На иконе «Собор русских святых» нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) присутствует преподобный с именем Нектарий (без пояснения, какой именно из неск. святых). Существовали хромолитографии с изображением Н. и мч. Уара, к-рому был посвящен придел Введенской ц., на фоне мон-ря ( Мальковский, Штюрмер. 1915. С. 13. Рис. 3), а также святцы с фигурой Н. вместе с др. святыми, чья память празднуется 3 апр. Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик: Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 3-4, 6, 58-61; (То же, переизд.: Тверь, 1991р); Постников И., свящ. Прп. Нектарий Бежецкий. Тверь, 1910; [Мальковский В., Штюрмер С.]. Прп. Нектарий Бежецкий, основатель Введен. муж. мон-ря в г. Бежецке в XV в. Пг., 1915. Тверь, 2016р. С. 9-17. Рис. 1-9. Г. С. Гадалова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2564860.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства АНТИПА (Кириллов Антон Петрович; 1870 – 1938), иером., прмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых) АНТИПИН (Самоварников; 2-я пол. XIX в.-1918) Андрей Алексеевич, глава всероссийского об-ва старообрядцев-беспоповцев спасова согласия АНТОН (Глонистависдзе), архиеп. Чкондидский Грузинской Правосл. Церкви, гос. и духовн. деятель, глава гос. канцелярии,( XII-XIII в.) АНТОНЕЛЛИ Джакомо (1806-1876), кардинал (с 1847), католич. церковно-политич. деятель периода объединения Италии АНТОНЕНКО Георгий Карпович (1879-1958), архидиак. Святейших Патриархов Московских и всея Руси Сергия (Страгородского) и Алексия I (Симанского) АНТОНИЙ (Паканич Иван Иванович; род. 25 08. 1967 г.), архиепископ Бористольский, первый викарий Киевской епархии АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Арапов; 1880-1919), игум., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Корж; 1888-1937), иеродиакон, прмч. (1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_23.html

Прп. Иеремия помнил еще крещение Святой Руси при равноапостольном князе Владимире (988), когда просвещен святым Крещением был он сам. Он получил от Бога за свои великие добродетели дар прозорливости и мог провидеть все помыслы человеческие, и, если то были помыслы греховные, он обличал их наедине — особенно если видел инока, желавшего уйти из монастыря. Такого он удерживал, убеждая его все терпеть Бога ради. Иеремия скончался в глубокой старости в 1070 г. Прп. Матфей имел дар зреть бесов. Раз он увидел во время утрени беса, бросавшего в братию липкие цветы. К кому такой цветок приставал, тот шел в келью спать, к кому же не приставал — тот выстаивал утреню до конца. В другой раз, выйдя после утрени из церкви, преподобный увидел беса, сидящего на свинье и окруженного множеством бесов. «Куда вы идете?» — спросил он. «За Михаилом Толбковичем», — отвечал бес. Оказалось, что Михаил выходил за ограду. Преподобный сказал игумену, и тот вразумил Михаила. Раз преподобный, в игуменство Никона, увидел на игуменском месте осла. В этот день монастырские дела помешали игумену прийти к утрени. Узнав о видении прп. Матфея, он горько каялся и с тех пор, невзирая ни на что, не пропускал ни одной церковной службы. Прп. Матфей скончался в глубокой старости в 1085 г. Преподобный Антоний Киево-Печерский (+ 1073) Память его празднуется 10 июля в день преставления, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста тесте с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских На Святой горе Афонской есть обитель Есфигмен. Она вдается в море. С трех сторон ее стесняют отвесные громадные скалы, с четвертой — бушует море. Если взобраться с большим трудом на одну из этих скал, там можно найти небольшую пещеру, а перед нею небольшую площадку. В пещере этой подвизался в конце X и начале XI в. наш русский святой —  прп. Антоний,  родом из Черниговского княжества, из  города Любеча.  Из пещеры этой видно только море и небо, и все в ней сохранилось почти так, как в те давно прошедшие дни. По откровению Божию, игумен послал его обратно на Русь, но там тогда была смута: только что были убиты свв. князья Борис и Глеб и Киев был занят польскими войсками. Антоний вернулся на Афон. Но через несколько лет Господь Иисус Христос явился игумену и сказал: «Пошли Антония на Русь. Он Мне нужен». Антоний пошел обратно. В это время княжил уже вел. князь Ярослав Мудрый, и на Руси был мир. На берегу Днепра Антоний нашел пещеру, выкопанную священником великокняжеского села Берестова, ставшим потом митрополитом Киевским Иларионом, знаменитым проповедником. Прп. Антоний увеличил ее и стал в ней подвизаться, питаясь лишь хлебом и водой. Первым пришел к нему прп. Никон (память его 23 марта). Он имел священный сан и стал постригать приходивших. Между ними был и прп. Феодосий (память его 3 мая). 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121728.html

