Князь Ольгерд В пьесе обозначены и другие темы, характерные для литовской истории и фольклора: крестоносцы сознательно уничтожают посевы, что приводит к массовой гибели мирного населения от голода; боги и люди требуют отмщения; пленных врагов приносят в жертву идолам; никто не узнает Кейстута, переодетого в орденский белый плащ с черным крестом. Сцена обретения Антонием, Иоанном и Евстафием частиц мощей святых также отражает события XIII-XIV веков: среди военных трофеев, захваченных крестоносцами в Святой Земле и Византии, особую ценность представляли чудотворные реликвии и святыни Православной Церкви. История Православия в Литве является неотделимой частью истории Русской Православной Церкви. Обличая насилие и нетерпимость, злодеяния Тевтонского ордена и языческие суеверия, Церковь устами благоверного князя Александра Невского учила, что «не в силе Бог, а в правде». О духовной связи виленских мучеников со Святой Русью свидетельствует тот факт, что в 1364 году Константинопольский Патриарх Филофей прислал преподобному Сергию Радонежскому крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия. Древнейшее изображение литовских святых вышито на большом саккосе Московского Митрополита Фотия (1414–1417) между державными парами Византийской империи и Великого княжества Московского. В 1915–1946 годах честные мощи Небесных покровителей Литвы пребывали в Москве. Ниже впервые на русском языке публикуется текст драмы «Священный пост». Особая благодарность Инге Дейдюле, Литва, за помощь в подготовке публикации. Священный пост на языческом пиру, перенесенный святыми мучениками Иоанном, Антонием и Евстафием вплоть до скончания жизни за столами после трехдневного пощения, поставлено на сцене светлейшей, славной и великолепной молодёжью Виленской Академии " Общества Иисуса " в год Господа 1732-й Краткое содержание Святые мученики Иоанн, Антоний и Евстафий, дружинники Ольгерда, Великого Князя Литовского, благородные литовцы, за усердие к вере христианской, а именно потому, что отказались в установленные дни вкушать запретную пищу, по приказу Ольгерда были казнены через повешение в Вильно, в год 1328 по Р.Х. Там же были и похоронены в храме Святой Троицы греко-русского обряда (Священник Альберт Коялович, " Сборник сведений касательно положения Церкви в Великом Княжестве Литовском " ).

http://pravoslavie.ru/185.html

Разумна ли эта ревность твоя? Не оскорбим ли мы с тобой этими словопрениями Господа и Главу Церкви? Ей, брате! Возлюбим друг друга, да едиными усты и единым сердцем во Святой Церкви исповемы Троицу Единосущную и Нераздельную. Ей же буди слава во веки веков. Аминь. 556. Небесные заступники края Литовского Православная Литва – родная, хотя и младшая сестра Православной Русской Земли, и напрасно усердные слуги папы Римского стараются всех уверить, будто в Литовской земле от времен древних была проповедана вера латинская: святые мученики Виленские, Антоний, Иоанн и Евстафий, доселе нетленно почивающие в Вильно, в Свято-Духовом монастыре, явно обличают эту ложь, свидетельствуя, что на Литве святая вера православная древнее всяких латинских заблуждений. Они пострадали за нее еще тогда, когда в Литовской земле и помину не было о латинских проповедниках, а Православие уже распространялось, и сам Литовский князь был крещен в веру православную, только изменил он этой вере святой и снова стал идолопоклонником. До Святого Крещения Антония звали Межило, а Иоанна – Кумец; они были родные братья и служили в числе любимых придворных князя Ольгерда. Языческие жрецы заметили, что Кумец и Межило не являются в храм идола Перкуна для принесения жертв огню и соблюдают пост в известные дни. Могли ли они стерпеть такую обиду для старой веры? И от кого же? От таких знатных придворных людей, какими были Кумец и Межило!.. И вот, по их жалобе, Ольгерд приказал бросить братьев в темницу. Целый год томились святые мученики в сырой и мрачной тюрьме; ни ласки, ни угрозы жрецов на них не действовали. Но через год старший брат поколебался: он послал сказать князю, что подчиняется его воле, и Ольгерд велел освободить обоих братьев из темницы. Антоний по-прежнему открыто признавал себя христианином и брата уговаривал не притворяться. Это до крайности раздражило жрецов; они предложили князю испытать обоих братьев. В постный день им приказали быть при столе князя. Иоанн не посмел отказаться от мясной пищи, а Антоний смело объявил, что он, как христианин, не нарушит святого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Из отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых здесь не показаны следующия: сентября 9 – Иосиф Волоцкий ; сентября 21 – Димитрий