Руководство школьным делом всей епархии принадлежало местному епископу. Многие из византийских иерархов с большим вниманием следили за состоянием епархиальных школ, а иные даже исполняли в них обязанности дидаскалов. Писатель Х в. Иоанн Камениат, сообщая о процветании в городе Фессалонике наук, приписывает это влиянию на молодёжь фессалоникийских иерархов, которые просвещали народ под сенью многочисленных городских храмов, посредством проповеди и школ. В истории Фессалоники особенно знаменит митрополит Евстафий. Он был учёнейшим мужем своего времени и до поступления в монашество был дидаскалом в Константинополе. Он имел громадное влияние на своих учеников и своей учёностью, и нравственной жизнью. Сделавшись Фессалоникийским митрополитом, Евстафий предпринял преобразование внутренней жизни своей паствы, и сильнейшим орудием этой реформы были школы. Достойным учеником Евстафия был Афинский митрополит Михаил Акоминат. Заняв в 1182г. Афинскую кафедру, Михаил за первым же богослужением в новом месте произнёс речь, в которой убеждал духовенство учить народ, обещая быть для него руководителем в этом отношении. Свою деятельность в Афинах Михаил начал с того, что возобновил кафедральный храм во имя архистратига Михаила, а потом приступил и к просвещению народа: не только проповедью, но и посредством школ. Не менее знаменитый Феофилакт, архиепископ Болгарский, в одном из своих писем выражает скорбь по поводу разлуки с воспитанными им болгарами, а в другом преподаёт увещания и наставления своему ученику Никите, состоявшему диаконом в Халкидоне. От него же сохранилось несколько писем, адресованных Никите, епископу Серрскому, под руководством которого учились братья Феофилакта. Большое просветительное влияние на народ имел и епископ Милетский Никифор (Х в.), получивший хорошее образование. А о епископе Асском Григории (XI b.) известно, что он учил ( δδασκε) мальчика Льва, сына одного священника. Обязанности дидаскалов школ несли и другие лица. Так, Антоний Кавлей, бывший Константинопольским патриархом (IX b.), учился в одном монастыре под руководством игумена, преподобный Нифонт (XIV b.) имел дидаскалом экклесиарха монастыря святого Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Их воодушевляла вера в Небесного Отца, их согревала в их подвиге любовь к Небесному Отцу. Во имя этой всезахватывающей любви они отказывались от всех земных радостей и не жалели своих молодых жизней. Святых мучеников согревала любовь ко Христу и укрепляла надежда надежда на милосердие Небесного Отца, Который их мученический подвиг примет как искупительную жертву за все вольные и невольные согрешения, надежда на то, что мученическая кровь омоет их как бы водой крещения. Некоторые святые мученики подходили к мученическому венцу после греховной жизни, как, например, мученик Вонифатий, и эта надежда на искупительную силу их смерти окрыляла их. Но и те, кто приносил в жертву свою чистую душу, нуждались в этой же надежде на милосердие Божие. Ведь чем светлее вода, тем заметнее в ней даже самые малые пылинки. Когда луч солнечного света падает в комнату сквозь узкую щель, он освещает мириады пылинок, носящихся в воздухе. И чем чище сердце человека, тем больше носитель такой чистоты замечает в себе всякие греховные пятна. Чем выше подымается человек по ступеням духовной жизни, тем более он сознает себя грешником. И такие чистые души, как великомученик Пантелеймон, великомученица Варвара, юный Виленский мученик Евстафий, стоя у своего земного мученического конца и согревая свое сердце любовью к Сладчайшему Господу, укреплялись этой надеждой. Вот такими сияющими своей верой, любовью, надеждой, блистающими своим мученическим подвигом стоят перед нами святые Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Шестьсот лет тому назад они совершили свой мученический подвиг, умирая за Христа. Сколько бесстрашия духа, веры, терпения проявили они в своих предсмертных страданиях и во время многодневных темничных заключений, и тогда, когда Антония предавали жестоким избиениям и когда у Евстафия снимали кожу с волосами с головы, в рот вливали холодную воду, отрезали ему уши и нос, и каждого из них вели на мучительную смертную казнь! Ах! Какими недостойными и грязными в грехах своих мы сознаем себя, стоя около нетленных тел этих святых страдальцев!