Оклад серебряный весом тридцать семь золотников дал в вечное сокровище в церковь во имя к Нерукотворенному святому образу что в Великом Новегороде, на Софейской стороне... подъячий Петр Меркурьев, для поминку душ своих родителей...». Судя по надписи, должно полагать, что это Евангелие принесено в Зеленецкую пустыню из одной из новгородских церквей. В имуществе, бывшего Зеленецкого монастыря игумена, Варсанофия, найдено было Евангелие, печатанное в 1644 году 258 . Святых крестов напрестольных и наперсных довольно; более замечательные из них: 1) Наперсный крест с надписью: «Лета 7203 (1695 по Р. Хр.), месяца октября сей крест серебряной позлащен с мощами святых построил великий господин преосвященный Корнилий митрополит Новаграда и Великих Лук, в Троицко-Зеленецкой монастырь своею келейною казною; весу в нем 178 золотников». В кресте, в его возглавии, находятся св. мощи: апостола и евангелиста Матфея, Дионисия Ареопагита , Григория Богослова ; в поперечнике: св. праведного Лазаря, Феодора Тирона, Михаила Синадского, св. Анастасии, Иакова Перского, муч. Татианы, муч. Евстафия; Ниже поперечника – мощи Евфимия Суздальского. 2) Напрестольный крест, украшенный стразами и финифтью, мелким жемчугом и каменьями, сребропозлащенный, устроенный Михаилом Асифилогием для положения, после его смерти, в раку преподобного. 3) Крест, устроенный в Риме, находившимся там при посольстве архимандритом Герасимом, пожертвованный им в 1846 году, чрезвычайно изящной формы; особенного внимания заслуживает изображение Св. Духа, и 4) малый наперсный крест с св. мощами: Михаила, Григория Богослова , великомуч. Варвары, Иоанна Златоустог о и равноапостольного князя Владимира. Старинные складни, сохранившиеся от времен м. Корнилия, мерою в 5 вершков, в сребропозлащенном окладе, замечательны по своей древности. В них изображены: в средине – Деисус, т. е. Спаситель с престоящими Божией Матерью и Предтечею; по сторонам, на створах складней, в двух отделениях, написаны – архангелы Михаил и Гавриил, св. апостолы Петр и Павел, и преподобные Кирилл Белоезерский, Антоний Римлянин, Варлаам Хутынский и Александр Свирский ; по полям, в круг главного изображения – Деисус, на створах всего 20 чеканных изображений, именно: вверху Господь Саваоф с двумя ангелами по сторонам, стоящими на коленах и держащими Честный Креот, трость и копие; в наугольниках четыре евангелиста; по сторонам: св. Василий Великий , апостол Андрей Первозванный, Иоанн Златоуст , и преподобные Пахомий и Антоний Сийский; внизу, преподобные Зосима и Савватий, святители Никита и Иоанн Новгородские и Николай Мирликийский Чудотворец; на створцах: священномуч. Василий Анкирский и св. мученица Параскева.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Как мы увидели выше, Россия быстро стала привлекать церковных деятелей из Южной Европы, поскольку Восточная Римская (Византийская) империя со столицей в Константинополе пришла в упадок под давлением Запада (чьи войска разграбили ее в 1204 году), а затем и турок. Россия для них служила не только пристанищем, но и полем для миссионерской деятельности. Многие православные христиане с юга принесли богословские знания на эту землю, правители которой, особенно в последующие столетия, часто пытались вмешиваться в жизнь Церкви. С запада пришли: преподобный Моисей Угрин (+ 1043), венгр по происхождению, память 26 июля; преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (+ 1053), брат преподобного Моисея, тоже родом из Венгрии, память 28 января и 11 июня; благоверный князь Мстислав Великий (в крещении Феодор, в Европе известен как Гаральд; + 1132), он был наполовину англичанином по матери Гите, дочери Гарольда II, последнего англосаксонского короля Англии, потерпевшего поражение в битве при Гастингсе от рук Вильгельма Нормандского, для дочери побеждённого короля было естественным искать убежище в православной стране после норманнского завоевания Англии, спонсированного Римским папой, память 15 апреля; преподобный Антоний Римлянин (+ 1147), еще один «духовный беженец» – на этот раз из Италии, вёл подвижническую жизнь в Новгороде, память 3 августа; преподобная Харитина, княжна Литовская (+ 1281), подвизавшаяся в Новгороде, память 5 октября; благоверный Довмонт (в Крещении Тимофей), князь Псковский (+ 1299), литовец по происхождению, память 20 мая; праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый (+ 1303), немецкий купец, он стал православным монахом, а затем юродивым, память 8 июля; мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий (+ 1347), православные из Великого княжества Литовского, они были замучены своими соплеменниками-язычниками, память 14 апреля; блаженный Исидор Ростовский (+ 1474), родился в окрестностях Бранденбурга (Пруссия), принял Православие, взял на себя подвиг юродства и стал чудотворцем, память 14 мая; блаженный Иоанн Власатый, Христа ради Юродивый, Ростовский чудотворец (+ 1580), он был похоронен со своей латинской Псалтирью – единственным его «имуществом», возможно, он был поляком или немцем по происхождению, память 3 сентября.