Лит.: Патерик, или Отечник Печерский. К., 1661. Вып. 2. Т. 1. Л. 253б; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-633. Т. 4. С. 761-764; Украинские книги кирилловской печати XVI-XVIII вв.: Кат.: Киевские изд. 2-й пол. XVII в. М., 1981. С. 14; Русские монастыри: Искусство и традиции/ГРМ. Б. м., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 58; Гончарук В. М. , Кабанець Е. П. Дереворит середини 17 ст.: «Родословное дерево Киево-Печерского монастыря» як джерело з icmopiï печерськоï kahohiзaцiï»//Moruляhcьki читання: Mamepiaлu щopiчhoï науковоï kohфepehцiï. К., 2000. С. 56-64. И. Б. Черномаз Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ИОАНН Многострадальный, пещерник (XII в.), прп. (пам. 18 июля, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских прп. отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских прп. отцов, в Ближних пещерах почивающих) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/75914.html

Величание      Ублажаем тя, преподобне отче Антоние, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов. Память 10/23 июля и 2/15 сентября   Житие Комментарии Всего комментариев: 19 2019/08/21, 11:19:53 Преподобный отче Антоние Печерский моли Бога о р.б. Анне и Романе.Помоги нам решить все проблемы и трудности. Аминь. 2018/11/04, 07:12:48 преподобный отче Антоние Печерский! Моли Бога обо мне и моих близких .Прости нам грехи наши .Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!!! gulistan 2017/02/17, 17:48:54 Прп.Отче Антоние прошу Твоего милостивого предстательства пред Богом о моей душе. 2016/06/02, 10:01:46 Преподобный отче Антоний Печерский, прошу Твоей молитвы перед Престолом Господа нашего о рабе Божьей Елене,Дарье,Элисбаре. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. 2015/10/21, 11:54:20 Преподобный отче Антоний Печерский, прошу Твоей молитвы перед Престолом Господа нашего о рабе Божьей Ангелине. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Ангелина 2015/06/08, 08:45:19 Преподобный отче Антоние прошу Твоей молитвы перед Престолом Господа нашего об здравии рабы божьей Ангелины. Аминь. Ангелина 2015/01/30, 14:20:17 упокой господи во царствии твоём душу усопшей рабы божьей валентины и прости ей согрешения вольные и невольные и прошу господи упокой во царствии твоём схиархимандрида митрофана и простить ему все прегрешения вольные и невольные со сродниками 2015/01/23, 13:09:18 преподобный отче антоние моли бога обо мне 2014/07/06, 13:40:23 отче антоние и преподобные киево-печёрские святые моли бога за наш род .прошу вашей милости 2014/04/14, 00:25:29 Отче Антоний, моли Господа нашего помочь мне стать хорошим другом и матерью сыну Владимиру и дочери Людмиле. Спаси их и сохрани. У меня случился тяжелый недуг-сломала ногу и очень плохо хожу, замучили боли в колене, не могу без костыля. Прошу помощи твоей и заступничества, Отче. Верю и надеюсь. ирина михалина 2013/11/08, 18:49:41 Здравствуйте! Меня зовут Алексей. Пожалуйста, дочитайте мое письмо до конца. У меня очень непростая ситуация.