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Сей созда Симонов монастырь на Москве, бяше сродник Сергию Радонежскому»; декабря 3 – Савва Сторожевский; декабря 5 – Гурий архиепископ Казанский «в лето 7073»; декабря 7 – Авраамий епископ Ростовский; Антоний Сийский «лета 7047»; декабря 21 – «успение Петра митрополита в лето 6834, пас церковь Божию 18 лет, родом волынския земли»; января 10 – Павел Обнорский, «успе в лето 6937, пожыв лет 110»; января 11 – Михаил Клопский, «успе в лето 6907, от колена великих князей московских»; января 14 – Савва Сербский ; января 17 – Антоний Римлянин, «приплы на камени по водам из Рима в Великий Новград в лето 6600»; января 24 – «мученик Иван, пострадавший в Казани в лето 7037, родом нижеградец, саном синклитик»; января 28 – Ефрем Новоторжский, «бе в лето 6523, болярин бе святых страстотерпец Бориса и Глеба; января 31 – «успение Никиты епископа Новгородского в лето 6616, а обретены мощи его в лето 7066 апреля в 30 день; пас церковь Божию лет 6 и месяцев 5»; февраль 11 «успение Димитрия Прилуцкаго в лето 6900 и успение Всеволода Псковского в лето 6646»; февраля 12 – «успение Алексия митрополита в лето 6885»; февраля 13 – «Симион отец Саввы архиепископа Сербского»; февраля 14 – Кирилл «философ учитель словяном и болгаром, составивший русскую грамоту в лето 6360»; марта 2 – Арсений, епископ Тверской, «успе в лето 6917»; марта 5 – «обретение мощей Феодора Смоленского и Ярославскаго и чад Давида и Константина в лето 6971»; марта 9 – «принесение честных мощей святого страстотерпца Авраамия из Болгар в славный град Владимир в лето 6607»; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский «в лето 6966»; марта 17 – Макарий Колязинский «успе в лето 6991»; марта 30 – Иона митрополит Московский в лето 6969»; апреля 1 – Евфимий Суздальский, «успе в лето 6912, поживе 88, постриженник Печерского монастыря в Нижнем Новегороде»; апреля 4 – «убиение Аврамиа Болгарского в лето бб03»; апреля 7 «успение Серапиона архиепископа Новгородского в лето 7067»; апреля 10 – Иаков преподобный «иже на железном борку созда обитель»; апреля 11 – успение Варсонофия епископа Тверского; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн, «пострадали при Олгирде нечестивом крале в лето 6850»; апреля 17 – Зосима Соловецкий, «успе в лето 6985»; апреля 20 – Александр Ошевенский, «бе в лето 6997, постриженник в Кирилове на Беле озере, родом Каргополец отца земледельца»; апреля 26 – Стефан Пермский, «успе в лето 6904

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1665. P. 49). По мнению болландистов, эти версии не противоречат друг другу: возможно, глава оказалась в К-поле в кон. IV в., а затем, во время волнений, происходивших в столице после ссылки свт. Иоанна Златоуста (404), вывезена в Эмесу, где и была вновь обретена в 453 г. (ActaSS. Iun. T. 4. P. 720). Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием и избранными святыми. Икона. 1-я пол. XVII в. (ГТГ) Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием и избранными святыми. Икона. 1-я пол. XVII в. (ГТГ) В Эмесе глава И. П. находилась в церкви мон-ря Спилеон (дословно «пещера»; речь идет о пещере, в которой жил арианин Евстафий еще до основания мон-ря) до 761 г., когда она была торжественно перенесена в собор во имя Иоанна Предтечи, воздвигнутый в Эмесе специально для этой святыни. Об этом сообщается в Хронографии Феофана Исповедника, где сказано также, что глава еще находилась в этом соборе во время написания сочинения (т. е., ок. 810) ( Theoph. Chron. P. 431). Через нек-рое время святыня была перенесена в г. Команы (неизвестно, о каких Команах идет речь - Каппадокийских или Понтийских). Уже в VII в. Эмеса была завоевана арабами, и, вероятно, из-за усилившихся притеснений христиан главу забрали из города и перенесли в более безопасное место. В связи с господствовавшей тогда ересью иконоборчества глава не была положена ни в одной из церквей в Команах, а была спрятана. После восстановления иконопочитания в 843 г. во время правления имп. Михаила III (842-867) и его матери св. Феодоры она вновь была обретена чудесным образом. Свт. Игнатию , патриарху К-польскому, в видении было ясно описано место, в к-ром сокрыта глава И. П. Посланные патриархом люди обрели ее именно там, где он указал. Святыня была перенесена в К-поль, встречена императором и патриархом и положена в церкви имп. дворца. Об этом повествуется в Речи на обретение главы И. П., приписываемой прп. Феодору Студиту (ActaSS. Iun. T. 4. P. 734-735). Данное обретение главы И. П. называется 3-м и празднуется 25 мая (день, когда святыня была привезена в К-поль). Затем глава была поделена на неск. частей (согласно различным версиям, на 2 или на 7 частей, вероятно, во время правления имп. Константина IX Мономаха; см.: Majeska G. P. Russian Travelers. 