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Из не отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых в святцах рукописи показаны следующия: сентября 5 – Глеб князь; октября 5 – святители: Петр, Алексий и Иона. О почитании сих святителей замечено: «В сий день поем службу святым трием святителем Петру и Алексею и Ионе, Киевским и всея Русии чудотворцем. Составльшеся сий праздник в лето седьм тысящь 104 года месяца октября в 5 день повелением благовернаго и христолюбиваго царя и великаго князя Феодора Ивановича всея Русии самодержца, по благосчловению великаго господина Святейшаго Иева патриарха Московского и всея Русии и всего свещеннаго собора»; ноября 27 – Всеволод князь Псковской; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 14 – Михаил князь Черниговский; марта 5 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 31 – Иона митрололит; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 30 – Никита Новгородский; мая 2 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 26 – Макарий Колязинскй; мая 27 – святители: Киприян, Фотий и Иона; июня 3 – Димитрий Царевич; июня 29 – Петр царевич Ордынский; июля 24 – Борис и Глеб; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 13 – Максим юродивый Христа ради Московский; августа 21 – Авраамий Смоленский. Сл. 1156 и 1160. Из славянских святых в святцах рукописи поименованы те же, что и в 1156. Из праздников Богородичных русского происхождения, поименованных в 1160, нет следующих: мая 21 – Сретение иконы Владимирския Божия Матери; июня 26 – Явление иконы Тихвинския Божия Матери; июля 8 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Устюге; августа 8 – Явление иконы Пресвятыя Богородицы на реке Толге. 1155. Святцы (с таблицею из Пасхалии), в четвертку, 53 л., полууставом XIX в., без переплета; 52 лист порван. Первый год в Пасхалии 1851. Из памятей русских святых, отмеченных в современном Церковном Уставе, не показаны те же, что и в 1156 и, сверх того, под 24 ноября память Меркурия Смоленского. Из не отмеченных в современном Церковном Уставе памятей в святцах рукописи показаны те же, что в 1156, за исключением памяти митрополита Киприяна под 16 сентября, славянские святые отмечены те же, что в 1156.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как рад был теперь Антоний! Как легко было на душе у Кумеца! Братья вместе хвалили Господа; вместе причастились они Св. Таин. Темница узников стала училищем святой веры. Туда собирался народ видеть бестрепетных исповедников новой веры. Поражаемые ангельским спокойствием их и силой проповедуемой ими истины, многие принимали св. крещение, тайно от жрецов 175 . Узнав о том, что в темницу Иоанна и Антония стекается народ с благоговением, жрецы испугались последствий. Они явились к Ольгерду и объявив, что Кумец и Нежило чарами обольщают народ, требовали решительного суда над ними 176 . Ольгерд отдал их в распоряжение жрецов. Надобно представить себе грубость нравов того времени и дикую злость Литовских жрецов – этих торговцев, чтобы понять лютость мук, каким подверглись св. Иоанн и Антоний. Они терзали и мучили их со всем зверством. Апреля 14, на месте преступников, повешен был Антоний на дубе. В Иоанне ещё надеялись опять увидеть слабость и долее мучили его; наконец 24 апреля задушили его и повесили на том же дереве 177 . Мученическая смерть Антония и Иоанна принесла прекрасный плод. Родственник мучеников Круглец, также придворный Ольгерда, юноша умный и прекрасный собой, поражённый твёрдостью св. страдальцев, принял крещение от блаж. Нестора. Ольгерд, заметив, что он отращивает волосы (Литовцы-язычники стригли волосы и брили бороду), спросил: «и ты – христианин?» Христианин, смело отвечал Круглец. Ольгерд, думая принудить его к своей воле, приказал ему есть мясо. Это было в пяток поста Рождественского. Круглец отвечал, что не может он нарушать правил св. веры своей. Гордый Ольгерд вышел из себя. В жестокий мороз приказал он лить в рот Круглеца холодную воду. От этой пытки останавливалось дыхание у св. исповедника, и тело его посинело. Но св. Евстафий, так назван Круглец, и после того отказался от запрещённой пищи. Ольгерд, в бешенстве, велел бить и ломать железными прутьями ноги Круглеца и содрать с головы кожу вместе с волосами. Мученик терпел, не подавая и вида, что страдает. Напротив, он ещё утешал стоявших христиан надеждами на блаженную вечность. Наконец, св. страдальца повесили 13 декабря на том самом дубе, который освящён смертью Иоанна и Антония 178 . Это было в 1347 г. 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений Великий • Святой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий Великий • Великие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