http://isihazm.ru/1/?id=821

Каждый ктитор, построивший М., старался дать ему свой устав. Св. Христодул, напр., наделил собственным уставом мон-рь Пресвятой Богородицы на о-ве Кос, а мон. Исаия - монастырь Киккской иконы Божией Матери на Кипре, св. Дорофей ввел в своем мон-ре Св. Троицы устав прп. Арсения, заимствовав его из соседнего мон-ря Золотая Скала. В мон-ре св. Иоанна Предтечи в Стравиле употреблялся устав, написанный сестрой его ктитора Константина Кавалура. Однако в основе всех уставов лежали 3: Иерусалимский св. Саввы Освященного, к-польский св. Феодора Студита и афонский св. Афанасия (Там же. С. 320). Стремление монахов к просвещению, любовь к книгам проявились в собирании б-к для себя и М., в переписке книг. Монастырские б-ки находились в ведении грамматика или книжного хранителя (βιβλιοφλαξ). На Руси Первые М. появились тогда, когда монашество прошло уже длительный исторический путь, от егип. пустынь до Палестины, К-поля и Св. Горы Афон, разработало различные уставы подвижнического жития, создало великую аскетическую лит-ру, испытало различные формы устроения монашеской жизни. Основателями первого большого мон-ря в Др. Руси, Киево-Печерского, были прп. Антоний и прп. Феодосий Печерские. Патерик Печерского мон-ря - главный источник, знакомящий с деятельностью прп. Феодосия, с его влиянием на учеников. Патерик помогает составить целостное представление о древнерус. монашестве XI-XII вв., и в особенности о внутренней жизни М. в то время. Печерский патерик - это агиографическое описание Печерской обители и подвигов ее насельников от возникновения М. до кон. XII или нач. XIII в. Еще важнее Житие св. Феодосия. Его составителем был черноризец Печерского мон-ря Нестор; он написал Житие в кон. 80-х гг. XI в., когда настоятелем М. был Великий Никон,- примерно через 15 лет после кончины прп. Феодосия, так что еще были живы многие из братии, знавшие его при жизни ( Смолич. 1997. С. 29). Прп. Антоний подвизался в К-поле, затем принял постриг на Св. Горе. Вернувшись на Русь, он поселился в пещере в лесу. Вскоре в пещеру стали приходить все, кто хотели последовать его примеру,- так возник небольшой подземный М. с 12 иноками, постриженными прп. Антонием. Однако сам Антоний ушел в др. место и поселился в отдельной пещере, из к-рой не выходил до конца жизни. «Его роль скорее ктиторская - создателя обители, перенесшего на нее традицию и благословение Святой горы» ( Щапов. 2002. С. 13). Число братии быстро росло, и Антоний обратился к киевскому кн. Изяславу с просьбой пожаловать обители землю над пещерами для строительства церкви. Выстроенная церковь и кельи были обнесены забором, окончание этого наземного строительства М. относится к 1062 г. ( Смолич. 1997. С. 27).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (Александр; † 10.10.1880), иеросхим. Род. в крестьянской семье, в детстве служил батраком у скотопромышленников. С юных лет стремился к монашеству, пришел в Оптину пуст. , где был принят игум. прп. Моисеем (Путиловым) в число братии и определен в монастырскую поварню. Через неделю Александра взял в келейники прп. Лев (Леонид) (Наголкин) , к-рому было видение прп. Александра Свирского , небесного покровителя юноши. Александр служил поваром и кучером, нек-рое время жил под духовным началом прп. Льва вместе с прп. Макарием (Ивановым) . Совершил много паломнических поездок - на Афон, в Палестину, пешком дошел до Валаама, посетил Александров Свирский и мн. др. мон-ри. В Киеве принял постриг и поступил в Киево-Печерскую лавру . Рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха, был назначен старшим лаврским духовником. Будучи еще нестарым человеком, по настоянию наместника лавры о. Лаврентия принял схиму с именем Антоний. А. К.-П. присутствовал на всех службах в Великой ц. лавры, нередко совершая богослужения наряду с др. иеромонахами. В любое время дня и ночи старец принимал желающих исповедаться, он имел огромное количество духовных детей, в т. ч. на Афоне и в Палестине, с к-рыми поддерживал переписку. Принимал участие в судьбе инокинь Дивеевского Серафимова мон-ря во главе с бывш. игуменией обители Евпраксией (Замятовой), удаленных из мон-ря в марте 1862 г. в связи со смутой в обители, и опекал впосл. созданный ими нижегородский Серафимо-Понетаевский мон-рь . Обладал даром прозорливости. Скончался от воспаления легких. Отпевание А. К.-П. было совершено настоятелем лавры архим. Иларионом с 6 игуменами и 8 иеромонахами при большом стечении народа. Погребен на лаврском кладбище в Спасо-Преображенском скиту под Киевом. Соч.: Посмертные записки иеросхим. Киево-Печерской лавры о. Антония. М., 1881. Лит.: Ковалевский А. Воспоминания о духовнике Киево-Печерской Лавры иеросхим. Антонии. Б. м., 1881; ЖПодв. Октябрь. С. 293-316.