1984. P. 278; Kalavrezou. 1997. P. 68), к-рые хранились в храмах К-поля. Лицевая часть находилась в ц. Пресв. Богородицы во Влахернах, где ее видел Антоний Новгородец в 1200 г., верхняя часть черепа - в Студийском монастыре (об этом пишут Антоний Новгородец и Аноним Меркати), где хранились также «власы Иоанна Крестителя... и перси и перст его и зуб» (Книга Паломник. С. 22).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Из русских и славянских святых в месяцеслове отмечены следующие: сентября 5 – князь Глеб, сентября 7 – Иоанн, архиепископ Новгородский; сентября 9 – Иосиф Волоцкий ; сентября 16 – Киприян митрополит, сентября 19 и марта 5 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; сентября 28 – Вячеслав Чешский; сентября 30 – Григорий Пелылемский; октября 1 – Савва Вишерский; октября 21 – Илларион, епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 5 – Иона, архиепископ Новгородский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11 и августа 13 – Максим юродивый Московский; ноября 17 – Никон, ученик Сергия Радонежского; ноября 22 – Михаил князь Тверской; ноября 23 – Александр Невский; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; ноября 27 – Иаков епископ Ростовский; ноября28 – Феодор Ростовский; декабря 3 – Савва Сторожевский; декабря 21, июля 2 и августа 24 – Петр митрополит; января 1 – Никита, Новгородский епископ; января 10 – Павел Обнорский; января 12 – Савва Сербский ; января 11 – Михаил Клопский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский; февраля 14 – Кирилл, просветитель славян; марта 2 – Арсений, епископ Тверской; марта 9 – «перенесение мощей Авраамия великомученика из Болгар в Володимер»; марта 11 – Евфмий архиепископ Новгородский; марта 17 – Макарий Калязинский; марта 30 – Иона митрополит; апреля 1 – Авраамий Болгарский и Евфимий Суздальский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; Мая 2 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 16 – Ефрем Перекомский; мая 20 – Алексий митрополит; мая 21 – Константин князь Муромский и чада его: Михаил и Феодор; мая 23 – Леонтий Ростовский и Никита Переяславский; мая 26 – Макарий Калязинский; мая 27 – митрополиты Киприян, Фотий и Иона; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня2 – Иоанн Сочавский; июня 9 – Кирилл Белозерский; июня 25 – Петр (в иночестве Давид) князь и Феврония (в иночестве Евфросиния) княгиня Муромские; июля 5 – Сергий Радонежский; июля 8 – Прокопий и Иоанн юродивые Христа ради Устюжские; июля 9 – Савва, «создатель Крыпец монастыря»; июля 11 – Ольга княгиня; июля 15 – Владимир князь; июля 24 – Борис и Глеб; июля 27 – Никола Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 1 – Василий блаженный Московский; августа 21 – Авраамий Смоленский; августа 24 – положение во гроб князя Константина Улемци; августа 30 – Александр Свирский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. месяцеслов (322– 388 об.); 23) Пасхалия зрячая и Лунное течение (389–427). Из памятей русских святых, отмеченных в современном нам Церковном Уставе, в святцах нашей рукописи не значатся следующия: сентября 30 – Михаил, первый митрополит Киевский; декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит; июня 5 – Феодор Ярославич, великий князь; июня 15 – Иона митрополит; июля 10 – Антоний Печерский. Кроме отмеченных в современном нам Церковном Уставе памятей русских святых, в святцах нашей рукописи показаны следующия: сентября 5 – Глеб князь; сентября 16 – Киприян митрополит; сентября 27 – Борис Александрович, великий князь Тверской и Феодор Ольгович, великий князь Рязанский; октября 5 – святители Московские: Петр, Алексий и Иона; октября 7 – Сергий Обнорский; ноября 27 – Всеволод князь Псковской; ноября 28 – Феодор архиепискол Ростовский; декабря 23 – Филипигь митрополит; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 14 – Михаил князь Черниговский; марта 5 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марха 