118 В житии преп. Сергия Радонежского, составленном Епифанием Премудрым , приводится текст послания Филофея преп. Сергию. См.: Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892 (репр. изд. – Legenden des heiligen Sergij von Radonez. Munchen, 1967). C. 44–45. Историки, как правило, считают переписку подлинной, хотя ее традиционная датировка (1354–1355) – всего лишь гипотеза. 119 Белоброва О. А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 12– 18. Автор серьезно защищает традиционное мнение, что крест является даром Филофея Сергию. 120 Этот мощевник происходит из Тверской области и до революции хранился в Чудовом монастыре московского Кремля. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. См. библиографию у Белобровой (Указ. соч. С. 15–16). 121 Вопрос бритья бороды по религиозным мотивам греки и латиняне уже обсуждали в IX в., хотя ученый и просвещенный патриарх Фотий считал это вопросом только местного дисциплинарного характера. См. его второе послание к папе Николаю I: PG. T. 102. Col. 604 D-605 D. Позднее византийские полемисты вновь подняли этот вопрос. 122 Антоний (Черемисов), игум. Святые виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий – исповедники православия в Литве//ЖМП. 1977. 3. С. 63–68. 124 De administrando imperio, 13//De administrando imperio/Ed. and transl. by Gy. Moravcsik and R. J. H. Jenkins. Washington, DC, 1967. P. 71. (DOT; Vol. 1). 125 Новое критическое издание и перевод: Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Washington, DC, 1984. P. 28. (DOS; Vol. 19). 128 Ср., например, хрисовул (имперский указ с золотой печатью), изданный императором Иоанном VI Кантакузином в августе 1347 г., касающийся единства русской митрополии: Jus graecoromanum/Hrsg. von K. E. Zacharia von Lingenthal. Leipzig, 1884. Bd. 3. S. 701; также см.: MM. T. 1. P. 268. Англ. пер. в: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. A Study of Byzantino-Russian Relations in the Fourteenth Century. Cambridge,1981. P. 231. [Рус. пер.: Мейендорф И. , прот. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке// Мейендорф И. , прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000. С. 528].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Пасхальное послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии//Возрожденная епархия: Ист.-публ. и лит.-худож. альманах. Вып. 1. — Красноярск: Медиа-центр «Православное слово Сибири», 2005. Под благодатным Покровом//Православное слово Сибири. 2002. 9-10. С. 3. Проф. Н.Н. Глубоковский и его труд «Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу»: Дис. канд. богословия./Моск. духовн. акад. Загорск, 1972. [рукоп.]. Рождественское послание честным пастырям, братии и сестрам святых обителей. — Красноярск: Изд. центр «Красноярское Воскресение», 2002/2003. Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Красноярское Воскресение: Пресс-служба Красноярск. епархии, 2003/2004. Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Центр по изд. деятельности и спецпроектам Красноярской епархии, 2004/2005. Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Красноярск. Воскресение: Центр по издательской деятельности и спецпроектам Красноярско-Енисейской епархии, 2005/2006. Святые Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий — исповедники Православия в Литве//Журнал Московской Патриархии. 1977. 3. С. 63-68. Слово, произнесенное в день празднования Радоницы 7/20 апреля 2004 г. в храме-часовне прп. Даниила Ачинского г. Красноярска.//Православное слово Сибири. 2004. 4. С. 3. Слово, произнесенное в день Попразднства Богоявления и Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Св.-Иоанно-Предтеченском храме г. Красноярска 20 января 2003 г.//Православное слово Сибири. 2003. 2. С. 3. Слово архипастыря//Православное слово. Красноярск: 2001. Авг.-сент. С. 3. Слово архипастыря, произнесенное 15 января с.г. в храме прп. Серафима Саровского в г. Зеленогорске//Православное слово Сибири. 2002. 2-3. С. 6-7. Слово архипастыря, произнесенное 8 января с.г. в Свято-Благовещенском монастыре г. Красноярска//Там же. 2002. 2-3. С. 5. Слово на открытии Красноярских краевых Рождественских чтений.//Рождественсике образовательные чтения в Красноярске: Выст. и докл. Красноярск: Б.и., 2003 г. С. 5-11.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244886...