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-633. 1505-1520; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 125; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: [Кат.]/Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ЕЛЛАДИЙ (XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИОАНН Многострадальный, пещерник (XII в.), прп. (пам. 18 июля, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских прп. отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских прп. отцов, в Ближних пещерах почивающих) ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/469005.html

Душеполезные поучения. М.: Правило веры, 2007. С. 49-50. Антоний Великий прп. Различные наставления детям своим, монахам//Поучения. С. 79-80. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о келейном молитвенном правиле//Полн. собр. творений. Т. 2. С. 160-161. Емилиан (Вафидис), архим. Толкование на подвижнические слова аввы Исаии. С. 43. Феодор Студит, прп. К Николаю, ученику//Послания. Кн. 1. С. 35-38. Серафим Саровский, прп. Духовные наставления мирянам и инокам//Радость моя. С. 623-624. Емилиан (Вафидис), архим. Слова и наставления. С. 110-111. Игнатий (Брянчанинов), свт. Полн. собр. творений. Т. 5: Приношение современному монашеству. С. 106. Амвросий Оптинский, прп. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. С. 525. см. в кн.: Дионисий (Тацис), свящ. Духовный урожай святой Эллады. С. 89-90. Иоанн Лествичник, прп. Слово к пастырю//Лествица. С. 471-509. Афанасий Афонский, прп. Завещание. С. 445-446. Василий Великий, свт. Подвижнические уставы//Творения. Т. 2. С. 351-354. Феодор Студит, прп. Огласительные поучения и завещание. С. 34-35. Паисий (Величковский), прп. [Письмо к иерею Димитрию]//Четвериков Сергий, прот. Правда христианства. С. 93. Синодальный отдел по монастырям и монашеству / Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5962558.ht...

Вскоре после этого прп. Антоний Печерский отошел от руководства обителью и переселился на соседний холм, где основал совр. Антониевы, или Ближние, пещеры. Примерно в то же время пещеру покинул прп. Никон, отправившийся в Тмутаракань, а затем в один из константинопольских мон-рей. Вероятнее всего, примирение между монастырем и князем было достигнуто не сразу и путем компромисса: вслед за уходом прп. Никона и самоустранением от настоятельства прп. Антония на игуменство был возведен В. как представитель ближайшего окружения Изяслава. Став игуменом, В. деятельно взялся за организацию мон-ря. «И умножившимся братьи в печере, и не имущим ся вместити, и помыслиша поставити вне печеры манастырь», что и было сделано по благословению прп. Антония (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 158; Абрамович. С. 18-19). В источниках нет единства в вопросе о том, кто именно, В. или его преемник прп. Феодосий , построил первый наземный Печерский мон-рь. Летописный и производный от него патериковый тексты приписывают это первому, Житие прп. Феодосия - второму (Успенский сборник. Л. 37 а-б). Очевидно, первый небольшой наземный мон-рь, к-рый помещался на территории совр. Дальних пещер, был начат в игуменство В., а достроен уже прп. Феодосием. Это дает основание для более или менее определенного хронологического приурочения описанных событий. Переселение братии в наземный мон-рь при прп. Феодосии датируется в житии преподобного 1062 г. Т. к. его поставление во игумена связано с тем, что В. был назначен Изяславом настоятелем Димитриевского мон-ря, основанного князем в Киеве, то уход В. из Печерского мон-ря приходится относить к тому же 1062 г. или чуть более раннему времени. Следов., едва ли может быть принята дата пострижения В., вычисленная А. А. Шахматовым , - 19 нояб. 1060 г. (Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 433-435). В то же время неясно, насколько верна альтернативная датировка, предложенная Н. В. Шляковым,- 19 нояб. 1055 г. (Восемьсот шестьдесят лет со дня кончины вел. кн. Ярослава I Мудрого//ЖМНП. 1907. Июнь), поскольку обе они исходят из постулата, что пострижение должно было непременно происходить в воскресенье, в день памяти святого, во имя к-рого нарекается постригаемый. В любом случае поставление В. в печерского игумена не могло состояться много раньше 1060 г., когда он был для этого еще слишком молод (в момент пострижения он был, по выражению Жития прп. Феодосия, «отроком»). В таком случае В. не мог родиться позднее примерно 1035 г., а его отец боярин Иоанн - позднее примерно 1015 г.