16 – Оерапион архиепископ Новгородский; марта 26 – Варсанофий епископ Тверской; марта 30 – Иона митрополигь; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 20 – Александр Ошевенский; апреля .30 – Никита епископ Новгородский; мая 4 – Борис и Глеб; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 19 – Иоанн, «благоверный князь Углецкий, нареченный во иноцех Итатий, Вологодский чудотворец»; мая 26 – Макарий Кадязинский; мая 27 – митрополиты: Киприян, Фотий и Иона; июня 3 – Димитрий царевич; июня 3 – Сретение иконы Димитрия Прилуц; июня 8 – Василий и Константин, князья Ярославские; июня 10 – Александр Куштский; июня 13 – Андроник Московский; июня 29 – Петр «преподобный и благоверный царевич Ордынский»; июля 24 – Борис и Глеб; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 4 – Петр митрополит; августа 13 – Максим, юродивый Христа ради Московский, августа 14 – Феодосий Печерский ; августа 18 – Зосима и Савватий Соловецкие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великий князь уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от Христианства. Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Он предвидел скорую кончину святого Иоанна и советовал ему не отступать от веры и безбоязненно переносить страдания. Утром 14 апреля 1347 года оба святых мученика причастились Святых Тайн, затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе. Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний. Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами в храме во имя святителя Николая Чудотворца . Мученическая смерть святых Антония и Иоанна принесла благодатный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, так же придворный князя Ольгерда, потрясенный стойкостью мучеников, принял святое крещение от священника Нестора с именем Евстафий . 13 декабря 1347 года он также пострадал за Христа. На том месте, где раньше рос дуб, попечением второй жены кн. Ольгерда княгини Иулиании был воздвигнут храм во Имя Пресвятой Троицы. Во время перенесения тел святых страстотерпцев в этот храм были обретены нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления. По просьбе православных литовцев святитель Алексий , митрополит Московский (+1378), обратился к Константинопольскому патриарху Филофею (1354-1355, 1362-1376) с тем, чтобы он благословил причислить мучеников к лику святых. О том, что патриарх очень скоро исполнил эту просьбу, говорит тот факт, что уже в 1364 году он прислал преподобному Сергию Радонежскому (+1392) крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия.

http://drevo-info.ru/articles/3746.html

Блаженный Иероним Стридонский учит: « Церковь , имеющая множество степеней, завершается в конце диаконами, пресвитерами и епископами» (ч. 4, стр. 86). Св. Климент Александрийский пишет: «Существующие в Церкви степени епископов, пресвитеров и диаконов, по моему мнению, суть подобия ангельского чина» («Строматы» кн. 6; гл. 13–я). От самих времен апостольских и до нашего времени ведутся в Христовой Церкви списки епископов, законных преемников св. Апостолов. Вот общий список преемников св. Апостолов в церкви Греческой и от нее принявшей христианство церкви Русской. Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви по порядку Время вступления по порядку Время вступления Андрей Первозванный, апостол Иоанн VII, Синкел Стахий, из учеников Христовых (окт. 31) Мефодий Омологита Онисим Игнатий Поликарп Плутарх Игнатий (во второй раз) Седекион или Седекия Фотий (во второй раз) Диомен или Диоген Стефан I, Порфиродный Елевферий Антоний II Феликс (св. апр. 15) Николай I, Мистик Афиноген Евфимий I, Синкел Евзовий Николай I (во второй раз) Лаврентий Стефан II Алипий Трифон Петринакс Феофилакт Олимпион Полиевкт (фев. 6) Василий I, Скамандрин Кириак I (из Кирилльан) Антоний I, Студит Кистин (Кастин или Константин) Николай II, Хрисоверг Тит (июня 4), (Трат) Тарат Сиссиний II Домитиан (Дометий) Димитрий Сергий II (или Евлогий) Пров (святой) Евстафий Митрофан I Алексий, Студит Александр I (авг. 30) Михаил Кируларий Павел I, Омологит Константин III, Лихуда Евсевий Иоанн VIII, Ксифилин Павел I (во второй раз) Косма I, монах Македоний (арианин) Евстратий Гарид Павел I (в третий раз) Николай III, Грамматик Македоний (во второй раз) Иоанн IX, Агапит Павел I (в четвертый раз) Лев Стопт или Ступп Македоний (в третий раз) Михаил II, Курсуас Евдоксий Косма II, Антик Евагрий Николай IV Димофил, еретик Феодот II Григорий I, Богослов Неофит I Нектарий I патриарх константинопольский (окт. 11) Константин IV, Лихуда Иоанн I, Златоуст Лука Хрисоверг Арсакий Михаил III Аттикс