810 Воздвиженского ряз. иер. стр. 22. О рязанском или древнем городе см. древности гор. Рязани в чтен. общ. ист. 1859 г. стр. 104–108. О Борисоглебском соборе рязанские иерархи стр. 22, 23, пр. 85. 815 Сочинитель жития мучеников (помещ. в минее Макария) называет их «новоявленными». По этому видно, что он писал при с святит. Алексии, когда установили празднование им. 817 Lat. lit. i rusk. p. 27 «князь витебский, не имевший сыновей, принял его к дочери и отдал Витебск». 818 Стебельский chron. р. 7. Lat. litow. 1, kr. russk. p. 27. Собр. л. 2, 349. О храме Параскевы рукопись Даниила Лодзиты и перевод ее в статье; Литва. (Вестник Говорского стр. 131, 132). 820 По летописи, Ольгерд женился на второй супруге Юлиании в 1349 г. и первый сын ее Ягайло – Яков родился в 1350 г. В. служебнике XVI в. выпись из помянника пречистенской церкви: «великая княжна Мария Ярославовна, усопшая на память преп. Илариона». Это первая жена Ольгерда. Далее там же: великая княжна Иулиана, в святой схиме Мария, усопшая на память св. апост. Симона Зилоота». – По степен. кн. 1, 1, 512 «княгиня Ольгердова Ульяна, в монашеском чину Марина, преставилась в 1392 г. 821 Так в четьи-минее; те же имена сохранены преданием, а Вильне. У Нарбута называются они Куклеем и Михлеем. 822 О вилейском храме Перкуна; построенном в 1285 г. в дубовой роще, там, где ныне кафедральный костел. Хроника у Нарбута, в север. арх. 1822 г. 1, 227–231. 824 Stebelsky zywoty ss. pon. II Dubowicz hierarchia hb. IV, sect. 2, Коялович miscellanea р. 9, 10. 826 Четь-минея. У Нарбута hist. nar. lit. Иоанн повешен 24 апр., а Антоний – 24 июля. Ошибка по ркп. житию Антоний пострадал 14 апр., а Иоанн 24 апр. 828 Летопись Даниловича р. 169, 170. «Того же (1347) лета убиен бысть от вел. кн. литовского Круглец, нареченный в св. крещении Евстафий, за православную веру христианскую, и положен бысть у св. Николы, со сродниками своими в гробе, с великими мучениками Антонием и Иоанном, иже пострадаша за православную веру христианскую и прияша венцы небесные от руки Господни». Тоже собр. л. V, 228; VII, 214. Льяов. л. 2, 115. Стебельский (Zywoty ss. pan. 11, 5) и густинская летоп. (Собр. л. II, 346) относят кончину мучеников к 1328 г. но это – очевидная ошибка. Тогда владел Литвой Гедимин.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но после 1386 года невозможно стало поминать московского князя прежде короля Ягайло, не нанеся тем самым последнему оскорбления. И нельзя же было поминать Ягайло — католика — как «благочестивейшего» и «благовернейшего» самодержца. С другой стороны, планы соединения церквей, которые вынашивал Киприан, могли быть скомпрометированы нарочитым и, следовательно, злонамеренным опущением имени Ягайло. Поэтому не последовательнее ли было установить менее спорное поминание православного константинопольского императора, — номинальное вселенское первенство которого признавали и латиняне, как отмечал патриарх Антоний, — и таким образом продемонстрировать независимость митрополита от «местных» князей и его надежду на грядущий триумф православия на вселенском соборе, который созовут в России или Литве под председательством императора «Нового Рима»? Религиозно-политическая идеология, которую Киприан старался выразить, установив поминание императоров в России, наглядно воспроизведена в необычном иконографическом памятнике: «большом саккосе» митрополита Фотия, преемника Киприана (1408-1431 гг.). В центре этого