Ростовский ; сентября 30 – Михаил митрополит Киевский; ноября 23 – Митрофан Воронежский ; декабря 7 и мая 27 – Иосиф Столобенский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит; января 28 – Феодосий Тотемский; июня 5 – Феодор Ярославич, великий князь; июня 15 – Иона митрополит Московский; июля 10 – Антоний Печерский. Из не отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых показаны следующия: сентября 5 – Глеб, князь; сентября 16 – Киприян митрополит; октября 5 – святители: Петр, Алексий и Иона; октября 7 – Сергий 0бнорский; ноября 12 – Нил Сорский ; ноября 27 – Всеволод великий князь Псковской; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; декабря 23 – Филипп митрополит; января 18 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 14 – Михаил князь Черниговский; марта 5 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и сыновья его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 26 – Варсонофий Тверской; марта 30 – Иона митрополит; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 20 – Александр Ошевенский, апреля 30 – Никита Новгородский; мая 2 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 19 – Иоанн князь Углицкий, во иноцех Игнатий, Вологодский чудотворец; мая 26 – Макарий Колязинский; мая 27 – святители: Киприян, Фотий и Иона; июня 3 – Димитрий Царевич и Сретение иконы Димитрия Прилуцкаго; июня 8 – Василий и Константин Всеволодовичи, князья Ярославские; июня 10 – Александр Куштский; июня 13 – Андроник Московский; июня 16 – Нифонт епископ Новгородский; июня 29 – Петр царевич Ордынский; июля 29 – пренесение образа Николая Чудотворца от Корсуни на Рязань; июля 14 – Стефан Махрищский;августа 4 – Петр митрополит; августа 9 – Зосима и Савватий; августа 13 – Максим юродивый Христа ради Московский; августа 14 – Феодосий Печерский . Из славянских святых в святцах рукописи поименованы те же, что и в 1156. Из Богородичных праздников русского происхождения в святцах рукопиен показаны те же, что и в 1156.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых здесь нет следующих: сентября 21 – Димитрий Ростовский ; сентября 30 – Михаил митрополит; декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит; января 28 – Феодосий Тотемский; июля 5 – Феодор Ярославич, князь; июня 15 – Иона Московский; июля 10 – Антоний Печерский. Означенныя памяти не показаны в единоверческих Святцах московской печати 1873 г., печатанных со святцев московской печати 1649 года. Из не отмеченных в Церковном Уставе памятей русских святых в рукописи показаны следующия: сентября 5 – Глеб князь; сентября 16 – Киприан митрополит; октября 5 – святители московские: Петр, Алексий и Иона; октября 7 – Сергий Обнорский; декабря 23 – Филипп митрополит; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 14 – Михаил князь Черниговский; марта 5 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский: марта 26 – Варсонофий епископ Тверской; марта 30 – Иона митрополит; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 20 – Александр Ошевенский; апреля 30 – Никита епископ Новгородский; мая 2 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 19 – Иоанн князь Углицкий, в иноцех Игнатий; мая 26 – Макарий Колязинский; мая 27 – святители Киевские: Киприян, Фотий и Иона; июня 3 – Димитрий Царевич и Сретение иконы Димитрия Прилуцкаго; июня 8 – «обретение мощей Василия и Константина»; июня 10 – Александр Куштский; июня 13 – Андронин Московский; июня 29 – Петр царевич Ростовский; июня 14 – Стефан Махрищский; июля 24 – Борис и Глеб; июля 27 – Николай Кочанов; августа 4 – Петр митрополит; августа 8 – Зосима и Савватий Соловецкие; августа 13 – Максим Московский и августа 14 – Феодосий Печерский . Памяти те же и в упомянутых выше единоверческих Святцах. Заметим, что нет листов с текстом с 16 по 28 ноября включительно. Из славянских святых отмечены те же, что и в процитованных выше единоверческих Святцах, а именно: октября 21 – Иларион Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; января 14 – Савва Сербский ; февраля 14 – Кирилл Катанский; мая 26 – великомученик Георгий новый, пострадавший от царя Селима турского; июня 2 – Иоанн Сочавский; августа 16 – Иоаким Сардипольский. Из праздников Богородичных русского происхождения в святцах отмечены следующие: октября 1 – Покров, октября 22 и июля 8 – Казанской Божией Матери; мая 21, июня 28 и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Божия Матери; июня 26 – Явление иконы Тихвинския Божия Матери; июля 8 – Знамение от иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы в Великом Устюге; июля 9 – Явление иконы Пресвятыя Богородицы в граде Можайске иже на Колоче; июля 28 – Явление иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы; августа 8 – Явление иконы Пресвятыя Богородицы «иже на Толге».