http://pravenc.ru/text/116072.html

17 . Прп. Антония Вел. Прп. Антоний († 356) был великий подвижник и ревнитель православия, почему в церковных песнопениях называется подражателем св. Иоанна Крестителя и прор. Илии. Раскольники безпоповцы говорят, что он принимал к себе на исповедь, хотя и не был священником: значит, можно было бы и мирянину совершать таинство покаяния. Но прп. Антоний не разрешал кающихся, значит, совершал не таинство, покаяния, а исповедь нравственную, которую может совершать всякий человек опытный в духовной жизни, потому что разрешение грехов, “даруемое от Бога иереем” (Б. Катих. л. 389 об.), составляет сущность таинства покаяния и без него исповедь не будет таинством (Б. Катих. л. 390). 18 . Свтт. Афанасия и Кирилла, архиеп. Александрийских. Прп. Маркиана Кирского. Свт. Афанасий Вел. († 373) в своем Символ, известном под его именем, оставил самое полное и ясное изложение учения о Св. Троице (см. в Кирил. кн. лл. 547–8 об. и в М. Катих. лл. 2–4). 19 . Прпп. Макария Египтянина, Макария Александрийского и Макария Печерского; мц. Евфрасии, свт. Арсения Керкирского (Керкира ныне Корфу-остров). За свои подвиги прп. Макарий Египетский († 390) удостоился такой благодати чудотворений, что на его голос отвечали и мертвые. Так, в житии его рассказывается: однажды он нашел в пустыне череп и спросил его: “Чей ты череп”? “Аз начальник бех жрецов идольских, на сем месте обитавших, ответил череп; ты же – авва Макарий, духа Божия исполненный; в который бы час, милосердовав о сущих в муце, ты молитися, отраду некую ощущают”. (Последние слова ясно показывают, как полезны молитвы живых за умерших, отрицаемые сектантами). Не смотря на всю нравственную высоту, прп. Макарий оказался в очах Божиих ниже двух женщин-невесток, которые жили обыкновенною жизнью в городе, но в течение 15 лет совместной жизни не только не вздорили между собою, но и не сказали друг другу неприятного слова. Значить, несправедливо учат странники-бегуны, будто в мире спастись нельзя. С именем прп. Макария Александрийского († 394) известно «Слово об исходе души и состоянии их по смерти», часто встречающееся в раскольнических цветниках.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

На совр. иконах М. одета в традиц. облачение преподобной: она в охристой рясе, темно-красной мантии, синих схиме и куколе. Ее правая рука поднята перед грудью в молении, в левой - модель ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» тамбовского Вознесенского мон-ря. Первые единоличные иконы святой (поясная и ростовая) были написаны в 2005 г. к торжеству обретения ее мощей и находятся у раки М. в юж. приделе ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На зап. стене этой же церкви выполнен образ М. в рост в стиле академической живописи XIX в. (кон. 90-х гг. XX в.; Прп. Марфа, старица Кирсановская//Вестник Православия. Тамбов, 2001. 9 (71). Прилож. 3). М. стоит на зеленом поземе на фоне Скорбященского храма со склоненной в задумчивости головой, правая рука в молении прижата к груди, в левой - четки. Изображение М. также включено в состав местных подвижников на иконе «Собор Тамбовских святых». А. А. Климкова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)

