Умиление» в драгоценном сканом окладе с венцами из пядничного ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого мон-ря (Описи Соловецкого мон-ря. 2003. С. 90 - опись 1582 г.; Там же. С. 122 - опись 1597 г.). Фигуры молящихся святителей Никиты и И. встречаются также на панагиях Новгородских архиереев: в предстоянии Спасителю - на резной серебряной панагии, изготовленной по воле митр. Новгородского Макария и положенной на мощи свт. Никиты (1619-1627, НГОМЗ; см.: Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода. 2008. С. 426. Кат. 155); в предстоянии Ангелу-хранителю - на обороте серебряной резной панагии из Софийского собора (2-я четв. XVII в., НГОМЗ; см.: Там же. С. 427. Кат. 156). На 2-стороннем образке нач. XVIII в. (ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 138), написанном Григорием Семёновым на части камня прп. Антония Римлянина, с одной стороны - преподобные Антоний и Варлаам Хутынский, с другой - святители Никита и И. Сохранился 3-створчатый складень XIX в., в центральной части к-рого изображена София Премудрость Божия, на боковых створках - святители Никита и И. («Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 192-193).

http://pravenc.ru/text/468947.html

Варлаама Хутынского (6/19 ноября) и прп. Антония Римлянина (3/16 августа). Выбор престолов отнюдь не случаен, поскольку все они новгородского происхождения и связаны с памятью о пребывании Пожарского воеводой в Великом Новгороде: икона Знамения — главная святыня и заступница Великого Новгорода и всей новгородской земли, а Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин — знаменитые новгородские подвижники, основавшие на окраине города монастыри, существующие и по сей день. К десятой годовщине со дня смерти знаменитого воеводы, в 1652 г., был освящен престол нового придела в честь Девяти мучеников Кизических. Появление редко почитаемого на Руси престола Девяти мучеников Кизических связано, вероятно, с датой смерти князя Д.М.Пожарского. «Обращает на себя внимание, — писал Николай Феодосьевич Гуляницкий,известный историк архитек туры и градостроительства, — совпадение календарного числа праздника девяти мучеников (29 апреля по ст.стилю) с датой девятого дня по истечении смерти Д.М.Пожарского (20 апреля 1642 г.)». В XIX веке храм претерпел следующие изменения: в значительной мере был перестроен иконостас, резьба иконостаса, созданная одновременно с иконами (1687 г.) и сильно утраченная, была восполнена поздними фрагментами. Некоторые утраченные иконы праздничного ряда дополнены вновь написанными. Существует предположение об изменении цвета самого тела иконостаса. На месте звонницы была воздвигнута новая колокольня в классическом стиле XIX века. Тогда же храм потерял свои древние царские врата XVII века; предположительно, они были взяты во дворец великого князя Сергия Александровича в Санкт-Петербурге. С момента постройки храм ни разу не закрывался, лишь только в 20-40-е годы ХХ столетия богослужения были перенесены в нижний храм. В архивах сохранился паспорт церкви за 1931 год. После Великой Отечественной войны, когда был осуществлен ремонт, службы возобновились и в верхнем храме. После войны храм был отремонтирован, и в верхней церкви также начались службы. В 1970 г. реставрацией храма руководил архитектор Н.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Покрова_П...

Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1881), помощник смотрителя Камышинского духовного училища (1881). Помощник смотрителя Архангельского духовного училища (1882). Преподаватель Архангельской ДС (1883–1884). Преподаватель Кишиневской ДС (1885–1890), 14.03.1890 г. пострижен в монашество, 24.03.1890 г. рукоположен во иеромонаха и определен инспектором Ставропольской ДС. Возведен в сан архимандрита и назначен ректором той же семинарии (1891). Ректор Новгородской ДС и настоятель новгородского Антониева монастыри (1892–1895). Ректор Могилевской ДС (1895–1897). 06.08.1897 г. хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии, епископ Минский и Туровский (1899–1911). 752 Антоний Римлянин (1067–1147), преподобный, новгородский чудотворец, основатель и первый игумен новгородской обители, названной в его честь. Родом из Рима, сын православных греков, в 1086 г. после смерти родителей постригся в монахи, удалился в пустынь. В 1106 г. прибыл из Италии в Великий Новгород. Первоначально на месте будущего монастыря построил деревянную церковь во имя Рождества Богородицы. В 1107 г. соорудил одноименную соборную каменную церковь . Потом заложил каменную церковь во имя Сретения Господня, при освящении которой был поставлен во игумена. Мощи прп. Антония обретены 1 июля 1597 г. 753 Иннокентий (Пустынский Александр Дмитриевич, 1869–1937), обновленческий «митрополит» Архангельский и Холмогорский (1932–1933). Окончил КДА со степенью кандидата богословия (1893). В 1893–1895гг. – псаломщик при кафедральном соборе Сан-Франциско в Америке. В 1894 г. пострижен в монашество, рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха. Помощник инспектора в Новгородской ДС (1895–1897); помощник инспектора в МДА (1897–1898), инспектор МДА (1898). Возведен в сан архимандрита, член Духовного цензурного комитета в С.-Петербурге (1899). Ректор Тверской ДС (1900–1902), наместник московского Чудова монастыря (1902–1903), 14.12.1903г хиротонисан во епископа Аляскинского, викария Алеутской епархии. Епископ Якутский и Вилюйский (1909–1912).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Костер, в который затем бросили И., потух по молитве святой (у Метафраста потоки слез И. погасили пламя). Видя это чудо, во Христа уверовало ок. 500 мужчин и 130 женщин, которые были обезглавлены по приказу епарха. После этого И. поместили в кипящий котел, но он лопнул, и святая вышла из него невредимой. Тогда епарх осудил святую на усекновение мечом. Спустя некоторое время Елевсия постигло Божие наказание: его корабль попал в бурю и разбился, епарх был выброшен на остров, где его растерзали псы. Почитание Римлянка по имени София (в лат. Житиях Софония или Сефония), бывшая в то время по какому-то делу в Никомидии, увезла с собой нетленное тело святой. Она поместила мощи в специально построенной церкви во имя мц. Иулиании. В лат. Житии уточняется, что церковь находилась в Путеолах. В 568 г. мощи были перенесены из Путеол в Кумы (Кампания) в связи с нашествием лангобардов и помещены в базилике, посвященной И. и св. Максиму. С этими сведениями трудно согласовать представления византийцев о местонахождении мощей И. в К-поле. Из канона, составленного в честь этой святой прп. Иосифом Песнописцем , следует, что рака с ее мощами находилась в столице визант. империи. В 1200 г. рус. паломник Добрыня Ядрейкович (впосл. Антоний, архиеп. Новгородский ) видел нетленное тело И. («в теле лежит») в одном из храмов близ ц. вмц. Евфимии в квартале Петрий (видимо, имеется в виду ц. во имя мц. Иулиании в Петрии, известная из Типикона Великой ц. и Синаксаря К-польской ц.) (Книга Паломник. С. 32). В 1207 г. мощи И. были перенесены из Кум в мон-рь Пресв. Богородицы (ныне ц. Санта-Мария-Доннаромита) в Неаполе. Частицы мощей И. находятся в различных европ. странах, наиболее известны реликвии, хранящиеся в ц. Нотр-Дам-дю-Саблон в Брюсселе (Бельгия) и в ц. Санта-Хульяна (Колегиата) в Сантильяна-дель-Мар (Кантабрия, Испания), куда ее мощи были привезены в IX в. (в 870 здесь уже существовала церковь, посвященная мц. Иулиании). На Кипре частица мощей И. хранится в резиденции архиепископа, в Греции - в мон-ре прор.

http://pravenc.ru/text/1237851.html

Изображение иконы Антоний Римлянин, Новгородский, прп. #4141 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Антоний Римлянин, Новгородский, прп. #4141 Эта страничка относится к разделу   Антоний Римлянин, Новгородский, прп. Скачать или распечатать изображение 4141.jpg 980x1200, 1.18 MPix, 205 Kb. 8.3x10.2cm @ 300DPI (12.4x15.2cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (266) , (8) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Русский Север. XVII.] Прп. Антоний. Икона. 1-я треть XVII в. 31 х 27.5. Из ризницы Соловецкого монастыря. В 1961 г. из Архангельского областного краеведческого музея поступила в Архангельский музей изобразительных искусств. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Антоний Римлянин, Новгородский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-4141

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010