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И во второе свое патриаршество Игнатий с большой энергией осуществлял право печалования, являясь, – по свидетельству Никиты Пафлагонского, – защитником обижаемых, скорбя вместе с оскорбленными, помогая бедным и милостиво облегчая, насколько было возможно, их нужду 14 . О патриархе Фотии (857–867 и 878–886 г.) также известно, что он выступал со своими ходатайствами пред императором Михаилом III и кесарем Вардою за низложенного патриарха Игнатия и его сторонников 15 . Затем, патриарх Антоний II Кавлей (893–901 г.) был покровителем бедных, защитником вдов и сирот, ходатаем за угнетенных и преследуемых как пред светскими властями, так и пред самим императором Львом VI Мудрым. Своим покровительственным отношением к пастве патриарх заслужил общее уважение в народе. Император Лев Мудрый также высоко чтил этого добродетельного мужа и охотно исполнял его ходатайства за бедных, несчастных, несправедливо преследуемых и наказанных 16 . Его преемник по кафедре Николай Мистик (901–907 и 911–925 г.), один из наиболее выдающихся патриархов средневековой Византии, заявил себя трудами и в отношении печалования. Так, когда друнгарий византийского флота Евстафий и Карамал проиграли битву с арабами, взявшими (902 г.) г. Таормину в Сицилии, и за это были обвинены в измене и осуждены императором Львом Мудрым на смертную казнь, то патриарх Николай выступил пред василевсом с ходатайством об их помиловании. Просьба патриарха была уважена, и виновные были пострижены в монашество – Карамал в обители Пикридия, а Евстафий – в монастыре Студийском 17 . Затем, из письма патриарха Николая к анфинату Ландульфу, правителю беневентскому (в Италии), видно, что он ходатайствовал за последнего перед императорами Константином VII Порфирородным и Романом I Лакапином и старался снять с него подозрение в измене и восстановить покровительственное к нему отношение со стороны византийских василевсов. И это ходатайство патриарха Николая не осталось тщетным 18 . В XI веке одним из выдающихся патриархов византийских был Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

В месяцеслове отмечены следующие русские и славянские святые:; сентября 16 – Киприян митрополит; сентября 19 – князь Феодор Смоленский и Ярославокий и чада его: Давид и Константинъ; сентября 20 – Михаил, князь Черниговский и боярин его Феодоръ; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; октября 15 – Евфимий, архиепископ Новгородский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион, епископ Меглинский; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11, мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; в рукописи под 11-м ноября замечено: «святых новоявленных мученик Бориса и Глеба от некоего благоверного Феодора Когчина»: ноября 17 – Никон, ученик Сергия Радонежского; ноября 23 – «преподобный отец великий князь Александр Невский»; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; ноября 28 – Феодор епископ Ростовский; декабря 21, июля 1 и 17 и августа 24 – Петр митрополит; января 10 – Павел «Коломенский» (Комельский); января 11, февраля 8 и мая 3 – Феодосий Печерский ; января 11 – Михаил Клопский; января 12– «преподобного Ильи нового чудотворца; положено бысть святое тело его честное в Богоспасаемом граде Москве у чуда вели архистратига Михаила среди града»; января 14 и февраля 16 – Савва Сербский ; января 17 и мая 7 и июля 10 – Антоний Печерский и Антоний Римлянин; января 28 – «преподобного отца Исапа кисаянина епископа бывшаго вели града Киева»; февраля 6 – Иаков епископ Ростовский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; февраля 14 – Кирилл философ; марта 2 – Арсений епископ Тверской; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; марта 17 и мая 26 – Макарий Калязинский; марта 30 – Иона митрополит; апреля 1 – Евфимий Суздальский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 17 – Савватий и Зосима Соловецкие; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 12 – «священие церкви святыя Богородица юже созда благоверный князь Василей с блаженою княгынею Еленою в лето 6490» (?); мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 23 – Никита Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий и Амфилохий Глушицкие; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 3 – «сретение иконы с Москвы на Вологде Дмитрея чудотворца»; июня 9 – Кирилл Белозерских; июня 13 – Андроник ученик Сергия; июля 8 – Прокопий юродивый Христа ради Устюжский; июля 11– Ольга княгиня; июля 