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Великие литовские князья Тройден и Гедимин (1315–1345), покоривший своей власти Киев, были язычники, но не стесняли веры православной. Гемидин был женат на русских княжнах, и его сыновья были крещены в православную веру. Один из сыновей Гедимина, Ольгерд, по смерти своей супруги, русской княжны Марии Витебской, соединился с языческой партией и сделался гонителем христиан. Служившие при его дворе христиане: Кумец (Иоанн) Нежило (Антоний) и Круглец (Евстафий) в 1347 г. запечатлели свою верность христианству мученической смертью. Два брата, Кумец и Нежило, принявшие крещение от духовника первой супруги Ольгерда – Нестора, перестали приносить языческие жертвы и строго соблюдали установления православной Церкви. По настоянию жрецов Ольгерд приказал заключить братьев в темницу. Чрез год старший брат Иоанн, изнурённый болезнью, объявил жрецам, что отрекается от христианства, и Ольгерд приказал освободить обоих братьев. Но младший брат Антоний не переставал быть твёрдым христианином. Твёрдость его подействовала и на Иоанна, и он, каясь в своём отречении, объявил, что верует во Христа и никогда не отречётся от Него. Озлобленные жрецы потребовали казни обоих братьев. После жестоких истязаний они были повешены на дубе. Родственник мучеников, другой придворный Ольгерда, Круглец, принявший крещение с именем Евстафия, также подвергнут был жестоким мучениям. Ему лили в рот холодную воду при жестоком морозе, ломали ноги железными прутьями, содрали кожу с головы и, наконец, повесили на дубе 64 . Эти мученики за веру нашли себе такое сочувствие в народе, что сам Ольгерд оставил язычество, стал покровительствовать православным и под конец своей жизни принял крещение. Св. князь Довмонт Псковский При сыне Ольгерда, Ягелло, последовало вредное для православия соединение Литвы с Польшей. Желая получить руку польской королевы Ядвиги и сделаться польским королём, Ягелло согласился изменить православию и в 1386 г. принял в Кракове латинское крещение, а в следующем году прибыл с латинскими священниками в Литву и начал обращать литовцев в латинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

63 об.: «ин устав о соблажнении диаволе от скитского устава, егда прилучится соблазн от диавола; 10) чин о избавлении блуда и о угашении плоти и о сохранении зрака блудного и от помышлениа сложна» (64–66); 11) служба воскресная 1 гласа (66–87); 12) молитва по часех: «Согреших на небо и пред Тобою» (87–88 об.); 13) о праздницех в них же поется Бог Господь (88 об.–89 об.); 14) последование церковного пения и собрания вселетного по уставу иже в Иерусалиме святыя лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы от месяца септябриа до месяца августа, т. е. святцы с тропарями и кондаками (90–182 об.), без конца: текст обрывается на 2 августа. Из русских и славянеких· святых в месяцеслове отмечены: сентября 19 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 25 – Сергий Радонежский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 28 – Арсений Сербский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; декабря 21 – Петр митрополит; января 12 – Савва Сербский ; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский; февраля 14 – Кирилл, епископ Катанский; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; марта 30 – Иона митрополит; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 27 – Киприян, Фотий и Иона митрополиты; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 9 – Кирилл Белозерский; июля 11 – Ольга княгиня; июля 15 – Владимир князь; июля 27 – Никола Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский. Отметим, что под 8-м мая об Иоанне Богослове сказано»: «В сий день святая персть исходит из гроба его и вземлют вернии человеци на исцеление всякому недугу». Из русских праздников Богородичных отмечен Покров. 597. Сборник богослужебныи , в четвертку, без начала и конца, 180 лл., полууставом XVI в., в порванном кожаном переплете; порваны с ущербом для текста листы: 69, 70, 90, 91 и 115.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010