замечательного произведения русско-византийской вышивки изображено Сошествие Христа во ад, и по одну сторону от него, в полный рост, император Иоанн VIII Палеолог (1425-1448 гг.) и его первая жена Анна, дочь Василия Дмитриевича, а по другую — великий князь Василий Дмитриевич (1389-1425) и его жена Софья, дочь Витовта. Композиция ставит ударение на узы родства, связывающие Палеологов с княжескими династиями Москвы и Литвы и возникшие благодаря браку Иоанна VIII и Анны (1414 г.), при этом подчеркивается верховное и вселенское значение Византийской империи. Более того, значение этого главенства для местных русских интересов подчеркнуто совершенно неожиданным изображением трех святых, помещенным между фигурами Василия и его дочери Анны. Это трое святых «виленских мучеников»: Антоний, Иоанн и Евстафий, казненные Ольгердом в 1347 году и канонизированные патриархом Филофеем в 1374-ом. Иконография саккоса выражает вполне определенную идею: верность «византийскому содружеству» есть условие сохранности и развития православного христианства во всей Руси, как в Московии, так и в литовских землях.

http://sedmitza.ru/lib/text/438225/

Спустя восемьдесят пять дней ко святому Мартину пришел в темницу нотарий Саголива и сказал ему: «мне приказано взять тебя отсюда в свой дом, откуда ты будешь отправлен в некоторое место». Святой Мартин спросил: — Куда же меня пошлют, в какое именно место? Но Саголива не отвечал на этот вопрос. Тогда святой Мартин сказал: — Оставьте меня в темнице до того времени, когда нужно будет отправить. Нотарий ушел. При солнечном заходе папа сказал находившимся с ним вместе узникам: — Подойдите, братия, и дадим друг другу последнее целование: тотчас придет за мною посланец для взятия меня отсюда. Все с плачем прощались с ним, но святой Мартин, выражая на лице своем радость, говорил им: — Не плачьте, но радуйтесь — видите я радуюсь, что иду на страдание за православие. После этого снова пришел упомянутый нотарий, который и взял святого из темницы; все присутствовавшие неутешно рыдали, сожалея о разлуке с преподобным. Святой Мартин был посажен на корабль и отправлен в заточение в Херсон здесь его морили голодом, лишали всего необходимого, так что через два года он отошел ко Господу Честное тело его было погребено вне города Херсона в храме Пресвятой Богородицы, именуемой Влахернской. Скоро гробница его стала привлекать множество народа: самые разнообразные и многочисленные исцеления получали болящие по молитвам святого и благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духом, слава во веки. Аминь. Страдание святых мучеников литовских Антония, Иоанна и Евстафия Сии святые мученики происходили из литовского города Вильны и, по тогдашнему нечестивому обычаю, были огнепоклонниками подобно тому как и другие жители той страны. Антоний и Иоанн, родные братья, всей душей возлюбили христианскую веру и, когда однажды в Литву прибыл некий пресвитер, по имени Нестор, они приняли от него божественное крещение. При этом старший из них по летам был назван Иоанном, а младший Антонием Оба брата по крещении проводили жизнь, подобающую истинным христианам. Находясь на службе у литовского князя Ольгерда Антоний и Иоанн, старались скрыть от него свою принадлежность к христианству, но не могли достигнуть этого, потому что они слишком заметно отличались от язычников своими христианскими обычаями и поступками.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010