http://pravenc.ru/text/154149.html

римма 15 сентября 2016, 17:02 Преподобный Антоний Печерский, помолись обо мне грешной и недостойной, даруй здравие душевное и телесное мне и моим родным, донеси до Господа Бога мою благодарственную молитву. Фаина 22 июля 2016, 14:52 Преподобный Антоний Великий и Преподобный Антоний Печерский! Молю вас, помогите своим заступничеством перед Господом, помолитесь о сыне моем Андрее! Испросите у Господа ему добрый нрав, здравие душевное и телесное, благодать Святаго духа, расположение к учению во славу Божью! Аминь! римма 22 июля 2016, 13:43 Преподобный Антоний Печерский, помолись обо мне грешной и недостойной о здравии душевном и телесном моем и моих родных, веди моих детей путем праведным, помоги нам в работе и учебе, даруй счастье и любовь. римма 23 июля 2014, 13:32 Спасибо за статью, очень умная, нужная, проникновенная. Преподобный Антоний, помолись милостивому Богу о мне грешной и моей семье. Даруй нам здравие душевное и телесное, направь моих детей и внучку на истинный путь, пусть они живут праведной жизнью. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Александр 22 июля 2014, 23:37 Спаси Господи Алексей 22 июля 2014, 21:48 Преподобный Антоний Печерский, моли Бога о нас! Преподобные отцы наши Киево-Печерские, молите Бога о нас! марина 16 сентября 2012, 01:00 спасибо. Замечательная статья! Мой сын, Антоний, также назван в честь Преподобного, и сегодня празднует именины/крещен 15сент.2008.Любопытно, что до рождения ребенка я побывала в паломничестве в Пещерах, и помолилась прп. Антонию с просьбой о защите и покровительстве чада. Об имени, позже , новорожденного не думала - оно " пришло " само.В Возрасте года чадо уже само приехало в Киевскую Лавру и деловито потопало в садик с грушами, в Дальние Пещеры, слушало звон в течение 40минут... Теперь наш Антоний (4.5) говорит: " Мама, Бог тебя любит...- А ты откуда знаешь? - А я священник " ))) Преподобный Отче Антоние, моли Бога о нас. С ув., марина, белоруссия Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/2432.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Антоний Печерский, прп. - житие Преподобные Антоний и Феодосий Печерские (память 2 сентября, Антония - 10 июля и 28 сентября (Печер.), Феодосия - 3 мая, 14 и 28 (Печер.) августа по старому стилю) Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале II века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался. Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий. Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь. За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Матф. 10, 37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».

http://pravicon.com/info-1791

Прп. Антоний Печерский, постриженник монастыря Эсфигмен, которого до сих пор именуют там не иначе, как прп. Антоний Эсфигменский, дважды подвизался на Афоне. И оба раза, в 1012 и в 1027 годах, игумен монастыря по внушению от Бога отправлял его в Россию, последний раз — с пророчеством, что от него явится на Руси много черноризцев. «Пошли, — сказал ему Господь, — Антония снова в землю русскую, ибо он Мне нужен там» (12, 268). И начал, по словам Святогорца, преподобный Антоний «с киевских гор, как светильник с высокого свещника… разливать на все стороны России немерцающий свет святой жизни русского иночества» (4, 81). Св. Димитрий Ростовский сравнивает прп. Антония с ветхозаветными пророками и первохристианскими подвижниками: «Прославился он во всей земле русской за свою многодобродетельную жизнь, подобно тому как в древности прославился в Египте Антоний Великий… Просияло его имя различными чудесами и особенно даром исцеления и пророчества... Израильтяне не могли смотреть на лице Моисея по причине исходящего от него великого сияния, с тех пор как он принес им закон с горы Синая; так не могли видеть и преподобного отца нашего Антония, в свете дел добрых жившего в пещере, после того как он принес земле русской закон с горы Афона» (12, 269–282). Среди подвигов прп. Антония особняком стоит основание и устроение Печерского монастыря в Киеве, о чем в житии написано так: «Но хотя и существуют многие монастыри, поставленные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые поставляются молитвами святых, слезами, пощением и бдением. Так и прп. Антоний не имел золота, но своими слезами возрастил обитель, несравнимую с другими» (12, 272). Известно, что прп. Антоний, не отлучаясь от Печерского монастыря, явился в Константинополе и нанял там мастеров-каменщиков, повелев им идти в нашу землю для построения каменной печерской церкви, о чем они потом возвестили с благоговением и трепетом (12, 279). В обители был введен Студийский устав, который затем приняли и все другие русские монастыри.

http://pravoslavie.ru/31792.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010