15 – князь Владимир; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 2 – Василий блаженный; августа 16 – Яким Порский (Иоаким Сарандопорский, болгарский святой); августа 17 – положение во гроб благоверного князя Константина Улемци; августа 30 – Александр Свирский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. тропари покаянные и молитвы, положенные по стихословии кафизм, особые для каждой из 20-ти (818–834 об.); 116) многомилостивое, цеваемое в праздники Господские и во дни нарочитых святых внегда устав указует, т. е. величания с избранными псалмами (835–856 об.); 117) соборник 12 месяцем (857– 917), т. е. месяцеслов с тропарями и кондаками; в нем делаютея ссылки на уставы Соловецкий и Кириллов. 118) Пасхалия зрячая и Лунное течение (917 об.–929 об.); 119) каноны: а) за единоумершаго и б) за умерших (930–939 об.). Из отмеченных в современном нам Церковном Уставе памятей русских святых в святцах нашей рукописи не значатся следующие: сентября 30 – Михаил, первый митрополит Киевский; ноября 24 – Меркурий Смоленский; декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит: января 10 – Павел Комельский; января 28 – Феодосий Тотемский; января 31 – Никита епископ Новгородский; февраля 4 – Кирилл Новоезерский; июня 5 – благоверный князь Феодор Ярославич; июля 10 – Антоний Печерский. В месяцеслове нашей рукописи отмечены следующие памяти русских святых, которыя не показаны в современном Церковном Уставе; сентября 5 – благоверный князь Глеб; октября 5 – святители: Петр, Алексий и Иона; октября 7 – Сергий Вологодский; ноября 27 – Всеволод, князь Псковской; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; января 17 – Антоний Римлянин, января 28 – Ефрем Новоторжский; марта 5 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 30 – Иона митрополигг; апреля 11 – Варсанофий епископ Тверской; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 30 – Никита епископ Новгородский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 26 – Макарий Калязинский; мая 27 – митрополиты: Киприян, Фотий и Иона; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 3 – Димитрий царевич; июня 13 – Андроник «игумен Всемилостивого Спаса обители иже на Москве на реце Яузе»; июня 29 – Петр царевич Ростовский; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; авгуеста 4 – Петр митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из русских и славянских святых в святцах упоминаются: сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский, новый чудотворец; сентября 19 – новоявленные чудотворцы Феодор князь Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – новоявленные великомученики князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 17 – Никон, ученик Сергия Радонежского; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; января 10 – Павел Обнорский; января 14 – Савва Сербский ; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский, мироточец; февраля 14 – Кирилл философ, учитель словеном; марта 11 – Евфимий, архиепископ Новгородский; марта 17 – Макарий Калязинский; марта 31 – Иона митрополит; апреля 14 – новоявленные мученики Литовские: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 25 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский ; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 26–Муромские князья Константин и чада его: Михаил и Феодор; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 24 – Никита столпник Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский; июня 25 – Муромские князь Петр и супруга его княгиня Феврония, нареченные в иночестве Давид и Евфросиния; июля 2 – «мученик Иоанн новый иже в Белеграде мучившийся»; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир; августа 2 – Василий блаженный Московский; августа 30 – Александр Свирский . Из русских праздников Пресвятыя Богородицы отмечены: ноября 27 – Знамение Пресвятыя Богородицы в Новгороде и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Божия Матери; 17) тропари и кондаки святым: Григорию Селунскому, Евфимию архиепископу Новгородскому, Иоанну архиепископу Новгородскому и Александру Свирскому (182 об.–184 об.); 18) начало святыа великиа Четыредесятница (185–200); здесь приводятся тропари и кондаки, а в великую субботу и стихиры; также канон на плач Богородици на повечернице в великий пяток; 19) служба в неделю Пасхи (200 об.