http://pravenc.ru/text/2562490.html

4546 Скопец Ефрем был главным домоправителем у великого князя Изяслава; впоследствии он удалялся из печерского монастыря в Константинополь, где жил в одном из монастырей, из которого и был возведен на кафедру Переяславскую. Неизвестно, когда скончался; последнее упоминание о нем летописи относится к 1091 г. В сане епископа Ефрем прославился строительством церковным. 4548 Вторую пещеру прп. Антония составляют нынешние ближние или Антониевы пещеры. Холм этой пещеры отделяется от холма первой глубоким оврагом, в настоящее время от ближних до дальних пещер по галерее, перекинутой через помянутый овраг, 91 сажен. Прп. Антоний удалился во вторую пещеру с небольшим числом учеников, желавших посвятить себя строгому отшельничеству, и после принимал он к себе хотевших подвизаться с ним. 4549 Точные слова летописца дают несколько иной смысл: прп. Антоний братии, просившей назначить игумена, дал следующий ответ, прямо указывавший на преподобного Феодосия: «Кто болий в вас, як же Феодосий, послушливый, кроткий, смиренный, да сей будет вам игумен». 4551 По свидетельству летописца монастырь построен не прп. Феодосием, а предшественником его на игуменстве Варлаамом. Но как бы то ни было, можно сказать, что монастырь построен не позднее 1062 г. Через 11 или 12 лет после построения монастыря над пещерой прп. Феодосий начал постройку нового обширнейшего монастыря на новом месте через овраг от первого монастыря близ второй пещеры прп. Антония. В 1073 г. прп. Феодосий не успел докончить постройку нового монастыря – это сделали его преемники по игуменству: Стефан, Никон и Иоанн. Печерский монастырь до сих пор остается на этом его втором месте, почему Антониевы пещеры (вторые) и суть ближние к монастырю. Старый, или ветхий, монастырь, после переведения братии в новый, не был уничтожен: пещера, при которой он находился, была обращена в усыпальницу для братии; для погребения ее в старом монастыре находилось несколько человек братии, в числе их пресвитер и диакон для ежедневного совершения в церкви монастыря заупокойной литургии «за умирающую братию».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Киевских святых (15 июля) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. АННА (Янка) (не позднее 1055/60-1112), дочь переясл. кн. Всеволода Ярославича, прп. (пам. 18 мая, 3 нояб.) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/rubrics/1561643.html

Е. А. Виноградова, Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)

http://pravenc.ru/text/389625.html

Таким образом преподобный отец наш Антоний снова вернулся в свою пещеру. Он непрестанно умолял Бога о разогнанных иноках. И Господь услышал молитву преподобного: не только снова возвратились братия с миром к своему пастырю, но и многие другие приходили к нему, умоляя обратить их к свету пути спасительного. Преподобный Антоний всех принимал с любовью и после наставлений, как должно следовать за Христом, повелевал блаженному Никону постригать желающих. И собралось около преподобного братии двенадцать человек. Общими усилиями была выкопана большая пещера, а в ней устроены церковь и келлии, и в этой пещере пребыл прп. Антоний 40 лет. Когда уже было собрано довольно братии и устроена жизнь в обители по строгим иноческим уставам, преподобный Антоний, неизменно стремившийся к отшельничеству, поставил братии игумена Варлаама, а сам удалился в затвор в келлии той же пещеры, избегая всякой молвы. Потом для большего уединения переселился на другой, соседний, холм, ближе к нынешней великой лавре, и там начал копать себе иную пещеру, а игумен Варлаам с братией по его благословению остались в прежней. Если кто из иноков стремился к более суровой аскетической жизни, он поселялся рядом с преподобным Антонием; так стал образовываться монастырь Ближних, или Антониевых, пещер. Монастырь же на старом месте постепенно благоустраивался. Число братии росло, пещерный храм стал слишком мал. Тогда пришли игумен и братия к преподобному и просили благословения поставить малую церковь на холме вне пещеры, и благословил их на то Антоний. Убогая сия церковь во имя Успения Богоматери послужила началом великой лавры Печерской. После устроения малой надпещерной церкви князь Изяслав, во святом крещении Димитрий, создал каменный храм в честь святого, христианское имя которого носил, то есть в честь великомученика Димитрия; при храме он устроил монастырь. На игуменство для этого монастыря князь Изяслав взял игумена Варлаама. Надеясь на богатство, он хотел свой монастырь возвысить пред монастырем Печерским. Но, как замечает преподобный летописец Нестор (память 27 октября/9 ноября), хотя и много монастырей бывают поставляемы от князей и бояр их богатством, не таковы они, как те, которые поставляются молитвами святых, слезами их и пощением. Так и прп. Антоний, не имея ни злата, ни сребра, несравненную возрастил обитель, поливая ее слезами, которая внезапно процвела из пещерного семени и, как ветвистое дерево, разрослась над всей Русской землей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010