–216); 20) тропари и кондаки воскресиые от недели Фомины до недели Всех Святых включительно (216–219); за кондаком недели Всех Святых следует заметка: «В понедельник по Всех Святых начинаем пост святых апостол Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Незадолго перед своей смертью Войшелг уступил престол Шварну, а сам снова ушел в монастырь. После Шварна, хотя на литовском престоле сидел язычник Тройден, но он терпимо относился к христианству, так что три брата его исповедовали православную веру, а сын Римунд (Лавр) даже принял монашество. Таким образом поступал и язычник Гедимин, объединивший под своей властью кроме Литвы почти все города и княжества западной России (между прочим Киев, Чернигов и западную часть Волыни). Вторая и третья его жены были православные россиянки, дочерей своих он выдавал за христианских князей, а сыновьям (Кориат – Михаил, Наримунд – Глеб, Любарт – Димитрий, Явнут – Иоанн) дозволял жениться на христианках и принимать православие. Из сыновей его Олъгерд занял место отца. Первая его жена Мария Витебская побудила его принять крещение и построить в Витебске две православные церкви но, вступив на великокняжеский престол, он снова обратился к язычеству и даже начал преследовать христиан. При нем пострадали придворные Кумец, Нежило и Круглец (Антоний, Иоанн и Евстафий). Когда Кумец и Нежило отказались принимать участие в жертвоприношении огню, Зничу, Ольгерд приказал бросить их в темницу. Через год старший брат Иоанн, подвергшись болезни, отрекся от христианства, оба были освобождены; но Антоний продолжал упорствовать перед требованиями языческий жрецов и снова был заключен; скоро раскаялся и Иоанн, объявив себя христианином и также был заключен. К страдальцам стекались толпы литовцев и крестились под влиянием их проповеди . Тогда жрецы потребовали казни, и оба брата, после страшных пыток, были повешены (14 января и 24 апреля 1347 года) Подобной же участи вскоре подвергся и Круглец, родственник их, обращенный ими ко Христу по приказанию Ольгерда его били железными прутьями на морозе обливали его холодной водой, переломали ему ноги, отрезали нос и уши, содрали с головы кожу и наконец (13 декабря 1347 года) повесили. Спустя некоторое время Ольгерд, впрочем, переменился в отношении к христианам он подарил им землю, на которой пострадали эти мученики, сам построил церковь Пресвятой Богородицы в Вильне, не возбранял митрополиту Киприану обращать литовцев в христианство и строить христианские храмы, дозволил всем своим сыновьям принять православие и наконец сам перед смертью принял крещение и схиму (1377 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Ольгерд принуждал их остричь волосы на голове и бороде и есть мясную пищу. Но мученики не согласились на то и «тако пострадаша». В стихирах говорится, что все три мученика не позволили брить у себя бороды, тогда как Евстафий, по молодости лет, и не имел ещё её, хотя в особой ему стихире (3-я на Господи воззвахъ) и он прославляется, как пострадавший за сохранение бороды. Странно было бы думать, что мученики Антоний, Иоанн и Евстафий прославляются святой церковью только за сохранение бороды, а не за твёрдое исповедание православной веры, пример чему святые великомученики Георгий Победоносец (†303) и Димитрий Солунский (†306), которые и брили бороды, будучи воинами, но одинаково причислены святой церковью к лику святых. 114. Курение табаку Одним из наиболее часто встречаемых между православными недостатков является курение табаку. Табак, по мнению раскольников, проклятая трава, выросшая из трупа блудницы, и кто его курит, тот из себя Святого Духа турит. Курение табаку – такой тяжкий грех, что с тяжестью его едва ли может сравняться какое-либо другое преступление. Поэтому курителей табаку ждёт самая горькая участь. Понятно после этого, с каким отвращением должны смотреть старообрядцы на курителей табаку. Между тем они нередко видят таких лиц не только между православными мирянами, но и духовенством. Вследствие этого ещё более ожесточаются в своей вражде к православному духовенству и к православной церкви и разражаются хулами и ругательствами против них. Но обвинять православную церковь за недостатки некоторых её членов несправедливо, тем более что она не одобряет, а напротив, старается искоренять пороки. Несправедливо также считать курение табаку ересью и называть табак травой проклятой. Никто как Господь создал в числе других трав и эту траву, без сомнения, на службу скотамъ и человкамъ ( Быт.1:30 ). Было бы богопротивно признавать в диаволе творца какого-либо вещества. Ибо он есть только творец злобы. Старообрядцы для подтверждения своего мнения о табаке ссылаются на слова апостола Павла: корень горести, выспрь прозябаяй ( Евр.12:15 ), где под выражением «корень горести» будто бы следует разуметь табак, и на слова Книги о вере (лист 128), где табак будто бы называется бесовским.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010